Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Глава 2. Органы миграционного учета и их полномочия. Полномочия в области миграционного учета иных органов (ст.ст. 11 — 13)
Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
Статья 12. Полномочия органов миграционного учета
Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства (ст.ст. 14 — 19)
Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства
Глава 4. Учет иностранных граждан по месту пребывания (ст.ст. 20 — 23)
Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
Статья 21. Основание для учета по месту пребывания
Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания
Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания
Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете (ст. 24)
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
Глава 6. Заключительные положения (ст.ст. 25 — 26)
Статья 25. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу
Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
1 декабря 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 19 мая, 27 июля, 23 декабря 2010 г., 20 марта, 1, 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 27 июня, 29 июля, 11 октября, 27 декабря 2018 г., 1 мая 2019 г., 8 июня 2020 г., 24 февраля 2021 г., 14 июля 2022 г., 27 января, 28 апреля, 31 июля 2023 г.
Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
ГАРАНТ:
См. комментарии преамбуле настоящего Федерального закона
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Президент Российской Федерации
18 июля 2006 года
Вводится новый административно-правовой механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) в РФ, упрощающий правила регистрации данных лиц по месту жительства и по месту пребывания на территории РФ.
Основными новациями механизма миграционного учета являются его общий уведомительный характер. Разрешительный порядок регистрации и учета указанных лиц может быть введен федеральными конституционными законами и федеральными законами в отдельных случаях (например, в пограничной зоне, в закрытых административно-территориальных образованиях, в закрытых военных городках). Ранее установленная обязательная регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания заменяется более упрощенным правовым режимом — учетом указанных лиц по месту пребывания.
Законом более четко определены права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета. Так, в частности, предусматривается, что при наличии у постоянно или временно проживающего в РФ иностранного гражданина двух и более жилых помещений в РФ, он обязан заявить одно из них как свое место жительства. При этом регистрация производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории РФ. Обязанность проходить ежегодную перерегистрацию не предусматривается.
Регламентирован механизм сбора, обобщения, использования и хранения информации о миграционных процессах в РФ. Предусматривается создание информационно-миграционного банка данных, порядок защиты, использования и пополнения которого отнесен к ведению Правительства РФ.
Иностранные граждане, зарегистрированные по месту пребывания на день вступления в силу Федерального закона, считаются состоящими на миграционном учете по месту пребывания до истечения срока временного пребывания или до истечения срока действия визы и подлежат постановке на миграционный учет в случае изменения места пребывания на территории РФ. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание и зарегистрированные по месту временного проживания на день вступления в силу Закона, вправе зарегистрироваться по месту жительства в течение срока действия разрешения. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства на день вступления в силу Федерального закона, подлежат регистрации по месту жительства при изменении места жительства.
Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2007 г.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2007 г.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 20 июля 2006 г. N 156, в "Парламентской газете" от 27 июля 2006 г. N 122, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. N 30 ст. 3285
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. N 22-П положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой — во взаимосвязи с другими положениями настоящего Федерального закона — они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в РФ, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к юридической ответственности
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 31 июля 2023 г. N 407-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2023 г.
Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 156-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 октября 2023 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 27 января 2023 г. N 4-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 апреля 2023 г.
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 304-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу с 24 августа 2021 г.
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2020 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 366-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.
Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 385-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.
Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2023 году
Постановка на миграционный учет дает возможность осуществлять контроль за проживанием иностранных граждан и соблюдением ими законодательных нормативов. В отношении мигрантов существуют приглашающая и принимающая стороны. Первая оформляет пригласительную бумагу, вторая же предоставляет мигранту право на временное проживание на принадлежащей принимающей стороне жилплощади.
В момент пересечения границы жителю иностранного государства лично в руки выдается миграционная карта. Эта бумага состоит из двух частей с идентичными сведениями, каждая из которых должна быть заполнена максимально четко. Исправления и помарки не допускаются, разборчивость почерка является обязательным условием. Проверяющий сведения на основе базы таможенный сотрудник ставит в этом документе особую отметку, фиксирующую прибытие и подтверждающую выданное относительно въезда разрешение.
Карта мигранта является свидетельством легального пребывания гражданина на территории РФ и распространяется на трехмесячный срок. Если лицо с гражданским статусом намеревается находиться в РФ менее 7 дней, такой документ оформлять не требуется. В иной ситуации (срок более указанного) понадобится обратиться с запросом в миграционный центр территориального статуса и оформиться в нем на учет.
Отрывная часть, которая выдается мигранту, может быть предъявлена по требованию представителю полицейской службы либо иному лицу. Это необходимо для подтверждения законности пребывания на территории РФ.
Как и где происходит постановка на миграционный учет?
Постановка мигрантов на учет осуществляется в ГУВМ МВД РФ (отделение регионального статуса), и там потребуется предъявить миграционную карту, а также удостоверение личности – либо гражданское, либо формации «загранпаспорт». Для легализации пребывания в РФ мигрант обязан получить временный «адрес» прописки – этой цели как раз и способствует касающаяся постановки на учет процедура, правила которой регулируются особым законом – Ф3 №109.
Целями, которые ставятся перед процедурой регулирования потока мигрантов, являются:
- осуществление контроля за проживанием прибывающих из иных стран лиц;
- соблюдение этими гражданами законодательных норм
- контроль за выполнением ими определенных работ;
- регулирование вопросов экономической и политической категорий;
- защита касающихся граждан РФ прав и свобод;
- наличие возможности решить связанные с возникновением ЧС проблемы.
Важное замечание. При отсутствии официально оформленного трудового договора либо патента в отношении какой-либо деятельности работать в РФ мигранту запрещено, и миграционная карта карт-бланш ему в этом плане не дает.
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Кроме того, могут не подвергаться учету имеющие высокую степень квалификации специалисты (наравне с членами семей таковых) – период получения РВП в их отношении сокращен до минимума.
Как иностранному гражданину встать на миграционный учет?
В отделение ГУВД регионального масштаба должны явиться два лица – прибывшая сторона, а также принимающая, поскольку для осуществления регистрации понадобятся документы, а также согласие обоих граждан в письменной вариации. Для прохождения процесса регистрации нужны удостоверение личности, использовавшееся для въезда, визовый документ, а также миграционная карта. Сканкопии можно сделать по самостоятельному варианту, либо оплатить их изготовление в сервисном центре. Сторона с принимающим статусом будет предъявлять паспорт РФ с отмеченной в нем регистрацией.
Если целью мигранта является получение образования, документы следует оформлять в том отделении ГУВД, которое занимается обслуживанием зарубежных студентов.
От такого мигранта потребуют наличие следующей документации:
- заявка – заполненный бланк;
- карта миграционная + удостоверение личности – оригинал наравне со скан-копией;
- визовый документ (при наличии соответствующего режима относительно РФ);
- фотоснимок – два экземпляра с размером 4х3 см;
- приказ, в котором зафиксирован факт зачисления в обучающее заведение;
- касающийся оплаты за обучение договор, дополненный чеками.
Подать документацию можно в следующие инстанции:
- миграционный отдел с территориальным статусом;
- предоставляющий госуслуги центр (МФЦ);
- посредством почтовых услуг (Почта России) – плата за услуги составляет 180 р.;
- административному служащему – в отеле либо санатории/доме отдыха.
Постановка на учет миграционной категории бесплатна.
Что требуется от принимающей стороны
Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.
Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.
Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.
Если роль принимающей стороны возлагается на лицо с юридическим статусом, то процесс миграционного учета осуществляется на территории компании.
Документы здесь понадобятся следующие:
- реестр с государственным статусом – выписка;
- бумага, удостоверяющая право на ведение определенной деятельности;
- номер идентификационный — ИНН;
- уведомление из учреждения ФСС;
- удостоверение личности от руководителя;
- договор трудовой со скан-копией;
- договор по поводу аренды, либо документ, удостоверяющий право собственности в отношении жилплощади.
У лица с юридическим статусом в наличии должно иметься особое разрешение, на основе которого на работу могут быть приняты граждане из категории мигрантов, стоящих в ГУВД на учете. По окончании пребывания зарубежного гражданина на территории РФ такое принимающее лицо обязано сообщить о данном факте.
Памятка по миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регламентируется Федеральными законами от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 и Административным регламентом по предоставлению Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии, утвержденным приказом МВД России от 23.11.2017 года № 881.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Получение миграционной карты
Обращаем Ваше внимание на то, что при въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить бланк миграционной карты, подтверждающей право на временное пребывание в стране. Бланки миграционной карты выдаются бесплатно должностными лицами органов пограничного контроля, либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.
Бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность.
Обязательность учета по месту пребывания
Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
Не подлежат учету по месту пребывания иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию, на срок не более семи дней, за исключением случаев их нахождения в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, на туристических базах, больницах либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания. Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию РФ. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке поставленные на учет по месту пребывания в РФ, в случае их передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.
Основанием для постановки на миграционный учет является:
- факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;
- факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;
- факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.
Все процедуры по постановке на учет возлагаются на принимающую сторону. Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.
В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина. К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.
Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции с письменного согласия принимающей стороны.
Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.
Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предоставляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, миграционную карту и визу (при ее наличии).
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность и миграционную карту.
Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и в течение семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания представляет заполненный бланк уведомления в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, подчиненного ГУ МВД России по Московской области, либо в отделение почтовой связи, на территории обслуживания которого будет находиться иностранный гражданин, либо в многофункциональный центр.
Лицо, подающее уведомление о прибытии обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Для постановки на учет иностранного гражданина принимающая сторона предъявляет следующие документы:
- уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;
- документ, удостоверяющий личность и гражданство иностранного гражданина и его копию;
- визу (при ее наличии) и ее копию;
- миграционную карту с отметкой о пересечении границы и ее копию.
Если принимающая сторона по уважительным причинам не может самостоятельно предоставить уведомление для постановки на учет, это уведомление может быть принято непосредственно от иностранного гражданина при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно предоставить уведомление о прибытии. В случае личного обращения иностранного гражданина к уведомлению о прибытии приобщается письменное согласие принимающей стороны на временное нахождение у нее иностранного гражданина.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания.
Подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, подчиненного ГУ МВД России по Московской области, многофункциональный центр, либо отделение почтовой связи, принявшие уведомление о прибытии, проверяют правильность его заполнения и проставляют отметку о приеме уведомления в отрывной части бланка. Данная отметка является подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином обязанностей по постановке на учет по месту пребывания.
Отрывная часть уведомления с проставленной отметкой вручается иностранному гражданину.
Постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания осуществляется на срок, указанный в уведомлении, но не более срока, установленного ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», т. е. срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком выданной ему визы; срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.
При утрате иностранным гражданином отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин обязан обратиться с мотивированным заявлением в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, подчиненного ГУ МВД России по Московской области, в котором он был поставлен на учет, который после проведения проверочных мероприятий, выдает дубликат отрывной части бланка уведомления о прибытии с проставленной отметкой о постановке на учет.
В случае изменения сведений у иностранного гражданина: вида и реквизитов документа, удостоверяющего личность; вида и реквизитов документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации; фамилии, имени, отчества; даты и места рождения; пола; гражданства (подданства); цели въезда в Российскую Федерацию; профессии; заявленных сроков пребывания в Российской Федерации; сведений о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях), принимающая сторона обязана в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в подразделение по вопросам миграции в виде нового уведомления и мотивированного заявления с приложением ксерокопий документов, подтверждающих изменение сведений.
При убытии из одного места пребывания в другое место пребывания на территории Российской Федерации отрывная часть уведомления о прибытии остается у иностранного гражданина и по прибытии в новое место пребывания предъявляется принимающей стороне для осуществления процедуры постановки на учет по новому месту пребывания.
8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение, а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).
В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.
В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.
Срок временного пребывания
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания.
Для продления срока действия визы или срока пребывания, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ необходимо обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России заранее, до истечения вышеуказанного срока.
Ответственность за нарушения правил миграционного учета
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания, не подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена на соответствующего иностранного гражданина (в соответствии с дополнением п. 2 ст. 24 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Иностранные граждане, прибывшие в РФ с нарушением установленного порядка пересечения Государственной границы РФ, своевременно не вставшие на учет по месту пребывания, уклонившиеся от выезда из РФ по окончании разрешенного срока пребывания в РФ, равно как и сообщившие о себе неправильные или ложные сведения при осуществлении миграционного учета, согласно статье 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
За нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, либо режима пребывания (проживания) (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утрата таких документов, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц
— от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц
— от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Федеральным законом от 11 октября 2018 г. № 366-ФЗ внесены изменения в статью 2 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В частности, изменено понятие фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания.
Так, под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Фиктивная регистрация по месту жительства — регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания, равно как и фиктивная регистрация иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.