Какие ответные меры может принять россия
Перейти к содержимому

Какие ответные меры может принять россия

  • автор:

Какие ответные меры может принять россия

Статья 40. Ответные меры

1. Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.

2. Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, указанные в части 1 настоящей статьи, вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц. Указанные меры могут отступать от положений части 1 статьи 21, статей 22, 29 — 31 и 34 настоящего Федерального закона.

3. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, собирает и обобщает информацию, связанную с нарушением иностранным государством прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи. Если в результате рассмотрения поступившей информации этот федеральный орган исполнительной власти сделает вывод о целесообразности введения ответных мер в связи с нарушениями, указанными в части 1 настоящей статьи, он представляет в Правительство Российской Федерации доклад, содержащий согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения о введении ответных мер.

4. Решение о введении ответных мер принимается Правительством Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Российской Федерации может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Указ Президента РФ от 3 мая 2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (с изменениями и дополнениями)

В связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на незаконные лишение Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» постановляю:

1. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.

2. Обеспечить применение следующих специальных экономических мер:

а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:

совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее — лица, находящиеся под санкциями);

исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;

осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;

б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.

Информация об изменениях:

Указ дополнен пунктом 2 1 с 22 декабря 2022 г. — Указ Президента России от 22 декабря 2022 г. N 942

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 3 мая 2022 г.

2 1 . Предоставить Правительству Российской Федерации полномочие по выдаче временных разрешений на совершение отдельных сделок (операций, действий) с лицами, находящимися под санкциями.

3. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Указа, за исключением абзаца четвертого подпункта «а» пункта 2 настоящего Указа.

4. Предоставить Центральному банку Российской Федерации право давать официальные разъяснения по вопросам применения абзаца четвертого подпункта «а» пункта 2 настоящего Указа.

5. Правительству Российской Федерации в 10-дневный срок:

а) утвердить перечень лиц, находящихся под санкциями;

б) определить дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта «а» пункта 2 настоящего Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических мер.

Президент Российской Федерации

3 мая 2022 года

Решено ввести ряд дополнительных мер в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним государств, направленные на незаконное лишение или ограничение права собственности России, ее граждан и организаций.

Органам, организациям и физлицам, находящимся под юрисдикцией России, запрещено:

— совершать сделки (в т. ч. заключать внешнеторговые контракты) с юрлицами, гражданами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются ответные меры;

— исполнять перед лицами, находящимися под ответными санкциями, обязательства по совершенным сделкам (контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;

— совершать финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под ответными санкциями.

Также введен запрет на вывоз из России продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются в нашей стране, если они поставляются в пользу лиц, находящихся под ответными санкциями, и (или) поставляются последними в пользу иных лиц.

Правительство РФ утвердит перечень лиц, находящихся под ответными санкциями, а также определит дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещены.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены мер.

Указ Президента РФ от 3 мая 2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций"

Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 мая 2022 г. N 0001202205030001, в "Российской газете" от 4 мая 2022 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 мая 2022 г. N 19 ст. 3188

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 22 декабря 2022 г. N 942

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 3 мая 2022 г.

В России предложили меры против запрещающих въезд российским автомобилям стран

России стоит закрыть границу с теми европейскими странами, которые запретили въезжать на свою территорию российским автомобилям. Такую ответную меру в разговоре с «Лентой.ру» предложил первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делами Алексей Чепа.

Это не будет неожиданностью для нас, если еще ряд европейских стран придержутся такой же позиции

«Я думаю, нам тоже надо будет предпринимать ряд мер, допустим, закрыть границу с этими странами, не обеспечив ни транзит, ничего, никаких средств. Я думаю, надо предпринимать ряд экономических шагов в любом случае. Пусть это и будет направлено в ущерб нашим интересам, но поднимать жестко тарифы на эти страны, а наши бизнесмены пусть ищут другие рынки сбыта. [Надо] предпринимать все возможные политические и экономические шаги в ответ на эти действия этих стран», — сказал депутат.

С 17 сентября Польша запретила въезжать на свою территорию легковым автомобилям с российскими номерами. Об этом сообщил глава польского МВД Мариуш Каминьский. До этого аналогичные ограничения ввели Финляндия, Литва, Латвия и Эстония. Таким образом, теперь меры действуют во всех граничащих с Россией странах-членах Европейского союза (ЕС).

На прошлой неделе Еврокомиссия (ЕК) разъяснила правила применения уже действующих против Москвы санкций. Согласно им, если въезжать на территорию ЕС на зарегистрированных в России личных машинах, это могут расценить как запрещенный импорт. Также в список запрещенных к ввозу вещей попали смартфоны, одежда и предметы личной гигиены.

Позже ЕК уточнила, что таможенникам стоит сконцентрироваться на транспорте, а по остальным предметам принимать решения «пропорциональным и разумным образом».

Эксперты «АГ» оценили введение ответных экономических мер на санкции в отношении России

3 мая Президент РФ подписал Указ о применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций. Ограничения будут действовать до отмены специальных экономических мер.

В документе поясняется, что разработанные меры вызваны необходимостью противостояния недружественным и противоречащим международному праву действиям США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций. Действия таких стран направлены на незаконные лишение и (или) ограничения РФ, ее граждан и юрлиц права собственности, отмечается в указе.

Федеральным и региональным органам власти, иным госорганам и органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, запрещается совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

Согласно указу, запрещается исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме. Также запрет коснулся и осуществления финансовых операций, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями.

Кроме того, вводится запрет вывоза за пределы территории РФ продукции или сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории РФ, при условии, что такая продукция поставляется в пользу лиц, находящихся под санкциями, или лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.

В соответствии с указом Правительству РФ необходимо утвердить перечень лиц, находящихся под санкциями, а также определить дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются в соответствии с настоящим указом. Документ вступил в силу сразу после опубликования.

Комментируя указ, исполнительный директор HEADS Consulting, к.ю.н. Никита Куликов заметил, что как минимум «зеркальные меры» российские власти были обязаны принять, учитывая, насколько негативная, а зачастую воинственная риторика со стороны представителей «недружественных стран» периодически озвучивается в сторону России: «Действия таких “недружественных стран” в прямом смысле являются агрессивными и несоразмерными. Ответные санкции со стороны России были необходимы, и, как показывает сложившаяся на финансовых рынках ситуация, – российские действия были своевременными и крайне болезненными для “недружественных стран”».

В то же время Никита Куликов с сожалением отметил, что последствия таких «контрсанкций» в рамках международного права будут определяться той стороной, которая это «право» будет применять. «В данном случае последствия для российских компаний, учитывая практику отъема “западными партнерами” имущества как у российских физических, так и у юридических лиц, могут быть любыми, вплоть до негативных. В то же время сложившаяся ситуация иначе как форс-мажор трактоваться не может и не должна», – поделился эксперт.

Советник АБ «Авангард», к.ю.н. Александр Костин подчеркнул, что указ по своей сути представляет собой встречную меру со стороны России на те ограничения, которые вводятся в отношении российских лиц со стороны иностранных государств. По мнению эксперта, основная цель данного документа состоит в том, чтобы в наибольшей степени исключить возможность заключения внешнеэкономических сделок с теми лицами, в отношении которых вводятся специальные ограничительные меры. «Важно учитывать, что на текущий момент список данных лиц подлежит определению, по этой причине оценить воздействие данного указа в настоящее время не представляется возможным», – пояснил Александр Костин. При этом он обратил внимание, что действие указа не распространяется на сделки, которые находятся в процессе исполнения.

Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов отметил, что в настоящее время против России рядом государств применяется беспрецедентно широкий спектр санкций. По мнению эксперта, они ничем не спровоцированы, так как Россия не применяла оружие против этих стран и их союзов, и с точки зрения международного права абсолютно незаконны. Александр Арбузов полагает, что принятие ответных мер, безусловно, необходимо в текущих условиях.

Эксперт подчеркнул, что опубликованный Указ Президента РФ предусматривает запрет на совершение сделок не повсеместно, а только с теми юридическими и физическими лицами (в том числе так называемыми «подконтрольными») из «недружественных» государств, перечень которых утвердит Правительство РФ. Он разъяснил, что определение дополнительных критериев отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются, позволяет правительству регулировать критерии запрещенных сделок. «К примеру, правительство может запрещать не все, а лишь те, которые, с одной стороны, жизненно необходимы для “экономического агрессора”, но в то же время не ликвидируют наши собственные предприятия (в частности, благодаря перенаправлению экспорта по ним в другие регионы или поставкам продукции потребителям внутри страны)», – прокомментировал эксперт.

По словам Александра Арбузова, документ дает исполнительной власти инструментарий отвечать на неправомерные действия Запада избирательно, без «ковровых экономических бомбардировок, бьющих по тебе самому»: «В условиях кризиса мировой экономики, начавшегося еще задолго до спецоперации, такой подход абсолютно правилен и разумен, поскольку в потенциале позволит российской экономике, в том числе за счет этого, выглядеть лучше, чем экономики недружественных государств».

Александр Арбузов указал, что «специальные экономические меры» российского государства являются правомерными, поскольку они представляют собой репрессалии, то есть принудительные действия государства, совершаемые в ответ на неправомерный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических или юридических лиц первого государства. «Это юридический ответ России, имеющий в потенциале сильный экономический эффект, направленный на защиту ее интересов и в конечном итоге – каждого из нас», – заключил эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *