Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения что это значит
Перейти к содержимому

Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения что это значит

  • автор:

Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения что это значит

Дата публикации 17.05.2023

Реорганизация в форме выделения предполагает передачу юридическим лицом части своих прав и обязанностей одному или нескольким новым юридическим лицам. Участниками выделяемой организации может быть как само реорганизуемое общество, так и часть его участников либо все его участники. Выделяемые организации могут иметь любую организационно-правовую форму: ООО, АО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив (п. 1 ст. 57 и п. 1 ст. 68 ГК РФ, п. 1 ст. 55 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее – Закон № 14-ФЗ). Рассмотрим процедуру реорганизации на примере выделения одного ООО из другого ООО.

Чтобы провести реорганизацию ООО в форме выделения, необходимо предпринять следующие действия.

Составить передаточный акт

Передаточный акт – это документ, в котором указываются права и обязанности реорганизуемого общества, которые передаются выделяемому обществу, а также определяется, в каких объемах передаются те или иные права и обязанности.

Передаточный акт должен содержать информацию о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизуемого общества, в т. ч. при наличии у организации спора с третьим лицом относительно таких прав и обязанностей (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Учитывая это, в передаточном акте необходимо указать:

  • какое именно имущество и активы (включая оборотные и необоротные средства) переходят к каждому из обществ, создаваемых при реорганизации;
  • какие именно пассивы (капитал, резервы, обязательства) переходят к каждому из обществ, создаваемых при реорганизации.

При распределении прав и обязанностей между новыми организациями необходимо придерживаться принципа добросовестности. Это означает, что права и обязанности должны быть распределены равномерно. В противном случае вновь созданные в результате реорганизации общества могут быть привлечены кредиторами реорганизуемой организации к солидарной ответственности (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

Во время реорганизации ООО, которая длится не менее 3 месяцев, его права и обязанности могут измениться, а также могут возникнуть новые права и обязанности. На этот случай в передаточном акте следует прописать, что будет с правами и обязанностями реорганизуемого ООО, если после утверждения передаточного акта произойдет следующее (п. 1 ст. 59 ГК РФ):

  • изменится вид, состав или стоимость имущества ООО;
  • у ООО возникнут новые права или обязанности;
  • изменятся или прекратятся права или обязанности ООО.

К передаточному акту можно приложить бухгалтерские документы, подтверждающие наличие тех или иных прав и обязанностей реорганизуемого ООО. Примерный перечень таких документов приведен в п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации, утв. приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н. Перечень выглядит так:

  • бухгалтерская отчетность, которая определяет состав имущества и обязательств реорганизуемого общества и их оценку;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (акты, накладные и т. д.), перечни (описи) имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов реорганизуемого общества о переходе имущества и обязательств к правопреемникам.

Передаточный акт составляется письменно в свободной форме и утверждается учредителями (участниками) общества на общем собрании или органом, принявшим решение о реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Согласно ст. 55 Закона № 14-ФЗ при реорганизации в форме выделения общее собрание участников ООО должно, в том числе, утвердить разделительный баланс. Данное положение не применяется в настоящее время. Соответствующие поправки ранее были внесены в ст. 55 Закона № 14-ФЗ, однако положения ст. 58 ГК РФ пока не изменены (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Составить устав выделяемого ООО

Закон не содержит каких-либо специальных требований к форме и содержанию устава ООО, которое создается в результате реорганизации в форме выделения. Устав составляется в общем порядке, который применяется при создании ООО. В качестве основы при создании устава нового ООО можно взять устав общества, из которого выделяется новое ООО.

Уставный капитал общества, созданного в результате выделения, формируется за счет уменьшения уставного капитала и (или) за счет иных собственных средств (в т. ч. за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.) общества, из которого осуществлено выделение. Он может быть больше или меньше уставного капитала общества, из которого осуществлено выделение (п.п. 45.10 и 45.11 Стандартов эмиссии, утв. положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П).

Принять решение о реорганизации ООО в форме выделения

Решение о реорганизации ООО в форме выделения принимается на годовом или внеочередном общем собрании его участников. Если в ООО только один участник, то проводить общее собрание не требуется, достаточно оформить соответствующее решение в письменной форме и подписать его (ст. 39 и п. 2 ст. 55 Закона № 14-ФЗ). О том, как провести собрание, подробнее читайте в статье.

На общем собрании участников ООО нужно принять следующие решения (п. 2 ст. 55 Закона № 14-ФЗ):

  • о порядке и условиях реорганизации в форме выделения;
  • о создании нового общества (обществ);
  • об утверждении передаточного акта;
  • об утверждении устава нового ООО;
  • об избрании органов нового ООО.

По последним 2 вопросам должны голосовать только те лица, которые будут участниками создаваемого в результате выделения ООО. Решение об утверждении устава ООО принимается единогласно, а решение об избрании органов управления – большинством голосов, т. е. не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей (участников) (п.п. 3 и 4 ст. 11 Закона № 14-ФЗ).

Если уставом ООО или единогласным решением его участников не предусмотрено иное, то результат общего собрания по вопросам реорганизации оформляется протоколом, в который нужно включить следующие сведения:

  • дату, время и место проведения заседания (если оно проходило в очной форме) либо способ дистанционного участия в нем (нужно указать дату, до которой принимались документы, содержащие сведения о заочном голосовании, а также способ их отправки);
  • форму проведения заседания (очная, заочная);
  • сведения о лицах, принявших участие в собрании (о лицах, направивших документы, содержащие сведения о заочном голосовании), в т. ч. Ф. И. О., паспортные данные, адрес регистрации по месту жительства (для участников – физических лиц) или наименование, ИНН и ОГРН организации (для участников – юридических лиц), данные их представителей;
  • результаты голосования;
  • сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  • сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести в протокол данные об этом;
  • сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если один из участников потребовал отразить это в протоколе;
  • сведения о лицах, подписавших протокол.

Протокол, принятый по итогам очного заседания, подписывается председательствующим и секретарем заседания. Если заседание было заочным, то протокол подписывают лица, проводившие подсчет голосов и зафиксировавшие результат голосования.

По вопросам, касающимся утверждения уставов новых ООО, создаваемых в результате выделения, а также избрания органов таких ООО, рекомендуем оформлять отдельные протоколы (по одному на каждое новое ООО).

Факт принятия решения по вопросам на общем заседании участников ООО, а также состав присутствовавших на нем участников нужно удостоверить нотариально, если другой способ удостоверения не предусмотрен уставом общества или нотариально удостоверенным единогласным решением общего собрания участников общества (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ и п. 2 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 25.12.2019).

Уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации

Общество, которое приняло решение о реорганизации, обязано уведомить об этом регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней (п. 1 ст. 60 ГК РФ).

Для этого в регистрирующий орган по месту нахождения организации следует подать уведомление по форме № Р12003, утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. На основании уведомления ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации.

Уведомление может быть подано:

  • непосредственно заявителем или его представителем;
  • через МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;
  • через портал Госуслуг или сайт ФНС России. Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ, п.п. 4 и 5 Порядка, утв. приказом ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1267@);
  • через нотариуса.

Уведомить кредиторов о реорганизации

В течение 5 рабочих дней со дня направления в ФНС России уведомления о начале процедуры реорганизации необходимо письменно уведомить о начале процедуры реорганизации всех известных кредиторов реорганизуемого ООО (п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

Четких требований к порядку направления кредиторам ООО уведомления о принятом решении о реорганизации ООО в законе нет. Рекомендуется делать это путем направления адресату заказного письма с уведомлением о вручении. Уведомление кредитору – юридическому лицу следует направлять по адресу его регистрации или иному известному адресу, по которому с ним можно связаться (например, по адресу, указанному кредитором в договоре с ООО). Если кредитором является гражданин, уведомление следует направить по его адресу регистрации по месту жительства.

Получив уведомление, кредиторы вправе предъявить реорганизуемой организации требование о досрочном исполнении обязательств, однако это не является причиной приостановления или прекращения процедуры реорганизации (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Неуведомление кредиторов о реорганизации может повлечь отказ в государственной регистрации реорганизации юридического лица (пп. «с» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Опубликовать информацию о реорганизации

После внесения сведений о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ нужно опубликовать уведомление о реорганизации в журнал «Вестник государственной регистрации». Делать это нужно 1 раз в месяц на протяжении 2 календарных месяцев после внесения записи в реестр (п. 5 ст. 51 Закона № 14-ФЗ).

Чтобы разместить сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации», нужно зарегистрироваться на этом ресурсе и создать новую веб-заявку, заполнив все поля ее формы. Текст сообщения будет сформирован автоматически. Перечень документов, которые нужно будет приложить к веб-заявке, размещен здесь. Заявку на размещение сообщения можно подать как через сайт, так и через региональное представительство журнала. Подробнее о подаче заявки в журнал читайте на сайте.

Неопубликование информации о реорганизации может повлечь отказ в государственной регистрации реорганизации юридического лица (пп. «с» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Представить сведения о работниках

В течение 1 месяца со дня утверждения передаточного акта, но до подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации организации, следует представить в СФР сведения обо всех своих работниках (форма ЕФС-1) (п. 11 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ). Форма ЕФС-1 и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 № 245п. Перечень сведений, которые необходимо представить, приведен в пп. 1–8 п. 2 ст. 6 и ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

    ; раздела 1; раздела 1.

Внести изменения в решение о выпуске облигаций

Если реорганизуемое ООО выпускало облигации, необходимо внести в решение об их выпуске изменения о замене эмитента. Согласие владельцев облигаций на такое изменение не требуется (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ).

Порядок внесения таких изменений прописан в главе 14 Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – Стандарты). Факт замены эмитента в решении о выпуске облигаций подтверждается одним из следующих документов (п. 14.10 Стандартов):

  • копией изменений в решение о выпуске облигаций на бумажном носителе, заверенной эмитентом или засвидетельствованной нотариально (она должна содержать регистрационный номер выпуска облигаций, подпись уполномоченного должностного лица Банка России, биржи или центрального депозитария, зарегистрировавших изменения в решение о выпуске облигаций, печать Банка России (в случае регистрации изменений в решение о выпуске облигаций Банком России) и дату принятия решения о регистрации изменений в решение о выпуске облигаций);
  • электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью эмитента (должен содержать файл с изменениями в решение о выпуске облигаций), и электронным документом, содержащим файл с уведомлениями Банка России, биржи или центрального депозитария о принятом решении о регистрации изменений в решение о выпуске облигаций.

Зарегистрировать реорганизацию ООО в форме выделения

Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 3 ст. 51 Закона № 14-ФЗ).

По истечении 3 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации ООО следует зарегистрировать реорганизацию в форме выделения (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Документы подаются в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения реорганизуемого ООО.

В регистрирующий орган подаются (ст. 14 Закона № 129-ФЗ):

  • заявление по форме № Р12016, утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@;
  • учредительные документы (устав или учредительный договор) юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • передаточный акт;
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций) в части замены эмитента (представляется, если реорганизуемое ООО являлось эмитентом облигаций).

Подать документы на регистрацию можно следующими способами (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • непосредственно заявителем или его представителем;
  • через МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;
  • через портал Госуслуг или сайт ФНС России. Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п.п. 4 и 5 Порядка, утв. приказом ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1267@);
  • через нотариуса.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления заявителем документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения что это значит

ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Абз. 3 п. 4 ст. 57 не применяется к реорганизации кредитной организации, осуществляемой в соответствии со ст. 8 ФЗ от 14.07.2022 N 292-ФЗ.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Как проводится реорганизация ООО путем выделения?

Реорганизация путем выделения ООО позволяет собственникам компании создать на его базе новую (или даже несколько), не закрывая при этом основной. В нашей статье вы найдете информацию о причинах, по которым учредители могут принять решение о необходимости реорганизации, а также о порядке и правилах проведения данной процедуры.

Реорганизация ООО (общая информация)

Под реорганизацией ООО путем выделения понимают последовательность действий, по итогам выполнения которых у общества-донора появляется 1 или несколько вспомогательных предприятий, но оно не прекращает свое существование и продолжает работу. При этом в ЕГРЮЛ вносятся изменения, свидетельствующие о появлении новых экономических субъектов, обладающих определенными правами и обязанностями. Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ, право на осуществление реорганизации предоставляется учредителям (участникам) общества.

Производится реорганизация ООО путем выделения в том случае, если:

  • внутренняя структура управления предприятием стала чрезвычайно громоздкой и сложной, при этом выделение организаций позволит существенно оптимизировать его деятельность;
  • общество ведет свою деятельность в принципиально разных сферах, что усложняет процедуру ведения документооборота и бухучета внутри фирмы;
  • между учредителями возникли разногласия, которые не позволяют им осуществлять дальнейшую совместную деятельность;
  • появилась потребность в финансовом оздоровлении предприятия, работающего в убыток.

Особенностью такого способа реорганизации юр. лица является то, что вновь созданные компании не являются правопреемниками общества-донора в отношении имеющихся у него налоговых обязательств, штрафных взысканий, а также пеней. Обязанность по выплате имеющихся у головной организации задолженностей такого рода может быть возложена на созданные организации лишь в том случае, если имеется соответствующее решение суда, вступившее в законную силу (на это указывают положения п. 8 ст. 50 НК РФ).

Пошаговая инструкция по реорганизации ООО путем выделения

Чтобы произвести реорганизацию предприятия, по итогам которой у существующего общества появятся вспомогательные организации, учредителям ООО необходимо выполнить следующие действия:

1. Выполнить инвентаризацию имущества, по итогам проведения которой собственники общества получат актуальную информацию о текущей стоимости имеющихся у них активов.

2. Подготовить передаточный акт. В нем, согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ, должна быть приведена информация о правах и обязанностях, передаваемых каждому из создаваемых предприятий.

3. Провести общее собрание участников. На нем необходимо узнать мнение всех учредителей компании, определить сроки, на протяжении которых процедура реорганизации будет завершена, а также установить порядок раздела капитала общества. Решение, принятое в ходе собрания, оформляется в виде протокола.

4. Согласно абз. п. 1 ст. 60 ГК РФ, в течение 3 дней с момента принятия такого решения необходимо уведомить о нем регистрационный орган, в роли которого выступает налоговая служба.

5. Уведомить кредиторов предприятия о грядущей реорганизации посредством публикации соответствующего информационного сообщения в журнале «Вестник регистрации». Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, такое уведомление необходимо разместить 2 раза: сразу после внесения в ЕГРЮЛ информации о начале реорганизации компании и через месяц после первой публикации.

6. Подать в территориальное отделение ФНС пакет регистрационных документов, состав которого определен п. 1 ст. 14 закона «О государственной регистрации…» № 129 от 08.08.2001:

  • заявление, составленное по форме Р12001;
  • учредительные документы создаваемого предприятия (или предприятий);
  • передаточный акт;
  • квитанцию об уплате пошлины в государственный бюджет;
  • документ, подтверждающий факт передачи сведений о застрахованных работодателем лицах в Пенсионный фонд.

Итогом осуществления данной процедуры становится внесение налоговым органом сведений о вновь образовавшихся предприятиях в ЕГРЮЛ. Учредителям компании выдаются выписки из реестра, которые документально подтверждают данный факт.

Решение о реорганизации ООО в форме выделения

В том случае, если у общества имеется несколько учредителей, решение о реорганизации ООО путем выделения оформляется в виде протокола собрания. Точная форма такого документа действующим законодательством не определена, поэтому секретарь мероприятия может составить его самостоятельно, указав в нем следующие сведения:

  • наименование юр. лица (полное и сокращенное);
  • наименование документа;
  • дату и место его составления;
  • время начала и окончания собрания;
  • Ф. И. О. участников мероприятия;
  • суммарное количество голосов, принадлежащих участникам общества, присутствовавшим на собрании;
  • сведения о председателе и о секретаре собрания;
  • перечень вопросов, представленных на повестке дня (о реорганизации общества, порядке и условиях выделения новых компаний, утверждении уставных документов создаваемых предприятий, утверждении передаточного акта, избрании руководства новых предприятий);
  • результаты проведенного голосования.

Документ должен быть подписан всеми участниками собрания, в том числе его председателем и секретарем.

Итоги

Итак, проведение реорганизации ООО путем выделения позволяет собственникам компании создать 1 или несколько компаний-правопреемников, не закрывая уже функционирующее предприятие. Перечень прав и обязанностей, переходящих к вновь организуемым обществам, указывается в документе, носящем название «передаточный акт». Обязательства по уплате налоговых взносов, штрафов и пеней на них не возлагаются, за исключением случаев, когда организация-донор не может самостоятельно их исполнить.

Реорганизация в форме выделения: цели, налоги и претензии кредиторов

Реорганизация в форме выделения — уникальный инструмент. Его «соль» кроется в особенностях правопреемства.

Во-первых, по общему правилу, выделенное юридическое лицо не является правопреемником реорганизуемого по налоговым обязательствам.

Во-вторых, не возникает универсального правопреемства по гражданским требованиям, то есть переход всех прав и всех обязанностей от старой компании к новой не происходит. Решение, что передать, а что оставить принимают участники реорганизуемого юридического лица.

Обе особенности позволяют использовать «выделение» для обособления активов бизнеса, посредством передачи новому субъекту.

Кроме того, выделение позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Это защищает в будущем самостоятельные бизнес-направления от рисков друг друга.

В результате реорганизации создается новое юридическое лицо, которое может применять любую систему налогообложения, в том числе УСН. А значит имеется возможность уплачивать налог с доходов по пониженной ставке.

Полагаем, никого не удивит, что наличие таких приятных бонусов вызывало пристальный интерес контролирующих органов к процедурам выделения. С 2020 года налоговые последствия при реорганизации изменились, а значит и претензий будет меньше.

Восстановление НДС

Традиционные претензии налоговых органов к выделению, — это восстановление НДС. Возникают они, как правило, в случае «изъятия» недвижимого имущества у реорганизуемой компании после предоставления ей вычетов по производственным затратам на строительство и последующей передачи такой недвижимости правопреемнику, применяющему УСН.

Суть претензий заключается в том, что вычет прежний владелец получил, а объект в НДС-ной деятельности использовать не стал, а значит с реализации налог не заплатит. (См. письмо Минфин РФ от 30 июля 2010 г. № 03-07-11/323, а также письмо ФНС России от 14 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4270@).

С 2020 года Налоговый кодекс поставил точку в спорах по поводу судьбы НДС: если правопреемник перейдет на ЕНВД или УСН, то он обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету реорганизованной организацией, пропорционально остаточной (балансовой) стоимости. (См. п. 3.1 ст. 170 НК РФ).

Несмотря на то, что ранее обязанности не было и при реорганизации не возникало никаких налоговых последствий, восстановление НДС пропорционально остаточной стоимости, да ещё и по ставке 18 %, действовавшей ранее, — это в большинстве случаев меньше, чем уплата НДС с рыночной стоимости, по актуальной ставке 20 %.

Когда пригодится реорганизация в форме выделения

Изменения налогового кодекса в части восстановления НДС — вполне понятная и нормальная реакция законодателя на злоупотребления со стороны налогоплательщиков. Очевидно, что процедура реорганизации в форме выделения не задумывалась как способ получить вычеты из бюджета, а затем перевести объект на спецрежим. Цели и задачи у выделения иные.

1) Обособление непрофильных активов

Данный вопрос особенно актуален для бизнеса с историей. Как правило, за долгое время существования, в компании, как на балконе у среднестатистического россиянина, скапливаются разные и «очень нужные» активы. Что-то отдали за долги, что-то купили, потому что предложили хорошую цену, а что-то просто перестали использовать.

С одной стороны, в накопление активов ничего плохого нет. С другой стороны, сосредоточение всех активов на основном операционном звене снижает прозрачность финансовых потоков.

Очевидный выход в данной ситуации — передать непрофильные активы другому лицу, хранителю. Сделать это конечно можно через продажу, однако встаёт вопрос цены. Продажа по заниженной стоимости безусловно приведёт к претензиям со стороны налоговых органов. Рыночная цена вызывает значительные налоговые последствия, что особенно неприятно ввиду по сути перекладывания объекта в другой карман. Кроме того, для расчётов хранитель должен где-то взять средства.

Легальным решением описанных проблем является реорганизация в форме выделения. В ходе неё непрофильные активы могут быть переданы новому хранителю как правопреемнику действующей компании. Налоговые последствия возникают лишь при переходе правопреемника на УСН, что как мы указали выше, в любом случае приятней, чем уплата НДС с рыночной цены сделки.

2) Обособление дополнительного направления деятельности

Второй сценарий для использования выделения — это обособление одного из направлений деятельности. Представим, что в торговой компании складывается небольшое производство. Поначалу продажи идут через один канал, затем, с ростом и развитием производственного направления, продажи разделяются, как в части персонала, так и в части клиентов.

Учитывая различность бизнесов, транслировать на одно направление риски другого — неправильно. Соответственно встаёт вопрос об их разделении.

Реорганизация в данном случае позволяет юридически перенести в новую компанию: оборудование, персонал, права и обязанности по контрактам с контрагентами.

Безусловно, всё это можно выполнить посредством иных инструментов: оборудование может быть продано, персонал уволен и принят в новую компанию, а отношения с контрагентами переведены по цессии.

Тем не менее, применение альтернативных инструментов имеет свои нюансы. О передаче активов мы говорили выше. Перевод в порядке увольнения ведёт к возникновению обязанности выплатит компенсацию за неиспользованный отпуск, чего не происходит при переводе сотрудников в ходе реорганизации.В соответствии со ст. 75 ТК РФ реорганизация не является основанием для прекращения трудовых отношений. Соответственно заключенный трудовой договор формально продолжает своё действие, а значит выплачивать компенсации за неиспользованный отпуск не нужно. Цессия по договорам с контрагентами, предполагает взаиморасчёты по уступленным правам и обязательствам между старой и новой компанией.

3) Разделение бизнеса между партнерами

Мотивом по разделению бизнеса из прошло примера вполне может быть иное обстоятельство, нежели диверсификация рисков. Например, его (разделение) может спровоцировать желание предотвратить корпоративный конфликт.

Представим, что в торговой организации с дополнительным направлением два собственника. Начинали вместе, но с течением времени разделились по направлениям. При этом разные направления генерируют разное количество прибыли, однако собственники делят условно поровну. В такой ситуации риски возникновения корпоративного спора велики.

По аналогии с вышеописанным примером, общий бизнес, путём реорганизации в форме выделения, делится на два. В ходе реорганизации перераспределяется персонал, оборудование, права и обязанности.

При всех вышеописанных плюсах, у реорганизации есть и минусы:

это срок. Процедура выделения на практике выполняется в течение 4 — 5 месяце.

любая реорганизационная процедура является основанием для проведения выездной налоговой проверки. (См. п. 11 ст. 89 НК РФ).

кредиторы получают право досрочно требовать исполнения обязательств от реорганизуемой компании. (См. ст. 60 ГК РФ).

Налоговые риски

Выше мы отмечали, что изменения в налоговый кодекс снимают вопрос по претензиям контролирующих органов в части НДС. Несмотря на это, факт отсутствия иных налоговых последствий (налога на прибыль), а также возможность передать актив субъекту на спец режиме может быть предметом интереса налоговых органов. Возможные претензии ИФНС в данном случае могут быть связаны с искусственным дроблением бизнеса в целях неправомерного применения специальных налоговых режимов и получения необоснованной налоговой выгоды.

Например, в деле А05-9428/2016, в ходе реорганизации в форме выделения состоялась передача активов субъекту на УСН. После передачи, организация взяла выделенные активы в аренду. При этом в результате построения отношений подобным образом происходит явное ухудшение экономических показателей бывшего собственника-налогоплательщика:

сумма арендной платы многократно превышает амортизационные отчисления;

все расходы по содержанию имущества при этом несет по-прежнему налогоплательщик как арендатор;

денежные средства в виде завышенной арендной платы, перечисленные арендодателю, затем вновь перечисляются налогоплательщику (арендатору) или иным взаимозависимым компаниям в виде займов.

В данном деле суд решил, что единственной целью выделения было завышение расходов прежнего собственника в виде арендных платежей. Фактические бизнес-процессы при этом не изменились, компания продолжала пользоваться «своим» имуществом.

Солидарная ответственность «новой» компании

Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность.Солидарная ответственность — это обязанность нескольких должников удовлетворить требование кредитора. При этом кредитор вправе требовать полного удовлетворения как от всех должников, так и от кого-то одного.

В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от их уплаты. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.

Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.

Налоговые обязательства

Отсутствие возможности заплатить налоги доказывается достаточно просто. В ходе мероприятий по взысканию налоговой задолженности с основного должника, инспекция выявляет «0» на расчётном счёте. После этого выносит постановление о взыскании задолженности за счёт имущества, которое отправляется к судебным приставам исполнителям. Последние в свою очередь устанавливают факт отсутствия у должника имущества, в связи с чем исполнительное производство оканчивается.

Следующая задача — доказать, что реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов. Для этого инспекция, в частности, может ссылаться на факты выполнения налогоплательщиком действий, направленных на сокрытие денежных средств, за счёт которых можно было погасить долг перед бюджетом. Например, если налогоплательщик, при наличии картотеки на банковском счёте, просит клиентов платить напрямую его контрагентам (См. дело № А27-23391/2014) или в ходе реорганизации все ликвидные активы были переданы правопреемнику.

Важно, что правопреемник может быть привлечен только к оплате налоговых долгов за три года, предшествовавших выделению. Через три года после окончания выделения можно спать спокойно.

Требования прочих кредиторов

Привлечение выделенной компаний к солидарной ответственности по гражданским делам, зависит от наличия одного из двух вышеназванных условий. При этом, на практике решение вопроса имеет массу особенностей. Вот некоторые выводы из судебной практики:

(1) В части недобросовестного распределения.

(а) для определения добросовестности распределения активов суды назначают экспертизу, в ходе которой должна быть дана оценка не только формальному разделению активов и пассивов исходя из данных бухгалтерского баланса и передаточного акта. Данных документов недостаточно. Эксперты должны дать оценку финансовому состоянию юр. лиц, участвовавших в реорганизации, в том числе и на основании оборотно-сальдовых ведомостей, регистров бухгалтерского учёта, договоров с контрагентами и прочих документов; (См. дело № А40-101831/2014).

(б) суд исследует, что за активы передавались в ходе реорганизации. Важно, что наличие формальной возможности удовлетворить требования кредиторов, не освобождает от привлечения к солидарной ответственности.См. дело № А53-14577/2017. Иными словами, передать на новую компанию все реально ценные активы и оставить на реорганизуемом юр. лице неликвидный балласт — не получится. Вернее, сделать так конечно же можно, но сохранить актив это не поможет;

(в) если реорганизованное юр. лицо продолжает деятельность, исполняет (хотя бы частично) свои обязательства перед кредиторами, а передаточный акт распределил активы и обязательства добросовестно и справедливо, суд отказывает в удовлетворении требований о привлечении правопреемника к солидарной ответственности. (См. дело № А32-15413/2017).

Важно подходить к данной особенности разумно, то есть исполнение обязательства должно быть адекватным. Очевидно, что перечисление кредитору 100 рублей раз в месяц картину не изменит.

(2) С невозможностью определения правопреемника по передаточному акту, в целом, всё понятно: если обязательство в акте не фигурирует — отвечают оба. Однако, нюансы есть и в этой части.

Во-первых, к подготовке передаточного акта необходимо подойти скрупулёзно. Так, например, желательно поименовать контрагентов и сделать отсылку на конкретные обязательства, в том числе указать реквизиты договоров и сальдо на период составления акта.

На практике часто встречаются обобщения, например: «…то, что не указано в акте остаётся за реорганизуемым юридическим лицом…». В целом, такое указание допустимо, хотя бы потому что в соответствии с частью 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен устанавливать порядок определения правопреемства на случай возникновения, изменения или прекращения обязательств реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты утверждения передаточного акта.

Во-вторых, особняком стоят ситуации, касающиеся обязательств, возникших после реорганизации. В этом случае необходимо проанализировать сущность отношений должника и кредитора.

Так, исполнение обязательств, возникших после реорганизации, но вытекающих из отношений, сложившихся до её начала, могут быть возложены на выделенную (новую) компанию, в случае несправедливого распределения активов и пассивов. Пример такой ситуации — взыскание неустойки по кредитному договору. (См. дело № А44-7435/2014).

С другой стороны, после окончания процедуры выделения и подписания передаточного акта реорганизуемая компания продолжает свою деятельность, в ходе которой самостоятельно принимает решения и вступает в новые отношения с третьими лицами. Соответственно, выделенная компания не может быть правопреемником по обязательствам, возникшим после реорганизации. (См. дело № А40-230290/2017).

В завершение дадим главный совет — не злоупотребляйте. Он касается как применения инструмента в целом, так и использования его отдельных особенностей. Реорганизацию в форме выделения придумали не для оптимизации налогов, и уж тем более это не способ «простить всем, кому должен». В первую очередь — это возможность оптимизировать бизнес, решить предпринимательские задачи.

Типичные ошибки реорганизации

которые позволят налоговому органу или иному кредитору усомниться в искренности намерений:

у реорганизуемых компаний отсутствует понятная деловая цель, они сдают все имущество в аренду «обратно»;

резкое увеличение расходов старой компании на аренду имущества у своего же правопреемника;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *