ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 сент. 2007 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты.
В соответствии с ст. 17 Федерального закона от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации
Леонова, Н. Н. К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации / Н. Н. Леонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91595/ (дата обращения: 17.09.2023).
В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.
Ключевые слова: исполнительная власть в Российской Федерации, федеральные органы, полномочия.
Рассматривая вопрос о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации, автор, в первую очередь, считает целесообразным остановиться на самом понятии исполнительной власти.
Исполнительную власть в Российской Федерации часто называют в различных публикациях административной властью. И это, по мнению автора, не случайно, так как исполнительная власть в России представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.
Борисова А. А. отмечает, что исполнительная власть является особо значимой частью государственного аппарата в виду наличия большого количества органов, сосредоточения в себе материальных и человеческих ресурсов, обширного круга полномочий, которыми наделены эти органы и которые реализуются практически во всех сферах функционирования государства и общества. Стоит сказать о том, что большую роль в процессе реализации государственной власти играет система органов исполнительной власти, задача которых как считают некоторые ученые — осуществление функций исполнительной власти [1].
По мнению других авторов, например Гришковец А. А., органы исполнительной власти являются звеном государственного аппарата, и основываясь на своих функциях, обеспечивают исполнение законов [2].
Таким образом, назначение системы органов исполнительной власти заключается в исполнении и обеспечении исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества [3].
Основные начала функциональной компетенции системы органов исполнительной власти отражены в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, а также дополнительно раскрываются в различных подзаконных нормативных актах.
Анализируя формирование системы органов исполнительной власти государства, автор отмечает, что правовая основа этого процесса формирования является, пожалуй, сверхважным элементом в описании их административно-правового статуса. Правовыми основами создания государственных органов исполнительной власти служат определенные правовые нормы, из которых следует, какой именно орган может быть сформирован и во исполнение каких направлений деятельности [4].
В соответствии с Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти представлена федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. При этом каждый из перечисленных органов имеет определенную указом свою компетенцию, которая потом уже подробно раскрываются на примере конкретного органа в зависимости от того, к какому элементу системы он относится [5]. Так:
2) федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в сфере обороны, безопасности государства и общества. Содержание вышесказанного раскрывается в действиях по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения; выдача органами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности или конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
3) федеральное агентство занимается осуществлением в установленной сфере деятельности правоприменительных функций, действий по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Это включает в себя осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, а также управление акциями, которые находятся в федеральной собственности, в качестве акционера; предоставление услуг гражданам и организациям в социальной сфере.
Указ выделяет эти три элемента системы органов с целью выполнения ими наиболее продуктивной и деятельной работы, а также, чтобы не допустить риск дублирования функций и смешения компетенций.
Автор предлагает раскрыть содержание конкретной группы на примере одного из ключевых органов исполнительной власти — Правительства Российской Федерации. Статус Правительства РФ регламентирован Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (далее ФКЗ).
Согласно ст. 1 ФКЗ Правительство РФ — коллегиальный государственный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Он, реализуя задачи высшего исполнительного органа, обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов. Одна из его основных задач — руководство работой системы федеральных органов исполнительной власти и координация их деятельности. Нельзя оставить без упоминания и Президента РФ, осуществляющего общее руководство Правительством Российской Федерации. Президента нельзя считать частью исполнительной власти, но это не исключает оказания им огромного воздействия на нее. Воздействие это определяется полномочиями самого Президента в сфере исполнительной власти, что позволяет называть его «негласным» исполнительным органом. Убедиться в этом можно, рассмотрев подробно структуру системы федеральных исполнительных органов власти, которая дается в Указе:
1) Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся под руководством Президента РФ, которые можно коротко охарактеризовать как силовой блок: Министерство обороны, юстиции, ФСБ, Служба внешней разведки, и т. д. Руководство данными силовыми структурами обусловлено таким положением Президента, как Верховный Главнокомандующий РФ.
2) Федеральные министерства, подчиняющиеся Правительству Российской Федерации: Министерство финансов, экономического развития, спорта, труда и соц. защиты, науки и Высшего образования и т. д. — данные структуры имеют социально — экономическую направленность.
3) Федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся под контролем Правительства Российской Федерации: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное агентство по делам национальностей и т. д.
Автор констатирует, что такую структуру нельзя считать совершенной, есть недочеты, к примеру, наличие органов, выполняющих функции в одной и той же сфере, но никак не связанных между собой — Федеральная служба охраны и Фельдъегерская служба — которые следят за безопасностью отправлений, разница лишь в видах: электронных и почтовых.
Далее — Федеральная Антимонопольная служба и Министерство экономического развития — реализуют свои полномочия в экономической сфере, но нет взаимодействия между ними и согласования.
Такие, как уже было сказано, недочеты, отмечались ранее. Так, один из авторов указывал что, такое построение структуры, которое определено Указом, является весьма неустойчивым, так как есть риск генезиса избыточных и повторных функций системы органов исполнительной власти, приводящих к увеличению бюрократического аппарата и создающих угрозу согласованному взаимодействию различных органов. При этом внесение изменений в структуру системы органов исполнительной власти будет сопровождаться корректировкой лишь формы и порядка реализации их функций, когда такое изменение было направлено на виды органов и их компетенцию [7].
Далее хочется отметь, что подведомственность — это правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия. Что же касается властных полномочий государственного органа, то они выражаются, например, в праве издавать правовые акты — нормативные и индивидуальные, подписывать гражданско-правовые договоры, в возможности обеспечить соблюдение в целом и соблюдение правовых актов принудительными средствами.
Относительно института ответственности можно считать ее сопутствующим элементом компетенции, как юридической гарантии надлежащего исполнения органом государственной власти своих задач и функций, стимулятор полной реализации его властных полномочий.
Компетенция исполнительной власти осуществляется не только руководителем исполнительной власти, но и всем коллективом ее работников, которые разделены и объединены в определенные подразделения аппарата органа, именуемыми структурными [8]. Структурные подразделения системы исполнительной власти отражают внутреннюю организацию исполнительного органа, поэтому их можно считать его частью.
Еще необходимо добавить, что систему и структуру федеральных исполнительных органов России нельзя назвать распространенной среди других государств, но непопулярность не означает наличие лишь минусов в такой организации. Усовершенствование возможно путем переопределения функций и сферы деятельности органов или слияния их самих, с целью исключения одинаковых полномочий и схожести компетенций.
Чтобы сделать вывод о том, действует орган или должностное лицо в рамках своей компетенции, необходим анализ совокупности предметов ведения и полномочий. В случае, когда полномочия органов исполнительной власти имеют конкурирующий характер, нужно:
– во-первых, учитывать требования иерархии;
– во-вторых — подведомственность, которая закрепляется юридическими нормами, в различных нормативно-правовых актах, начиная с Конституции и заканчивая должностными инструкциями.
Итак, подводя итог, автор может сделать следующие выводы. Компетенция органа исполнительной власти как организационно-правовая категория является совокупностью его предметов ведения и властных полномочий, предусмотренных законодательством или иными нормативными правовыми актами, путем реализации которых орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность.
Основными элементами компетенции является «предмет подведомственности» и властные полномочия (права и обязанности).
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти являются неким базисом, можно сказать каркасом, который осуществляет поддержку абсолютно всей системы исполнительной власти.
Однако учитывая всё выше сказанное, автор статьи резюмирует, что сегодняшнее состояние системы федеральных органов исполнительной власти не избавлено от всевозможных проблемных вопросов. А точнее, необходимо, чтобы любой структурный субъект обладал определенным правовым статусом, в зависимости от регламентации функциональной деятельности и полномочий. На сегодняшнем этапе в Российской Федерации продолжается процесс изменения органов исполнительной власти, что естественным образом воздействует на производительность конфигураций и технологий государственного управления.
Тема 7. Система органов исполнительной власти в рф
Органы исполнительной власти – это организационно и функционально обособленные элементы системы государственных органов, формируемые для непосредственного и повседневного осуществления функций государственного управления и наделенные в этих целях государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера.
В конституционно установленных пределах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
На конституционном уровне не установлен полный перечень федеральных органов исполнительной власти. В ст. 110 регламентируются только некоторые вопросы организации и деятельности Правительства РФ. (см. Конституцию самостоятельно!)
ОИВ – это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в непосредственном исполнении ими требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность выражается в принятии ими мер путем издания собственных актов и в обеспечении их выполнения подчиненными им органами и организациями. Деятельность органов исполнительной власти является подзаконной.
В соответствии с федеративным устройством РФ: федеральные и субъектов РФ
По организационно-правовым формам: правительства, советы министров, министерства, службы, агентства, администрации, департаменты, комитеты, управления, инспекции, отделы
По характеру компетенции: общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными отраслями. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ.
По порядку разрешения вопросов: коллегиальные и единоначальные
Основные принципы построения системы ОИВ:
сочетания централизации и децентрализации,
Согласно Конституции РФ, в систему ФОИВ входят Правительство РФ, министерства и иные ФОИВ.
Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, возглавляющий единую систему исполнительной власти в России. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства Российской Федерации принадлежит Президенту, который назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы) из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Председатель Правительства Российской Федерации обладает особым статусом. Он предлагает Президенту Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распоряжения, а также подписывает решения Правительства.
Заместители Председателя Правительства в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу органов исполнительной власти. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановления и распоряжения, внесенные в Правительство.
Министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, облагая при этом правом решающего голоса.
В качестве постоянно действующего органа Правительства действует его Президиум в составе Председателя, его первых заместителей, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.
Решения Президиума принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на его заседаниях. Правительство имеет право отменить любое решение Президиума.
Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами Президента РФ.
Организация и деятельность Правительства РФ регламентируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О правительстве Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
ФКЗ закрепляет полномочия Правительства в сфере экономики, в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в сфере внешней политики и международных отношений. (Полномочия самостоятельно!)
Деятельность Правительства обеспечивает аппарат, состоящий из структурных подразделений, должности в которых замещаются профессиональным корпусом квалифицированных специалистов.
Структура министерств и иных федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
В настоящее время Указом Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система, состоящая из министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других ведомств, заменена новой «трехзвенной» системой «министерства-агентства-службы».
Действующая же на сегодняшний момент система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (см. приложение).
Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
ФМ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации).
ФМ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
ФМ осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов
Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.
ФС не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации), а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Под функциями по оказанию государственных услуг понимается под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации.
ФА не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации).
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636
Система исполнительной власти в РФ
Система исполнительной власти в РФ – это относительно обособленное направление публичного управления, функционирующее наряду с законодательной и судебной властями, и соответствующая система должностных лиц и органов публичного управления, объединяющая федеральные органы, их территориальные представительства и региональные органы управления, обеспечивающее исполнение законов и социально-экономическое развитие территорий.
Понятие и значение системы исполнительной власти в РФ
Концепция организации публичного управления демократического государства предполагает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную при наделении каждой из них системой сдержек и противовесов для недопущения захвата всей полноты власти одной из ветвей.
В соответствии с положениями действующей Конституции РФ система публичного управления страной представлена:
- системой государственного управления;
- системой муниципального управления (местного самоуправления).
В свою очередь, система государственного управления представлена как система законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, система государственного управления представляет собой двухуровневую структуру в соответствии с федеративным устройством.
Так, система исполнительной власти в РФ включает:
- должностных лиц и органы публичного управления федерального уровня и их территориальные подразделения в регионах;
- региональные органы управления.
Система исполнительной власти в РФ характеризуется следующими признаками:
- легальность. Названная характеристика предполагает, что должностные лица и органы исполнительной власти функционируют исключительно в рамках Конституции и федерального законодательства;
- легитимность. Названная характеристика предполагает, что избрание, назначение должностных лиц и формирование органов исполнительной власти в соответствии с законодательно регламентированной процедурой;
- независимость. Названная характеристика предполагает, что система исполнительной власти в РФ не подчиняется иной власти, однако при этом на нее распространяется требование функционировать исключительно в законодательно очерченных рамках;
- самостоятельность. Названная характеристика системы исполнительной власти в РФ предполагает, что никакие иные органы публичного управления не могут принимать на себя функции исполнительной власти;
- универсальность. Названная характеристика предполагают, что должностные лица и органы исполнительной власти функционируют непрерывно на всей территории страны;
- наличия права принуждения. Названная характеристика предполагает возможность использования принуждения для обеспечения реализации требований законодательства;
- системность. Названная характеристика исполнительной системы власти в РФ предполагает, что она функционирует как иерархическая структура соподчиненных взаимосвязанных должностных лиц и органов публичного управления;
- подзаконность. Названная характеристика предполагает, что должностные лица и органы исполнительной власти разрабатывают в рамках, очерченных законом, собственные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию законов и др.
Структура системы исполнительной власти в РФ
Основы организации государственного управления в стране определяют положения Конституции РФ, согласно которым государственное управление реализуется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, при этом органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Структуру исполнительной власти в государстве возглавляет федеральное правительство, вопросы формирования и функционирования которого регулируются федеральным конституционным законом. Правительство представляет собой орган государственного управления, который осуществляет исполнительную власть коллегиально и возглавляет единую структуру исполнительной власти в стране.
Непосредственно структура государственной исполнительной власти фиксируется подзаконным правовым актом – указом главы государства. Так, на сегодняшний момент действует указ главы государства о структуре федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с приведенным указом государственные исполнительные органы представлены:
- министерствами, службами, агентствами федерального уровня, руководство которыми осуществляет глава государства, а также службами и агентствами федерального уровня, подведомственными министерствам. Это, в частности, министерства внутренних дел, обороны и др.;
- министерствами федерального уровня, подведомственными федеральному правительству, а также службами и агентствами федерального уровня, которые подведомственны указанным министерствам. Это, в частности, министерства здравоохранения, культуры, просвещения и др.;
- службами и агентствами федерального уровня, руководство в которых реализуется федеральным правительством.
На уровне региона функционируют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и собственно региональные исполнительные органы.
Так, на уровне региона функционирует собственная система исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом. Структура исполнительных органов регионального уровня определяет высшее должностное лицо региона в соответствии с уставом или конституцией региона.
Высший исполнительный орган в регионе – это постоянно действующее правительство, администрация и пр., основной функцией которых выступает обеспечение исполнения:
- положений Конституции, федерального законодательства и федеральных нормативно-правовых актов;
- положений устава или конституции, законов и иных нормативно-правовых актов региональных территорий.
Высший исполнительный орган региональной территории реализует свои полномочия:
- для обеспечения социально-экономического развития территории;
- для содействия в реализации общефедеральной политики в области науки, образования, финансов, медицины, экологии, социального обеспечения.
Кроме того, в отдельных сферах публичного управления формируются исполнительные органы специальной компетенции, функционирующие на региональной территории.