Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности
Минаев, Д. И. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности / Д. И. Минаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92373/ (дата обращения: 17.09.2023).
В статье проанализирована эффективность деятельности правоохранительных органов РФ в области обеспечения экономической безопасности в целях решения проблем криминализации экономики.
Ключевые слова: преступление, экономическая безопасность, коррупционная направленность, Российская Федерация.
Актуальность данной темы достаточно высока в наши дни, так как коррупционная деятельность проникла во все страны мира, в том числе и в Россию. Вдобавок ко всему, коррупция несет серьезную угрозу для экономической безопасности РФ. Поэтому одной из основных задач государства в лице правоохранительных органов является снижение числа экономических преступлений. Прежде чем приступить к оценке деятельности, обратимся к понятийному аппарату.
В соответствии со стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года даются следующие определения:
«Экономическая безопасность» — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
«Национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере — объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
«Угроза экономической безопасности» — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере [1].
Эффективность — это способность приносить эффект, результативность процесса, проекта и т. п., которые определяются как отношение эффекта, результата к расходам, которые обеспечили этот результат;
Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере экономики, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) — подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений [2].
— обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
— осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством.
— документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.
По мнению экспертов, оценка деятельности сотрудников органов внутренних дел представляет собой процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Показатели оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям:
— удельный вес отдельного типа, рода, вида или разновидности преступлений;
— удельный вес тяжкой преступности;
— индекс преступной активности;
— показатель темпа роста или снижения преступности;
— коэффициент совершения тяжких преступлений;
— показатель латентной преступности.
Существуют специальные методы криминологического прогнозирования, к которым необходимо отнести следующие:
1) метод экстраполяции (изучение прогнозируемого объекта и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.);
2) метод моделирования (разработка математических моделей на основе программирования, задача при его использовании — составление достоверной модели будущего состояния преступности.);
3) метод экспертных оценок (выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков) [3].
Данные о совершенных экономических преступлений за период 2017–2021 (рис. 1) [4].
Исходя из графика, можно сказать, что количество экономических преступлений имеет тенденцию к росту, несмотря на то, что в 2019 году наблюдалось небольшое снижение выявленных экономических преступлений, в следующие 2 года количество нарушений продолжило расти. Из этого уже можно сделать вывод о недостаточной эффективности деятельности органов по предотвращению экономических преступлений. Также данные не отображают реального положения, а отображают лишь выявленные нарушения, которых в реальности намного больше.
В заключение стоит сказать о том, что деятельность правоохранительных институтов в области экономических преступлений нуждается в преобразованиях, особенно нормативно-правовая база, так как до сих пор остается множество уловок, позволяющих обойти законодательство. Также проведение периодических аттестаций для повышения квалификации тоже может дать положительную динамику эффективности деятельности органов. В РФ существует проблема отношений правоохранительных структур и общества. Люди относятся к органам и к власти с недоверием, что также может провоцировать рост противоправных деяний. Следует применить переход взаимоотношений полиции и общества к партнерской модели, что дает существенные результаты на западе, особенно в скандинавских странах.
Стоит упомянуть о системе «Посейдон», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232: Система «Посейдон» создана для информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус», Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования [5].
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
- Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России
- Рясов, Д. А. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности [Электронный ресурс]: конспект лекции / Д. А. Рясов // МВД РФ Краснодарский университет Ставропольский филиал Кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права https://ставф.крду.мвд.рф/upload/site122/document_file/lekciya_9(4).pdf
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2021 года. — Текст: электронный // МВД: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 29.05.2022).
5. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3) обеспечение экономического роста;
4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;
5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;
6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;
7) обеспечение безопасности экономической деятельности;
8) развитие человеческого потенциала.
16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:
1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;
2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;
3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;
4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;
6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;
7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;
8) повышение эффективности бюджетных расходов;
9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;
10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;
12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;
13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;
14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;
15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:
1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;
2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;
3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;
5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;
7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;
8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;
9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;
10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:
1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;
2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;
6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;
8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;
10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.
19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:
1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;
2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;
3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;
4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;
6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;
7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;
8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;
9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;
10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.
20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются:
1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;
3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;
5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;
6) развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
21. Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:
1) выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;
2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;
3) создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации;
4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;
5) расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
6) обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;
7) оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации;
8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;
9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.
22. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:
1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;
3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;
4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;
5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.
23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:
1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;
4) профессиональная ориентация граждан;
5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;
6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;
7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.
Роль органов внутренних дел в реализации государством экономической функции
Органы внутренних дел являются правоохранительными органами, осуществляющими некоторые полномочия в финансовой сфере. Особенность финансовых отношений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации обусловлена спецификой сферы функционирования финансов, а также организационной структурой органов внутренних дел и задачами, решаемыми ими на том или ином этапе развития общества.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3 Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — №7. — статья 900 деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Анализ этой нормы и других норм, в частности положений Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 года №248 Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — №10. — статья 1334, показывает, что органы внутренних дел «напрямую» не связаны с реализацией экономической функции государства. Однако, осуществляя защитные, правоохранительные полномочия, органы внутренних дел, разумеется, затрагивают реализацию различных сторон экономической функции государства.
Органы внутренних дел и экономическая безопасность государства
Важная роль в обеспечении экономической безопасности принадлежит органам внутренних дел.
В Российской Федерации сформировались экономические и правовые институты, деятельность которых направлена на противодействие преступлениям, которые совершаются в экономической сфере и экономической преступности в целом. Особое место среди них принадлежит органам внутренних дел. Именно поэтому нужно своевременно изучать организационно-методологические основы деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в качестве субъекта экономической безопасности, которые и будут рассмотрены в данной статье.
Задачи обеспечения экономической безопасности с точки зрения декриминализации экономики возложены на различные правоохранительные органы. Однако основную нагрузку по обеспечению экономической безопасности несут на себе органы внутренних дел.
Тезис о том, что охрана правопорядка и законности, защита прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц всех форм собственности от противоправных посягательств должны являться предметом первоочередной заботы нашего государства, что прямо вытекает из Конституции Российской Федерации, также обосновывает центральное место органов внутренних дел в системе органов, реализующих функции по обеспечению безопасности.
Положение Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере правоохранительного обеспечения экономической безопасности обусловлено объективно целым рядом следующих факторов См.: Громов И.А. Органы внутренних дел в обеспечении экономической безопасности государства // Современное право. — 2010. — №1. — С. 95:
1) все преступления в сфере экономической деятельности совершаются в едином общем экономическом пространстве;
2) многие преступления в экономической сфере тесно связаны между собой криминологически (общие принципы и условия) и криминалистически (способы совершения).
3) организация правоохранительной деятельности по выявлению и раскрытию всех этих преступлений, независимо от их вида, связана с обслуживанием одних и тех же хозяйствующих объектов.
Основными направлениями деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности являются: борьба с экономической и налоговой преступностью, коррупцией, противодействие терроризму и экстремизму, борьба с наркоманией, алкоголизмом, детской безнадзорностью и беспризорностью.
Органам внутренних дел принадлежит особая роль в борьбе с экономическими преступлениями. Это обусловлено следующими факторами:
1) органы внутренних дел осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности: оперативно-розыскную работу, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями;
2) органы внутренних дел глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется уголовная преступность, и которые обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной преступности.
Все изложенное свидетельствует о той роли, которую занимают в правоохранительной системе обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел. Ибо деятельность таких правоохранительных органов, как прокуратура и суды, расследующих и рассматривающих уголовные дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, зависят именно от органов внутренних дел в том смысле, что исходный материал для работы последних ведомств и служб поставляется именно ими.
Если рассматривать место органов внутренних дел в системе противодействия криминализации социально-экономической сферы общества через призму используемых инструментов, то можно сказать, что органы внутренних дел являются органами правоохранительного обеспечения экономической безопасности, которые в значительной степени используют специальные инструменты противодействия криминализации социально-экономической сферы общества. Однако, в целом, воздействие органов внутренних дел на экономику страны является одним из общих социально-экономических инструментов государства по обеспечению экономической безопасности, потому как результаты деятельности органов внутренних дел напрямую влияют на ту экономическую и социальную политику, которую проводит государство на определенном периоде времени.
Органы внутренних дел как общий управленческий инструмент государства обеспечения экономической безопасности выполняют следующие функции См.: Грачёв А.В. Организационно-экономические инструменты противодействия криминализации общества (на примере органов внутренних дел): диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. — СПб, 2007. — С. 9:
1) определяют социально-экономическую и правовую политику государства;
2) деятельность органов внутренних дел, ее организационно-экономическая составляющая, во многом зависит от той социально-экономической политики, которая проводится государством на современном этапе (правовые основы деятельности органов внутренних дел, порядок финансирования).
Органы внутренних дел реально могут воздействовать на обеспечение экономической безопасности как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное воздействие оказывается в ходе борьбы и расследования экономической и налоговой преступности, охраны собственности и т.п., а опосредованное — при обеспечении общественного порядка, борьбе с нарушениями общественного порядка, расследовании преступлений, причиняющих материальный ущерб государству и хозяйствующим субъектам (дознание и предварительное следствие).
В современных экономических условиях, в условиях коренного изменения всей системы имущественных отношений роль органов внутренних дел по противодействию экономической преступности объективно возрастает. В этой связи, исходя из законоположения Конституции Российской Федерации о гарантиях предпринимательской деятельности, государство обязано защищать добросовестного хозяйствующего субъекта не только от произвола чиновников и бюрократии, но и от всяких проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции. Государство должно, кроме того, принимать решительные меры к искоренению такой криминального деятельности, которая причиняет вред потребителям, законным интересам других субъектов и самого государства. Органы внутренних дел в этих условиях превращаются в реальное средство, способное обеспечить действие законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Основные задачи, решение которых государством является важной составляющей в повышении эффективности деятельности органов внутренних дел на современном этапе См.: Быковская Ю.В. Органы внутренних дел и обеспечение экономической безопасности государства // Экономика. Управление. Право. — 2012. — №1-1(25). — С. 10-11:
1) повышение роли органов внутренних дел в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании экономических и налоговых преступлений;
2) обеспечение этих органов квалифицированными специалистами посредством развития и совершенствования ведомственной системы профессиональной подготовки кадров;
3) оснащение этих органов современными техническими и информационными средствами, реализующими достижения в области высоких технологий, в целях обеспечения интенсификации и повышения эффективности их деятельности и адекватного противодействия хорошо оснащенным и подготовленным преступным элементам и организованной преступности;
4) создание законодательных, нормативно-правовых, организационных и финансовых условий для обеспечения эффективной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями;
5) оптимизация организационно-штатной структуры системы органов по экономическим и налоговым преступлениям;
6) развитие и совершенствование форм взаимодействия с законодательными, исполнительными и другими государственными органами Российской Федерации и её субъектов в целях решения проблем обеспечения экономической безопасности страны;
7) расширение организационных, экономических и правовых полномочий органов внутренних дел по взаимодействию с правоохранительными органами иностранных государств, правовое обеспечение прямых контактов с ними;
8) развитие и совершенствование форм взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации в целях проведения активной разъяснительной работы, повышения правовой культуры населения в сфере экономической деятельности;
9) разработка научно обоснованных методов анализа и прогнозирования оперативной обстановки в сфере оперативной заинтересованности, в сфере деятельности органов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, организации их оперативно-служебной деятельности.
Подытоживая, можно отметить, что органы внутренних дел имеют исключительное значение в реализации экономической функции государства, поскольку обеспечивают прочный фундамент экономической безопасности государства в целом. Деятельность органов внутренних дел позволяет создать условия для максимально эффективного экономического функционирования общественных отношений. Можно утверждать, что экономическая безопасность государства, позволяющая реализовывать экономические функции, является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Для обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел наделены обширными компетенциями, различными нормативно-правовыми и организационными возможностями.
Цель, задачи и место инструментов органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности
Российская экономика на данном этапе развития нашего общества не может самостоятельно решить проблемы противодействия криминализации общества без правоохранительных органов, которым присущи свои методы и инструменты обеспечения экономической безопасности и, как основной составляющей данной деятельности, противодействия криминализации общества, т. е. для повышения борьбы с экономической преступностью сегодня крайне необходимо как усиление экономических санкций, так и укрепление мер государственного контроля за хозяйственной деятельностью [1]. Вместе с тем и правоохранительная система не может самостоятельно решить проблемы обеспечения экономической безопасности без решения организационно-экономических задач.
Правоохранительные органы — важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Однако не следует переоценивать роль этого звена. Если сама структура экономики не обеспечивает безопасности, то вряд ли специальная надстройка над ней в виде особой системы обеспечения безопасности способна ее успешно реализовать.
Часть из угроз экономической безопасности государства могут быть предотвращены только с использованием специальных средств, которые может применять узкий круг специально на то уполномоченных органов, которые составляют систему правоохранительного обеспечения экономической безопасности. К таким угрозам экономической безопасности мы относим: криминализацию экономики и коррупцию в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.
Государству как властно-политическому институту присуща не только организационно-экономическая, но и правоохранительная функция [2, с. 7-9]. Несмотря на определенные смысловые различия в предметном содержании рассматриваемых функций, следует подчеркнуть их органическое единство и взаимосвязь. Так, например, на практике организационно-экономическая функция государства выражается в том, что оно определяет разрешаемые и запрещаемые законом формы экономической деятельности, осуществляет регулирование, обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования, развивает секторы экономики, которые не затрагивают частный бизнес, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения. Содействие обеспечению верховной власти закона в экономической сфере позволяет само государственное регулирование использовать в интересах всего общества как для активизации нужной ему деятельности, так и для ограничения нежелательных ее форм [3, с. 167].
Реализация основополагающей цели функционирования управленческих институтов государства по созданию наиболее благоприятных условий для граждан, их объединений, всех физических и юридических лиц в экономической сфере, немыслима вне постоянного совершенствования уголовного, административного и иного законодательства, направленного на обеспечение прав личности и общества, их защиты от организованной преступности, коррупции, других преступных проявлений. Поэтому укрепление экономической безопасности России требует осуществления не только комплекса общегосударственных мер по обеспечению структурной перестройки экономики страны, но и по усилению противодействия дальнейшей криминализации хозяйственных сфер.
Во всяком случае, уже сегодня можно утверждать, что широкие слои российской общественности искренне заинтересованы в укреплении органов правопорядка, повышении эффективности их деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности, в реализации жестких мер правительства в указанном направлении. Роль и значение правоохранительного обеспечения экономической безопасности, наряду с традиционными для него задачами, возрастают [4]. Это обусловлено тем, что в условиях масштабной криминализации экономики, когда на ее состояние оказывают системное влияние организованная преступность и коррупция, овладевшие разнообразными механизмами воздействия на принятие многих государственных решений, возможности изменения экономической политики и практики, разработки стратегии экономической безопасности в значительной мере зависят от способности государства, его правоохранительной системы коренным образом изменить криминальную обстановку в экономике.
Поэтому, на наш взгляд, особое внимание необходимо уделить организации эффективной системы правоохранительного обеспечения экономической безопасности. Следует обратить внимание на содержание, вкладываемое в данное понятие (система правоохранительного обеспечения экономической безопасности). В отличие от понимания правоохранительной системы, в соответствии с которой она состоит из двух подсистем — подсистемы правоохранительных органов и подсистемы правоохранительных функций [5], в систему правоохранительного обеспечения экономической безопасности должны входить не все правоохранительные органы Российской Федерации, а лишь те, деятельность которых непосредственно направлена на противодействие угрозам экономической безопасности.
В целом можно утверждать, что сама масштабность криминализации российской экономики, ее разрушительное воздействие на все сферы жизни общества, неуклонный рост экономической преступности, представляющей реальную угрозу экономической безопасности государства, требуют выработки и постоянного совершенствования государственной правоохранительной стратегии в сфере экономической безопасности [6].
В такой стратегии должна отражаться общая концепция борьбы с преступностью в экономической сфере, закрепляющая узловые направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности на этапе реформирования российского общества. Стратегия должна предусматривать реализацию крупных базовых долгосрочных целей развития системы экономической безопасности.
Задача правоохранительных органов применительно к рассматриваемой проблеме заключается в борьбе с криминальной экономикой, существенной характеристикой которой является создание общественной опасности, причинение такого вреда функционированию институтов общества и государства, который превышает пределы факторов экономической безопасности.
Задачи правоохранительного обеспечения, экономической безопасности выделяли разные авторы. Все они направлены на достижение стратегической цели обеспечения экономической безопасности. Мы сгруппировали задачи правоохранительного обеспечения экономической безопасности на стратегические и оперативно-тактические (рис. 1).
Рис. 1. Цели и задачи правоохранительного обеспечения экономической безопасности
Оперативно-тактические задачи правоохранительного обеспечения экономической безопасности — это те повседневные функции и обязанности, которые должны выполнять органы правоохранительного обеспечения экономической безопасности. Эти задачи прописаны в нормативных актах, определяющих структуру, функции, обязанности этих органов. Их наличие является признаком отнесения этого органа к субъекту правоохранительного обеспечения экономической безопасности.
Задачи обеспечения экономической безопасности и усиления борьбы с криминализацией общества вытекают из законов, регламентирующих деятельность ведомств (органов) — субъектов обеспечения национальной безопасности. Основной объем обязанностей в сфере правоохранительного обеспечения экономической безопасности возложен на органы внутренних дел, органы ФСБ, органы прокуратуры и таможенные органы.
В целом система органов правоохранительного обеспечения экономической безопасности представлена на рис. 2:
Рис. 2. Органы правоохранительного обеспечения экономической безопасности и их задачи
К одной из важнейших функций таможенных органов отнесена борьба с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации [7].
В сфере борьбы с угрозами, связанными с распространением теневой экономики, на ФСБ России возлагаются задачи по организации выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск Федеральной службы безопасности России; по организации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ [8].
Органы прокуратуры Российской Федерации выполняют специфические задачи и реализуют особые функции в области противодействия экономической преступности, что связано с их уникальным правовым статусом. Прокуратура РФ выполняет надзорные функции (в т. ч. надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов) и осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации [9].
Роль органов прокуратуры в противодействии экономической преступности двоякая: с одной стороны, она направлена на недопущение злоупотреблений со стороны других правоохранительных органов, а с другой — на противодействие преступлениям, которые тесно связаны с экономическими должностными преступлениями, совершаемыми сотрудниками правоохранительных органов.
Несмотря на то, что функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (включая экономическую) возложены на органы прокуратуры, в России пока не сложилась единая система противодействия экономическим преступлениям и правонарушениям.
Поэтому в систему правоохранительного обеспечения экономической безопасности должны быть включены институты власти, которые не являются в соответствии с законодательством правоохранительными органами, но вместе с тем выполняют следующие функции:
— мониторинг противоправных деяний в сфере экономики;
— мониторинг деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экономической безопасности;
— координация деятельности правоохранительных органов;
— независимая оценка эффективности деятельности правоохранительных органов;
— анализ новых нормативных актов с целью их правильной трактовки и применения правоохранительными органами;
— разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере противодействия экономической преступности и теневой экономике в целом с целью соответствия их требованиям современности.
Для выполнения этих функций мы предлагаем создание Единого координирующего органа правоохранительного обеспечения экономической безопасности. Согласно теории управления объект управления должен находиться под постоянным контролем посредством обратной информационной связи. Контур управления состоит из серии последовательных операций, которые оказывают влияние на входные и выходные параметры объекта путем воздействия на него. По результатам исследования сложившейся обстановки происходит корректировка: тактических целей; заданий по формированию баз и банков данных; моделей, которые использовались в процессах принятия решений как на стратегическом, так и тактическом уровнях; аналитических и прогнозных оценок посредством планирования и организации [10]. Данную функцию, по нашему мнению, должен выполнять Единый координирующий орган правоохранительного обеспечения экономической безопасности.
Особое место в деятельности по обеспечению экономической безопасности в сфере противодействия криминализации отведено инструментам МВД России. Это обусловлено многими причинами.
По мнению И. Б. Кардашовой, это предопределяется [11]:
— многообразием правоохранительных и иных функций, реализуемых органами и учреждениями данного министерства (фактически МВД в том или ином объеме выполняет все правоохранительные функции, включая юридическую защиту своих сотрудников);
— наличием исключительных сфер правоохранительной деятельности, отнесенных к его ведению;
— наличием организационных структур на всех уровнях государственно-территориального устройства Российской Федерации;
— существенным объемом полномочий сотрудников, в том числе исключительных, включая применение мер принуждения, физической силы и оружия;
— особым порядком комплектования и прохождения службы;
— наличием значительного количества вооружения, в том числе армейских (боевых) образцов, специальной и иной техники, средств связи и другого имущества;
— традиционным восприятием МВД России основной массой населения как главной правоохранительной силы государства.
А. Ю. Сметанин [12] приводит иные доказательства центрального места МВД в системе противодействия криминализации общества как угрозы экономической безопасности:
— практически на всех этапах и во всех службах правоохранительной деятельности МВД России присутствуют в той или иной степени экономические аспекты;
— МВД России через свои правоохранительные функции активно воздействует на сохранение и более эффективное использование экономических ресурсов и тем самым на развитие в нужном направлении производственных отношений;
— несмотря на то, что при переходе к рыночной экономике хозяйствующие субъекты, прежде всего, сами перед собой несут ответственность за сохранность и приумножение своей собственности и поэтому сами обязаны и заинтересованы ее охранять, не снимается с повестки дня вопрос о помощи им в этом деле со стороны МВД России.
Задачи обеспечения экономической безопасности с точки зрения декриминализации экономики возложены на различные правоохранительные органы. Однако основную нагрузку по обеспечению экономической безопасности несут на себе органы внутренних дел. Только в 2006 г. из 437,7 тыс. преступлений экономической направленности, зарегистрированных на территории России, 95 % выявлены органами внутренних дел [13].
Также нельзя не учесть, что МВД России является самым многочисленным субъектом обеспечения национальной безопасности [14].
Тезис о том, что охрана правопорядка и законности, защита прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц всех форм собственности от противоправных посягательств должны являться предметом первоочередной заботы нашего государства, что прямо вытекает из Конституции Российской Федерации, также обосновывает центральное место МВД в системе органов, реализующих функции по обеспечению безопасности.
Вынужденная вовлеченность органов МВД в вооруженную борьбу в значительной мере меняет их государственное значение, объективно милитаризирует их социальную роль, организацию и систему внутрислужебных отношений, что находит отражение и в подходе к ним со стороны высших должностных лиц государства [15].
Кроме того, такое положение МВД в сфере правоохранительного обеспечения экономической безопасности обусловлено объективно целым рядом следующих факторов:
— все преступления в сфере экономической деятельности совершаются в едином общем экономическом пространстве;
— многие преступления в экономической сфере тесно связаны между собой криминологически (общие принципы и условия) и криминалистически (способы совершения). Особо тесная связь прослеживается с налоговыми преступлениями;
— организация правоохранительной деятельности по выявлению и раскрытию всех этих преступлений, независимо от их вида, связана с обслуживанием одних и тех же хозяйствующих объектов.
Также необходимо подчеркнуть и управленческие преимущества сосредоточения правоохранительных функций в сфере экономической безопасности в МВД России. Это позволяет существенно повысить эффективность организационного обеспечения за счет [16]:
— расширения возможности формирования эффективных информационных систем с полноценными банками данных;
— увеличения уровня качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, включая такие их формы, как планы и целевые программы, за счет повышения возможностей и качества аналитических и прогностических оценок;
— возрастания возможности отслеживания процессов, происходящих в экономической сфере и связанной с ней криминальной среде, своевременного выявления противоправных действий и принятия соответствующих необходимых мер;
— формирования квалифицированных кадров, включающих как специалистов, выполняющих собственно правоохранительные функции по различным отраслям экономики, так и специалистов управленческого профиля.
Сегодня МВД России является федеральным органом исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющим свою деятельность на всей территории России как непосредственно, в том числе через региональные структуры федерального подчинения, так и опосредованно, через подведомственные структуры, подчиненные субъектам Федерации, а также органам местного самоуправления. МВД является отраслевой подсистемой государственного управления и одновременно правоохранительным органом, призванным осуществлять контроль за соответствием поведения, деятельности всех членов общества правовым предписаниям и применяющим в установленных законом случаях в пределах своей компетенции принудительные меры воздействия в случаях правовой патологии, в том числе при совершении преступлений. Непосредственное воздействие оказывается в ходе борьбы и расследования экономической и налоговой преступности, охраны собственности и т. п., а опосредованное ¾ при обеспечении общественного порядка, борьбе с нарушениями общественного порядка, расследовании преступлений, причиняющих материальный ущерб государству и хозяйствующим субъектам (дознание и предварительное следствие).
Основными направлениями деятельности МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности являются: борьба с экономической и налоговой преступностью, коррупцией, противодействие терроризму и экстремизму, борьба с наркоманией, алкоголизмом, детской безнадзорностью и беспризорностью.
Органы внутренних дел образуют целостную в функциональном и организационном отношениях систему, объединенную общностью целей и единством управления в сфере противодействия криминализации. Сложность этой системы обусловлена, с одной стороны, многогранностью выполняемых задач по обеспечению общественного порядка, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, безопасности дорожного движения, с другой ¾ распределением задач и функций между органами внутренних дел различных уровней, что вызвано, прежде всего, организационными факторами. Система органов внутренних дел сформирована применительно к федеративному устройству России [17].
Большую угрозу экономической безопасности представляют преступления в сфере экономической деятельности. В современных условиях подобные преступления достигли такого уровня, при котором они превратились в реальное препятствие развитию производственной сферы, притоку инвестиций, нормальному функционированию банковских, предпринимательских и управленческих структур.
Органам внутренних дел принадлежит особая роль в борьбе с экономическими преступлениями. Это обусловлено следующим [18]:
— ОВД осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности: оперативно-разыскную работу, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями;
— глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется уголовная преступность и которые обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной преступности. Такая разносторонняя деятельность более всего отвечает целям борьбы с экономической преступностью, поскольку эта деятельность охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений;
— ОВД располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями.
Все изложенное свидетельствует о том месте, которое занимают в правоохранительной системе обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел. Ибо деятельность таких правоохранительных органов, как прокуратура и суды, расследующих и рассматривающих уголовные дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, зависит именно от органов внутренних дел в том смысле, что исходный материал для работы последних ведомств и служб поставляется именно ими, т. е. полномасштабное осуществление правоохранительных функций, включая предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, в системе органов исполнительной власти возлагается на органы внутренних дел. Исторически же специализированные службы по борьбе с экономическими преступлениями (ранее БХСС, ныне БЭП) имелись и есть только в системе МВД [19]. Кроме того, можно предположить, что объективная тенденция к возложению на МВД России дополнительных обязанностей, выполнение которых связано с расширением их компетенции, задач и функций в экономической сфере, обусловливает необходимость повышения их роли в обеспечении экономической безопасности государства с последующим созданием на их базе единой структуры, призванной вести борьбу с экономической преступностью, используя опыт аналогичных правоохранительных органов иностранных государств.
Если рассматривать место ОВД в системе противодействия криминализации социально-экономической сферы общества через призму используемых инструментов, то можно сказать, что ОВД являются органами правоохранительного обеспечения экономической безопасности, которые в значительной степени используют специальные инструменты противодействия криминализации социально-экономической сферы общества. Однако, в целом, воздействие ОВД на экономику страны является одним из общих социально-экономических инструментов государства по обеспечению экономической безопасности, потому что результаты деятельности ОВД напрямую влияют на ту экономическую и социальную политику, которую проводит государство на определенном периоде времени, т. е. ОВД как общий управленческий инструмент государства обеспечения экономической безопасности:
— во-первых, определяет социально-экономи-ческую и правовую политику государства;
— во-вторых, деятельность ОВД, ее организационно-экономическая составляющая, во многом зависит от той социально-экономической политики, которую проводит государство на современном этапе (правовые основы деятельности ОВД, порядок финансирования).