Какие действия должен совершить работник общества в случае возникновения конфликта интересов
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
2. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
(в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Представитель нанимателя, работодатель, иное уполномоченное лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, если им стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
(в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе
Конфликт интересов как основа коррупционных правонарушений ставит под угрозу авторитет государственной службы, поражая организационные, правовые и нравственные основы государства. Это проблема соотношения юридических и нравственных требований к государственным служащим, правил их служебного поведения и личных интересов.
Проблема предотвращения и пресечения нарушений антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений прав, нарушений правил служебного поведения на государственной службе является одной из наиболее острых на протяжении уже нескольких лет.
В концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 15.08.2001 № Пр-14962 (раздел VII «Государственный служащий»), впервые предусматривалось, что в системе государственной службы должны быть сформированы механизмы преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Как видно, конфликт интересов на государственной службе предлагалось рассматривать как противоречие между личными интересами государственных служащих и их служебными обязанностями.
Впервые в нормативном правовом акте применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» упоминается в пункте 2 Общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 (государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, наряду с прочим при угрозе возникновения конфликта интересов обязан сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решения, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов).
В последующем понятие «конфликт интересов» упоминается в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», где пункте 4 статьи 10 определяется, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
В соответствии с указанной нормой в пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было впервые дано легальное определение понятия «конфликт интересов» – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (формулировка действовала до 2008 г.), а также названы условия и признаки ситуаций с конфликтом интересов, предусмотрены механизмы его преодоления и возможные правовые последствия.
В 2008 г. в Российской Федерации принимается Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе (формулировка действовала до 2015 г.) понималась ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» в антикоррупционное законодательство внесены изменения в части совершенствования правового регулирования конфликта интересов.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 вышеназванного закона, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Регулирование конфликта интересов включает три основных элемента: Предотвращение – система ограничений, запретов и иных мер, не позволяющих оказаться в ситуации конфликта интересов.
Выявление – система мер, позволяющих своевременно получать и анализировать информацию о личных интересах.
Урегулирование – ограничение участия в принятии решений (совершении действий), затрагивающих личные интересы.
Все три основных элемента закреплены в статье 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так, в части предотвращения конфликта интересов законом предусмотрено, что лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
На предотвращение конфликта интересов направлены очень многие антикоррупционные ограничения и запреты, например:
на получение подарков;
на выполнение иной оплачиваемой работы;
на владение ценными бумагами и др.
В части выявления конфликта интересов законом предусмотрено, что лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Основным инструментом выявления конфликта интересов является декларирование, т.е. самостоятельное уведомление должностным лицом о наличии у него конфликта интересов или личной заинтересованности. Основные особенности
декларирование носит ситуативный характер;
уведомление подается на имя представителя нанимателя, и именно он несет ответственность за принятие решения об урегулировании конфликта интересов;
от декларанта требуется определенное понимание связи личной заинтересованности с конфликтом интересов.
Декларирование не является единственным способом выявления конфликтных ситуаций. Конфликты интересов также могут быть выявлены посредством:
– анализа сведений, предоставляемых о себе служащим, и иной информации, содержащейся в государственных и негосударственных базах данных. В частности, на возможный конфликт интересов могут указывать сведения, содержащиеся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, например:
сведения об иной работе служащего; сведения о месте работе супруги служащего;
сведения об участии служащего, его родственников в коммерческих организациях;
сведения о долговых обязательствах служащего и членов его семьи.
– получения сообщений о возможных коррупционных правонарушениях.
В части принятия мер по урегулированию конфликта интересов законом предусмотрено, что представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Последствия для государственного служащего за невыполнение антикоррупционного законодательства закреплены в части 6 статьи 11 закона, в соответствии с которой непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, наказывают не за само пребывание в ситуации конфликта интересов, а за:
сокрытие конфликта интересов (поскольку нарушается обязанность уведомлять о его возникновении). Мера ответственности в этом случае выбирается представителем нанимателя;
непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Мера ответственности в этом случае императивна – это увольнение.
ДМИТРИЙ СТЕПАНЕНКО, ПОМОЩНИК НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 09 (203) дата выхода от 23.09.2019.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Памятка по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе (ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»)
Конфликт интересов является специфическим видом конфликтов, возникающим на муниципальной службе. Конфликт интересов, исходя из определения не является служебным спором, т.е. возникает не по поводу установления или применения условий труда муниципального служащего. Конфликт интересов – это внутренний моральный выбор конкретного муниципального служащего, у которого возникла личная заинтересованность при осуществлении им должностных обязанностей. Моральный выбор возникает у служащего в отношении принятия решения – поступить в соответствии с действующим законодательством либо, ориентируясь на личную заинтересованность, нарушить его. Данным абзацем характеризуется та ситуация, когда должностные лица, муниципальные служащие, при принятии решения руководствуются личными интересами в ущерб государственным.
По своей сути конфликт интересов потенциален, он может возникать даже тогда, когда служащий абсолютно добросовестно и надлежащим образом исполняет должностные обязанности, но определенные обстоятельства или факты, которые зачастую даже и не зависят от самого муниципального служащего, могут повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.
Муниципальный служащий ничего еще не совершил, но, исходя из определения, определенные факты могут повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и привести к противоречию между его личными интересами и законными интересами граждан, организаций, общества.
- Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных впункте 5 части 1 статьи 13настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Личная заинтересованность муниципального служащего может быть связана с любой выгодой (не только материальной), которая может влиять на объективное исполнение должностных обязанностей. А личный интерес индивида связан не только с возможностью получения материальной выгоды, личный интерес может быть направлен на различные объекты, освоение которых оценивается как благо. Конфликт интересов на муниципальной службе может быть связан и с поступлением, и с должностным продвижением, и с прекращением служебных отношений, с взаимоотношениями, которые складываются в коллективе.
2.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
2.2. В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
2.3. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
- Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
Данная норма не требует обязательного отстранения от должности муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, даже если конфликт интересов не ликвидирован.
Обязанность предотвратить возникновение у служащего личной заинтересованности лежит прежде всего на представителе нанимателя (работодателе), который уже при заключении с муниципальным служащим трудового договора должен учитывать все обстоятельства, которые могут способствовать возникновению конфликта интересов.
3.1. Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.
Комментируемая статья не возлагает на муниципального служащего обязанность сообщать представителю нанимателя (руководителю) о возникшем конфликте интересов. Следовательно, представителю нанимателя (руководителю) необходимо задуматься о возможных источниках информации о конфликтах интересов, возникающих на муниципальной службе.
- Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Вышеуказанные комиссии в органах местного самоуправления созданы и действуют.
Порядок формирования и полномочия комиссий определены соответствующими положениями, размещенными на сайте муниципального района.
Обзор типовых ситуаций конфликта интересов
- Работник организации А в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.
Пример: работник банка, принимающий решения о выдаче банковского кредита, принимает такое решение в отношении своего друга или родственника.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов.
- Работник организации А участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.
Пример: руководитель принимает решение об увеличении заработной платы (выплаты премии) в отношении своего подчиненного, который одновременно связан с ним родственными отношениями.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
- Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, имеющей деловые отношения с организацией А, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом.
Пример: работник организации, ответственный за закупку материальных средств производства, осуществляет выбор из ограниченного числа поставщиков. Руководителем отдела продаж одного из потенциальных поставщиков является родственник работника организации.
Пример: работнику организации, обладающему конфиденциальной информацией о деятельности организации, поступает предложение о работе от организации, являющейся конкурентом его непосредственного работодателя.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
- Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с организацией А.
Пример: работник организации А выполняет по совместительству иную работу в организации Б, являющейся дочерним предприятием организации А. При этом трудовые обязанности работника в организации А связаны с осуществлением контрольных полномочий в отношении организации Б.
Возможные способы урегулирования: изменение должностных обязанностей работника; отстранение работника от осуществления рабочих обязанностей в отношении материнской, дочерней или иным образом аффилированной организации; рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
- Работник организации А принимает решение о закупке организацией А товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами.
Пример: работник организации, оказывающей транспортные услуги населению в сфере общественного транспорта, принимает решение о закупке автоматических средств контроля пассажиров, основанных на технологических разработках, патенты на которые принадлежат работнику.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
- Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет ценными бумагами организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является организация Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
- Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.
- Работник организации А принимает решения об установлении (сохранении) деловых отношений организации А с организацией Б, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.
Пример: организация Б имеет перед работником организации А долговое обязательство за использование товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами. При этом в полномочия работника организации А входит принятие решений о сохранении или прекращении деловых отношений организации А с организацией Б, в которых организация Б очень заинтересована.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника.
- Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации А, в чьи трудовые обязанности входит контроль за качеством товаров и услуг, предоставляемых организации А контрагентами, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.
Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг; отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника.
- Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника организации А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.
Пример: работник организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в полномочия работника входит принятие решений о повышении заработной платы подчиненным сотрудникам и назначении на более высокие должности в организации.
Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю; установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения / принятия дорогостоящих подарков; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
- Работник организации А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений организации А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.
Пример: организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора аренды производственных и торговых площадей с организацией А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику организации А, уполномоченному принять решение о заключении договора аренды, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника организации А.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
- Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.
Пример: работник организации А, занимающейся разведкой и добычей полезных ископаемых, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении земельных участков владельцу этих участков, который является его другом.
Возможные способы урегулирования: установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Минтруд обобщил практику правоприменения в сфере конфликта интересов
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации структурировало и разместило на своем сайте обзор практики применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, опираясь на перечень функций, связанных с высоким коррупционным риском.
Документ должен обеспечить единство подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.
Обзор направлен на применение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБ РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ).
Документ: «Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3».
Понятия «конфликт интересов» было введено в российское законодательство в связи с ратификацией в 2006 году «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (2003 г.).
Целью российского антикоррупционного законодательства является предотвращение возможности неправомерных действий, недопущение конфликта интересов.
Несмотря на то, что понятие «конфликт интересов» (ст. 10 Федерального закона N 273 — ФЗ) применяется преимущественно для ситуаций, связанных с несением государственной службы, коррупционными или иными действиями потенциально несущими угрозу национальному благосостоянию страны, обзор имеет также важное значение для правоприменительной практики в бизнес сообществе, поскольку конфликт интересов может возникнуть и в коммерческих компаниях.
Иcходя из практики нашей компании можно привести в качестве примеров следующие случаи возникновения конфликта между личными интересами работника и интересами работодателя:
работа (на условиях совместительства) или оказание услуг конкурирующей компании;
выбор ответственным работником в качестве контрагента связанного узами родства человека, коммерческого партнера;
выплата премий в повышенном размере, установление надбавок, доплат и пр. в повышенном размере родственникам, работающим под руководством ответственного лица;
получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.
В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение должностного лица, вплоть до его увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81. ТК РФ из-за непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В коммерческих компаниях урегулировать конфликт интересов с работниками сложнее. Несмотря на то, что основание увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,
а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ).
Меры воздействия к сотрудникам, являющимся стороной конфликта интересов коммерческой компании, необходимо подбирать индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы и т.д. При выборе наказания необходимо провести как внутреннее расследование, так и оценить причиненный компании ущерб, учитывая законодательные нормы и требования. Чтобы эти механизмы работали, в отсутствии правовых норм, компании рекомендуется принять соответствующие локальные нормативные актов (ЛНА), направленные на профилактику коррупционных правонарушений, обучение и информирование работников, введение специальных антикоррупционных процедур, утверждение форм отчетных документов. Примером подобных документов может служить Ежегодное подтверждение независимости, подписываемое каждым сотрудником нашей компании.
Меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в трудовом договоре с руководителем и иным должностным лицом.
ЛНА может быть самостоятельным документом — «Положением о конфликте интересов», или может быть частью иных корпоративных актов, например «Комплаенс политики» или «Кодекса корпоративной этики», должностных инструкций работников, ПВТР, что позволит использовать закрепленные в них инструменты урегулирования конфликта интересов в случае их возникновения.
Помощь в борьбе с коррупцией в коммерческих организациях могут оказать разработанные 12 ноября 2013 г. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Данные рекомендации применяются независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм организаций; в первую очередь в организациях, в отношении которых российским законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.
Необходимо отметить, что конфликт интересов не всегда становится причиной возникновения реального ущерба работодателя. Например, преследуя собственные интересы, сотрудник может совершить действия, которые (несмотря на конфликт интересов) одновременно будут и наиболее выгодными и для самой компании. Урегулирование подобных случаев также можно установить в ЛНА.
Основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. Так, в ЛНА можно обязать работника при возможном возникновении конфликта интересов уведомить соответствующим образом работодателя о данной ситуации.
Отдельные механизмы по предотвращению последствий конфликта интересов единоличного исполнительного органа юрлица содержатся в нормах корпоративного и гражданского права. Например, содержащиеся в уставе юрлица правила заключения сделок с аффилированными по отношению к руководителю организации лицами. Даже однократное нарушение указанных правил может повлечь за собой увольнение руководителя по соответствующему дополнительному основанию, содержащемуся в заключенном с ним трудовом договоре (п. 13 ст. 81; п.2 ч.2 ст. 278 ТК РФ).
На что еще необходимо обратить внимание.
Компания должна обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы при приеме бывшего госслужащего на работу, при заключении гражданско-правового договора (ГПД) согласно требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.
Напомним, что при заключении трудового договора работодатель в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).
То есть может сложиться ситуация, когда трудовой договор с вновь принятым сотрудником, бывшим госслужащим, после получения впоследствии несогласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, должен быть прекращен. А сотрудник уволен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
С ведением информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном формате в определенных случаях работодателям сложнее будет получить информацию о факте службы в госорганах принятого на работу сотрудника.
Неуведомление нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — до 500 тыс. руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).
Важно помнить, что работодатель не вправе требовать при устройстве на работу от кандидата документы, не предусмотренные ТК РФ, такие как согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов. Неправомерным будет и отказ в приеме на работу бывшего госслужащего по данному основанию.
При сокрытии тем или иным способом госслужащим информации о том, что он ранее замещал в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы должности государственной или муниципальной службы, работодатель (заказчик услуг) не будут нести административную ответственность за невыполнение данной обязанности. Об этом сказано в последнем опубликованном «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), где в разделе «Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано:
«…при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина или других представленных им при трудоустройстве документов у работодателя, заключающего с ним трудовой договор, отсутствует обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее».