Форма территориального устройства.
Форма территориального устройства – элемент формы государства, определяющий его территориальное устройство, систему отношений между центральной властью и территориальными составляющими, а так же правовое положение частей государства.
Следует различать формы внутригосударственного и межгосударственного устройства. К формам современного внутригосударственного устройства относятся унитарные государства и федерации.
Существуют две известных формы устройства государства:
Унитарное государство (от лат. unitas – единство, unus – единый) не имеет в своем составе государственных образований и потому единое и суверенное, на территории которого действуют единые органы представительной, исполнительной и судебной власти, единое законодательство, единая налоговая и таможенная системы и единое гражданство. Как правило, унитарное государство небольшой территориальной протяженностью (Франция, Италия, Испания, Великобритания, Япония и др.). Территория унитарных государств поделена на административные территориальные единицы, поэтому в отдельных государствах, кроме территориальных единиц, есть специальные единицы, такие как судебные округа. Унитарные государства, включающие в свой состав административно-территориальные единицы, не зависимо от многозвенности территориального деления, являются простыми. Существуют также сложные унитарные государства, включающие в свой состав административные автономии по статусу близкие к субъекту федерации, в частности, где необходимо разрешить проблемы национальных, этнических и религиозных меньшинств, присутствуют территориальные единицы с особым статусом (Сицилия, Сардиния, Фриули-Венеция-Джулия, Валле-д’Аоста и Трентино-Альто-Адидже в Италии). В отличие от федеративных государств, где самостоятельностью обладают все субъекты федерации, в сложном унитарном государстве, автономии составляют небольшую часть территории. Автономии могут обладать разным статусом, в данном случае территориальное устройство будет именоваться асимметричным. Кроме того, унитарные государства могут быть централизованные, где отсутствует местное самоуправление и реализуется государственная власть, а также децентрализованные, где местное самоуправление не входит в систему государственных органов, при этом степень децентрализации может быть разной (самостоятельность может касаться только местного самоуправления либо распространяться и на территориальные единицы высшего уровня).
Федеративное государство (от лат. foedus — договор, federatio — союз) – это способ внутригосударственного территориального устройства, при котором территория государства образует субъекты, обладающие определенной правовой самостоятельностью. Не смотря на то, что субъекты могут быть носителями отдельных признаков государственности, полным суверенитетом обладает федерация. В связи с этим, у субъектов федерации отсутствует право на свободный выход из федерации (право на сецессию).
К формально-юридическим признакам относятся:
а) Федерация предполагает два уровня власти (федеральная власть и власть субъекта федерации). Власть распределяется согласно конституции и внутригосударственным соглашениям с учетом исключительной компетенцией федерации и субъектов федерации (чёткое разграничение предметов ведения), конкурирующей компетенции (субъекты федерации вправе законодательствовать, поскольку этим правом не воспользовался федеральный законодательный орган) и остаточной компетенции (распределяется в зависимости от степени централизованности государства);
б) Двойное (внутригосударственное) гражданство: конституция допускает не только федеральное гражданство, но и гражданство субъектов федерации. Гражданство субъекта федерации недопустимо без общефедерального, ввиду отсутствия суверенности субъекта;
в) Двухканальная система налогов (федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации);
г) Субъекты федерации могут иметь свои конституции, но их содержание не должно противоречить конституции федерации;
д) Двухуровневая судебная система, но принципы построения и функционирования судебной системы определяется на федеральном уровне;
е) Парламент федерации имеет бикамеральное строение, т.е. двухпалатную структуру. Одна из палат обеспечивает представительство интересов субъектов федерации;
ж) В ряде стран используется принцип равного представительства субъектов федерации, в иных – ассиметричное представительство (неравное представительство, чаще всего, имеет место в силу разницы численности населения субъектов).
По способу возникновения различают федерации, основанные на соглашении будущих субъектов, изначально суверенных государств (США, Швейцария) и федерации, возникшие недоговорным путем (Канада, Индия) по инициативе централизованной власти в унитарном государстве.
В зависимости от документа регулирующего взаимоотношения центральной власти и субъектов федерации, федерации делятся на договорные (документом является федеративный договор) и конституционные (документом является конституция).
По способу формирования субъектов федерации делятся на административно-территориальные (субъекты формируются исключительно по территориальному признаку), на национальные (субъекты образуются по национальному признаку) и на смешанные, сочетающие оба способа.
По способу взаимоотношения центральной власти и субъектов федерации, федерации делятся на симметричные (равноправность субъектов) и асимметричные (статус субъектов различен).
В ряде стран конституция или сложившийся порядок закрепляют за центральной властью право на федеральную интервенцию (вооруженное вмешательство в случае нарушении субъектом прав других субъектов и конституции федерации, в т.ч. при попытке незаконного выхода из состава федерации).
Ряд государств, в частности Шри-Ланка, при официальном статусе унитарного государства наделяют административно-территориальные единицы полномочиями, схожими с полномочиями субъектов федерации. Такая форма территориального устройства получила название «гибридной формы». В отличие от автономий, где только ряд административно-территориальных единиц имеет привилегии, при гибридной форме привилегии, приближающие административно-территориальные единицы к статусу субъекта федерации, принадлежат всем единицам.
Также истории известны нетипичные формы сложного государственного устройства (Империя, Кондоминиум, Протекторат, Фузия, Инкорпорация, Уния), которые иногда именуются формами интеграции государств:
Империя (от лат. imperium – власть) – одна из исторически первых форм, утратившая свое значение в связи с признанием международным правом объединения государств только на добровольной основе. Характеризуется, как насильственное объединение государств и преобразование в единое сложное государство. Объединение происходит путем завоевания, политического и экономического давления, но в исключительных случаях вхождение в состав империи может носить добровольный характер. Часть территории империи может иметь особый статус (Финляндия, Польша в Российской Империи до 1917 года).
Кондоминиум (от лат. con – вместе, dominium – владение, власть) это фактически переходная форма от колониальной империи к суверенным государствам. Представляет собой правление двумя или более государствами одной территории на основе соглашения (кондоминиум Египта и Великобритании над Суданом до середины XX века).
Протекторат (от лат. protector – покровитель) – в связи с покровительством более сильного государства слабому, основанного на договоре, последнее утрачивает внешний суверенитет, а внутренний де-юре сохраняется, но де-факто в большинстве случаев утрачивается. Де-юре новое государство не создается, но де-факто более сильное государство поглощает суверенитет покровительствуемого. В связи с чем существует традиция отнесение протектората к форме сложного государства (Протекторат Российской Империи над Грузией, XVIII век).
Фузия (от лат. fusio – слияние) – объединение суверенных государств, в результате которого образуется новое государство (объединение в 1990 году ГДР и ФРГ и преобразование в единое государство ФРГ).
Инкорпорация (от лат. incorporation — присоединение) – включение одного государства в состав другого на основании соглашения (вхождение в 1940 году Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР).
Уния (от лат. unio — единение) – соединение двух и более монархических государств в единое сложное государство, при котором сложное образование возглавляется одним монархом. Исторически сложились две формы унии: личная и реальная. Личная уния, возникает при совпадении прав на престол у одного лица в нескольких государствах, как правило, при разных системах престолонаследования. Государства, входящие в личную унию, приобретают независимость при наследовании престолов разными лицами. В иных случаях личная уния преобразуется в единое государство (в 1603 Англия и Шотландия объединяются под властью Иакова I в личную унию, в 1707 году Англия и Шотландия образуют единое государство – королевство Великобритания). Реальная уния основана на соглашении государств в силу которого последние возглавляются едины монархом. В международных отношениях выступают как единое государство. Де-юре государства сохраняют суверенитет, де-факто более сильное государство подавляет внутренний суверенитет более слабого (Уния Австрии и Венгрии с 1867 по 1918 года).
К формам межгосударственного устройства относятся объединения, связанные рядом признаков государственности с определенной целью (конфедеративные) и объединения, связанные соглашениями конкретной узкой направленности (ассоциативные):
Конфедерация (confoederatio – союз, объединение), в отличие от федераций, это объединение суверенных государств на основе договора с правом участника конфедерации свободного выхода. Конфедерация преследует временные военные, политические или экономические цели. Единой системы государственных органов нет, но договор, лежащий в основе конфедерации может предусматривать создание органов для решения общих задач, которые решаются за счет добровольных взносов. Истории известны федерации (США, Швейцария, Германия), возникшие из конфедераций путем преобразования государств-участников в субъекты федерации. Официальное название «конфедерация» при преобразовании в федерацию может остаться (Швейцария).
Содружество (англ. commonwealth) – объединение суверенных государств, основанное на декларации, договоре и т.п., обусловленное экономической, правовой, языковой, культурной, а иногда и религиозной общностью (Британское Содружество Наций, Содружество Независимых Государств). Но в отличие от конфедерации, где связь между государствами-участниками является целью создания новых взаимных благоприятных условий, связь между государствами-участниками содружества является целью сохранения общих исторически сложившихся ценностей. В содружестве могут создаваться надгосударственные координационные органы.
Сообщество (от лат. consortium — соучастие) – объединение значительного количества государств (Организация американских государств – более 30 участников, Организация африканского единства – более 50), основанное на международном договоре. В отличие от конфедерации и содружества, сообщество, как правило, носит региональный характер и открыто для участия, допускает ассоциированное участие, т.е. присоединение только к части правил, действующих в сообществе, кроме того, сотрудничество ограничивается целями глобального характера (совместная безопасность, выравнивание уровня развития экономики). Как в содружестве возможно создание надгосударственных органов, но в основополагающих договорах нет положений о единых вооружённых силах, единой территории, единой денежной единице, признании гражданства.
Объединения могут носить и иные наименования, такие как блоки, союзы, коалиции, ассоциации и т.п.
Современный уровень межгосударственных отношений позволил появиться новой классификации объединений государств: надгосударственные (Европейский Союз) и межгосударственные объединения (Содружество Независимых Государств).
Чем отличается федерация от конфедерации: основные различия между государственными союзами
Создание государственных объединений является одним из наиболее распространенных способов достижения единства и укрепления взаимоотношений между суверенными государствами. Однако, на практике существует различные формы государственных союзов, каждая из которых характеризуется определенными особенностями.
Федерация и конфедерация – две наиболее распространенные формы государственных союзов. Обе эти формы объединения государств представляют собой целостный организм, который строится на основе взаимодействия самостоятельных государств. Однако, между ними существуют существенные различия, которые касаются степени централизации власти, распределения компетенций между участниками союза, а также особенностей управления.
В данной статье мы рассмотрим основные различия между федерацией и конфедерацией, а также проанализируем преимущества и недостатки каждой из этих форм государственных союзов.
Федерация и конфедерация: различия между государственными союзами
Федерация и конфедерация — это два типа государственных союзов. Они отличаются основными принципами управления и распределения власти. Федерация — это государственный союз, в котором существует центральный правительственный орган, который обладает высшей властью и контролирует ресурсы всей территории. В то же время, федерация состоит из отдельных субъектов, которые обладают определенной степенью автономии и власти в своих регионах.
Конфедерация, в свою очередь, — это государственный союз, в котором каждый член имеет высокую степень самостоятельности и власти в своей территории. В конфедерации нет центрального правительственного органа, который существенно влияет на деятельность отдельных членов. Каждый из них может самостоятельно принимать решения и формировать свою политику.
Реализация законов и международные отношения также различаются между федерацией и конфедерацией. В федерации центральное правительство контролирует исполнение законов в каждом регионе. В конфедерации, каждый член имеет право принимать решения в отношении внутренних и международных вопросов. Следовательно, международные договоры, заключаемые конфедерацией, являются лишь рекомендующими для отдельных членов, в то время как в федерации они будут обязательны для всех регионов.
- В федерации намного больше сил центра.
- Конфедерация предоставляет больше автономии членам.
- В федерации центр контролирует исполнение законов в каждом регионе.
- Каждый член конфедерации имеет право принимать решения в отношении внутренних и международных вопросов.
Федерация: основные черты
Федерация — это форма государственного устройства, при которой существует объединение из нескольких территориально-образованных частей, называемых федеративными единицами.
В отличие от конфедерации, федерация имеет единую конституцию, которая определяет общие правила для всех федеративных единиц и регулирует их взаимоотношения в государстве.
В федерации, каждая федеративная единица имеет свою конституцию и политическую власть, которая закреплена в собственных законах. Федерационное правительство имеет ограниченные полномочия и занимается решением вопросов, касающихся общей политики и экономики.
Федерация характеризуется сложной вертикальной и горизонтальной системой власти, где на различных уровнях расположены исполнительные и законодательные органы.
Федерация, как правило, возникает в результате объединения самостоятельных территорий и имеет целью обеспечение более эффективного управления страной.
В мире известны такие федеративные государства, как США, Российская Федерация, Германия, Австралия и др.
Основные черты конфедерации
Конфедерация – это государственное объединение, в котором каждый субъект обладает независимостью и сохраняет право на решение собственных дел. Обычно конфедерация возникает на определенный период времени для решения конкретных вопросов, и после этого может распадаться.
В конфедерации не существует единой силы, которая могла бы контролировать ее членов, и поэтому она не имеет над собой никакой власти. Именно по этой причине она не может гарантировать единство и целостность своих членов.
В конфедерации отсутствует единая конституция, и каждый член волен сам определять свое политическое устройство и правовую систему. Конфедерация не имеет возможности принимать обязательные для всех членов решения, и каждый субъект решает сам, будет ли ему следовать решениям, которые были приняты коллегиально.
- Независимость каждого субъекта
- Отсутствие централизованной власти
- Отсутствие единой конституции
- Возможность свободного покидания конфедерации
Отличия между федерацией и конфедерацией
Федерация и конфедерация — это два разных вида государственных союзов. Федерация состоит из регионов (штатов, провинций), которые передают часть своих прав центральной власти, но сохраняют некоторую автономию. Конфедерация, напротив, представляет собой союз независимых государств, которые объединились для достижения общих целей, но сохраняют свою полную власть и независимость внутри союза.
Одно из ключевых отличий между федерацией и конфедерацией заключается в уровне централизации власти. В федерации центральная власть обладает большей властью и контролем над территориальными единицами, чем в конфедерации. Кроме того, в конфедерации каждое государство имеет право выхода из союза, а в федерации такого права нет.
В федерации также существует общая конституция, законы и нормы, которые должны соблюдаться всеми территориальными единицами, в то время как в конфедерации каждое государство сохраняет свои собственные законы и нормы. Кроме того, в конфедерации нет общего налогового режима, а в федерации центральная власть взимает налоги на всей территории союза.
В итоге, федерация и конфедерация имеют существенные различия в степени централизации власти, общих законах и нормах, а также налоговой политике. Оба вида государственных союзов имеют свои преимущества и недостатки, при этом выбор между ними зависит от конкретной ситуации и целей объединения.
newinspire
Унитарное государство и федерация. Конфедерация как форма межгосударственного союза
Ключевые слова: унитарное, государство, федерация, конфедерация, форма, межгосударственного, союз
Территория каждого государства делится на части , определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.
В отечественном конституционном праве институт, касающийся территориальной организации государства, получил свое название «государственное устройство» только в советский период, после принятия Конституции СССР 1936 г., в которой содержалась специальная глава «Государственное устройство», посвященная этим вопросам. После принятия Конституции СССР 1977 г., в которой раздел о территориальной организации Союза ССР именовался «Национально-государственное устройство», аналогично был назван и соответствующий институт конституционного права. В последнее время и в законодательстве, и в учебной литературе стал снова использоваться термин «государственное устройство».
С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.
Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.
Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство. Правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии (Италия, Испания, Китай и др.). Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы местного самоуправления.
Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, единая система высших судебных органов, единое гражданство.
Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.
В бывшем Союзе ССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики.
В современной Российской Федерации унитарные государства — все республики в ее составе. Унитарными государствами являются также большинство государств мира.
Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.
Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию . Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.
Вместе с тем утверждение, что федерация является государственно-правовым союзом в отличие от конфедерации — международно-правового союза, совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственное образование, исключает для входящих в нее государств или государственных образований возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношения с зарубежными государствами и международными организациями. Наоборот, конституции многих федеративных государств, в том числе и Конституция РФ, допускают такую возможность. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств. Эти государства сохраняют свою систему органов государственной власти, собственное гражданство, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут иметь также свои государственные символы.
Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.
Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах как самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.
Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации. В этом случае федерация утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.
В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая такие крупные, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия. . читать далее .
В чем разница между федерацией и конфедерацией?
Чем отличается
Большинство крупнейших стран мира являются федеративными. Наряду с конфедерацией это сложная форма организации государства. Но не стоит путать данные понятия. Чем отличается федерация от конфедерации можно понять, разобравшись в их устройстве.
Федерация: определение, факторы образования и признаки
Федерация – это способ территориальной организации, который предполагает, что части государства имеют определенную самостоятельность и считаются государственными образованиями. Они называются субъектами федерации и имеют несколько признаков государства за исключением суверенитета. При этом у субъектов достаточно много полномочий в рамках внутренней политики.
Федеративное государство может образоваться под влиянием нескольких факторов или предпосылок:
- большая территория государства и наличие естественных барьеров, например, водных объектов либо горных цепей;
- проживание на территории государства множества этносов;
- стремление народов к самоопределению внутри государства.
- Территория состоит из субъектов. Ими могут выступать регионы, штаты, республики, провинции и т. п.
- Парламент состоит из 2-х палат. Верхняя палата — это орган субъектов федерации, а нижняя – общегосударственный орган. В него входят депутаты со всей страны.
- Все три ветви власти принадлежат федеральным государственным органам.
- Иногда субъекты федерации могут иметь свою конституцию и органы власти.
- Внешней политикой и представительством государства занимаются федеральные госорганы.
Виды федераций
По типу формирования:
- национальные;
- территориальные;
- комбинированные.
Интересный факт: существует также понятие «мягкая федерация». Это государство, субъекты которого могут при желании выйти из состава. Единственным примером считается Эфиопия (Восточная Африка). Она включает 10 штатов и 2 особых округа. Все субъекты имеют одинаковые права.
По типу статуса субъектов:
- ассиметричные – субъекты имеют разный статус;
- симметричные – все субъекты равноправные.
По способу возникновения:
- конституционные;
- договорные.
Конфедерация: определение и признаки
Конфедерация – это союз независимых государств, который образовался вследствие заключения соответствующего договора. Поводом для объединения обычно становится проведение каких-либо действий или же решение задач. Конфедеративные государства – редкое явление.
Официально Швейцария все еще считается конфедерацией. Хотя фактически она стала федеративной республикой
Страны в составе конфедерации сохраняют свой суверенитет. Также неизменными остаются законодательство и органы власти. Таким образом, Союз занимается лишь некоторыми вопросами, такими как внешняя политика и оборона. Причем принятые им решения не обязательно распространяются на всех участников. Поэтому зачастую конфедерацию не считают полноценным государством. Каждая страна при желании может расторгнуть договор и покинуть союз.
Интересный факт: Россия – конституционно-договорная, национально-территориальная, симметричная федерация.
- не имеет единой системы управления и законодательного органа;
- не имеет общих границ и территорий.
Чем отличается федерация от конфедерации? – Короткий ответ mirvu.ru
Страны в составе конфедерации полностью независимы друг от друга. Они пользуются своими денежными единицами, имеют отдельные вооруженные силы, имеют право на участие в других союзах, ведут активную внешнюю политику и т. д. Если государство понимает, что ему больше невыгодно оставаться в составе конфедерации, то может выйти из него в любое время. Конфедерация — крайне неустойчивое формирование. Оно может прекратить свое существование при достижении исходной цели либо просто со временем превратиться в другой союз. Субъекты федерации самостоятельно могут решать лишь некоторые вопросы. А наиболее важные решения принимаются главными федеральными органами. Территория федеративного государства определяется границами ее субъектов. Они могут иметь равные или неравные права. Выход субъекта из состава федерации не предусмотрен.