§ 3. Звено судебной системы
Под звеном судебной системы понимают группу судов одного уровня, для которых установлена однородная компетенция.
Судебная система РФ в основном строится по территориальному принципу, то есть юрисдикция суда чаще всего охватывает определенную административно-территориальную (район, город) или государственно-территориальную единицу (республика, область, край, город федерального значения и др.), на которой он находится.
Здесь следует отметить одно важное обстоятельство. Концепция судебной реформы предполагала отказ от территориального принципа при организации звеньев судебной системы — принципиально важным Концепция признавала несовпадение судебных округов с административно-территориальным и национально-государственным делением России. Данный подход направлен на усиление независимости судов от региональных и местных органов власти. Однако, к сожалению, данное положение Концепции оказалось проигнорированным законодателем.
Итак, сначала рассмотрим звенья судов общей юрисдикции.
С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. в качестве первого (низшего) звена судебной системы необходимо рассматривать мировых судей. В соответствии с данным Законом мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках, которые создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. То есть в районах должно быть несколько мировых судей (кроме районов с населением менее 15 тыс. чел.). Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяется Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. В свою очередь, каждый субъект РФ принимает собственный законодательный акт, регулирующий вопросы организации и деятельности мировых судей.
Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды.
Третье звено — областные, краевые суды, суды автономной области и автономных округов, верховные суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга <1>.
<1> Далее — суды областного звена.
Верховный Суд РФ является высшим звеном в системе судов общей юрисдикции.
Система арбитражных судов также является четырехзвенной.
Низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).
Второе звено в системе арбитражных судов — арбитражные апелляционные суды. Их создание предусмотрено Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ». Всего на территории России к 1 января 2006 г. должны быть поэтапно созданы 20 арбитражных апелляционных судов. До их создания функции апелляционной инстанции в системе арбитражных судов будут по-прежнему выполнять арбитражные суды субъектов РФ.
Третье звено в этой системе — федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). В России действуют: Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Высшим звеном в системе арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.
Что касается Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, то их невозможно объединить в одну систему и, соответственно, выделить в ней звенья. Это обусловлено следующими причинами. Решения, принятые конституционными (уставными) судами субъектов РФ, окончательны и пересмотру не подлежат, в том числе и Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ в принципе не осуществляет в какой-либо форме руководства деятельностью конституционных (уставных) судов РФ. Финансирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Федерации, а Конституционного Суда РФ — исключительно за счет средств федерального бюджета. Таким образом, какой-либо процессуальной или организационной взаимосвязи между конституционными (уставными) судами РФ и Конституционным Судом РФ нет.
Юридическая социальная сеть
928.8к
928.8к
Теория построения судебной системы.
Судебная система любого государства — один из важнейших инструментов государственной власти. В некоторых странах построение судов является неизменным на протяжении столетий, тогда как в других — подвергается перестройке достаточно часто. Судебные системы, являясь организационными моделями судебной власти производны от формы государственного устройства, определяются особенностями административно-территориального деления, зависят от правовых традиций, судебной политики, экономических, географических и других факторов. Организация судебных систем должна соответствовать запросам общества, материальным возможностям государства, целям и задачам правосудия и судебной власти.
В основе современных концепций построения судебных систем в различных государствах лежат также такие классические постулаты, как «каждый имеет право на доступ к суду», «все равны перед законом и судом», «каждый имеет право на рассмотрение своего дела ординарным судом» и т.п. Однако в процессе развития общественных отношений возникают новые идеи: об ответственности государства за обеспечение права на судебную защиту, о профессиональности и компетентности суда и судей, исключительно судебного пересмотра решений любого суда и др.
Построение судебных систем основывается на общих принципах судебной власти, базовыми из которых можно считать независимость и самостоятельность судебных органов, а также обязанность государственных и других учреждений уважать и соблюдать независимость суда. Принципы судебной власти являются основополагающими началами, отражающими ее природу как самостоятельной ветви власти, идейными основами организации и деятельности суда. В их системе особое место занимают конституционные принципы организации деятельности суда.
Конституционные принципы организации деятельности суда — это основные нормативно-руководящие положения, определяющие организационные и функциональные связи внутри судебной системы. В современных конституциях редко можно встретить подробные указания на то, как должна быть организована судебная система, из каких инстанций и звеньев состоит ее иерархическое построение. Конституционные нормы, регламентирующие организацию судебных систем, в большинстве случаев закрепляют статус высших судов, указывая при этом, что иные суды учреждаются законом. В данном случае судебная система страны в целом состоит из нескольких автономных подсистем, где каждая имеет свою компетенцию. По масштабам деятельности система судов общей юрисдикции главенствует, но ее компетенция оказывается в той или иной мере урезанной по сравнению с компетенцией общих судов. Независимо от классификации суды общей юрисдикции (общие, ординарные) являются доминирующими в судебных системах любого государства.
Их положение в единой судебной системе государства зависит от законодательного решения следующих вопросов:
1) формы государственного устройства, предполагающей создание в федеративных государствах федеральных судов и судов субъектов федерации (решение этой проблемы многовариантно, о чем свидетельствует мировая практика федеративных государств);
2) наличия или отсутствия специализированных судов, определяемых спецификой спора, предопределяющей необходимость особой процессуальной процедуры рассмотрения и разрешения такого спора;
3) в случае образования специализированных судов, включения их в систему судов общей юрисдикции;
4) выделения специализированных судов в самостоятельную подсистему, возглавляемую своими высшими судебными органами. Понятие «система» предполагает не просто совокупность отдельных частей, но и их организационное объединение в единое целое.
Основными принципами построения судебной системы являются: единство, учет административно-территориального и государственного устройства, сочетание организационных и функциональных связей между судами.
В основе организации судебных систем лежат (в различных сочетаниях) три основных принципа: территориальной, материальной (предметной) и персональной юрисдикции.
Территориальная юрисдикция означает, что вся территория страны делится на судебные районы, округа, участки, таким образом, суд осуществляет судебную власть только в пределах своей дислокации. Такое деление имеет место в судебных системах абсолютного большинства стран, имеет большей частью «технический характер» и преследует цели рациональной организации работы судов (распределение нагрузки между ними). Разграничение компетенции между судами различных звеньев основано на принципе территориальной юрисдикции (подсудности), в соответствии с которым суды одного звена рассматривают определенные категории судебных дел.
Данный принцип сочетается с принципом материальной юрисдикции, в соответствии с которым определенный вид судов (подсистема) наделяется полномочиями по разрешению любых дел, входящих в общую юрисдикцию судов, за исключением тех категорий, для рассмотрения которых созданы специализированные суды.
Каждая подсистема может иметь свои звенья, наделенные однородными судебными полномочиями и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе. По общему правилу, чем «выше» расположен суд на судебной «лестнице», тем более сложные категории дел он рассматривает (большая степень тяжести совершенного преступления, увеличение цены иска и т.п.).
Суть функциональных связей между судами состоит в том, что судебные постановления нижестоящих судов в установленном законом порядке могут быть обжалованы, как правило, в вышестоящий суд. Таким образом, инстанционные связи имеют процессуальный характер.
Судебные системы государств входят в совокупность систем, созданных человеком. Практически все они — результат творения многих поколений. Их социальная материя постоянно меняет и совершенствует свою организационную структуру.
Территориальный принцип построения судов
Он обусловлен значительной протяженностью территории России,ее адиинистративно-территориальным устройством,а аткже федеративным характером государства и наличием национально-территориальных образований.
Звено судебной системы-это группа однородных судов,действующих на равнозначных территориях и наделенная равнозначными полномочиями.Количество звеньев различно в разных подсистемах.Конституционный суд является единственным,он не имеет нижестоящих звеньев.
Наличие особых процессуальных связей между нижестоящими и вышестоящими судами,определяемых понятием «судебная инстанция»
Деление судов на инстанции применяется только к подсистемам судов общей юрисдикции и арбитражных судов .Организационно суды отдельных звеньев не связаны между собой,не подчиняются «по вертикали»,как органы исполнительной власти .При рассмотрении и разрешении каждого дела судьи независимы и подчиняются только закону,поэтому суды вышестоящего звена не вправе вмешиваться в отправление правосудия нижестоящими звеньями.
26. Единство судебной системы.
Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
-установления судебной системы РФ Конституцией РФ ии настоящим Федеральным конст.законом
-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства
-применения всеми судами Конституции РФ,федеральных конституционных законов,федеральных законов,общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ,а также конституций(уставов)и других законов субъектов РФ
-признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений,вступивших в законную силу
-законодательного закрепления единства статуса людей
-финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета
Для обеспечения единства судебной системыпринципиально не имеет значения порядок сознания и упразднения конкретных судов.В соответствии со ст.17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает,что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно,по усмотрению местных или каких-то иных гос.органов или должностных лиц,а путем принятия федеральных законов или законов субъектов федерации.
Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации,
Их соотношение.
К числу федеральных судов РФ относятся:
1)Конституционный Суд РФ
2)Верховный Суд РФ,верховные суды республик,краевые,областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды,военные и специализированные суды общей юрисдикции
3)Высший Арбитражный Суд РФ,федеральные арбитражные суды округов(арбитражные кассационные суды),арбитражные апелляционные суды,арбитражные суды субъектов РФ.
4)Дисциплинарное судебное присутствие.
Суды субьектов РФ:
1)Конституционные(уставные)суды субьектов РФ
2)Мировые судьи(при этом мировые судьи являются «судьями общей юрисдикции судов субъектов РФ»(ч.4 ст.4),т.е определенным образом «встраиваются» в систему судов общей юрисдикции,относящихся к федеральным судам.)
Конституционные (уставные)суды субъектов РФ не имеют собственного объекта защиты так как они защищают права и свободы человека и гражданина,гарантированные Конституцией РФ.В связи с этим существует возможность возникновения конфликта между решениями конституционных(уставных) судов, с одной стороны,и решениями иных гражданина,включая Конституционный Суд РФ-с другой.
Взаимодействие Конституционного Суда РФ с конституционными и уставными судами субъектов РФ по существу сводится к обмену опытом .Процессуальных же отношений(кассационного пересмотра решений) между ними нет,так как конституционные и уставные суды субъектов РФ имеют свою сферу компетенции,достаточно четко отграниченную от сферы компетенции Конституционного Суда РФ.
Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации являются мировые судьи. Компетенция порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О
мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения(избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что мировые судьи признаются судами субъекта Российской Федерации, правосудие они должны осуществлять именем Российской Федерации.
28. Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика.
1. Понятие и система судов общей юрисдикции.
Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции:
1) Верховный суд Российской Федерации
Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.
2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)
Военные (флотские) окружные суды.
3) Городские и районные суды.
Гарнизонные военные суды.
4) Мировые судьи.
2. Законодательство о судах общей юрисдикции.
Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.
Система законодательства о судах общей юрисдикции:
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия. С. с. установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации». Вопросы организации и деятельности судов регулируются также федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апр. 1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 «О военных судах Российской Федерации», Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации», от 7 февр. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17 дек. 1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30 мая 2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14 марта 2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие С. с.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.
Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Входящие в С. с. судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды.
Все суды действуют в рамках единой С. с. Единство является одним из главных принципов ее организации и состоит в общем для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования С. с. Изменение системы высших судов РФ возможно лишь путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства. Создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, обусловлено необходимостью обеспечить конституционное право каждого гражданина на рассмотрение судом его обращения и обжалование судебного решения. Суды соответствующих звеньев С. с. уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их компетенции (подсудности) законом.
Определяющее значение для формирования С. с. и поддержания ее в стабильном состоянии имеет закрепление в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» единых требований к судьям, порядку их назначения, обеспечению их правовых гарантий. Конституцией РФ установлен порядок назначения на должность судей высших федеральных судов РФ по представлению Президента РФ и назначения судей др. федеральных судов Президентом РФ. Единству С. с. служит также финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.