Обучение без отрыва от производства что это такое
Перейти к содержимому

Обучение без отрыва от производства что это такое

  • автор:

Обучение с отрывом либо без отрыва от производства: в чем различия

Организация может заключить ученический договор как с лицом, которое уже работает у нее, так и с тем, которое только планирует устроиться на работу. Учитывайте различия, присущие каждому из видов обучения.

Обучение с отрывом либо без отрыва от производства: в чем различия

Работник может обучаться без отрыва от производства либо с отрывом от производства.

В первом случае, как правило, сотрудник фирмы совмещает учебу и работу. Например, на условиях неполного рабочего времени.

Во втором случае обучение проходят лица, которых фирма только планирует взять на работу. В это время эти лица еще не оформлены по трудовому договору, поэтому никаких должностных обязанностей они не выполняют.

Отсюда и разный характер договоров. Ученический договор на переобучение без отрыва от работы является дополнительным к трудовому договору и регулируется нормами трудового законодательства. А вот ученический договор с будущим сотрудникам чиновники не относят ни к трудовому, ни к гражданско-правовому.

Следовательно, на лиц, совмещающих обучение и работу, распространяются гарантии трудового законодательства. Таким работникам в период ученичества:

  • выплачивают зарплату пропорционально отработанному времени или в зависимости от объема выполненных работ, – если работник совмещает получение образования с работой на условиях неполного рабочего времени (ч. 3 ст. 93 Трудового кодекса);
  • сохраняют средний заработок по основному месту работы, – если фирма направила работника на профессиональное обучение с отрывом от работы (ст. 187 Трудового кодекса).

Зарплата или стипендия: что выплачивать ученику

Ученикам в период ученичества надо выплачивать стипендию и оплачивать работу, выполняемую на практических занятиях, а в случае обучения без отрыва от работы – заработную плату.

При этом эксперты Роструда полагают, что стипендия положена не только тем, кто обучается с отрывом от производства, но и тем, кто совмещает работу и учебу.

Размер стипендии надо указать в ученическом договоре. Для его установления имеется только одно ограничение – размер стипендии не должен быть ниже установленного МРОТ. При этом не имеет значения, является ученик работником или нет.

То есть выплата стипендии не связана с работой и не зависит от нее. Если ученик одновременно с обучением выполняет какую-то работу, за это ему дополнительно надо выплачивать зарплату.

Выдавать ли расчетный листок в период ученичества

Статьей 136 Трудового кодекса установлена обязанность работодателя в письменной форме извещать каждого сотрудника о составных частях зарплаты, причитающейся ему за соответствующий период.

Документом, содержащим такую информацию, как раз и является расчетный листок. Его выдача работникам является не правом, а обязанностью работодателя.

Но выдача расчетного листка при выплате стипендии по ученическому договору не предусмотрена. Поэтому ответ на вопрос о том, нужно ли выдавать расчетный листок обучающемуся лицу, зависит от того, что вы ему выплачиваете: зарплату либо стипендию.

В случаях, когда в период ученичества лицо получает зарплату, ему надо выдавать расчетный листок. Если платите лицу стипендию, расчетный листок ему не нужен (письмо Минтруда от 31.03.2021 г. № 14-1/ООГ-2845).

Обучение без отрыва от производства: оформление

При необходимости обучения работников новым задачам работодателю следует исходить из наличия имеющихся потребностей. Они могут касаться знаний, умений и навыков, а также отношения персонала к клиентам или к собственным обязанностям. Например, продавцу в магазине одежды требуется обладать высокими показателями по всем трем параметрам. Он должен уметь демонстрировать определенное отношение к клиенту, обладать навыками и умениями в сфере продаж и обслуживания, а также работы в торговом зале и знанием процедуры продажи как таковой.

Как лучше вести обучение

Разновидностей его всего две — обучение в стороннем учебном заведении либо обучение без отрыва от производства (непосредственно на рабочем месте). Выбор определяется тем, какой из методов при этом будет использоваться. Данная статья посвящена второму варианту, но для сравнения попробуем рассмотреть оба способа и выявить плюсы и минусы каждого, а также некоторые тонкости оформления документов.

Вариант с обучением сотрудника без отрыва от производства практикуется в условиях обычной рабочей обстановки. Тот, кого обучают, пользуется реальными рабочими инструментами и оборудованием, а также имеющимся материалом и документацией. Он одновременно сочетает роли ученика и работника.

обучение без отрыва от производства

Обучение с отрывом от производства проводится за пределами рабочего места. Чаще всего при этом используется упрощённая модель оборудования и учебных инструментов. На период обучения работник не относится к числу производительных единиц. Работа его в данный период заключается в выполнении учебных заданий.

Такой вид обучения главным образом осуществляется в отдельных специализированных центрах, посещают которые работники сразу нескольких различных компаний, а также в колледжах или на курсах.

Обучение без отрыва от производства — главные преимущества

Плюсы данного варианта на первый взгляд очевидны:

1. Такое мероприятие — менее дорогостоящее по сравнению с обучением с отрывом от работы, так как осуществляется в реальной рабочей обстановке на действующем оборудовании.

2. Эффективность обучения без отрыва от производства высока в связи с тем, что в дальнейшем работник будет использовать те же самые материалы, инструменты и механизмы.

3. В процессе обучаемый погружается в условия рабочей атмосферы. Ему не придется впоследствии адаптироваться к незнакомому коллективу и резко менять «среду обитания».

обучение без отрыва от производства приказ

А теперь о минусах

Но обучение работника без отрыва от производства обладает и рядом недостатков:

1. В качестве наставника часто назначают ближайшего соседа по рабочему месту. Тот может не обладать должными навыками преподавания или нужным количеством времени, чтобы уделить подопечному много внимания.

2. В случае сдельной оплаты при обучении без отрыва от производства в проигрыше остаются и инструктор, и ученик. Нормальной продуктивной учебы при этом, скорее всего, не получится.

3. В такой неформальной обстановке велик риск обучить новичка неправильным методам работы, по каким-либо причинам принятым в данном коллективе.

4. Результатом действий неопытного сотрудника может стать большое количество бракованной продукции и испорченного сырья.

5. Существует риск вывода из строя необходимого для работы оборудования.

6. Производственные условия подразумевают определенный стресс. Чаще всего рабочая обстановка с ее шумом и суетой не способствует спокойному и вдумчивому постижению премудростей профессии. Ученик может стесняться своей неопытности и бояться насмешек коллег. В подобных условиях о хороших результатах обучения без отрыва от производства говорить не приходится.

обучение работника без отрыва от производства

Постижение определённых навыков возможно исключительно в условиях рабочего процесса. Они требуют плотного взаимодействия с наставником. Часто это относится к таким разновидностям работ, которые требуются в производственном процессе не каждый день. Специально обучать им с отрывом от производства особой необходимости нет.

В то же время говорить о качественной теоретической подготовке в рабочих условиях не приходится. Для этого ученику потребуется посещать колледж.

Документальное оформление процедуры

Вопросами обучения новичков на предприятии ведает отдел кадров. Как правило, никаких проблем с оформлением данной процедуры не возникает. Но порой стоимость обучения требуется исключить из налогооблагаемой базы. В этом случае в дело предстоит вмешаться бухгалтерии в целях правильного оформления процесса.

Когда речь идет об обучении с отрывом от производства, всё несколько сложнее по сравнению с приобретением навыков непосредственно на месте. Полезно будет составить при этом ежегодный план по обучению сотрудников. В нём потребуется указать число человек, направляемых в учебные заведения в текущем году, с обоснованием цели и причин данного шага.

Приказ об обучении с указанием причин направления на него подписывается директором. Правильное оформление подобного документа предполагает указание конкретных задач, которых требуется достичь. При этом, например, речь может идти об обновлении теоретических и практических знаний и навыков, касающихся определённых специальностей, усвоении сотрудниками современных методов решения производственных вопросов и т. п.

направление на обучение без отрыва от производства

Как оформить сотрудника на учебу

Организацией (именно ею, а не сотрудником) должен быть подписан договор с образовательным учреждением. В подобном договоре указывается вид образовательной услуги. В данном случае речь идет о профподготовке, повышении квалификации либо переподготовке. Также проставляется срок обучения и его стоимость. К договору обычно прилагают копии учебной программы и лицензии образовательного заведения.

Оформление учебы сотрудника ведут путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. В нём проставляется наименование специальности либо уровень квалификации, получаемые работником по результатам учебы, перечисляются планируемые к освоению профессиональные навыки, указывается порядок, в котором будет оплачиваться рабочее время, если проведение занятий предполагается по будням.

Что нести в налоговую

В качестве подтверждения того, что обучаемый является штатным сотрудником, потребуется снять копию с его трудовой книжки. В качестве учетных документов по окончании обучения послужат полученные от сотрудника программа с отражением пройденных вопросов, акт по оказанным услугам и (в случае коммерческого образовательного учреждения) счет-фактура.

В случае когда предполагается учеба в другом населенном пункте, нелишним будет к пакету документов приложить проездные документы и счёт из гостиницы.

Документ, полученный работником по завершении учебы (свидетельство, аттестат, сертификат и т. п.), следует скопировать. Ссылка на него должна быть в приказе, изданном по данному поводу. Основным содержанием такого приказа будет указание на новую должность работника либо возросший уровень его квалификации.

обучение сотрудника без отрыва от производства

Семинары и консультации

Если речь идёт о консультационных семинарах, с обучающей компанией обязательно следует подписать договор. Формулировка должна подчеркивать обязательства организаторов семинара оказывать услуги консультационного характера в той сфере, которая относится к деятельности фирмы.

Точно так же по окончании процесса учёбы следует запастись первичными документами — актом оказанных консультационных услуг, «отчётом» организатора семинара, где тематика и состав рассмотренных вопросов будут подробно расписаны, счетом-фактурой и проездными документами в случае «заочной» учебы.

Обучение без отрыва от производства: оформление

Но вернемся к главной теме нашей статьи — обучению на рабочем месте. В данном случае в деле документального оформления проблем возникает на порядок меньше.

Аналогичным образом должен составляться ежегодный план по числу и составу обучаемых с причинами и целями такой учебы. На каждого направляемого готовится приказ на обучение без отрыва от производства с указанием причин необходимости переподготовки. Если в качестве преподавателя будет выступать приглашенный специалист или представитель учебного заведения, с ним следует обязательно подписать контракт.

обучение без отрыва от производства оплата

Когда же наставником выступает кто-то из сотрудников компании с отдельной оплатой преподавательской деятельности, с ним необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору.

При направлении на обучение без отрыва от производства с сотрудниками оформляются ученические договоры. В данном случае такой шаг необходим. В договоре прописывается специальность или квалификация, приобретаемая работником, и четко формулируются обязанности каждой из сторон (администрацией предоставляется возможность обучения, сотрудник обязуется пройти все его этапы и после того отработать в компании определенный срок).

Дата начала учебы должна быть зафиксирована. В случае назначения сотруднику на этот период стипендии размер ее должен быть также прописан в договоре.

Когда речь идёт о высшем или среднем специальном образовании

Начинать точно так же надо с составления ежегодного плана. На каждого из сотрудников издается отдельный приказ руководства с указанием формы обучения (вечернее, заочное и так далее). Договор с учебным заведением должен быть заключён от имени фирмы. Необходимо запросить в учебном заведении его программу и копию лицензии для приложения к договору.

обучение без отрыва от производства оформление

С работником заключается доп. соглашение аналогично предыдущему случаю с указанием приобретаемой квалификации, присвоенной по результатам учебы специальности и порядка оплаты отработанного времени. Полученный диплом необходимо точно так же скопировать и потребовать у сотрудника аналогичные первичные документы, состоящие из пройденных согласно учебной программе вопросов, акта оказания услуг учебным заведением либо счёта-фактуры в случае, если оно — коммерческого характера.

Обучение персонала 2023: какие способы и методы выбрать

Обучение персонала в современных реалиях — это один из инструментов конкурентной борьбы, способ уменьшить текучесть кадров, замотивировать персонал, успешно решить стоящие перед компанией задачи.

Обучение персонала в современных реалиях — это один из инструментов конкурентной борьбы, способ уменьшить текучесть кадров, замотивировать персонал, успешно решить стоящие перед компанией задачи.

В процессе обучения сотрудники повышают квалификацию, совершенствуют профессиональные, управленческие и коммуникативные навыки. «Заточенный» под современные стандарты и технологии специалист приобретает дополнительную ценность. Он может быстрее решить рабочие вопросы и достичь целей бизнес-стратегии.

Обучение взаимовыгодно. Сотрудники получают возможность продвигаться по карьерной лестнице, компания — квалифицированный и мотивированный персонал.

Затраты на обучение нужно рассматривать как долгосрочные инвестиции в человеческие ресурсы.

Какие виды и методы обучения персонала существуют

Учебный процесс можно организовать с отрывом и без отрыва от производства. В зависимости от задач, сроков, бюджета и предмета обучения определяют виды и методы обучения (таблица 1).

Таблица 1. Виды, способы и методы обучения персонала

Способ организации процесса обучения

Виды, методика обучения и их особенности

С отрывом от производства

Работник получает знания, навыки и умения, позволяющие выполнять конкретные задачи в рамках должности.

  • курсы переподготовки или повышения квалификации;
  • дистанционное обучение;
  • семинары, лекции, конференции;
  • деловые игры;
  • secondment (направление на обучение в другое подразделение компании — другой город или страну)

Работник получает дополнительные знания и овладевает компетенциями, необходимыми для карьерного продвижения или в связи с изменением требований к профдеятельности.

Работники получают новые знания и приобретают определённые компетенции при кардинальной смене требований в рамках должности.

Без отрыва от производства

Работника инструктируют по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, оказанию первой помощи

При устройстве на работу новых сотрудников проводят вводный и первичный инструктажи, в процессе работы сотрудники проходят повторный инструктаж.

В случае изменения технологических процессов следует провести внеплановый инструктаж.

Когда сотруднику предстоит выполнять работы, связанные с повышенной опасностью, проводят целевой инструктаж.

К сотруднику прикрепляется наставник, который консультирует и контролирует его работу.

Цель наставничества — сделать так, чтобы сотрудник включился в работу и качественно и без сторонней помощи выполнял обязанности.

В связке с наставничеством идёт коучинг. Коуч (из числа сотрудников компании или специалист, приглашённый извне) помогает новому работнику развиваться и использовать потенциал.

Сотрудника временно перемещают на другое рабочее места с целью приобретения новых навыков.

Метод часто применяется организациями, требующими от работников владение несколькими профессиями.

Метод усложняющихся заданий

Руководитель передаёт часть функций и полномочий в рамках конкретного проекта подчинённым. Задачи постепенно усложняются.

Метод учит принимать решения, помогает приобрести управленческие навыки. Применяют в отношении сотрудников, претендующих на более высокий пост.

Сопровождение более опытным специалистом, копирование его действий

Применяют в отношении молодых специалистов и выпускников учебных заведений для адаптации и вхождения в профессию.

Работа в паре на равных условиях

Стороны анализируют уникальный опыт друг друга и приобретают новые компетенции. Также в рамках одного проекта или внутри компании можно создать рабочую группу, включив в неё сотрудников из разных отделов.

Также обучение может быть групповым или индивидуальным (таблица 2)

Таблица 2. Особенности группового и индивидуального обучения

Особенности

Подойдёт для массового обучения однотипным операциям и процессам. Оптимально для обучения линейного персонала. Слушатели работают в команде и могут моментально получить обратную связь.

Подойдёт для обучения топ-менеджеров и сотрудников, занимающих ключевые позиции в компании.

Какое обучение в тренде

Главные тренды современного обучения сконцентрированы вокруг цифрового контента, персонализации методов обучения под конкретных сотрудников, геймификации, мобильного обучения, развития «гибких навыков» (soft skills).

Полезно знать! Для работы в рамках профессии или должности сотруднику необходимы «жёсткие навыки» (Hard skills). Например, владение компьютерными программами, умения оказать профессиональную медпомощь, работать на том или ином оборудовании, вождение авто, значение иностранных языков и т.п. Гибкие навыки «soft skills» — не связаны с определённой профессией. Они универсальны и развивать их полезно всем для достижения профессионального и личного успеха. К гибким навыкам относятся: умения критически и творчески мыслить, работать в режиме многозадачности, распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, вести переговоры, отрабатывать возражения, принимать решения, работать в команде, правильно распределять своё время и т.д. В рамках обучения гибкие навыки развивают и закрепляют в рамках деловых игр, решения кейсов из реальной жизни, «примерки» ролей. Например, менеджер может почувствовать, каково быть боссом, отработать навык принятия решений.

Как организовать процесс обучения в компании

Определите, как будет проходить обучение — с отрывом или без отрыва от производства. Какая форма (очная или заочная) предпочтительнее. Определите методику и рассчитайте бюджет. Можно воспользоваться кратким алгоритмом:

  1. определитесь с целями обучения;
  2. создайте нормативную базу (разработайте положение об обучении и развитии персонала, опишите цели и задачи обучения, процедуру проведения обучения и проверки знаний);
  3. назначьте ответственных лиц (например, руководителя отдела кадров или директора по развитию);
  4. разработайте программу обучения;
  5. определитесь с методами обучения;
  6. проведите оценку знаний персонала по итогу обучения.

Старайтесь, чтобы обучение в компании было непрерывным и охватывало всех сотрудников.

Как оценить эффективность обучения персонала

Чтобы оценить эффективность обучения, нужно правильно задать его цель. Например, освоение специальных навыков, соответствие требованиям госорганов, повышение производительности труда и т.п. После обучения проведите итоговую аттестацию, проверьте, насколько сотрудники усвоили материал, проследите, как они применяют новый опыт в работе, как обучение отразилось на рабочих результатах.

Оценить эффективность обучения можно посредством методов Блума, Киркпатрика. Филипса, оценки управления по целям или биопараметрической оценки.

Рекомендуем

На курсе слушатели рассмотрят современные подходы к организации системы обучения и профессионального развития персонала рабочих специальностей, получат знания по системе наставничества, по нормативно-методическому обеспечению в сфере профессионального обучения рабочих специальностей, смогут оценить систему обучения на своем предприятии и наметить векторы ее дальнейшего развития.

Обучение без отрыва от производства что это такое

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы законодательные определения (со ссылками на законодательные акты) понятий направления работников на повышение квалификации по видам: с отрывом от работы, без отрыва от работы, при обучении работника по очной, заочной, очно-заочной формам и новой форме направления работника на повышение квалификации — заочно с применением дистанционных технологий?
Как регулируется законодательством направление работника на повышение квалификации заочно с применением дистанционных технологий?
Может ли работодатель направить работника на повышение квалификации заочно с применением дистанционных технологий при нахождении работника в очередном оплачиваемом отпуске, в отпуске без сохранения заработной платы и при нахождении на листке временной нетрудоспособности?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2023. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «НПП «Гарант-Сервис-Университет»

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *