Как привлечь прокурора к участию в гражданском деле
Перейти к содержимому

Как привлечь прокурора к участию в гражданском деле

  • автор:

Как привлечь прокурора к участию в гражданском деле

ГПК РФ Статья 45. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

4. В целях обеспечения законности прокурор по своей инициативе или инициативе суда вступает в дело, рассматриваемое судом, на любой стадии процесса для дачи заключения:

1) о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств;

2) при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;

3) в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.

Как привлечь прокурора к участию в гражданских и правовых делах севастопольцев

Прокуроры, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурор вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3, ст. 1, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

П. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 года № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» предусматривает обязательное участие во всех судебных инстанциях прокурора в делах, по которым такое участие предусмотрено нормамиГПК РФ и других федеральных законов, а именно:

— о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ);

— об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 213 КАС РФ);

— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС РФ);

— о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

— об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ);

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ);

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ);

— об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст. 48 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

— об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»);

— о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 261.3 ГПК РФ);

— об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ч. 7 ст. 39 КАС РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ гражданские дела о выселении граждан из занимаемых ими жилых помещений рассматриваются судами с обязательным участием прокурора.

Согласно подп. «ж» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» правовым последствием изъятия у собственника жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ) является выселение. По данной причине к участию в деле на основании ч. 3 ст. 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор.

Вместе с тем, указанной категорией дел это не исчерпывается.

Например, из положений абзаца 3 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором идет речь о применении в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ положений ст. 32 ЖК РФ по аналогии к спорам, связанным с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, следует, что прокурор должен быть привлечен к участию и в таком деле.

Необходимость обеспечения участия прокурора в рассмотрении судом гражданских дел по спорам, правовым последствием которых является утрата гражданином права на жилище, может следовать из фактических обстоятельств иных дел. Как правило, это дела, в которых требования о выселении истцами не заявляются, однако правовым последствием разрешения спора становится утрата ответчиком гражданских и (или) жилищных прав на жилое помещение, являющееся его постоянным местом жительства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2011 № 5-Впp11-63, определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2014 № 13-КГ14-2).

При обобщении участия прокурора Балаклавского района г. Севастополя в гражданских делах в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК Российской Федерации за 2016 год, установлено, что чаще всего к данной категории дел относились дела о признании лица утратившим право пользования жилым помещением.

Кроме того, п. 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъясняет, что прокурор вправе участвовать в рассмотрении данной категории дел, в том числе по делам о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья или смерти кормильца.

Чаще всего к данной категории дел за 2016 год относились дела о возмещении ущерба от ДТП.

Вступление прокурора в такие дела должно оформляться по общим правилам гражданского судопроизводства — определением суда, вынесенным им как по собственной инициативе, так и по результатам рассмотрения ходатайств о вступлении прокурора в процесс лиц, участвующих в деле, либо самого прокурора как по результатам предварительного судебного заседания, так и в процессе рассмотрения дела (ст.ст. 153, 166, 224, 225, 227 ГПК РФ).

Поскольку вступление прокурора в гражданский процесс в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ возможно на любой его стадии, то и применение данной процессуальной нормы по аналогии в указанных выше случаях дает суду право рассмотреть этот вопрос на любой стадии гражданского судопроизводства.

Как привлечь прокурора к участию в гражданском деле

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 января 2021 г. N 2

УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ

И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В целях эффективной реализации полномочий и совершенствования работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел (далее — дела), используя своевременно и в полном объеме предоставленные полномочия.

2. Задачами участвующего в гражданском и административном судопроизводстве прокурора считать:

защиту и реальное восстановление нарушенных прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

обеспечение законности на всех стадиях гражданского и административного судопроизводства.

3. При решении поставленных задач исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:

участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее — заявления) прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов (далее — судебные постановления) по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), и в иных случаях, установленных федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским и административным делам.

4. Считать обязательным предварительное согласование заявлений, а также гражданских исков, предъявляемых в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подготовленных подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, с соответствующими профильными подразделениями (при их отсутствии — с должностными лицами), обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.

С проектом заявления представлять материалы, послужившие основанием для его подготовки, обеспечив аргументированность предъявляемых требований и их подтверждение необходимыми доказательствами, в том числе с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры Российской Федерации.

При направлении заявления в суд в каждом случае рассматривать вопрос о необходимости принятия мер по обеспечению иска (применения мер предварительной защиты по административному иску). При выборе таких мер оценивать их соразмерность заявленным требованиям в целях реального исполнения судебных постановлений.

Одновременно с направлением в суд заявления передавать его копию и необходимые материалы в профильное подразделение (должностному лицу) для обеспечения участия в рассмотрении его судом.

4.1. Работу по поддержанию в судах заявлений строить в тесном взаимодействии с подразделениями, их подготовившими.

К участию в рассмотрении дел по заявлениям прокурора, правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, привлекать подразделения, инициировавшие обращение в суд.

Порядок взаимодействия подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации при поддержании заявлений в судах определить отдельным организационно-распорядительным документом.

Принимать меры к своевременному получению информации о движении дела, в том числе с использованием официальных сайтов и иных электронных систем судов.

4.2. Прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в случае предъявления заявления в суд, расположенный в другом субъекте Российской Федерации или удаленный на значительное расстояние от их местонахождения, незамедлительно обращаться к территориальному прокурору соответствующего уровня, приравненному к нему военному прокурору по месту нахождения суда для обеспечения участия в рассмотрении дела с одновременным направлением копии заявления и необходимых материалов.

Правом на изменение основания или предмета заявленных требований, изменение размера требований, на полный или частичный отказ от таких требований обладает прокурор, предъявивший заявление. В случае возникновения обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, участвующему в деле прокурору незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего обращение в суд.

О результатах рассмотрения дела сообщать прокурору, предъявившему заявление, не позднее трех дней со дня принятия судебного постановления с последующим направлением его копии для обеспечения проверки законности и обоснованности принятого решения.

4.3. Копии вступивших в законную силу или обращенных к немедленному исполнению судебных постановлений по удовлетворенным заявлениям прокурора передавать в подразделение, инициировавшее предъявление заявления, а исполнительные документы, подлежащие выдаче прокурору как взыскателю, для контроля за их исполнением направлять в подразделение прокуратуры, осуществляющее организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных постановлений.

Исходить из того, что применение отсрочки (рассрочки) исполнения ответчиком судебного решения возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств. В целях пресечения необоснованного предоставления судом отсрочки (рассрочки) исполнения судебного решения, вынесенного по заявлению прокурора, использовать полномочия по обжалованию соответствующего определения суда.

5. Во всех судебных инстанциях обеспечить обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами.

Учесть, что в рассмотрении дел судами участвуют, как правило, работники прокуратур соответствующего уровня по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело, при необходимости с привлечением прокуроров специализированных прокуратур.

6. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел судами, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.

По всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле.

Принять во внимание, что в соответствии с положениями статьи 71 ГПК РФ и статьи 70 К АС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, направлять в суд заключение в письменной форме.

Исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика, третьего или заинтересованного лица.

При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустивших такие нарушения.

6.1. Участие в рассмотрении дел апелляционными и кассационными судами общей юрисдикции, апелляционным и кассационным военными судами, а также Верховным Судом Российской Федерации обеспечивать должностным лицам Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, при необходимости — иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Необходимость участия работников нижестоящих прокуратур в рассмотрении таких дел согласовывать с указанными выше подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7. Обеспечить проверку законности и обоснованности судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор, в установленные процессуальные сроки.

Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

Не допускать принесения прокурорами представлений в отсутствие оснований для обжалования судебных постановлений, а также случаев необоснованного отзыва представлений.

7.1. Руководствуясь требованиями статей 320, 376 и 377 ГПК РФ, статей 295 и 318 КАС РФ, иметь в виду, что право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) обладают Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, а также прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры в пределах своей компетенции.

Учитывать, что прокурор также вправе принести кассационное представление в интересах лиц, указанных в части 1 статьи 45 ГПК РФ и части 1 статьи 39 КАС РФ, не привлеченных к участию в деле, права которых нарушены судебным постановлением.

7.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в случае принесения представления в апелляционный или кассационный суды общей юрисдикции обеспечить в пятидневный срок направление его копии и наблюдательного производства по делу в электронном виде с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры Российской Федерации (при отсутствии технической возможности — в бумажном виде) в территориальный отдел апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по месту дислокации апелляционного или кассационного судов общей юрисдикции (далее — территориальный отдел). Военным прокурорам окружного звена в случае принесения представления в апелляционный или кассационный военные суды соответствующие материалы направлять в Главную военную прокуратуру. Указанным выше подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в течение пяти дней информировать соответствующих прокуроров о результатах рассмотрения представления судом.

7.3. В случае обжалования судебных постановлений иными участниками процесса в апелляционный суд общей юрисдикции (апелляционный военный суд) и при отсутствии оснований для принесения апелляционного представления обеспечить подготовку и направление возражений на жалобу в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

7.4. При обжаловании судебных постановлений иными участниками процесса в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) и при отсутствии оснований для принесения кассационного представления обеспечить подготовку и направление не позднее пяти дней до установленного судом срока в территориальные отделы, Главную военную прокуратуру возражений на жалобу и наблюдательного производства по делу в электронном виде (при отсутствии технической возможности — в бумажном виде) для формирования единой правовой позиции по делу.

При получении от иных участников процесса копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов направлять их в территориальные отделы, Главную военную прокуратуру.

Учитывать, что возражения подписываются прокурором, участвовавшим в деле (для кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда — участвовавшим в апелляционной инстанции суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда), либо руководителем соответствующей прокуратуры или его заместителем.

7.5. Территориальным отделам, Главной военной прокуратуре информировать прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры об отмене или изменении судебных постановлений по жалобам участников процесса в пятидневный срок со дня вынесения определений апелляционными или кассационными судами общей юрисдикции, апелляционным или кассационным военными судами. Наблюдательные производства, поступившие в бумажном виде, возвращать в соответствующую прокуратуру.

7.6. Для оспаривания судебного постановления в Верховном Суде Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам обращаться с проектом кассационного (надзорного) представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Военным прокурорам окружного звена проекты соответствующих представлений на судебные постановления направлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору.

В целях соблюдения процессуального срока на обжалование судебного постановления проект кассационного (надзорного) представления, наблюдательное производство и заверенные копии судебных постановлений направлять в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебных постановлений в законную силу. Его заверенную соответствующим судом копию досылать незамедлительно после поступления в прокуратуру.

7.7. При обращении с кассационным или надзорным представлением учитывать положения статей 379.3, 390.7, 391.5 ГПК РФ, статей 322, 323, 337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной или надзорной инстанции.

8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам обеспечить формирование в электронном виде (при отсутствии технической возможности — в бумажном виде) единого наблюдательного производства по делу, в котором должны содержаться наиболее важные процессуальные документы: копии заявлений, возражений на них, судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений, жалоб и возражений на них, а также материалов, имеющих существенное значение для установления юридически значимых обстоятельств по делу; по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами, — мотивированное заключение по делу, при необходимости — копии протоколов судебных заседаний; по заявлениям прокурора, в удовлетворении которых отказано, и при отсутствии оснований для обжалования — заключение о законности судебных постановлений, утвержденное должностным лицом, уполномоченным на принесение апелляционных и (или) кассационных представлений.

9. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами дел, имеющих особую актуальность и значимость для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

10. Участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или военной форме одежды.

11. Вести строгий учет дел, по которым предусмотрено участие прокурора, с отражением результатов их рассмотрения.

12. При рассмотрении обращений на судебные постановления руководствоваться требованиями ГПК РФ, КАС РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации.

13. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» не реже одного раза в полугодие анализировать работу по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении гражданских и административных дел. Докладные записки, содержащие сведения согласно приложению к настоящему приказу, направлять в Главное гражданско-судебное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру в срок не позднее 25 января и 15 июля.

14. Главному гражданско-судебному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре регулярно анализировать практику участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, в том числе эффективность обжалования судебных постановлений и обоснованность принесенных представлений.

Результаты использовать для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, в том числе при подготовке информационно-аналитических материалов.

15. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.07.2017 N 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».

16. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

17. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

к приказу Генерального прокурора

от 11.01.2021 N 2

СВЕДЕНИЙ О РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ

В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

При подготовке докладных записок анализировать динамику показателей работы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также указывать причины таких изменений.

1. Участие в рассмотрении судами дел по заявлениям прокуроров.

1.1. Анализ работы по предварительному согласованию заявлений прокуроров и взаимодействию структурных подразделений в целях своевременной судебной защиты нарушенных прав.

1.2. Сведения о категориях заявлений, в том числе предъявленных в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с указанием причины преобладания определенных категорий заявлений.

1.3. Анализ причин и обоснованности отказа в удовлетворении заявлений прокуроров, а также отказа от обжалования судебных решений, которыми требования прокурора оставлены без удовлетворения.

1.4. Сведения о делах, производство по которым прекращено судом ввиду добровольного удовлетворения требований (с анализом эффективности принятых досудебных мер реагирования), а также по иным основаниям (с указанием оснований прекращения дел).

Меры, принятые в целях исключения фактов необоснованного обращения в суд.

1.5. Данные о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решений суда (количество соответствующих определений и их обоснованность).

1.6. Анализ эффективности оспаривания прокурорами определений судов (раздельно по основаниям их вынесения).

2. Участие прокурора в делах, предусмотренных частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами (раздельно по видам судопроизводства).

2.1. При наличии случаев рассмотрения дел без участия прокурора указать их количество, причины и принятые меры к недопущению таких фактов.

2.2. Качество и обоснованность внесения апелляционных представлений, причины отказа от них (их отзыва, подачи ходатайств об их возвращении) и их количество.

Анализ причин отмены судебных постановлений по жалобам лиц, участвующих в деле, в отсутствие апелляционных представлений.

Отдельно отразить случаи отказа от апелляционного обжалования судебных постановлений при расхождении позиции, высказанной участвующим в деле прокурором, с позицией суда.

2.3. Качество и обоснованность внесения кассационных представлений, причины отказа от них (их отзыва, подачи ходатайств об их возвращении) и их количество.

Анализ причин отмены судебных постановлений по жалобам лиц, участвующих в деле, в отсутствие кассационных представлений.

Отдельно отразить случаи отказа от кассационного обжалования судебных постановлений при расхождении позиции, высказанной участвующим в деле прокурором, с позицией суда.

3. Сведения о вынесении судом частных определений в адрес лиц, допустивших нарушения закона, и должностных лиц органов прокуратуры (указать категории дел, количество вынесенных судом определений, результаты их обжалования). Результаты исполнения частных определений.

4. Сведения о личном участии прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, а также их заместителей в рассмотрении дел судами (количество дел, их категории и результаты рассмотрения).

5. Меры, принимаемые в целях повышения качества обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел (проведение заседаний коллегии, плановых мероприятий, учебы работников по повышению профессиональной подготовки, методической работы, в том числе с выездом на места для оказания практической помощи, и другое), и их влияние на эффективность данной работы.

6. Привести наиболее интересные примеры реализации процессуальных полномочий прокурора.

Отразить проблемные вопросы, возникающие в ходе обеспечения участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.

Правила участия прокурора в гражданском деле

ГПК РФ допускает участие в деле прокурора, который может обращаться к суду с иском в защиту прав лиц или интересов государства, вступать в процесс в целях осуществления возложенных на него функций. Общие правила, регулирующие участие в делах прокурора, устанавливаются ст. 45 ГПК РФ. Рассмотрим их подробнее, чтобы вы взяли на заметку.

Сущность привлечения прокуроров к гражданским делам

Заинтересованность прокурора должна отличаться от заинтересованности участников дела или третьих лиц, которая у них носит субъективный характер. Формально прокурор должен иметь государственно-правовые интересы, основанные на принципах самостоятельности и соблюдения законности.

Прокурор призван обеспечивать правильность действий участников судопроизводства и помогает суду осуществить правосудие. Общей основной причиной участия прокурора в делах, связанных с принятием решений на основе ГК РФ, считается осуществление функции охраны закона.

Другими словами, гражданин может обратиться к прокурору с заявлением о нарушении закона, а может просто рассказать о фактах этого нарушения закона с вольными формулировками. Если у прокурора сложится мнение о том, что на основании того или другого ему необходимо принять участие в гражданском судопроизводстве, то он может это сделать для защиты законных интересов гражданина или общественно-правовых.

Здесь мнение прокурора — это своеобразное юридическое понятие, правовой термин, а не просто слово, которое с лёгкостью можно заменить на синоним.

При этом основополагающим для прокурора является ФЗ «О прокуратуре РФ», который предусматривает, что прокурор участвуют в рассмотрении дел судами и руководствуется при этом ГПК РФ. В плане конкретизации в законе сказано, что в соответствии с ГПК РФ прокуроры могут обращаться в судебные инстанции с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту чьих-либо прав, свобод и законных интересов. Если встал вопрос о защите прав неопределенного круга лиц, государства и муниципальных образований, то закон не устанавливает никаких ограничений для деятельности прокурора в области судебной защиты.

В этом аспекте ГПК РФ никак не поясняет, что такое уважительные причины. Поэтому прокурору достаточно в своём заявлении упомянуть причины невозможности гражданином принять участие в защите своих прав. Тогда к заявлению прикладываются документы, подтверждающие изложенные обстоятельства. Суд может оценивать причины, указанные прокурором, но обычно, если тот ссылается на состояние здоровья гражданина, это оспаривается судом крайне редко.

Но это не должно распространяться на случаи, если изначальной мотивацией стало обращение к прокурору граждан с целью защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений, защиты семьи и подобных, указанных в действующем законодательстве, прав.

К примеру, существуют дела, в которых прокуроры пытаются отстаивать интересы граждан в сфере начисления им пенсии, когда ПФР не признаёт определённые периоды страхового стажа, обеспечение прав по охране здоровья и других. В таких ситуациях прокурор полностью уполномочен обратиться в суд с исковым заявлением, не исследуя дополнительных юридических фактов.

При этом прокуроры обязаны принимать во внимание, что бремя доказывания тех или иных обстоятельств, на которые ссылается сторона, на неё же и ложится. В силу этого ему придётся проделать работу не только по составлению искового, но и по сбору документов и других доказательств.

При рассмотрении дела прокурор выступает первым при необходимости дать суду те или иные объяснения и первым участвует в исследовании обстоятельств. Подавший заявление прокурор получает все процессуальные права и обязанности истца. Не может он только заключать мировые соглашения и не несёт обязанности по уплате судебных расходов по делу.

Ограничен прокурор и в возможности остановить рассмотрение иска. Он может лишь отказаться от своего заявления, но рассмотрение дела продолжается до тех пор, пока истец не заявит о своём отказе от иска.

Самым существенным процессуальным моментом остаётся то, что обращение прокурора с заявлением в суд не трактуется как предъявлениеиска, а прокурор не становится истцом даже только в процессуальном смысле. Закон отводит ему особую функцию, при осуществлении которой он действует как истец или представитель того, но не становится ни тем, ни другим.

Суд по заявлению прокурора возбуждает производство по гражданскому делу. Иногда можно встретить мнение о том, что дело возбудил сам прокурор, что в корне не верно, просто по той причине, что выходит за рамки компетенции прокурора.

ГПК РФ относит прокурора к числу лиц, участвующих в деле. Гражданское дело — это спор участников гражданского правового оборота и предмет судебного разбирательства. Прокурор не является стороной спора о праве. В силу этого отсутствуют основания для того, чтобы относить его к числу участников дела. Он является участником процесса.

Позиции высших судов о процессуальной стороне участия прокуроров в гражданских делах

Правовая позиция КС РФ, выраженная в Определении от 20.06.2006 № 176-О, сводится к тому, что предусмотренное рассматриваемой статьёй обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц и его вступление в уже идущий процесс рассматривает в качестве автономных процессуальных видов участия прокурора в деле, а их смешение признано недопустимым.

Имеется у прокурора и право принять участие в уже начавшемся рассмотрении гражданского дела с целью представления заключения. О том, что это право, а не обязанность, а отсутствие в деле заключений прокурора не делает решение принятым с нарушением норм права, говорится в определении ВС РФ от 13.10.2009 № КАС09-448.

На основании положений ст. 189 ГПК РФ, после завершения этапа исследования доказательств, судья предоставляет слово для заключения прокурору, который излагает официальную точку зрения по поводу исследования фактов и доказательств. Затем начинаются прения. ГПК РФ не отвёл прокурору места в прениях, а его заключение не имеет обязательного характера, но принимается во внимание при вынесении судебного решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *