ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.
В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.
Органы власти в РФ: структура и полномочия
В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся:
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Правительство РФ
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Судебная власть
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4.14 Высшие органы власти в РФ
Ветвь власти – совокупность государственных органов, обладающих компетенцией и полномочиями по принятию руководящих решений в определённой сфере государственного управления.
Разделение властей – демократический принцип управления государством и обществом, согласно которому органы государственной власти из одной ветви не вмешиваются в вопросы, отнесённые к другой ветви власти.
Виды ветвей власти:
- Законодательная – органы государственной власти, издающие законы (нормативно-правовые акты высшей юридической силы), которые регулируют общественные отношения.
- Судебная – органы государственной власти, решающие юридически значимые Это споры, последствия которых указаны в законах споры.
- Исполнительная – органы государства, контролирующие соблюдение законов и реализацию судебных решений.
Органы власти, возглавляющие разные ветви в РФ:
- Законодательная – Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума).
- Судебная – Верховный и Конституционный суд.
- Исполнительная – Правительство.
Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей, он обеспечивает слаженное взаимодействие органов из разных ветвей власти.
Федеральное собрание
Федеральное Собрание – двухпалатный парламент, является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Состоит из двух палат:
- Государственная Дума.
- Совет Федерации.
В Государственной Думе заседают представители от народа России – депутаты в количестве 450 человек, избираемы раз в 5 лет на всенародном голосовании при смешанной избирательной системе Часть кандидатов избирается по спискам партий и пропорциональной системе, вторая часть кандидатов — это самовыдвиженцы по мажоритарной системе (см. тему 4.10).
Требования к кандидату в депутаты Государственной Думы:
- Гражданин РФ.
- Достигший 21 года.
- Имеющий пассивное избирательное право Право быть избранным .
- Постоянно проживающий на территории РФ (срок не уточнён).
- Не имеющий гражданства и вида на жительство иностранного государства.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В Совете Федерации заседают представители от государственной власти субъектов РФ – сенаторы в количестве до 208 человек.
Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации
Состав Совета Федерации :
- По два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти.
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки может стать сенатором.
- Не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.
- Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления в течение всего срока их полномочий.
- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
- Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми Разрешается посещение журналистов и наблюдателей .
- Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.
Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации
Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации
Верховный и Конституционный суд
Верховный и Конституционный суд возглавляют судебную власть в Российской Федерации.
- Является апелляционной инстанцией для нижестоящих судов общей юрисдикции (первая стадия обжалования).
- Является кассационной инстанцией для нижестоящих судов общей юрисдикции (вторая стадия обжалования).
- Осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции (третья по очереди стадия обжалования).
- В качестве суда первой инстанции рассматривает дела: об оспаривании НПА и иных документов высших органов гос. власти и должностных лиц; o экономические споры между федеральными и региональными органами гос. власти, и между высшими органами субъектов.
- Обладает право законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
- Даёт разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики (т.е. объясняет, как нормы законов будут работать в определённых ситуациях).
- Выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления.
- Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации актов гос. органов и должностных лиц.
- Разрешает споры о компетенции:
- o между федеральными органами государственной власти;
- o между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- o между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Правительство
Правительство – высший орган исполнительной власти Российской Федерации.
Состав правительства:
- Председатель Правительства.
- Федеральные Министры.
- Заместители Председателя Правительства и заместители федеральных министров.
Порядок формирования Правительства:
- Президент выдвигает кандидатуру Председателя Правительства.
- Государственная Дума одобряет Если Гос. Дума три раза отклонит предложенную Президентом кандидатуру, то Президент сам назначает Председателя Правительства и распускает Гос. Думу, назначая выборы нового созыва предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства.
- Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры федеральных министров и заместителей.
- Президент назначает федеральных министров и их заместителей.
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Полномочия Правительства Российской Федерации Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии Осуществляет управление федеральной собственностью Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации Президент
Президент РФ – высшее должностное лицо Российской Федерации, является главой государства.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. При вступлении в должность приносит присягу перед народом.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Покидает свой пост Президент в случаях:
- Истечения срока полномочий.
- Досрочно в случае добровольной отставки.
- Неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
- Отрешения Гос. Дума выдвигает обвинение -> Верховный суд выносит заключение-> Совет Федерации отрешает от должности от должности.
В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий исполняющим обязанности Президента становится Председатель Правительства. При этом назначаются выборы нового Президента.
Правовой статус Президента РФ (цели существования института Президентства):
Высшие органы государственной власти: понятие и система
Суверенная воля народа выражается посредством государственной власти.
Властью (в данном контексте) является способность государства принимать решения и реализовывать их.
Для этого государство использует действенный инструмент — государственный аппарат, который является системой государственных органов. С его помощью государство ведет активную деятельность в жизни общества.
Суть государственного аппарата
Государственный аппарат является достаточно сложной системой высших органов государственной власти РФ и через него отражаются потребности общества и интересы граждан — как всего народа в целом, так и отдельных социальных групп в частности. Системность подразумевает упорядоченность во взаимодействии определенных сегментов госаппарата. Проявлениями такой упорядоченности являются непротиворечивость и согласованность действий отдельных элементов. Благодаря согласованным действиям всех госорганов обеспечивается единство власти государства, эффективность его действий в различных сферах общественной жизни и внешних взаимоотношениях, могущество, а также защита его суверенных прав и интересов.
Основные принципы системы высших органов государственной власти в РФ
У государственного органа имеется целый ряд характерных признаков. В первую очередь, это государственно-властные полномочия, которыми он обладает. Они выражаются в принятии этим органом решений в рамках своей компетенции, а также в их исполнении, формулировании предписаний, которые являются обязательными для всех, на кого распространяется власть данного органа. Основным отличием госоргана является его организация/учреждение в порядке, который определяет государство и который закреплен в Конституции Российской Федерации, законах и прочих нормативных актах. Также у такого органа имеется определенная компетенция — набор полномочий/обязанностей, связанных с предметами ведения государственного органа. Действия такого органа подкрепляются конкретными формами/методами, которые определяются юридическими актами.
Государственным органом является организованный коллектив профессионалов.
Отсюда следует, что в качестве нормативной основы деятельности такого коллектива помимо нормативных правовых актов используются также и нормы профессиональной этики. Эти нормы должны регулировать взаимоотношения работников госорганов между собой и с гражданами, которые к ним обращаются.
Структура высших органов государственной власти очень разнообразна. Чаще всего она представляет собой коллективную группу, однако существуют органы, которые представляет одно лицо. Таковым является, например, Президент России или Генеральный прокурор.
В процессе рассмотрения системы государственных органов власти Российской Федерации нужно опираться на положения Конституции, которая закрепляет структуру федеративного государства и организацию государственных органов власти — федеральных и субъектов государства.
К госорганам РФ относятся:
- Президент;
- Федеральное Собрание;
- Правительство;
- различные суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный суд РФ и прочие);
- федеральные министерства/ведомства.
Также к ним можно отнести глав администрации, которые стоят во главе исполнительных органов власти. Субъекты государства устанавливают такие исполнительные органы самостоятельно. Также они имеют органы законодательной и судебной власти, в которых функционируют органы местного самоуправления. Последние не относятся к органам госвласти, однако активно сотрудничают с ними.
Принцип разделения государственной власти
Государственная власть в России (согласно Конституции) выполняется на базе принципа разделения власти.
Проявление этого принципа двояко. Это и разделение власти в горизонтальной проекции на законодательную, исполнительную, судебную, и разделение в вертикальной проекции — на предметы ведения/полномочия, которые разделяются между Федерацией и ее субъектами.
При горизонтальном разделении власти ее органы самостоятельны, однако должны взаимодействовать друг с другом — это необходимо для предотвращения узурпирования одной ветвью всех остальных. Для этого используется система сдержек и противовесов. Вертикальное деление позволяет обеспечить целостность государства одновременно с правами его субъектов (согласно статьям 71-73 Конституции).
Представителем законодательной власти является Федеральное Собрание (по своей сути — парламент), исполнительной — Правительство, судебной — суды (Верховный, Высший Арбитражный, Конституционный). Во главе всего этого стоит Президент Российской Федерации.