Нормы какой отрасли права регулируют отношения связанные с правовым положением личности
Перейти к содержимому

Нормы какой отрасли права регулируют отношения связанные с правовым положением личности

  • автор:

37. Отрасль права: понятие, виды

В основе деления права на отрасли лежат два системообразующих критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это общественные отношения, которые регулирует право.

Метод правового регулирования — это совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Выделяют два основных метода: императивный (основывается на соподчинении) и диспозитивный (автономия и равноправие сторон) + поощрительный, рекомендательный, установительный.

Именно предмет обусловливает в первую очередь необходимость выделения той или иной отрасли права, а когда отрасль начинает формироваться, появляется и соответствующий ей метод регулирования, который во многом зависит от воли законодателя.

Мощнейшим фактором перехода подотрасли или института в самостоятельную отрасль права выступает соответствующая кодификация. Наряду с предметом и методом правового регулирования — традиционными критериями отраслевого деления, кодификация становится третьим формальным условием обособления групп норм права в самостоятельную отрасль.

Чтобы отрасль права состоялась необходимо:

Предмет правового регулирования

Массив законодательства + кодекс

Решение юр. сообщества (мнения юристов теоретиков + практиков)

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступлений и назначением наказаний за них.

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц, государственных органов и населения.

Конституционное право — отрасль права, закрепляющая основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране.

Материальное правосовокупность правовых норм, которые определяют права и обязанности участников правоотношений (гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др.). Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей — например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое — в составе гражданского права, космическое и атомное право — в составе международного права. Материальное право закрепляет процессуальные нормы.

Процессуальное правосовокупность правовых норм, которые определяют порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей, а также их защиты (Конституционно-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и гражданско-процессуальное). Без процессуальных норм материальные нормы были бы мертворождёнными. Никто не знал бы, кто и как должен привести их в действие. В свою очередь, процессуальные нормы вне связи с нормами материального права утрачивают вообще какой-либо смысл. Процессуальные нормы носят императивный характер.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес – область публичного права, частный – область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные отношения);

3) метод правового регулирования (в публичном праве – метод субординации, в частном – координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное – частных лиц между собой).

5) За нарушением частного права следует наказание, за нарушение публичного – тоже, НО если сама власть нарушает право, то ее невозможно наказать (Жуков выделил).

Основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Частное право это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц (гражданское, семейное, авторское, жилищное, трудовое, гражданско-процессуальное, международное частное право).

Для частного права характерны:

свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

преобладание диспозитивных норм;

ориентация на удовлетворение частных интересов.

Публичное правообразуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления (конституционное, административное, уголовное, финансовое (включая бюджетное и налоговое), административно-процессуальное, уголовно-процессуальное, международное публичное право)

Глава 1.3. Основные понятия теории права.

Понятие «правовая норма» является абстрактным, существующим в пространстве других абстрактных понятий типа «правило поведения» (см. раздел 1.1.3.).

Формой существования правовых норм, так сказать, на «физических носителях» (глиняные таблички, бумага, компьютерные файлы. ) являются законы, указы, решения судов и другие источники права.

Источники права — это акты органов государства, устанавливающие или санкционирующие (признающие) правовые нормы.

В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.

  • Правовой обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские «Законы XII таблиц», древнерусская «Русская Правда»).
  • Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.
  • Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.
  • Нормативный договор: двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).

Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай. Издание специальных документов, представлявших собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм.

В большинстве современных государств (кроме государств с правовой системой англо-саксонского типа — см. раздел 1.3.ХХХХ.) основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.

1.3.2. Нормативные акты

Нормативные акты принимаются различными органами государства, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы.

В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием «юридическая сила»: одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие.

С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты.

1. Конституция — основной закон государства.

Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны).

В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности (в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства.

С точки зрения формы конституции, она может представлять собой:

  1. Отдельный акт (собственно Конституция страны — например, Конституции США, Франции, России). Первые конституции как отдельные документы появились в штатах будущих США в 70-е годы XVIII века. Самая старая из действующих в современных государствах конституций такого типа — Конституция США 1787 года. Иногда отдельные вопросы конституционного уровня детализируются в специальных законах, на которые дается ссылка в Конституции (например, «федеральные конституционные законы» в России, «органические законы» во Франции).
  2. Набор связанных актов (например, в Финляндии — 4 «органических закона», в Швеции — 3 «основных закона», ни один из которых не называется собственно «конституцией»).
  3. Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписаных правовых обычаях (Великобритания, Израиль). В этом случае правильнее говорить не о конституции как основном законе, а о системе конституционных норм.

В федеративных государствах, помимо общегосударственной Конституции, существуют конституционные акты субъектов федерации, например: Конституции штатов США; Конституции республик, уставы краев, областей в Российской Федерации.

«Особость» конституции как основного закона, определяющего фундаментальные вопросы государства и общества, фиксируется особым порядком принятия и изменения конституции, отличающимся от порядка принятия и изменения других законов государства. Особый порядок изменения конституции направлен на то, чтобы конституцию было сложно изменить, что обеспечивает стабильность фундаментальных основ государства и общества.

Некоторые конкретные способы принятия конституций:

  1. Принятие квалифицированным большинством парламента (то есть не просто большинством голосов депутатов, а 2/3 или даже 3/4 голосов). Так были приняты, например, Конституции СССР 1977 г. и Греции 1975 г.
  2. Принятие специально созванным конституционным представительным органом. Так были приняты, например, Конституции Италии 1947 г., Португалии 1976 г.
  3. Принятие на референдуме (всенародном прямом голосовании). Так были приняты, например, Конституции Франции 1958 г., России 1993 г.
  4. Дарование монархом (так называемое «откроирование») — например, Конституции Катара, Кувейта.

Некоторые конкретные способы изменения конституции:

  1. Квалифицированное большинство парламента.
  2. Двойное (повторное) голосование в парламенте, в т.ч. с обязательными перевыборами парламента и утверждением изменений новым составом парламента (Бельгия, Финляндия);
  3. Утверждение принятых парламентом изменений конституции субъектами федерации (например, поправки к конституции соответствующих стран должны одобрить более 1/2 штатов Индии; 3/4 штатов США; 2/3 республик, краев, областей и прочих субъектов федерации России).
  4. Утверждение поправок на референдуме (Швейцария).
  5. Изменение конституции специально созываемым конституционным представительным органом (Россия, США).

2. Законы — нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.

В современных государствах существуют достаточно жестко установленные и весьма сложные процедуры принятия законов, в которых можно выделить следующие стадии:

  • Законодательная инициатива. Существуют субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, т.е. возможностью вносить в парламент законопроекты, которые парламент обязан рассмотреть. Обычно таким правом обладают депутаты парламента, президент, правительство и прочие высшие государственные органы и должностные лица. Иногда такое право предоставлено общественным организациям. Прочие лица, желающие внести законопроект, должны использовать свое влияние на субъектов законодательной инициативы.
  • Подготовка проекта. Кто-то должен написать текст законопроекта, согласовать его с действующим правом, подготовить всевозможные справки о необходимости законопроекта и о последствиях его принятия или непринятия. Обычно это делают либо те, кто заинтересован в проекте, либо аппараты правительства или министерств, либо сами депутаты или аппарат парламента.
  • Обсуждение в парламенте. Парламенты имеют внутреннюю структуру: они разбиты на комитеты, комиссии и другие подмножества депутатов по направлениям работы (например, по бюджету, налогам, экономики, промышленности, обороне и т.д.). Поступившие в парламент законопроекты после включения в план работы направляются соответствующим профильным комитетам или комиссиям парламента. Эти органы готовят заключения по законопроектам, привлекая правительство, экспертов, проводя парламентские слушания, опросы общественности и заинтересованных лиц и пр. При этом снимаются разногласия, учитываются различные интересы. Крайне редко в развитых парламентах на голосование выносится проект, не прошедший подробной предварительной «обкатки». В большинстве случаев еще до голосования выясняется мнение основных фракций парламента. Заведомо «непроходные» проекты не доходят до пленарных заседаний парламента.
  • Принятие закона. Обычно в двухпалатных парламентах (см. раздел 1.2.2.) требуется набрать большинство голосов в каждой из палат. В некоторых странах палаты в этом смысле равноправны: законопроект может сначала быть принят любой палатой, потом отправиться в другую. Если другая палата тоже принимает законопроект, он поступает на подпись главе государства. Если другая палата отклоняет проект, либо вносит в него изменения, запускается согласительная процедура. В некоторых странах путь законопроекта установлен более жестко: сначала обязательно нижняя палата, потом — верхняя (например, в России законы принимаются Государственной Думой, после чего направляются на утверждение Совету Федерации). Совместные заседания палат по принятию закона (как было в СССР и в РСФСР) проводятся в мировой практике очень редко.
  • Подписание и обнародование закона. Конституции обычно устанавливают, что законы вступают в силу после их подписания главой государства и опубликования. Право главы государства подписать (или не подписать — право вето) принятый парламентом закон бывает как формальным (европейские монархии), так и вполне реальным и применяемым на практике (США, Россия). Обычно конституции устанавливают процедуры преодоления вето главы государства квалифицированным большинством голосов парламента.

Практически на всех стадиях законодательного процесса имеются возможности для лоббирования лицами, заинтересованными в принятии (или, наоборот, в провале) законопроекта. Конкретные формы лоббирования чрезвычайно разнообразны — от мягкой просветительской работы с законодателями (большинство из которых не являются специалистами по вопросам большинства законопроектов) до жестких и иногда, мягко говоря, не очень законных способов. С последними везде борются, но еще нигде не победили.

В федеративных государствах помимо федеральных законов имеются законы субъектов федерации. Эти законы принимаются по предметам ведения регионов — субъектов федерации (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Процедура их принятия аналогично описанной выше. Например, закон Московской области принимается Московской областной Думой и подписывается Губернатором Московской области.

3. Подзаконные акты — акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и пр.

Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органов государства.

Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания.

  1. От нормативных актов следует отличать акты ненормативные (исполнительно-распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты. Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1) Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов — акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия «ОАО Инвалид» — не нормативный акт. 2) Возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ о помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии — один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы.
  2. В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности, на референдуме приняты некоторые конституции (Франции 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы постоянно проводятся в Швейцарии. Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственных органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные нормативные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями — например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России.
  3. О терминологии. Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова (акты, принятые парламентом), но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу. Например, если вы откроете любой сборник типа «Законодательство России о труде», то обнаружите в нем не только собственно законы, но и указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерства труда и социального развития, разъяснения Пленума Верховного Суда и даже, возможно, совместные постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС (некоторые из них все еще действуют). Бывает и наоборот, некоторые документы, являющиеся законами в собственном значении этого слова, имеют конкретные названия другого типа, например: Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде.

1.3.3. Система права

Система права — это строение права, деление его на составные части с точки зрения содержания правовых норм, то есть определенных общественных отношений, которые эти нормы регулируют.

Правовые нормы можно группировать в некоторые множества правовых норм, регулирующие более или менее широкие сферы общественных отношений.

В научной и учебной литературе обычно выделяют следующую иерархию общности:

  1. Правовая норма — элементарное общеобязательное правило поведения — так сказать, «квант» права.
  2. Правовой институт — совокупность относительно обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений (например, институт выборов в государственном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт преступления в уголовном праве. ).
  3. Отрасль права: совокупность правовых институтов (иногда включают подотрасли), регулирующих однородную область общественных отношений (например, государственное право, гражданское право, уголовное право. ).

Понятно, что деление права на составные части происходит в абстрактном «пространстве» правовых норм. Нигде не существует никакого официально утвержденного полного списка правовых норм, сгруппированных по правовым институтам и по отраслям права. Поэтому конкретная структура права — в том числе перечень отраслей права, набор правовых институтов — определяется разными авторами по разному даже для права конкретного государства в конкретный период времени.

В то же время в научной и учебной литературе сложились достаточно универсальные критерии для выделения отраслей права, среди которых основными являются следующие:

  1. Предмет правового регулирования — то есть определенная, достаточно широкая и вместе с тем более или менее отделенная от других сфера общественных отношений. Например, есть отношения супругов, родителей и детей — отсюда семейное право; есть отношения между государством и налогоплательщиками по поводу налогов — отсюда налоговое право; есть отношения между работниками и работодателями — отсюда трудовое право.
  2. Метод — то есть способы регулирования общественных отношений, которые могут быть для одних отраслей преимущественно жесткими, закрытыми (запрещено все, что прямо не разрешено), а для других отраслей — напротив, преимущественно мягкими, открытыми (разрешено все, что прямо не запрещено). Для одного типа объектов в различных отраслях права применяются различные методы правового регулирования. Например, финансы являются объектом общественных отношений как в налоговом праве, так и в гражданском, однако налоговое право устроено гораздо более жестко, чем гражданское.
  3. Наличие базовых источников права Например, в российском законодательстве базовым источником государственного права является Конституция России, гражданского права — Гражданский кодекс, семейного права — Семейный кодекс.

Конкретная система отраслей для права конкретных государств выглядит весьма разнообразно. В большинстве государств можно выделить государственное (конституционное) право, гражданское право, трудовое право, семейное право, налоговое право. В некоторых государствах отдельно выделяются торговое право, земельное право, административное право. В СССР в отдельные отрасли выделялись колхозное право и хозяйственное право.

Система права современной России подробно рассмотрена во второй части настоящего учебника.

Завершая раздел о системе права, сделаем два замечания.

  1. Понятия «система права» и «система законодательства» не совпадают. Во-первых, это понятия из разных «пространств»: система права — из абстрактного пространства правовых норм; система законодательства — из конкретного пространства физически существующих документов. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Например, Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» содержит нормы государственного и административного права (устанавливает систему органов приватизации и компетенцию органов государственной власти по вопросам приватизации), нормы гражданского права (устанавливает порядок заключения сделок приватизации), нормы трудового права (устанавливает гарантии трудовых отношений для работников приватизируемых предприятий).
  2. Помимо отраслей внутреннего права конкретного государства, существует международное право. Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями государств. Международное право обычно подразделяется на международное публичное право, регулирующее отношения между государствами, и международное частное право, регулирующее отношения (прежде всего гражданско-правовые) с участием иностранных физических или юридических лиц, либо по поводу объектов, находящихся за границей. Источниками международного права являются международные конвенции и договоры, уставы и акты международных организаций, международные правовые обычаи.

1.3.4. Структура и виды правовых норм

Вернемся теперь к рассмотрению элементарного абстрактного понятия «правовая норма».

Идеальная правовая норма выглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется (например, у налогоплательщика был доход за отчетный год); описание собственно правила поведения в этой ситуации (надо подать налоговую декларацию и уплатить налог); определение ответственности за невыполнение правила (штраф за неподачу декларации или за неуплату налогов).

Соответственно, в научной и учебной литературе обычно рассматривают следующую структуру правовой нормы:

  • Гипотеза — описание условий действия нормы;
  • Диспозиция — описание правила поведения;
  • Санкция — мера ответственности за нарушение правила поведения.

Аналогично нетождественности понятий «система права» и «система законодательства», понятие правовой нормы не тождественно, например, понятию статьи закона.

Тут возможны самые разные соотношения.

В конкретной статье закона могут содержаться несколько норм разного содержания.

Разные структурные части одной нормы могут быть в разных статьях и даже в разных законах. Например, в вышеприведенном примере о налоговой декларации (применительно к России) гипотеза и диспозиция содержатся в законе о подоходном налоге с физических лиц, а некоторые санкции — в Уголовном кодексе. Наконец, отдельные структурные части нормы могут вообще формально отсутствовать. Например, в статьях Уголовного кодекса с точки зрения структуры правовых норм есть только гипотезы (конкретные составы преступлений — например: кража, убийство) и санкции (конкретные виды наказаний — например: лишение свободы, смертная казнь). Что касается диспозиций, то они в данном случае подразумеваются и прямо не указываются (например: «не укради», «не убий»).

Поэтому надо ясно понимать, что когда мы говорим о структуре правовой нормы, речь идет о некоторой «идеальной» норме в абстрактном пространстве системы права. Более того, даже в рамках теории одни структурные части «идеальной» нормы могут рассматриваться как отдельные нормы или другие части норм в конкретном контексте. Например, санкция в вышеприведенном примере о налоговой декларации является диспозицией для налогового инспектора или суда, которые определяют меру ответственности для нерадивого налогоплательщика.

В то же время, понятие «структура правовой нормы» имеет большое прикладное значение, в частности — для совершенствования того, что юристы называют «юридическая техника». Например, сам факт понимания того, что у норм бывают гипотезы, диспозиции и санкции, заставляет юристов при разработке текстов нормативных актов так или иначе отражать все эти составляющие.

Правовые нормы могут делиться на виды по различным критериям.

  • С точки зрения предмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся на нормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иных отраслей права.
  • С точки зрения метода правового регулирования нормы могут быть управомочивающие (в диспозиции указываются права; например: каждый имеет право на труд); обязывающие (в диспозиции указываются обязанности; например: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»); запрещающие (в диспозиции указываются запреты; например: «Принудительный труд запрещен»). Бывают также нормы, содержащие не собственно правила поведения, а определение понятий, принципов — дефинитивные нормы; например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  • С точки зрения источника права (см. разделы 1.3.1-1.3.2) нормы могут быть в законах, в подзаконных актах, в решениях судов и пр.

1.3.5. Правоотношения. Юридические факты

Установленные или санкционированные государством правовые нормы представляют собой общие правила поведения, призванные регулировать определенные общественные отношения. Когда такие отношения возникают фактически, их участники обязаны подчиняться соответствующим правовым нормам. При этом фактические отношения приобретают характер правоотношения — то есть, по определению, конкретного общественного отношения, регулируемого правовыми нормами.

Как уже говорилось выше, не всякое общественное отношение регулируется правом. Например, обязанности платить партийные взносы или соблюдать религиозные посты не относятся к правоотношениям (хотя могут в принципе быть таковыми соответственно в тоталитарных коммунистических или религиозных режимах).

Правоотношение характеризуется следующими элементами:

  • Объект правоотношения — то, по поводу чего складывается правоотношение. Это могут быть имущество, работы и услуги, нематериальные блага (честь, достоинство и пр.), власть и другие объекты.
  • Субъекты правоотношения — стороны, участники правоотношения. Это могут быть физические лица, организации (в том числе юридические лица), государство, отдельные органы государства и другие субъекты.
  • Содержание правоотношения составляют два взаимосвязанных элемента:субъективное право и юридическая обязанность, которыми связаны субъекты правоотношения. Субъективное право — это возможность определенного поведения; юридическая обязанность — соответствующая обязанность определенного поведения.

Для иллюстрации понятия элементов правоотношения приведем конкретные примеры.

Пример 1. Иванов должен Петрову 100 рублей. Объект правоотношения: деньги. Субъекты правоотношения: физические лица Иванов и Петров. Содержание правоотношения: у Петрова — субъективное право получить от Иванова деньги; у Иванова — соответствующая юридическая обязанность долг возвратить. В этом примере у одной стороны (Иванова) есть только юридическая обязанность, а у другой стороны (Петрова) — только субъективное право.

Пример 2. Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО «Авто», согласно которому ООО «Авто» обязуется продать автомобиль Иванову, а Иванов — оплатить ООО «Авто» стоимость автомобиля. Объекты правоотношения: автомобиль и деньги. Субъекты правоотношения: физическое лицо Иванов и юридическое лицо ООО «Авто». Содержание правоотношения: у Иванова — субъективное право получить автомобиль и юридическая обязанность уплатить деньги; у ООО «Авто» — субъективное право получить деньги и юридическая обязанность передать автомобиль. В этом примере стороны имеют взаимные права и обязанности.

Пример 3. Студенту Сидорову пришла повестка из военкомата. Объект правоотношения: служба в армии Субъекты правоотношения: гражданин Сидоров и государство. Содержание правоотношения: у Сидорова — юридическая обязанность нести военную службу (для начала — явиться в военкомат); у государства — субъективное право призвать Сидорова на военную службу.

В реальной жизни правоотношения могут носить достаточно сложный, многоуровневый характер; особенно — правоотношения по поводу сложных объектов и при большом количестве участников, когда возникает система взаимных прав и обязанностей участников правоотношения. Например, в вышеприведенном примере о призыве Сидорова на военную службу можно сколь угодно подробно детализировать объект правоотношения и участников правоотношения — в частности, отдельно рассматривать отношения Сидорова и военкомата по поводу явки в военкомат; отношения Сидорова и медицинской комиссии по поводу здоровья Сидорова; отношения института, где учится Сидоров, и военкомата по поводу отсрочки для студентов; отношения родителей Сидорова и командования воинской части по поводу отправки Сидорова в «горячую точку» и т.д.

Основанием возникновения правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные, наступающие в жизни обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм (см. раздел 1.3.4).

С точки зрения наличия или отсутствия воли участников юридические факты делятся на действия и события.

  1. Действия — юридические факты, зависящие от воли сторон. Например, заключение договора, передача вещи, принятие закона, совершение умышленного преступления. В этом контексте термин «действие» понимается в широком смысле — действие может носить в том числе характер отказа от определенного «действия» в прямом смысле этого слова (например, неподача налоговой декларации в широком смысле тоже действие — ср. термины «деяние» и «бездействие» в разделе 1.3.6).
  2. События — юридические факты, наступающие независимо от воли тех субъектов, для которых наступают юридические последствия. Например, достижение определенного возраста, наступление определенной даты или истечение определенного срока, землетрясение.

Бывают ситуации, когда определенное наступившее обстоятельство для одних правоотношений или участников является действием, а для других — событием. Например, если Иванов поджег дом Сидорова, то для правоотношений Иванова с правоохранительными органами факт поджога является действием; а для правоотношений Сидорова с пожарными — событием.

Понятия «элементы правоотношения» и «юридические факты» имеют большое значение как для юридической техники при подготовке нормативных актов, так и при рассмотрении конкретных ситуаций, в частности — в ходе судебных разбирательств. Необходимо всегда четко определить, что именно является объектом правоотношения, кто конкретно стороны правоотношения, каковы конкретные субъективные права и юридические обязанности сторон, какие конкретно юридические факты породили наступление соответствующих прав и обязанностей.

1.3.6. Правонарушения и юридическая ответственность

Наряду с правомерной деятельностью (т.е. соответствующей нормам права) отдельные субъекты права порой кое-где еще пока допускают правонарушения.

Правонарушение — это деяние (т.е. действие или бездействие) субъекта права, нарушающее нормы права, являющееся виновным и общественно опасным.

Основные виды правонарушений (по Российскому праву):

  1. Уголовное правонарушение или преступление — виновное, общественно опасное, противоправное деяние, предусмотренное уголовным законом и влекущее уголовное наказание.
  2. Административное правонарушение — виновное, общественно опасное, противоправное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (см. Кодекс об административных правонарушениях России, а также разделы многих законов, устанавливающие всевозможные санкции за их нарушение).
  3. Дисциплинарное правонарушение — нарушение должностными лицами и работниками должностных обязанностей, правил служебной дисциплины и трудового распорядка (см. Кодекс законов о труде России, законодательство о государственной службе, о военной службе и пр.).
  4. Гражданское правонарушение — нарушение норм гражданского права, влекущее имущественную ответственность (см. Гражданский, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы России).

В России действует принцип наказания только за виновное деяние (за некоторыми исключениями — например, гражданская ответственность владельцев источников повышенной опасности).

Основные формы вины — умысел и неосторожность. Особенно подробно вопросы вины проработаны в уголовном праве, где от формы вины часто зависит квалификация преступления по той или иной статье Уголовного кодекса (прямой и косвенный умысел; преступная самонадеянность или преступная небрежность). За правонарушения наступает соответствующая ответственность, т.е. наступление для правонарушителя определенных нормами права неблагоприятных последствий.

Виды ответственности соответствуют видам правонарушений. Конкретные меры ответственности могут затрагивать самые разные интересы и блага правонарушителя (свобода, имущество и пр.; как исключение — даже сама жизнь).

Контрольные вопросы к Главе 1.3.

Какие из следующих документов являются источниками права:

  • Указ Президента России о призыве на действительную военную службу юношей 1970 года рождения;
  • Постановление Правительства России о правилах оказания бытовых услуг в Российской Федерации;
  • Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
  • Постановление Конституционного Суда России о признании несоответствующими Конституции некоторых положений части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР;
  • Решение Московской городской Думы о назначении досрочных выборов Мэра Москвы.

Опишите элементы правоотношения и юридические факты для следующих ситуаций:

Какая из отраслей регулирует общественные отношения?

Какая из отраслей права регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека?

Общественные отношения регулирует Конституционное право.

Основой конституционного права называют Конституцию — совокупность правовых актов, которые обладают наивысшей юридической силой. Именно она регулирует взаимоотношение между государством и гражданином.

При помощи конституционного права регулируются самые важные общественные отношения (основы государственного строя, избирательной системы), закрепляет за гражданином основные права (на труд, образование, лечение), нормы которых содержатся в Конституции.

Основной источник конституционного права — сама конституция, источником такого права являются и законы, связанные с наиболее важными вопросами государственного устройства, решения, принятые на основе референдума, декларации прав и т.д.

Термины и понятия. ПРАВО.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, который наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток.

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПРФ установлена административная ответственность.

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы.

Брак — юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Верховный суд РФ – высшая апелляционная инстанция по уголовным, административным, гражданским и арбитражным (с 2014 года) делам.

Вина – это психическое отношение лица к совершенному и общественно опасному действию или бездействию и его последствиям

Вменяемость – способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения.

Вред – материальный, моральный или физический ущерб, нанесенный в результате правонарушения.

Всеобщая декларация прав человека – правовой документ, определяющий права и свободы человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Советский Союз подписал Декларацию в 1988 году.

Гражданская (гражданско-материальная) ответственность – вид юридической ответственности, который наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков; компенсация морального вреда.

Гражданские правоотношения – это имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Гражданский процесс— урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства.

Гражданское право — отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность участника общественных отношений (индивида, организации) лично или через своего законного представителя приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

Деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность участников общественных отношений нести лично юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Деяние – результат сознательной деятельности людей.

Дисциплинарная ответственность – это наложение мер за дисциплинарные проступки на рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от государства и воли конкретного законодателя.

Закон – правовой документ, принятый высшей законодательной властью государства (в РФ парламент – Федеральное Собрание) или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом), регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

— издается компетентными государственными органами:

— охраняется и обеспечивается государством;

— имеет письменную форму;

— носит легитимный характер;

— содержит нормы права;

— характеризуется неконкретностью адресата. Функции законов:

— регулируют общественные отношения;

— устанавливают права и обязанности граждан и организаций:

— обязывают совершать активные положительные действия;

— являются критерием правомерного и неправомерного поведения людей и основанием для

применения мер государственного принуждения;

— воспитывают в людях чувство добра, справедливости, гуманности.

Имущественные права — права, возникающие по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому.

Институт права — группа правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений. Пример: институт охраны труда в трудовом праве

Источник (форма) права(в юридическом смысле) – способы внешнего выражения и закрепления содержания правовых предписаний, придания им общего и обязательного для исполнения (соблюдения) характера.

Коллизия юридическая – имеющиеся различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Конституционное право – отрасль права, регулирующая сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека.

Конституция – основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой.

Локальный нормативно-правовой акт — нормативно-правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации (учреждения, предприятия) и направленный на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной организации.

Международное гуманитарное право — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право – это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности.

Мера пресечения — особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой способы и средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого.

Механизм правового регулирования — система правовых средств (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты применения и др.), при помощи которых осуществляется результативное регулятивное воздействие на общественные отношения.

Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Нормативно-правовой акт — это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Виды нормативно-правовых актов РФ:

  • Конституция,
  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы,
  • указы Президента,
  • постановления Правительства.

Нормы права – нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, четко описывающие границы поведения и наказания за их нарушение, соблюдение которых обеспечивается правоохранительными органами.

Структура нормы права.

  • Гипотеза – составная часть нормы права, которая указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться.
  • Диспозиция – составная часть нормы права, которая определяет само правило поведения.
  • Санкция – составная часть нормы права, которая определяет меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

Неимущественные права (личные права) — особая категория гражданских прав, которые с рождения принадлежат гражданину и неотъемлемы от него.

Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение норм данного закона на юридические факты, имевшие место до вступления его в юридическую силу.

Объект правоотношения – материальное или духовное благо, в целях обладания которым граждане или иные лица вступают в конкретные правоотношения.

Обычай правовой – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения.

Оптация – выбор гражданства.

Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений

Подзаконный акт – нормативно-правовой акт, принятый компетентным органом или должностным лицом государства на основании и во исполнение закона.

Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного (например, право на жизнь, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и др.)

Виды прав человека:

  • гражданские (личные) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право на жизнь, равенство перед законом и т. п.);
  • политические — права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни (свобода слова, право избирать и т. п.);
  • экономические — права, позволяющие распоряжаться средствами производства, рабочей силой,предметами потребления (право собственности, право на труд и т. п.);
  • социальные — права на благосостояние и достойный уровень жизни (право на социальное обеспечение, на медицинское обслуживание и т. п.);
  • культурные — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности (свобода творчества, право на доступ к культурным ценностям и т. п.).

Право — совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Правовая культура – обусловленная всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая политика– деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, включающая определение целей, задач, направлений и принципов, а также стратегию и тактику его осуществления субъектами политико-правовой системы общества на том или ином этапе его исторического развития.

Правовая система общества – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовая социализация личности– процесс включения индивида в правовую систему выражающийся в формировании и развитии таких качеств и свойств личности, которые обеспечивают оптимальность: характера включенности этой личности в социально-правовые связи и отношения; усвоения правовых идеалов, ценностей, принципов и норм; преобразования приобретаемого социально-правового опыта в собственные положительные ценностно-правовые установки, ориентации, привычки, убеждения.

Правовое воспитание – целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных средств и форм.

Правовое государство — тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, в котором имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества.

Главная цель правового государства — обеспечение гарантии прав и свобод граждан во всех областях.

Признаки правового государства:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над государством;
  • реальное разделение властей;
  • взаимная ответственность государства и личности;
  • равенство всех перед законом;
  • права и свободы человека являются высшей ценностью:
  • политический и идеологический плюрализм.

Правовое поведение – социально значимое поведение индивидуально или коллективно действующих субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, опосредованное нормами права, влекущее юридические последствия.

Правовое регулирование – основная форма реализации функций позитивного права, осуществляемая при помощи системы правовых средств.

Правовое сознание– сфера или область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Правовой нигилизм – вид деформации правового сознания характеризующийся открыто отрицательным, скептическим или безразличным отношением к праву, неверие в его социальный потенциал.

Правовой режим– особый порядок правового регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств, способов, методов и типов правового регулирования в различном их сочетании.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.

Правомерное поведение – массовое по масштабам социально полезное поведение людей и организаций, соответствующее предписаниям норм права и гарантируемое государством.

Правонарушение — общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

Правоотношения — это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми материальными ресурсами.

Правоспособность — возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности (имеют все граждане с рождения – право на жизнь, на честь и достоинство, на образование и др. Обязанности – исполнять законы, платить налоги и др.)

Правотворчество – это форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование.

Преамбула– краткое введение к особо важным нормативно-правовым актам (Конституция, законы), содержащие обоснование их социально-политической и собственно правовой необходимости (целесообразности).

Презумпция невиновности – принцип юридической ответственности, который заключается в том, что только суд признает человека виновным. Преступление – опасное, противоправное деяние (действие или бездействие, но не мысли), наносящее наибольший ущерб обществу.

Прецедент правовой — (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

Проступок – менее опасное противоправное деяние.

Публичное право – часть системы права, включающая совокупность отраслей права , нормы которых направлены на обеспечение государственного интереса. (К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, финансовое, уголовное и др.)

Семейное право — отрасль права, регулирующая личные и производные имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Сделки – действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Система права – это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, подотрасли и отрасли права

Событие – это юридический акт, возникающий независимо от воли участников правоотношения.

Состав преступления – это совокупность предусмотренных в уголовном законе признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Субъекты гражданского права — физические/юридические лица/государство, обладающие гражданскими правами и обязанностями.

Трудовое право – отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений: права и обязанности работника и работодателя.

Трудовые правоотоношения — это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.

Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, в котором описаны взаимные права и обязанности сторон.

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, которые возникают в связи с совершением преступления

Уголовный процесс — досудебное и судебное производство по уголовному делу.

Физическое лицо — это любой человек, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, семейного положения и любых других характеристик, это один реальный человек.

Частное право — часть системы права, включающая совокупность отраслей права, нормы которых регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей. (К отраслям частного права относятся: гражданское, семейное право и др.)

Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Эмансипация несовершеннолетних – объявление полностью дееспособными несовершеннолетних, достигших 16 лет и работающих по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей (усыновителей, попечителей) занимается предпринимательской деятельностью.

Юридические лица – это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *