Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями)
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Конспект по теме « Политические партии и общественно-политические движения »
Для того, чтобы граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, могли свободно реализовывать свои частные интересы и цели независимо от государства, существует гражданское общество, которое состоит из политических партий, общественно-политических движений, объединений и множества других элементов.
Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти или участие в её осуществлении.
Признаки политической партии:
— партийный аппарат;
— оформленное членство;
— устав и программа;
— социальная база и электорат;
— внутрипартийная дисциплина;
— обязательное участие в выборах.
Какие есть функции у политической партии?
Несмотря на большое количество политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Соперничают и завоёвывают парламентские места наиболее влиятельные партии, между которыми складываются определенные отношения — это и называется партийной системой .
Партийная система – это совокупность всех политических партий в стране и взаимосвязи между ними.
Виды партийных систем:
— однопартийные (СССР, КНДР);
— двухпартийные (США, Великобритания);
— многопартийные (Франция, Италия, Швеция).
Еще одним элементом политической системы являются общественно-политические движения.
Общественно-политическое движение – это добровольное формирование, возникшее в результате стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Отличия общественно-политических движений от политических партий:
— у общественно-политических движений нет стремления к достижению власти, есть стремлениевоздействовать на власть;
— у общественно-политических движений нет формальных процедур членства;
— у общественно-политических движений нет строгой иерархии;
-общественно-политические движения выражают частныеинтересы определённых групп людей.
Примерами общественно-политических движений в России являются
Движение среднего класса, Движение женщин России и др.
Различные взгляды на общество и пути его развития, представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, заключаются в политических идеологиях.
Политическая идеология – совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействуя на неё.
Характеристики современных политических идеологий
Либерализм:
— Главная ценность – свобода личности
«свобода, равенство и братство»
— Демократия, идеи правового государства и разделения властей
— Права на собственность, частное предпринимательство
— Свобода мысли и слова
— Равенство возможностей, равенство перед законом
Примеры: «ЛДПР», Канада, США
Консерватизм:
— Базовые принципы: традиционализм, стабильность, порядок
— Незыблемость моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности
— Ориентация на сильную государственную власть
— Интересы государства ценятся выше, чем интересы индивида
— Основополагающее значение частной собственности
Примеры: «Единая Россия», Япония
Социализм:
— Социальный и межгосударственный мир
— Функционирование государства и общества в интересах наёмных работников
— Реализация принципов свободы, равноправия, справедливости
— Активная социальная политика государства
— Полная занятость
— Плюрализм форм собственности, рыночная экономика с активным государственным регулированием
Примеры: ГДР, КНДР
Коммунизм:
— Общественная собственность на средства производства
— Формирование «нового человека», ориентированного только на деятельность во имя общего блага, моральные стимулы
— Непосредственное участие масс в социальном управлении
— Движущая сила общественного развития – это социальные революции и классовая борьба
Примеры: «КПРФ», власть большевиков в начале 19 в.
Фашизм:
— Идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой
— Отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти
— Принцип вождизма (единство государства, воплощенное в вожде)
Примеры: Италия и Германия (1920-30 гг.)
Право граждан на объединение
Право на объединение — одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан.
Согласно ст.30 Конституции РФ “Каждый имеет право на объединение. ”, т.е. создание разного рода (не государственных) общественных объединений общественных движений, партий, профсоюзов, предпринимательских объединений, обществ и ассоциаций. совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются — добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение.
Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку «каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение. » — это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствиями с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден ко вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного завершения государственных органов.
Статья 30 Конституции РФ фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений.
Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией.
В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации отдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 23 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении», в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.
Статья 23. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п.»а» статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры: приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
Конституция также устанавливает нормы об условиях образований общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям.
В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.
Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Законодательством устанавливается также ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. «О статусе судей в Российской Федерации», судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям. В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон «О милиции» ст. 20). В соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право учувствовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона «О статусе военнослужащих»).
В статье 5 Закона «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995г. , принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения:
«Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Учредителями по существующему законодательству Российской Федерации являются как физические так и юридические лица. Причем их должно быть не менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов). Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности гласности.
Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Но в Конституции РФ нет даже слов”политические партии”,и весь этот важный вопрос укладывается в право на объединение. В Государственной Думе не раз обсуждался проект федерального закона о политических партиях, который бы детально отрегулировал вопросы создания и деятельности партий, но такой закон пока не принят. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.
Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.
Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельности общественного объединения, но для начала рассмотрим их виды. Закон предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их функционирования.
Общественная организация — совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение — массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
Общественный некоммерческий фонд — формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели.
Общественное учреждение — оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников.
Орган общественной самодеятельности — его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.
(Федеральный Закон «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995г.)
Общественные объединения также различаются по территориальной сфере деятельности. В частности они могут быть: Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными.
В частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения. Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, межрегиональное — на территории менее половины субъектов Федерации. местное же осуществляет свою деятельность в пределах органов местного самоуправления.
Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие совершеннолетия. В членстве же молодежных и детских общественных объединении могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет (молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные объединения).
В соответствии с политическими целями, общественные объедания оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации, шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента «о порядке организации митингов, шествий и пикетировании», а так же законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, учувствовать в выработке решений органов государственной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах.
Международное правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права. (Это право закреплено в ст.46 Конституции Российской Федерации).
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см.ч.3 ст.62 Конституции РФ), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.
В чем состоит право на объединение? И для чего вообще нужны политические партии?
Право на объединение является одним из основополагающих принципов демократического общества. Оно гарантирует гражданам свободу создавать и вступать в организации, включая политические партии, с целью выражать свои политические убеждения и участвовать в формировании правительства и политических решений.
Право на объединение
Право на объединение закреплено во многих международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах. Оно признается как неотъемлемая составляющая свободы выражения и свободы собраний. Граждане имеют право создавать политические партии, профсоюзы, общественные объединения и другие организации для достижения своих целей и выражения мнений.
Право на объединение обеспечивает возможность граждан активно участвовать в политической жизни страны и влиять на принимаемые решения. Оно является одним из механизмов гражданского контроля и баланса власти, что способствует развитию демократических институтов и обеспечению справедливости в обществе.
Роль политических партий
Политические партии являются одним из основных инструментов реализации права на объединение. Они представляют гражданские интересы, выражают и артикулируют политические позиции и альтернативы, конкурируют за власть и участвуют в политических процессах.
Одной из главных функций политических партий является представление различных политических взглядов и обеспечение демократического плюрализма. Они позволяют гражданам выбирать и поддерживать партии, которые отражают их убеждения и интересы. Политические партии служат мостом между гражданами и правительством, обеспечивая каналы коммуникации и представительство в политической системе.
Политические партии также играют важную роль в формировании и реализации политик государства. Через свои программы и предложения они вносят идеи, разрабатывают политические стратегии и способствуют развитию общественного диалога. Они возможными альтернативами и контролируют правительство, обеспечивая состязательность и демократическую силовую балансировку.
Заключение
Право на объединение является неотъемлемой частью демократического общества. Оно обеспечивает гражданам свободу создавать и вступать в политические партии, а также другие организации для выражения своих политических убеждений и участия в политической жизни страны. Политические партии играют важную роль в обеспечении плюрализма мнений и участвуют в формировании и реализации политик государства. Они служат гражданам как инструмент для выражения и защиты своих интересов, а также обеспечивают контроль и балансировку власти.