К вопросу о ценности права Текст научной статьи по специальности «Право»
Рассматривается понятие ценности права , анализируются представления личности о ценности права и структура ценностей каждого человека.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фабрика Ирина Владимировна
On the subject of value of the right
The notionof law value is given, the idea of a person of the law value and the structure of values of each individual are analyzed
Текст научной работы на тему «К вопросу о ценности права»
К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ПРАВА
И. В. Фабрика, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории
государства и права ЮУрГУ
Рассматривается понятие ценности права, анализируются представления личности о ценности права и структура ценностей каждого человека.
Ключевые слова: ценность права, правовая действительность, личность.
Обычно под ценностью понимают положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, классов, общества. Ценность в трактовке Канта — это то, что имеет значение долженствования и свободы. Цель в трактовке Канта — это априорный императив разума, который наряду с другими характеристиками входит в нормативное и регулятивное значение ценностей1.
Немецкий юрист Р. Иеринг считал, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации, заложенной в нем цели, в то время как современная юридическая наука рассматривает ценность права в ином аспекте. Ценности обычно подразделяются на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной. Первичными, основными ценностями являются жизнь, свобода человека, собственность, честь и достоинство и пр., и на этих ценностях само право основывается и охраняется.
Если рассматривать ценность права как самостоятельную категорию, то существует два вида: ценность позитивного права и ценность естественного права. В свою очередь ценность позитивного права выражается в его полезности, значимости как для человека и общества, так и для государства. Ценность же естественного права выражается в полезности и значимости подлинной свободы человека, равенстве, справедливости и неотъемлемости естественных прав, данных человеку с рождения. В итоге ценность позитивного права важна для государства, а ценность естественного права — для человека.
Аксиологическая обоснованность права способствует тому, что мотивом соблюдения норм права выступает не угроза принуждения,
а ценностно-положительное отношение к пра-
ву его адресатов. По мнению Н. Неновски , ценность всегда осмыслена, за порогом сознания она не существует. Права в своем аксиологическом измерении выступает не как носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественно-правового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм4.
Велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права — это свобода, равенство, справедливость, мир. Правовые же ценности делятся на ценности-идеалы, ценности-желания и ценности обязанности.
Ценности права — это ценности, «олицетворенные правом полностью или частично»5. К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь. Эти ценности ориентируют человеческое поведение на достижение определенных целей, стандартов, образцов поведения. Эти ценности не были изначально «правовыми», присущими только праву как социальному регулятору, это ценности той культуры, в которой возникало право. «Правоведы не выдумывают модели поведения, а заимствуют их из практической жизни и ценностных ориентаций социальной среды, характерной для определенной культуры, в которой они сами сущест-вуют»6. Эти ценности «пронизывают» правосознание данного общества, играют роль высоких идеалов и таким образом становятся основными ценностями права.
К вопросу о ценности права
Ценностную систему в области права можно сравнить с пирамидой, в верхней части которой расположены правовые цели и идеалы, а в нижней — обширная и развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний, постановлений, разрешений, запретов в позитивном праве и равенстве, справедливости в естественном праве.
Роль права, его ценность в отношении общества и государства проявляются в том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах. Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Ценность же права для личности состоит в том, что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности, охраняет личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина. Таким образом, ценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем свободы личности и общества, при этом оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.
Ценность права как должного в отношении закона и государства можно сформулировать в следующем виде: закон и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство — это, следовательно, правовые цели — ценности реального закона и государства, а также всех форм юридически значимого фактического поведения людей7.
В общем, ценность права можно определить как способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно согласиться с академиком В. С. Нерсесянцем, полагающим, что ценность права с точки зрения либерально-юридической аксиологии состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость. Цель же права состоит в достижении «мира во всем мире» через правовые и неправовые ценности.
Сущность права в юридической литературе освещена достаточно объемно. Ее опре-
деляли по-разному: государственная воля, божественная воля, воля его императорского величества, возведенная в закон воля господствующего класса, общенародная воля, разграничение интересов, защита интересов, выражение общественных интересов и т.д.8
Рассматривая вопрос об истоках права, большинство ученых, по сложившейся традиции от Платона и Аристотеля, истоки права связывают с государством, а иные, следуя воззрениям Т. Гоббса, О. Конта, — с социальными институтами, среди которых в качестве первичного принимается семья. Реже встречается стремление следовать концепции естественного права, в которой основной субъект -личность.
В современной правовой действительности, как и во всех сферах юридической науки, происходит глобальный процесс перестройки. Он включает изменение приоритетных направлений в научных исследованиях, усиление влияния науки на практическую деятельность государственных органов, пересмотр ряда прежних теоретических представлений. К числу последних надо отнести и определение ценности права в российском обществе. Процесс глобализации влияет и на процесс формирования ценности права в новом контексте, следовательно, изменяются правовые ценности в своем содержании.
Право — сложный феномен. Оно содержит принципы, нормы, положения, природа которых различна. Будучи тесно связано с государством, всякое право отражает чьи-либо интересы. Развиваясь в пределах определенного региона с его историческими, социальными, национальными, культурными особенностями, оно их аккумулирует и выражает в правилах поведения, специфичных для данного народа или общих для нескольких стран (например, европейские правовые традиции, мусульманское право и т.п.). И как отмечает В. Н. Кудрявцев, «во всех правовых системах есть некоторые общие принципы и положения, существование которых объясняется не только и не столько общностью человеческого происхождения, сколько единством современной цивилизации» .
Неизбежен и процесс развития правовой действительности как части российской правовой системы и формирования в ней единого глобального правового подхода ко всем институтам права и государства.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что современное направление право-
Серия «Право», выпуск 28
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
вой политики государства заключается в том, чтобы сформировать в сознании россиян положительный образ российской правовой системы. Таким образом, мы можем констатировать, что ценность права связана с понятиями об идеалах, глобальной цели права, его предназначении, адресате и т.д., поскольку регулирование общественных отношений означает служение не только обществу, государству или коллективным образованиям, но и, прежде всего человеку. Создание благоприятных правовых условий для каждого человека — вот основная задача права. Каждый человек смотрит на мир сквозь призму своей собственной системы ценностей, взглядов, смыслов. Если в обществе имеется многоукладность, то эта многоукладность присутствует и на уровне сознания каждого отдельного индивида -субъекта социальной деятельности — в виде наборов ценностей.
В сложной структуре ценностей каждого человека всегда присутствуют группы ценностей, соответствующие различным укладам. Но в сознании каждого человека доминирует в данный момент определенная группа ценностей, что и позволяет отнести человека к тому или иному классу или укладу. Исследование вопроса ценности права в современном обществе имеет важное научное и практическое
значение. Знание ценности права дает возможность обратить внимание на ключевые характеристики права, что в свою очередь способствует повышению роли права в обществе, устранению правового нигилизма, повышению уровня правосознания и правовой культуры, стремлению к правовой информированности и обеспечению правовой образованности населения, признанию права индивидом и реализации своих прав как субъекта.
1 История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. Ч. I / под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. М., 1996. С. 340.
2 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1907. С. 51.
3 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 178.
4 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2002. С. 345.
5 Графский В. Г. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996. С. 79. 6Курильски-Ожвэн Ш. Семья, равенство, свобода // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 12.
7 Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 210.
8 Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 7.
9 Кудрявцев В. Н. Общечеловеческие ценности права // Проблемы партийного и государственного строительства. М., 1989. Вып. 9. С. 114, 121.
В чем заключается ценность права
Библиографическая ссылка на статью:
Ананко А.А. Ценность права в современном обществе // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99213 (дата обращения: 06.09.2023).
Современное общество – это сложная саморазвивающаяся система людей, объединённая различными интересами. Взаимодействие людей в обществе осуществляется на основе хозяйственной деятельности, экономических и трудовых отношений, семейных отношений и т.п. При всей сложности структуры общества необходимым инструментом, регулирующим и упорядочивающим взаимоотношения между субъектами, является право [1].
В современном обществе тенденции, направленные на изменения социальных ориентиров и потребностей приводят к необходимости проведения соответствующих преобразований во всех областях жизни общества. Изменяется и право, ценность правового регулирования взаимоотношений возрастает, поскольку правовая система обуславливает развитие общества.
Перед тем как рассуждать о ценности права в современном обществе, необходимо сначала прояснить, что же следует понимать под ценностью вообще, так как понимание этого вопроса позволяет узнать почему право в современном обществе необходимо человеку для нормального плодотворного функционирования [2].
Для человека под ценностью понимают важность предметов, свойств предметов или явлений окружающего мира, которые способны удовлетворять его потребностям. Сами по себе предметы или явления не обладают ценностью. Их ценность проявляется только во взаимодействии с человеком, когда они, благодаря своим свойствам, способны служить людям, обществу и удовлетворять их потребности.
Любые объекты, явления в том числе и социальные могут обладать определённой ценностью для человека или общества в целом. Это значит, что социальной ценностью может обладать государство и право.
Необходимо отметить, что вопрос о восприятии ценностей в обществе в научной литературе имеет дискуссионный характер [3-5].
Так в трактовке Канта ценность – это то, что имеет значение долженствования и свободы [2, 5]. Немецкий юрист Р. Иеринг считал, что не существует абсолютно справедливого права [5]. Ценность права состоит в реализации, заложенной в нем цели, в то время как современная юридическая наука рассматривает ценность права в ином аспекте. Ценности обычно подразделяются на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной. Первичными, основными ценностями для человека является жизнь, свобода, честь, достоинство, собственность. Собственно, на данных первичных ценностях основывается представление о естественном праве человека. С естественным правом человека связывают понятие о свободе, равенстве, справедливости, взаимопомощи, то есть с неотъемлемыми правами, данными человеку от рождения. Признание людьми естественного права позволяет именно в нем видеть подлинное право и в связи с этим предъявлять определенные требования к государству и создаваемым им законам.
Возникновение философского направления – аксиологии, то есть учения о ценностях позволило установить более однозначно роль права в жизни общества. С аксиологической точки зрения право в обществе является не только средством социального регулирования, но и представляет собой социальное благо. Право становится институциональным образованием и вместе с этим имеет ряд особых свойств: общеобязательную нормативность, формальную определённость [6].
Если же рассматривать право, как самостоятельную категорию, то существует ценность права, которая выражается в его полезности для общества и государства в целом. Такие правовые ценности важны для государства, но при этом они могут ограничивать естественные ценности человека. В итоге можно сделать заключение о том, что есть ценности права, которые важны для государства и ценность естественного права, которые важны для человека.
Современные тенденции развития России предполагают особенное отношение к вопросу ценности права в обществе. Трансформация системы социальных потребностей и общественных ориентиров обусловило необходимость реконструкции во многих общественных областях жизни граждан. Изменению подвержено и само право, роль которого в современном обществе всё более возрастает. Право с одной стороны становится тем инструментом, с помощью которого можно быстро и качественно осуществлять требуемые перемены в обществе. С другой стороны, возникает необходимость подстраивать право под текущие изменения.
Во время обширных социально-экономических перестроек в России вскрываются новые проблемы во взаимоотношениях общества и права, в связи с формированием правового государства они приобретают важный характер при становлении рыночной экономики и демократических преобразований. В современном демократическом обществе люди связывают с ценностью права такие характеристики общества как: общественное спокойствие, демократические институты, уважения к правам и свободам гражданина, согласие в обществе, правосудие и т.д.
Процесс преобразования, развития и становления в России пришелся на период, который многие исследователи называют переходный. В этот период реформированию подвергаются как социальные институты, так и производственные взаимоотношения и мировосприятия граждан общества. Данные исторические преобразования не осуществляются моментально, а поэтому требуется достаточно много времени и сил [5].
С помощью право общество заставляет действовать государственные институты в своих интересах, это является одной из ценнейшей функцией права. Государство же в свою очередь применяет право для организации и упорядочивания работы своих институтов, выступает инициатором общественного развития и прогресса общества. Ценность права для личности заключается в том, что право защищает личность от самого государства, от вмешательства в его личную жизнь, посягательства на права и свободы гражданина. Поэтому ценность права в современном обществе определяет права и свободы гражданина и при этом что очень важно отметить обозначает границы свободы и меру ответственности.
Ценность права заключается в том, что государство должно быть правовым, то есть должны соблюдаться ценности права для всех без исключения юридически значимого поведения членов общества [7]. Ценность права заключается в способности права удовлетворять потребности общества в социальной справедливости. Можно согласиться с академиком В. С. Нерсесянцем, полагающим, что «ценность права с точки зрения либерально-юридической аксиологии состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость» [3].
В структуре ценностей общества в целом и каждого конкретного человека всегда присутствуют определенные группы ценностей, которые соответствуют различным взглядам. Но в сознании каждого конкурентного человека в определённый момент времени доминирует определённая группа ценностей, что и относит человека к определённому укладу.
В современном обществе исследование вопроса ценности права имеет важную научную и практическую значимость. Представление о ценности права позволяет понимать ключевые характеристики права, что способствует повышению понимания у людей роли права в обществе, повышает уровень правовой культуры, стремление к правовой образованности, что снижает уровень правового нигилизма. Индивидом признаётся право и использование своих прав как субъекта [4].
Главная ценность цель права заключается в формировании благоприятных правовых условий для каждого отдельного человека. Ценность права заключается не только в регулировании взаимоотношений в обществе, обслуживании интересов государства или отдельных коллективных образований, но прежде всего в служении человеку.
Понимание ценности права в обществе имеет важное практическое значение, это повышает уровень правовой культуры, люди стремятся к большей информированности в правовой сфере, правовая образованность населения возрастает. Не обладая правовыми знаниями трудно выстраивать правильные взаимоотношения в цивилизованном обществе. Правовая культура постепенно входит в жизнь каждого человека, однако одного знания права недостаточно. Важной составляющей цивилизованного общества является уважение к праву. Убежденность индивида в справедливости права предопределяет коренным образом его гражданскую активность, которая является высшим структурным элементом правовой культуры общества.
Ценность права
Под ценностью права понимается его способность служить целью и средством удовлетворения научно-обоснованных, социально справедливых общечеловеческих потребностей и интересов граждан и их объединений. Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве — это то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой.
Определение юридических ценностей — предмет юридической аксиологии, направленной на различение ценности и оцениваемого факта (явления, объекта, отношения и т.д.) и определение (с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей) его ценностного значения и смысла. Ценность при этом относится к сфере целей, смыслов долженствования, нормативности, формальности в её различении со сферой эмпирического, сущего, фактического. В предмет юридической аксиологии входит изучение ценности права, ценностно-правового значения закона и государства.
Можно выделить основные проявления ценности права:
1. Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.
2. Инструментальная ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности.
3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некоммерческим организациям простор для j свободы, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободной достойной и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в произвол, в несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, способной противостоять беззаконию.
Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенности. Как писал украинский мыслитель Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». В этом проявляется гуманистический характер права. Именно своей собственной ценностью право входит в арсенал общечеловеческих ценностей, которые вырабатываются поколениями людей на протяжении истории.
Ценность права
ЦЕННОСТЬ ПРАВА — способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Современное право характеризуется:
инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права — наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления;
общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Общесоциальная ценность права проявляется в том, что право способно быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость (justitia) звучат почти синонимично. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;
самоценностью (собственной ценностью). Самоценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В это смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом; иначе говоря, право есть формальная свобода. В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Образно замечено, что посредством права достигается такое состояние общества, когда «и волки сыты, и овцы целы». Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становится действительно ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Самоценность права и в том, что оно гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и организаций. Оно препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер;
гуманистической (личностной) ценностью. Полезность, значимость право в том, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей. » является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от необдуманных экономических реформ, волюнтаристских политических решений;
способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система; свободная четвертая власть (СМИ); правовое государство. Поскольку Россия находится на пути к правовому государству, к созданию институтов гражданского общества, то и право действует избирательно.
В нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «Ценность права» в других словарях:
Моральная ценность права (моральность) права — свойство права, выражающее его нравственное обоснование (соответствие моральным ожиданиям, представлениям людей, его гуманистическая направленность и пр.). Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключается в том, чтобы … Элементарные начала общей теории права
ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… … Философская энциклопедия
Права животных — Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия
Ценность общего понятия права — научное и практическое значение адекватного представления о праве, его природе, юридических формах выражения, связи с государственной властью. Определенность в вопросе о том, что есть право необходима как в теоретическом, так и в практическом… … Элементарные начала общей теории права
Ценность законодательной стилистики — ее направленность на повышение профессиональной культуры законодателя, а, в конечном счете, реализуемости регулятивного потенциала права. Имея прикладной характер, законодательная стилистика, как справедливо замечено, поможет законодателю оценить … Элементарные начала общей теории права
Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора
Права собственности — Собственность отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью),[1] когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между … Википедия
Права человека — общественный институт; права не могут существовать независимо от сопутствующих им обязанностей; существуют диалектическое противоречие (требующее непрерывности, непротиворечивости) и реальная практика, обусловленная мозаичностью мышления и… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
ЦЕННОСТЬ, ВРЕМЕННАЯ — величина, на которую цена опциона превышает его самостоятельную ценность. Зависит от динамичности цен и времени, остающегося до прекращения права на опцион … Большой экономический словарь
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. П. ч. – важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике