Основные правила дорожного движения для водителей которые нужно знать
Перейти к содержимому

Основные правила дорожного движения для водителей которые нужно знать

  • автор:

10 пунктов ПДД, которые водитель должен знать наизусть

Однако несколько пунктов заучить все-таки следует каждому водителю – для более уверенного общения с теми же сотрудниками. И цитировать точно, пусть даже многие формулировки кажутся чудовищно сложными.

Стоп, машина!

ПДД четко определяют список неисправностей автомобиля, с которыми нельзя ездить. Пункт 2.3.1:

Остальные неисправности – дымящий двигатель, поврежденное ветровое стекло, «секущая» выхлопная – не являются поводом запрещать вам дальнейшее движение.

Тонировка не по ГОСТу, разные и «лысые» колеса, цветные фонарики и прочее – явное нарушение того же пункта 2.3.1:

Понятно, что тонировка к вашему автомобилю сама по себе прилипнуть не могла. Вы с ней выехали на дорогу в нарушение Правил.

Проезд на красный

Одно из самых распространенных нарушений – проезд на запрещающий (красный) сигнал светофора. Однако в ПДД есть пункт 13.7, оговаривающий такие случаи:

Впрочем, это допустимо, только если перед светофором нет стоп-линии.

А что, если машина проехала перекресток на желтый сигнал светофора? Он тоже считается запрещающим, если не переведен в мигающий режим. Нехорошо, конечно, но при встрече с сотрудником ДПС на выручку придет пункт 6.14:

При возникновении спорной ситуации вы можете сослаться на то, что у вас не было возможности экстренно остановиться, не нарушая пункт 1.5:

Кстати, именно этот пункт стоит учить в первую очередь всем без исключения, и не только водителям, но и пешеходам (о них – дальше).

Пешеходный переход

Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 14.1:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

* Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил».

Разворот по стрелке

Обычная спорная ситуация на дороге – разворот под стрелку, разрешающую поворот. Если гаишник утверждает, что это нарушение, это ложь. Пункт 6.3: «Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком». При этом вы должны помнить о пункте 8.11: «Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств».

Авария

Одна из самых любимых «страшилок» для малограмотных водителей – изменение положения транспортных средств на проезжей части после аварии или оставление места ДТП. Однако в ПДД есть пункт 6.1, не только не запрещающий, а – напротив – предписывающий такие действия, если пострадали только машины и они мешают движению:

Что самое интересное, сотрудников полиции не нужно ждать на месте аварии часами, что, как мы все знаем, часто приходится делать. Все вопросы можно решить по телефону:

Водителю запрещается

Наверное, самый тяжелый для восприятия и запоминания пункт ПДД, который все-таки следует выучить каждому, но не для гаишников, а для себя – 2.7. Это перечень того, что запрещено водителю. Список внушительный:

«управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Очевидно, этот пункт многим водителям просто не знаком либо стерся из памяти. Стоит освежить.

Основные правила дорожного движения для водителей которые нужно знать

ПДД РФ, 1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения <*> устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

<*> В дальнейшем — Правила.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 <*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 знаки: «Велосипедная зона» и «Конец велосипедной зоны» имеют номера 5.39 и 5.40 соответственно.

«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.06.2017 N 761, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)

«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 455.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Уверенно ведем себя на дороге

С того момента, как вы получили права, до момента, когда вы сядете за руль своего автомобиля, может пройти полчаса, а может — 10 лет. Во втором случае есть смысл повторить правила дорожного движения и оплатить несколько часов работы автоинструктора. Повторить правила поможет одно из приложений из «Гугл-плея» или «Эпстора» по запросу «ПДД билеты». Их там довольно много, ориентируйтесь по отзывам и выбирайте то, что по душе.

Нелишним будет повторить приемы парковки — поищите на «Ютубе» видео по запросам «параллельная парковка» и «парковка задним ходом». Там полно материала на любой вкус. Мастером не станете, но хотя бы вспомните главные принципы и сможете припарковаться.

На заднюю часть автомобиля, за рулем которого сидит водитель со стажем менее двух лет, должен быть наклеен знак «Начинающий водитель» — черный восклицательный знак на желтом фоне. За отсутствие знака штрафуют на 500 Р . Теоретически он должен давать преимущество: участники движения поймут, что вы новичок, будут закрывать глаза на вашу неопытность и всячески пропускать. Но часто происходит наоборот: новичку сигналят, подрезают его и иногда настойчиво требуют опустить стекло, чтобы поговорить. Хотя могут и дорогу уступить.

Когда сели за руль, но еще не тронулись

Очень важно правильно настроить водительское сиденье и зеркала. Это серьезно сократит вероятность попадания в ДТП.

Настройка сиденья водителя и положения руля. Важно сделать это правильно — сразу по нескольким причинам. Водитель, который сидит правильно, при ДТП получит гораздо меньше повреждений либо не получит их вовсе. У него не будет после поездки ломить спину, а в экстренной ситуации ничто не помешает ему совершить эффективный маневр.

Кресло может быть с механическими или электрическими регулировками — тут вы сами разберетесь. Вот что нужно отрегулировать.

�� Сиденье по высоте. Если вы выше 170 см, смело опускайте сиденье в самый низ. Новичку хочется видеть край капота, но смотреть там определенно не на что. Совсем скоро вы будете чувствовать габариты машины и научитесь справляться с парковкой, даже если на машине нет парковочных датчиков. Если рост небольшой, просто следите, чтобы в момент, когда спина в вертикальном положении, над головой было не меньше 10 см, то есть между ней и крышей свободно помещался кулак. Так вы сможете смотреть по сторонам и не сломаете шею при ДТП.

�� Положение «вперед-назад». Уприте пятку в пол, а носок поставьте на педаль. На машинах с автоматической, роботизированной коробкой передач или вариатором ориентируйтесь на педаль тормоза, с ручной коробкой передач — на педаль сцепления. Двигайте сиденье вперед и назад. В правильном положении ноги будут согнуты под углом 120°. Выжмите педаль и убедитесь, что нога при этом не становится прямой. Прямые ноги можно сломать при столкновении, а при слишком большом сгибе колени будут упираться в руль и мешать управлять автомобилем.

�� Руль по высоте. Поставьте правую ногу на педаль тормоза, но не нажимайте. Теперь поставьте кулак на бедро чуть выше правого колена и опустите руль так, чтобы он стоял на кулаке. В результате при активной работе рулевым колесом руки не будут касаться коленей.

�� Положение спинки водительского сиденья. Не заваливайте ее вперед, чтобы не лежать на руле, и не отклоняйте назад. Водитель должен сидеть вертикально: это поможет сохранять концентрацию за рулем. Прямые, но расслабленные руки по очереди положите на самую верхнюю часть рулевого колеса. Нижняя часть лопаток при этом должна соприкасаться со спинкой, а плечи — нет. У многих машин — но далеко не у всех — есть возможность утопить или выдвинуть руль. Здесь также ориентируйтесь на запястья.

Теперь возьмитесь за руль так, чтобы большие пальцы лежали в нишах над горизонтальной перекладиной. Получится, что вы держите его с диаметрально противоположных сторон. Сами руки должны быть согнуты чуть больше чем на 90°, при этом кисти должны быть ниже плеч. Так вы сможете эффективно работать рулевым колесом, используя мышцы спины.

Самое страшное — это когда водитель сидит настолько близко к рулю, что может положить на него локти. В экстренной ситуации в таком положении крайне сложно совершить маневр и избежать столкновения.

�� Подголовник должен быть в 3—4 см от затылка. Он не должен постоянно соприкасаться с головой и нужен для того, чтобы удержать голову при ударе.

Настройка ремней безопасности. Во-первых , ремень должен быть пристегнут, причем абсолютно всегда. Важно проследить, чтобы он не перекручивался, максимально плотно прилегал к телу и проходил по частям тела, в которые он может упереться. Нижняя часть — в районе таза, верхняя — через грудь. Есть люди, на которых ремень невыносимо давит. Рекомендуем все делать по правилам: обычно хватает недели, чтобы привыкнуть и перестать его чувствовать. Ни в коем случае нельзя просто класть ремень на себя, чтобы что-то не помять или чтобы не давило: так он не удержит вас при ДТП, есть риск получить травмы там, где их могло вовсе не быть.

Регулировка зеркал. Их важно регулировать на ровной дороге, машина должна стоять абсолютно горизонтально. Сами регулировки могут быть электрическими, реже — механическими, и находиться в разных местах. Чаще всего они в непосредственной близости от зеркала, на пластиковой облицовке двери, реже — на площадке с кнопками, которые отвечают за окна, или недалеко от подлокотника.

Во время регулировки важно сидеть так, будто вы управляете автомобилем. Старайтесь не отклонять голову: все-таки в зеркало вам нужно будет смотреть именно при движении.

При регулировке положения «вверх-вниз» ориентируйтесь по горизонту: он должен быть чуть выше середины зеркала. В положении «влево-вправо» следите, чтобы в зеркале было как можно меньше корпуса машины. У машин, дверные ручки которых выпирают за поверхность корпуса, можно ориентироваться по ним. В зеркало должна попадать часть передней двери от дверной ручки и дальше, к задней части машины. Все, что ближе к зеркалу, не должно быть в нем видно.

Центральное зеркало, прикрепленное к лобовому стеклу, ориентируйте по заднему стеклу, оно должно быть строго по центру.

Как вести себя на парковке или там, где вы оставляете машину

Паркуйтесь только там, где можно. Первым делом рекомендуем повторить ПДД в той части, что касается парковки: это сбережет вам очень много денег, времени и нервов. Пока вы читаете эту статью, чью-то машину грузят на эвакуатор.

Под знаками запрета парковки вставать нельзя. Штраф — 1000 Р везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, там 3000 Р . На места для людей с инвалидностью — тем более, если у вас, конечно, нет соответствующих документов и значка на машине. За это по всей России штрафуют на 5000 Р .

«Я на пять минуток» не работает: либо машину успеют эвакуировать, либо сотрудник центра организации дорожного движения сфотографирует номера — и потом прилетит штраф. За эвакуатор тоже надо платить: в Санкт-Петербурге за услуги эвакуатора и время на штрафстоянке в среднем платят примерно 2500 Р — плюс штраф сверху. О том, что делать, если машину эвакуировали, поговорим в одном из следующих уроков.

Когда паркуетесь, думайте об окружающих. Например, оставляйте номер для связи под лобовым стеклом, если перекрыли кому-то выезд. И особенно обращайте внимание на тропинки, дорожки и просветы в заборах. Пешеходам ваша машина радости и удобства не принесет.

Лучше парковаться задним ходом, то есть «по зеркалам». Так проще не задеть соседние машины, легче потом будет выехать, меньше риск притереть или даже оторвать передний бампер, который очень часто оказывается ниже бордюра (или поребрика).

Включили задний ход — включайте аварийку. Пока вы двигаетесь задним ходом, вы представляете угрозу для окружающих пешеходов и автомобилистов: они могут вас не заметить, этого нельзя допустить.

Двигайтесь по парковкам и дворам медленно. Ограничение скорости во дворах — 20 км/ч, а в некоторых случаях и вовсе 5 км/ч. По дворам очень часто ходят люди с маленькими детьми и дети без присмотра родителей. Если будете ехать быстрее, кто-то из них может попасть под ваши колеса.

Аналогичное правило действует на узких улочках. На многих из них нет ограничивающих знаков, в теории можно ехать со скоростью до 60 км/ч, но все-таки не стоит. Из-за припаркованной машины может выскочить кто угодно — и точно так же попасть под колеса.

Движение по дорогам

«Дайте дорогу дураку», или «правило трех Д». Кажется, об этом говорят вообще во всех автошколах почти на каждом уроке вождения — и в некоторых случаях напоминают на теоретическом уроке. Вот несколько примеров.

«Дурак» может перебегать обледенелую дорогу в неположенном месте, держа двумя руками внука за подмышки. Единственно правильный выход — сразу же притормозить, даже если вы еще далеко.

«Дурак» может на огромном белом джипе агрессивно исполнять в абсолютно глухой пробке на загородном шоссе: вклиниваться между машинами, рваться на обочину и обратно в пробку. Лучше пропустить: помятую машину потом ремонтировать дольше.

«Дурака» можно увидеть в зеркалах заднего вида — как он летит по городу со скоростью 150 км/ч. В этой ситуации важно сосредоточиться и сделать вид, что вы его не заметили: двигаться в своем ряду так же , как двигались. Так дураку будет легче вас объехать и при этом не зацепить.

В общем, действуйте по ситуации, берегите себя.

Не гоняйте. На дорогах есть так называемый нештрафуемый порог — превышение, за которое не выпишут штраф. В России это 19 км/ч. То есть в городе при знаке «60» не штрафуют при скорости до 79 км/ч , а на трассе со знаком «130» — до 149 км/ч. Мы не рекомендуем превышать на эти «разрешенные» 19 км/ч — и дело совсем не в штрафах: в случае ДТП скорость может сыграть критическую роль.

Не плетитесь в левом ряду. В левом ряду, как правило, идут с максимальной скоростью, за которую не штрафуют. Если не готовы держать максимально возможный темп — лучше перестроиться в ряд правее. К слову, на трассе ехать в левом ряду при свободных рядах правее в принципе запрещено ПДД.

Включайте поворотники сразу перед тем, как перестроиться, а также за 50—100 м перед поворотом на перекрестке. Встречается такой вариант отговорки: «Я включаю, когда кому-то мешаю, а если нет — зачем включать?» Мешаете вы кому-то или нет — виднее другим. Просто оттопырьте палец и включите поворотники: так другие участники движения поймут, что вы перестраиваетесь или поворачиваете. Здорово, когда это происходит на уровне рефлексов.

Помните про «помеху справа». Вы наверняка слышали об этом от опытного автомобилиста — родственника или автоинструктора. Правило очень простое: на нерегулируемом перекрестке нужно уступить дорогу транспортному средству, которое приближается справа. То же самое при одновременном перестроении автомобилей в один ряд. Уступить нужно только в том случае, если траектории движения транспортных средств совпадают.

Чтобы правило работало на перекрестках, дороги должны быть равнозначными: машина, которая выезжает справа со второстепенной дороги на главную, должна уступать.

Старайтесь не оказываться справа от грузовика, фуры или какой-нибудь большой спецтехники: водитель вас, скорее всего, не видит.

Опасно стоять справа от фуры на перекрестке: если она решит повернуть направо, машина окажется под ней. Не менее грустно выглядят последствия попытки перестроиться в ряд к фуре из ряда, который правее: водитель фуры не видит машину и таранит ее, не замедляя ход.

Базовые правила этикета

Большинство правил в этой главе не имеет отношения к ПДД, просто в России так принято.

Сигналить — только если есть опасность ДТП. Так написано в правилах дорожного движения. Но многие сигналят на желтые знаки новичков, чтобы кто-то исчез с дороги, перед шлагбаумами или просто из-за раздражения . Не надо так! Можно вполсилы и коротко, если кто-то завис на перекрестке с мобильником: это может быть как пешеход на пешеходном переходе, так и водитель стоящей впереди машины.

Не моргать дальним светом машине перед вами. Вы наверняка встретите водителей, которые будут ехать за вашей машиной и моргать дальним светом, призывая перестроиться и пропустить их вперед по важным делам. Скорее всего, это будет вселять в вас беспокойство. Если вы не плететесь в крайнем левом ряду, делать ничего не стоит, двигайтесь как двигались: если человек торопится, пусть перестраивается сам, а не тревожит других участников дорожного движения. И сами так не моргайте.

Моргать встречному потоку дальним светом — это другая история: так делают на трассах, чтобы предупредить водителей, что впереди их ждет пост ДПС. С одной стороны, это помогает всем платить меньше штрафов за превышение, с другой — из-за таких предупреждений на трассах много лихачей, которые гоняют что есть силы и устраивают ДТП, а притормаживают только перед ДПС.

Моргать аварийкой, если вас пропустили или вы случайно сделали на дороге глупость. Это такое «Большое спасибо» или «Прошу прощения».

Правила дорожного движения — ПДД 2023 года

Книга Правила дорожного движения 2023

ПДД 2023 года — основной юридический документ, регламентирующий поведение водителей на дороге. Текст правил дорожного движения взят за основу экзаменационных билетов ГИБДД, применяемых для сдачи теоретического экзамена.

За нарушение требований правил действующее законодательство предусматривает наложение штрафов ГИБДД и другие административные наказания (предупреждение, лишение прав, обязательные работы, административный арест). Кроме того, виновником дорожно-транспортного происшествия признается водитель, нарушение ПДД которым послужило причиной столкновения.

Текст правил ПДД изменяется с завидной регулярностью, нововведения публикуются 4-5 раз в течение календарного года. В этом разделе приведена действующая редакция правил дорожного движения, предназначенная для изучения в режиме «онлайн». Она вступила в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать по крайней мере до начала 2024 года.

Официальные правила дорожного движения от PDDMASTER.RU рекомендованы:

  • всем кандидатам в водители, проходящим обучение в автошколах,
  • российским водителям, желающим освежить собственные знания,
  • иностранным водителям, планирующим посетить нашу страну.

Если Вы хотите подробно узнать о последних существенных изменениях ПДД и об отличиях правил 2023 и 2024 года, то рекомендую Вам ознакомиться с сериями статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года» и «Новые ПДД с 1 сентября 2023 года».

Спорные вопросы, затрагивающие ПДД 2023 года, обсуждаются в соответствующем разделе форума PDDCLUB.RU.

Правила дорожного движения — нормативный правовой документ, который регулирует вопросы поведения водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения. Тщательное изучение ПДД — залог Вашей безопасности на дороге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *