Что такое этап контракта по 44 фз разъяснения
Перейти к содержимому

Что такое этап контракта по 44 фз разъяснения

  • автор:

Минфин России разъяснил вопросы поэтапного исполнения контрактов с учетом редакции Закона № 44-ФЗ, вступающей в силу в 2022 году

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.

В частности, по мнению представителей министерства, с учетом положений п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающего в силу 1 января 2022 года, отдельный этап исполнения контракта подразумевает, что в отношении части обязательства контрагента установлена обязанность заказчика обеспечить приемку отдельной части исполнения контракта с оформлением соответствующего документа о приемке, а также оплатить указанную часть выполненного обязательства. Вместе с тем сама по себе частичная приемка не является отдельным этапом исполнения контракта, при этом у заказчика не возникает обязанности оплаты этой части исполнения (Письмо Минфина России от 25 октября 2021 г. № 24-06-06/86152).

Как работать с этапами исполнения контракта с учетом разъяснений Минфина и практики ФАС

До 2022 года стороны могли договориться о поэтапном исполнении. Но существует ли в законе № 44-ФЗ прямое определение «этапа», на том момент мало кто знал. Сейчас в Федеральной контрактной системе официально закрепили понятие этапа, а Минфин дал разъяснения, как с ним работать.

Что такое этап исполнения контракта

С 1 января 2022 года в Федеральную контрактную систему ввели новое определение: отдельный этап исполнения контракта — это по 44-ФЗ часть обязательств поставщика, по которому заказчик обязан обеспечить приемку и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 8.4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ). Такая обязанность прописывается в контракте. Кроме того, во время этапной приемки стороны оформляют и подписывают закрывающие документы — накладные, акты, счета-фактуры.

На практике отдельный этап исполнения подразумевает, что заказчик обязан обеспечить приемку и оплату выполненной части обязательств поставщика, то есть части поставленных товаров, работ, услуг (Письмо Минфина № 24-06-06/86152 от 25.10.2021). Но есть особенности:

  1. В 44-ФЗ указывают на отдельный этап (ОЭ). Речь идет об отдельном событии, которое прописывается в контракте и требует от сторон определенных действий: сдачи-приемки и оплаты товаров, работ, услуг.
  2. ОЭ — это не любая часть исполненных обязательств, а только та, по которой стороны согласовали отдельную приемку и оплату в госконтракте.
  3. Если исполнение контракта состоит из нескольких ОЭ, то это обязательно прописывается в соглашении.

Если заказчик не согласен или не принимает поставленную часть товара, работы, услуги, то он направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа приемки. Если же стороны не составят приемочную документацию по ОЭ или же заказчик не отправит мотивированный отказ от подписания, то это приведет к административному штрафу в размере 20 000 рублей (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Платить за исполненный ОЭ тоже обязательно. В ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ разъясняется, как считать срок исполнения обязательств по контракту по 44-ФЗ — отдельно по каждому этапу в соответствии с госконтрактом. А платить за частично и полностью выполненные обязательства надо в течение 7 рабочих дней после подписания документации о приемке. За нарушение срока оплаты заказчику грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ).

На что влияет этап исполнения контракта

  • на составление извещения;
  • на порядок приемки и оплаты товаров, работ, услуг.

Для проведения открытых конкурентных процедур заказчик формирует и размещает в ЕИС извещение о закупке (ч. 1 ст. 42 44-ФЗ ). В извещение о закупке включают информацию о сроке исполнения контракта и его отдельных этапов, если проектом контракта предусмотрены такие ОЭ и сведения о начальной (максимальной) цене контракта и цене ОЭ (п. 8, 9 ч. 1 ст. 42 ФКС).

Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 указал, какую дату окончания исполнения контракта по 44-ФЗ ставить — срок исполнения контракта и его ОЭ, прописанный в извещении, представляет собой срок, который включает в том числе приемку и оплату поставленных ТРУ. То есть срок исполнения всего контракта и его отдельных этапов определяют как период, который понадобится на поставку, приемку и оплату ТРУ.

Этот вывод сделан на основании того, что в п. 8.4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ указано, что отдельный этап исполнения контракта — это часть обязательства поставщика, в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку с оформлением необходимых документов и оплату поставленных ТРУ.

Эти нормы рассмотрены регулятором комплексно во взаимосвязи с ч. 1 ст. 94 44-ФЗ. В этой статье указано, что исполнение контракта включает комплекс мер, которые реализуются после заключения контракта и направлены на достижение целей закупки путем взаимодействия заказчика c поставщиком в рамках гражданского законодательства и 44-ФЗ, в т. ч.:

  1. Приёмку поставленного товара, отдельных этапов исполнения контракта, которые предусмотрены контрактом, включая проведение по 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, ОЭ исполнения госконтракта.
  2. Оплату заказчиком поставщику поставленного товара и ОЭ исполнения.
  3. Взаимодействие заказчика с поставщиком при исполнении, изменении, расторжении контракта в рамках ст. 95 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком или заказчиком условий госконтракта.

Отдельные этапы исполнения контракта в ЕИС

Разъяснения о этапах исполнения контракта

Как определять срок отдельного этапа, если объем в закупке не определен

Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 пояснил, что если заказчик устанавливает ОЭ в рамках ч. 24 ст. 22 44-ФЗ, то в извещении о закупке или проекте соглашения дата исполнения контракта по 44-ФЗ считается в соответствии со ст. 190 ГК РФ с указанием на событие — заявку заказчика.

Этот вывод основан на положениях 44-ФЗ и Гражданского кодекса. Так, в ч. 24 ст. 22 44-ФЗ указано, что, если количество поставляемых товаров, объем работ, услуг невозможно установить, заказчик определяет начальную цену ТРУ, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта и обосновывает в соответствии с этой статьей цену единицы ТРУ. B этом случае в контракте прописывается порядок определения количества поставляемого товара, объема работы, услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ).

Вот инструкция по работе с этапами контрактов с неопределенным объемом.

Одновременно с этим в ч. 1 ст. 2 44-ФЗ установлено, что контрактное законодательство основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса. В ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Еще срок определяют указанием на событие, которое неизбежно наступит. А в ст. 191 ГК РФ указано, что течение срока, который определен периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же истек срок указания информации о сроках оплаты поставленного товара, то стороны согласовывают новые сроки.

Можно ли оформлять несколько документов о приемке в рамках одного этапа

Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 указал: стороны смогут оформить несколько документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта. Это не противоречит положениям п. 8.4 ч. 1 ст. 4 44-ФЗ, если производится оплата по итогам исполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом, по отдельному этапу исполнения контракта, в рамках которого были оформлены такие документы о приемке.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы организовать приемку без ошибок и нарушений.

Инструкция КонсультантПлюс: Как принимать товар по 44-ФЗ

Как изменять срок отдельного этапа

Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 указал, что по п.12 ч.1 ст.95 Федерального закона 44-ФЗ допускается изменение срока отдельного этапа госконтракта. Стороны вправе по соглашению изменять только срок исполнения ОЭ в рамках общего срока исполнения контракта.

И вот почему: при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, которые прописаны в 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ). Случаи изменения существенных условий госконтракта при его исполнении прописаны в ст. 95 44-ФЗ, а возможность изменения сроков ОЭ — в п. 12 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Разъяснения ФАС об этапах исполнения контракта по 44-ФЗ

В Федеральной антимонопольной службе прокомментировали два случая нарушений по ОЭ.

Первый случай

При размещении извещения об электронном аукционе заказчик не смог определить точное количество изделий в соответствии с установленными этапами. Но требование об определении объема ОЭ госконтракта в законе не предусмотрено. Это означает, что нарушений нет (Решение Алтайского краевого УФАС России по делу № 022/06/42-142/2022 от 09.03.2022).

Второй случай

Комиссия УФАС посчитала, что заказчик установил ОЭ исполнения госконтракта, так как в проекте соглашения прописана обязанность подрядчика выполнить определенный вид работы к определенному сроку и обязанность заказчика — принять эти работы и оплатить их в определенное время. А в извещении эти требования и ОЭ исполнения госзаказчик не установил, тем самым нарушив ч. 3 ст. 7, п. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Федеральной контрактной системы. Потенциальный поставщик пожаловался на заказчика. ФАС принял жалобу и признал ее обоснованной (Решение Алтайского республиканского УФАС по делу № 004/06/49-51/2022 от 03.03.2022).

Судебные выводы об этапах исполнения контракта

Московский арбитражный суд постановил: на ОЭ исполнения госконтракта поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции или копию сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, только когда соблюдаются условия из п. 2 постановления Правительства РФ № 617 от 30.04.2020 (Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-2282/22-145/19 от 07.04.2022).

Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона на поставку весов лабораторных прецизионных — ЛН-129 с ОКПД2 28.29.31.115. Один из участников закупки подал жалобу в ФАС. Антимонопольная служба рассмотрела жалобу и провела внеплановую проверку (п. 1 ч. 15 ст. 99 44-ФЗ). Суть жалобы в том, что в извещении установили запрет на допуск и ограничения допуска иностранных товаров. Перечень отдельных промышленных товаров из иностранных государств, для которых устанавливаются ограничения допуска, утвержден ПП РФ № 617. По нормам этого постановления заказчик отклоняет все заявки, в которых предлагают иностранные товары, если на участие в закупке подали минимум две заявки (на дату публикации извещения, в 2023 году нужна только одна заявка), которые удовлетворяют требованиям извещения и документов заказа и одновременно:

  1. Содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, которые изготовлены в ЕАЭС.
  2. Не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц (ст. 9 135-ФЗ от 26.07.2006).

При исполнении госконтракта или его этапа участник представляет выписку из реестра российской промышленной продукции или копию сертификата (пп. «б» п. 7, 9 ПП РФ № 617).

Заказчик допустил все поданные заявки до участия в аукционе, хотя некоторые из них содержали иностранные товары. Победителем признали поставщика, который и подал впоследствии жалобу в ФАС. Причина жалобы — заказчик не соблюдал ограничения по п. 2 ПП РФ № 617 в ходе аукциона, следовательно, положения ПП РФ № 617 не должны применяться и при исполнении госконтракта и его ОЭ.

Заказчик направил победителю проект госконтракта на подписание, но поставщик выдал заказчику протокол разногласий с просьбой исключить положения о представлении документов с подтверждением страны происхождения товара по ПП РФ № 617. Заказчик принял протокол частично и оставил в тексте требования по ПП РФ № 617.

На заседании Комиссии ФАС победитель пояснил: страна происхождения товара — Россия, но изделие отсутствует в реестрах российской и евразийской промышленной продукции. Он не сможет представить выписку из реестров при исполнении госконтракта и его ОЭ. Но отсутствие в реестрах не означает, что товар — не российский.

В ФАС встали на сторону участника, заявив о нарушении ч. 10 ст. 83.2 ФКС. Но уполномоченный орган заказчика не согласился с антимонопольной службой и обжаловал решение в судебном порядке. Суд пришел к выводу, что решение антимонопольного органа правомерно. Если совокупность условий из п. 2 ПП РФ № 617 не соблюдалась, то это означает, что постановление № 617 не действовало при проведении аукциона. Следовательно, действия заказчика, который направил победителю проект госконтракта без учета протокола разногласий, нарушают часть 10 статьи 83.2 ФКС. Заказчик не вправе требовать документы о подтверждении страны происхождения товара при исполнении отдельного этапа и всего госконтракта.

Приемка результатов исполнения контракта

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта. В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?

На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.

Частью 6 данной статьи определено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия.

Не всегда заказчики понимают, то ли им создавать приемочную комиссию, то ли проводить экспертизу, а может, делать все это одновременно? Давайте разберемся, как же принимать результат исполнения контракта.

Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа

В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:

по изучению и оценке предмета экспертизы;

по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.

Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Осуществляем приемку

Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения контракта или его отдельного этапа.

Приемочная комиссия

Повторим, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика создавать такую комиссию. На это обращало внимание Минэкономразвития еще в 2015 году (Письмо от 22.05.2015 № Д28и-1464). Однако в некоторых случаях ее наличие все же желательно. Например, если объект закупки технически сложен или требует познаний экспертов в различных областях, для надлежащей приемки потребуется коллегиальное решение.

К сведению: мы рекомендуем создавать приемочную комиссию в исключительных случаях, а большинство приемок поручить отдельным работникам. Это связано с тем, что документ о приемке должны подписать все члены комиссии. А обеспечить присутствие всех может быть затруднительно.

Если учреждение приняло решение создать приемочную комиссию, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что число членов такой комиссии не может быть менее пяти (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, в котором определяется ее состав. Отметим, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы.

Для обеспечения надлежащей работы комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, закрепив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. В нем, кстати, можно
утвердить форму решения о приемке или об отказе в приемке товаров (работ, услуг) – акт или заключение.

Если документы о приемке будут подписаны несколькими работниками заказчика, но обязанности по проведению приемки и экспертизы на них не возложены (отсутствуют приказы о возложении таких обязанностей, локальный акт о порядке проведения приемки), это может быть признано нарушением Закона № 44-ФЗ (Постановление АС ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 по делу № А45-8564/2016).

Документальное оформление приемки

Частью 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения контракта, а также отдельного этапа его исполнения:

осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом;

Обратите внимание: документ о приемке результатов исполнения отдельного этапа контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги готовится контрактным управляющим или работником контрактной службы.

Следовательно, если приемка прошла успешно, заказчик должен составить соответствую-щий документ. Унифицированной формы для такого документа нет, поэтому на практике часто используют акт приема-пе-редачи товаров (работ, услуг).

В акте указывается информация, позволяющая определить соответствие поставленного товара (работы, услуги) требованиям контракта. Например, если его предметом является товар, целесообразно указать:

наименование, ассортимент, характеристики, комплектность поставленного товара;

цену за единицу;

сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;

иную информацию, имеющую значение для установления соответствия товара условиям контракта.

Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 06.02.2018 № 24-03-08/6839).

Если для приемки привлекались сторонние эксперты, при принятии решения о приемке приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения. Соответственно, к акту нужно приложить экспертное заключение.

Если же приемка осуществлялась без сторонних экспертов, оформлять документ о проведенной силами заказчика экспертизе и прилагать его к акту не нужно. Об этом говорилМинфин в Письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70501.

Обратите внимание: если не составить документ о приемке результатов исполнения контракта или его отдельного этапа, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней с даты приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заказчик направляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, указанных в ч. 7 ст. 54 ГрК РФ). Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Отказ в приемке

В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.

Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.

Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке. Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Как выделить и оплатить этапы в контракте

Этапы контракта не всегда прямо прописывают в самом контракте, из-за чего могут возникнуть сложности с тем, что считать этапом. Если фактически принимаете и оплачиваете часть контракта, то каждая приемка и оплата считается этапом.

Отдельный этап контракта – часть обязательства поставщика, в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку с оформлением документа о приемке и оплату поставленного товара, выполненной работы и услуги (п. 8.4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Этапом контракта называют период времени, который завершается приемкой, экспертизой и оплатой соразмерно объему исполненных обязательств за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу (письмо Минэкономразвития от 19.10.2015 № Д28и-3033).

СИТУАЦИЯ

Вправе ли заказчик с 1 января 2022 года не выделять отдельные этапы в контрактах, которые исполняют по заявкам

Выделять этапы в контракте или нет, зависит от того, какие еще условия включаете в контракт. Есть два варианта.

  1. В контракт включили отдельные этапы. Поставку по заявкам считают этапом контракта, если в контракте есть еще два обязательных условия. Первое – заказчик обязан принять товар по заявке и оформить документ о приемке. Второе – заказчик обязан оплатить часть товара, который получил по заявке. Если оба условия в контракте прописали, значит, придется выделять этапы.

Например, закупаете продукты питания. В контракте пишете, что продукты поставщик должен поставлять по заявкам. При этом говорите, что при каждой поставке по заявке будете оформлять документ о приемке, а затем оплачивать товары в рамках заявки. Это поэтапный контракт. Срок этапа контракта определяйте не датой, а событием – заявкой заказчика. Ведь точные даты, когда понадобится продукция, вы не знаете. То, что срок можно определять указанием события, которое должно неизбежно наступить, прописано в ГК.

  1. В контракте отсутствуют отдельные этапы. Факт, что заказчик принимает часть продукции по контракту, не значит, что это этап контракта. Обязанности оплатить эту принятую часть у заказчика нет. То есть, если принимаете часть продукции, но в контракте не пишете, что должны оформить приемку и оплатить полученную часть, не выделяйте этапы. Все приемочные документы и оплату проведете, когда получите продукцию целиком.

Например, заключили годовой контракт на услуги по диагностике техники. В контракте указали, что в течение года исполнитель оказывает услуги по заявкам заказчика. А оплату установили в конце года одной суммой. В таком контракте этапов не будет.

Разъяснения дали специалисты Минфина в письме от 25.10.2021 № 24-06-06/86152. Ведомство ссылается на новое определение этапа контракта, которое включили в Закон № 44-ФЗ с 1 января 2022 года, а также на нормы ГК.

СИТУАЦИЯ

Как выделить этапы в контракте с неизвестным объемом

В контракте с неизвестным объемом необходимо прописать этапы поставки части товара, выполнения части работы или услуги по заявкам заказчика с последующей приемкой и оплатой. Если в контракте таких условий нет, то приемка части товара, работы или услуги не будет являться этапом исполнения контракта (письмо Минфина от 25.10.2021 № 24-06-06/86152).

Как выделить и оплатить этапы в контракте

Безопаснее прямо прописать в самом контракте этапы. Так точно не возникнет сложности с тем, что считать этапом. При этом обязанности прописывать этапы в контракте нет. Если фактически принимаете и оплачиваете часть контракта, то каждая приемка и оплата считается этапом.

Этапы распишите в графике исполнения контракта. График оформите как приложение к контракту. Пропишите, что оплатите работы по этапам в соответствии с графиком.

Например, включите в контракт формулировку:

«Заказчик оплачивает выполненные в соответствии с настоящим Контрактом работы Подрядчиком по этапам в соответствии с Графиком исполнения контракта, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 15 Контракта, за счет средств бюджета Московской области, на основании подписанных обеими сторонами Акта приемки выполненных работ по форме КС-2 по этапу, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по этапу, надлежаще оформленных и представленных документов, в порядке и сроки согласно условиям Контракта (раздел 4 Контракта), в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки выполненных работ по форме КС-2 по этапу, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по этапу на основании предъявленного Подрядчиком Заказчику счета на оплату выполненных работ».

В контракте уточните, что понимаете под этапом. Например:

«Под этапом следует понимать выполнение комплекса работ согласно Техническому заданию (приложение 1 к Контракту), Сметной документации (приложение 2 к Контракту) в соответствии с Графиком исполнения контракта (приложение 3 к Контракту)».

Если выделяете этапы, привязывайте и другие действия сторон к этапам. В частности:

  • сроки выполнения работ;
  • порядок и сроки приемки;
  • порядок расторжения контракта;
  • ответственность сторон.Выделять ли этапы в контракте с едпоставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗДействуйте в зависимости от объекта закупки. Например, в закупках строительных или ремонтных работ удобно предусмотреть промежуточные сроки выполнения работ.Можно ли в контракте c этапами указать, что заказчик оплатит работу по факту исполнения всего контрактаДело в том, что заказчик обязан оплатить выполненные работы в определенный срок с даты подписания документа о приемке выполненного этапа работ. Вывод следует из части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.Оплачивать ли работы, если из трех этапов подрядчик выполнил два, при этом предусмотрена поэтапная оплатаОплата работ – это обязанность заказчика. Оплату проводят на основании актов выполненных работ при условии, что работы подрядчик выполнил надлежащим образом и в согласованный срок. Если по двум этапам работы выполнены и приняты заказчиком, то необходимо их оплатить.Обратите внимание на нормы ГК по вопросам оплаты выполненных подрядчиком работ.
  • Нормы ГК по вопросу оплаты подрядных работ
  • Допустим, в контракте заказчик написал, что оплата за выполненные работы проходит поэтапно на основании актов при условии надлежащего выполнения всех предусмотренных на данном этапе работ. Если на определенном этапе подрядчик выполнит часть работ ненадлежащим образом, заказчик вправе не принимать и не оплачивать работы.
  • Заказчик должен оплатить работы, которые подрядчик фактически выполнил по этапу контракта, определенный срок. Вывод следует из части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
  • СИТУАЦИЯ
  • Нельзя, если по итогам каждого этапа подрядчик представляет заказчику акт выполненных работ.
  • СИТУАЦИЯ
  • Пропишите этапы исполнения контракта на свое усмотрение. Обязанности выделить этапы исполнения контракта нет (ст. 34 Закона № 44-ФЗ, письмо Минфина от 25.10.2021 № 24-06-06/86152).
  • СИТУАЦИЯ

Позиция

Обоснование

Позиция

Обоснование

По договору строительного подряда подрядчик обязан в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить другие строительные работы. Заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену

Заказчик оплачивает выполненные работы в размере, который предусмотрен сметой. Сроки и порядок оплаты установлены законом или договором строительного подряда.

Если указаний нет ни в законе, ни в договоре, оплату проводят в соответствии со статьей 711 ГК

Договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов. Тогда заказчик обязан заплатить подрядчику после окончательной сдачи результатов работы. Условие – работу выполнили надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно

Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, осмотреть и принять выполненную работу. Подрядчик участвует в осмотре. Если заказчик обнаружит отступления от договора, которые ухудшают результат работы, или другие недостатки, немедленно заявляет об этом подрядчику

Заказчик, который принял работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки. Условие действует, если иное не предусмотрели договором подряда

Подрядчик сдает работы, а заказчик принимает по акту, который подписывают обе стороны. Если одна из сторон отказывается подписать акт, в документе делают отметку. Акт подписывает другая сторона

Что считать этапом контракта с неизвестным объемом

Минфин рассказал о поэтапном исполнении контрактов без определенного объема в письме от 12.05.2022 № 24-06-06/43240. Ниже – главные выводы ведомства.

Условия об этапе в документах о закупке. В извещении о закупке без определенного объема и в проекте контракта нужно прописывать условия о сроке и цене каждого этапа в отдельности. При этом отдельным этапом является часть исполнения, которая включает в себя приемку и оплату (п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Срок исполнения отдельного этапа. Срок исполнения этапа состоит из сроков на приемку и оплату. При этом срок может определяться календарной датой, истечением периода времени или указанием события, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК). Заказчик в извещении и проекте контракта может привязать срок отдельного этапа к конкретному событию, например, заявке заказчика.

Срок исполнения контракта. В извещении о закупке с неопределенным объемом нужно указывать срок исполнения контракта в целом. Этот срок рассчитывают не только по дате приемки, но и с учетом времени на оплату (ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Документы о приемке. В рамках одного этапа можно формировать несколько документов о приемке.

Изменение условий контракта. По соглашению сторон можно менять срок отдельного этапа, но в пределах срока исполнения контракта в целом (п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *