Что такое государственный внутренний долг российской федерации
БК РФ Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
Что такое госдолг России и почему о нем говорят
По итогам 2020 года долг российского правительства вырос почти на 40% , до 18,99 трлн рублей, что составляет 17,8% от ВВП. За первый квартал 2021 года, по данным Счетной палаты, он еще увеличился и приблизился к 20 трлн рублей (около 17% прогнозируемого объема ВВП). Объясняем, что же это значит.
Что такое госдолг?
В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований.
Часто еще рассматривают чистый госдолг. Это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть отрицательный чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. Положительный, соответственно, наоборот.
При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия, например, к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям.
На 1 мая 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 15,832 трлн рублей, внешний госдолг на ту же дату — $56,517 млрд (около 4,230 трлн рублей по курсу ЦБ на начало мая), а их сумма — 20,062 трлн рублей.
Кому государство должно?
Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.
Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.
Как государство выплачивает долг?
Платежеспособность государства оценивается по разным параметрам. И самый главный — наличие ликвидных активов.
Ликвидные активы государства — это, в первую очередь, валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. Так, на конец апреля 2021 года депозиты органов государственного управления составляли 10,651 трлн рублей в Центробанке и 16,393 трлн рублей по всей банковской системе.
Что означают изменения госдолга?
Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах — самый большой в мире, $28,163 трлн, а соотношение с ВВП ($21,48 трлн по итогам 2020 года) превышает 100%. Подробнее об этом мы писали здесь.
Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.
А что говорят власти?
Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. Он отмечал, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга. Но и дальше наращивать его такими высокими темпами, как в минувшем году, финансовое ведомство не планирует.
"Объем государственного долга в 2020 году увеличился на 5,4 трлн рублей, однако его показатели не превысили безопасный уровень. Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется. Ведь показателем безопасного уровня госдолга является не только его общий объем, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированная структура без пиков платежей", — заявляли в Минфине в начале 2021 года.
Госдолг: что это такое и какие виды бывают
«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.
28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.
Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).
А госдолг России, к примеру, составляет чуть более 20% ВВП. С учетом разницы «весовых категорий» – ВВП США почти в 15 раз больше российского – он представляется совсем мизерным. По состоянию на 1 сентября 2021 года задолженность России перед миром составляет «всего» 20 трлн рублей – около 270 млрд $.
На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.
Что такое госдолг
Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?
Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:
- другие страны;
- иностранные и интернациональные корпорации;
- банки и другие финансовые организации;
- физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).
Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).
Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).
Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.
Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).
Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.
Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.
К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.
В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.
Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.
Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.
Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.
А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.
Вот лишь некоторые преимущества:
Какие типы госдолгов существуют
Есть несколько видов классификации.
В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:
- внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
- внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.
В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.
В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.
Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:
- положительным – если больше долгов;
- отрицательным – если больше накоплений.
Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.
Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».
До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).
Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.
На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.
В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом
В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.
Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.
Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.
Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.
Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.
Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.
Как выплачивают госдолг
В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.
Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.
Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).
Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.
Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.
Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.
О чем говорит размер госдолга
Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.
Большое значение имеют и другие факторы:
- кредитный рейтинг страны;
- размер накоплений и их ликвидность (возможность быстро перевести в конвертируемую валюту);
- доходность государственных облигаций (чем она ниже, тем лучше);
- среднегодовая инфляция в стране;
- возможность «печатать» деньги, если они относятся к мировым резервным валютам;
- различные внешнеполитические и внутриполитические факторы.
Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.
А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.
Хотите взять кредит? Рассчитайте сумму ежемесячного платежа на нашем удобном калькуляторе и отправляйте заявку в банк.
Государственный внутренний долг России и его оценка на современном этапе
Внутренний государственный долг — это непогашенные долговые обязательства государства по отношению к юридическим и физическим лицам, являющимся резидентами этого государства.
Традиционно государственный долг разделяют на два основных вида:
- внутренний,
- внешний.
Эти виды государственного долга закреплены в российском бюджетном законодательстве. Основой указанного разделения выступает признак, который в литературе встречается под разными названиями: резидентский, валютный, по сферам заимствования, по происхождению кредитных ресурсов. В соответствии с этим признаком внешний и внутренний долг отличаются валютой, в которой они номинированы. Однако ряд авторов указывает на необходимость разделения государственного долга по сферам заимствования. Это значит, что в основу деления кладется внешний и внутренний финансовые рынки. Разделение производится не по тому, в какой валюте возникают обязательства, а по субъектам-кредиторам. Рациональность указанного подхода подтверждается историческими фактами. Так, например, в 1990-е годы Российская Федерация имела займ в долларах США, размещенный среди резидентов России. Такой долг имеет признаки сразу нескольких видов государственного долга — как внутреннего, так и внешнего. Чтобы при классификации государственного долга не возникали подобные затруднения, основной признак деления должен быть четко зафиксирован. В мировой практике можно встретить примеры применения как валютного признака, так и резидентского. Более распространённым является резидентский.
Государственный внутренний долг может рассматриваться как экономическая и как финансово-правовая категория.
С экономической позиции государственный внутренний долг можно определить как инструмент макроэкономической политики, заключающийся в том, что физические и юридические лица передают государству во временное пользование финансовые ресурсы на условиях возвратности. Новый владелец получает возможность реализовать свои интересы, оказывать воздействие на контрагентов, получать доходы и нести расходы. Государственный внутренний долг порождает совокупность отношений в сфере финансов, связанных с перемещением капитала в государственный бюджет из национального или частного сектора путем заимствования.
Исходя из вышесказанного, можно определить основное содержание государственного внутреннего долга как передачу денежных средств от юридических, физических лиц и прочих субъектов в распоряжение государства.
C финансово-правовой позиции под государственным долгом понимают задолженность прошлых лет, к которой добавляется вновь возникающая задолженность, обеспечиваемая всеми активами, которые находятся в распоряжении правительства.
Оценка внутреннего государственного долга РФ
В составе внутреннего государственного долга Российской Федерации выделяются обязательства по:
-
, которые выражена в российской валюте,
- кредитам, полученным Россией и выраженным в российской валюте,
- государственным гарантиям, выраженным в российской валюте,
- иным выплатам, которые предусмотрены в российской валюте.
Содержание внутреннего государственного долга позволяет характеризовать его виды по различным признакам:
- по сроку долговых обязательств,
- по валюте обязательств,
- по форме обязательств.
По срочности долговых обязательств государственный внутренний долг может быть разделен на следующие разновидности: краткосрочный — на срок менее одного года, среднесрочный — на срок от 1 до 5 лет, долгосрочный — на срок от пяти до 30 лет.
По валюте обязательства делятся на выраженные в национальной валюте и выраженные в иностранной валюте.
По форме государственный внутренний долг может быть облигационным и безоблигационным. В настоящее время в структуре российского внутреннего государственного долга преобладают облигационные формы. В бюджетном законодательстве ценные бумаги рассматриваются как единственная используемая форма внутренних государственных заимствований. Федеральные законы о бюджете, описывая программу государственных внутренних заимствований, закрепляют качестве инструмента осуществления таких заимствований именно ценные бумаги. Судебная практика подтверждает, что государственные займы могут быть получены исключительно путем выпуска ценных бумаг.
В настоящее время проблема оценки государственного долга, в том числе внутреннего, получила широкое обсуждение. Если страна имеет большой объем долговых обязательств, нерационально управляет ими, это может стать причиной возникновения экономической нестабильности вплоть до потери государством финансовой самостоятельности. Поэтому целью управления государственным долгом является повышение благосостояния населения.
Проблема оценки государственного долга обсуждается как на национальном уровне, так и на уровне международных организаций. При этом используются разнообразные долговые индикаторы, позволяющие оценить и классифицировать страны-дебиторы. Также инструменты оценки долговых обязательств применяются международными рейтинговыми агентствами в ходе формирования кредитного рейтинга государств.
Мировая практика предусматривает проведение оценки влияния государственного внутреннего долга на экономическую и социальную сферу. При этом производится расчет объема государственного долга на душу населения, соотнесение объемов ВВП, государственных расходов и долговых показателей.
Таким образом, анализ государственного внутреннего долга требует проводить регулярный анализ объема и состава долга в разрезе срока погашения и затрат на обслуживание, а также оказываемого на платежеспособность страны влияния. Желательно ориентироваться на сокращение доли краткосрочных займов в пользу долгосрочных. Выплаты, связанные с обслуживанием и погашением долгов, должны производиться ритмично, в соответствии с установленным графиком платежей.