Глава 1. Сущность, содержание и проблемы общественного порядка и общественной безопасности.
Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности правоохранительных органов.
В понятиях «общественная безопасность» и «общественный порядок» присутствует одно общее слово «общественный». Применительно к понятию «общественны порядок», данное слово относится к термину «общество» т.е. порядок в обществе. Порядок, который предполагает все социальные нормы.
И так что же такое общественная безопасность — ϶ᴛᴏ безопасность жизни и здоровья каждого гражданина и общества в целом и безопасность (сохранность) имущества граждан, их чести, достоинства и нравственности.
Целями обеспечения общественной безопасности являются: 1
1) достижение и поддержание необходимого уровня защищённости прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
2) повышение уровня защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;
3) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.
Главная задача по обеспечению общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:
— выявление источников угроз общественной безопасности;
— оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование её развития;
— создание программ направленных на обеспечение общественной безопасности.
— совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности;
— совершенствование борьбы с террористическими актами;
— противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и т. д.
Обеспечение общественной безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
3) системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;
4) приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;
5) взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности.
Теперь перейдём к общественному порядку. Он рассматривается в широком и узком смысле:
В широком смысле – это система общественных отношений, в которой дается гарантия неприкосновенности всей властной системой государства. Это все связи и отношения в обществе, весь его строй.
В узком смысле – это совокупность регулируемых нормами права и другими социальными нормами волевых общественных отношений, в которых является главной целью личная безопасность граждан, обеспечение нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан. В этом понимании включается не вся система общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально – политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.
Виды общественных мест – места постоянного, периодического и эпизодического присутствия.
Места постоянного присутствия – бульвары в населенных пунктах, улицы, скверы, площади, работающие круглосуточно учреждения, вокзалы.
Общественные места периодического присутствия – учреждения, предприятия и организации, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы (городской транспорт, пассажирские поезда и суда, предприятия торговли, рынки, спортивные клубы).
Общественные места эпизодического присутствия – места, в которых общение людей носит непостоянный, разовый характер (луг, лес, участок степи во время массового гулянья).
Элементы общественного порядка:
1) цели установления и поддержания общественного порядка;
2) средства регулирования;
3) содержание общественных отношений (порядка);
4) реальные гарантии прочности.
Средствами регулирования общественного порядка являются правовые нормы и социальные правила нравственного характера. Главенствующая роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам права. Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совершение определенных действий, устанавливает ответственность за правонарушения, определяет задачи, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц по охране общественного порядка.
Гарантии прочности общественного порядка:
– соответствие правил общественного порядка интересам всего населения;
– убежденность граждан в их справедливости и целесообразности;
– правовая культура и сознательность граждан.
Под общественной безопасностью понимается система отношений, основанная на строгом соблюдении и исполнении специальных организационно-технических правил, установленных государством в целях:
– охраны жизни и здоровья других людей;
– недопущения разрушения или повреждения зданий.
Почти все – отсюда http://lawdiss.org.ua/books/a2091.doc.html
Особенность регулирования общественной безопасности состоит, в том, что многие правила здесь имеют технический характер. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов, правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах: правил противопожарной безопасности, правил пользования предметами, подпадающими под разрешительную систему.
Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества – общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности органы внутренних дел, полиция.
К сфере общественной безопасности относятся те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями. Общественная безопасность –она охватывает общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества.
В российском законодательстве термин «общественная безопасность» употребляется достаточно широко. Так, Конституция РФ, разделяя полномочия Федерации и ее субъектов, употребляет термин «безопасность»: к ведению Российской Федерации отнесены оборона и безопасность, обеспечение общественной безопасности является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Система общественных отношений регулирует обеспечение общественного спокойствия, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий, неприкосновенность жизни и здоровья населения, является общественной безопасностью.
Наиболее удачно и полно определяет общественную безопасность Б.П. Кондрашов. Под общественной безопасностью он понимает «систему общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств». 2
Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний, чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями. Как мы видим, в основу этого определения вошло понятие безопасности, взятое из Закона РФ «О безопасности».
Делая вывод с учетом сказанного выше можно сказать, что общественный порядок и общественная безопасность связаны между собой.И так можно сформулировать понятие общественной безопасности. Под общественной безопасностью следует понимать, что обеспечивается удовлетворению необходимых потребностей и интересов граждан, способность к эффективному предотвращению или устранению различных видов опасностей и угроз. Общественная безопасность и общественный порядоквключают в себя безопасность государства и безопасность личности.
Понятие и содержание общественной безопасности в Российской Федерации
Хайбуллин, А. Р. Понятие и содержание общественной безопасности в Российской Федерации / А. Р. Хайбуллин, Н. А. Шурухин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85759/ (дата обращения: 18.09.2023).
Процесс развития правового государства характеризуется двойственными тенденциями, когда открытые успехи в демократизации общественной жизни, либерализации экономики сопровождаются деструктивными проявлениями, значительно сдерживающими проведение экономико-социологических реконструкций, создающих угрозу законным правам и интересам граждан, и обществу в целом. По этой причине в актуальной науке проявляется особый интерес к вопросу обеспечения общественной безопасности, имеющей общенаучный характер. Вследствие этого, целью настоящей статьи является исследование понятия и содержания общественной безопасности в Российской Федерации.
Ключевые слова: общество, безопасность, общественная безопасность, конституция, концепция, российское государство.
Учитывая текущую международную обстановку и внутреннее положение нашей страны, вопрос обеспечения общественной безопасности наряду с термином «общественная безопасность» приобретает все большее значение.
Только при наличии четкого понимания того, что охватывает термин «общественная безопасность», есть возможность обозначить главные угрозы обеспечению общественной безопасности и определить процессы по их нейтрализации и минимизации последствий их воздействия. Вместе с тем, данное понятие является предметом изучения в философии, религии и других учениях, а также в управлении и юриспруденции, поскольку с древних времен и до наших дней перед человеком стоит проблема обеспечения собственной и общественной безопасности. Этот вопрос беспокоит всех без исключения, т. к. инстинкт самосохранения ставит перед человечеством главную задачу жизни — выживание вида.
В настоящее время существует множество определений, представляющих концепцию общественной безопасности, которые связаны с глубиной и разнообразием самого явления безопасности, а также с большим разнообразием связей и форм.
Сегодня существует плюрализм в определении общественной безопасности, определяемый фундаментальной природой и разнообразием самого феномена безопасности, множественностью форм внешних проявлений и содержательных связей и взаимодействий с другими явлениями объективной реальности. До недавнего времени концепция общественной безопасности не имела нормативного определения и это являлось предметом множества дискуссий. Сложный характер вопросов общественной безопасности проявляется в различных концептуальных категориях, таких как «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность» и другое [1, с. 68–71]. Рассмотрение концепции общественной безопасности требует раскрытия этих однородных с ней понятий. Их разработка включает в себя как дифференцированный, так и комплексный подход, основанный на использовании сложных данных из областей философии, права, истории, социологии и других научных знаний в качестве теоретической и методологической основы познания.
Общественная безопасность — это крупная социально-правовая категория.
Босхамджиева Н. А. анализирует общественную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от общественно опасных деяний, стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность для них, их устойчивого развития, а также гарантированной реализации и защиты интересов личности, государства и общества, урегулированное нормами административного права» [2, с. 10]. Можно заметить, что, когда автор определяет эту категорию, в ее содержание входит состояние защиты государственных интересов, а государственная безопасность путается с общественной безопасностью.
Заслуживает широкое понимание определение концепции «общественная безопасность», создателем которого служит И. И. Веремеенко. По его мнению, общественная безопасность — «это безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами». [3, с. 62].
Таким образом, мы можем говорить, что в научной литературе существует два основных метода определения общественной безопасности. Первый основан на широком представлении общественной безопасности, которая обычно характеризуется правильным поведением общественной жизни. Второй подход построен на узком понимании системы общественных отношений, пересекающихся с источниками повышенного риска.
В пункте 4 данной Концепции устанавливается, что под общественной безопасностью следует понимать «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5, п. 4]. Как видим, это определение не подходит ко многими ранее приведенным формулировкам.
Выделение категории «социальные ценности духовности» к объектам, требующим состояния безопасности, связано с текущим увеличением нарушений этих ценностей в Российской Федерации. В целом метод, показанный в этом определении, выглядит разумным. Его появление позволило уточнить положения отдельных нормативных правовых актов, а также развить их применение на практике в дальнейшем.
В качестве угроз общественной безопасности определением выделены:
— виновные и иные неправомерные посягательства,
— общественные и международные разногласия,
— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Видение этих угроз теперь имеет определенную степень ясности, но, по нашему мнению, эти угрозы не претендуют на завершение предложенного определения общественной безопасности.
Несмотря на то, что это определение следует считать положительным, оно, вероятно, подвергнется критике как видение обеспечения вопросов общественной безопасности в Концепции общественной безопасности.
Но сначала необходимо обратить внимание на более важный факт, который может существенно дополнить понятие общественной безопасности. В упомянутой нами концепции общественная безопасность рассматривается как часть национальной безопасности России. Более того, соотношение этих понятий всегда было предметом дискуссий. Когда общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности, предпосылка первой позиции должна согласовываться с автором «концепции общественной безопасности».
В сравнении с законодательной формулировкой общественная безопасность должна рассматриваться более обширно. Она характеризуя её как такое обстоятельство общественных отношений, при котором обеспечена безопасность личности, общественное спокойствие, создана благоприятная обстановка для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности организаций, обеспечена защита от опасности, исходящей от преступных и иных противоправных посягательств, несоблюдения порядка обращения с источниками повышенной опасности, опасными объектами и веществами, от проявлений негативного техногенного и природного характера и иных особых условиях. Сфера социальных отношений и ведущие направления социальной жизни, относящиеся к этой правовой категории, очень широки. Область общественной безопасности охватывает отношения между людьми, участвующими в соблюдении правил безопасности дорожного движения и пешеходов; правил, обязательных при производстве строительных и ремонтных работ в общественных местах; противопожарных правил; правил, необходимых для соблюдения для борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и другое. Общественная безопасность предполагает предотвращение причинения ущерба обществу и поддержка его естественных функций и интересов.
Концепция общественной безопасности Российской Федерации сосредоточена на постоянном повышении качества системы обеспечения общественной безопасности и предусматривает политические, организационные, экономико-социальные, информационные, правовые и прочие меры, которые следует предпринять, чтобы:
— предупреждать, выявлять и пресекать террористическую и экстремистскую деятельность, преступные деяния коррупционного характера, кроме этого, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, преступления в области незаконной миграции, торговли людьми, а также иные преступные посягательства на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества;
— принимать меры предосторожности разногласий общественного и международного характера;
— предупреждать, ликвидировать и (или) минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также оказывать первую медицинскую помощь лицам, которые находятся в беспомощном состоянии или в положении, которое опасно для их жизни и здоровья и другое.
Опасность коррупции не меньше, чем опасность экстремизма и терроризма, препятствует нормальной работе государственных и местных институтов. В то же время она также ослабила доверие граждан к государственным институтам и определило общий имидж России за рубежом.
Нелегальную миграцию также следует рассматривать как угрозу общественной безопасности. В результате его воздействия возникают условия, способствующие формированию террористических организаций, проявлению экстремизма и национализма. Среди угроз также негативная тенденция внутренней миграции, когда граждане России переезжают из одного региона в другой. Не случайно в Концепции общественной безопасности отмечается влияние внутренней миграции на образование ксенофобии, национальной, расовой и религиозной ненависти, в том числе рост на этой основе организованных преступных групп.
В некоторых случаях серьезная изношенность транспортной инфраструктуры, транспортных средств и гидротехнических сооружений рассматривается как угроза общественной безопасности, что создает возможность возникновения аварийных ситуаций.
Опасная ситуация наблюдается в области обеспечения защиты населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов. Упадок биохимической промышленности и ухудшение санитарно-эпидемической ситуации вызывают все больше и больше биохимических угроз и повышают риск угрозы жизни и здоровью человека.
Сегодня в государстве уделяется особое внимание экстремистской деятельности различных организаций, которая угрожает единству и территориальной целостности России и может подорвать устойчивость внутриполитической и социальной обстановки в стране. Если следовать концепции общественной безопасности, борьба с экстремизмом прочно занимает лидирующие позиции в системе мер по обеспечению общественной безопасности. Тем не менее стоит признать, что утверждения ученых верны, указывая на то, что деградация дорог уносит гораздо больше жизней, чем «неопределенная экстремистская деятельность».
Таким образом, мы предполагаем, что общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов, безопасности личности, общества от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить реализацию прав человека, достойное качество жизни граждан, развитие духовных ценностей общества, социальную и общественную стабильность.
Общественная безопасность в эпоху когнитивной войны
Место общественной безопасности в системе национальной – одно из наиболее важных. «Общественная безопасность» – широкое понятие, оно включает в себя охрану общественных отношений, которые не являются правоотношениями, а также не имеют элементов исполнения государственно-властных полномочий. Она частью входит в понятие национальной безопасности, ей присущи и иные подвиды, выходящие за рамки национальной безопасности, не регулируемые конституционно-правовыми нормами.
По мнению западных исследователей, в отличие от национальной безопасности, основанной на политическом контроле ситуации, общественная безопасность означала способность общества сохранять свою сущность неизменной в условиях постоянно изменяющихся окружающих условий и фактических или возможных угроз, а достижение целей национальной безопасности возможно путем укрепления именно общественной безопасности.
Государственная безопасность выступает средством, а должный уровень общественной безопасности – целью данного вида национальной безопасности 1 .
Понятие «общественная безопасность»
В Концепции общественной безопасности в РФ записано, что общественная безопасность – это часть национальной безопасности РФ (п. 1) 2 . Понятие «общественная безопасность» используется как система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий. В табл. 1 представлены трактовки понятия «общественная безопасность».
Таблица 1. Трактовка понятия «общественная безопасность»
В других формулировках, в частности в утратившем силу распоряжении Правительства Москвы от 16.04.2010 г. № 707-РП «Об утверждении Концепции комплексной безопасности города Москвы»3 и в приказе МВД РФ от 15.03.2002 г. № 240 «Концепция развития службы общественной безопасности МВД РФ», тесно связанном с положениями закона «О безопасности» от 05.03.1992 г., в ст. 1 было представлено понятие «безопасность» – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (табл. 2).
Таблица 2. Понятие «безопасность» в разных концепциях
В Концепции общественной безопасности в РФ указано, что под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 4). Приоритетным направлением государственной политики в сфере национальной безопасности РФ является обеспечение общественной безопасности, под которым понимается реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий ЧС природного и техногенного характера (п. 6 «б»).
Цели и задачи общественной безопасности
К целям обеспечения общественной безопасности относятся:
- достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
- повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;
- сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе (п. 25).
Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.
К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:
- выявление и нейтрализация источников угроз общественной безопасности;
- оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование ее развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области;
- принятие и сопровождение комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории РФ;
- превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;
- повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий;
- совершенствование профилактических мер по снижению риска терактов;
- защита населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан;
- пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- противодействие коррупции;
- совершенствование механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности;
- повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности, а также уровня правовой и социальной защищенности их сотрудников (п. 26).
Цели и задачи обеспечения общественной безопасности определяются характером потенциальных и имеющихся угроз, где «угроза общественной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества» (п. 6 «а»). Цель обеспечения общественной безопасности заключается в выявлении, устранении и предупреждении угроз, способных нанести ущерб общественным интересам и отношениям. Стратегические цели и источники угроз в Концепции общественной безопасности в РФ представлены в виде цепочки «угроза и ее источник – направление деятельности по обеспечению общественной безопасности в сфере нейтрализации данной угрозы» (табл. 3).
Таблица 3. Стратегические цели и источники угроз в Концепции общественной безопасности в РФ
Концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности
Концепция общественной безопасности является системой взглядов на обеспечение правовой базы для решения задач общественной безопасности и не ставит целью представить механизм борьбы с основными угрозами. Ее основа – Конституция РФ, которая определяет, что вопросы обеспечения общественной безопасности находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72, ч. 1, п. «б»). Ст. 132 (п. 1) Конституции РФ расширяет круг субъектов обеспечения общественной безопасности за счет органов местного самоуправления, которые осуществляют охрану общественного порядка.
Для объединения всех усилий и придания им системной направленности и была утверждена Концепция общественной безопасности в РФ.
В ней зафиксировано, что концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. В ней определены сферы реализации программы безопасности, на долгосрочную перспективу исходящие из необходимости совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер.
В Концепции общественной безопасности выделены угрозы, на которые государство обращает внимание в первую очередь:
- экстремистская деятельность и терроризм;
- преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств;
- незаконная миграция;
- коррупция.
Другими источниками угроз являются:
- ухудшение технического состояния инфраструктурных объектов;
- вероятность возникновения ЧС на ядерно и радиационно опасных объектах;
- биологические и химические угрозы;
- пожары;
- сейсмическая опасность;
- другие стихийные бедствия.
Главное направление концепции – это постановка целей и задач для улучшения работы системы безопасности в РФ. Анализ показывает, что на первое место ставятся профилактические меры по созданию государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, совершенствование законодательства, внедрение комплексных целевых программ.
Субъекты обеспечения общественной безопасности
Круг субъектов обеспечения общественной безопасности включает в себя субъекты государственной и негосударственной системы обеспечения общественной безопасности. Основными субъектами негосударственной системы обеспечения общественной безопасности являются граждане, их общественные объединения, иные организации и объединения, действующие в соответствии с нормами Конституции РФ и других правовых актов. Согласно ст. 12 Федерального закона № 390 «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (в редакции федеральных законов от 05.10.2015 г. № 285-ФЗ, от 06.02.2020 г. № 6-ФЗ, от 09.11.2020 г. № 365-ФЗ), органы местного самоуправления признаны полноценными субъектами системы обеспечения общественной безопасности в пределах своей компетенции. Органы муниципальной власти осведомлены о потребностях населения, а в силу вхождения муниципальных руководителей в местное сообщество заинтересованы в разрешении местных проблем. Негосударственная система обеспечения безопасности включает в себя частные детективные структуры и охранные организации, службы безопасности отдельных предприятий.
Обеспечение общественной безопасности в РФ – это деятельность не только государства, но и общества, и отдельных граждан. Такое взаимодействие государственной и общественной систем обеспечения общественной безопасности формирует баланс, защищающий общество от социальных потрясений и конфликтов.
В практическом плане обеспечение безопасности объектов реализуется с помощью:
- формирования ее стратегии на базе положений Концепции общественной безопасности в РФ;
- создания инженерно-технических систем и организационных мер;
- подбора методов образования и обучения персонала.
4 Распоряжение Правительства Москвы от 16.04.2010 г. № 707-РП «Об утверждении Концепции комплексной безопасности города Москвы».
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации
Президент утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации.
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации.
2. Настоящей Концепцией определяются основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации (далее также – общественная безопасность), цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации (далее – силы обеспечения общественной безопасности). Концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Настоящая Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
4. Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:
а) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
б) по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;
в) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
г) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;
д) по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.
6. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
а) угроза общественной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
б) обеспечение общественной безопасности – реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) система обеспечения общественной безопасности – силы и средства обеспечения общественной безопасности;
г) государственная система мониторинга состояния общественной безопасности – единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
д) средства обеспечения общественной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии общественной безопасности и мерах по её укреплению.
7. Правовую основу обеспечения общественной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности», иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
II. Основные источники угроз общественной безопасности
8. Состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут.
9. В стране сложилась непростая криминогенная обстановка, отличающаяся высоким уровнем преступности и появлением новых видов угроз криминального характера.
10. Уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, на территории страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наёмников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие.
В сложившихся обстоятельствах необходима реализация комплекса мероприятий в области противодействия терроризму и разрушения его основ. Повышенного внимания требует обеспечение безопасности граждан, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
11. Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодёжи. Члены экстремистских организаций активно используют новые технологии, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности.
Для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
12. В крупных городах и приграничных регионах страны увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
13. Значительное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что свидетельствует об осложнении криминогенной обстановки в стране вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Растёт число административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на транспорте и в области дорожного движения. В связи с этим необходимо разработать и принять меры по повышению эффективности функционирования системы обеспечения безопасности населения на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспорте.
14. Количество преступников увеличивается за счёт беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, граждан без определённого места жительства, лиц, освобождённых из мест лишения свободы, иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода.
15. Благодаря объединённым усилиям государства и общества, направленным на борьбу с преступностью, достигнут определённый прогресс в уменьшении степени криминализации общественных отношений. Однако ряд криминогенных факторов продолжает оказывать негативное воздействие на состояние общественной безопасности в стране.
16. Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространённости этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.
Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене.
17. Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности.
Незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их пребывания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма.
Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренней миграции, основным вектором которой остаётся переселение мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион, в результате чего не только усиливается дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации, но и растёт социальная напряжённость в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп.
18. В Российской Федерации наблюдается ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, связанное с их износом, что влечёт за собой снижение уровня безопасности при их эксплуатации, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
19. Серьёзную угрозу общественной безопасности представляет вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах. В связи с этим требуется совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на таких объектах, а также системы реагирования на возможные аварии.
20. В области защищённости населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов наблюдаются тревожные признаки: анализ ситуации, сложившейся в различных сферах обеспечения биологической и химической безопасности, позволяет сделать вывод, что существуют серьёзные риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. На фоне значительного ухудшения обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической безопасности, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы общественной безопасности.
21. Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации. Минимизация потерь от пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития страны и одной из составляющих общественной безопасности. При этом вероятность возникновения пожаров в России выше, чем в других экономически развитых странах.
Государством проводится целенаправленная работа по укреплению сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Наметилась положительная тенденция к снижению основных показателей риска пожаров для населения и объектов экономики, однако в настоящее время информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет добиться устойчивого снижения основных показателей риска пожаров и, соответственно, вывести обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации на качественно новый уровень.
22. Негативное воздействие на население, территорию и объекты экономики оказывают естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов. Существуют серьёзные риски наводнений и иного негативного воздействия вод на население, территорию и объекты экономики в связи с учащением опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий.
23. Значительную угрозу для населения представляет сейсмическая опасность. На сейсмоопасных территориях страны находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, которые в случае сильного землетрясения могут подвергнуться серьёзным разрушениям, вследствие чего усилится поражающее воздействие на население.
24. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на водных объектах, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития Российской Федерации.
III. Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности
25. Целями обеспечения общественной безопасности являются:
а) достижение и поддержание необходимого уровня защищённости прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
б) повышение уровня защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;
в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.
26. Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:
а) выявление и нейтрализация источников угроз общественной безопасности;
б) оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование её развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области;
в) принятие и сопровождение комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
г) постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации;
д) превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;
е) повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий;
ж) совершенствование профилактических мер по снижению риска террористических актов;
з) защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
и) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан;
к) пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
л) противодействие коррупции;
м) совершенствование механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности;
н) повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности, а также уровня правовой и социальной защищённости их сотрудников.
27. Обеспечение общественной безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
в) системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;
г) приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;
д) взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности.
IV. Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности
28. Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются:
а) в области противодействия терроризму:
совершенствование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов;
борьба с терроризмом на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, выявлению субъектов террористической деятельности, чёткого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, своевременного определения приоритетов в решении поставленных перед ними задач, совершенствования организации и взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами;
уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация, минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы, восстановление повреждённых или разрушенных в результате террористического акта объектов, возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причинённого вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта;
б) в области противодействия экстремизму:
принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов, противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма, чёткого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путём осуществления мер по предупреждению такой деятельности, совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц;
в) в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам:
совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения;
выявление лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определённого места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учёта лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации;
противодействие организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, незаконным вывозом и ввозом стратегических ресурсов, причинением ущерба материальным и духовным ценностям общества;
профилактика дорожно-транспортных происшествий, преступлений и иных правонарушений, совершаемых по неосторожности в быту, на транспорте, при использовании техники в сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
г) в области противодействия коррупции:
выявление и последующее устранение причин коррупции и условий её возникновения, разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции;
минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;
д) в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшение размеров ущерба и потерь от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также осуществление мероприятий по надзору и контролю в области гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
е) в области противодействия незаконной миграции: совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;
формирование автоматизированной системы оформления и выдачи миграционных карт с одновременным внесением информации, содержащейся в них, в государственную информационную систему миграционного учёта;
развитие инфраструктуры для осуществления административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, депортации, а также процедуры реадмиссии;
совершенствование информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
совершенствование взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, национальными диаспорами в сфере профилактики правонарушений на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
развитие механизмов общественного контроля за расследованием преступлений, общественного мониторинга, независимой экспертизы в целях предотвращения роста уровня ксенофобии, социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
ж) в области расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере:
развитие сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в сферах выдачи, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам, а также розыска, ареста, конфискации и возврата имущества, полученного незаконным путём;
укрепление взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности со специальными службами, правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, терроризмом, экстремизмом, а также в области противодействия коррупции и транснациональной организованной преступности, включая обмен оперативной и технической информацией, специальными техническими и иными средствами;
обмен с иностранными государствами передовым опытом в сфере обеспечения общественной безопасности;
участие под эгидой международных организаций в миротворческих операциях, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.
V. Механизмы реализации Концепции
29. Реализация настоящей Концепции предполагает:
а) формирование государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, предусматривающей:
установление критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов её состояния;
получение, обработку, анализ данных об угрозах общественной безопасности, а также о деятельности сил обеспечения общественной безопасности;
составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития криминогенной ситуации, социальных и межнациональных конфликтов, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также иных возможных угроз в сфере общественной безопасности;
б) совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся:
защиты детей от насилия и любых форм эксплуатации, вовлечения их в преступную и иную антиобщественную деятельность;
прохождения правоохранительной службы;
установления дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере общественной безопасности;
социальной поддержки жертв преступлений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
социальной адаптации и реабилитации лиц, освобождённых из мест лишения свободы;
создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;
в) разработку и внедрение комплексных целевых программ обеспечения общественной безопасности;
г) совершенствование единой государственной системы профилактики правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений;
д) совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных подсистем), её взаимодействия с аналогичными иностранными системами, а также приграничного сотрудничества в данной сфере;
е) исследование передового опыта иностранных государств в сфере обеспечения общественной безопасности и его внедрение в систему обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
ж) развитие международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
30. Оценка эффективности реализации настоящей Концепции проводится на основе установленной системы целевых показателей и индикаторов комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности. При этом учитываются общественное мнение, бюджетная обеспеченность соответствующих программ, показатели социально-экономического развития российского общества.
VI. Этапы реализации настоящей Концепции
31. Реализация настоящей Концепции будет проходить в два этапа.
На первом этапе (2013–2016 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:
а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности;
б) разработка и апробация комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности;
в) корректировка региональных и муниципальных программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
г) реализация и мониторинг действующих программ в рамках осуществления основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности.
32. На втором этапе (2017–2020 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:
а) принятие комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) реализация и мониторинг принятых комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности.
VII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
33. Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
а) укреплению правопорядка, сохранению гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;
б) повышению эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации;
в) дальнейшему развитию системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
г) усилению роли государства как гаранта безопасности граждан, прежде всего несовершеннолетних;
д) повышению эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности;
е) снижению уровня криминализации общественных отношений;
ж) повышению защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма;
з) совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма.