Прокуратура это какой орган власти
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 9 п. 2 ст. 1 см. Постановление КС РФ от 06.04.2023 N 15-П.
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти
Тюрина, Е. Н. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102232/ (дата обращения: 18.09.2023).
Для начала необходимо дать определение понятию «Прокуратура Российской Федерации». Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Из этого определения, закрепленного законодателем, следует, что прокуратура представляет собой самостоятельный орган государственной власти, который не относится ни к одной из ветвей власти.
В связи с этим, необходимо отметить актуальность данного вопроса. Так, многие правоведы и практикующие работники высказываются о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Некоторые высказываются о необходимости отнесения органов прокуратуры к определенной ветви власти, а некоторые, наоборот, высказываются о нежелательности этого.
В данной статье будет рассмотрен вопрос о месте и роли органов прокуратуры в системе органов государственной власти и аргументирована позиция о недопустимости отнесения данных органов к определенной ветви власти.
Важно отметить, что, согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако, Конституция РФ не относит прокуратуру РФ ни к одной из ветвей власти.
В первую очередь, необходимо выделить то, какие задачи и цели поставлены перед органами прокуратуры и какие функции данный орган выполняет.
Согласно статье 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», основными целями деятельности Прокуратуры РФ являются: обеспечение верховенства закона и укрепление законности в стране, обеспечение охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.
В связи с вышеизложенным, можно выделить основную функцию органов прокуратуры, а именно — надзорная функция.
Для обеспечения реализации задач, возложенных на данный орган, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также иными субъектами общественных отношений. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляет уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Можно сказать, что данные функции довольно специфичны и носят всеобъемлющий характер, поскольку подразумевают взаимодействие органов прокуратуры почти со всеми субъектами общественных отношений. В связи с этим, роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти также специфичны.
Однако, в этой позиции есть существенные противоречия. Так, согласно ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Из этого следует, что законодатель определил круг субъектов, которые правомочны осуществлять судебною власть в Российской Федерации.
Кроме того, важным противоречием в данной позиции является то, что судебный процесс обладает таким важным принципом, как состязательность. Отнесение прокуратуры Российской Федерации к судебной власти подрывает данный принцип. По мнению российского ученого-правоведа Олега Емельяновича Кутафина — «Прокуратура РФ не является составной частью судебной власти и, следовательно, ст.129, посвященная прокуратуре, ошибочно включена в эту главу, что не может не дезориентировать как науку, так и практику» [2].
Так, в одной из функций прокуратуры РФ является осуществление уголовного преследование. Следовательно, отнеся прокуратуру к судебной власти, можно будет сказать, что суд осуществляет уголовное преследование, однако это положение будет противоречить всем основополагающим принципам и нормам, которые призваны не допустить осуществление деятельности суда с обвинительным уклоном.
Также существует позиция, согласно которой, некоторые правоведы относят прокуратуру РФ к законодательной ветви власти. Данную позицию аргументируют тем, что прокуратура РФ в процессе своей деятельности в большинстве случаев взаимодействует с нормативно-правовыми актами. Следовательно, прокуратура РФ обладает большим объемом необходимой актуальной информации о наличии пробелов в законодательной базе Российской Федерации, в связи с этим она может осуществлять правотворческую деятельность.
По мнению российского правоведа Валентина Вениаминовича Клочкова, общий надзор может осуществлять только законодательная власть, к которой, по его мнению, и должны относиться органы надзора. Эти изменения принесли бы в какой-то степени положительный результат, с точки зрения правотворческой деятельности, так как прокуратура видит проблемы, противоречия в правовом регулировании, которые можно было бы решить.
Однако, на наш взгляд, это не является основанием для отнесения данного органа к законодательной ветви власти. Вышеперечисленные положения являются лишь функциями и правомочием органов Прокуратуры, поскольку данная функция не относится к их обязанностям и основной функция данного органа является осуществление надзора.
Следовательно, в данном случае органы прокуратуры призваны лишь содействию органам законодательной власти.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что прокуратура занимает важное положение среди органов всех органов государственной власти. Она не отнесена ни к одной из ветвей власти — это является важной особенностью данного органа. Прокуратура РФ должна быть независимым органом государственной власти, поскольку основная ее функция — осуществление надзора за законностью и правопорядком, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, общества и государства. В случае, если прокуратура РФ будет отнесена к какой-либо ветви государственной власти, это может поставить под сомнение принцип независимости прокуратуры и, соответственно, подорвать ее авторитет и уровень доверия граждан.
Прокуратура это какой орган власти
Система органов прокуратуры
- 1. Территориальная прокуратура
— прокуратура субъектов рф и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры
— прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры
2. Военные прокуратуры
— Главные военные прокуратуры: главный военный прокурор – заместитель генерального прокурора, структурное подразделение генеральной прокуратуры)
— прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, которые приравниваются к прокурорам субъектов
— военная прокуратура гарнизонов, соединений, которые приравниваются к прокуратурам городов и районов.
-транспортные прокуратуры, которые осуществляют прокурорский надзор на авиационном, морском, речном и железнодорожном транспорте
— природоохранные, которые осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов в сфере природопользования
— прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях
— прокуратуры по надзору за исполнением законов на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.
4. научные образовательные учреждения
— научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при генеральной прокуратуре
— институт повышения квалификации руководящих надзоров генеральной прокуратуры
5. редакции печатных изданий (журналы: «законность» и « прокурорская и следственная практика»)
Прокуратура в Российской Федерации– это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. Система органов прокуратуры построена по принципу: 1) административно-территориального и национально-государственного устройства РФ; 2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений; 3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности. Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований. Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ. В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли. Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)
12 января 2022 года органы прокуратуры Российской Федерации отметят юбилей — 300-летнюю годовщину с даты образования органов прокуратуры России.
Что за орган представляет собой прокуратура? Какое место она занимает в системе органов власти? Какие цели, задачи и функции возложены на неё сегодня? Об этом – интервью старшего помощника прокурора республики по правовому обеспечению старшего советника юстиции Ирины Машковой
Ирина Геннадьевна, какое место занимают органы прокуратуры в системе органов государственной власти?
Правовой статус органов прокуратуры определён Конституцией и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Это особый конституционно-правовой статус. В результате длительных исторических и законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась в структурно и функционально самостоятельный, независимый государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением Конституции и законов, а также иные функции.
Среди населения иногда все ещё бытует мнение, что прокуратура это карательный орган. Это не так. Прокуратура – это, прежде всего, правозащитный орган.
Какие прокуратура выполняет задачи и функции на современном этапе?
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» целью деятельности органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокуратуры заключаются в: своевременном выявлении правонарушений и их пресечении, предупреждении нарушений закона; установлении причин нарушений, лиц, виновных в их совершении и привлечение их к ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.
Функции органов прокуратуры можно условно разделить на надзорные и иные.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
— федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;
— органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Кроме того, прокуратура осуществляет:
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде;
— возбуждает дела об административных правонарушениях;
— участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
— участвует в правотворческой деятельности органов власти и местного самоуправления;
— ведёт государственный и ведомственный статистический учёт.
С принятием в 2016 году Федерального закона «Об основах профилактики в Российской Федерации» органы прокуратуры также стали субъектом системы профилактики и осуществляется в т.ч. посредством правового просвещения и правового информирования населения.
С июля текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
Что важно знать гражданам о деятельности органов прокуратуры?
Для реализации функций прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые осуществляются независимо от федеральных и иных органов власти, общественных объединений.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
- для проведения проверки, в частности, являются обращения граждан, предпринимателей, должностных лиц организаций, публикации в средствах массовой информации и сети «Интернет».
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения.
Деятельность органов прокуратуры осуществляется гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан. В указанных целях она широко освещается в средствах массовой информации.
В каком случае обращение или жалоба гражданина подлежит разрешению прокурором?
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях закона, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. При этом, следует обратить внимание, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за гражданами.
Согласно закону органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.
Таким образом, жалобы на действия граждан, а также первичные жалобы на нарушение закона, прежде всего, подлежат разрешению контролирующими, правоохранительными и иными органами в соответствии с их компетенцией.
Например, первичная жалоба на нарушение трудовых прав подлежит разрешению Государственной инспекцией труда по РС(Я), жалоба на нарушение санитарного законодательства – Управлением Роспотребнадзора, на нарушение жилищных прав управляющими компаниями – Управлением Государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Заявления о преступлениях подлежат рассмотрению правоохранительными органами, поскольку органы прокуратуры не наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел.
Несогласие с ответом на первичное обращение подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу данного органа.
В том случае, когда заявитель не согласен с ответом руководителя контролирующего органа, жалоба подлежит разрешению органами прокуратуры.
Есть исключения из этого правила. Например, напрямую в органы прокуратуры можно обжаловать бездействие или незаконные действия судебных приставов.
Кроме того, есть категория административных дел, которые возбуждаются исключительно прокурором. Список таких дел, предусмотрен ст. 28.4 КоАП РФ (дела о нарушении избирательных прав граждан, нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления и её размещению в сети "Интернет", возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства и т.д.).
В органы прокуратуры можно обратиться лично, по почте или удалённо через сайт прокуратуры, Единый портал госуслуг.
Какие у прокурора есть возможности по защите прав граждан?
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
— беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов,
— требовать предоставления необходимых документов и материалов,
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.
На противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт прокурор п риносит протест, а на содержащий коррупциогенные факторы — требование об их устранении, которые подлежат рассмотрению в 10-дневный срок, а коллегиальным органом — на его ближайшем заседании.
В целях устранения нарушений закона, из причин и условий, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности прокурор вносит представление должностному лицу, подлежащее рассмотрению в 30-дневный срок.
В целях привлечения виновного лица к административной ответственности прокурор выносит постановление.
О недопустимости нарушения закона прокурор объявляет должностному лицу предостережение.
При установлении признаков состава уголовного преступления, прокурор выносит постановление в порядке ст. 37 УПК РФ и направляет его для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
В целях защиты граждан прокурор также вправе обратиться с заявлением (иском) в суд.
Также прокурор осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Во всех лиц случаях прокурор может защищать интересы граждан в судебном порядке?
К сожалению, нет. Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, согласно ст. 45 ГПК и ст. 98 КАС РФ заявление или административное заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, если основанием для него является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:
— социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
— защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
— социальной защиты, включая социальное обеспечение;
— обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
— охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
— обеспечения права на благоприятную окружающую среду;
Прокурор в обязательном порядке вступает в процесс и даёт заключение по делам: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, о лишении или ограничении родительских прав, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, об обязательных обследовании, лечении или госпитализации больного туберкулёзом, или для оказания психиатрической помощи .
На незаконное или необоснованное судебное постановление (решение, приговор , определение) прокурор приносит апелляционное, кассационное, частное или надзорное представление (жалобу) в вышестоящий суд.