Как работать с бюджетными обязательствами и авансами с учетом разъяснений Казначейства и Минфина
Для заказчиков изменили порядок принятия бюджетных обязательств и авансирование контрактов в 2023 году. Казначеи будут принимать обязательства только до 1 июля 2023 года. А авансы по некоторым контрактам увеличили до 90 %. Разбираемся, как работать с учетом изменений.
Скачать Письмо Казначейства № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023 о принятии бюджетных обязательств и авансировании в 2023 году по 44-ФЗ |
Как оформить бюджетные обязательства в 2023 году
В 2023 году все бюджетники работают по Закону о федбюджете на 2023 г. и плановые 2024–2025 гг. № 466-ФЗ от 05.12.2022, а БО бюджета принимают в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2549 от 30.12.2022. Но бюджет в текущем финансовом году исполняют с учетом некоторых особенностей:
- Распорядители бюджетных средств до 01.05.2023 принимали решения о полном или частичном использовании организациями остатков целевых денег, которые выделили на реализацию федеральных проектов, но не использовали на 01.01.2023. Эти деньги распределили на эти же цели или по другим направлениям расходования.
- Решения о об использовании бюджетных ассигнований на финансирование федеральных проектов, которые входят в состав нацпроектов и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, принимали не позднее 01.04.2023. Если распорядители до 01.04.2023 не приняли решение об использовании бюджетных ассигнований по проектам, то эти деньги направили на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда.
- Субсидии производителям товаров, работ, услуг — организациям и ИП, которые предоставляются без отбора, перевели до 01.04.2023. Субсидирование производителей — победителей отбора предоставляли до 01.05.2023.
- Межбюджетные трансферты по результатам конкурсов распределяют до 01.06.2023.
- Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федбюджета с целью уменьшения бюджетных ассигнований (БА) по федеральным проектам после 01.06.2023 не допускается. Исключение — когда перераспределяют БА на увеличение ассигнований резервного фонда и использование средств экономии, которая образовалась после заключения госконтрактов, заключенных за межбюджетные трансферты. Если бюджетные обязательства по таким госконтрактам не приняты до 01.09.2023, то деньги отправляются на увеличение резервного фонда. А главные распорядители до 10.09.2023 отправляют в Минфин предложения по перераспределению БА.
- Получатели средств федерального бюджета — заказчики — принимают бюджетные обязательства на поставку товаров, работ, услуг до 01.07.2023 или последнего рабочего дня до указанной даты в соответствии с доведенными до них в установленном порядке до указанной даты на открытые им лицевые счета соответствующими лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
- А вот сроки регистрации бюджетных обязательств в Казначействе: не позднее 03.07.2023 казначеи приостанавливают операции по постановке на учет БО, которые приняты после 01.07.2023, и проводят операции по доведению/отзыву ГРБС лимитов бюджетных обязательств. С 04.07 по 09.07.2023 отменяют приостановление операций в отношении БО, которые разрешено принимать после 1 июля. А до 10.07.2023 отзывают на лицевые счета ГРБС лимиты БО, по которым приостановили операции.
- Получатели средств федбюджета — заказчики — до 06.07.2023 направляют в ТОФК информацию о БО по установленной форме.
- БА в объеме лимитов бюджетных обязательств, которые выделили на закупки товаров, работ, услуг, отраженных на лицевых счетах ГРБС на 01.07.2023, направляются на увеличение резервного фонда до 15.07.2023, а для бюджетных инвестиций в объекты госсобственности РФ — до 15.08.2023. Минфин доводит до Минстроя информацию о внесении изменений в сводную бюджетную роспись из-за уменьшения БА, выделенных на инвестиции в объекты госсобственности, не позднее 1 рабочего дня.
В Федеральном казначействе объяснили, как реализовать на практике новые правила (Письмо ФК № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023). Новый порядок не распространяется на некоторые бюджетные обязательства (п. 5(1) ПП РФ № 2549):
- По закупкам по пп. «б» — «о» п. 11 Положения из постановления Правительства РФ № 1496 от 09.12.2017. Это закупки по гособоронзаказу, по выполнению международных обязательств, заказы за пределами РФ и др.
- По решениям правительственной комиссии об оптимизации и повышении эффективности расходов такие обязательства разрешат принимать до 01.12.2023.
В п. 11 Положения № 1496 от 09.12.2017 добавили несколько подпунктов. К примеру, подпункт «о», который разрешает постановку на учет после 01.07.2023 бюджетных обязательств по закупкам для обеспечения деятельности федеральных государственных органов.
Как только казначеи принимают обязательство, заказчику надо ставить на учет БО в бухгалтерии — по счету 0 502 01 000 (приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Этот счет для принятых обязательств предусмотрен Единым планом счетов. Заказчики вправе использовать рабочие планы счетов в соответствии с типом своего учреждения.
Счет 0 502 01 000 ставят в кредит и корреспондируют его:
- с дебетом счета 0 501 00 000 для лимитов обязательств — так проводят принятие бюджетных обязательств казенные учреждения;
- с дебетом счета 0 506 00 000 для прав на обязательства — так проводят принятие БО автономные и бюджетные учреждения.
Эксперты КонсультантПлюс собрали в один материал ключевые изменения для бухгалтера в бюджетной сфере. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как платить авансовые платежи по 44-ФЗ в 2023 году
В постановлении Правительства РФ № 348 от 06.03.2023 для государственных и муниципальных контрактов закрепили новые правила авансирования в бюджетных учреждениях в 2023 году. Порядок касается и госконтрактов с казначейским сопровождением, и контрактов, которые заключили для выполнения субсидий и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Вот какой процент аванса по договору поставки бюджетным учреждением в 2023 году надо прописать в контракте:
- от 30 до 90 % от суммы контракта — для контрактов на капитальные вложения в объекты капстроительства государственной собственности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях;
- от 30 до 50 % от суммы госконтракта — в остальных случаях
В письме ФК № 07-04-05/14-8956 разъясняется порядок авансирования. Требование о повышенной предоплате по договорам в бюджетных учреждениях в 2023 году обязательно для контрактов за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета при софинансировании расходных обязательств региона, которые возникают из госконтрактов на поставку товаров, работ и услуг, необходимых для капвложений. Условие о повышенном авансе включается в соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта и в контракты заказчика.
Кроме того, до 31.03.2023 приостановили действие норм об авансировании госконтрактов в размере не более 30 % (абз. 4 пп. «а», пп. «б» п. 18 ПП РФ № 1496, п. 1 ПП РФ № 348). Еще одно новое правило касается размера авансовых платежей для бюджетных учреждений в 2023 году и казначейского сопровождения. В 2023 г. ГРБС вправе принять правовые акты, которые предусматривают включение в госконтракты на поставку товаров, работ услуг с ценой менее 100 млн рублей условие о казначейском сопровождении авансов. Размеры авансов все те же: от 30 до 50 % — для обычных госконтрактов и от 30 до 90 % — для контрактов на капвложения в строительство госсобственности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. ГРБС, которые сами выступают в качестве заказчиков, смогут предусмотреть КС для авансов по контрактам, которые заключили для исполнения основных госконтрактов.
II. Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета
7. Постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, согласно приложению N 4.1 к Порядку (далее соответственно — документы-основания, Перечень).
(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 графы 2 Перечня (далее — принимаемые бюджетные обязательства), формируются:
не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанном извещении;
одновременно с формированием сведений, направляемых на согласование в Федеральное казначейство в соответствии с абзацем вторым пункта 6 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 104н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2016 г., регистрационный N 43683), и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанных сведениях.
Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 — 13 графы 2 Перечня (далее — принятые бюджетные обязательства) формируются:
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
получателем средств федерального бюджета:
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 графы 2 Перечня и не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, — не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора, указанных в названных пунктах графы 2 Перечня;
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 — 9 графы 2 Перечня, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, — не позднее шести рабочих дней со дня их заключения;
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 10 графы 2 Перечня, — не позднее трех рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств, возникших на основании приказа о штатном расписании с расчетом годового фонда оплаты труда (иного документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства, содержащего расчет годового объема оплаты труда (денежного содержания, денежного довольствия), в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели;
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
органом Федерального казначейства:
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 5 — 9 графы 2 Перечня, одновременно с включением сведений об этом документе-основании в реестр соглашений, указанный в пункте 5 графы 2 Перечня, за исключением документов-оснований, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, Сведения о бюджетных обязательствах по которым формируются получателем средств федерального бюджета;
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 13 графы 2 Перечня, одновременно с формированием Сведений о денежных обязательствах по данному бюджетному обязательству в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 25 и 27 Порядка.
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Формирование Сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 13 графы 2 Перечня, осуществляется органом Федерального казначейства после проверки наличия в платежном документе, представленном получателем средств федерального бюджета, типа бюджетного обязательства.
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(п. 8 в ред. Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Приказ Минфина России от 29.07.2016 N 127н.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документа-основания, предусмотренного пунктом 4 графы 2 Перечня, направляются в орган Федерального казначейства с приложением копии договора (документа о внесении изменений в договор), в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета, за исключением Сведений о бюджетном обязательстве, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
(в ред. Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
(см. текст в предыдущей редакции)
При направлении в орган Федерального казначейства Сведений о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документа-основания, предусмотренного пунктом 10 графы 2 Перечня, копия указанного документа-основания в орган Федерального казначейства не представляется.
(абзац введен Приказом Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
11. Для внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство формируются Сведения о бюджетном обязательстве с указанием учетного номера бюджетного обязательства, в которое вносится изменение.
(п. 11 в ред. Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В случае внесения изменений в бюджетное обязательство без внесения изменений в документ-основание, документ-основание в Федеральное казначейство повторно не представляется.
(п. 12 в ред. Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Постановка на учет бюджетных обязательств (внесение изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства), возникших из документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 — 13 графы 2 Перечня, осуществляется органом Федерального казначейства по итогам проверки, проводимой в соответствии с настоящим пунктом, в течение:
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
двух рабочих дней со дня получения от получателя средств федерального бюджета Сведений о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документов-оснований, указанных в пунктах 1 — 4 и 10 — 12 Перечня;
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
не позднее следующего рабочего дня со дня формирования органом Федерального казначейства Сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 5 — 9 и 13 графы 2 Перечня.
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
Для постановки на учет бюджетного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство) орган Федерального казначейства осуществляет проверку Сведений о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 — 13 графы 2 Перечня, на:
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
соответствие информации о бюджетном обязательстве, указанной в Сведениях о бюджетном обязательстве, документам-основаниям, подлежащим представлению получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства для постановки на учет бюджетных обязательств в соответствии с Порядком или включения в установленном порядке в реестр контрактов, указанный в пункте 3 графы 2 Перечня (за исключением Сведений о бюджетном обязательстве, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
соответствие информации о бюджетном обязательстве, указанной в Сведениях о бюджетном обязательстве, составу информации, подлежащей включению в Сведения о бюджетном обязательстве в соответствии с приложением N 1 к Порядку;
соблюдение правил формирования Сведений о бюджетном обязательстве, установленных настоящей главой и приложением N 1 к Порядку;
непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета над суммой неиспользованных бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств или лимитов бюджетных обязательств (далее — лимиты бюджетных обязательств), отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств или на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых в установленном порядке в органах Федерального казначейства (далее — соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств), отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода;
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
непревышение суммы бюджетного обязательства, пересчитанной органом Федерального казначейства в валюту Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 Порядка, над суммой неиспользованных лимитов бюджетных обязательств в случае постановки на учет принятого бюджетного обязательства в иностранной валюте;
соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в Сведениях о бюджетном обязательстве, документе-основании, коду вида (кодам видов) расходов классификации расходов федерального бюджета, указанному(ым) в Сведениях о бюджетном обязательстве, документе-основании.
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае формирования Сведений о бюджетном обязательстве органом Федерального казначейства при постановке на учет бюджетного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство), осуществляется проверка, предусмотренная абзацами восьмым и девятым настоящего пункта.
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(п. 13 в ред. Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В случае представления в орган Федерального казначейства Сведений о бюджетном обязательстве на бумажном носителе в дополнение к проверке, предусмотренной пунктом 13 Порядка, также осуществляется проверка Сведений о бюджетном обязательстве на:
соответствие формы Сведений о бюджетном обязательстве приложению N 3 к Порядку;
отсутствие в представленных Сведениях о бюджетном обязательстве исправлений, не соответствующих требованиям, установленным Порядком, или не заверенных в порядке, установленном Порядком;
абзац утратил силу. — Приказ Минфина России от 27.11.2017 N 206н.
(см. текст в предыдущей редакции)
15. При проверке Сведений о бюджетном обязательстве по документу-основанию, заключенному (принятому) в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП), и по документу-основанию, заключенному (принятому) в целях реализации мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также по использованию информационно-коммуникационных технологий информатизации (далее — мероприятия по информатизации) орган Федерального казначейства дополнительно осуществляет проверку информации, содержащейся в Сведениях о бюджетном обязательстве, на ее соответствие данным об объектах капитального строительства, объектах недвижимости, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), включенных в ФАИП, и сведениям о лимитах бюджетных обязательств в части мероприятий по информатизации на финансовый год и плановый период (далее — данные об объектах ФАИП, сведения о мероприятиях по информатизации), доведенным до органов Федерального казначейства в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 187н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2015 г., регистрационный N 39996), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 80н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 2016 г., регистрационный N 42552), от 7 июля 2016 г. N 109н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июля 2016 г., регистрационный N 42835), от 2 декабря 2016 г. N 223н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 декабря 2016 г., регистрационный N 44625), от 6 марта 2017 г. N 31н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2017 г., регистрационный N 46001) и от 24 июля 2017 г. N 118н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 августа 2017 г., регистрационный N 47735) (далее — Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета), в части:
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
непревышения суммы бюджетного обязательства, указанного в Сведениях о бюджетном обязательстве, с учетом ранее поставленных на учет бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета по соответствующему коду классификации расходов федерального бюджета и объекту ФАИП (мероприятию по информатизации), лимитов бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета, указанных в данных об объектах ФАИП (сведениях о мероприятиях по информатизации) по соответствующему коду классификации расходов федерального бюджета и по объекту ФАИП (мероприятию по информатизации);
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
наличия информации, указанной в Сведениях о бюджетном обязательстве, по коду классификации расходов федерального бюджета и уникальному коду, присвоенному объекту ФАИП (мероприятию по информатизации) (далее соответственно — код объекта ФАИП, код мероприятия по информатизации), соответствующей аналогичной информации, указанной в данных об объектах ФАИП (сведениях о мероприятиях по информатизации) по получателю средств федерального бюджета;
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
абзацы второй — пятый утратили силу. — Приказ Минфина России от 27.11.2017 N 206н.
(см. текст в предыдущей редакции)
Проверка соответствия информации, содержащейся в Сведениях о бюджетном обязательстве по документу-основанию, заключенному (принятому) в целях реализации ФАИП, представленных в орган Федерального казначейства, данным об объектах ФАИП не осуществляется в части:
наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика), если бюджетное обязательство возникло из документа-основания, заключенного (принятого) в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика), наименования объекта ФАИП и кода объекта ФАИП, если бюджетное обязательство возникло из документа-основания, заключенного (принятого) в целях реализации мероприятий, включенных в государственный оборонный заказ (в том числе мероприятий по строительству и приобретению жилья для военнослужащих и отдельных категорий граждан по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, сведения о которых составляют государственную тайну), указанных в данных об объектах ФАИП одной строкой без детализации по объектам ФАИП и главным распорядителям средств федерального бюджета;
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика), если бюджетное обязательство возникло из документа-основания, указанного в пункте 5 графы 2 Перечня.
(абзац введен Приказом Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
16. В случае положительного результата проверки Сведений о бюджетном обязательстве, документа-основания на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 13 — 15 Порядка, орган Федерального казначейства присваивает учетный номер бюджетному обязательству (вносит изменения в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство) и не позднее одного рабочего дня со дня указанной проверки Сведений о бюджетном обязательстве, документа-основания направляет получателю средств федерального бюджета извещение о постановке на учет (изменении) бюджетного обязательства, содержащее сведения об учетном номере бюджетного обязательства и о дате постановки на учет (изменения) бюджетного обязательства, а также о номере реестровой записи в реестре соглашений, реестре контрактов (далее — Извещение о бюджетном обязательстве).
(в ред. Приказов Минфина России от 29.07.2016 N 127н, от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Извещение о бюджетном обязательстве направляется получателю средств федерального бюджета органом Федерального казначейства:
в информационной системе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени органа Федерального казначейства, — в отношении Сведений о бюджетном обязательстве, представленных в форме электронного документа, а также Сведений о бюджетном обязательстве, возникших на основании документов-оснований, указанных в пунктах 5 — 9 и 13 графы 2 Перечня;
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
на бумажном носителе по форме согласно приложению N 11 к Порядку (код формы по ОКУД 0506105) — в отношении Сведений о бюджетном обязательстве, представленных на бумажном носителе.
Извещение о бюджетном обязательстве, сформированное на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени органа Федерального казначейства.
Учетный номер бюджетного обязательства является уникальным и не подлежит изменению, в том числе при изменении отдельных реквизитов бюджетного обязательства.
Учетный номер бюджетного обязательства имеет следующую структуру, состоящую из девятнадцати разрядов:
с 1 по 8 разряд — уникальный код получателя средств федерального бюджета по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее — Сводный реестр);
9 и 10 разряды — последние две цифры года, в котором бюджетное обязательство поставлено на учет;
с 11 по 19 разряд — уникальный номер бюджетного обязательства, присваиваемый органом Федерального казначейства в рамках одного календарного года.
17. Одно поставленное на учет бюджетное обязательство может содержать несколько кодов классификации расходов федерального бюджета и кодов объектов ФАИП (кодов мероприятий по информатизации) (при наличии).
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетное обязательство, принятое получателем средств федерального бюджета в иностранной валюте, учитывается органом Федерального казначейства в сумме рублевого эквивалента бюджетного обязательства, рассчитанной по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленного на день заключения (принятия) документа-основания.
В случае внесения получателем средств федерального бюджета изменений в бюджетное обязательство в иностранной валюте сумма измененного бюджетного обязательства пересчитывается органом Федерального казначейства по курсу иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации на дату заключения (принятия) соответствующего изменения в документ-основание, установленному Центральным банком Российской Федерации.
18. В случае отрицательного результата проверки Сведений о бюджетном обязательстве на соответствие требованиям, предусмотренным:
абзацами пятым — седьмым, десятым пункта 13, пунктами 14 и 15 Порядка, орган Федерального казначейства в срок, установленный в пункте 13 Порядка, возвращает получателю средств федерального бюджета представленные на бумажном носителе Сведения о бюджетном обязательстве с приложением Протокола (код формы по КФД 0531805) (далее — Протокол), направляет получателю средств федерального бюджета Протокол в электронном виде, если Сведения о бюджетном обязательстве направлялись в форме электронного документа, с указанием в Протоколе причины, по которой не осуществляется постановка на учет бюджетного обязательства;
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзацами восьмым и девятым пункта 13 Порядка, орган Федерального казначейства в срок, установленный в пункте 13 Порядка:
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
в отношении Сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 1, 2 и 13 графы 2 Перечня, — возвращает получателю средств федерального бюджета представленные на бумажном носителе Сведения о бюджетном обязательстве с приложением Протокола либо направляет получателю средств федерального бюджета указанный протокол, сформированный в электронном виде, если Сведения о бюджетном обязательстве представлялись в форме электронного документа, с указанием в протоколах причины, по которой не осуществляется постановка на учет бюджетного обязательства;
в отношении Сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 — 12 графы 2 Перечня, — присваивает учетный номер бюджетному обязательству (вносит изменения в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство) и в день постановки на учет бюджетного обязательства (внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство) направляет:
получателю средств федерального бюджета Извещение о бюджетном обязательстве с указанием информации, предусмотренной пунктом 16 Порядка;
получателю средств федерального бюджета и главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, Уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по форме согласно приложению 4.2 к Порядку (код формы по ОКУД 0506111) (далее — Уведомление о превышении).
(в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 18 в ред. Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Внесение изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 — 4, 8, 9, 11 и 12 графы 2 Перечня, в том числе на сумму неисполненного на конец отчетного финансового года бюджетного обязательства, осуществляется в первый рабочий день текущего финансового года органом Федерального казначейства в соответствии с пунктом 11 Порядка.
Получатель средств федерального бюджета в текущем финансовом году вносит в бюджетное обязательство, указанное в абзаце первом настоящего пункта, изменения в соответствии с пунктом 11 Порядка в части графика оплаты бюджетного обязательства, а также, при необходимости, в части кодов бюджетной классификации Российской Федерации, кодов объектов ФАИП и кодов мероприятий по информатизации.
Орган Федерального казначейства в случае отрицательного результата проверки Сведений о бюджетном обязательстве, сформированных по бюджетным обязательствам, предусмотренным настоящим пунктом, на соответствие требованиям, предусмотренным абзацами восьмым и девятым пункта 13 настоящего Порядка, направляет для сведения главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, Уведомление о превышении не позднее следующего рабочего дня после дня совершения операций, предусмотренных настоящим пунктом.
Орган Федерального казначейства в случае если по состоянию на первый рабочий день апреля текущего финансового года бюджетное обязательство, указанное в абзаце первом настоящего пункта, превышает неиспользованные лимиты бюджетных обязательств, отраженные на лицевом счете, открытом получателю бюджетных средств, направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета и получателю средств федерального бюджета Уведомление о превышении не позднее первого рабочего дня апреля текущего финансового года.
(п. 19 в ред. Приказа Минфина России от 27.11.2017 N 206н)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.1. В случае ликвидации, реорганизации получателя средств федерального бюджета либо изменения типа федерального казенного учреждения не позднее пяти рабочих дней со дня отзыва с соответствующего лицевого счета получателя бюджетных средств неиспользованных лимитов бюджетных обязательств органом Федерального казначейства вносятся изменения в ранее учтенные бюджетные обязательства получателя средств федерального бюджета в части аннулирования соответствующих неисполненных бюджетных обязательств.
Принятые бюджетные обязательства: как сделать бухгалтерские проводки
Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.
Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?
Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):
- принятие и подтверждение финансовых обязательств;
- санкционирование выполнения финансовых обязательств;
- подтверждение выполнения финансовых обязательств.
Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).
В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).
Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.
Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.
Пример
Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.
Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.
Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.
Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок
Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).
Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.
Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:
- с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
- с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.
Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).
Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.
Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:
- первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
- следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
- следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
- еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).
При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:
- при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
- при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).
В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.
В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:
- оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
- выплата заработной платы сотрудникам;
- освоение целевой субсидии.
Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.
Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки
Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.
Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой
- Дт 1 501 13 226;
- Кт 1 502 11 226.
Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:
- 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
- 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
- 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
- 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).
Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:
- 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
- 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:
- Дт 1 502 11 226;
- Кт 1 502 12 226.
В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:
- включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
- включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.
Выплата зарплаты: счета и проводки
Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.
С 2021 года в КОСГУ планируют внести изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно будет относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС.
Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.
В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:
- Дт 1 502 11 211;
- Кт 1 502 12 211.
Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.
При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:
1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:
- Дт 1 501 13 211;
- Кт 1 502 11 211.
Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:
- 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
- 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.
2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:
- Дт 1 502 11 211;
- Кт 1 502 12 211.
Освоение целевых субсидий: счета и проводки
Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.
В данном случае мы будем использовать проводки:
1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):
- Дт 5 506 10 225;
- Кт 5 502 11 225.
Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:
- 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
- 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
- 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
- 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.
Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.
2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):
- Дт 5 502 11 225;
- Кт 5 502 12 225.
Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.
Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:
- 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
- 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
Итоги
Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.
Учет принятых бюджетных обязательств
Бюджетные обязательства (БО) – это вид расходных обязательств бюджетных учреждений, планируемых к исполнению в определенном отчетном периоде – финансовом году.
БО тесно связаны с финансированием бюджетных организаций. Таким образом, бюджетная организация, принявшая средства из бюджета, обретает бюджетные обязательства в рамках установленного лимита. БО, как правило, принимаются к учету посредством заключения договоров, соглашений или контрактов.
Стоит отметить, что одновременно с бюджетным обязательством возникает и денежное (ДО), которые не отражается в бухгалтерском учете.
Контроль целевого использования и эффективности использования данных бюджетных средств осуществляется Казначейством РФ.
Порядок реализации бюджетных обязательств и их основные типы
Согласно действующих законодательных и правовых актов возможны следующие этапы реализации бюджетных обязательств:
- Принятие организацией БО;
- Подтверждение учреждением обязанностей по оплате ДО;
- Санкционирование оплаты ДО;
- Оплата ДО;
- Подтверждение исполнения ДО.
Можно выделить следующие типы бюджетных обязательств:
- Долговые обязательства;
- Обязательства по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы;
- Обязательства по уплате установленных налогов и сборов в государственный бюджет;
- Обязательства перед подрядчиками;
- Прочие обязательства, которые могут возникать в результате хозяйственной и финансовой деятельности бюджетных организаций.
Регулирование вопросов учета БО на законодательном уровне
Вопросы учета бюджетных обязательств регламентируются в соответствии с приказом Минфина РФ N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», а также Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пример учета БО в бухгалтерском учете бюджетной организации
Рассмотрим пример учета бюджетных обязательств в бухгалтерском учете бюджетном учреждении.
Пример. Бюджетная организация заключила договор и получили товарно-материальные ценности в текущем году, при этом оплата данных товарно-материальных ценностей планируется осуществить в следующем отчетном периоде. В таком случае в бухгалтерском учете необходимо отразить следующие проводки:
- Дебет 0.506.20.000 – Кредит 0.502.21.000 – отражены в учете суммы обязательств на основании заключенного договора на текущий отчетный период;
- Дебет 0.502.21.000 – Кредит 0.502.22.000 — отражены в учете суммы денежных обязательств на основании универсального передаточного документа (или прочих первичных документов приема-передачи) на текущий отчетный период.
В отношении принимаемых бюджетных обязательств также можно сформировать следующие бухгалтерские проводки: