Отношение к здоровью как к ценности конституция
Перейти к содержимому

Отношение к здоровью как к ценности конституция

  • автор:

Отношение к здоровью как к ценности конституция

Пожалуй, Статья 41 КРФ нарушается самым наглым (скрытым, просчитанным, защищённым, хитрым, корыстным, изощрённым) образом и способами. По степени наглости нарушения этой Статьи КРФ нарушение Ст 28 КРФ идёт на втором месте, ибо 28-я нарушается, что б корыстно использовать нарушения 41-й Ст КРФ (т.е., 41-я является причиной). Третьим по степени наглости нарушения идут Ст.8.1 поддержка конкуренции; и Ст.34.2. антимонополизация, — ибо нарушение этих Статей КРФ ведет к прикрытию (что б было не видно, не заметно, что б не догадались) нарушения 28-й Ст КРФ. Не мудрено, что нарушения 41 Ст так сильно завуалированы, ибо проблемы со здоровьем возникают у каждого человека, а следовательно, каждый человек тратится на своё здоровье. Это большой финансовый поток. Основная хитрость нарушения состоит в том, что человека убеждают, что его излечивают от заболевания, когда на самом деле, его заболевание притупляют (а иной раз нагло усугубляют из-за действий выписанных и одобренных сильнодействующих успокаивающих препаратов), чтоб оно снова со временем могло проявиться, и что б человек снова тратился на лекарства (это утверждение не касается лишь экстренной медицины и некоторых видов хирургии, но что та, что другая могут быть гораздо результативнее и эффективнее).
Однако, я знаю, что управлять и манипулировать больными (не здоровыми духовно и телом) людьми для получение корыстных целей и интересов гораздо легче, чем здоровыми людьми (здоровый человек не даст манипулировать собой для непонятных и корыстных целей другого человека, если ему открыто скажут, что это является корыстной целью. А чтоб и здоровый человек содействовал корыстным целям, нужно его лишь Красиво обмануть). – и это не предположение и не мнение, это так и есть, и я знаю, что это Истина. (корыстная цель—это цель, которая приносит «пользу» только тому, кто ставит эту цель. Те же, кто вовлечён в достижение этой цели (по средствам различных типов лжи), в лучшем случае, остаются у разбитого корыта. корыстная цель ни кому не приносит пользы, даже тому, кто её изначально поставил (создал), ибо, это палка о двух концах, при этом, второй конец (расплата за Ложь), всегда будет гораздо увесистей). И если государство действительно допускает (разрешает) наглое нарушение 41-й Ст КРФ, то это лишь указывает на то, что государство скрытым образом стремится манипулировать своими гражданами. И если не будут пересмотрены и внесены изменения в Федеральные Законы, которые на прямую или хоть как-то имеют отношение к 41-й Ст КРФ, то это будет указывать на то, что государство скрыто манипулирует своими гражданами, а это будет указывать на то, что Конституция Российской Федерации в Российской Федерации не имеет ни какой ценности, ибо нагло нарушается Ст.2 КРФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Теперь более подробно об нарушении Ст 41 КРФ

Статья 41. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

О каком праве на охрану здоровья здесь идёт речь, если ФЗ-ы поддерживают скрытую манипуляцию здоровьем гражданина РФ? Данная Статья РФ грубо и нагло нарушается.

Статья 41.2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Основное нарушение Статьи 41.2. связано с религиозной деятельностью и заключается в том, что все или почти все заболевания вызваны деградацией Духовности человека, по этому, побочным продуктом работы с Духом человека являются изменения характеристик тела человека (как телесных (проходят или изменяются различные заболевания), так и умственные (при правильной работе осознание повышается, при неправильной работе осознание опускается—к сожалению, этот вопрос зависит не только от добропорядочности религии, но и от самого человека: сильно деградировавший человек выберет для себя религию, в которой нет Истины, а есть лишь одни искажения, но даже этот человек не может быть лишён своего права выбора религии в которой полно искажений, а следовательно, даже такая религия не может быть закрыта—человек подымается духом, когда у него есть выбор, когда выбора нет, он деградирует и становится подверженным заболеваниям)).
Вопрос: каким образом поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, если идёт полное сопротивление (по средствам и с помощью ФЗ-ов) регистрации любой религии? Единственное, что делается, это: поощряется деятельность, способствующая профилактике и поддержанию здоровья тела человека. А профилактика и поддержание здоровья тела человека не тоже самое, что укрепление здоровья человека. (профилактика—улучшение сопротивляемости к болезням на момент Сейчас (на ближайшее время), укрепление— улучшение сопротивляемости к болезням на более длительный промежуток времени (на годы); таким образом, профилактика и поддержание здоровья тела человека – это выкачивание денег у человека, а так же расходование его личного времени). Человек может восстановиться духовно и не заболевать насморком десятилетия или может использовать лекарственные препараты и профилактику, продолжая болеть насморком в не по разу в год.
Нарушение Ст 28 КРФ нарушает мои права в отношении Ст 41.2, не говоря уже и о том, что Ст 41.2 наглым образом нарушается ФЗ-ми, имеющими отношение к здоровью тела человека, которые продвигают ложные ценности (профилактику).

Основной ФЗ из-за которого побочные результаты религиозной деятельности в виде изменения состояния здоровья (в любую сторону) считаются нарушением закона и, естественно, классифицируются, как преступление.
(Причина изменения состояния здоровья в любую сторону заключается в том, что болезнь человека может быть спрятана в подсознании человека так глубоко, что разум человека её не определяет (не находит), из-за этого болезнь не проявляется на теле, но в ходе религиозной деятельности эта болезнь может быть обнаружена разумом и в этом случае она (болезнь) проявится на теле, после того, как болезнь проявится на теле, эту болезнь можно будет лишить силы (излечиться от неё на долгие года). Свидетельства о подобных излечениях или излечениях болезней, которые уже проявлены на теле, можно найти в любой мировой религии. Так почему тогда побочные результаты религиозной деятельности в виде изменения состояния здоровья требуют какой-то лицензии на медицинскую деятельность? Тут лишь напрашивается один вывод: действительно излечивать людей от болезни—это преступление. Ибо, даже витаминные курсы могут не дать столь стабильные результаты.)

ФЗ «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. 96) медицинская деятельность;
Действия по Ст 17 п.96 определяются следующим Положением и Перечнем:
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 241,
от 21.04.2010 N 268)

ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ (УСЛУГ) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 241,
от 21.04.2010 N 268)

(в перечне перечислены почти все, какие возможны, мед услуги связанные с болезнями)

Ст 41.3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

По Ст 41.3. вероятно, всё что можно было скрыть, что создаёт угрозу для жизни и здоровья людей, было скрыто должностными лицами всех уровней ответственности (возможно, самый нижний уровень чиновников не входит в данный список).
Какова ответственность за эти сокрытия?

Нарушения Ст.41 КРФ вообще ставит вопрос о легитимности Президента, Премьера, Правительства РФ, Федерального Собрания (Совета Федерации и Гос Думы) и остальных постов и органов, которые обязаны соблюдать Конституцию России. По той причине, что перечисленные посты и органы состоят из людей, и смена одного человека на другого будет являться как смена шила на мыло, то стоит Вопрос о легитимности (работоспособности с ожидаемыми результатами: хотя бы соблюдением Первой Главы КРФ «Основы конституционного строя» (без Ст. 11.1.), соблюдением Второй главы КРФ «Права и Свободы человека и гражданина» и, по возможности, Третьей Главы КРФ «Федеративное устройство») . . . то стоит Вопрос о легитимности самой Системы Власти. Как бы смешным это не казалось, но это так и есть.

Статья 41 Конституции России

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

Понятие охраны здоровья, право на которую гарантировано комментируемой статьей, детализировано Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1.

В соответствии со статьей 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

За сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, как того требует часть 3 комментируемой статьи, уголовным, административным и гражданским законодательством установлены соответствующие виды юридической ответственности.

В части 1 ст. 41 признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст. 2 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Основным актом, регулирующим отношения в области охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В них содержатся правовые основы организации охраны здоровья, определяются права граждан и их гарантии, обязанности и ответственность медико- социальных учреждений.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст. 17 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравмедпромом России и министерствами здравоохранения республик в составе Федерации.

Часть 1 ст. 41 устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Общий порядок оказания медико-социальной помощи, а также права граждан при оказании медико — социальной помощи установлены Основами законодательства об охране здоровья граждан (разд. VI — VIII).

Граждане имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.

Законом о медицинском страховании граждан определено два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Субъектами страхования являются: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и лечебное учреждение.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пенсионеров и др.) осуществляют органы власти субъектов Федерации за счет своих бюджетов; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают граждане. Застрахованные граждане получают страховые медицинские полисы.

В системе медицинского страхования граждане имеют право на:

  • обязательное и добровольное страхование;
  • выбор медицинской страховой организации;
  • выбор лечебного учреждения и врача в
  • соответствии с договором обязательного и добровольного страхования;
  • получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства;
  • предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, лечебному учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, и др.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В Основах законодательства об охране здоровья граждан гарантии в области охраны здоровья установлены: семье (ст. 22); беременным женщинам и матерям (ст. 23); несовершеннолетним (ст. 24); военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту (ст. 25); гражданам пожилого возраста (ст. 26); инвалидам (ст. 27); гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст. 28) и др.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждане имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение консилиума и консультаций других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами (ст. 30);
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении (ст. 61);
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 32);
  • отказ от медицинского вмешательства (ст. 33);
  • получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья (ст. 31), а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (ст. 30);
  • получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования (ст. 30);
  • возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи (ст. 68).

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

В части 2 ст. 41 Конституции РФ определяется общий порядок разработки и финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения.

В соответствии с Основами об охране здоровья граждан в стране разрабатываются и финансируются федеральные программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию государственной, муниципальной и частной форм здравоохранения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан.

Особое значение имеют медико-социальные программы, например, Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом (антиСПИД), Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации и др. Субъекты Федерации разрабатывают региональные программы охраны здоровья населения.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 10 Основ являются:

  • средства бюджетов всех уровней;
  • средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан»;
  • средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
  • средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

В Российской Федерации охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов и субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья регулируются ст. 12, 13, 14 Основ.

Согласно части 3 ст. 41 Конституции сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Сокрытие — это не только утаивание информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др.

Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством России, в соответствии со ст. 19 Основ. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан предусматривается в разделе XII Основ.

Конкретные меры ответственности за причинение вреда здоровью граждан предусматриваются в различных отраслях законодательства.

Так, административное законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил по охране труда, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду с превышением предельно допустимых концентраций, за сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения, и др.

Гражданское законодательство предусматривает материальную ответственность за причинение вреда здоровью. Гражданин (физическое лицо) или юридическое лицо в случае причинения вреда здоровью другого лица обязаны возместить вред в полном объеме.

Причинивший вред освобождается от его возмещения только в одном случае: если докажет, что вред причинен не по его вине. Потерпевший также имеет право на компенсацию морального вреда (нравственных и физических страданий). Размер такой компенсации определяется судом в денежной сумме.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья гражданин или юридическое лицо, ответственное за вред, обязаны возместить потерпевшему заработок (доход), утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (расходы на лечение, усиленное питание, протезирование, посторонний уход и т.п.) (ст. 1084 — 1094 ГК РФ).

Уголовное законодательство предусматривает наказание за:

  • причинение телесных повреждений (нанесение побоев), истязание, заражение венерической, ВИЧ-инфекцией и некоторыми другими болезнями, неоказание помощи больному, угрозу убийством;
  • загрязнение водоемов и воздуха, загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей и для живых ресурсов моря;
  • склонение к потреблению наркотических веществ и другие преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей, а также нарушение правил: безопасности движения и эксплуатации транспорта;
  • безопасности горных работ;
  • при производстве строительных работ;
  • безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах;
  • хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехнических изделий;
  • правил, установленных с целью борьбы с эпидемиями.

Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).

ЕГЭ. Задание № 23. Конституция РФ об отношении к здоровью как к ценности. ОТВЕТ.

В Конституции Российской Федерации закрепляется отношение к здоровью как к ценности. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

Требования к ответу:

Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений

Правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.

Примерный ответ:

1)РФ, согласно Конституции, — социальное государство, в котором созданы условия для достой жизни человека, в том числе для сохранения его здоровья;

2) В Конституции РФ указано, что здоровье охраняется государством, устанавливаются государственные гарантии его защиты;

3) каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно.

МОЖНО также:
  • каждый имеет право на труд, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • каждый имеет право на отдых;
  • государство финансирует социальные программы охраны и укрепления здоровья населения, развитие системы здравоохранения, физкультуры и спорта.
Статьи Конституции об отношении к здоровью как к ценности.
Статья 7.

1.Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 37.

3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

5.Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 41.

1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2.В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 41 Конституции России

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (статья 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59)*(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *