Государство как субъект гражданских правоотношений
Перейти к содержимому

Государство как субъект гражданских правоотношений

  • автор:

Государство как субъект гражданского права

Субъект гражданского права — это участник правоотношений, на которого распространяют свое действие нормы гражданского права. Государство является особым субъектом гражданского права, так как, оно выступает носителем политической власти.

Государство не относится к юридическим лицам, оно само определяет порядок осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей, реализует правосубъектность посредством системы государственных органов. Территория государства, с юридической точки зрения, это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая конкретному государству, в границах которой оно осуществляет свое верховенство. Территория государства, согласно международному праву, связана с ее населением. Необходимыми атрибутами государства являются государственная территория и ее население.

На сегодняшний день отсутствует единый взгляд правоведов на правовую природу и источник возникновения государства. В подавляющем большинстве случаев государство рассматривается как особая форма организации и функционирования власти. Восприятие государства как юридической категории имеет публично-правовой характер.

Государство — это форма обеспечения социального компромисса, равный и активный участник правовых отношений. Государство выступает носителем предметно-практической деятельности и познания, является источником активности, направленной на объект через разные формы собственной деятельности.

Государство — это субъект определенной предметной активности, субъект права и субъект общественных отношений. Природа отношений между государством и органами государственной власти имеет общие черты с сущностью правоотношений юридического лица и его органами управления.

В разные исторические эпохи существовало множество взглядов на правовую природу государства:

  • цивилистическая теория, территория государства рассматривалась как объект собственности и вещь;
  • публичная собственность государства;
  • пространственная территория, рассматривает территорию государства как пространственный предел государственной власти.

Сущность государства состоит в обеспечении общественного интереса, участие государства в частноправовых отношениях — не единственная сфера его функционирования. Частноправовое и публично-правовое направление деятельности государства лишает его возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Такое участие опосредовано деятельностью органов государственной власти. Государство получает статус субъекта гражданского права без административной процедуры ее легитимации в гражданском обороте.

Как субъект гражданского права государство лишено частноправовой возможности его ликвидации. Создание государства или прекращение его деятельности имеет трансцендентный характер. Это происходит путем использования механизма международно-правового признания государства, находится за пределами гражданско-правового инструментария.

Признаки государства как субъекта гражданского права

В гражданских правоотношениях от имени государства участвуют органы управления госимуществом, финансовые и иные, уполномоченные на это органы. Основная часть государственного имущества закреплена за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за государственными организациями и учреждениями на праве оперативного управления. Государственные учреждения и предприятия участвуют в гражданском обороте, как самостоятельные субъекты, от своего имени.

Являясь непосредственным собственником государственного имущества, государство несет ответственность по своим обязательствам. Как субъект имущественных правоотношений государство действует через Министерство финансов (при переходе к государству конфискованного, бесхозного имущества, при выпуске государственных займов и т.д.).

Признаки государства как субъекта гражданского права:

  • организационное единство;
  • ответственность по обязательствам;
  • обособленное имущество;
  • возможность для муниципальных образований и субъектов РФ выступать от своего имени при приобретении имущественных, личных неимущественных прав в суде.

Несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями, на него распространяется принцип равенства с иными субъектами (субъекты Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица). От имени субъектов Федерации выступают правительства, президенты, министерства и ведомства, областные думы, законодательные собрания и др. От имени муниципальных образований выступают представительные органы местного самоуправления. По специальному поручению государства от имени государства могут выступать граждане и юридические лица.

Ответственность государства по своим обязательствам

Государство, его субъекты и муниципальные образования обладают имущественной ответственностью, они не отвечают по обязательствам друг друга, созданных ими юридических лиц. На них может возлагаться ответственность за несостоятельность предприятий, учредителями которых они были, которая возникает вследствие исполнения некомпетентных указаний учредителя.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам в отношении созданных им учреждений, если у этих учреждений недостаточно собственных средств в случае, если государство — собственник закрепленного за ними имущества. В случае недостаточности имущества казенного предприятия также предусмотрена субсидиарную ответственность.

Государство несет ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков государственными органами в результате их незаконных действий. Перечень объектов, которыми государство имеет право отвечать по своим обязательствам, ограничен. Нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными государством юридическими лицами на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Ответственность в отношениях с иностранными партнерами у государства ограничена, оно обладает судебным иммунитетом. Иностранные партнеры не имеют права предъявить к государству судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств, без получения от компетентных государственных органов предварительного согласия, отраженного в международном праве.

Учрежденные государством юридические лица не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законодательством (например, с федеральными казенными предприятиями). Государство и субъекты РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Исключение составляют случаи поручительства, которое выступает способом обеспечения исполнения обязательств.

Тема 5. Государство как субъект гражданских правоотношений

Особенности государства как субъекта гражданских правоотношений. Формы участия государства в имущественном обороте. Государство как собственник. Государство как субъект гражданско-правовых сделок. Государство как наследник. Гражданско-правовая ответственность государства.

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций.

Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений участвуют в них на равных началах с физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК). Но названным субъектам гражданского права присущи особые свойства, которых нет у юридических лиц. Прежде всего, все они объединены единой территорией и составляют единую государственную систему – Российскую Федерацию, которая обладает политической властью и государственным суверенитетом, т. е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях. Одновременно каждый из них в этой единой системе структурно обособлен и выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего на банки. Такие представители получили наименование агентов государства.

Какие же органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, реализуя установленную для них компетенцию, действовать в сфере гражданского права от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований?

На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, Министерство экономического развития РФ в пределах своей компетенции осуществляет от имени Российской Федерации управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда выполнение указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов; закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственным учреждениям и казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, а другим организациям и гражданам – в аренду; принятие в установленном порядке решений о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении министерства учреждений; реализацию прав акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности; передачу для продажи в установленном порядке объектов приватизации специализированному государственному учреждению, которому Правительством РФ предоставлены функции по продаже приватизируемого федерального имущества, и т.п. Среди органов государства, выступающих от его имени в гражданском обороте, важная роль принадлежит Федеральному казначейству РФ. Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, состоящую из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов в республиках, краях, городах и районах. Органы казначейства являются юридическими лицами, организуют, осуществляют и контролируют исполнение бюджета, управляют доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, обслуживают совместно с Центральным банком государственный внутренний и внешний долг РФ, организуют и осуществляют в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, и др.

От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты республик в составе РФ, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др. Среди органов местного самоуправления (их наименования устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципальных образований, следует назвать городские, сельские, поселковые собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Наряду с изложенным порядком участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях закон предусматривает и иной специальный правовой механизм такого участия. Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, нормативными актами федерального уровня и актами субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, выступление от имени государства, субъектов РФ и муниципальных образований в рассматриваемых случаях должно опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность, договор поручения и доверенность соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления

Формы участия государства в имущественном обороте. Государственные образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: как собственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества. Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.

Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

Как и любому иному собственнику, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом. Они могут осуществлять правомочия собственника как непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты гражданского права – унитарные предприятия и учреждения с закреплением за ними имущества на вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В последнем случае имущество остается в собственности публично-правового образования.

Государство как собственник. Принадлежащие ему права собственности государство реализует прежде всего в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью, в частности оказывается финансовая помощь при экстремальных ситуациях в отдельных регионах страны.

Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество, которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК РФ) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозное имущество и др.

Названные правомочия осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями в области приватизации и полномочиями собственника, в том числе правами акционера в сфере управления имуществом Российской Федерации. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего правительства и губернаторы.

Правомочия владения и пользования своей собственностью государственные образования осуществляют посредством юридического лица. В этих целях создаются государственные учреждения с различными задачами и унитарные предприятия, которые наделяются необходимым им государственным имуществом для его использования на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.

Государство как субъект гражданско-правовых сделок. Выступление государственных образований в качестве стороны гражданско-правовой сделки лишает их властных атрибутов и полностью переносит в сферу гражданского права, где стороны сделки равноправны и несут имущественную ответственность по своим обязательствам.

Круг совершаемых государством сделок обширен. Это прежде всего государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК и более полно – в законах о выполнении таких закупок и работ.

Другой распространенной категорией сделок являются кредитные сделки с участием государства, которое может быть кредитором (кредитующей стороной) или же, напротив, должником (заемщиком). Нормы о кредитных операциях государства имеются в ряде законов Российской Федерации и постановлений Правительства РФ. Бюджетный кодекс и годовые законы о бюджете Российской Федерации устанавливают пределы, в рамках которых допускается совершение таких сделок. Порядок предоставления крупных государственных кредитов обычно определяется специальными постановлениями Правительства РФ, возлагающими их реализацию на Министерство финансов Российской Федерации.

В качестве заемщика государство выступает при выпуске государственных займов, облигаций и иных ценных бумаг. Изданы Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, которые устанавливают, что эмитентом займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, а генеральным агентом по их обслуживанию – Центральный банк РФ. Займы могут объявляться также субъектами РФ.

Эмиссия и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг определяются Федеральным законом от 29 июля 1998 г., который допускает их выпуск как в отечественной, так и в иностранной валюте, и четко оговаривает, что они выпускаются от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Для обеспечения надежности таких ценных бумаг могут использоваться институты страхования, а также гарантии.

От имени государственных образований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенный срок эксплуатировать крупные и перспективные месторождения нефти и газа. Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они являются предметом специального закона – Закона о соглашениях о разделе продукции. Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являются стороной при предоставлении концессий (ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»).

При совершении крупных по суммам и значению гражданско-правовых сделок, в частности кредитов, государство может выступать в качестве гаранта (поручителя) по обязательствам других субъектов гражданского права, о чем говорится в п. 6 ст. 126 ГК. За последние годы практика выдачи таких гарантий (поручительств) от имени Российской Федерации и ее субъектов стала весьма распространенной: они предоставляются для обеспечения разного рода обязательств, прежде всего при долгосрочном кредитовании на значительные суммы.

Государство как наследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное имущество. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором – действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.

Гражданско-правовая ответственность государства. Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность государства предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК РФ следующие основания:

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев (об этом далее). Данное правило не распространяется на случаи выдачи государственными образованиями гарантий (поручительств) по обязательствам других лиц;

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Это, согласно действующему законодательству, природные заповедники (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ), лесной фонд (ст. 19 Лесного кодекса РФ), памятники культуры и некоторые другие виды имущества.

Наряду с названными основаниями ответственности государственных образований в ГК и других законах определены конкретные случаи их ответственности. Они учитывают особенности договорной и внедоговорной ответственности, а также ответственности за незаконные административно-правовые акты, изданные государственными органами всех уровней.

В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ), а также по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120) ГК РФ. Аналогичную ответственность несет государство в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Ответственность государства наступает в случаях принятия им на себя гарантий (поручительств) по обязательствам других субъектов гражданского права (п. 6 ст. 126 ГК РФ). Порядок предоставления таких гарантий определяется Бюджетным кодексом и специальными постановлениями Правительства РФ. Они указывают основания и пределы ответственности по выданной гарантии, которые могут быть и менее суммы обеспечиваемого гарантией денежного обязательства.

Принципиальное значение имеет ст. 16 ГК РФ, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

Особая норма установлена в ст. 1070 ГК РФ в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В тех случаях, когда к государству переходит имущество в порядке наследования (по завещанию или как выморочное), оно в пределах стоимости перешедшего к нему имущества отвечает по долгам наследодателя согласно общим правилам наследственного права (ст. 1175, п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

Говоря о гражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки, необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих оснований ответственности, установленных ГК. Это означает, что размер убытков и наличие причинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказаны заявителем требования, а государство в лице представляющего его органа может ссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его безвиновная ответственность (ст. 401 и ст. 1070 ГК РФ).

Многие нормы действующего законодательства гласят, что при ответственности государства таковую несет его казна. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, ответчиком по такому требованию признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа. Это разъяснение имеет значение и для других установленных законом случаев ответственности государства.

Государство как субъект гражданских правоотношений.

При рассмотрении государства в качестве субъекта гражданских правоотношений следует руководствоваться положениями теории государства и права, где даются определения, понятия и признаки государства, а также нормами конституционного права. В состав Российского государства входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа и муниципальные образования — городские, сельские поселения и т.д. Последние имеют муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ст. 2, 124 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

Между тем государству как субъекту гражданских правоотношений присущи некоторые особенности:

1) от имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства;

2) сфера участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной. Сюда необходимо отнести:

• сферу собственности (государство обладает теми же правомочиями собственника, что и другие участники гражданского правоотношения);

• обязательственные отношения (государство может быть и кредитором и должником, как по договорным, так и внедоговорным обязательствам);

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

3) особенности ответственности государства по своим обязательствам проявляются в следующих правилах:

• Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность (ст. 126 ГК РФ), поскольку не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя (п. 2 ст. 56 ГК РФ);

• государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними (п. 2 ст. 120 ГК РФ);

• Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ);

• Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков другим субъектам гражданского правоотношения незаконными действиями своих органов;

• объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены. Так, государство не может отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также имуществом, которое по закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности; взыскание на природные ресурсы государства или муниципального образования может быть обращено лишь в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ);

4) государство обладает судебным иммунитетом. Это значит, что ответственность его в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);

5) к государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или его особенностей (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

К вопросу о сущности государства как субъекта гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

В настоящей статье исследуется природа государства как субъекта гражданских правоотношений, основополагающей базой которых является принцип равенства всех участников, что само по себе парадоксально. Коллизия заключается в том, что неотъемлемым свойством государства является его публично-властная сущность, которая, так или иначе, проявляется и в горизонтальных гражданских отношениях . В настоящей статье проведен анализ сущности государства как субъекта гражданского права с целью попытки поиска оптимального баланса для наиболее эффективного правового регулирования. Рассматриваются точки зрения ученых-цивилистов на особенности такого участия на разных этапах исторического развития, тем самым выявляются закономерности и характерные черты, присущие правосубъектности государства . В заключение автор делает ряд выводов относительно таких особенностей, качественно отличающих государство от иных участников гражданских отношений . Участие государства в гражданских отношениях закономерно; соблюдение требований норм гражданского права это четкая граница между гражданско-правовой стороной природы государства и его публично-правовой стороной; властная сущность государства всегда требует специальных средств гражданско-правового регулирования, их обеспечение задача законодателя и науки гражданского права.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садриева Резида Равиловна

On the issue of nature of the state as a subject of civil law

This article studies the nature of the state as a subject of civil law relations , which is based upon the principle of equality of all participants (which is a paradox in itself). The conflict is based upon the fact that an inalienable element of the state is its public power nature, which is reflected in the horizontal relations among the citizens. The article provides analysis of the nature of the state as a subject of civil law in order to find an optimum balance for the most efficient legal regulation. The author views various viewpoints of civil law scholars on specificities of such participations on various stages of historical development, thus, reflecting patterns and characteristic features of the legal capacity of the state . Finally, the author makes a number of conclusions regarding such specificities, providing for a quality difference between he state and other participants of civil law relations . Participation of state in civil law relations is regular, and compliance with the civil law norms draws a boundary between civil law element of the state and its public law element. The power-based nature of the state always requires special means of civil law regulation, to guarantee them is a purpose of both the legislator and the science of civil law.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности государства как субъекта гражданского права»

К вопросу о сущности государства как субъекта гражданского права

Аннотация. В настоящей статье исследуется природа государства как субъекта гражданских правоотношений, основополагающей базой которых является принцип равенства всех участников, что само по себе парадоксально. Коллизия заключается в том, что неотъемлемым свойством государства является его публично-властная сущность, которая, так или иначе, проявляется и в горизонтальных гражданских отношениях. В настоящей статье проведен анализ сущности государства как субъекта гражданского права с целью попытки поиска оптимального баланса для наиболее эффективного правового регулирования. Рассматриваются точки зрения ученых-цивилистов на особенности такого участия на разных этапах исторического развития, тем самым выявляются закономерности и характерные черты, присущие правосубъектности государства. В заключение автор делает ряд выводов относительно таких особенностей, качественно отличающих государство от иных участников гражданских отношений. Участие государства в гражданских отношениях закономерно; соблюдение требований норм гражданского права — это четкая граница между гражданско-правовой стороной природы государства и его публично-правовой стороной; властная сущность государства всегда требует специальных средств гражданско-правового регулирования, их обеспечение — задача законодателя и науки гражданского права.

Ключевые слова: государство, правосубъектность, казна, гражданские отношения, имущество, государственные органы, властная природа, дееспособность, публично-правовые образования, актоспособность.

Актуальность темы настоящей статьи связана с тем, что государство участвует в гражданских правоотношениях в многообразных формах, а также в качестве самого большого собственника земли1, водных объектов2, недр3, обладает правами в отношении континентального шельфа РФ4, объектов, исключенных из гражданского оборота; является арендодателем государственного имущества; заказчиком и покупателем по государственным контрактам; наследником выморочного имущества, в собственность государства поступает имущество в случае признания сделки недействительной в силу ее ничтожности, собственником клада, содержаще-

1 П. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2013. 30 дек.

2 П. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; Российская газета. 2013. 30 дек.

3 П. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Российская газета. 1992. 5 мая; 2013. 30 дек.

4 Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; Российская газета. 2014. 5 февр.

го вещи, которые относятся к культурным ценностям; является учредителем различных типов организаций и унитарных предприятий.

Говоря о природе государства как субъекта гражданского права, нельзя не затронуть такую категорию, как гражданская правосубъектность государства. Категория правосубъектности является одной из базовых в юриспруденции, а правосубъектность государства — это еще более сложное и многогранное понятие.

В рамках настоящей статьи остановимся на наиболее знаменательных вехах исторического участия государства в хозяйственных сделках: воззрениях римских юристов на природу государства как субъекта гражданского права; участие в имущественных отношениях фиска в России конца XIX в.; проанализируем взгляды советских юристов и современные научные подходы к участию государства в гражданских отношениях.

Такое понятие, как «правосубъектность», появился в юриспруденции в XX в. Первое упоминание о правосубъектности содержится в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, принятой

© Садриева Р.Р., 2015

* Садриева Резида Равиловна — старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова. [resida84@mail.ru]

677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, д. 58.

** Работа выполнена при финансовой поддержке гранта «Научно-образовательный фонд поддержки молодых ученых Республики Саха (Якутия)» 201302010068» (The research was supported by «Scientific and Educational Foundation for Young Scientists of Republic of Sakha (Yakutia)» 201302010068).

Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.5, которая установила, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Не раз в науке отмечалось, что определение понятия правосубъектности в гражданском праве является отправным пунктом для характеристики субъектов гражданского права в целом, выявления общих признаков участников гражданских правоотношений, для анализа конкретных форм возникновения и осуществления гражданских прав6.

В более широком понимании правосубъектность — это способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом право-отношений7.

Является интересным тот факт, что некоторые цивилисты, в том числе С.Н. Братусь, не различали понятия правосубъектности и правоспособности и считали их равнозначными понятиями8.

Более широкое воззрение на сущность правосубъектности имел В.С. Ем, который отмечал, что по своей сути правосубъектность представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями. Наделение субъекта правосубъектностью есть следствие существования длящейся связи субъекта и государства9.

Существует группа ученых, рассматривавших правосубъектность не как набор качеств, которыми должны обладать субъекты гражданского права в целом, а как признак, которым, согласно закону, наделяется отдельный субъект для признания его участником гражданских правоотношений10.

На основании анализа приведенных выше определений можно прийти к однозначному выводу, что термин «правосубъектность», состоящий из двух слов «право» и «субъект», дает возможность и, соответственно, правовую способность лицу быть субъектом права, а в нашем случае, быть субъектом гражданского права.

5 Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. 1995. 5 апр.

6 См.: Лозовская С.О. Правосубъектность в гражданском праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001.

7 См.: Википедия. URL: ru.wikipedia.org (дата обращения: 23.04.2014); Свободная русская энциклопедия «Традиция». URL: traditio-ru.orgwiki/Правосубъектность (дата обращения: 23.04.2014); Яндекс.Словари. Элементарные начала общей теории права. 2003. URL: 81оуаи.уа^ех.ш>

книги. начала.Правосубъектность (дата обращения: 22.04.2014)

8 См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. С. 6

9 См.: Ем В.С. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений // Гражданское право: учебник: в 4 т. Т. 1 / отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд. М.: Статут, 2004. С. 125-126.

10 См.: Кротов М.В. Правоспособность и дееспособность

граждан // Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Серге-

ева, Ю.К. Толстого. Т. 1. М.: ТК Велби: Проспект, 2002. С. 112.

Государство, являясь властно-политической организацией общества, одновременно представляет собой сложно организованный механизм государственных органов. Этот многоуровневый аппарат существует для выполнения специальных функций, как внутреннего, так и внешнего характера. Значимость и необходимость этих функций для блага всего общества неоспоримы. Реализация основных функций довольно часто производится с использованием гражданско-правовых средств. Таким образом, сама сущность государства предопределяет необходимость наличия у Российской Федерации гражданской правосубъектности.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства11.

Априори государство как участник гражданских правоотношений является носителем политической власти и суверенитета, и поэтому в нормативном порядке определяет характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Участвуя в гражданских правоотношениях, оно в добровольном порядке ограничивает свой иммунитет, что приводит к выводу о «раздвоении» правосубъектности государства при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством12.

Для того чтобы теоретически исследовать вопрос правового регулирования участия государства в гражданских правоотношениях, а следовательно, исторически проследить возникновение и развитие правосубъектности государства, на наш взгляд, необходимо обратиться к правовому наследию римских юристов, поскольку Россия принадлежит к континентальной правовой семье, подвергшейся рецепции римского частного права.

При регулировании гражданских отношений между римскими правоведами возникали те же дискуссии, касающиеся правосубъектности государства, что и в современном российском гражданском праве. Так, например, некоторые исследователи римского частного права считали римское государство юридическим лицом, другие же определяли его как особого субъекта, который существовал по особым нормам публичного права13.

Римляне времен республики еще не отделяли государство как властителя и законодателя от государства как субъекта частных прав, уравни-

11 См.: Сергеев А.П. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований. URL: http://www.vuz1ib.net/beta3/htm1/1/18227/18266/ (дата обращения: 26.07.2013).

12 См.: Гришаев С. Российская Федерация как участник гражданских правоотношений // Хозяйство и право. 2010. № 6 (401). С. 102-103.

13 См.: Римское частное право: учебник / под. ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2003. С. 116-117.

ваемого в имущественных отношениях с иными субъектами14.

Затем, по мере того как имущество императора (fiscus Caesaris) поглотило все государственное имущество (aerarium populi Romani, право управления которым принадлежало Сенату, исчезло со времен Диоклетиана), само римское государство в качестве фиска вошло, наконец, в число частных лиц, сохранив, правда, ряд фискальных привилегий как воспоминание о первоначальной независимости своей от частного права15.

Управление государственным имуществом происходит по различным ведомствам в особых отделениях (stations fisci), и притом так, что каждое отделение ведет свои счеты вполне независимо от другого, отсюда требование против одной statio не может быть компенсировано долгом в пользу другой; но эти отделения вовсе не представляют самостоятельных юридических лиц, поэтому они не могут заключать друг с другом договоры или предъявлять иски друг против друга16.

Римские цивилисты признавали, что государство, одновременно осуществляя властные политические функции, вступало и в гражданский оборот для удовлетворения своих хозяйственных нужд наряду и наравне с частными лицами, однако, имея некоторые юридические преимущества.

В Российской империи в XIX в. от имени государства в гражданских отношениях также участвовал специальный субъект права, именуемый казна, который имел особый, отличный от других субъектов статус17.

Но не только по необходимости казна должна быть признана субъектом прав наравне с прочими гражданами; она должна быть признана субъектом привилегированным, то есть ей должны быть предоставлены преимущественные права в сравнении с отдельными гражданами18.

По объяснению Мейера и Кавелина, казна или государство должно быть почитаемо за юридическое лицо как единое целое, но не в его отдельных ведомствах и учреждения19.

В проекте Гражданского уложения было предусмотрено, что казна есть само государство с верховной властью во главе его в качестве обладателя

государственных имуществ и особого казенного хозяйства20.

На первом месте среди юридических лиц публичного характера стоит казна, то есть само государство с хозяйственной его стороны. Это один субъект, несмотря на то, что эта хозяйственная деятельность осуществляется разными органами21.

В России в XIX в. государство участвовало в гражданских отношениях посредством казны как привилегированного субъекта, а также через различные ведомства и учреждения в соответствии с их компетенцией, однако они не были самостоятельными юридическими лицами, а являлись только частями целого, «представителями» казны.

В советский период понятие «казна» применялось только к государству. Его органы в этом случае считались представителями казны. Не применялось понятие «казна» и к административно-территориальным и иным такого рода образованиям, которые обычно рассматривались как юридические лица публичного права22.

Советские цивилисты считали, что государство обладает универсальной правоспособностью23.

А.А. Пушкин отмечал, что случаи участия советского государства как такового в гражданских правоотношениях немногочисленны, поскольку значительная часть его органов (государственные предприятия, производственные объединения, учреждения и другие организации) являются юридическими лицами и действуют в гражданских правоотношениях не от имени государства, а от своего собственного имени. Однако советское государство в целом является субъектом прав государственной социалистической собственности24.

В советский период на законодательном уровне закрепляются понятия правоспособности и дееспособности. Как отмечалось, именно благодаря деятельности советских юристов, таких как П.И. Сту-чка, С.Н. Ландкоф, С.Н. Братусь, О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьян, Ю.К. Толстой, О.А. Красавчиков, Б.Б. Черепахин, В.А. Тархов и других были сформулированы понятия правоспособности и дееспособности, что способствовало их законодательному закреплению25.

14 См.: Кириллова Н.А. Гражданская правосубъектность государства: проблемы ответственности: учеб. пособие. Новосибирск: СибАГС, 2002. С. 12.

15 См.: Зом Р. Институции: учебник истории и системы рим-скаго гражданскаго права / пер. с нем. Г.А. Барковскаго. СПб.: Склад изд. в юрид. кн. магазине Н.К. Мартынова, 1908. С. 32.

16 См.: Барон Ю. Система римскаго гражданскаго права. Вып. 1. Кн. 1: Общая часть. 2-е изд. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушноров и Ко, 1898. С. 73.

17 См.: Голубцов В.Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности // СПС «Гарант эксперт».

18 См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 1. М.: Статут, 2003, С. 115.

19 См.: Анненков К.Н. Система русского гражданского права Т. 1: Введение и Общая часть. 2-е изд. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. С. 200.

20 См.: Гражданское уложение. Проект высочайше учрежденной редакционной комиссии по составлению Граждан-скаго уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов редакционной комиссии) / под ред. И.М. Тютрюмова, сост. А.Л. Саатчан. Т. 1. СПб.: Законоведение, 1910. С. 48.

21 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. 9-е изд. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. С. 122-123.

22 См.: Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // СПС «Консультант Плюс».

23 См.: Поляков М.И. Гражданско-правовые последствия недействительных сделок с жилыми помещениями: монография // СПС «Консультант Плюс».

24 См.: Пушкин А.А. Субъекты гражданского права:текст лекций. Харьков: Харьков. юрид. ин-т, 1974. С. 17-18

25 См.: Исаева Т.В. Становление и формирование институтов гражданской правоспособности и дееспособности

Категории правоспособности и дееспособности как основные элементы правосубъектности в законодательстве России впервые были закреплены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г.26.

На наш взгляд, очень удачно сформулировал особенности правосубъектности государства в советский период Р.В. Шенгелия, который указал на то, что гражданская правосубъектность советского государства должна рассматриваться в тесной связи с его политической деятельностью, так как она в большинстве случаев используется как средство осуществления властных функций. Поэтому гражданская правосубъектность реализуется не только на основе приемов, характерных для норм гражданского права, но и властных актов, совершаемых государственными органами власти и управления27.

Это особенность государства как субъекта гражданского права исходит из самой публично-властной сущности государства и присутствует у него на всех этапах его развития. В этой связи в структуре дееспособности государства как составного элемента правосубъектности следует выделить так называемую актоспособность. Ак-тоспособность — это способность государства своими односторонними действиями, выражающимися, как правило, в письменных властно-распорядительных актах (распоряжениях, указах, приказах, постановлениях), создавать, изменять и прекращать права и обязанности для физических и юридических лиц.

Участвуя в гражданских правоотношениях, оно в добровольном порядке ограничивает свой иммунитет, что приводит к выводу о «раздвоении» правосубъектности государства при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством28. Эта особенность соответственно влияет на правосубъектность государства, в этой связи Конституционный суд РФ неоднократно в своих судебных актах указывал на то, что правоспособность публично-правовых образований, в том числе государства, носит специальный характер. Такой характер правоспособности обусловлен в силу их публично-правовой природы и не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интере-сы29. Особенности гражданской правоспособности

в XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 6.

26 Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. URL: http://civi1-1aw. narod.ru/wist/gk22/vved.htm1#ii (дата обращения: 23.04.2014).

27 См.: Шенгелия Р.В. Советское государство как субъект гражданского права: курс лекций. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1984. С. 11.

28 См.: Гришаев С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений // СПС «Консультант Плюс».

29 Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.1998

№ 168-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 1;

Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006.

№ 540-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007 г. № 2; Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 4.

государства определяются тем, что оно участвует в имущественных отношениях лишь для того, чтобы решать стоящие перед ним задачи в осуществлении публичной власти. Поэтому его правоспособность носит не универсальный, а специальный характер и характеризуется определенными ограничениями. Она в чем-то шире, а в чем-то уже правоспособности юридических или физических лиц30.

В теории цивилистики неоднократно говорилось о том, что публично-правовые образования реализуют свою дееспособность через государственные или муниципальные органы, действующие в рамках своей компетенции. Однако, с юридической точки зрения, участниками этой деятельности выступают не упомянутые органы, а публично-правовое образование, от имени которого эти органы действуют31.

По этому поводу А.В. Белов отмечал, что четкое разделение гражданской правосубъектности самих публично-правовых образований с гражданской правосубъектностью их органов находят в судебной практике четкое понимание, признание и практическое воплощение32.

На основании проведенного исследования можно выделить следующие особенности сущности государства как субъекта гражданского права:

1. Как показывает многовековой исторический опыт, государство являлось, является и будет являться активным участником гражданских правоотношений, в этой связи необходимо констатировать, что государство обладает гражданской правосубъектностью. Государство участвует в таких отношениях на равных началах с другими субъектами гражданского права и подчиняется всем предписаниям и требованиям законодательства. Именно в вопросах соблюдения требований норм гражданского права проходит четкая граница между гражданско-правовой природой государства и его публично-правовой природой.

Следует отметить, что публично-властная сущность государства требует специальных средств гражданско-правового регулирования, которые обеспечивали бы равное с остальными субъектами участие государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Это достигается путем принятия специальных законов и норм, например, к договорным отношениям с непосредственным участием государства применяются специальные законы: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-Ф «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,

30 См.: Крыцула А.А. Публично-правовое образование как субъект гражданских правоотношений по поводу использования памятника природы // Право и государство. 2010. № 2 (62). С. 108.

31 См.: Кутафин О.Е. Указ. соч.

32 См.: Практика применения Гражданского кодекса РФ, части первой / под общ. ред. В.А. Белова. 2-е изд. М.: Юрайт, 2011.

услуг отдельными видами юридических лиц», а также нормы БК РФ; относительно деликтных обязательств была введена специальная ст. 16.1. в ГК РФ, которая называется «Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления».

2. Правосубъектность государства носит специальный характер. Этот специальный характер обусловлен экономической основой, которая предназначена для осуществления функций государства и реализации полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, это влечет правомочность устанавливать особенности правосубъектности РФ и субъектов РФ в сфере частного права

3. Гражданская правосубъектность служит достижению целей во благо всего общества. Имущественные отношения, в которые вступает государство, по природе своей гражданско-правовые, но

сильно осложнены административно-властными правовыми элементами. Органы государства наделены лишь властно-управленческой, а не самостоятельной имущественной правосубъектностью, они выполняют функции государства и в конечном счете выступают от его имени.

4. Одной из главных особенностей государства, качественно отличающих его от других субъектов гражданских отношений, является то, что в структуре правосубъектности государства в ее активном элементе — дееспособности как публично-правового образования, обладающего властными полномочиями, следует выделить актоспособность, которая предопределяет способность государства своими односторонними действиями, выражающимися, как правило, в письменных властно-распорядительных актах (распоряжениях, указах, приказах, постановлениях), создавать, изменять и прекращать права и обязанности для физических и юридических лиц.

1. Анненков К.Н. Система русского гражданского права Т 1: Введение и Общая часть. 2-е изд. СПб.: Тип. М.М. Ста-сюлевича, 1894. 200 с.

2. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. 367с.

3. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица). М.: Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947. 364 с.

4. Гуляев А.М. Русское гражданское право. Обзор действующего законодательства и проекта гражданского уложения: пособие к лекциям. 2-е изд. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1911. 500 с.

5. Ем В.С. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений // Гражданское право: учебник: в 4 т. Т 1 / отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд.. М.: Статут, 2004. С. 125—126.

6. Зом Р. Институции: учебник истории и системы римскаго гражданскаго права / пер. с нем. Г.А. Барковскаго. СПб.: Склад изд. в юрид. кн. магазине Н.К. Мартынова, 1908. 154 с.

7. Исаева ТВ. Становление и формирование институтов гражданской правоспособности и дееспособности в XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 166 с.

8. Канторович Я.А. Государственные учреждения и предприятия в гражданском процессе. Комментарий к соответственным статьям Гражданского процессуального Кодекса и Положения об арбитражным комиссиях / под ред. А.М. Винавера, И.Б. Новицкого. М.: Право и жизнь, 1925. 114 с.

9. Кирилова Н.А. Гражданско-правовая ответственность государства: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. 34 с.

10. Кротов М.В. Правоспособность и дееспособность граждан // Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т 1. М.: ТК Велби: Проспект, 2002. С. 108-132.

11. Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в РФ: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2011. 26 с.

12. Крыцула А.А. Публично-правовое образование как субъект гражданских правоотношений по поводу использования памятника природы // Право и государство. 2010. № 2 (62). С. 54-57.

13. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // СПС «Консультант Плюс».

14. Лазаревский Н. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами. СПб.: Тип. Слово, 1905. 705 с.

15. Ландкоф С.Н. Гражданский кодекс РСФСР. Субъекты прав (лица). Научный комментарий / под ред. С.М. Пру-шицкого, С.И. Раевеча. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928. 75 с.

16. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 1. М.: Статут, 2003. 450 с.

17. Право собственности: актуальные проблемы / отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М.: Статут, 2008. 731 с.

18. Практика применения Гражданского кодекса РФ, части первой / под общ. ред. В.А. Белова. 2-е изд., прераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 1301 с.

19. Римское частное право: учебник / под. ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2003. 544 с.

20. Талапина Э.В. Управление государственной собственностью. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 455 с.

21. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // СПС «Консультант Плюс».

22. Шенгелия Р.В. Советское государство как субъект гражданского права: курс лекций. Тбилиси: Изд-во Тби-лис. ун-та, 1984. 256 с.

23. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. 9-е изд. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. 852 с.

1. Annenkov K.N. Sistema russkogo grazhdanskogo prava T. 1: Vvedenie i Obshhaja chast'. 2-e izd. SPb.: Tip. M.M. Stasju-levicha, 1894. 200 s.

2. Bratus' S.N. Sub"ekty grazhdanskogo prava. M.: Gosjurizdat, 1950. 367 s.

3. Bratus' S.N. Juridicheskie lica v sovetskom grazhdanskom prave (ponjatie, vidy, gosudarstvennye juridicheskie lica). M.: Jurid. izd-vo Minjusta SSSR, 1947. 364 c.

4. Guljaev A.M. Russkoe grazhdanskoe pravo. Obzor dejstvujushhego zakonodatel'stva i proekta grazhdanskogo ulozheni-ja: posobie k lekcijam. 2-e izd. SPb.: Tip. M.M. Stasjulevicha, 1911. 500 s.

5. Em V.S. Ponjatie, soderzhanie i vidy grazhdanskih pravootnoshenij // Grazhdanskoe pravo: uchebnik: v 4 t. T 1 / otv. red. E.A. Suhanov. 3-e izd. M.: Statut, 2004. S. 125-126.

6. Zom R. Institucii: uchebnik istorii i sistemy rimskago grazhdanskago prava / per. s nem. G.A. Barkovskago. SPb.: Sklad izd. v jurid. kn. magazine N.K. Martynova, 1908. 154 s.

7. Isaeva TV. Stanovlenie i formirovanie institutov grazhdanskoj pravosposobnosti i deesposobnosti v XIX — nachale ХХ v.: avtoref. dis. . kand. jurid. nauk. Saratov 2011. 166 s.

8. Kantorovich Ja.A. Gosudarstvennye uchrezhdenija i predprijatija v grazhdanskom processe. Kommentarij k sootvetstven-nym stat'jam Grazhdanskogo processual'nogo Kodeksa i Polozhenija ob arbitrazhnym komissijah / pod red. A.M. Vinav-era, I.B. Novickogo. M.: Pravo i zhizn', 1925. 114 s.

9. Kirilova N.A. Grazhdansko-pravovaja otvetstvennost' gosudarstva: avtoref. dis. . kand. jurid. nauk. M., 2003. 34 s.

10. Krotov M.V. Pravosposobnost' i deesposobnost' grazhdan // Grazhdanskoe pravo: uchebnik / pod red. A.P. Sergeeva, Ju.K. Tolstogo. T 1. M.: TK Velbi: Prospekt, 2002. S. 108-132.

11. Krylova E.B. Grazhdanskaja pravosub"ektnost' publichno-pravovyh obrazovanij v RF: avtoref. dis. . kand. jurid. nauk. M., 2011. 26 s.

12. Krycula A.A. Publichno-pravovoe obrazovanie kak sub"ekt grazhdanskih pravootnoshenij po povodu ispol'zovanija pamjatnika prirody // Pravo i gosudarstvo. 2010. № 2 (62). S. 54-57.

13. Kutafin O.E. Rossijskaja Federacija, ee sub"ekty i municipal'nye obrazovanija kak sub»ekty grazhdanskogo prava // SPS «Konsul'tantPljus».

14. Lazarevskij N. Otvetstvennost' za ubytki, prichinennye dolzhnostnymi licami. SPb.: Tip. Slovo, 1905. 705 s.

15. Landkof S.N. Grazhdanskij kodeks RSFSR. Sub"ekty prav (lica). Nauchnyj kommentarij / pod red. S.M. Prushickogo, S.I. Raevecha. M.: Jurid. izd-vo NKJu RSFSR, 1928. 75 s.

16. Mejer D.I. Russkoe grazhdanskoe pravo. Ch. 1. M.: Statut, 2003. 450 s.

17. Pravo sobstvennosti: aktual'nye problemy / otv. red. V.N. Litovkin, E.A. Suhanov, W Chubarov. M.: Statut, 2008. 731 s.

18. Praktika primenenija Grazhdanskogo kodeksa RF, chasti pervoj / pod obshh. red. V.A. Belova. 2-e izd., prerab. i dop. M.: Jurajt, 2011. 1301 s.

19. Rimskoe chastnoe pravo: uchebnik / pod. red. I.B. Novickogo, I.S. Pereterskogo. M.: Jurist", 2003. 544 s.

20. Talapina Je.V. Upravlenie gosudarstvennoj sobstvennost'ju. SPb.: Jurid. centr Press, 2002. 455 s.

21. Chirkin V.E. Juridicheskoe lico publichnogo prava // SPS «Konsul'tant Pljus».

22. Shengelija R.V. Sovetskoe gosudarstvo kak sub"ekt grazhdanskogo prava: kurs lekcij. Tbilisi: Izd-vo Tbilis. un-ta, 1984. 256 s.

23. Shershenevich G.F. Uchebnik russkogo grazhdanskogo prava. 9-e izd. M.: Izd. Br. Bashmakovyh, 1911. 852 s.

Материал поступил в редакцию 3 мая 2015 г.

On the issue of nature of the state as a subject of civil law

SADRIEVA, Rezida Ravilovna — senior lecturer of the Department of Civil Law and Process of the North-Eastern

Federal University named afer Maksim Kirillovich Ammosov.

677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinskogo, 58.

Review. This article studies the nature of the state as a subject of civil law relations, which is based upon the principle of equality of all participants (which is a paradox in itself). The conflict is based upon the fact that an inalienable element of the state is its public power nature, which is reflected in the horizontal relations among the citizens. The article provides analysis of the nature of the state as a subject of civil law in order to find an optimum balance for the most efficient legal regulation. The author views various viewpoints of civil law scholars on specificities of such participations on various stages of historical development, thus, reflecting patterns and characteristic features of the legal capacity of the state. Finally, the author makes a number of conclusions regarding such specificities, providing for a quality difference between he state and other participants of civil law relations. Participation of state in civil law relations is regular, and compliance with the civil law norms draws a boundary between civil law element of the state and its public law element. The power-based nature of the state always requires special means of civil law regulation, to guarantee them is a purpose of both the legislator and the science of civil law. Keywords: state, legal competence, treasury, civil law relations, property, state bodies, public nature, legal capacity, public law units, the capacity to act.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *