Что нужно сделать бюджетному учреждению чтобы перевести закупки на закон no 223 фз
Перейти к содержимому

Что нужно сделать бюджетному учреждению чтобы перевести закупки на закон no 223 фз

  • автор:

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Есть организации, которые не подчиняются 44-ФЗ, но обязаны закупать ТРУ по специальным правилам. Эти правила прописаны в 223-ФЗ. По этому закону закупаются госкомпании, госкорпорации и бюджетные организации, но в исключительных случаях. Рассказываем, в чем особенности 223-ФЗ о закупках и чем его требования отличаются от 44-ФЗ.

Что нового

Организатором торгов, заказчиком по закону № 223-ФЗ, по общему правилу являются крупные компании, получающие государственную поддержку, уставной капитал которых, помимо собственных средств, содержит государственную долю в размере 50 % и более. В связи с этим законодатель предусмотрел ряд антикризисных мер в отношении торгов с участием таких заказчиков.

Организации, в отношении которых введены ограничительные меры или персональные санкции со стороны недружественных государств, обязали не размещать в ЕИС информации о:

  • закупке ТРУ;
  • поставщике, с которым заключен договор.

Запрещено без согласования с уполномоченными органами государственной власти проводить торги в рамках 223 закона следующих ТРУ:

  • иностранное ПО с целью его использования на принадлежащих организации значимых объектах критической информационной инфраструктуры;
  • услуги, необходимые для использования такого ПО.

Правила согласования таких тендеров утверждены ПП № 1478 от 22.08.2022 . Запрет на такие закупки по 223-ФЗ не касается организаций с муниципальным участием.

Правительство рекомендовало заказчикам по закону № 223, при изменении существенных условий «строительных» договоров, учитывать порядок, предусмотренный для таких изменений аналогичных контрактов, заключенных в рамках закона № 44.

Ранее Федеральным законом № 443 внесены поправки в статьи 1 и 8 223-ФЗ , которые распространили его действие на тендеры региональных операторов по обращению с ТКО.

Напомним, что до внесения изменений четко определялось, кто закупает по 223-ФЗ такие услуги. Торги проводили только организации из сферы обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Это определение уже, чем сейчас, следовательно, ряду новых заказчиков придется начать соблюдать требования закона для отдельных юрлиц.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы актуализировать положения без ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Заказчики по 223-ФЗ

Заказчик по 223 закону — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и более. Положения части 2 статьи 1 закона дает список организационно-правовых форм тех организаций, кто может быть заказчиком по 223-ФЗ. К их числу относят, к примеру:

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т.д.
  5. Автономные учреждения.
  6. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.

Кроме этого, Минфин ежегодно публикует Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок, в котором в числе прочего отражается полный перечень тех, кто является заказчиком по 223-ФЗ за отчетный период. В отчете за 2022 год указаны такие сведения:

Полный список заказчиков по 223-ФЗ

Из числа крупнейших заказчиков по 223-ФЗ выделим такие корпорации, как:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Чтобы исключить риски злоупотребления своим положением, процедура торгов для таких компаний строго регулируется 223-ФЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р утвержден список заказчиков по 223-ФЗ, имеющих право участвовать в торгах для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень включает в себя исчерпывающую информацию о ФГУП, уполномоченных на участие в таких торгах.

Распоряжение № 2931-р

  • как составить положение о закупках по актуальным правилам;
  • как составить и изменить план закупок по ФЗ 223;
  • все последние изменения в 223-ФЗ.

Как стать заказчиком по 223-ФЗ

Следует обратить внимание, что ряд заказчиков вправе осуществлять закупки по обоим закупочным законам. Такой выбор обусловлен источником финансирования. В качестве примера приведем бюджетные учреждения. В большинстве своем они используют 44-ФЗ, это процедуры с использованием бюджетных и иных средств. Но они вправе работать и по 223-ФЗ. К таким случаям относят:

  • если договор оплачивается за счет выделенных грантов;
  • если бюджетное учреждение является исполнителем по заключенному договору;
  • договор оплачивается за счет средств от приносящей доход деятельности.

Законодатель устанавливает одно принципиальное правило, регламентирующее, что нужно сделать бюджетному учреждению, чтобы провести закупки на закон № 223-ФЗ. Для этого учреждению необходимо разработать и разместить до начала года в ЕИС положение о закупке. Если этого не сделать, то все закупки вне зависимости от источника финансирования проводятся по закону № 44. Итак, чтобы участвовать в процедуре в роли заказчика, вам необходимо:

  • в первую очередь соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 1 закона;
  • если у вас нет квалифицированной электронной подписи, то получите ее;
  • зарегистрируйтесь в реестре заказчиков;
  • особенностью является обязательное наличие внутреннего документа заказчика — положения о закупке. Разработайте его. Содержание и порядок утверждения положения регулируется ч. 2, 3 ст. 2 ФЗ № 223 . Подготовленный и утвержденный документ публикуется в ЕИС;
  • подготовьте и опубликуйте план закупок за 2023 год. В план необходимо внести раздел об обязанности приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков.
  2. Все документы публикуются не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме тендеров, связанных с гостайной).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых менее 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб.

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и корпорация развития малого и среднего предпринимательства вправе обратиться в контролирующие органы, чтобы подать жалобу на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах у субъектов МСП.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2023 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС ( ст. 23.83 КоАП РФ ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ Сумма на должностное лицо, руб. Сумма на юрлицо, руб. Основание по КоАП
Закупка проведена не в электронной форме, хотя должна была проводиться в электронной От 10 000 до 30 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, хотя должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее необходимо было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3
Нарушены сроки публикации информации о закупках От 2000 до 5000 От 10 000 до 30 000 Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3
Нарушены сроки публикации изменений От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3
Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству От 2000 до 3000 От 5000 до 10 000 Ч. 7 ст. 7.32.3
Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией От 2000 до 3000 От 5000 до 10 000 Ч. 8 ст. 7.32.3
Нарушение заказчиком сроков оплаты ТРУ От 30 000 до 50 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 9 ст. 7.32.3
Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП От 10 000 до 15 000 От 30 000 до 50 000 Ст. 19.7.2-1
Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС) От 30 000 до 50 000 От 300 000 до 500 000 Ч. 7.2 ст. 19.5

Все НПА из этой статьи в КонсультантПлюс

Жмите на ссылку, чтобы открыть документ в КонсультантПлюс.
Если у вас нет доступа в систему, сразу получите его на 2 дня.

Как провести закупку по 223-ФЗ?

С 1 декабря иностранным агентам запрещено участвовать в корпоративных закупках по 223-ФЗ. В рекомендации – алгоритм, как провести конкурентную и неконкурентную закупку по Закону № 223-ФЗ. Для каждого этапа специалисты подготовили подробную инструкцию, сложные вопросы разобрали в ситуациях. Дополнительно отметили закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП. Учли изменения, что были приняты в 2022 году.

Чтобы провести закупку по Закону № 223-ФЗ, опишите в положении способы и порядок закупок. Далее подготовьте техзадание, рассчитайте НМЦД, включите закупку в план и создайте закупочную комиссию. Проведите открытую или закрытую закупку либо выберите поставщика на электронной площадке. Соблюдайте правила для торгов среди МСП. По итогам закупки заключите договор с победителем, а затем разместите отчет в ЕИС. Детально закупочные процедуры опишите в положении.

Опишите порядок закупок в положении

В положение внесите сведения по каждому способу закупки. Напишите:

  1. Способы закупки.
  2. Случаи, когда выбираете тот или иной способ.
  3. Порядок закупки.

Включите в положение торги – конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Конкурс и аукцион бывают открытыми, закрытыми и электронными. Запрос котировок и запрос предложений – электронными и закрытыми. При необходимости предусмотрите в положении другие конкурентные способы закупки. Например, конкурентные переговоры. Об этом сказано в части 3.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Закупка конкурентная, если одновременно соблюдаете три условия:

  1. публикуете сведения о закупке в ЕИС или отправляете приглашенияпотенциальным участникам;
  2. обеспечиваете конкуренцию за право заключить договор по итогам закупки;
  3. описываете предмет закупки с учетом требований, которые перечислены ниже.

Предусмотрите неконкурентные закупки, например закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Перечислите все случаи, когда вправе заключить сделку с едпоставщиком. Такие правила описаны в частях 2–3.2 статьи 3 и статье 3.6 Закона № 223-ФЗ.

C 1 июля 2022 года все заказчики могут проводить неконкурентные закупки по правилам электронного магазина. Закупать можно любые товары, работы и услуги, но сумма закупки не должна превышать 20 млн руб. Схему нового способа описали в пункте 20.1 постановления от 11.12.2014 № 1352.

Напишите случаи, когда проводите закупку тем или иным способом. Например, компания «РЖД» в положении о закупке описала условия для выбора способа закупки:

Закупка

Когда проводят

Важны несколько условий исполнения договора

Открытый двухэтапный конкурс

Необходимы переговоры с участниками, чтобы уточнить требования к предмету закупки или к участникам

Важна только цена договора, или заказчик однозначно сформировал требования к продукции, в том числе определил товарный знак и написал в документации «или эквивалент»

Действует одно из условий:

важна только цена договора, при этом сроки закупки не позволяют провести аукцион;

у продукции есть действующий функционирующий рынок;

не состоялся аукцион, при этом повторный аукцион нельзя провести из-за сжатых сроков, и заказчик не заключил договор с едпоставщиком;

важна только цена договора, при этом заказчик докупает продукцию по расторгнутому договору

Действует одно из условий:

важны несколько условий договора, при этом сроки не позволяют провести конкурс;

нельзя провести запрос котировок, так как продукция сложная;

не состоялся конкурс, при этом повторный конкурс нельзя провести из-за сжатых сроков, и заказчик не заключил договор с едпоставщиком;

важны несколько условий договора, при этом заказчик докупает продукцию по расторгнутому договору

Открытую конкурентную закупку проводите в бумажной или электронной форме. Укажите в положении закупки, которые вправе проводить в бумажной форме, иначе заказчик вправе проводить только электронные процедуры. Обязательно закупайте продукцию на электронной площадке, если товар, работа или услуга входят в перечень из постановления Правительства от 21.06.2012 № 616. Правила установлены частями 2 и 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Продукцию закрытыми способами закупайте, когда:

  • сведения о закупке составляют гостайну;
  • закупку проводят в рамках гособоронзаказа. Правило касается заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры;
  • не публикуют по решению Правительства или координационного органа Правительства (п. 2 и 3 ч. 8 ст. 3.1 и ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).Пропишите порядок для каждого этапа конкурентной закупки. Напишите:
  • Об этом сказано в части 1 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ.
  • сроки публикации извещения и документации либо сроки для отправки приглашений участникам (для закрытых закупок);
  • требования к содержанию, составу и оформлению заявки;
  • право изменить извещение, документацию или отменить закупку;
  • порядок, в котором рассмотрите и оцените заявки, проведете аукцион;
  • требования к протоколам и срокам их публикации в ЕИС;
  • порядок и сроки заключения договоров.Составить положение о закупке помогут рекомендации:Как сформировать, изменить и разместить положение о закупке в ЕИСПодпадают ли под 223-ФЗ закупки товаров, которые приобретают для перепродажиЮридические лица обязаны проводить закупки любых товаров с учетом положений Закона № 223-ФЗ независимо от того, закупают товары для собственного потребления или для дальнейшей перепродажи (письмо от 02.09.2011 № Д28-317). В другом письме Минэкономразвития разъяснило, что закупку любых товаров, работ, услуг заказчик должен проводить по правилам из Закона № 223-ФЗ. Закон распространяется на все закупочные процедуры заказчика, которые составляют его хозяйственную деятельность, кроме исключений. Правило распространяется и на закупки для прочей деятельности предприятия, которая не относится к выполнению регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (письмо от 05.12.2011 № Д28-647).Попадает ли под 223-ФЗ возмещение сотрудникам расходов на найм жильяВ статье 165 ТК указываются случаи предоставления работникам гарантий и компенсаций. Устанавливается, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК (гарантии при приеме на работе, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
  • Согласно статье 164 Трудового кодекса (ТК), компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых, или иных обязанностей, предусмотренных ТК и другими федеральными законами.
  • СИТУАЦИЯ
  • Да, подпадают. Закон № 223-ФЗ распространяется на все закупки заказчиков вне зависимости от суммы, предмета закупки, источника финансирования или цели приобретения продукции. Под 223-ФЗ не попадает лишь выплата зарплаты штатным работникам, уплата налогов, сборов и других обязательных платежей, а также закупки, которые прямо исключены из случаев применения закона. Исключения прописаны в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.
  • СИТУАЦИЯ
  • Как разработать и утвердить положение о закупке
  • Отдельно опишите порядок закупок у МСП. Закупки для МСП проводят все заказчики. Исключение – только те, которые сами относятся к МСП. За год нужно набрать долю участия МСП минимум 25 процентов стоимостного объема всех договоров и 20 процентов – по закупкам среди МСП. Требования к конкурентным закупкам перечислены в статьях 3.2–3.5 Закона № 223-ФЗ.
  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с получением образования и др.Данный факт рекомендуется фиксировать в трудовых договорах, заключаемых с такими работниками (также с указанием размера такого возмещения). То есть в таком случае речь идет о выплатах в рамках трудовых отношений, на которые распространяются нормы трудового законодательства, что должно быть соответствующим образом документально оформлено работодателем.Составьте техзадание
  • Прежде чем выбирать поставщика, подрядчика или исполнителя, опишите предмет закупки. Для этого составьте техническое задание или другой документ, например смету. Смотрите, что необходимо включить в описание предмета закупки, а чего включать нельзя.
  • Если осуществление такого возмещения планируется учитывать как закупки по Закону № 223-ФЗ, то они должны осуществляться в соответствии с требованиями данного закона и положением о закупке (закупка заказчиком услуг по аренде).
  • При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Таким образом, если указанные выплаты предусмотрены локальными нормативными актами работодателя (например, коллективным договором), например, для работников, переехавших на место работы из другой местности, то данные выплаты (возмещения) не попадают под действие Закона № 223-ФЗ. В таком случае они являются компенсациями, в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Необходимо включить:

Включать нельзя:

· характеристики предмета закупки;

· количество товара, объем работ или услуг;

· срок и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

· другие сведения в зависимости от объекта закупки

· товарные знаки, но есть исключения;

Запреты действуют, если условия необоснованно ограничат количество участников. При этом требования из списка заказчик вправе включить, когда нет другой возможности более точно прописать характеристики объекта закупки.

Если решили указать товарный знак, напишите фразу «или эквивалент». Есть четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно:

  1. Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете. Например, используете в работе принтер конкретной марки и необходимы только оригинальные картриджи к принтеру. В техзадании можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент».
  2. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете. Например, закупаете зарядные устройства для ноутбуков или мобильных телефонов. Тогда в документации вправе прописать требование к товарному знаку.
  3. Закупаете товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ.
  4. Закупаете товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.

Такие правила перечислены в части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о том, как описать предмет закупки по Закону № 223-ФЗ, читайте в рекомендации.

СИТУАЦИЯ

Вправе ли бюджетное учреждение закупить товар, бывший в употреблении, по 223-ФЗ

Да, вправе. Заказчик устанавливает требования к закупаемой продукции на свое усмотрение. Ни запрета закупать б/у товары, ни условий, что объект закупки должен быть новым, в Законе № 223-ФЗ нет. В техническом задании сделайте оговорку, что закупаете бывший в употреблении товар. Установите цену с учетом, что продукция не новая. Вывод следует из части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Рассчитайте НМЦД

Начальную (максимальную) цену договора формируйте на этапе планирования. Когда будете проводить закупку, уточните сведения. Если цена продукции изменится более чем на 10 процентов от планируемой, внесите изменения в план закупки. Об этом сказано в подпункте «б» пункта 8 правил из постановления от 17.09.2012 № 932.

В извещении и документации максимальную цену договора укажите одним из трех способов:

  1. Начальная (максимальная) цена договора.
  2. Формула расчета сумм, которые заплатите поставщику при исполнении договора, и максимальная цена договора.
  3. Цена единицы товара, работы или услуги и максимальная цена договора.

НМЦД рассчитывайте методами и в порядке согласно положению о закупке. Методы расчета возьмите по аналогии с Законом № 44-ФЗ или разработайте свои. Например, используйте методы:

  • анализ рынка;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.
  • Формулу цены используйте, когда точную цену единицы продукции на момент поставки определить невозможно. При этом в извещении и документации напишите:
  1. формулу цены – правила расчета сумм, которые заплатите поставщику в ходе исполнения договора;
  2. максимальное значение цены договора. Это лимит, на который можете закупить продукцию в рамках договора. Например, максимальное значение цены договора в 150 000 руб. означает, что можете купить товар на 150 000 или меньше, скажем, на 130 000 руб.

Если неизвестно точное количество продукции, которое закупите, в извещение и документацию включите максимальную цену и цену единицы продукции.

Рассчитать НМЦД поможет рекомендация.

Включите закупку в план

Чтобы провести закупку, включите ее в план. Заказчики по Закону № 223-ФЗ вправе заключать только договоры, которые предусмотрели планом. Не нужно вносить в план закупки, которые перечислены в таблице.

Закупки, неразмещение в ЕИС которых закреплено на законодательном уровне

Часть 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ:

· закупки с гостайной;

· закупки в рамках гособоронзаказа на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, утилизацию вооружения, военной и спецтехники;

· закупки на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры

Закупки, которые не размещают в ЕИС по решению заказчика

Пункты 1–3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ:

· малые закупки до 100 000 и 500 000 руб.;

· услуги по привлечению во вклады денег организаций, включая размещение депозитных вкладов;

· получение кредитов и займов;

· доверительное управление деньгами и имуществом;

· выдача банковских гарантий и поручительств;

· открытие и ведение счетов, в том числе аккредитивов;

· закупки на право заключить договор купли-продажи, аренды и субаренды, доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, другой договор, по которому переходят права владения и пользования недвижимым имуществом

Экстренные закупки, потребность в которых возникла вследствие ЧС

Часть 5.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:

· закупки из-за аварии или других чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;

· закупки для срочного медицинского вмешательства;

· закупки для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Перечисленные закупки вносят в план после того, как пройдет процедура

Правила следуют из части 5.1 статьи 3, частей 15, 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

16 ноября 2022 года из перечня исключили закупки по решению Правительства. С указанной даты заказчик включает такие закупки в план, но информацию о них не публикуют на официальном сайте ЕИС. Если все закупки заказчика проходят на основе решения Правительства, то план полностью не публикуйте на официальном сайте. Ранее указанные закупки в план не включали (постановление от 31.10.2022 № 1946).

Заказчики по Закону № 223-ФЗ формируют и публикуют в ЕИС два плана закупки:

  • годовой – план закупки товаров, работ, услуг;
  • долгосрочный – план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств.Составить и разместить в ЕИС план закупки поможет рекомендация.Установите требования к участникам закупки согласно положению. Нельзя включать в извещение и документацию требования, которые не предусмотрели в положении. На свое усмотрение установите требование, чтобы сведений об участнике не было в реестре недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ и в реестре по Закону № 44-ФЗ. Об этом сказано в частях 6 и 7 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.С 1 декабря 2022 года участвовать в закупках запретили иностранным агентам. Заявки участников, которые не отвечают требованию, подлежат отклонению. Статус иностранного агента можно проверить в Едином реестре иноагентов, размещенном на официальном сайте Минюста. Новое требование заказчики должны включать в извещение или документацию о закупке. Формулировку смотрите в примере (Закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ, Закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ).Как установить требование, что участник не иностранный агентС 3 мая 2022 года запретили заключать сделки с компаниями и физическими лицами, которые находятся под российскими санкциями, и с подконтрольными им лицами (Указ Президента от 03.05.2022 № 252). Перечень конкретных лиц, с которыми запрещено заключать и исполнять сделки, утвердило правительство в постановлении от 11.05.2022 № 851.ПРИМЕР«Участниками закупки не могут быть юридические или физические лица, в отношении которых применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо организации, которые находятся под контролем таких лиц».Предъявляйте особые требования к составу заявки участников конкурентной закупки в электронной форме среди МСП. Требовать иные документы и информацию от участника такой закупки нельзя. Какие сведения можно запросить у субъекта МСП, читайте в рекомендации.К таким требованиям относятся:2) наличие за последние пять лет до даты подачи заявки опыта исполнения хотя бы одного договора (с учетом правопреемства):
  • 1) отсутствие сведений об участнике закупки в РНП по законам № 223 и № 44-ФЗ (п. 1 ч. 1 приказа);
  • С 29 марта 2021 года по 29 марта 2027 года устанавливайте специальные квалификационные требования к участникам закупок товаров, работ, услуг по незавершенным объектам строительства, права на которые переданы в порядке банкротства. Обязательные квалификационные требования определены в приказе Минстроя от 21.12.2020 № 810/пр.
  • Подробнее о том, какие требования можно установить к участникам закупок, смотрите в отдельном материале.
  • Как установить требование об отсутствии участника под российскими санкциями
  • В извещение или документацию включите специальное требование к участникам закупок. Смотрите пример формулировки.
  • «Участниками закупки не могут быть юридические или физические лица, которые признаны иностранными агентами согласно Федеральному закону от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»».
  • ПРИМЕР
  • Например, Министерство социальной защиты населения Амурской области в типовом положении для автономных учреждений прописало такие требования к участникам закупки:
  • Установите требования к участникам закупки
  • План закупки товаров, работ, услуг формируйте на год. План закупки инноваций – от пяти до семи лет. В какие сроки составить планы – определяйте сами. Вывод следует из частей 2 и 3 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и пункта 10 правил, которые Правительство утвердило постановлением от 17.09.2012 № 932.
  • на выполнение работ по подготовке проектной документации или выполнение инженерных изысканий;
  • поставку товаров, выполнение работ или услуг, сопоставимых с предметом закупки;
  • выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства. Такой договор нужен, если закупаете работы по строительству объекта долгостроя с НМЦД выше 10 млн руб.
  • Стоимость последнего договора должна составлять не менее:
  • 50 процентов НМЦД, если цена превышает 10 млн руб.;
  • 30 процентов НМЦД, если цена больше 50 млн руб. Чтобы проводить конкурентную закупку, создайте комиссию. Порядок, в котором создадите комиссию, функции комиссии напишите в положении. Опишите правила, по которым работает комиссия:
  • Создайте комиссию по закупкам
  • Такие квалификационные требования нужно применять к участникам конкурентных закупок, которые объявили после 28 марта 2021 года.
  • сколько участников необходимо для кворума;
  • какие решения принимает комиссия;
  • как комиссия оформляет решения.Разработайте извещение и документациюВ извещение включите информацию:
  • Для конкурентной закупки разработайте извещение и документацию. Когда проводите запрос котировок – только извещение.
  • Заказчики обязаны создавать комиссию, чтобы выбрать поставщика при конкурентной закупке. Обязанность установлена в части 8 статьи 3.2 и части 2 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Способ закупки

Конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, другой способ согласно положению

Сведения о заказчике

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, e-mail, телефон

Предмет договора

Краткое описание, количество товара или объем работ, услуг.

С 1 июля 2022 года можно одновременно закупить подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, строительство, реконструкцию, капремонт и поставку оборудования для эксплуатации объекта капстроительства

Место поставки

Место, куда контрагент поставит товары или где выполнит работы, окажет услуги

НМЦД

Начальная (максимальная) цена договора, или формула цены и максимальная цена договора, или цена за единицу продукции и максимальная цена договора

Обеспечение заявки и договора

Размер обеспечения, требования к обеспечению, условия независимой гарантии (ч. 25–27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

В конкурентной закупке в электронной форме среди МСП и самозанятых для обеспечения заявок и исполнения договора предоставляют независимую гарантию. Ее выдает гарант из части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ (ст. 1 Закона № 109-ФЗ)

Предоставление документации

Срок, место и порядок предоставления документации участникам, размер, порядок и сроки оплаты документации, если взимаете плату

Подача заявок

Порядок, в котором участники подают заявки. Даты начала и завершения подачи заявок на закупку или этап конкурентной закупки. Порядок, в котором подведете итоги закупки или этапов. Форма заявки при электронном запросе котировок (ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ)

Электронная площадка

Адрес электронной площадки

Другие сведения

Дополнительные сведения согласно положению о закупке

В документацию внесите сведения:

Требования к предмету закупки

Безопасность, качество, технические и функциональные характеристики предмета закупки.

С 1 июля 2022 года в описание объекта закупки можно включать название страны происхождения товара (письмо Минфина от 05.09.2022 № 24-07-07/86080).

Размер, упаковка, отгрузка товара.

Описание участниками товаров, работ и услуг.

Описание предмета закупки по правилам части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ

Условия поставки

Место, условия и сроки либо периоды поставки товара, выполнения работы, оказания услуги

НМЦД

Начальная (максимальная) цена договора, или формула цены и максимальная цена договора, или цена за единицу продукции и максимальная цена договора.

Обоснование НМЦД, цены за единицу товара, работы или услуги. Напишите, учитываете ли расходы на перевозку, страхование, таможенные пошлины, налоги и другие обязательные платежи

Обеспечение заявки и договора

Размер обеспечения, требования к обеспечению, условия независимой гарантии (ч. 25–27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

В конкурентной закупке в электронной форме среди МСП и самозанятых для обеспечения заявок и исполнения договора предоставляют независимую гарантию. Ее выдает гарант из части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ (ст. 1 Закона № 109-ФЗ)

Оплата

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Оплатить договор нужно в срок не более семи рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документы о приемке. Иной срок оплаты можно установить в положении о закупке. В этом случае в положение включают:

· перечень товаров, работ, услуг, которые оплатите позже семи рабочих дней;

· порядок определения иного срока оплаты (подп. «а» п. 1 ст. 1 Закона № 104-ФЗ)

Подача заявок

Порядок, в котором участники подают заявки. Даты начала и завершения подачи заявок на закупку или этап. Порядок, в котором подведете итоги закупки или этапов.

Требования к содержанию, оформлению и составу заявки (ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ)

Требования к участникам

Требования к участникам согласно положению о закупке (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Требования к участникам и субподрядчикам, документы, которые обязаны представить участники, при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства и закупке продукции, связанной с использованием атомной энергии

Разъяснения документации

Форма, порядок разъяснения документации. Дата и время, когда завершите предоставлять участникам разъяснения

Рассмотрение предложений участников

Дата, когда рассмотрите предложения участников и подведете итоги закупки

Оценка заявок

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок

Другие сведения

Дополнительные сведения согласно положению о закупке, например шаг аукциона

Такие требования перечислены в части 9 статьи 3.2 и частях 9 и 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о том, как составить извещение и документацию конкурентной закупки, читайте в рекомендации.

СИТУАЦИЯ

Вправе ли стороны в договоре по 223-ФЗ установить аванс при наличии финансирования

По договорам со сроком исполнения в 2022 году заказчикам рекомендовали устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от НМЦД (письмо Минфина от 19.04.2022 № 28-05-07/34796)

В Законе № 223-ФЗ запрета нет, порядок авансирования не определен, однако указано, что документация о закупке должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Об этом сказано в пункте 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Ситуацию, когда заказчик в документации устанавливает право выплатить аванс при наличии финансирования, специалисты антимонопольной службы рассматривают неоднозначно. Часть специалистов считают, что такое право не противоречит Закону № 223-ФЗ, часть – считают нарушением.

Например, Кемеровское УФАС в решении от 02.12.2016 № 153/05-18.1-2016 признало правомерными действия заказчика, который в документации предусмотрел право выплатить аванс при наличии финансирования.

Другая ситуация – антимонопольный орган выявил нарушения пункта 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Контролер пояснил, что в договоре надлежащим образом не был установлен порядок оплаты товара, работы, услуги. Согласно условиям договора, застройщик на основании письменного обращения заказчика вправе перечислить авансовый платеж в размере не более 30 процентов от цены договора, но не более суммы принятого обязательства, подлежащего исполнению в текущем финансовом году. Заказчику выписали штраф по части 7 статьи 7.32.3 КоАП (постановление ФАС от 08.12.2016 № 17/84793/16).

Анализ судебной практики показал, что документация должна содержать конкретный размер аванса. Так, например, Арбитражный суд Москвы счел действия заказчика, который в документации предусмотрел право выплатить аванс до 30 процентов, неправомерными. Суд пояснил: формулировка «до 30 процентов» фактически означает, что аванс может составить как, например, 25, так и 10 процентов либо не выплачиваться совсем. Такое условие вносит неопределенность в вопрос оплаты работ по договору. Отсутствие в документации о закупке конкретного размера аванса приводит к ограничению количества участников закупки, что не отвечает принципам закупок по Закону № 223-ФЗ (решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015 № А40-164262/2014).

Проведите закупку

Закупку проводите способом и в порядке согласно положению. Если проводите открытую или электронную конкурентную закупку, опубликуйте в ЕИС извещение, документацию и проект договора. При запросе котировок опубликуйте только извещение и проект договора. Когда проводите закрытые закупки, сведения в ЕИС не публикуйте, а участникам направьте приглашения.

Соблюдайте сроки публикации извещения. При закупках у МСП сроки короче.

Способ закупки

Минимальный срок при общих закупках

Минимальный срок при закупках у МСП

15 календарных дней

7 календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.

5 рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.

4 рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Перечисленные правила следуют из частей 17, 19, 21, 23 статьи 3.2, части 1 статьи 3.5 и части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Если НМЦД превышает 5 млн руб., заказчик вправе потребовать обеспечить заявку. Право предусмотрите в положении о закупке. Размер обеспечения не должен превышать 5 процентов НМЦД (ч. 25 и 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Претенденты вправе направить запрос с просьбой разъяснить документацию. В течение трех рабочих дней с даты, когда получили запрос, опубликуйте в ЕИС разъяснения. Напишите предмет запроса, но автора не указывайте. Отвечайте на запросы, которые получили не позднее чем за три рабочих дня до даты, когда завершите принимать заявки. Если участник направит запрос позже, давать или нет разъяснения – решайте сами. Такие правила перечислены в частях 2–4 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о том, как разъяснить документацию, читайте в рекомендации.

При необходимости внесите в извещение и документацию изменения. Новую версию извещения и документации опубликуйте в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты, когда решили внести правки. Продлите срок подачи заявок. Между датой правок и последним днем приема заявок оставьте не менее половины первоначального срока подачи заявок. Об этом сказано в части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Отмените закупку, если необходимо. Сделать это возможно до даты и времени, когда завершите принимать заявки. Например, принимаете заявки на конкурс до 2 октября 14:00. Позже этого срока закупку отменить нельзя. Если срок приема заявок истек, заказчик вправе отменить закупку, если наступили обстоятельства непреодолимой силы. Если заключили договор, то отменить закупку нельзя. Отменяйте закупку полностью или по отдельному лоту. Решение отменить закупку опубликуйте в ЕИС в тот же день, когда приняли. Правила перечислены в частях 5–7 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Примите, а затем рассмотрите заявки по правилам, которые предусмотрели в положении о закупке. Когда проводите конкурс или запрос предложений, установите критерии оценки заявок согласно положению. Перечень критериев и порядок оценки напишите в документации и применяйте ко всем участникам одинаково (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

В ходе закупки составляйте протоколы – этапа закупки, итоговый протокол. Протоколы опубликуйте в ЕИС не позднее чем через три дня с даты, когда подписали (ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Подробнее о правилах открытых конкурентных закупок читайте в рекомендациях:

Как провести конкурентную закупку по 223-ФЗ

Как рассматривать и оценивать заявки при закупках по 223-ФЗ

Когда проводите электронную закупку, соблюдайте общие правила для конкурентных закупок. Документами заказчик и участник обмениваются на электронной торговой площадке. Заказчик через ЭП:

  • публикует разъяснения извещения и документации;
  • получает доступ к заявкам участников;
  • сопоставляет ценовые предложения и дополнительные ценовые предложения;
  • формирует проекты протоколов.
  • Участники направляют:
  • заявку на закупки;
  • запросы на разъяснения извещения и документации.Конкурентную закупку среди МСП проводите торгами на электронной площадке. Перечень площадок Правительство утвердило распоряжением от 12.07.2018 № 1447-р (ч. 1 и 2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).Заказчик вправе разбить электронный конкурс на этапы. На свое усмотрение включите в конкурс:Этап 2 – обсуждение с участниками предложений из заявок, которые они подали.Этап 4 – принятие и сопоставление дополнительных ценовых предложений.Заявка МСП на конкурс и запрос предложений состоит из двух частей и ценового предложения. Что включают в заявку, смотрите в таблице.
  • Торги при электронном аукционе проводит оператор электронной площадки. Заказчик устанавливает шаг аукциона – величину, на которую участники снижают НМЦД. Шаг аукциона выберите в пределах от 0,5 до 5 процентов НМЦД и напишите в документации. Например, выбрали шаг аукциона в 2 процента при НМЦД 2 млн руб. В этом случае участники снижают цену на 40 000 руб. (2 000 000 × 2 %).
  • Этап 3 – рассмотрение и оценка заявок с окончательными предложениями.
  • Этап 1 – обсуждение с участниками функциональных характеристик продукции, других условий договора.
  • Применяйте общие правила закупок и правила закупок в электронной форме. Соблюдайте минимальный срок, в который участники подают заявки.
  • Об этом сказано в части 1 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ. Подробнее об электронных закупках читайте в материале.

Первая часть заявки

Описание продукции, которую поставит участник. Документы для оценки заявки. Нельзя указывать сведения об участнике, о том, отвечает ли он единым квалификационным требованиям. Нельзя указывать сведения о цене

Вторая часть заявки

Сведения об участнике и о том, отвечает ли он квалификационным требованиям. Окончательное предложение по функциональным характеристикам товара, качеству работы, услуги, другим условиям договора

Ценовое предложение

Предложение участника о цене, по которой он готов выполнить условия договора

Заявка МСП на запрос котировок состоит из одной части и ценового предложения. В первую часть участник включает согласие:

  • выполнить работы или оказать услуги на условиях проекта договора (при закупке работ или услуг);
  • поставить товар конкретной марки на условиях договора (при закупке товара);
  • поставить эквивалентный товар на условиях проекта договора (при закупке товара).Заявки от участников принимает оператор, затем передает заказчику. Если отменили закупку, оператор не перешлет заявку.Как провести конкурентную закупку среди МСПЧтобы провести закрытую закупку, направьте приглашения возможным участникам. Сведения о закупке не размещайте в ЕИС. Приглашения направьте минимум двум участникам в тот же срок, в который при открытых закупках публикуют извещения. Вместе с приглашениями передайте участникам закупочную документацию. Об этом сказано в частях 2 и 3 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ.При закрытых закупках с гостайной приглашайте участников только с лицензией на работы с гостайнойПодробнее о закрытых закупках читайте в рекомендациях:Как провести закупку по 223-ФЗ с гостайнойСИТУАЦИЯНет, не отклоняйте. Если производитель товара – это страна происхождения товара, то, например, по постановлению № 925 возможность отклонения заявки за отсутствие страны не предусмотрена. В данном случае такая заявка будет считаться заявкой с товаром иностранного производства. В постановлении № 2013 также не предусмотрено отклонение заявок за отсутствие страны. Если положением и документацией было установлено обязательное указание в составе заявки производителя товара, а также по положению допускается последующее отклонение заявки по этой причине, то заказчик вправе отклонить заявку как не соответствующую требованиям документации (решение ФАС от 18.09.2020 № 17/81450/20).Вправе ли участник по 223-ФЗ предоставить в заявке выписку из ЕГРЮЛ, распечатанную с сайта налоговойПри рассмотрении заявки заказчик должен руководствоваться требованиями положения и документации о закупке. Если в положении и документации заказчик установил, что участник в составе заявки предоставляет выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо их нотариально заверенные копии, то участник не вправе предоставлять выписку, распечатанную с сайта налоговой. Вывод следует из части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Позицию подтвердили УФАС Новгородской области в определении от 27.07.2018 по делу № А-15/18, Минэкономразвития в письме от 09.09.2016 № Д28и-2310.УФАС признало действия заказчика неправомерными. Антимонопольный орган пояснил, что копию выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе нельзя считать оригиналом выписки. Проверить подлинность такой выписки и подлинность сведений об усиленной квалифицированной подписи лица, ее подписавшего, не представляется возможным.Размещать ли в ЕИС закупку аренды по 223-ФЗЕсли закупаете аренду движимого имущества, например оборудования, то нужно разместить сведения о закупке в ЕИС (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).Договор подпишите с победителем конкурентной закупки или со вторым участником, если победитель уклонился от сделки. Соблюдайте сроки – договор заключите не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговый протокол.
  • Сдвигайте сроки только в двух случаях:
  • Заключите договор
  • Нет, не нужно размещать в ЕИС закупку аренды по 223-ФЗ, но только когда закупаете аренду недвижимости (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
  • СИТУАЦИЯ
  • Заказчик объявил открытый конкурс. В документации заказчик установил, что участник в составе заявки должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо нотариально заверенную копию такой выписки. Участник приложил к заявке копию выписки, распечатанную на бумажном носителе с сайта налоговой. Документ участник заверил подписью генерального директора. Заказчик допустил заявку.
  • Да, вправе, но при одном условии: если право заказчик прописал в документации и положении о закупке. В противном случае заявку с выпиской, распечатанной с сайта налоговой, отклоните.
  • СИТУАЦИЯ
  • Отклонить ли заявку, если в ней не указан производитель товара по Закону № 223-ФЗ
  • Договор с едпоставщиком заключайте только по основаниям, которые предусмотрели в положении о закупке. Подробнее о неконкурентных закупках читайте в рекомендации.
  • Как провести закрытую закупку
  • Предварительно запросите у претендентов сведения о лицензии.
  • ВНИМАНИЕ
  • Как проводить закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ
  • Правила закупок среди МСП прописаны в статье 3.4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о закупках среди малого и среднего бизнеса читайте в рекомендациях:
  • Кроме того, заявка содержит другую информацию согласно извещению о запросе котировок. Например, участник в составе заявки подает документы, которыми подтвердит, что отвечает требованиям к претендентам.
  1. Необходимо получить одобрение органа управления.
  2. На заказчика, комиссию или оператора ЭП подали жалобу в ФАС.

В перечисленных случаях заключите сделку не позднее чем через 5 календарных дней с даты, когда получили одобрение или антимонопольный орган вынес решение.

При неконкурентной закупке срок заключения договора — не более 20 календарных дней со дня, когда заказчик принял решение заключить сделку. Если на заказчика подали жалобу, договор нужно заключить в течение 20 календарных дней со дня вступления в силу решения ФАС или суда.

Заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками. Случаи и порядок предусмотрите в положении о закупке.

При закупках у МСП договор заключайте на электронной площадке. Направьте участнику проект договора без подписи. Победитель вправе составить протокол разногласий, где перечислит положения договора, которые не отвечают извещению, документации или заявке. Рассмотрите протокол и направьте участнику доработанный проект договора или первоначальную версию. Если не согласны с замечаниями, отдельным файлом направьте причины.

Правила, по которым заключают договор, перечислены в частях 15 и 28 статьи 3.2, части 28 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ. Составить и заключить договор поможет рекомендация.

СИТУАЦИЯ

Применять ли Закон № 223-ФЗ при заключении договора аренды

Любая аренда имущества, где заказчик выступает в качестве арендатора, подпадает под действие Закона № 223-ФЗ. Исключения из сферы действия закона перечислены в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, и аренда не входит в перечень таких исключений (письмо ФАС от 01.08.2014 № АД/30947/14).

СИТУАЦИЯ

Регистрировать ли в Росреестре договор аренды недвижимости по 223-ФЗ

Да, если договор аренды заключен на год и более. Обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации может одна из сторон договора (п. 2 ст. 609 ГК; ч. 1 ст. 51 Закона № 218-ФЗ).

Договор считается зарегистрированным, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о сделке в Единый государственный реестр недвижимости (п. 1 ст. 164, п. 3 ст. 433 ГК; ч. 2 ст. 16 Закона № 218-ФЗ).

Государственная регистрация договора аренды удостоверяется специальной регистрационной надписью на документе (ч. 2 ст. 28 Закона № 218-ФЗ).

СИТУАЦИЯ

Вправе ли бюджетные учреждения по Закону № 223-ФЗ заключать гражданско-правовые договоры

Да, вправе. По Закону № 223-ФЗ бюджетные учреждения могут проводить закупки и заключать гражданско-правовые договоры только в следующих случаях (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ):

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях — более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

ДокументацияПубликация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней; — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Организация закупок АУ в рамках Федерального закона № 223 ФЗ

С 1 января 2014 года под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223 ФЗ) подпали все автономные учреждения, созданные как на базе федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, так и на базе муниципальной собственности. Какие закупки АУ регулируются указанным законом? Какие способы закупок могут быть предусмотрены в положении о закупках учреждения? Какие закупки осуществляются в электронной и неэлектронной форме?

Федеральным законом № 223‑ФЗ АУ обязаны руководствоваться при организации всех закупочных процедур, составляющих их хозяйственную деятельность, независимо от того:

  1. расходуются ли собственные денежные средства заказчика либо средства, полученные им в качестве возмещения понесенных расходов, за исключением случаев, когда заказчик является получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов (разд. 4 Письма ФАС РФ от 24.12.2012 № ИА/44025/12 (далее – Письмо № ИА/44025/12));
  2. проводится ли закупка для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в рамках ведения коммерческой (внебюджетной) деятельности ( Письмо Минэкономразвития РФ от 19.12.2011 № Д );
  3. закупаются ли товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению ( Письмо Мин­экономразвития РФ от 02.09.2011 №Д28-317 ).

То есть требования Федерального закона № 223‑ФЗ необходимо выполнять в отношении закупок за счет любых источников финансирования и при обеспечении любых нужд АУ, для которых приобретаются товары, работы, услуги.

Исключения из этого правила установлены п. 4 ст. 1 Федерального закона № 223‑ФЗ. В частности, закон не регулирует отношения, связанные:

  • с куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
  • с осуществлением заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44‑ФЗ);
  • с закупкой в области военно-технического сотрудничества.

К автономным учреждениям имеет прямое отношение второй перечисленный пункт. В силу п. 4, 6 ст. 15 Федерального закона № 44‑ФЗ автономные учреждения должны руководствоваться названным законом при предоставлении им средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, а также при передаче органом власти полномочий государственного или муниципального заказчика. В связи с этим Минфин в Письме от 21.03.2014 № 02‑02‑09/12591 уточнил:

  1. при закупках за счет субсидий на осуществление капвложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № 44‑ФЗ на автономные учреждения распространяются положения Федерального закона № 44‑ФЗ;
  2. при закупках за счет других субсидий (на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иные цели) на АУ распространяются положения Федерального закона № 223‑ФЗ.

Отметим, что при неисполнении норм Федерального закона № 223‑ФЗ (неразмещении в единой информационной системе утвержденного в установленном порядке положения о закупке) заказчики также обязаны следовать требованиям Федерального закона № 44‑ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Делать это придется до дня размещения утвержденного положения о закупке (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ).

Аналогичная норма распространяется на те автономные учреждения, которые созданы после вступления в силу данного закона. Им нужно утвердить и опубликовать положение о закупке в течение трех месяцев с даты регистрации в ЕГРЮЛ. В противном случае необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44‑ФЗ (п. 5 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ).

Способы закупки

Федеральный закон № 223‑ФЗ и подзаконные нормативные акты не определяют конкретных способов закупки, которые вправе использовать заказчики. В пункте 3 ст. 3 говорится лишь о том, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы. То есть заказчики (в том числе автономные учреждения) должны самостоятельно выбрать закупочные процедуры, а также прописать порядок их применения. Если какой-либо способ не урегулирован в положении о закупке, в отношении таких закупок указанный документ считается неразмещенным (разд. 5 Письма № ИА/44025/12). Следовательно, осуществлять неурегулированные закупки автономное учреждение обязано с применением норм Федерального закона № 44‑ФЗ.

Отметим, что подобные случаи уже становились предметом рассмотрения антимонопольных органов. В качестве примера приведем Решение Удмуртского УФАС от 18.11.2013 № ТГ05-03/2013-205Ж. Изучая обстоятельства дела, антимонопольный орган выяснил, что заказчик (автономное учреждение) предусмотрел в положении о закупке в том числе запрос предложений в электронной и неэлектронной форме. В извещении о закупке автономное учреждение прописало в качестве способа закупки запрос предложений в неэлектронной форме, а в документации и протоколе рассмотрения заявок указало запрос предложений. Однако, по мнению антимонопольного органа, последний названный способ не был урегулирован в положении о закупке. То есть заказчик нарушил нормы Федерального закона № 223‑ФЗ, проведя спорную закупку в отсутствие утвержденного и размещенного положения о закупке и без применения положений на тот момент действовавшего Федерального закона от 21.07.2005 № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Упоминаний о конкретных способах закупки в Федеральном законе № 223‑ФЗ встречается мало: закон содержит ссылки на такие процедуры, как конкурс и аукцион (п. 2, 3 ст. 3, п. 8, 9 ст. 4), а также на закупку у единственного поставщика (п. 19 ст. 4). Другие же способы (например, запрос котировок, запрос предложений) не названы и не регламентированы.

Однако в будущем предполагается установить закрытый перечень способов закупки и частично регламентировать применение этих процедур. Соответствующие нормы включены в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подготовленный Минэкономразвития. Согласно планируемым поправкам в перечень войдут четыре конкурентных способа (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и один неконкурентный (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Рассмотрим подробно указанные процедуры.

Конкурс и аукцион. Конкурс и аукцион относятся к торговым способам закупки. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке. А победителем аукциона становится лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или (если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор) наиболее высокую его цену.

Другие требования, установленные Федеральным законом № 223‑ФЗ в отношении двух рассматриваемых способов, касаются обеспечения информационной открытости этих процедур. Так, п. 2 ст. 3 гласит: извещение о проведении конкурса или аукциона публикуется не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие. В свою очередь, изменения, вносимые в извещение и другую документацию о закупке, размещаются в единой информационной системе в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. Причем, если закупка осуществляется путем проведения торгов и заказчик внес изменения позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие, срок их подачи должен быть продлен так, чтобы со дня публикации внесенных изменений до даты окончания подачи заявок данный срок составлял не менее 15 дней (п. 11 ст. 4).

Обратите внимание, что законопроект, подготовленный Мин­экономразвития, предлагает установить более короткие сроки размещения информации о предстоящей закупке. Согласно дополнительной ст. 3.1 Федерального закона № 223‑ФЗ (в редакции законопроекта) извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию необходимо будет публиковать не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, а извещение о проведении аукциона и аукционную документацию – не менее чем за семь дней.

Остальные особенности применения конкурса и аукциона (основания для использования того или иного способа, отдельные процедурные моменты) должны быть прописаны в положении о закупке. И здесь автономным учреждениям можно опереться на типовые положения о закупке, разработанные федеральными министерствами для подведомственных бюджетных учреждений (последние с 1 января 2014 года получили право проводить часть закупок в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ). Типовая форма такого документа для учреждений, подведомственных Минспорту, утверждена приказом данного ведомства от 24.02.2014.

В частности, в типовом положении о закупке указаны следующие условия использования рассматриваемых способов.

Стандартность закупаемой продукции

Предметом закупки не является простая и (или) стандартно сопоставимая продукция

Предметом закупки является простая и (или) стандартно сопоставимая продукция

Критерии оценки предложений

Первоочередное значение придается оценке квалификации и опыту поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо иным условиям поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Единственным критерием оценки предложений участников является цена

Устанавливается нижний ценовой порог (например, от 1 млн руб.)

Устанавливается нижний ценовой порог (например, от 1 млн руб.)

Запрос котировок. Как и при аукционе, при запросе котировок единственным критерием оценки является цена. Однако данная процедура не предполагает снижения начальной (максимальной) цены договора в процессе торгов: здесь оцениваются непосредственно заявки участников. Дополнительная ст. 3.1 Федерального закона № 223 ФЗ (в редакции упомянутого законопроекта) предлагает такое определение запроса котировок: конкурентный способ закупки, где победителем признается участник, заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса котировок, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы, услуги.

При установлении или уточнении в положении о закупке оснований для применения запроса котировок можно также ориентироваться на соответствующие пункты типовых положений, выпущенных федеральными министерствами. Так, условиями использования данного способа может быть наличие функционирующего рынка и сложившихся цен, а также непревышение верхнего ценового порога (например, до 1 млн руб.).

Обратите внимание, что срок размещения закупочной документации в отношении запроса котировок Федеральным законом № 223‑ФЗ не определен (особенности применения данного способа необходимо урегулировать в положении о закупке). Но в будущем ситуация может измениться. Упоминаемый законопроект в том числе содержит поправку о том, что извещение и документация о проведении запроса котировок должны размещаться в единой информационной системе не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие.

Запрос предложений (как и запрос котировок) в настоящее время регулируется исключительно положением о закупке, утвержденным автономным учреждением. Этот способ представляет собой конкурентную процедуру, целью которой является выбор участника закупки, предложившего наилучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными заказчиком требованиями к товару, работе, услуге.

В качестве условий использования запроса предложений в положении о закупке может быть указан ценовой диапазон, в котором заказчик вправе применять данный способ, либо верхний ценовой порог (например, до 1 млн руб.). Другим основанием, предложенным федеральными министерствами (см. типовые положения Мин­обрнауки и Минспорта), является сложность продукции, работ, услуг или условий поставки, выполнения работ, оказания услуг, которые не допускают проведения запроса цен. При этом под сложной понимается продукция, при закупке которой:

  • заказчик не может однозначно описать требования к закупаемой продукции;
  • ожидаются предложения инновационных решений;
  • прогнозируются высоко вероятные или неприемлемо большие потери от неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого договора (например, многократно превосходящие цену закупаемых товаров, работ, услуг).

Однако в будущем в Федеральный закон № 223‑ФЗ предполагается не только внести определение понятия «запрос предложений», но и регламентировать основные моменты данной закупочной процедуры. Согласно дополнительной ст. 3.1 Федерального закона № 223‑ФЗ (в редакции законопроекта) рассматриваемый способ характеризуется следующим:

  1. участники подают заявки, содержащие первоначальные предложения об условиях исполнения договора, и после объявления заказчиком лучших условий, содержащихся в первоначальных заявках, вправе направить заказчику заявку с окончательным предложением об условиях исполнения договора;
  2. победителем является участник, окончательное предложение которого в соответствии с критериями, указанными в документации о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Кроме того, в названном законопроекте определен срок опубликования в единой информационной системе извещения, закупочной документации и проекта договора: не позднее чем за пять дней до даты проведения запроса предложений. При этом общие правила, разработанные для всех конкурентных способов и включенные в законопроект, предусматривают возможность увеличения данного срока. При внесении изменений в извещение, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации предлагается продлевать срок так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для того или иного способа.

Закупка у единственного источника. Под этим понимается закупка, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных положением о закупке. Из этого следует, что порядок осуществления закупки данным способом, основания для его использования, а также верхний ценовой порог автономное учреждение должно самостоятельно определить в своем положении о закупке.

При определении оснований для применения такого способа за основу нередко берутся положения п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44‑ФЗ. В частности, в перечень конкретных видов закупок, осуществляемых у единственного поставщика, входят:

  1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях»;
  2. закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему учреждением, унитарным предприятием;
  3. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
  4. закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование данных изданий;
  5. признание процедуры закупки несостоявшейся;
  6. закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием);
  7. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  8. другие.

Типовые положения, разработанные федеральными министерствами, содержат ряд других оснований для применения закупки у единственного источника. Автономным учреждениям следует обратить внимание, например, на такие условия:

  1. существует срочная потребность в продукции и проведение процедур торгов или использование иного способа закупки по причине отсутствия времени нецелесообразно при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика;
  2. заказчик, ранее закупив продукцию у какого-либо поставщика (подрядчика, исполнителя), определяет, что у того же источника должны быть произведены дополнительные закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, ограниченный объем предлагаемых закупок по сравнению с первоначальными закупками, разумность цены и непригодность продукции, альтернативной рассматриваемой.

Еще одним основанием для применения данного способа является стоимость закупки – ее верхний ценовой порог заказчики самостоятельно устанавливают в положении о закупке. И если данный порог превышает сумму в размере 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. – при годовой выручке более 5 млрд руб.), то автономным учреждениям необходимо учесть следующее обстоятельство.

Согласно п. 15 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ сведения о закупках стоимостью менее 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.) разрешается не размещать в единой информационной системе. Причем это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 № АЦ/49682). В то же время закупки более высокой стоимостью, осуществляемые у единственного источника, раскрывать необходимо, а значит, извещение и документация о такой закупке должны быть опубликованы в единой информационной системе.

В свою очередь, законопроект, подготовленный Минэкономразвития, содержит норму, исключающую данное требование: планируется отменить обязанность заказчиков размещать в единой информационной системе извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (вне зависимости от стоимости данной закупки), поскольку это требование является формальным. Поправка может быть внесена в п. 5 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ.

Электронная и неэлектронная формы закупки

Определяя особенности проведения закупки тем или иным способом, автономное учреждение должно учесть, что часть таких закупок должна осуществляться в электронной форме. Соответствующий перечень товаров, работ и услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 (далее – Постановление № 616). Например, в перечень входят:

  • полиграфическая и печатная продукция;
  • канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника;
  • медицинская аппаратура;
  • автомобили, а также кузова, детали и принадлежности к ним;
  • канцелярские принадлежности;
  • природная вода и лед;
  • услуги по торговле, техобслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов;
  • услуги по техобслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования;
  • услуги по уборке зданий.

Таким образом, все товары, работы и услуги, перечисленные в Постановлении № 616, должны закупаться в электронной форме. При этом, как отмечается в разд. 6 Письма № ИА/44025/12, способ осуществления данной закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик должен самостоятельно определить в положении о закупке. Если же товар, работа или услуга не включены в утвержденный перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку в электронной форме.

Отказаться от проведения электронной закупки заказчик вправе в трех случаях, поименованных в п. 2 Постановления № 616:

  1. информация о закупке в силу п. 15 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ не размещается в открытом доступе (сведения о закупке составляют государственную тайну, не подлежат опубликованию в соответствии с решением Правительства РФ либо стоимость закупки не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.);
  2. потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварии, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  3. закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке заказчика.

Обратите внимание, что рассматриваемая форма закупки предполагает обмен информацией между заказчиком и участниками исключительно в электронном виде. Несоблюдение этого требования является нарушением закупочного законодательства. Такой вывод сделал, например, ФАС МО в Постановлении от 27.01.2014 № Ф05-16506/2013. Арбитры установили, что заказчик при проведении электронной закупки на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий использовал электронную торговую площадку, однако установил к претендентам требование о представлении документов на бумажном носителе. Данное действие стало отступлением от избранной формы осуществления закупки.

Чтобы заказчики не совершали подобных ошибок, в Федеральном законе № 223‑ФЗ планируется прописать особенности проведения закупки в электронной форме. В дополнительной ст. 3.1 (в редакции названного законопроекта) сказано, что такая закупка проводится на электронной площадке на сайте в Интернете в порядке, установленном положением о закупке заказчика. При этом заявки участников, документы и информация, размещаемые заказчиком на электронной площадке, должны быть подписаны электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника либо заказчика.

Г. Зайцева
эксперт журнала
«Учреждения физической культуры и спорта:бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *