Мгн что это для инвалидов
Перейти к содержимому

Мгн что это для инвалидов

  • автор:

§1. МГН

Alexander Tugunov

Одним из главных прозрений прошлого рабочего года для меня стало реальное понимание термина “маломобильные группы населения”.

Чиновники, СМИ и большинство обывателей понимают под ними абстрактных “инвалидов на колясках”. Во время презентаций новых автобусов или построенных станций метро показательно разворачиваются пандусы и включаются в розетку специализированные подъемники.

После презентации ими больше никто не воспользуется. Почему?

Сегодня и навсегда всех вас ожидает прозрение.

К маломобильным группам населения относятся любые пассажиры, которые испытывают затруднения в передвижении, в том числе:

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с детскими колясками;
  • с тяжелым багажом;
  • спешившиеся велосипедисты, транспортирующие свой велосипед.

Определение в одном официальном документе РЖД: маломобильные группы населения (МГН) — люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.

Даже если у вас все в порядке со здоровьем, в любой момент вы можете оказаться маломобильным пассажиром. Маломобильные люди составляют внушительную группу пассажиров. Для каждого из них не будут откидывать пандус и включать в розетку подъемник. Такие неудобные элементы с низкой пропускной способностью вообще следует исключить из транспортно-пересадочных узлов, сосредоточившись на удобно расположенных входах, эскалаторах и вместительных лифтах к платформам.

В 2016 году открылись пассажирские станции Московского центрального кольца. На входах в лифты РЖД повесили навигацию “Лифт для инвалидов”, кажется, имея в виду МГН.

Еще на МЦК разрешен провоз велосипедов. Места в поездах еще не очень хорошо оборудованы, но как попадать на платформы? На лестницах часто нет оборудованных съездов, а в некоторые лифты велосипед просто не умещается.

В начале января 2017 года возле двух вместительных лифтов станции “Кутузовская” (на которой пока вообще нет эскалаторов, а в перспективе будет только один) появились веселые наклейки:

Анонимному сумрачному гению осталось запретить перевозить на этом лифте чемоданы и детские коляски.

Запомните и повторяйте молитву: все пассажиры равны, хорошая инфраструктура для всех одинаково доступна. Недостатки транспортной инфраструктуры компенсируются навигацией и сервисом.

Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов

Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?

Содержание

Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.

Что говорит закон о маломобильных гражданах?

Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).

Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».

В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).

Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:

  • Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
  • Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Кто относится к маломобильным группам населения?

Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».

«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.

Маломобильные граждане

Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.

Что обязаны делать организации?

В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:

  • Условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.

Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.

  • Условия для беспрепятственного пользования транспортом

К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.

Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.

Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица). В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.

Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.

  • Возможность самостоятельного передвижения по территории, входа и выхода, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.

  • Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, оказание им помощи.

Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.

  • Допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.

Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).

Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.

Доступная городская среда

Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями

В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?

Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.

А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.

Места на парковках

Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.

Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита

К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.

Какое наказание ждет нарушителей этих требований?

Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.

Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.

Борисов Александр.jpg

– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.

Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Инвалиды МГН и КОСГУ: расшифровка

Инвалиды МГН и КОСГУ: расшифровка

Наряду с увеличением прогресса во многих сферах общества, тема инвалидности по-прежнему остаётся непростой и требует детального рассмотрения. Очевидно, что инвалидам не всегда можно предоставить максимум возможностей в плане лечения и устранения ограничений по здоровью, но необходимо хотя бы вовлечь их в общественную жизнь, дать им чувство полноценности.

Вовлечённость лиц с ОВЗ в социум, прежде всего, должна достигаться доступностью городских объектов. Всё это происходит с учётом специальной классификации инвалидов. О ключевых категориях (инвалидах КОГСУ и МГН расскажем далее.

МГН инвалиды

Отметим, что к маломобильным группам населения (МГН) кроме граждан с инвалидностью относятся:

— люди пожилого возраста;

— перемещающиеся с багажом;

— лица с маленькими детьми в колясках;

— граждане с травмами, не являющиеся инвалидами и тд.

На самом деле маломобильным представителями могут быть не только перечисленные люди, перечень широк. Тем более что МГН подразумевает, в первую очередь, наличие трудностей с перемещением в общественных местах, ввиду чего их доступность ограничивается.

МГН и КОСГУ инвалиды

Что касается непосредственно обладателей инвалидности, у большинства из них трудности являются постоянными, а не временными как у вышеуказанных лиц. По этой причине особый статус позволяет присвоить людям с ОВЗ не просто категорию МГН, но более точную классификацию. В частности, речь идёт о четырёх группах:

М1 – граждане без двигательных ограничений (например, глухие);

М2 – хотя способность к самостоятельному передвижению сохранна, ходить получается медленно из-за использования средств для опоры, либо по причине умственных проблем (здесь можно назвать инвалидов со зрительными проблемами);

М3 – передвигающиеся только с поддержкой или опорой, либо периодически применяющие инвалидную коляску (сюда входят те же инвалиды, что и в М2);

М4 – максимальное снижение мобильности (колясочники).

Соотнося льготника к той или иной категории, принимают во внимание не состояние соцсреды, а самого человека с ограничениями. То есть, скажем, удобство зданий и улиц для колясочников не означает, что группа М4 маломобильности будет снята.

Важно! Маломобильность проще всего определить по скоростным нормам в различных ситуациях — подъём и спуск по лестнице, движение в людском потоке, использование пандуса и тд.

Категории инвалидов КОСГУ

Благодаря существующей классификации и включению обладателя ОВЗ в конкретную группу, удаётся:

— определить социальный статус инвалида;

— установить степень интеграции льготника в общество;

— реализовать наиболее подходящие меры соц. поддержки.

Минздрав и Минтруда предлагают одну из классификаций инвалидов по виду выявленных нарушений:

К – колясочники, иногда или постоянно передвигающиеся с помощью инвалидного кресла;

О – опорники, имеющие явные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но обходящиеся без коляски;

С – слепые, а также те, чья жизнедеятельность ограничена по причине зрительных аномалий;

Г – глухие и граждане с какими-либо слуховыми аномалиями, спровоцировавшими инвалидность;

У – умственно-неполноценные, то есть имеющие расстройство умственного развития.

КОСГУ, как правило, используется вместе с более узкими классификациями, что даёт возможность наиболее точно оценить степень ограничений и состояний человека.

Важно! На сегодняшний день КОСГУ в России часто присутствует в сферах, требующих документального учёта лиц с инвалидностью. Здесь аббревиатуры нужны больше для удобства оформления.

ОСИ инвалидов

Теперь рассмотрим объекты социальной инфраструктуры или ОСИ. Сюда входит множество отраслей, предприятий, обеспечивающих людям нормальную жизнь. Проще говоря, соц. инфраструктура — это все составляющие города и любого населённого пункта. Здесь:

— объекты социально-культурного назначения;

— организации, где предоставляются медицинское, правовое обслуживание, реализуются услуги в сфере образования и тд.

Если говорит об ОСИ инвалидов, это реестр объектов инфраструктуры с доступом для лиц с ОВЗ. Данные зоны должны оборудоваться так, чтобы даже колясочник смог без труда попасть в необходимое место.

Существующие и появляющиеся объекты обязаны иметь паспорт доступности ОСИ, по которому маломобильные граждане смогут определить, удобно им будет перемещаться или нет.

В паспорте отмечают степень доступности, используя коды, а именно:

ДП – доступность полная — такой объект получает категорию доступности 1 или «А»;

ДЧ – доступность частичная — устанавливается категория «Б», подразумевающая перемещение только по спецучасткам и помещениям;

ДУ – условная доступность — в данном случае не обойтись без помощи сопровождения, сотрудника (если речь идёт об организации, где предоставляют услуги, нередко возможно дистанционное обслуживание).

«Нет» или ВНД — означают либо полную недоступность места для инвалидов, либо временно ограниченную доступность (последнее, например, бывает в случае улучшения объекта).

Важно! Указанные отметки могут присутствовать на картах учреждений и городских зон.

Резюмируя, хочется подчеркнуть важность рассмотренных в данном материале обозначений. Несмотря на их кажущуюся лёгкость и неточность, они касаются широких понятий, удобны и универсальны.

Приложение Б. Классификация МГН по группам мобильности

Б.1 Общие характеристики МГН по группам мобильности и соответствующие им значения средней площади горизонтальной проекции людей приведены в таблице Б.1.

Общие характеристики МГН по группам мобильности

Средняя площадь горизонтальной проекции людей f*(1), .

Люди, не имеющие инвалидности, со сниженной мобильностью:

— люди старшего возраста

— дети дошкольного возраста

— люди с детьми дошкольного возраста

— глухие и слабослышащие

Инвалиды с нарушением зрения, пользующиеся белой тростью

Инвалиды использующие при движении дополнительные опоры (костыли, трости):

— с двумя опорами

— передвигающиеся без дополнительных опор

— инвалиды на протезах

Инвалиды и другие МГН, не относящиеся к группе М2, передвигающиеся на креслах-колясках

Люди с ограниченной степенью свободы, в том числе люди с психическими отклонениями

*(1) Средняя площадь горизонтальной проекции людей f рассчитывают по [5].

*(2) Значения скорости людей для группы мобильности М1 при расчете времени эвакуации следует принимать уменьшенным на 20% по отношению к данным расчетной методики [5] для людей без ограничения мобильности.

*(3) Люди, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно (например, люди с травмами опорно-двигательного аппарата).

*(4) Люди, действия по транспортированию которых являются недопустимыми вследствие прямой угрозы жизни, вызванной таким транспортированием.

Примечание — Людей, передвигающихся несамостоятельно на кресле-коляске, следует относить к группе НМ.

Б.2 Расчетное число людей, относящихся к группам мобильности М2-М4, следует определять в соответствии с таблицей Б.2.

Класс функциональной пожарной опасности

Функционально-типологические группы зданий и сооружений

Расчетное число мест, помещений для МГН, посетителей групп мобильности М2-М4, %, не менее

Здания дошкольных образовательных организаций, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната

2% общего числа мест

Не менее одного места для детей-инвалидов на кресле-коляске;

в зданиях с числом мест менее 100 — по заданию на проектирование

Гостиницы, общежития (кроме общежитий квартирного типа), спальные корпуса пансионатов, санаториев и домов отдыха общего типа

3% общего числа номеров

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске;

в зданиях при числе номеров (жилых комнат) менее 20 — по заданию на проектирование, но не менее одного универсального доступного номера (жилой комнаты) с возможностью проживания людей с инвалидностью, относящихся к группам мобильности М2-М4

Здания жилые многоквартирные

Определяется заданием на проектирование

Для расчета пожаробезопасной зоны следует учитывать не менее одного инвалида (посетителя) в кресле-коляске на этаж (этаж секции)

Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях

3% общей вместимости зрительных залов и мест на трибунах спортивных сооружений плюс одно место на каждые 100 мест при вместимости свыше 1000 зрителей

В зрительных залах, на трибунах места для инвалидов на креслах-колясках должны составлять не менее 0,75% общей вместимости зала в соответствии с 8.1.5.

Места в зрительных залах допускается оборудовать в виде съемных секций

Музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях

2% общего числа посетителей

По заданию на проектирование для расчета площади пожаробезопасной зоны число инвалидов на креслах-колясках следует принимать в зависимости от площади помещений

Здания организаций торговли

3% общего количества посетителей

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске

Здания организаций общественного питания

5% общего числа посетителей

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске

Аэровокзальные комплексы, железнодорожные вокзальные комплексы

2% расчетной вместимости

Расчетная вместимость — см. приложение В

Поликлиники и амбулатории

5% единовременной пропускной способности (определяется заданием на проектирование)

Уточняется заданием на проектирование в зависимости от специализации медицинской организации

Помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей

3% единовременной пропускной способности

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске

Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани

2% единовременной пропускной способности

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске.

Число мест в раздевальных для спортсменов-инвалидов — по заданию на проектирование

Здания культовых организаций

7% общего числа посетителей

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске

Здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций

2% общего числа обучающихся

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске.

В зданиях с количеством обучающихся менее 120 число мест для инвалидов на кресле-коляске — по заданию на проектирование

Здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования

2,7% общего числа обучающихся

Не менее одного места для инвалида на кресле-коляске.

В зданиях с числом обучающихся менее 120 число мест для инвалидов на кресле-коляске — по заданию на проектирование

Здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов

Определяется заданием на проектирование

В зданиях и помещениях, где происходит прием посетителей, следует предусматривать не менее одного места для инвалида на кресле-коляске

Здания производственного или складского назначения

Определяется заданием на проектирование

1 Число МГН (групп мобильности М2/М3/М4) следует определять из соотношения — 0,25/0,6/0,15.

2 Число мест для инвалидов на креслах-колясках на первых этажах общественных зданий может быть увеличено до 1% и более, так как их эвакуация не привязана к эвакуации из пожаробезопасных зон.

Расчетное число МГН, относящихся к группе мобильности М1, следует определять в соответствии с функциональным назначением здания, но не менее:

80% — в зданиях общеобразовательных организаций;

20% — в зданиях гостиниц;

35% — в многоквартирных жилых зданиях;

60% — в зрелищных зданиях с пребыванием детей (театр, кинотеатр);

70% — в зданиях поликлиник и амбулаторий;

35% — в остальных общественных зданиях, в которых возможно пребывание детей;

10% — в остальных общественных зданиях без пребывания детей.

<< Приложение
А. Расчет числа лифтов, необходимых для спасения инвалидов из пожаробезопасных зон
Содержание
Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. приказом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *