От чего зависит периодичность плановых проверок мчс
Перейти к содержимому

От чего зависит периодичность плановых проверок мчс

  • автор:

Проверки пожарной безопасности

Проверки пожарной безопасности проводят органы государственного пожарного надзора, подведомственные МЧС России. Причем должностные лица этих органов – пожарные инспекторы – могут осуществлять надзор как за организациями, так и за гражданами (п. 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290; далее – Положение о пожарном надзоре). Надзор осуществляется по правилам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), который предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий. При этом в рамках государственного пожарного надзора осуществляются не все перечисленные в Законе мероприятия, а лишь часть из них – так, в качестве плановых контрольных (надзорных) мероприятий могут выступать только инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездная проверка, а внеплановых – указанные мероприятия и дополнительно документарная проверка и выборочный контроль (п. 30, п. 31 Положения о пожарном надзоре).

Конкретный вид планового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – КНМ) выбирается с учетом принципа оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного пожарного надзора, необходимых для оценки противопожарного состояния конкретного объекта надзора в рамках имеющихся сведений о правообладателях, а также установленных Законом № 248-ФЗ сроков проведения соответствующих мероприятий (п. 30.1 Положения о пожарном надзоре).

При этом частота проведения плановых КНМ зависит от того, к какой категории риска относится объект контроля. Так, в отношении объектов из категории чрезвычайно высокого риска предусмотрено проведение инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки раз в год, высокого риска – раз в 2 года, значительного риска – раз в 3 года; среднего риска – раз в 5 лет, а умеренного риска – раз в 6 лет. В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые КНМ не проводятся (п. 41 Положения о пожарном надзоре).

Закон № 248-ФЗ предусматривает особенности проведения конкретных мероприятий. Например, рейдовый осмотр, так же, как и внеплановый инспекционный визит, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением некоторых случаев. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней, при этом срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период его проведения ограничен одним рабочим днем (ст. 71 Закона № 248-ФЗ). Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта, и срок его проведения в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) тоже не должен превышать одного рабочего дня (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).

Что касается плановой выездной проверки, то, по общему правилу, контролируемое лицо уведомляют о ней путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за сутки до ее начала. Максимальный общий срок проведения выездной проверки – 10 рабочих дней, а конкретные сроки взаимодействия с проверяемым зависят от того, к какой категории бизнеса он относится: в отношении субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, хотя, если законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок и наступило событие, указанное в этой программе, то срок проверки для микропредприятия может быть увеличен до 40 часов (ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Основаниями для проведения КНМ могут служить не только наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе его причинения (такие сведения могут поступать, в частности, в виде обращений или заявлений граждан и организаций, информации от госорганов и органов местного самоуправления, из СМИ) либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, но и поручения Президента РФ, Правительства РФ или требование прокурора. Также КНМ могут инициировать, если наступили сроки проведения КНМ, включенных в план (это основание не применяется при внеплановых КНМ) либо наступили события, указанные в программе проверок, если законом о виде контроля установлено проведение КНМ на основании программы проверок. Еще одним основанием для КНМ может быть истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Что касается КНМ без взаимодействия, то они проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц государственного пожарного надзора.

К тому же при наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля о возможности проведения внеплановых выездной проверки и инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), их проведение ограничивается только оценкой устранения нарушений. Это касается таких процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), которые осуществляются в рамках разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений (ч. 3 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).

В целом государственный пожарный надзор направлен на проверку соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют или пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также на оценку их соответствия таким требованиям. А если контролируемое лицо осуществляет деятельность, связанную с видами продукции, установленными Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» ТР ТС 006/2011, Техническим регламентом ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) и Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, то также проверяется соблюдение требований этих регламентов (п. 2 Положения о пожарном надзоре). Формы проверочных листов – списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утверждены Приказом МЧС России от 9 февраля 2022 г. № 78. В нем имеются как общие списки вопросов, актуальные для объектов всех классов функциональной пожарной опасности, так и для конкретных – например, для объектов проживания людей, для образовательных организаций, культурно-просветительных и зрелищных учреждений, для объектов организаций торговли, медорганизаций и т. д.

Предполагается, что для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности могут использоваться любые имеющиеся в распоряжении инспектора технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом об их использовании обязательно должно быть уведомлено контролируемое лицо, за исключением случаев проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия. Фиксация нарушений при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени ее начала и окончания. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (п. 39 Положения о пожарном надзоре).

Следует учитывать, что в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы не вправе требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления (подп. «м» п. 27 Положения о пожарном надзоре).

О проведении КНМ контролируемые лица уведомляются в общие сроки, предусмотренные Законом № 248-ФЗ. Копия распоряжения (решения) о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заблаговременно направляется по тем адресам электронной почты контролируемых лиц, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее были представлены в орган государственного пожарного надзора, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Также, по общему правилу, без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта проводится инспекционный визит.

По результатам КНМ составляется акт – его оформление, в отличие от общего порядка, предусмотренного ст. 87 Закона № 248-ФЗ (когда акт оформляется по месту проведения мероприятия), производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего мероприятие (абз. 7 п. 42 Положения о пожарном надзоре). В последнем, в частности, подробно прописываются нарушения, которые были выявлены в ходе мероприятия с указанием конкретного обязательного требования, нарушенного контролируемым лицом, НПА и его структурной единицы, которым установлено такое требование. При этом, если проверяемый не согласен с результатами, то он может обжаловать решение органа государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке и сроки, предусмотренные ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ и Положением о пожарном надзоре. Кроме того, предусмотрено право подачи контролируемым лицом возражения на предостережение инспектора – в течение 10 рабочих дней с момента его получения (п. 58 Положения о пожарном надзоре).

Также отметим, что помимо собственно КНМ органы государственного пожарного надзора уполномочены на проведение профилактических мероприятий в виде информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактических визитов и обобщения правоприменительной практики (п. 45 Положения о пожарном надзоре).

Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору в рамках своей компетенции могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и заверенной копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора посещать (осматривать) объекты надзора, совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия. Причем объем таких действий отличается в зависимости от вида мероприятия. Так, например, в рамках документарной проверки разрешено только получение письменных объяснений и истребование документов, в рамках инспекционного визита дополнительно к этому – осмотр (кроме жилых помещений), инструментальное обследование и опрос. При выборочном контроле не предусмотрен опрос, но дополнительно разрешено проводить отбор проб, испытание и экспертизу. При выездном обследовании нельзя получать письменные объяснения, проводить истребование документов и опрос, остальные действия разрешены, правда с оговоркой для инструментального обследования – его можно осуществлять только с применением видеозаписи. Весь перечень действий – получение письменных объяснений, истребование документов, осмотр, инструментальное обследование, опрос, отбор проб, испытание и экспертиза – предусмотрен для выездной проверки и рейдового осмотра (п. 32-33, 34, 36 Положения о пожарном надзоре, ст. 75 Закона № 248-ФЗ).

Кроме того, в рамках надзора инспектор может запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему КНМ, а также требовать представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений. При необходимости он может выдать организации и гражданину предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Допускается также привлечение к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертных организаций, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов. Примечательно, что если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, то он может обращаться за содействием к органам полиции (п. 12 Положения о пожарном надзоре).

Несмотря на то что с введением риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории России значительно снизилось количество проверяемых объектов и проводимых плановых проверок, контроль в области соблюдения мер пожарной безопасности остается в числе приоритетных направлений контрольно-надзорной деятельности. По данным МЧС России, в настоящее время в РФ зарегистрирован 1 937 531 объект защиты, из них 9 054 – объекты категории чрезвычайно высокого риска, 116 241 – высокого риска, 451 875 – значительного риска, 267 417 – среднего риска, 725 635 – умеренного риска и 367 309 – низкого риска.

С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, в 2022 году проведено 31 859 плановых и 44 868 внеплановых КНМ, 191 511 профилактических визитов и 30 022 мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.

Какие санкции грозят за нарушения требований пожарной безопасности, читайте в разделе.

Приложение N 9. Периодичность осуществления плановых проверок обязательных требований пожарной безопасности в зависимости от категории риска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 806

объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска), Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска) и Ф4.2

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1, в которых располагаются опасные производственные объекты I, II, и III классов опасности

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой 28 метров и более

Категория среднего риска

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой 28 метров и более

Не чаще 1 раза в 7 лет (за исключением объектов, для которых Правительством Российской Федерации установлена иная периодичность)

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой от 15 до 28 метров

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 и Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В

наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками

Категория умеренного риска

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно

Не чаще 1 раза в 10 лет (за исключением объектов, для которых Правительством Российской Федерации установлена иная периодичность)

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой до 15 метров

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой до 28 метров

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3, Ф2.4 и Ф4.4

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д

наружные установки категорий ВН, ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (кроме объектов, относящихся к категории среднего риска)

Категория низкого риска

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4;

Плановые проверки не проводятся

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей

временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки

иные объекты защиты

1. Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

2. Если на территории объекта располагаются здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) с различными классами функциональной пожарной опасности, то необходимо относить объект к категории, имеющей более высокую степень риска.

3. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска. В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Как подготовиться к пожарной проверке МЧС и не получить штраф

С 20 марта 2021 года в МЧС ввели новый подход к проведению проверок: стали дифференцировать объекты по зонам риска. Зоны риска присваивает пожарный инспектор МЧС.

Главная цель дифференцированного подхода — возможность корректировать график проверок. Если собственник объекта или его арендатор нарушает нормы пожарной безопасности, то контроль усилят и проверки станут проводить чаще.

Раньше категории риска — высокий, значительный, средний, умеренный, низкий — присваивали группам объектов. Например, больницы и школы до 2021 по умолчанию относились к категории высокого риска. А сейчас категория индивидуальна для каждого здания. Ее присваивают в зависимости от площади объекта, его оснащенности пожарной сигнализацией, тяжести исхода вероятного возгорания и других параметров.

В контроль за соблюдением норм пожарной безопасности в 2021 году входят и тайные визиты инспектора — в роли покупателя или клиента, чтобы оперативно выявить и пресечь нарушения.

По новым правилам, за нарушение норм противопожарного режима могут наказать не только руководителя объекта, но и арендаторов помещений. А также работников, например, за курение не в специально отведенных местах.

Какими бывают пожарные проверки

Пожарные проверки регулируются требованиями 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Существует несколько типов таких проверок:

Плановые пожарные проверки

Когда проверяют: по графику, заранее запланированному в МЧС. Уточнить график плановых проверок в конкретном регионе можно на сайте местного отделения МЧС.

Когда предупреждают: не менее, чем за три дня до фактической даты прихода инспектора.

Документарные проверки

Что проверяют: все документы, касающиеся соблюдения правил пожарной безопасности.

Когда проверяют: по заранее составленному графику, так как проверка относится к плановым.

Когда предупреждают: за три дня до начала инспекции.

Внеплановые проверки

Когда проверяют:

  • после получения жалоб о нарушениях норм пожарной безопасности;
  • при угрозе человеческим жизням;
  • после произошедшего пожара;
  • по инициативе руководителя компании.

сотрудник МЧС

Быстро определить инспектора МЧС можно по форме и нагрудному знаку
Отличить аттестованного государственного сотрудника органов пожарного надзора от мошенника можно по следующим атрибутам:

  • форма инспектора МЧС;
  • нагрудный знак с символикой федерального госпожнадзора;
  • удостоверение личности с фото и указанием должности;
  • заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки, где указаны должность и ФИО сотрудника.
Проверки выездного типа

Что проверяют: исследуют объект, проводят экспертизы и испытания пожарного оборудования.

Когда проверяют: на плановой и внеплановой основе.

Повторные проверки

Их проводят, если раньше уже выявляли нарушения и выдавали предписания к их устранению. Если результат отрицательный, за повторное нарушение могут оштрафовать как руководителя, так и организацию.

Когда проверяют: по истечении сроков, указанных в предписаниях ранее.
Инспектор должен приехать с проверкой только в рабочие часы:

  • с понедельника по четверг — с 9:00 до 18:00;
  • в пятницу — с 9:00 до 16:45.

Когда проводят пожарные проверки

Объект могут отнести к одной из шести категорий потенциальной пожарной опасности.

категории пожарного риска

Планирование пожарных проверок проводят с учетом пожарного риска объекта
Степень риска каждого объекта зависит от следующих факторов:

  • наличие систем автоматической пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения людей о ЧС;
  • материалы, из которых построено здание, и то, что хранят внутри него;
  • пожары на объекте в прошлом;
  • возможные препятствия на эвакуационных путях.

Если вы не знаете, к какой категории пожарного риска относится ваша компания, можно обратиться для расчетов в компетентные организации, у которых есть лицензия, выданная МЧС.

По результатам оценки категории пожарного риска вы получите проектную документацию, заверенную директором специализированной организации, главным инженером и исполнителем. Пакет документов включает:

  • перечень величин для расчета пожарного риска с описанием;
  • анализ пожарной опасности и прогноз периодичности возникновения пожароопасных ситуаций;
  • сценарии возможного распространения пожара.

На сколько оштрафуют за нарушение пожарной безопасности

Размер штрафа за пожарную безопасность зависит от нескольких факторов, например, от степени тяжести нарушений и размеров компании, а также от того, был ли пожар и сколько людей пострадало.

Если нарушение не слишком значительное и обнаружено впервые, инспектор может ограничиться вынесением предпринимателю предписания о его устранении в течение определенного срока. В документе сразу указывают меры и требования пожарной безопасности, которые собственник коммерческой недвижимости или директор организации должен обеспечить. Например:

  • закупить огнетушители;
  • провести ремонт системы пожарной вентиляции;
  • освободить эвакуационные пути от мусора или снять замки с аварийных выходов.
  • от 2 000 до 5 000 рублей — для граждан (в том числе, самозанятых);
  • от 6 000 до 50 000 рублей — для должностных лиц;
  • от 20 000 до 60 000 рублей — для ИП;
  • от 150 000 до 1 000 000 рублей — для юридических лиц.

Полную информацию о штрафах и других видах административного наказания за нарушение пожарной безопасности разными категориями лиц можно узнать из КоАП РФ Статья 20.4.

Какие еще виды наказаний бывают

Руководители или сотрудники, которые нарушили пожарную безопасность, из-за чего пострадали или погибли люди, могут стать фигурантами уголовного дела. Вот что может грозить виновнику пожара:

За тяжкий вред здоровью:

  • могут назначить штраф 80 000 рублей;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • лишение свободы на аналогичный срок.

Если в огне погибли люди:

  • исправительные работы на срок до 5 лет;
  • запрет на отдельные виды деятельности на 3-5 лет;
  • заключение на срок до 7 лет.

Какие документы подготовить к проверке

Больше всего документов инспектор запросит при документарной или плановой проверке. Потребуется предоставить не только документы о самой компании, но и бумаги, свидетельствующие о том, что в организации соблюдаются и поддерживаются нормы пожарной безопасности.

Приблизительный список может включать:

  • Свидетельство ЕГРЮЛ или ЕГРИП, ИНН, устав фирмы.
  • Документы, подтверждающие право распоряжения недвижимым объектом и техпаспорт на него, список всех нанимателей помещений.
  • Приказ о назначении законного представителя фирмы или доверенность на него.
  • При наличии — перечень структурных подразделений фирмы, их юридические адреса.
  • Приказы о назначении ответственного за пожарную безопасность объекта, о проведении для сотрудников лекций по пожарно-техническому минимуму.
  • Инструкция (или другие распорядительные документы) о мерах пожарной безопасности.
  • Действительные договоры на техобслуживание систем пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения о возникновении пожара.
  • Журналы учета огнетушителей и проведенных инструктажей.
  • Акты обследования несущих конструкций, наружных пожарных гидрантов.
  • Акт практической отработки эвакуационного плана (для зданий, где могут находиться 50 и более человек одновременно).
  • Протоколы испытаний пожарных лестниц снаружи здания, ограждений на кровле, противопожарного водопровода.
  • При наличии горючих конструкций — акт об их огнезащитной обработке.
  • График проведения плановых очисток вентиляционных систем и воздуховодов.
  • Сертификаты, подтверждающие соответствие используемой противопожарной продукции: пожарных дверей, рукавов, огнетушителей, шкафов, огнезащитных составов и т. д.

Как еще подготовиться к пожарной проверке

Когда пожарный инспектор изучит все нужные документы и убедится, что они оформлены верно, ему нужно будет осмотреть все этажи здания. Вот что он проверит обязательно:

Наличие эвакуационных планов. План эвакуации — это таблица с информацией, оформленная по стандартам ГОСТ. Информацию на плане представляют в виде картинок и поясняющего текста. Планы эвакуации изготавливают специализированные фирмы, сотрудники которых досконально знают законы о пожарной безопасности.

план эвакуации

На плане эвакуации схематично изображают расположение помещений, путей эвакуации, основных и аварийных выходов. Еще можно указать номера службы пожарной охраны и скорой медпомощи
В зданиях коридорного типа (офисные комплексы, больничные стационары, отели и гостиницы) используют локальные планы. Их размещают в каждом кабинете, номере или палате.

В зданиях, состоящих из нескольких этажей, нужны этажные планы на каждом из уровней. Если на выходах из здания есть вращающиеся двери, турникеты или площадь каждого этажа больше 1 000 м², план эвакуации размещают в каждой секции здания.

Наличие и работоспособность средств первичного пожаротушения — огнетушителей, пожарных кранов и гидрантов. Огнетушители и пожарные краны нужно размещать в несгораемых пожарных шкафах.

Наклейки на лицевой панели пожарного шкафа показывают внутреннее содержимое отсеков: пожарный кран с рукавом и огнетушитель

Чтобы избежать штрафа, арендатор или владелец здания должен содержать в рабочем состоянии:

  • средства связи и оповещения о пожаре;
  • автоматическую систему пожаротушения;
  • пожарный водопровод;
  • средства дымоудаления.

Характерные нарушения на путях эвакуации

Вращающиеся, подъемные, раздвижные двери и турникеты на случай пожара нужно дублировать обычными распашными дверьми. Нельзя перекрывать доступ к выходам из здания, это задержит людей на пути к спасению
Территория, прилегающая к объекту пожарной защиты должна содержаться в надлежащем состоянии: без сухих растений и мусора. Проверяющий обязательно посмотрит, сможет ли пожарная техника беспрепятственно подъехать к зданию.

Чтобы пожарная проверка МЧС обошлась без предписаний и штрафов, придерживайтесь следующих рекомендаций:

В соответствии с какими критериями проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия организаций в области гражданской обороны?

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется, если соблюдается хотя бы один из следующих критериев:

наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта;

владение и (или) пользование (в том числе наличие на своем балансе) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем защитными сооружениями гражданской обороны;

принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу;

наличие мобилизационного задания (заказа) у юридического лица или индивидуального предпринимателя;

выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятий федерального, регионального, местного уровней по гражданской обороне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *