На какие степени секретности подразделяются сведения отнесенные к государственной тайне
Перейти к содержимому

На какие степени секретности подразделяются сведения отнесенные к государственной тайне

  • автор:

На какие степени секретности подразделяются сведения отнесенные к государственной тайне

О внесении изменений в Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2021 г. № 1868
МОСКВА
О внесении изменений в Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 37, ст. 3619; 2008, № 3, ст. 198; № 21, ст. 2465; 2016, № 13, ст. 1833) .

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 октября 2021 г. № 1868

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности изложить в следующей редакции:

«УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 4 сентября 1995 г. № 870 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 30 октября 2021 г. № 1868)

ПРАВИЛА отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности

1. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

2. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

3. К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из указанных областей.

4. К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из указанных областей.

5. К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-разыскной области деятельности.».

83. Государственная тайна (определение, степени секретности).

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, вшнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оративно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности сийской Федерации;носители сведений, составляющих государственную тайну — материальные объекты, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их отелей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, представляющим государственную тайну;доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну;Перечень сведений, составляющих государственную тайну Государственную тайну составляют:1) сведения в военной области:2) сведения в области экономики, науки и техники:3) сведения в области внешней политики и экономики:4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности:Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.Порядок засекречивания сведений и их носителейОснованием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайнуНа носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;о регистрационном номере;о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. К нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Что такое государственная тайна

Есть информация, которую государство скрывает от посторонних.

Считается, что ее положено знать только специальным людям, поскольку эти сведения относятся к государственной тайне.

Многие считают, что все, что связано с государственной тайной, касается людей в форме и со звездами на погонах. Но это не совсем верно. Иногда с секретными сведениями сталкиваются и обычные люди, например при работе с государственными заказами. Так что риск столкнуться в реальной жизни с гостайной есть у любого человека.

А еще на государственной тайне можно заработать. Правда, если продавать такие сведения, заработать получится только уголовную статью и судимость. А вот если работать с гостайной на законных основаниях, можно получать доплаты и выгодные заказы.

Я расскажу, как это работает и как правильно должен быть оформлен допуск к государственной тайне.

Какие сведения относятся к государственной тайне

Государственная тайна — это сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Если сведения могут нанести ущерб безопасности другого государства, государственной тайной они не являются. Считается, что каждая страна должна сама заботиться о своих секретах.

Государство защищает сведения в следующих областях:

  1. Военной. Например, информацию о новых видах оружия или планы будущих военных операций.
  2. Внешнеполитической. Например, это может относиться к сведениям о международных переговорах, разглашение которых может потенциально нанести ущерб безопасности страны.
  3. Экономической. Например, информацию о платежном балансе России и других стран на военный период или о расходах на разработку вооружений.
  4. Разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной. Сюда относится и информация о борьбе с терроризмом, и сведения об охране госграницы, и сведения об организации правительственной связи, а также многое другое.

Но не вся информация из этих областей считается секретной. Для этого должны соблюдаться еще условия.

Засекречивать информацию имеют право органы государственной власти и учреждения, которые получили эти сведения. Полный список органов госвласти и то, какие сведения можно засекретить, указаны в специальном перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Он исчерпывающий: организация, которая в нем не указана, не может засекретить кулинарный рецепт и требовать привлечь к уголовной ответственности своих бывших сотрудников за разглашение государственной тайны.

Обложка статьи

Секретить сведения имеют право не только силовые ведомства. Кроме МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюста, Минобороны и Аппарата Президента РФ в перечне указаны еще и Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго. А еще засекречивать информацию могут вполне мирные ведомства, например Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минпромэнерго, Минсельхоз и Минтранс.

Грифы секретности

Чаще всего сведения, которые составляют гостайну, записывают на носители: документы, жесткие диски, журналы, издания и специальные устройства хранения информации. Чтобы такие носители отличались от других, на них проставляют специальный гриф ограничения доступа, его еще называют грифом секретности.

В России существуют три грифа секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Присваивают их сведениям в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Разница между ними в том, какой ущерб может нанести разглашение информации и какие интересы пострадают в результате разглашения.

Гриф «особой важности» присваивают сведениям, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в целом.

Гриф «совершенно секретно» присваивают сведениям, разглашение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или определенной отрасли экономики Российской Федерации.

Гриф «секретно» присваивают всем прочим сведениям, составляющим гостайну. Их разглашение может нанести ущерб предприятию, учреждению или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности.

Что именно и кому может нанести ущерб, какой гриф той или иной информации присвоить — решают сами руководители государственных органов. Они создают комиссию, которая и составляет развернутый перечень сведений, которые нужно засекретить. А уже эта комиссия определяет, что в работе госоргана или ведомства относится к сведениям особой важности, а что — совершенно секретно или секретно.

Такие перечни есть у каждого ведомства, работающего с государственными секретами.

А вот гриф «для служебного пользования» никакого отношения к государственной тайне не имеет. В принципе, любое предприятие или организация может разработать свое положение о документах с грифом ДСП. Но привлечь сотрудника за разглашение можно только в одном случае — если сведения являются коммерческой тайной.

Часто работодатели не оформляют документы так, как следует, а просто ставят на документе гриф «для служебного пользования» и пугают работников, что привлекут к уголовной ответственности за разглашение гостайны — гриф же в наличии. В данном случае работникам ответственности можно не бояться.

Обложка статьи

Какие сведения нельзя засекретить

Есть информация, которую засекретить невозможно в принципе, даже если очень хочется. К ней относятся сведения:

  1. О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях таких происшествий. Это логично — граждане должны знать, что им угрожает. Например, сама атомная электростанция может быть секретной, все, что на ней происходит, — тоже. Но если происходит утечка радиации, объявить ее секретной нельзя.
  2. О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.
  3. О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.
  4. О фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина. Если с секретного завода увольняют сотрудника с нарушениями закона, скрыть информацию о факте увольнения, просто засекретив ее, не получится.
  5. О состоянии здоровья высших должностных лиц РФ. Но это не значит, что гражданам должны сообщать о каждом случае насморка у президента. Конституционный суд решил, что это касается только случаев, когда расстройство здоровья президента носит постоянный и необратимый характер. В этом случае руководители учреждения здравоохранения, которое обслуживает президента, обязаны незамедлительно информировать об этом председателя правительства, а компетентные органы государственной власти вправе получать соответствующую информацию о здоровье президента.
  6. О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Например, если чиновник получил взятку и попался с поличным, засекретить это нельзя.
  7. О состоянии окружающей среды.

Даже если такие сведения засекретят, любой человек может обжаловать это решение в суде. А должностные лица, которые решили, что это нужно засекретить, понесут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам ущерба.

Объясняем сложное простым языком

Как получить допуск к гостайне

Многие считают, что для получения доступа к гостайне достаточно устроиться в любое силовое ведомство — и доступ к секретным документам обеспечен. Но это не так. Полицейский кинолог или полиграфолог может поступить на службу и через много лет уйти на пенсию, так и не увидев ни одного секретного документа.

Но в некоторых случаях допуск действительно можно получить в связи с назначением на должность без проведения проверки — для:

  1. Членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
  2. Судей на период исполнения ими своих полномочий.
  3. Адвокатов, но не всех, а только тех, кто участвует в делах, связанных с гостайной. Допуск им дается только к материалам этого конкретного дела.

Для них специальная процедура допуска не предусмотрена: при назначении либо при допуске к делу их предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. Если нарушат режим секретности, этого достаточно, чтобы привлечь их к ответственности.

Обложка статьи

А для всех остальных граждан порядок сложнее: нужно получать допуск. Допуск — это серия мероприятий, во время которых человека проверяют.

Проверочные мероприятия

Что именно входит в перечень этих мероприятий, как правило, сам получатель допуска не знает, и раскрывать все подробности ни ему, ни окружающим закон никого не обязывает. Чтобы оформить допуск к секретным сведениям, эти мероприятия не нужны. А вот если человека планируют допустить к сведениям особой важности и совершенно секретным, проверочные мероприятия проводят в обязательном порядке.

Если человек устраивается в силовое ведомство, например в МВД или ФСИН, проверочные мероприятия проводит это ведомство. Если организация гражданская, заниматься проверкой будет ФСБ.

Дальше все зависит от того, к каким именно сведениям человеку оформляют допуск. Если к секретным, проверочные мероприятия проводить не обязательно, но возможно. Например, если сведения, указанные в анкете, вызвали сомнения. В этом случае руководитель организации решает провести проверку и оформляет это решение в письменном виде. Если такие сведения вопросов не вызывают, без проверки можно обойтись.

Как оформить документы для допуска

Государственная тайна — это дорого. Поскольку раскрытая тайна может причинить ущерб, рисковать РФ не хочет и кого попало с такими сведениями не знакомит. Для обычного гражданина процедура допуска выглядит следующим образом.

Оформить допуск по месту работы или службы. Самостоятельно обратиться, например, в ФСБ и потребовать оформить допуск не получится — закон этого не предусматривает. Нужно, чтобы соблюдалось одно из двух условий:

  1. cотрудник претендует на должность, где придется работать с секретными, совершенно секретными или особой важности сведениями. В этом случае все мероприятия проводятся еще до трудоустройства. Если кандидат не пройдет спецпроверку, в трудоустройстве могут отказать — это законно;
  2. человек уже работает, и ему поручают дополнительную работу, которая связана с гостайной, — так бывает. Например, фирма выпускала гражданскую продукцию, а потом получила оборонный заказ. В этом случае если сотрудник спецпроверку не пройдет, его могут перевести на другую должность, а если это невозможно — уволить.

Обложка статьи

Дать письменное согласие, поскольку допуск к гостайне — дело добровольное. Откажется — заставить его нельзя, но и с государственными секретами он знакомиться не сможет. Причем письменное согласие потребуется:

  • на ограничение прав, например права на выезд за границу;
  • на проверочные мероприятия в связи с процедурой допуска, например запросы информации о судимости и о привлечении к уголовной или административной ответственности, сбор характеристик по месту жительства и работы.

Заполнить анкету. Анкету подписывает сам претендент на допуск гостайне, работник кадрового подразделения и работник режимно-секретного подразделения. К ней прикладывают заверенные копии документов об указанных в ней сведениях: паспорта, свидетельства о браке, диплома и других.

На допуск могут не рассчитывать люди, которые имеют следующие болезни и расстройства здоровья:

  1. Психические расстройства.
  2. Шизофрению, шизотипические и бредовые расстройства.
  3. Расстройства настроения.
  4. Расстройства привычек и влечений — это склонность к совершению действий, опасных для себя и окружающих.
  5. Нарушения интеллектуального развития.
  6. Употребление психоактивных веществ, например наркотиков.
  7. Эпилепсию.

Ознакомиться с текущим законодательством, которое касается государственной тайны, а также с законами об ответственности, если он ее нарушит. А еще письменно предупреждают о том, что права гражданина в связи с допуском могут быть ограничены.

Ожидать решения. После подписания гражданину больше ничего делать не нужно — начинается работа организации, министерства или ведомства, которое оформляет допуск. Оно должно сделать следующее:

  1. Оформить письмо с обоснованием, почему конкретному человеку нужно оформить этот допуск. Указать, что допуск нужен на всякий случай, не получится. Нужно, чтобы должность, на которую назначается человек, была указана в специальной номенклатуре должностей — она должна быть в каждой организации, которая с государственными секретами работает. А еще в письме указывается, есть ли у гражданина медицинские противопоказания.
  2. Оформить карточку по форме 1. Она нужна для отметок о проведении проверочных мероприятий.
  3. Оформить учетную карточку на допуск к государственной тайне по форме 10.
  4. Составить список, где указываются оформляемый гражданин и все его родственники по форме 11.

Все эти документы направляются в органы безопасности по месту, где оформляют допуск. Если сотрудникам ФСБ покажется, что в документах неточности или чего-то не хватает, они могут запросить дополнительные сведения. А если документы будут оформлены неправильно, их вернут на доработку.

Получить отметку о допуске. После проверки карточка формы 1 вернется в организацию. Если ФСБ решило, что гражданину можно дать допуск, в карточке сделают отметку о проведении проверочных мероприятий с номером допуска к государственной тайне. Только с этого момента человека можно допустить к государственным секретам. И именно с этого момента гражданин начинает нести ответственность за разглашение, получать надбавки, доплаты и льготы.

Карточка, которая со всеми отметками вернулась в организацию, которая оформляет допуск, должна храниться в режимно-секретном подразделении вместе с копиями трудового договора, контракта или расписками, в которых гражданин обязуется соблюдать законодательство о государственной тайне.

Можно ли заработать на гостайне

Тем, кто допущен к секретам, государство платит надбавки, доплаты и различные льготы. Как правило, это делается за счет бюджета, поэтому страна просто так эти льготы не установит. Но надбавки и льготы положены не всем.

Для тех, кто допускается к гостайне разово, например для адвокатов, никакие надбавки и льготы не положены. А вот для тех, кто работает с государственными секретами на постоянной основе, предусмотрен целый ряд дополнительных социальных гарантий.

Процентные надбавки к заработной плате. Выплата надбавки не зависит от того, государственная организация или частная. Даже частные организации могут оформить допуск к гостайне для сотрудников, например в связи с тем, что строят секретные космодромы или проектируют космические аппараты. Но правила одни для всех — платить надбавку придется.

Размер надбавки зависит от степени секретности сведений, к которым допущен сотрудник, и считается в процентах от должностного оклада или тарифной ставки. Размер надбавки будет следующим:

  • за работу со сведениями особой важности — от 50 до 75%;
  • за работу с совершенно секретными сведениями от 30 до 50%;
  • за работу с секретными сведениями — все зависит от того, проводились ли проверочные мероприятия. Если да — надбавка составит от 10 до 15%. Если нет — от 5 до 10%.

А еще есть надбавка для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны — при условии, что эта защита является их основной функцией. Это могут быть, например, работники секретариата, в котором хранятся секретные документы, или системные администраторы, которые занимаются мероприятиями по защите государственных секретов. Такая обязанность должна быть прописана в должностной инструкции. Надбавка в данном случае зависит от стажа:

  • при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;
  • при стаже работы от 5 до 10 лет —15%;
  • если стаж от 10 лет и выше — 20%.

Кроме надбавок сотрудники, которые работают с гостайной, имеют преимущественное право на сохранение места, если проводятся организационные или штатные мероприятия.

Ограничения для тех, кто работает с гостайной

Надбавки, доплаты и льготы дают не просто так. Права должностного лица или обычного гражданина в этом случае можно ограничить. Причем ограничения могут действовать как в период допуска, так и после того, как человек перестал работать с гостайной.

Ограничения в правах могут быть такие:

    на срок, оговоренный в трудовом договоре или контракте при оформлении допуска к гостайне. При этом могут обязать сдать заграничный паспорт работодателю либо отказать в выдаче нового, в том числе и после прекращения допуска.
  1. На распространение сведений, которые были государственной тайной. Например, после выхода на пенсию не получится написать книгу или статью о том, чем человек занимался на службе или работе. А еще можно ограничить право на использование открытий и изобретений, которые содержат такие сведения. В случае если человек изобрел принципиально новый двигатель, а его признали секретным, рассказать о своем изобретении никому не получится. , но только в то время, когда проводятся проверочные мероприятия и оформляется допуск. В это время и у соседей человека можно справки навести, и послушать, о чем он по телефону говорит, без судебного решения. Когда проверка завершена и человек получил допуск, так сделать уже не получится.

Кто не сможет получить допуск

Бывают случаи, когда в допуске к гостайне могут отказать. Это возможно в следующих случаях:

  1. Претендент на допуск признан недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, которое вступило в законную силу.
  2. Претендент признан обвиняемым или подсудимым по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти либо о любом умышленном преступлении.
  3. У претендента есть непогашенная или неснятая судимость за совершенное по неосторожности преступление против государственной власти либо за любое умышленное преступление.
  4. В отношении претендента было возбуждено уголовное дело, но оно было прекращено по нереабилитирующим основаниям, например за истечением срока давности либо за примирением сторон.
  5. У претендента есть медицинские противопоказания для работы с гостайной.
  6. Претендент или его родственники постоянно проживают за границей либо оформляют документы для выезда на ПМЖ в другое государство.
  7. В ходе проверки выявят действия оформляемого лица, которые создают угрозу безопасности РФ.
  8. Претендент уклоняется от проверочных мероприятий либо сообщает заведомо ложные анкетные данные.

Решение об отказе всегда принимается индивидуально и с учетом результатов проверки. Гражданин имеет право обжаловать отказ в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к гостайне

Если человек уволился, ему прекращают доступ к гостайне. Такое решение имеет право принять должностное лицо, принявшее решение о допуске. Бывают и другие случаи, когда допуск прекращают. Но в любом случае для этого нужны основания: просто так по желанию руководителя прекратить допуск не получится.

Например, допуск могут закрыть по таким причинам.

Человек расторг трудовой договор или контракт в связи с организационными или штатными мероприятиями. Это возможно, когда, например, меняется структура предприятия или человек уволился по личным обстоятельствам.

Работник нарушил обязательства, которые связаны с защитой государственной тайны. Это необязательно связано с разглашением — иногда достаточно оставить совершенно секретный документ на рабочем столе и уйти домой. Это уже может быть основанием для прекращения допуска, а в большинстве случаев — и для увольнения.

Бывает, что когда допуск оформляли, у человека все было в порядке и никаких ограничений не было. Но потом выясняется, что родственники выехали за границу или появилась судимость. А еще бывает, что человек при трудоустройстве обманул работодателя, например скрыл судимость. Даже если об этом станет известно позже, допуск тоже можно прекратить, а сотрудника — уволить.

  • В городе Полярный сотрудник при устройстве на работу в организацию скрыл сведения о судимости, но через некоторое время это выяснилось. Допуск к гостайне прекратили, а сотрудника уволили. Он с увольнением не согласился и обратился в суд. В суде он заявил, что допуск к гостайне — это вообще проблема работодателя, а не сотрудника, нельзя на таком основании увольнять. И вообще, работодатель был обязан предложить ему вакансии, которые не связаны с государственными секретами, пусть и в других городах.
  • Суд с мужчиной не согласился. Если есть основания для отказа в допуске — это не проблема работодателя, решить своими силами руководство предприятия это никак не может, и обязать его нельзя. Судимость — это основание для отказа в оформлении допуска. А то, что работнику других вакансий не предложили, так это потому, что их просто не было, и работодатель это документально подтвердил. Увольнение признали законным.

Но даже если допуск к гостайне прекращен — это не повод делиться с окружающими известными секретами. От ответственности это не освободит.

Ответственность за разглашение государственной тайны

За разглашение гостайны придется отвечать по закону. Ответственность, в зависимости от ситуации, может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной.

Уголовная ответственность может наступить только для тех, кому гостайна стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законом. Человека, который никогда не был официально допущен к государственным секретам, привлечь по этой статье невозможно.

Если, например, человек получил допуск официально, а доверенная ему информация стала известна другим лицам, его могут наказать арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо лишить свободы на срок до 4 лет. Но если разглашение приведет к тяжким последствиям, например к гибели людей, его могут лишить свободы на срок от 3 до 7 лет. При этом неважно, как именно гостайну разгласили: устно, в письме, в сообщении электронной почты или в публичном выступлении. Важен тот факт, что она стала достоянием других людей, допуска не имеющих.

  • Пример из суда: в 2003 году два журналиста в Перми написали статью, в которой раскрыли личные данные агента правоохранительных органов, а это совершенно секретная информация. Журналистов и сотрудника милиции, который им про это рассказал, обвинили в разглашении гостайны и дело направили в суд. В результате журналистов суд оправдал: раз они допуска не имели, то и состава преступления в их действиях нет. А вот сотрудника милиции осудили условно.

Но для тех, у кого допуска нет, а с государственными секретами очень хочется ознакомиться, есть другая статья УК РФ. Она предусматривает ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, например путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия или любым другим незаконным способом. Санкция за это — от крупного штрафа до лишения свободы на срок до 4 лет.

В некоторых случаях наказание может быть строже — свободы можно лишиться на срок от 4 до 8 лет. Например, если получать секретные сведения в составе группы или с применением насилия. Также строго накажут, если использовать технику, которая предназначена для негласного получения информации, или сведения, составляющие гостайну, попали за пределы Российской Федерации.

Административная ответственность может применяться в том случае, если нарушителя не привлекли к уголовной ответственности. Но санкция в этом случае — штраф для граждан в размере от 500 до 1000 ₽, для должностных лиц — от 4000 до 5000 ₽.

Такое теоретически возможно, но встречается в судебной практике редко: если разглашение причинило ущерб государству, человека проще к уголовной ответственности привлечь, а если ущерба нет — применить дисциплинарную ответственность. Но такие материалы в суды иногда направляют.

  • Пример из суда: в Петропавловске-Камчатском военнослужащий в соцсетях разместил на своей странице сведения о находящихся на вооружении воинской части боевых машинах и снарядах к ним, а также сведения об учениях. Ущерба государству это не причинило, но раз факт был, военная прокуратура решила привлечь его к административной ответственности, тем более что военнослужащий своей вины не отрицал.
  • Но гарнизонный суд с мнением прокуратуры не согласился. За такое нарушение административная ответственность для военнослужащих не предусмотрена. Производство по делу прекратили. Постановление о прекращении производства направили командиру части, чтобы он привлек виновного к дисциплинарной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение материального ущерба государству от действий человека, разгласившего гостайну. Возможно это в том случае, если ущерб удастся посчитать в деньгах, например если кто-то раскроет иностранным агентам устройство систем распознавания самолетов и его придется срочно менять. Стоимость замены посчитают, и виновному придется ее возместить.

Но в некоторых случаях теоретически возможно и возмещение морального ущерба, например если раскрыть личность секретного агента спецслужб и все соседи узнают, что он сотрудничает с правоохранительными органами. В этом случае можно подать и иск о возмещении морального ущерба. Заявить такой иск может человек, которому это причинило ущерб, например секретный агент спецслужб, о котором узнали окружающие.

Дисциплинарная ответственность — увольнение. Чтобы уволить работника именно за разглашение, нужно, чтобы в трудовом договоре, инструкции или любом документе, регламентирующем его работу, было упоминание, что он работал со сведениями, составляющими гостайну.

Кратко о гостайне

  1. Допуск к государственной тайне может поднять вашу зарплату почти в два раза. Это законно.
  2. С государственной тайной работают не только люди в погонах, но и гражданские.
  3. Если проболтаться о государственных секретах, могут привлечь к ответственности.

Дмитрий Сергеев

Загрузка

Иван Сафронов вошёл в чат

Алексей, про государственную измену статья тоже будет

Дмитрий, отмена надбавки — есть вероятность, что хоть как-то решит проблему "древних" работников, досиживающих на должности. К сожалению, лично знаком с некоторыми представителей таких отделов, как работники — бесполезны, потому что их развитие закончилось лет 30 назад, но за место держатся. Кроме того, я считаю несправедливым, что работники таких подразделений получают дополнительную надбавку только за то, что они работают в таком подразделении. У них есть доступ к гостайне — пусть получают надбавку к окладу, если ознакомлены с соответствующей категорией сведений. То, что они работают, например, в РСО не должно давать им дополнительных начислений — они получают зарплату за работу: организацию и соблюдение режима секретности. За что им доплата за количество отработанных в отделе лет?
Пересмотр перечня сведений — там же полно документов, утративших свою ценность от слова совсем. Государственная тайна — важный аспект, но перечень сведений должен быть актуальным, а не таким, чтобы было легко и просто увеличить оклад. Говорят, что бюджеты трещат.

Владимир, Перечни меняет министерство после согласования с МВК по защите гос тайны. В вашу организацию сведения о засекречивании конкретных сведений приходят от заказчика. Если секретный ОКР реализуют 5 лет потом 10 серийное производство и 12 лет на вооружении последний образец ВВТ, то 27 лет минимум гриф снимать нельзя. А если продлят на 5 лет то и 32. все просто, если быть осведомленным.
Конечно некоторые сотрудники РСП перегорают с годами и снижают требовательность. Видимо им следует почаще делать проверки в режимных цехах и лабораториях, тестировать сотрудников и жестче с ним спрашивать, тогда ни у кого не появится мысль об их ненужности.

ДСП — это не гриф, а ограничительная пометка

Виктор, в законе нет такого понятия "ограничительная пометка". Есть гриф ограничения доступа. Но вы правы — гриф ДСП никакого отношения к государственной тайне не имеет.

Александр Кислов

Дмитрий, я согласен с Виктором Ивановым и подтверждаю, что грифа ДСП не существует, есть ограничительная пометка "Для служебного пользования" определенная в ведомственных документах по делопроизводству.

Дмитрий, п. 1.4 ПП 1233 определяет «Для служебного пользования», как пометку. В законе (я так понимаю речь о 98-ФЗ) есть понятия гриф «Коммерческая тайна», а не «Для служебного пользования». Требования ФСТЭК России так же определяют «Для служебного пользования», как пометку, а не как гриф.

Дмитрий, даже в этом постановлении нет понятия "ограничительная пометка". Просто пометка — есть. В ГОСТ Р 7.0.97-2016 не говорится ни о каких ограничительных пометках, да и вообще о пометках нет речи. Там упоминаются грифы ограничения доступа и ограничительные надписи. Но это, как мне кажется, результат несогласованной работы составителей разных документов. Сути это не меняет.

В целом с вами соглашусь. Не раз сам сталкивался с ситуацией — неопытные работники, увидев документ ДСП начинают прятать его от окружающий и заявлять, что раз он для служебного пользования — значит в нем содержится гостайна, хотя по факту это не так.

Дмитрий, гриф секретности может относиться только к гостайне. Никто не запрещает сделать гриф конфиденциальности. Встречается гриф конфиденциальности "Строго конфиденциально". Это уже творчество.

Вовенчегг Пискунов

надбавка конечно прекрасно за гос. тайну, только вот некоторые предприятия специально занижают оклады так, что эта надбавка растворяется))

Вовенчегг, к сожалению практика уменьшения оклада специалистам после допуска к гос тайне существует. Привлечь администрацию к какой либо ответственности пока не возможно. ЕСли подписал трудовой контракт на таких условиях значит согласен. УВЫ.

Вовенчегг, подразделенияЗГТ по действующим нормативным документам относятся к основным структурным подразделениям предприятия. Соответственно должностные оклады штатным специалистам по режиму секретности должны соответствовать размерам должностных окладов основных подразделений. В зависимости от уровня квалификации. К сожалению профстандарта для специалистов по режиму секретности не разработано.

Не рассказали о том, как долго отдельный индивидуум может оставаться невыездным после увольнения с должности, где он имел доступ к сведениям, составляющим ГТ. ЕМНИП, это может быть что-то в районе 5-ти лет, для допуска 2-й степени.

Ilya, ну почему не рассказали, есть это в статье. Вторая форма допуска это совершенно секретно, ограничения на выезд — 5 лет, с возможностью продления ещё на 5 лет.

Рустам Асадуллин

Дмитрий, "Вторая форма допуска, ограничения на выезд — 5 лет"
1) ограничение на выезд не связано с формуй допуска, а связано с тем, с какими документами ПОД ЗАПИСЬ работал человек. Скажем человек перед срочкой получил первую категорию и теоретически может работать с ОВ, но всю службу просидел в каптёрке. Секретку ему конечно запишут, чтобы вопросов у проверяющих органов не было, но никаких ограничений на выезд он не получит.
2)Перед тем как только начать работать с гостайной человеку дают на подпись, бумагу, где написано, с какой категорией он в принципе будет работать и сколько после этого он будет теоретически невыездным.
3)Самое главное после окончания работы человека с ГТ, сотрудник контролирующий работу с ГТ пишет справку, в которой указано с документами какой категории за время работы был ознакомлен человек и сколько ему после этого не надо выезжать за границу. Допустим человек имеющий вторую форму последний раз ознакамливался с СС документом 15 лет назад. Зачем ему после увольнения вешать запрет на выезд на 5 лет?

Рустам, если человек в течении года не знакомился со сведениями, составляющими гостайну — допуск с него снимается. Обычно кадровики это отслеживают — если не отслеживать, получится что надбавка за работу с такими сведениями выплачивалась необоснованно. Так что ситуация, когда человек получал надбавку за работу с гостайной 15 лет без оснований — возможна, но маловероятна.

Дмитрий, Учет осведомленности по СС ведется РСО и приказ на надбавки с учетом докуметальноподтвержденного ознакомления с СС пишут именно они. Соответственно и сведения об осведомленности с момента последнего ознакомления. Решение об ограничении выезда при последнем ознакомлении 15 лет назад с СС не может быть вынесено по определению.

Ilya, к сожалению система выезда за границу сильно усложнена . Работник должен ограничиваться в выезде с 3 формой сразу на 5 лет со дня увольнения или лишения допуска. Со Второй формой сразу на десять , а с первой формой на двадцать. И никаких комиссий

Ilya, после увольнения с военной службы (с соответсвующим допуском) я был невыездным 15 лет

Алексей Петров

О надбавке за наличие допуска. Работал я в начале 2000-х годов в одном оборонном НИИ. И была у меня, как и у всех почти сотрудников, вторая форма допуска. С третьей там только во двор пускали :). А потом приняли закон о обязательных доплатах за наличие формы допуска. 20% к окладу. И наше руководство сразу решило сэкономить, и всем форму сняло, кроме начальников отделов. Приходим мы в архив, просим нам выдать наш отчёт по одной работе, циферки кое-какие нужны. Сейчас все на компах лежит, тогда отчёт был сложносочиненный 🙂 А нам говорят: -Не положено! Он секретный, а у вас формы нет. Мы говорим, но вон же там фамилии авторов, это же мы! Нет, говорят, пусть придёт кто-нибудь с допуском, я ему выдам, а он вам даст читать сколько хотите 😉 Никакой морали тут нет, кроме того, что руководство головой не думает иногда в приступе экономии — потом выяснилось, что посылать в командировки на заводы некого, потому что формы допуска у них нет, а каждый раз на каждого человека оформлять сложно.

Алексей, Надбавки в 20 процентов в Постановлении правительства нет. Так для 3 формы от 5 до 15, для 2 формы от 30 до 50. В отношении выдачи совсекретного отчета тому, кто придет это полный бардак. Должно быть указание руководства о получении доступа по теме или к конкретному документу. По номенклатуре должны быть допущены все кто нужен, а если к работам реально не имел доступа, то можно и не платить надбавку если нет документального подтверждения . Тогда и в командировки будет кому ездить и доплату получат те кто работает. В приказе Минздравсоцразвития и последующих разъяснениях все написано.

Денис, такое возможно только в одном случае — если вы проходили службу в подразделении, принадлежность сотрудников которого к правоохранительным органам либо к военной службе засекречена. В этом случае у вас должен быть оформлен допуск к гостайне, и вы должны были дать соответствующие подписки о неразглашении. Просто устного разъяснения при увольнении в такой ситуации недостаточно.

Так бывает, но крайне редко. Для большинства сотрудников полиции и военнослужащих таких ограничений нет. Например, сотрудники патрульно-постовой службы, кинологи, сотрудники уголовного розыска и многие другие в служебное время носят форму — засекретить их принадлежность к полиции невозможно в принципе. Сведения о службе вносятся в трудовую книжку — на которой нет грифа секретности. Передаются в пенсионный фонд, в различные министерства и ведомства, работники которых вообще не имеют допуска к гостайне. Никакого нарушения в этом нет.

Номер воинской части указан в вашем удостоверении офицера запаса — но работники кадрового подразделения вашего работодателя имеют полное право ознакомиться с оригиналом этого удостоверения. По другому они не смогут вас на воинский учет поставить — а это их обязанность. Вы же не будете из удостоверения страницы выдергивать.

В вашем случае, насколько я понимаю, речь идет именно о военной службе. У действующих военнослужащих действительно существует запрет на предоставление и распространение информации о других военнослужащих. Но запрет этот прописан в Дисциплинарном уставе — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351959/

А действие Дисциплинарного устава распространяется только на военнослужащих органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/c401b0ba6064c7e607a9ea1b9aeb05e4d7e20fdf/

Ответственность за нарушение требований Дисциплинарного устава — дисциплинарная, а не уголовная. ФЗ "О гостайне" по отношению к нарушителям дисциплинарного устава не может применяться.

Насколько я понимаю, военную службу в данный момент вы не проходите — а значит действие Дисциплинарного устава на вас не распространяется, наказать вас за нарушение его требований — невозможно.

Чтобы гостайну разгласить — сначала нужно получить к ней допуск. Нет допуска — нет разглашения. А процедура оформления этого допуска обычно хорошо запоминается — человек дает кучу подписок, знакомится с приказами, получает инструктажи. И допуск этот не выдается автоматически вместе с формой. Я думаю, если бы он у вас был — вы бы об этом знали.

«О государственной тайне»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

абзац исключен. — Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

абзац исключен. — Федеральный закон от 06.10.1997 N 131-ФЗ.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 294-ФЗ)

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 153-ФЗ)

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ)

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

(в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N 299-ФЗ)

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 377-ФЗ)

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N 299-ФЗ)

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N 299-ФЗ)

Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием

Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

о регистрационном номере;

о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ

Статья 13. Порядок рассекречивания сведений

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *