Кому подчиняется пенсионный фонд россии
Перейти к содержимому

Кому подчиняется пенсионный фонд россии

  • автор:

Объединение ФСС и ПФР в 2022-2023 годах: что будет после

В феврале 2021 года в Правительстве РФ была выдвинута идея о реформе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Цель — сделать социальные услуги, получаемые российскими гражданами, доступнее и сократить сроки их оказания. Но понадобился целый год, чтобы чиновники приступили к разработке поправок в Налоговый, Бюджетный и Трудовой кодексы, а также к подготовке проекта закона об объединении ПФР и ФСС.

20 мая 2022 года законопроект об объединении ФСС и ПФР попал в Госдуму. В ходе состоявшихся чтений законодатели внесли в него ряд поправок. Окончательная редакция была принята нижней палатой парламента 5 июля, а 8-го числа того же месяца ее одобрил Совет Федерации.

14 июля 2022 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О Фонде социального и пенсионного страхования», который будет регулировать деятельность нового государственного учреждения. Когда произойдет слияние ПФР и ФСС и как это проявится, расскажем в следующем разделе.

В чем выразится слияние ПФР и ФСС в 2022–2023 годах

Объединение ПФР и ФСС в 2022 году выразилось в возможности с 1 июня подавать заявления, адресованные в ФСС, в отделения Пенсионного фонда, например, на предоставление санаторно-курортных путевок. И наоборот — в Соцстрах можно теперь передать заявление, предназначенное для ПФР, например, по вопросам доставки пенсии.

С 1 января 2023 года объединение перейдет в более активную фазу, конечной целью которой станет функционирование единого Фонда социального и пенсионного страхования. Его основные задачи:

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • назначение и выплата различных социальных пособий, включая пенсионное обеспечение;
  • осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оказание гражданам других социальных услуг, которые раньше оказывали Пенсионный фонд и ФСС.

Эксперты справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» представили в Готовом решении шпаргалки по начислению и уплате взносов от несчастных случаев, которыми можно будет воспользоваться с 1 января 2023 года. Чтобы заранее увидеть, как поменялись правила расчета, оформите бесплатный пробный доступ к системе.

Слияние двух фондов — ПФР и ФСС — не должно сказаться на количестве работников обеих структур. Во всяком случае, последним пообещали, что увольнений не предвидится. Будет ли это обещание исполнено, покажет только время, ведь одновременно с этим речь идет об оптимизации расходов, в том числе и на содержание аппарата.

Что будет после объединения ПФР и ФСС с базой и тарифами

Изменения, связанные с объединением ПФР и ФСС в 2023 году, достаточно сильно затронут облагаемую базу. С 1 января 2023 г. она станет единой для всех взносов без исключения. В качестве лимита для начисления также будет предложена единая сумма — проиндексированный показатель верхнего лимита, действующий для взносов на ОПС в 2022 году. Таким образом, на 2023 год единая предельная база для страховых взносов составляет 1 917 000 руб. Напомним, что в 2022 году верхние пределы по страхованию на ВНиМ и ОПС сильно отличаются друг от друга, а для медстрахования и страхования на НС и ПЗ они не установлены вовсе.

Единая база обложения предполагает, что взносы на ВНиМ станут начислять и с выплат, осуществленных по договорам ГПХ. Пока что эти суммы освобождены от начисления взносов на социальное страхование по нетрудоспособности и материнству. Данное изменение, соответственно, должно повлиять на выплату больничных по гражданско-правовым договорам, но об этом мы расскажем в одном из следующих разделов.

Стандартный тариф будет поделен на две части:

  • 30% — для выплат, не превышающих величину предельной базы, установленной для начисления взносов;
  • 15,1% — для выплат сверх величины предельной базы.

Напомним, что в 2023 году предельная база для начисления взносов установлена на уровне 1 917 000 рублей.

Отдельных тарифов, как действуют в 2022 году на ОПС, ОМС и ВНиМ, больше не будет. Взносы от несчастных случаев, как и сейчас, не будут входить в общий тариф. Их оставят в зависимости от класса профриска.

Для малых предприятий утверждены отдельные пониженные тарифы. Их размер составляет:

  • 30% — для выплат за один месяц в пределах МРОТ по каждому работнику предприятия или ИП;
  • 15% — для оставшейся суммы выплат, превышающей МРОТ.

Еще более низкие тарифы будут действовать для IT-компаний, резидентов ТОСЭР, свободного порта Владивосток и некоторых других категорий страхователей. О них можно почитать здесь.

Далее расскажем, к чему приведет объединение ПФР и ФСС в части перечисления страховых взносов.

Как изменятся сроки и порядок уплаты страховых взносов

Поэтапное объединение ПФР и ФСС в 2022–2023 годах приведет к глобальным изменениям в части формирования и отправки платежек в бюджет. Так, с 2023 года законодатели планируют отменить детализацию по кодам бюджетной классификации. То есть единый платеж по страховым взносам, администрируемым налоговой инспекцией, страхователи будут переводить с помощью единого платежного поручения. Далее налоговики сами распределят потоки средств по каждому виду страхования по установленным принципам. Таким образом, значительно снизится риск зависания денег в казначействе в связи с неправильным указанием КБК.

Что касается сроков уплаты, то они все сместятся на 28-е число. Хотя изначально при объединении ПФР и ФСС Госдума предлагала определить последний день для перечисления как 25-е число. Кстати, для сдачи отчетности также предполагались более ранние сроки. Однако они были скорректированы с учетом мнения бухгалтеров. Про окончательный вариант читайте далее.

Что даст объединение ПФР и ФСС в части представления отчетности

Объединение фондов ПФР и ФСС повлечет и объединение отчетности. С 2023 года страхователи начнут отчитываться всего по двум формам, но достаточно часто.

  • раз в месяц не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, — с начислениями по каждому человеку;
  • раз в квартал не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, — с начислениями в целом по предприятию.

В единый социальный фонд нужно подавать новую форму ЕФС-1 — она состоит из нескольких частей. Для каждой части законодатели установили отдельные сроки, но за некоторым исключением контрольной датой станет 25-е число:

  1. Сведения о переводах — до 25-го числа месяца, следующего за тем, когда осуществлено мероприятие. Сведения о приеме и увольнении сотрудников, а также о новых заключенных либо расторгнутых договорах ГПХ предстоит сдавать не позднее следующего рабочего дня после издания соответствующего приказа или заключения/расторжения ГПД.
  2. Части, касающиеся взносов от несчастных случаев и дополнительного пенсионного страхования, будем направлять контролерам до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — первым кварталом, полугодием, 9 месяцами, годом.
  3. По данным о страховом стаже будем отчитываться до 25 января следующего года. Также эти данные будут сопровождать сотрудника при выходе на пенсию. Работодатель должен будет их подать в течение трех дней с момента получения заявления (запроса) о назначении пенсии.

Направлять данные в объединенный фонд обязали всех страхователей. Что касается расчета в налоговую, то его разрешат не сдавать предпринимателям и организациям, выбравшим в качестве налогового режима автоматизированную упрощенку.

Полный перечень персонифицированной отчетности, которую пока еще необходимо сдавать до конца 2022 года, и контрольные сроки приведен в Готовом решении от К+. Чтобы изучить его, получите демодоступ к системе. Это бесплатно.

Какие новшества ожидает порядок начисления и выплаты больничных и иных пособий

С 2023 года вырастут максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком. Связано это с несколькими факторами:

  1. Установление единого тарифа взносов без разделения по видам страхования.
  2. Увеличение верхнего предела базы для начисления взносов.
  3. Расширение круга лиц, с выплат которых необходимо будет начислять взносы.

С третьим пунктом связано еще одно революционное новшество: с 2023 года больничные и декретные начнут получать и физлица, занятые по гражданско-правовым договорам, а также подписавшие договор авторского права. Правда, здесь будет стоять одно условие: пособие подрядчику выплатят, если в предшествующем страховому случаю году с его вознаграждений перечислено взносов больше, чем составит стоимость страхового года.

Ранее указанные лица не имели права на получение денег по больничному листу, поскольку не были застрахованы в рамках ВНиМ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Окончательное объединение ПФР и ФСС в 2023 году не должно повлиять на регулярность выплат пособий тем, кто получает их в переходный период. Заново подавать заявления не потребуется.

Чем грозит объединение ПФР и ФСС индивидуальным предпринимателям

Особых изменений по уплате взносов индивидуальные предприниматели не испытают. Они также будут платить взносы за себя, правда, уже единым платежом, а не двумя платежками, как сейчас.

На 2023 год каждый ИП заплатит 45 842 рублей страховых взносов «за себя». В том случае, если доход превысит показатель в 300 тысяч, с суммы превышения нужно будет высчитать 1% и дополнительно перечислить его в бюджет.

Если ИП привлечет к своей деятельности наемных работников, то он будет начислять взносы, уплачивать их и представлять отчетность по сотрудникам в описанном нами в предыдущих разделах порядке.

Итоги

Итак, предложенный в 2021 году проект объединения ПФР и ФСС в 2023 году уже стал реальностью. Пенсионный фонд и Фонд соцстраха трансформируются в единый социальный фонд, которому предстоит решать тот же спектр вопросов, которые ранее решали оба фонда по отдельности: пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также предоставление различных социальных услуг российским гражданам.

А что даст объединение ПФР и ФСС работодателям? Единую базу для всех взносов, единый тариф без разделения по видам страхования, продление сроков уплаты страховых взносов и сокращение видов отчетности. Останется только две формы: одну необходимо будет отправлять в налоговую, другую — в новый фонд. Отчет в фонд будет иметь несколько частей, для каждой из которых законодатели установили разную периодичность и сроки сдачи. Пособия по больничным листам, включая декретные выплаты, начнут получать и подрядчики, поскольку их вознаграждение целиком войдет в базу для начисления взносов. Так они также станут участниками страхования на случай временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Бухгалтерам предстоит подготовиться к серьезным изменениям в своей работе — новые тарифы, новые отчеты, новые сроки уплаты. Со всем этим мы продолжим знакомить вас на нашем сайте.

Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионного фонда России в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан, в основном начисляет пенсии по старости или инвалидности. Выделяют два вида фондов: государственный, его называют ПФР, и негосударственные — НПФ.

Что такое Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: в сотрудничестве с налоговой фонд контролирует, все ли взносы поступили в срок и в полном объеме.

Главная задача пенсионного фонда — выплаты пенсий и социальных пособий. К ним относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пенсии госслужащим и военным;
  • социальные доплаты пенсионерам, если пенсия меньше прожиточного минимума;
  • пенсионные накопления;
  • материнский капитал;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам, героям и другим категориям граждан;
  • адресная помощь пенсионерам, если их доход меньше прожиточного минимума;
  • пособия на детей.

Пенсионный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Структура ПФР

Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.

Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:

  1. Правление. Следит, чтобы работа пенсионного фонда соответствовала закону, определяет перспективы и текущие задачи фонда, утверждает бюджет и расходы, устанавливают форму отчетов об исполнении. Еще правление занимается кадровыми вопросами: определяет структуру и штаты.
  2. Исполнительная дирекция. Определяет бюджет пенсионного фонда, распределяет средства по регионам, занимается инвестированием и контролирует работу территориальных органов.
  3. Ревизионная комиссия. Отвечает за внутренний аудит: проверяет деятельность правления и исполнительной дирекции, следит, чтобы территориальные органы эффективно расходовали бюджет.

Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями

Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Чем частные фонды отличаются от государственного

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

список лицензированных НПФ

Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

Как устроен пенсионный фонд

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Аватар автора

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты: изымать из него деньги никто не может.

Обложка статьи

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет, если родители не работают.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

Обложка статьи

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Обложка статьи

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель, его заместители и несколько управляющих региональными отделениями ПФР. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в городах и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть Межрегиональный информационный центр ПФР — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

До 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если плательщик относится к обеим категориям, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному .

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 565 000 ₽. Это ограничение актуально для 2022 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться по формуле: зарплата × 10%.

Например, зарплата Иванова — 170 000 ₽. С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 530 000 ₽, а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

  • 170 000 ₽ × 22% = 37 400 ₽.

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 700 000 ₽ — превысит лимит 1 565 000 ₽. Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

  • 170 000 ₽ × 10% = 17 000 ₽.

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы в другом порядке:

  • с зарплаты в части 13 890 ₽ — 22%, то есть 3055,8 ₽;
  • с зарплаты в части, превышающей 13 890 ₽, — 10%.

Обложка статьи

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2022 году они должны заплатить 34 445 ₽. Если годовой доход превысит 300 000 ₽, то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 ₽. Он должен заплатить:

  • 34 445 ₽ + (1 500 000 ₽ − 300 000 ₽) × 1% = 46 445 ₽.

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 ₽. Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 ₽ фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о переходе или непереходе на электронную трудовую книжку — до 15 числа следующего месяца.

Обложка статьи

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают период работы застрахованных лиц, а также сведения об условиях труда, дающих право на досрочную пенсию. Например, о работе в районе Крайнего Севера.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 10 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Что нужно знать о пенсионном фонде

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.

Диана Шигапова

Загрузка

Анастасия, Вы считаете что платит работодатель, а я считаю что платит сотрудник. Я понимаю, что для правительства выгодно говорить всем что в РФ самый низкий налог в мире – 13%, а не 43% как на самом деле (13% НДФЛ, 22% пенсионный, 5% ОМС и 3% соц. страх.), поэтому эти налоги и идут, якобы, от работодателя. Когда в зарплатном листке начнут писать "Налог 43%", вместо "Налог 13%", вот тогда люди и начнут задумываться.

Вы очень удобно посчитали, даже складывается ощущение, что я сижу на шее у государства и других налогоплательщиков. Еще вы забыли, что я работаю 40 лет, а на пенсии я столько не проживу.

Приведу пример: у меня родственник получал зарплату от 100 000 рублей на руки. Года с 2000 точно. Умер он до пенсии в 2019 году. С 2000 года он заплатил в ПФР (НПФ у него не было) даже если брать минимум 100 000 руб — 5 016 000 рублей. На мой вопрос в Пенсионном фонде насчет этих средств мне сказали, что они пошли на выплаты пенсий другим людям и добавили "Вообще, за вас эти деньги платил работодатель, могли бы и спасибо сказать".

Отсюда и получается, что эти деньги были присвоены и выплачены другим людям в виде пенсии. Так и живём.

Светлана Белянкина

Оуки, страховые взносы уплачивает работодатель, но их выплата производится из фонда оплаты труда, т.е. фактически -из зарплаты граждан

Если ПФР не государственный фонд и самостоятельная организация, почему тогда государство замораживает часть пенсий?!

тьфунатебя, государство не замораживает пенсии, оно замораживает поступления денежных средств на накопительные счета в пенсионном фонде. Вместо этого эти деньги направляют на текущие расходы, в том числе на выплату пенсий действующим пенсионерам.

Илья Щибрик

Ник, сначала подумал, что «тьфунатебя» — это междометие, которое должно подчеркнуть глупость вопроса, и хотел возмутиться.

Но потом посмотрел на ник.

А где можно посмотреть, как ПФ инвестирует деньги и какую доходность получает?

Куча, сия информация известна только тем, кто этим занимается. Сведения о ПФР- тайна за семью печатями. Нигде, даже на сайте налоговой нет сведений о ПФР. Отсутствуют сведения об уставе этой организации. Неизвестно, кто является его учредителем. Фонд явно не является государственным учреждением, т.к. учреждать госучреждения может только орган исполнительной власти. Можно предположить, что он учрежден кредитно-финансовой организацией (банком) ПФР (Положение о ПФР можно найти в интернете). Вероятно, что фонд ПФР -акционерное общество, а большая часть его акций принадлежит ЦБ ( закон о страховых организациях, закон о негосударственных пенсионных фондах). Так что около 80 млн. находятся в правоотношениях с непонятной и непрозрачной структурой. Страховая деятельность по пенсионному страхованию лицензируется (закон о лицензировании). Лицензии выдает ЦБ, он же является регулятором деятельности банков и страховых организаций. Кто получает дивиденды, тоже не известно- сам ЦБ или он перечисляет их ( в бюджет или во внебюджетный пенсионный фонд?). Средства для своей деятельности ПФР получает из внебюджетного пенсионного фонда, формируемого за счет страховых взносов, бюджетных трансфертов, добровольных пожертвований, доходов от размещения (инвестирования) средств, т.е. ПФР является распорядителем расходов этого внебюджетного пенсионного фонда. А распорядителе доходов внебюджетного фонда с 2017 г. является ФНС. именно ФНС контролирует правильность и своевременность уплаты страховых взносов на счета казначейства.

Про ФСС расскажите, пожалуйста. Очень интересная статья

Вопрос. Если человек всю жизнь платит 22% в ПФР, но не доживает до пенсионного возраста, то куда деваются его накопления? Их просто присваивает себе государство?

Светлана Белянкина

Оуки, на выплаты живых пенсионеров. Родственники умершего человека, не дожившего до пенсии, ничего не получат. Это в ПФР. В НПФ получит выгодопреобретатель.

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране обще признана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров — из-за явно низкого размера пенсий; работодателей — вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть — по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы — поскольку одни из них доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы;

1 шаг — Ликвидируется Пенсионный Фонд РФ(

125000 сотрудников, с ФОТ- 0000000000 руб. + ОС + м/ц).

1.1- Отменяется налог в ПФ РФ и в ФСС (упрощается налогообложение, з/п. – «белая»).

2 шаг — в Сберегательном Банке РФ или в казначействе РФ на каждого гражданина РФ открывается депозитный пенсионный вклад, начиная с рождения.

3 шаг — При приеме на работу работник оговаривает с работодателем в трудовом договоре процент отчислений на пенсионный вклад работника. Контроль за отчислениями работник осуществляет самостоятельно.

4 шаг — Бюджет Пенсионного Фонда пропорционально распределяется на депозитные счета граждан РФ.

5 шаг — Государство ежегодно индексирует пенсионные вклады с учетом инфляции.

6 шаг — Гражданин РФ при достижении пенсионного возраста начинает получать проценты с депозитного пенсионного вклада.

6.1 Гражданин РФ 1 раз в 3 года может оплатить санаторно-курортную путевку. В случаи смерти владельца вклада, независимо от возраста, пенсионный вклад переходит по наследству родственникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *