Организация электронного документооборота. Регистрация в ЕИС
Исходя из определения, ЕИС — это ресурс, который объединяет информацию о закупках не только по Закону о контрактной системе, но и закупках, которые осуществляются в рамках 223 Федерального закона.
Функции ЕИС
Основными функциями ЕИС, согласно 44-ФЗ, являются:
- Формирование, обработка, и хранения данных и предоставление их участникам контрактной системы. То есть ЕИС выступает в виде масштабной базы данных.
- Сквозной автоматический контроль за соблюдением Закона о контрактной системе. Тотальный контроль начинается со стадии планирования, далее — осуществление закупки, и до заключения исполнения контракта.
- Организация электронного документооборота между участниками контрактной системы.
Учитывая масштабность функций Единой информационной системы, она должна работать по определенным правилам.
Правила функционирования ЕИС
Требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации и порядок информационного взаимодействия Единой информационной системы с иными информационными системами установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 №1414 (в редакции ПП РФ от 30.06.2020 № 961).
В соответствии с данными правилами (ч.17 ПП РФ №1414) при формировании и размещении информации и документов и ЕИС, обмене электронными документами в процессе взаимодействия ЕИС с другими информационными системами применяются единые формы документов. Требования к этим документам, их формированию и размещению устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Формат размещения в ЕИС документации заказчика
Заказчик не имеет права разместить в ЕИС информацию в виде файла, защищенного паролем, не позволяющим совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать. То есть если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком, содержит какие-либо ограничения для работы с документом, — считается, что свободного доступа к этой информации нет.
Информация, которая размещается в ЕИС должна быть доступна любому участнику закупки.
Функции Минфина РФ
Функции и полномочия по развитию и эксплуатации ЕИС распределены между Министерством финансов (орган по регулированию контрактной системы) и Федеральным Казначейством.
Министерство финансов осуществляет следующие функции:
- определение порядка взаимодействия удостоверяющих центров с Единой информационной системой и электронными площадками;
- установление требований к сертификатам ключей электронных подписей для ЕИС и электронных площадок;
- определение порядка использования усиленной электронной подписи в ЕИС и на электронных площадках по согласованию с контролерами;
- установление единых требований к электронным площадкам;
- заключение соглашений с операторами электронных площадок.
Функции Федерального Казначейства
Федеральное Казначейство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по развитию Единой информационной системы и ее эксплуатации.
К функциям Федерального казначейства относятся:
- выработка по согласованию с Минфином РФ функциональных требований к ЕИС в сфере закупок;
- создание, развитие, ведение и обслуживание данной системы;
- установление порядка регистрации в Единой информационной системе и порядка пользования ЕИС в сфере закупок.
Участнику закупки необходимо знать все детали, связанные с разграничением полномочий по функционированию и эксплуатации ЕИС. Эти знания нужны, чтобы понимать, чьи приказы и разъяснения использовать в работе, когда необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе и чьими письмами руководствоваться, если возникают какие-то проблемные вопросы в этой части.
Приказ Казначейства России от 30 декабря 2015 года № 26Н
Данным приказом утвержден порядок использования Единой информационной системы ее участниками и иными лицами, которые используют ее для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе и Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В частности, данным приказом установлено, что субъекты системы смогут пользоваться ею после прохождения процедуры регистрации и авторизации в порядке, установленном Казначейством России.
После того как пользователи прошли регистрацию, им будут доступны все функции, которые выполняет Единая информационная система:
- поиск и получения информации;
- формирование и размещение информации по 44-ФЗ и по 223-ФЗ;
- обмен электронными документами.
Федеральная антимонопольная служба подчеркивает, что заказчику необходимо делать акцент не только на расширенном формате файла, но и на обеспечении возможности поиска.
Практика ФАС
Пример 1
В одном из решений Федеральной антимонопольной службы было указано на то, что Приказом Федерального казначейства №26Н утвержден порядок использования ЕИС, в котором перечислены допустимые файлы.
Необходимо, чтобы соблюдался не только формат — большое значение имеет возможность использования размещенной информации.
Пример 2
Информация, которая по закону должна быть размещена в Единой информационной системе, должна быть размещена только в ней. Не допускается каких-либо аналогичных вариантов размещения.
По этому вопросу также есть практика Федеральной антимонопольной службы. Суть дела, по мнению заявителя-участника закупки, заключалась в том, что его права и законные интересы были нарушены действиями заказчика, а именно неразмещением в ЕИС проектной документации в полном объеме.
Согласно сведениям из ЕИС заказчиком размещен, в том числе документ, в соответствии с которым проектная документация размещена была по ссылке, то есть в облачном хранилище.
Какая бы объемная ни была информация, касающаяся закупки, она должна быть размещена непосредственно в ЕИС, без каких-либо альтернативных вариантов размещения.
С материалами для организации работы в Единой информационной системе можно ознакомиться на сайте. В открытом доступе есть раздел «Материалы для работы», где размещены «Руководство пользователя», обучающие ролики и другие инструкции.
Ресурсы Единой Информационной Системы
Проблем с регистрацией в Единой информационной системе у участников закупки, даже у новичков, не возникает.
Одной из основных частей ЕИС является официальный сайт. Чаще всего именно к нему прибегают участники закупки, когда речь идет о поиске информации.
Единая информационная система имеет основное горизонтальное меню, зайдя в раздел которого можно найти необходимую информацию.
Ниже есть так называемое дополнительное горизонтальное меню.
В дополнительном горизонтальном меню находится раздел «Карта сайта».
Кому и для чего нужна Карта сайта
Она полезна, если пользователь только начинает свою работу в ЕИС. Новичку в основном горизонтальном меню сложно сориентироваться — где, за каким разделом скрывается необходимая информация. Упростить поиск соответствующего раздела поможет карта сайта.
Щелкнув по карте сайта, можно сразу увидеть на экране все разделы и быстро сделать свой выбор.
В Единой информационной системе для удобства пользователей есть ранжирование информации. Разделы подразделяются на информацию: для заказчиков, для поставщиков и для контрольных органов.
Это сужает круг информации, которую, например, участник-поставщик будет видеть на экране. Но, это не означает, что для него закрыты подразделы информации, которая предназначена заказчикам или контролирующим органам.
Какие виды поиска предусмотрены в ЕИС
В Единой информационной системе предусмотрено два вида поиска: простой и расширенный.
Простой поиск
Простой поиск позволяет осуществлять поиск процедур по наименованию закупки, по наименованию заказчика, по номеру извещения.
Недостатком простого поиска является тот факт, что если поставщик бумаги в поисковую строку запишет наименование объекта закупки «Бумага», то по этому запросу будет выдан очень большой объем информации. Это могут быть извещения, которые заказчики разместили и по результатам которых уже заключены контракты. Это будут извещения по всей стране. А поставщик, например, работает только в конкретном субъекте Российской Федерации. Это будет достаточно большой объем информации, которую участник закупки будет очень долго ранжировать.
Поэтому если пользователь не знает точно номер извещения, либо конкретного заказчика, на чью закупку хочет подать заявку, то лучше воспользоваться расширенным видом поиска.
Расширенный поиск
Расширенный вид поиска позволяет задавать более точные параметры и комбинировать их. При необходимости можно делать выбор тех полей, которые отражают именно специфику закупок, в которых пользователь собирается участвовать.
Установить настройки можно, воспользовавшись конструктором параметров поиска. Есть возможность сохранить настроенные параметры, если пользователь, например, постоянно ищет одни и те же закупки. При расширенном поиске такой конструктор можно собрать один раз и сохранить, чтобы в дальнейшем не тратить время на заполнение полей.
Что может найти пользователь через расширенный поиск
Определить, по какому закону, по 44-ФЗ либо по 223-ФЗ, участника интересуют закупки.
Определить конкретный этап закупки, если речь идет о подаче заявки — когда пользователю не нужны закупки, по которым процедура торгов уже состоялась.
Выбрать способ закупки. Например, участника интересует только запрос котировок.
Можно отфильтровать информацию по конкретному заказчику, по коду КПД, если интересует конкретное направление работы.
Можно искать информацию не только по параметрам, которые заполнены в структурированной форме. Также доступен поиск в прикрепленных файлах.
Чтобы воспользоваться поиском информации, регистрация в Единой информационной системе в качестве участника закупки не нужна. Достаточно доступа к сети интернет, так как информация о закупках размещается в открытой части ЕИС.
С заявками участник закупки может работать только в закрытой части ЕИС через Личный кабинет. Доступ к нему участник закупки получает только после того, как прошел регистрацию в системе.
Электронный документооборот
Через ЕИС обеспечивается юридически значимый электронный документооборот. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 44-ФЗ, допускается обмен электронными документами, которые предусмотрены законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя и окончательных предложений.
Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, которые направляются при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки либо специализированной электронной площадки, если речь идет о закрытых закупках.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, обмен электронными документами осуществляется с использованием Единой информационной системы.
Эти правила закреплены в статье 5 Закона о контрактной системе.
Порядок установления требований к формированию и размещению в Единой информационной системе и на электронных площадках информации и документов, которые предусмотрены 44-ФЗ, устанавливается Правительством РФ.
Законом устанавливается не только порядок, но и непосредственно электронные площадки, на которых происходит осуществление закупок. Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года №1447-р определен перечень операторов электронных площадок, предусмотренных частью третьей статьи 24.1 Закона о контрактной системе и частью 1 статьи 3.4 Федерального закона о закупках товаров работ и услуг отдельными видами юридических лиц. В настоящее время в данный перечень входят восемь электронных площадок:
Заказчик имеет возможность осуществлять свои закупки на любой из этих восьми площадок. Также он может осуществлять закупки на нескольких площадках.
Участник закупки следом за заказчиком будет работать на той площадке, которую заказчик выбрал непосредственно для осуществления своих закупок.
По какому принципу заказчики выбирают площадку
Отличительная особенность этих площадок — удобство интерфейса, дополнительные сервисы, бонусы, которые предоставляются данными площадками и для заказчиков и для участников закупки.
В частности, одним из таких моментов выбора является установленная оператором электронной площадки плата с лица, с которым заключается контракт. Эта плата устанавливается не произвольно, а регламентируется.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №564 от 10 мая 2018 года «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры и установлении ее предельных размеров», операторы ЭТП, в том числе операторы специализированных ЭП вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, в том числе совместных конкурса или аукциона.
Предельный размер платы установлен в размере 1% начальной максимальной цены контракта, но не более чем 5 тыс. рублей без учета НДС для всех закупок.
В случае если заключается контракт по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ, то есть когда это закупка для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то предельный размер такой платы не может составлять более 1% начальной максимальной цены контракта и более чем 2 тыс. рублей.
В пределах этих установленных диапазонов площадки имеют право для манипуляций по снижению этого размера с целью привлечения заказчиков и участников закупки.
Взимание платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки.
Взимание платы оператором ЭП с лица, не являющегося лицом, с которым будет заключаться контракт, не допускается.
Обратите внимание! Оператор электронной площадки не вправе взимать плату с лица, с которым будет заключаться контракт, в случае уклонения победителя от заключения контракта.
Если участник в совместном конкурсе аукционе стал победителем, то независимо от того, сколько контрактов он заключил, пять или любое другое количество, плата с него, как с победителя, будет взиматься однократно.
В соответствии с правилами, которые утверждены Постановлением 564, последующее уклонение от заключения контракта не освобождает победителя закупки от платы оператору площадки.
Плата производится как при наличии специального счета, так и в случае его отсутствия. Например, если обеспечение заявки было представлено банковской гарантией.
Если спецсчета нет, то оператор вправе направить участнику закупки требование о перечислении денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки. Если есть спецсчет, то денежные средства блокируются и затем снимаются с этого специального счета.
Организация электронного документооборота между заказчиком и участником закупки осуществляется с применением электронной подписи.
Что такое электронная подпись
Электронная подпись — это особый реквизит документа, который позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента его подписания и подтвердить принадлежность подписи конкретному владельцу.
На электронной площадке и в Единой информационной системе работа осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Законодательная база, которая регламентирует порядок применения и выдачи электронные подписи, включает:
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный Закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации и информационных технологиях и о защите информации»,
- Федеральный Закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ряд других законов и подзаконных актов.
Получение электронной подписи участником закупки
Участник закупки за электронной подписью обращается в удостоверяющий центр.
Квалифицированную усиленную электронную подпись могут выдавать только удостоверяющие центры, которые прошли аккредитацию Минкомсвязи РФ. Удостоверяющие центры также проходят процедуру авторизации, то есть заключают договоры со всеми электронными площадками, которые работают на рынке государственных и муниципальных закупок.
Но только лишь наличие электронной подписи не обеспечивает доступ к торгам.
Регистрация в ЕИС
Для регистрации в Единой информационной системе участники закупки должны совершить следующие действия:
- Пройти регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
- Сформировать информацию и документы, предусмотренные пунктами 5 и 6 Правил регистрации участников закупок в ЕИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1752, для размещения в Единый реестр участников закупки (ЕРУЗ).
- После успешной регистрации в Единой информационной системе участник закупки включается в ЕРУЗ, который ведет Федеральное Казначейство.
Аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с ЕИС и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы или информацию — это проходит в автоматическом режиме.
Оператор электронной площадки, в свою очередь, осуществляет ведение реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. В нем содержится:
- наименование, фирменное наименование при наличии, если участник закупки является юридическим лицом, либо ФИО для физлица, в том числе зарегистрированного в качестве ИП;
- ИНН участника закупки;
- дата осуществления аккредитации на площадке;
- иные информационные документы в случаях, которые предусмотрены Законом о контрактной системе.
Реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, размещается на этой площадке ее оператором в соответствии с требованиями, которые установлены п.2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Участника регистрируют в ЕИС и аккредитовывают на электронной площадке сроком на 3 года. Участнику закупки необходимо помнить, что перерегистрацию необходимо пройти за 6 месяцев до ее окончания. Позже этого срока участник уже не сможет подать заявку.
Чтобы участник не пропустил эти сроки, за четыре месяца до даты окончания регистрации он уведомляется Единой информационной системой. Пройти регистрацию на новый срок, в порядке, который установлен Законом о контрактной системе, участник закупки может не ранее, чем за шесть месяцев до даты окончания срока регистрации.
В этой ситуации не нужно слишком рано подавать на перерегистрацию. Но, тем не менее не стоит затягивать и до истечения этого срока, чтобы не пропустить участия в закупке.
Как уже было отмечено, при регистрации в ЕИС не требуется предоставление каких-либо дополнительных документов, чтобы участник закупки был аккредитован на электронных площадках. Но при этом Законом о контрактной системе предусмотрен особый случай, когда участник закупки все-таки должен предоставить оператору электронной площадки пакет документов. Это потребуется для обеспечения доступа к отдельным закупкам, для которых необходимо подтверждение опыта и квалификации. Речь идет о закупках отдельных видов товаров работ и услуг, в отношении которых Постановлением Правительства РФ №99 установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В этом случае участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы или их копии, которые предусмотрены перечнем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года №99 в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона 44-ФЗ.
В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 электронных документов или их копий, оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки представлены такие документы, принимает одно из решений:
- о размещении таких документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
- об отказе в размещении таких документов:
- в случае если представленные документы не соответствуют перечню, установленному Правительством Российской Федерации в ч.3 статьи 31,
- в случае нарушения порядка, установленного Правительством РФ для направления таких документов в части 15 статьи 24.2.
Единая информационная система взаимодействует не только с операторами электронных площадок, но и с иными информационными системами. Одной из таких систем является ГИС «Независимый регистратор».
Независимый регистратор
В соответствии с частями 13 и 14 статьи 4 Закона о контрактной системе ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает в режиме реального времени мониторинг и фиксацию действий и бездействий участников закупок и заказчиков, ведет видеофиксацию в ЕИС и на электронной площадке. Данная информационная система отслеживает работоспособность ЕИС и электронной площадки, фиксирует все действия, которые в этих системах происходят, действия участников закупки и заказчиков и действие оператора площадки.
Орган, который обеспечивает эксплуатацию и развитие ГИС «Независимый регистратор» — Федеральное Казначейство (Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 №518).
Работать система «Независимый регистратор» начала с 1 января 2020 года.
Для чего участнику закупки необходима ГИС «Независимый регистратор»
Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что данные системы, которая обеспечивает видеофиксацию действий участников закупки на электронных площадках, можно использовать при обжаловании.
«. ГИС “Независимый регистратор” обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 №1447-р перечень операторов электронных площадок )за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом о контрактной системе, так и Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.
Данные видеофиксации ГИС “Независимый регистратор” участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки.
При этом необходимо отметить, что скриншоты снимков экрана не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.
На основании вышеизложенного, участникам закупок целесообразно при участии в электронных процедурах пользоваться ГИС “Независимый регистратор” для защиты своих прав и законных интересов»
Документ: Письмо ФАС России от 25.02.2019 №МЕ/13989/19 «Об использовании ГИС “Независимый регистратор” при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) электронных площадок»
Эту программу можно скачать непосредственно в Единой информационной системе и установить на том компьютере, который используется для подачи заявок для работы в ЕИС и для работы на ЭП.
Перспективы 2021
Подводя итог, следует остановиться на ближайших перспективах развития информационного обеспечения в 2021 году.
К изменениям, которые затрагивают интересы участников закупки, относится внедрение электронного контракта, в том числе для тех документов, которые продолжают в настоящее время оставаться на бумаге: это контракт с единственным поставщиком, а также перевод актирования приемки всех видов товаров, работ и услуг в электронный вид. В 2020 году это было право заказчика — прописать электронную приемку в своем контракте. В 2021 году планируется перевести это уже на обязательную основу.
Еще одна из перспектив развития Единой информационной системы, которая также затрагивает интересы участников закупки, это перевод в полном объеме в электронный вид процедуры обжалования действий заказчиков поставщиками и подрядчиками, исполнителями. Жалобу в Федеральную антимонопольную службу и в иные органы по контролю можно будет направлять непосредственно через Личный кабинет участника закупки в Единой информационной системе.
Эксперты Астрал.Тендер знают все законы и нормативно-правовые акты, касающиеся закупок. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам, или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.
Кто обеспечивает обслуживание единой информационной системы
от 23 декабря 2015 г. N 1414
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2017 N 442,
от 20.10.2017 N 1280, от 15.09.2018 N 1094, от 11.04.2019 N 424,
от 03.08.2019 N 1020, от 14.09.2019 N 1202, от 27.12.2019 N 1906,
от 30.06.2020 N 961, от 07.11.2020 N 1799)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее — единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
2. Единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает:
а) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
б) осуществление контроля за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) использование для подписания электронных документов электронной подписи, вид которой предусмотрен Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
г) возможность проверки электронной подписи, вид которой предусмотрен Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на протяжении всего срока хранения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) формирование и размещение информации и документов, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
ж) формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
з) возможность осуществления мониторинга закупок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
и) возможность осуществления мониторинга и оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, а также отдельных видов юридических лиц требованиям законодательства Российской Федерации об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
к) возможность проведения анализа и оценки информации о закупках в целях проведения аудита закупок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
л) возможность получения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, необходимых для осуществления контроля, предусмотренного статьей 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2(1). При проведении торгов в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», в единой информационной системе размещается информация о заключенных договорах в виде ссылки на адрес страницы официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), на котором размещена такая информация.
(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.2017 N 1280; в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в сети «Интернет» (далее — официальный сайт), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также случаев, предусмотренных Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, при которых информация и документы не размещаются в единой информационной системе, на официальном сайте.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.2017 N 1280, от 27.12.2019 N 1906, от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
На официальном сайте могут также размещаться сообщения по вопросам функционирования единой информационной системы, реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
При изменении информации и документов, размещенных на официальном сайте, предыдущие редакции измененных информации и документов сохраняются и остаются доступными для ознакомления пользователями официального сайта, а также обеспечивается возможность размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, одновременно с размещением измененных информации и документов.
4. Официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
5. Участниками единой информационной системы являются субъекты единой информационной системы и пользователи официального сайта.
Субъектами единой информационной системы являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Пользователями официального сайта являются физические и юридические лица, в том числе участники обязательного общественного обсуждения закупок (далее — участники обсуждения закупок), использующие информационный ресурс официального сайта.
6. Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении единой информационной системы в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2017 N 442)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральное казначейство обеспечивает обслуживание участников единой информационной системы непрерывно и круглосуточно, за исключением случаев проведения регламентных и технологических работ. При этом среднее время ожидания ответа на обращения пользователей по телефонам технической поддержки не должно превышать 5 минут.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2017 N 442)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей информационного сопровождения участников единой информационной системы при использовании единой информационной системы и официального сайта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок могут привлекаться организации по обслуживанию.
Организациям по обслуживанию могут быть переданы функции по размещению на официальном сайте информации по вопросам контрактной системы в сфере закупок.
7. Доступ к единой информационной системе предоставляется субъектам единой информационной системы после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в единой информационной системе.
8. Доступ к официальному сайту пользователям официального сайта, за исключением участников обсуждения закупок, в сети «Интернет» предоставляется без регистрации.
Доступ к официальному сайту для размещения информации при обязательном общественном обсуждении закупок предоставляется участникам обсуждения закупок после прохождения ими процедур самостоятельной регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации на официальном сайте.
9. Регистрация субъектов единой информационной системы в единой информационной системе осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с устанавливаемым им порядком.
10. Идентификация, аутентификация и авторизация в единой информационной системе субъектов единой информационной системы обеспечиваются средствами единой информационной системы, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации). Идентификация, аутентификация и авторизация субъектов единой информационной системы в единой информационной системе осуществляются с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи субъектов единой информационной системы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Зарегистрированные в единой информационной системе субъекты единой информационной системы после прохождения процедур идентификации, аутентификации и авторизации получают доступ к единой информационной системе для осуществления функций в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
12. Субъектам единой информационной системы запрещено производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования единой информационной системы.
13. Технологические (технические и программные) средства единой информационной системы должны обеспечивать:
а) реализацию функций единой информационной системы;
б) круглосуточную непрерывную работу единой информационной системы, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, в соответствии с требованиями по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»;
в) информационное взаимодействие единой информационной системы с иными информационными системами, а также с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
г) защиту информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации, включая требования о защите информации, содержащейся в системах общего пользования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»;
д) автоматическую форматно-логическую проверку информации и документов, размещаемых в единой информационной системе в структурированном виде;
е) проверку соблюдения субъектами единой информационной системы правил формирования информации и документов, размещаемых в единой информационной системе, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
ж) унификацию состава технологических операций по сбору, подготовке, передаче, обработке и отображению информации и документов, размещаемых в единой информационной системе;
з) ведение электронных журналов учета действий и операций, содержащих сведения о формировании, размещении, изменении, обмене и исключении информации и документов, с указанием времени выполнения действий и операций, их содержания и сведений о субъектах единой информационной системы, осуществивших такие действия и операции, в том числе в процессе информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами (далее — электронный журнал учета);
и) ежедневное копирование на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность восстановления информации, документов и электронных журналов учета в единой информационной системе;
к) хранение резервных материальных носителей, полученных в результате ежедневного, еженедельного и ежемесячного копирования;
л) сохранение информации и документов, исключенных из единой информационной системы, без предоставления публичного доступа к ним на официальном сайте;
м) формирование выписок из электронных журналов учета, выполненных по запросам субъектов единой информационной системы;
н) формирование статистических сведений из электронных журналов учета по запросам субъектов единой информационной системы;
о) единство нормативно-справочной информации в единой информационной системе, включая справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками единой информационной системы.
14. Технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать:
а) круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям». При необходимости проведения плановых регламентных и технологических работ, в ходе которых доступ пользователей официального сайта к информации и документам, размещенным на официальном сайте, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице официального сайта не менее чем за сутки до начала указанных работ. В случае если возникли неполадки технических средств или программного обеспечения, повлекшие невозможность доступа пользователей официального сайта к официальном сайту (или к его отдельным страницам), в течение 2 часов на официальном сайте после устранения указанных неполадок должна быть размещена информация с указанием причин невозможности доступа к официальном сайту, даты и времени прекращения доступа, даты и времени возобновления доступа к официальному сайту;
б) отсутствие необходимости применения пользователями официального сайта программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы;
в) возможность самостоятельной регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации участников обсуждения закупок на официальном сайте для их участия в обязательных общественных обсуждениях закупок;
г) возможность представления информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, на официальном сайте в форме электронного документа, а также в иных формах представления информации;
д) возможность участия пользователей официального сайта в проводимых на официальном сайте опросах и голосованиях, а также возможность просмотра этими пользователями результатов опросов и голосований (если при проведении опроса или голосования предусмотрена возможность просмотра его результатов);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) возможность участия участников обсуждения закупок в обязательных общественных обсуждениях закупок;
ж) возможность получения с официального сайта электронных сообщений об изменении информации, размещаемой на официальном сайте;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) учет посещаемости всех страниц официального сайта;
и) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799;
(см. текст в предыдущей редакции)
к) мониторинг доступности (работоспособности) официального сайта и единой информационной системы с сохранением его результатов в течение 5 лет;
л) возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
м) возможность размещения информации и документов в формате открытых данных, за исключением случаев, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящих Правил;
(пп. «м» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)
(см. текст в предыдущей редакции)
н) возможность определения даты и времени размещения информации и документов, а также даты и времени их последнего изменения;
о) возможность пользования официальным сайтом с использованием сенсорных экранов;
п) возможность выбора пользователями официального сайта версий официального сайта, оптимизированных для использования посредством электронных вычислительных машин с различными размерами диагонали экрана;
р) возможность выбора пользователями официального сайта специальных версий официального сайта для лиц с ограниченными возможностями;
с) возможность автоматического определения территориального расположения пользователя официального сайта средствами официального сайта, а также представления информационного ресурса официального сайта в зависимости от территориального расположения пользователя официального сайта (в случае если возможность определения территориального расположения не отключена пользователем официального сайта);
т) возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта пользователем официального сайта.
15. Лингвистические средства единой информационной системы и официального сайта должны обеспечивать участникам единой информационной системы возможность формирования и просмотра в единой информационной системе и на официальном сайте информации и документов на русском языке. Информация и документы в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может формироваться в единой информационной системе с использованием букв латинского алфавита.
16. При организации информационного взаимодействия единой информационной системы с информационными системами, указанными в пункте 18 настоящих Правил, могут быть использованы инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления.
17. При формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые формы документов. Требования к указанным формам, формированию и размещению информации и документов в единой информационной системе устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. При этом формирование и размещение электронных документов в единой информационной системе и иных информационных системах осуществляются с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), которые разрабатываются и размещаются на официальном сайте единой информационной системы Федеральным казначейством.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.04.2019 N 424, от 03.08.2019 N 1020)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Единая информационная система осуществляет информационное взаимодействие со следующими информационными системами:
а) государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — система «Электронный бюджет»);
б) электронные площадки, обеспечивающие проведение определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в электронной форме (далее — электронные площадки);
в) региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок (далее — региональные системы в сфере закупок);
г) информационная система Федеральной антимонопольной службы, обеспечивающая ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков исполнителей), информационные системы контрольных органов в сфере закупок, информационные системы органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — информационные системы органов контроля);
д) аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в сети «Интернет» (www.programs.gov.ru) (далее — портал государственных программ);
е) информационные системы, обеспечивающие формирование и размещение информации в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
ж) иные информационные системы, осуществляющие информационное взаимодействие с единой информационной системой в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
з) информационные элементы инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
19. При информационном взаимодействии единой информационной системы с системой «Электронный бюджет» осуществляется:
а) предоставление из системы «Электронный бюджет» в единую информационную систему информации и документов, формируемых заказчиками, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, а также юридическими лицами, в случаях, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в рамках реализации этого Федерального закона и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещаемых на официальном сайте, а также реестровых записей реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра договоров, заключенных заказчиками, информации об идентификационных кодах банков, реестровых записей реестра банковских гарантий;
б) предоставление из единой информационной системы в систему «Электронный бюджет» сведений о жалобах, плановых и внеплановых проверках, результатах контрольных мероприятий, проектов контрактов, подписанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иной информации, размещенной в единой информационной системе;
в) обмен нормативной справочной информацией, в том числе предоставление из единой информационной системы в систему «Электронный бюджет» сведений из каталога товаров, работ, услуг.
20. При информационном взаимодействии единой информационной системы с электронными площадками обеспечивается:
а) предоставление с электронных площадок в единую информационную систему сведений об аккредитованных на электронных площадках участниках закупок и иной информации и документов в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с целью их размещения в единой информационной системе;
б) предоставление из единой информационной системы на электронные площадки нормативной справочной информации, извещений об осуществлении закупок и документации о закупках в форме электронного документа, информации о заключенных контрактах, информации о зарегистрированных в единой информационной системе путем информационного взаимодействия с единой системой идентификации и аутентификации уполномоченных лицах, указанных в пункте 3 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656», по состоянию на дату последнего обновления в единой информационной системе при последней идентификации и аутентификации уполномоченного лица в единой информационной системе и иной информации и документов в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью их использования на электронных площадках;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) обмен сведениями о протоколах определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
21. При информационном взаимодействии единой информационной системы с региональными системами в сфере закупок обеспечивается:
а) предоставление из региональных систем в сфере закупок в единую информационную систему информации и документов, формируемых в рамках реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в региональных системах в сфере закупок лицами, указанными в пунктах 7 и 10 статьи 3, статье 15 этого Федерального закона, и размещаемых на официальном сайте, а также информации и документов о результатах контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 этого Федерального закона;
б) предоставление из единой информационной системы в региональную систему в сфере закупок сведений о жалобах, плановых и внеплановых проверках, результатах контрольных мероприятий, проектов контрактов, подписанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иной информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;
в) предоставление из единой информационной системы в региональную систему в сфере закупок нормативной справочной информации, в том числе сведений из каталога товаров, работ, услуг.
22. При информационном взаимодействии единой информационной системы с порталом государственных программ обеспечивается предоставление из единой информационной системы на портал государственных программ информации и документов из реестра контрактов, заключенных заказчиками, необходимых для формирования и мониторинга реализации государственных программ Российской Федерации.
23. Информационное взаимодействие единой информационной системы с информационными системами, указанными в пункте 18 настоящих Правил, осуществляется на основании обмена электронными документами, информационными запросами и информационными сообщениями, подписанными электронной подписью.
24. Информационное взаимодействие единой информационной системы и региональных систем в сфере закупок осуществляется с учетом положений частей 7 и 8 статьи 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
25. Федеральное казначейство обеспечивает соответствие информации и документов, полученных из информационных систем, указанных в пункте 18 настоящих Правил, информации и документам, размещенным им в единой информационной системе, а также соответствие информации и документов, передаваемых из единой информационной системы в информационные системы, указанные в пункте 18 настоящих Правил, информации и документам, размещенным им в единой информационной системе.
Операторы информационных систем, указанных в пункте 18 настоящих Правил, обеспечивают достоверность и актуальность информации и документов, передаваемых ими в единую информационную систему.
26. Организация информационного взаимодействия единой информационной системы и информационных систем, указанных в пункте 18 настоящих Правил, осуществляется Федеральным казначейством и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. Правила информационного взаимодействия между единой информационной системой и информационными системами, указанными в подпунктах «а» и «д» пункта 18 настоящих Правил, включающие в том числе требования к стандартам и протоколам обмена электронными документами, устанавливаются соглашениями между Федеральным казначейством и заказчиками (операторами) информационных систем.
Правила информационного взаимодействия между единой информационной системой и информационными системами, указанными в подпунктах «б» — «г» и «е» — «з» пункта 18 настоящих Правил, включающие в том числе требования к стандартам и протоколам обмена электронными документами, устанавливаются Федеральным казначейством.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2017 N 442)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. При осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при формировании извещения об осуществлении закупки такие требования указываются в соответствии с частью 6 статьи 56.1, частью 3 статьи 57.1, пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с использованием единой информационной системы автоматически на основании сведений из графы «Дополнительные требования к участникам закупки» приложения N 1 и (или) приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» после указания заказчиком номера позиции приложения N 1 и (или) приложения N 2 и представляются на электронную площадку в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 настоящих Правил.
(п. 28 введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1202)
29. Информация о размещении информации, предусмотренной пунктом 12 Правил ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», при поступлении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представляется на электронную площадку автоматически в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 настоящих Правил.
Что такое Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)?
Что такое ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок)?
«ЕИС» или «Единая информационная система в сфере закупок» разработана с целью обеспечить свободный и безвозмездный доступ к проверенной и полной информации, относительно контрактной системы в сфере закупок. Из нее можно получить данные о разных видах закупок работ и услуг, а также об отдельных видах юридических лиц. ЕИС позволяет формировать, обрабатывать и хранить информацию подобного типа.
ФЗ № 44 от 05.04.2013 г «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит в себе статью 13, с которой вам желательно ознакомиться отдельно.
Отталкиваясь от всего изложенного, становится понятным, что формирование и подпись документа о приемке, должна проходить в электронном виде. Это касается как исполнения заключенных договоров по итогам электронной процедуры, так и в большой части закрытых электронных процедур, за редкими исключениями. Также важно помнить о том, что документ о приемке формируется исполнителем, или поставщиком, подрядчиком, в зависимости от направления сферы закупок (работы, товары или услуги).
Документ о приемке относится к первичной документации и одновременно выступает в роли основания для занесения поставок на учет, дубликат в бумажном формате не нужен.
Указанная выше версия стать 13 ФЗ № 44 начинает действовать с 01.04.2022 года. При этом есть и ряд других нормативных актах, оказывающих влияние на рассматриваемую нами сферу:
- Постановление Правительства РФ от 0912.2020 № 2050 «Об особенностях реализации ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»».
В данном НПА в редакции от 28.04.2021 № 667 есть один важный пункт, в соответствии с которым, а также перечнем из Распоряжения Правительства РФ от 18.06.2021 № 1659-р указанное положение должно быть применено на практике входящими в список ГРБС, уже с 2021 года.
ФЗ № 360 в статье 8 пункте 5 позволяет заказчикам использовать положения из ФЗ № 44 статьи 13 в момент проведения закупок, при условии, что извещения о них уже находились в ЕИС в момент до 01.01.2022 года.
Также важно отметить, что ГК РФ, а именно статья 422 пункт 2 указывает на тот факт, что, если появился какой-либо закон уже после подписания контракта, и при этом он содержит в себе указания на обязательные правила для обеих сторон, отличающиеся от действовавших ранее, условия при которых был заключен подобный договор, сохраняют свою юридическую силу и не подлежат изменениям в соответствии с положениями нового НПА. Исключением являются случаи, когда в НПА напрямую указано, что его действие в полной мере касается и заключенных ранее контрактов на других условиях. В Законе № 360-ФЗ подобной оговорки нет.
Это позволяет документы о приемки в направлении поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг по договорам, подписанным до 02.07.2021 года оформлять на бумаге.
Пока не существует типовой формы для всех видов документов о приемке. Единственное, есть требования к содержанию, указанные в ФЗ № 44. В ЕИС пользователи имеют доступ к функциональным возможностям, позволяющим формировать и подписывать документы о приемке услуг, товаров или работ в электронном формате.
В системе используется такое понятие как электронное актирование. В самой сути это документооборот электронного вида, осуществляющийся в рамках взаимоотношений поставщиков и заказчиков, сотрудничающих по государственным контрактам, заключаемым с применением функциональных возможностей ЕИС.
Электронное актирование реализовывается в соответствии с форматами информационного взаимодействия из ФЗ № 44. Выделяют следующие версии документов электронного актирования:
- А – документ, составляемый в процессе приемке поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
- 0 – данные о производителе товара или о стране его происхождения.
- ER – документ, содержащий в себе информацию с результатами экспертной проверки товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
- E – документ, являющийся подтверждением того, что контракт исполнен, оплачен. Этим же кодом помечаются и документы о штрафах или пенях.
Перечисленные аббревиатуры являются ничем иным, как кодами справочников, формирующихся в системе ЕИС.
Документы о приемке товаров, выполненных работ или оказанных услуг в рамках действующего договора (возможно поэтапное формирование) реализовываются в соответствии с форматом, утвержденным ФНС.
Оператором ЕИС является Федеральное казначейство оно же включено в сеть доверенных операторов Федеральной налоговой службы.
Документы о приемке, созданные в ЕИС и подписанные при помощи ЭЦП, имеют юридическую силу и являются равнозначными бумажным вариантам, имеющим собственноручные подписи. Если уполномоченный орган истребует такие документы, то они передаются при помощи телекоммуникационных каналов связи в порядке, который определяет ФНС России.
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)
Главная задача ЕИС — обеспечение полной прозрачности не только государственных, но и корпоративных торгов, а также закупок по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Ознакомиться с информацией может каждый.
Региональные и муниципальные информационные системы, содержащие данные о закупках в своих регионах и муниципалитетах, интегрированы с ЕИС. Если же информация в системах расходится, то достоверной признаётся та, которая опубликована в ЕИС.
Создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с Единой информационной системой, не допускается.
Кроме того, ЕИС интегрирована с ГИИС «Электронный бюджет» и порталом «Госуслуги».
Участники закупок в обязательном порядке должны пройти регистрацию в ЕИС, для этого необходимо получить электронную подпись в одном из удостоверяющих центров, а глава регистрируемой организации должен значиться как физическое лицо на портале «Госуслуги».