46. Виды прав на лесные участки.
Право постоянного бессрочного пользования. Регламентируется гражданским и земельным законодательством:
п.1 ст. 20 ЗК предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, ОГВ, ОМСУ, центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Другим ЮЛ и гражданам это право не предоставляется
Лесной кодекс предусматривает сервитут, но не регулирует вопросы установления права ограниченного пользования лесными участками, отсылает к гражданскому и земельному законодательству. ГК РФ в гл.17 предусматривает частный сервитут, который устанавливается по договору, является по общему правилу возмездным и обременяет лесной участок. При смене собственника, арендатора сервитут сохраняется.
Публичный сервитут: ст. 23 ЗК, который предусматривает исчерпывающий перечень оснований установления. По общему правилу является безвозмездным.
ЛК РФ закрепляет требования по срокам аренды (1-49 лет), предусматривает порядок предоставления права аренды.
Право безвозмездного срочного пользования
В соответствии с ЗК имеет две разновидности:
предоставляется по решению ОГВ Юлицу, указанному в п.1 ст. 20 ЗК сроком до 1 года
предоставляется в виде служебного надела работникам лесничества, охотничьих хозяйств, предприятий лесной промышленности. Срок пользования определяется трудовым договором.
Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ (ст. 31-35), Положением об аренде участков лесного фонда РФ и другими нормативными актами.
Предоставление участков лесного фонда в аренду осуществляется на основании решений органов государственной власти субъекта РФ (принимаемых по представлению органов лесного хозяйства) или по результатам лесных конкурсов.
Без проведения лесных конкурсов (на основании решения органа государственной власти субъекта РФ) леса предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для этого, а также гражданам. Заинтересованные граждане и юридические лица подают для этого документы (заявление и др.) в лесхоз.
На основании решения органа государственной власти или протокола о результатах лесного конкурса заключается договор аренды участка лесного фронда.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.
Субаренда, то есть передача арендатором по договору права аренды участка лесного фонда другому лицу, а также выкуп арендованных участков лесного фонда запрещаются.
Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Передача участков лесного фонда в концессию осуществляется на основании договора концессии, который заключается по результатам проведения лесного конкурса или аукциона (ст. 37- 41 ЛК РФ).
Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурс или аукцион Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.
По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Поэтому в договоре концессии предусматриваются обязанности инвестора, в частности, по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.
Договор концессии, также как и договор аренды, считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользованиерегулируется Лесным кодексом РФ и Положением о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование.
Безвозмездное пользование лесами осуществляется в соответствии с договором, по которому лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования (ст. 36 ЛК РФ).
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством.
Договор безвозмездного пользования также подлежит государственной регистрации.
Следует отметить, что во всех случаях заключения рассмотренных выше договоров (аренды, концессии, безвозмездного пользования) права лесопользования возникают лишь с момента получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование (на срок до 1 года) по результатам лесного аукциона или на основании решения органа государственной власти субъекта РФ.
В последнем случае (без проведения аукциона) леса передаются в пользование для удовлетворения потребностей образовательных бюджетных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения.
При проведении лесных аукционов лицо, выигравшее его, и организатор аукциона (лесхоз) подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.
Предоставление участков лесного фонда в краткосрочное пользование производится посредством выдачи лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 43 ЛК РФ).
Лесной кодекс РФ 1997 г. впервые вводит понятие лесного сервитута. Он представляет собой право ограниченного пользования участком лесного фонда для конкретных хозяйственных и иных целей.
Лесные сервитута могут быть публичными и частными (ст. 21 ЛК РФ).
Публичный сервитут — это право граждан свободно пребывать в лесах, которое представляет собой не что иное, как право общего лесопользования, рассмотренное выше.
Частный лесной сервитут означает право ограниченного пользования участками лесного фонда, находящимися в пользовании других лиц, то есть ограничение права лесопользования граждан и организаций в пользу иных заинтересованных лиц.
Публичный сервитут возникает из закона (ст. 21, 86 ЛК РФ), а частный -на основании договора или судебного решения (в случае спора), а также актов государственных органов.
Виды прав на лесные участки (для целей Лесного кодекса Российской Федерации) 1. право аренды лесных участков, 2. право безвозмездного срочного пользования лесными участками, 3. право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), 4. право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, 5. право собственности на лесные участки.
Какие из перечисленных прав могут возникать на лесные участки
ЛК РФ Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком
(в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 471-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 9 ЛК РФ
1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
Вопрос 45. Виды прав на лесные участки
Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками.
1. Применяя правила ст. 9 необходимо обратить внимание на следующее:
1) упомянутое в этой статье право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (т.н. "сервитут") относятся к числу вещных прав на лесные участки
2) право аренды лесных участков, равно как и право безвозмездного срочного пользования лесными участками (также упомянутые в ст. 9) относятся к числу обязательственных прав на лесные участки.
2. Указанные в ст. 9 права на лесные участки возникают и прекращаются по основаниям, предусмотренным в нормах гражданского и земельного законодательства. Нужно учитывать ряд важных обстоятельств:
1) в соответствии со ст. 20 Земельного Кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земли (и лесные участки в их составе):
а) могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждением, казенным предприятием, а также госорганом и ОМСУ;
б) не могут быть предоставлены гражданам. Однако, если право постоянного (бессрочного) пользования землями (и лесными участками в их составе) возникло у граждан и ЮЛ до 30.10.01 — сохраняется. При этом:
— с 30.10.01 земли (и лесные участки в их составе), находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям (п. 8 ст. 3 Закона N 137);
в) в любом случае граждане и ЮЛ, обладающие землями (и лесными участками в их составе) на праве постоянного (бессрочного) пользования — не вправе распоряжаться ими;
2) в соответствии со ст. 274-276 ГК собственник лесного участка, земельного участка вправе требовать установления т.н. частного сервитута — т.е. права ограниченного пользования соседним участком.
3) в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса публичный сервитут на лесной участок устанавливается законами (иными нормативными правовыми актами) РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ или ОМСУ, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, муниципального образовании, местного населения, но без изъятия лесного участка.
4) в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса лесные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду. При этом необходимо руководствоваться нормами главы 34 ГК и обязательно учитывать особенности аренды земель (и лесных участков в их составе), предусмотренные в нормах самого Земельного кодекса. Лесные участки могут быть предоставлены на праве аренды их собственниками (в т.ч. и иностранным гражданам и лицам без гражданства), за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (так нельзя предоставлять на праве аренды лесные участки, расположенные в государственных природных заповедниках, национальных парках и т.п. участки, указанные в ст. 27 Земельного кодекса); Передаются арендатору на основании договора аренды. При этом лесной участок должен быть использован арендатором с учетом видов использования лесов, указанных в ст. 25 ЛК; могут быть переданы арендатором также субарендатору (в пределах срока действия договора аренды), без согласия собственника лесного участка (при условии письменного его уведомления), если только договором аренда лесного участка — не запрещена передача участка в субаренду без согласия собственника. На субарендатора распространяются все права арендаторов лесных участков.
Об особенностях передачи в аренду лесных участков, находящихся в
5) в соответствии со ст. 24 Земельного кодекса, ст. 71 ЛК, ст. 689-701 ГК:
а) лесные участки могут быть переданы на праве безвозмездного срочного пользования только гражданам. В виде исключения они могут быть предоставлены на таком праве и ЮЛ (с учетом норм Земельного кодекса и норм ЛК);
б) на праве безвозмездного срочного пользования лесные участки могут быть предоставлены:
Из лесов, находящихся в государственной или муниципальной собственности — уполномоченными госорганами и ОМСУ (на срок, указанный в договоре и в решении о предоставлении); из лесов, находящихся в собственности граждан и ЮЛ — на основании соответствующего договора.
в) лицо, которому лесной участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование — несет риск случайной гибели или риск повреждения лесного участка, если гибель (повреждение) участка явились следствием использования участка не в соответствии с договором безвозмездного пользования, или, если с учетом фактических обстоятельств лицо могло предотвратить гибель или порчу участка.
3. О том, когда граждане пользуются лесами без заключения какого-либо договора — см. коммент. к ст. 11 ЛК. О праве собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы см. коммент. к ст. 20 ЛК. О платности использования лесов см. коммент. к ст. 94 ЛК. Об ответственности за нарушение порядка пользования лесными участками см. коммент. к ст. 99 ЛК. О порядке разрешения споров, связанные с правами на лесные участки см. коммент. к ст. 101 ЛК. Об особенностях правового режима особо защитных участков лесов см. коммент к ст. 107 ЛК.
3. Завершая анализ ст. 9 ответом на вопрос возникший в практике: поскольку ст. 9 сама отсылает к нормам гражданского и земельного законодательства, то возможно ли предоставление лесного участка на праве пожизненного наследуемого владения? Систематическое толкование ст. 9 ЛК и ст. 265 ГК, ст. 21 Земельного кодекса не позволяет утвердительно ответить на этот вопрос. Однако, если лесной участок был предоставлен до 30.10.01 — это возможно.
Раздел 2 — Лесного кодекса Украины
Леса, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа.
От имени Украинского народа права собственника на леса осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.
Леса могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Субъектами права собственности на леса является государство, территориальные общины, граждане и юридические лица.
Статья 8. Право государственной собственности на леса
В государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности.
Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Статья 9. Право коммунальной собственности на леса
В коммунальной собственности находятся леса в пределах населенных пунктов, кроме лесов, находящихся в государственной или частной собственности.
В коммунальной собственности могут находиться и другие леса, приобретенные или отнесеные к объектам коммунальной собственности в установленном законом порядке.
Право коммунальной собственности на леса реализуется территориальными общинами непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления.
Статья 10. Право частной собственности на леса
Леса в Украине могут находиться в частной собственности.
Субъектами права частной собственности на леса являются граждане и юридические лица Украины.
Статья 11. Приобретения права коммунальной собственности на леса
Право коммунальной собственности на леса приобретается при разграничении в установленном законом порядке земель государственной и коммунальной собственности, а также путем передачи земельных участков из государственной собственности в коммунальную и по другим основаниям, не запрещенным законом.
Статья 12. Приобретение права частной собственности на леса
Граждане и юридические лица Украины могут бесплатно или за плату приобретать в собственность в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств замкнутые земельные лесные участки общей площадью до 5 гектаров. Эта площадь может быть увеличена в случае унаследования лесов по закону.
Граждане и юридические лица могут иметь в собственности леса, созданные ими на приобретенных в собственность в установленном порядке земельных участках деградированных и малопродуктивных угодий, без ограничения их площади.
Леса, созданные гражданами и юридическими лицами на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности, находятся в частной собственности этих граждан и юридических лиц.
Статья 13. Возникновение права частной собственности на леса
Право частной собственности на леса граждан и юридических лиц Украины возникает со дня государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Леса, полученные в наследство иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.
Часть третью статьи 13 исключена на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019
Статья 14. Права и обязанности граждан и юридических лиц, которые имеют в частной собственности леса
Граждане и юридические лица, имеющие в частной собственности леса, имеют право:
- собственности на лесные ресурсы и их использование в порядке, определенном настоящим Кодексом;
- на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
- продавать или другим путем отчуждать в соответствии с законом земельный лесной участок;
- сооружать в установленном порядке производственные и иные строения и сооружения, необходимые для ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов.
Граждане и юридические лица, имеющие в частной собственности леса, обязаны:
- вести лесное хозяйство на основе материалов лесоустройства в соответствии с настоящим Кодексом;
- обеспечивать охрану, защиту, воспроизводство и повышение продуктивности лесных насаждений, усиление их полезных свойств и улучшения плодородия почв, выполнять другие мероприятия в соответствии с требованиями лесного законодательства;
- соблюдать правила и нормы использования лесных ресурсов;
- вести лесное хозяйство и использовать лесные ресурсы способами, не наносящими вреда окружающей природной среде, обеспечивающими сохранение полезных свойств лесов и создающими благоприятные условия для их охраны, защиты и воспроизводства;
- вести первичный учет лесов, предоставлять в установленном законодательством порядке статистическую отчетность и информацию о состоянии лесов и использования лесных ресурсов;
- обеспечивать охрану типичных и уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, растительных сообществ, способствовать формированию экологической сети в соответствии с природоохранным законодательством.
Законом могут быть предусмотрены и другие права и обязанности граждан и юридических лиц, которые имеют в частной собственности леса.
Статья 15. Прекращение права частной собственности на леса
Право частной собственности на леса прекращается в случае прекращения права собственности на земельный лесной участок в случаях и в порядке, установленных законом.
Прекращение права собственности на леса в случае добровольного отказа собственника от права собственности на земельный лесной участок в пользу государства или территориальной громады осуществляется по его заявлению в соответствующий орган в установленном законом порядке.
Глава 2 — Право пользования лесами
Статья 16. Право пользования лесами
Право пользования лесами осуществляется в порядке постоянного и временного пользования лесами.
Леса на землях государственной и коммунальной собственности, специализированные лесохозяйственные предприятия не являются объектами государственно-частного партнерства в соответствии с Законом Украины "О государственно-частном партнерстве", в том числе объектами концессии в соответствии с Законом Украины "О концессии".
Статья 17. Постоянное пользование лесами
В постоянное пользование леса на землях государственной собственности для ведения лесного хозяйства без установленного срока предоставляются специализированным государственным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения.
В постоянное пользование леса на землях коммунальной собственности для ведения лесного хозяйства без установленного срока предоставляются специализированным коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения.
Леса предоставляются в постоянное пользование на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, принятого в рамках их полномочий по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды. В случае принятия решения о предоставлении лесов в постоянное пользование областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение согласовывается центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды. Принятие решений Кабинетом Министров Украины не требует согласований с другими органами.
Часть четвертая статьи 17 исключена на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019
Статья 18. Временное пользование лесами
Объектом временного пользования могут быть все леса, находящиеся в государственной, коммунальной или частной собственности.
Временное пользование лесами может быть: долгосрочным — на срок от одного до пятидесяти лет и краткосрочным — на срок до одного года.
Долгосрочное временное пользование лесами — основанное на договоре срочное платное использование лесных участков, выделяемых для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей, проведения научно-исследовательских работ.
Долгосрочное временное пользование лесами государственной и коммунальной собственности осуществляется без изъятия земельных участков у постоянных пользователей лесами на основании решения соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, принятого в рамках их полномочий по согласованию с постоянными пользователями лесами и органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства.
Долгосрочное временное пользование лесами частной собственности осуществляется без изъятия земельных участков путем заключения между собственником лесов и временным лесопользователем договора, подлежащего регистрации в органе исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства.
Краткосрочное временное пользование лесами для заготовки второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользований и других потребностей, предусмотренных настоящим Кодексом, осуществляется без изъятия земельных участков у собственника лесов, постоянного лесопользователя на основании специального разрешения, выдаваемого владельцем лесов, постоянным лесопользователем предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.
Субъектами правоотношений временного пользования лесами являются:
- владельцы лесов или уполномоченные ими лица;
- предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.
Временный лесопользователь не имеет права передавать лесные участки во временное пользование другим лицам.
Статья 19. Права и обязанности постоянных лесопользователей
Постоянные лесопользователи имеют:
- право самостоятельно хозяйствовать в лесах;
- исключительное право на заготовку древесины;
- право собственности на заготовленную ими продукцию и доходы от ее реализации;
- право на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законодательством;
- право осуществлять в соответствии с законодательством строительство дорог, строительство жилых домов, производственных и других зданий и сооружений, необходимых для ведения лесного хозяйства.
Постоянные лесопользователи обязаны:
- обеспечивать охрану, защиту, воспроизводство, повышение продуктивности лесных насаждений, усиление их полезных свойств, повышения плодородия почв, принимать другие меры в соответствии с законодательством на основе принципов устойчивого развития;
- придерживаться правил и норм использования лесных ресурсов;
- вести лесное хозяйство на основе материалов лесоустройства, осуществлять использование лесных ресурсов способами, обеспечивающими сохранность оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создают благоприятные условия для их охраны, защиты и воспроизводства;
- вести первичный учет лесов;
- придерживаться установленного законодательством режима использования земель;
- обеспечивать охрану типичных и уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, растительных сообществ, способствовать формированию экологической сети в соответствии с природоохранным законодательством;
- обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам электросетей, других инженерных сооружений, которые проходят через лесной участок, для их обслуживания.
Законом могут быть предусмотрены и другие права и обязанности постоянных лесопользователей.
Статья 20. Права и обязанности временных лесопользователей на условиях долгосрочного пользования
Временные лесопользователи на условиях долгосрочного пользования имеют право:
- осуществлять хозяйственную деятельность в лесах с соблюдением условий договора;
- по согласованию с владельцами лесов, постоянными лесопользователями в установленном порядке возводить временные здания и сооружения, необходимые для ведения хозяйственной деятельности;
- получать продукцию и доходы от ее реализации.
Временные лесопользователи на условиях долгосрочного пользования обязаны:
- приступать к использованию лесов в сроки, установленные договором;
- выполнять установленные ограничения (обременения) в объеме, предусмотренном законом и договором;
- соблюдать установленный законодательством режим использования земель;
- вести работы способами, обеспечивающими сохранность оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создавать благоприятные условия для охраны, защиты и воспроизведения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, способствовать формированию экологической сети;
- своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов;
- не нарушать прав других лесопользователей.
Законом и договором могут быть предусмотрены и другие права и обязанности временных лесопользователей на условиях долгосрочного пользования.
Статья 21. Права и обязанности временных лесопользователей на условиях краткосрочного пользования
Временные лесопользователи на условиях краткосрочного пользования имеют право:
- осуществлять использование лесных ресурсов с соблюдением требований специального разрешения;
- по согласованию с владельцами лесов, постоянными лесопользователями в установленном порядке сооружать временные здания и сооружения, необходимые для хранения и первичной обработки заготовленной продукции;
- собственности на заготовленную ими в результате использования лесных ресурсов продукцию и доходы от ее реализации;
- на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законодательством.
Временные лесопользователи на условиях краткосрочного пользования обязаны:
- осуществлять использование лесных ресурсов по установленным правилам и нормам;
- вести работы способами, обеспечивающими сохранность оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создавать благоприятные условия для охраны, защиты и воспроизводства лесов, охраны типичных и уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира;
- своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов;
- не нарушать прав других лесопользователей.
Законом могут быть предусмотрены и другие права и обязанности временных лесопользователей на условиях краткосрочного пользования.
Статья 22. Прекращение права пользования лесами
Основаниями прекращения права постоянного пользования лесами являются:
- прекращение права пользования земельным лесным участком в случаях и порядке, установленных законом;
- использование лесных ресурсов способами, наносящими вред окружающей среде, не обеспечивающими сохранение оздоровительных, защитных и других полезных свойств лесов, отрицательно влияющих на их состояние и воспроизводство;
- использование лесного участка не по целевому назначению.
Право временного пользования лесами прекращается в случаях, предусмотренных статьей 78 настоящего Кодекса для прекращения права использования лесных ресурсов.
Статья 23. Лесные сервитуты
Лесной сервитут — право на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным лесным участком.
Граждане имеют право свободно пребывать в лесах государственной и коммунальной собственности, если иное не предусмотрено законом.
Права владельцев лесов или лесопользователей могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании закона, договора, завещания или по решению суда.
Установка лесного сервитута не ведет к лишению собственника земельного лесного участка, относительно которого установлен лесной сервитут, права владения, пользования и распоряжения ею, а пользователя — владение, пользование.
Лесной сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника лесов или пользователя земельного лесного участка, относительно которого он установлен.
Положения Гражданского и Земельного кодексов Украины применяются к лесным сервитутов в части, не противоречащей требованиям настоящего Кодекса.
Статья 24. Защита прав владельцев лесов, лесопользователей и граждан
Права владельцев лесов, лесопользователей и граждан охраняются законом и могут быть ограничены или приостановлены только в случаях, предусмотренных Лесным Кодексом и другими законодательными актами.
Убытки, причиненные в результате нарушения прав владельцев лесов, лесопользователей и граждан, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законом.