Из какого источника финансируется деятельность счетной палаты рф
Перейти к содержимому

Из какого источника финансируется деятельность счетной палаты рф

  • автор:

Из какого источника финансируется деятельность счетной палаты рф

Статья 41. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты

1. Финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на нее полномочий.

2. Бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности Счетной палаты предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Указанные бюджетные ассигнования могут быть изменены в ходе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) лишь с согласия Федерального Собрания.

3. Контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и (или) постановлений Государственной Думы.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее — Счетная палата) внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее — федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими социально-экономическое развитие Российской Федерации (далее — иные ресурсы), а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Федеральное Собрание) парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).

Статья 2. Статус Счетной палаты

1. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

4. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак — эмблему и флаг.

5. Местонахождение Счетной палаты — город Москва, улица Зубовская, дом 2. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа деятельности Счетной палаты

1. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).

2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном настоящим Федеральным законом порядке стандартами Счетной палаты.

Статья 4. Принципы внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Статья 5. Задачи Счетной палаты

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами; (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 341-ФЗ, от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, устранению их причин и последствий, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

5) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при предоставлении государственных гарантий и поручительств или обеспечении исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при движении средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации, а также за своевременностью движения этих средств; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Глава 2. Состав и структура Счетной палаты

Статья 6. Состав Счетной палаты

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Статья 7. Председатель Счетной палаты

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из внесенных кандидатур одну и представляет ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

8. Председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Совета Федерации в случае: (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

1) нарушения им законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

2) личного заявления об отставке;

3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;

4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

9. Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

Статья 8. Заместитель Председателя Счетной палаты

1. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

2. Кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность заместителя Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из внесенных кандидатур одну и представляет ее Государственной Думе для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее Государственной Думе для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

3. Постановление о назначении на должность заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

4. Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

5. Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

6. Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его полномочия, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты может осуществлять руководство направлением деятельности Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 341-ФЗ)

7. Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

8. Заместитель Председателя Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Государственной Думы в случае: (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

1) нарушения им законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы; (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

2) личного заявления об отставке;

3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;

4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

9. Решение о досрочном освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Государственной Думы по представлению Президента Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

Статья 9. Аудиторы Счетной палаты

1. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.

2. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

3. Аудиторы Счетной палаты не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

4. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

5. Кандидатуры для назначения на должность аудитора Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. В случае, если какая-либо из внесенных Советом Государственной Думы или Советом палаты Совета Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее соответственно Государственной Думе или Совету Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

6. Постановление Совета Федерации о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В редакции Федерального закона от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

7. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

8. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

81. В случае отсутствия одновременно Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты исполнение полномочий Председателя Счетной палаты по его решению может быть временно возложено на одного из аудиторов Счетной палаты. (Дополнение частью — Федеральный закон от 18.12.2022 № 514-ФЗ)

9. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

10. Аудитор Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая его назначила, в случае:

1) нарушения им законодательства Российской Федерации, совершения злоупотреблений по службе либо систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы; (В редакции

Счетная палата: что такое и чем занимается

Счетная палата РФ следит за справедливым и эффективным расходованием государственного бюджета.

Когда нужно проверить финансовую отчетностью компании, заказывают аудит. Его выполняют специалисты из аудиторской фирмы. Цель — проверить отчетность и выявить, например, злоупотребления и махинации.

Счетная палата РФ, по сути, занимается тем же , только проверяет не компании, а государственные учреждения и федеральный бюджет. Расскажу про устройство Счетной палаты и нюансы ее работы.

Что вы узнаете

Что такое Счетная палата

Бюджет страны формируется в том числе из наших налогов, и граждане имеют право знать, на что и насколько эффективно расходуются деньги. Чтобы приглядывать за бюджетом, государство создало контролирующий орган — Счетную палату.

Счетная палата — высший орган государственного аудита. Такие организации есть во многих странах. В России Счетная палата предусмотрена Конституцией и ее деятельность регулируется законом № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ».

Также есть международные документы, где прописаны принципы работы подобных организаций:

  1. Лимская декларация руководящих принципов аудита от 1977 года.
  2. Мексиканская декларация о независимости высших органов аудита от 2007 года.

Различия Лимской и Мексиканской деклараций

Лимская декларация принята Международной организацией высших органов финансового контроля — ИНТОСАИ — в 1977 году. Счетная палата РФ — член ИНТОСАИ, а значит, обязана следовать утвержденным принципам и стандартам качества аудита. В декларации перечислены цели госаудита, определены допустимые отношения с государственной властью, права и методики, которыми должны руководствоваться аудиторы. Кроме того, там заявлен принцип независимости аудита: аудиторы должны быть независимы от проверяемых ими организаций, государства и защищены от внешнего влияния.

Эти принципы нашли продолжение в другой декларации — Мексиканской декларации о независимости высших органов аудита. Этот документ тоже принят ИНТОСАИ. В нем детализированы нормы, которые позволяют аудитору, в нашем случае — Счетной палате РФ, оставаться независимым и качественно выполнять свою работу.

Независимость госоргана. Счетная палата независима — она никому не подчиняется и продолжает работу, даже если распущена Государственная дума. Однако аудиторы ежегодно отчитываются о проделанной работе перед Госдумой и Советом Федерации — обеими палатами парламента РФ. Счетная палата направляет отчеты, а депутаты и сенаторы на заседаниях принимают или не принимают их. Подотчетность парламенту — требование Мексиканской декларации и части 5 статьи 101 Конституции РФ.

Например, в 2021 году Счетная палата отчиталась, что выявила 4253 нарушения на общую сумму 1541,4 млрд рублей. В большинстве случаев это были искажения в бухгалтерской отчетности.

Счетная палата состоит из двух органов:

  1. Коллегия — главный орган ее управления. Туда входит председатель Счетной палаты, заместитель, 12 аудиторов и руководитель аппарата.
  2. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и других сотрудников. Аппарат занимается собственно государственным аудитом.

Председатель Счетной палаты вместе с заместителем представляют ежегодный отчет о проделанной работе Совету Федерации и Госдуме. Обычно это происходит в марте.

Счетная палата ведет и другую работу, по большей части информационную:

  • публикует ежегодный отчет на сайте ведомства;
  • раскрывает СМИ информацию о своей работе — журналисты могут свободно обращаться в Счетную палату с вопросами;
  • издает бюллетень — официальное ежемесячное издание Счетной палаты, в котором публикуют отчеты о проверках, экспертные заключения, методические и аналитические материалы.

Обложка статьи

Функции и задачи

У Счетной палаты девять ключевых задач:

  1. Контролировать целевое использование федерального бюджета и финансов государственных внебюджетных фондов: пенсионного, фондов социального и медицинского страхования.
  2. Оценивать, как реализуются госпрограммы, например «Доступная среда» и «Информационное общество».
  3. Проверять эффективность и законность распоряжения бюджетными деньгами.
  4. Анализировать выявленные недостатки и нарушения и вырабатывать предложения, чтобы усовершенствовать процесс траты бюджетных денег.
  5. Оценивать, насколько эффективно государство предоставляет налоговые льготы, бюджетные кредиты, а также гарантии и поручительства.
  6. Проверять, достоверна ли бюджетная отчетность.
  7. Контролировать движение бюджетных денег в Центральном банке, уполномоченных банках и иных кредитных организациях страны.
  8. Противодействовать коррупции.
  9. Помогать парламенту с проверкой органов исполнительной власти, например правительства. Для этого Счетная палата проводит аудиты по заказу депутатов или сенаторов.

Участие Счетной палаты в верстке бюджета страны

Так как Счетная палата занимается аудитом госбюджета, важно понимать все этапы его формирования.

Бюджет — топливо для работы государства. Любые действия государства в конечном счете расходуют или пополняют бюджет. Все процессы завязаны на госбюджет.

Обложка статьи

Бюджет формируют в том числе за счет налогов: на добавленную стоимость — НДС, на добычу полезных ископаемых — НДПИ, на прибыль организаций и так далее. Ключевая часть бюджета России — нефтегазовые доходы. Ожидается, что в 2022 году они составят более 40% бюджета.

Правительство ежегодно составляет госбюджет в виде проекта федерального закона, который затем утверждает парламент и подписывает президент. Бюджет верстают на будущий год и планово — на два последующих за ним, например на 2022, 2023 и 2024 годы, а сейчас Госдума рассматривает бюджет на 2023—2025 годы. По окончании финансового года правительство должно отчитаться об исполнении бюджета, то есть рассказать, что из запланированного и в какой мере удалось выполнить — по части как доходов, так и расходов.

Особенности утверждения бюджета. Госдума изучает закон о федеральном бюджете не позднее начала октября и рассматривает его в трех чтениях. В первом чтении обычно обсуждают основные параметры бюджета. При этом Госдума не может сама изменять объемы расходов — только с утверждения правительства.

Со вторым и третьим чтением проще: Госдума утверждает бюджетные разделы, потом подразделы. Финальную версию отправляют в Совет Федерации, а затем на подпись президенту.

После всех доработок закон в обязательном порядке публикуют на портале правовой информации. Без этого закон не действует.

Порядок деятельности и принципы формирования Счетной палаты РФ

Финансовым органом управления, призванным обеспечить организацию и контроль за денежными средствами Российской Федерации, является Счетная палата РФ. Статус такого органа в Российской Федерации определяется Конституцией РФ (статьи 101-103), Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ и иными законами Российской Федерации, согласно которым Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему .

Счетная палата РФ является контрольным органом Федерального собрания РФ, но не приходится его структурным подразделением и формально не входит ни в одну из ветвей власти, а также обладает организационной и функциональной независимостью в пределах своей компетенции.

В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется основными принципами:

1. законности, то есть строгое соблюдение законодательства сотрудниками органа при реализации возложенных на них полномочий;

2. независимости, то есть для эффективного выполнения поставленных задач орган финансового контроля должен обладать независимостью в принятии решений и свободой от любого политического воздействия;

3. объективность предполагает отсутствие каких-либо особых мотивов (корысть, месть, жадность и т.д.), недопущение предвзятости при осуществлении финансово-контрольной деятельности;

4. гласность предусматривает открытость в осуществлении деятельности финансового органа, информирование общества по важным вопросам, предоставление необходимой информации Федеральному Собранию РФ, а также органам, предусмотренным законодательством о Счетной палате РФ.

Актуальность данной темы заключается в том, что Счетная палата является постоянно действующем органом в системе государственной власти, но сравнительно молодым и поэтому неизученным, связи с этим научных исследований по правовому статусу Счетной палаты очень мало, отсюда понимание важности данного органа в обществе крайне узко и примитивно.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Председатель Счетной палаты РФ назнaчается на должность Госудaрственной Думой РФ сроком на шесть лет по представлению Президентa Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Аудиторы Счетной палаты РФ – двенадцать должностных лиц, половина которых формируется Государственной Думой РФ, а другая половина Советом Федерации РФ и возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, объединенных общим назначением. Та или иная область деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, назначается Коллегией Счетной палаты РФ. Свободная должность аудитора должна быть замещена в течение двух недель.

Требования к кандидатуре аудитора предъявляются аналогичные как Председателю и Заместителю председателя Счетной палаты. Аудиторы наделены правом присутствовать на заседаниях палат Федерального собрания РФ, их комитетов и комиссий, а также иных государственных органов.

Коллегия Счетной палаты РФ – орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.

Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, принятый Председателем и Заместителем Председателя, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Структура Аппарат Счетной палаты РФ представляет инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Стоит отметить, что должностные лица Счетной палаты (Председатель, Заместитель Председателя, и аудиторы) обладают личной неприкосновенностью, то есть они не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности иначе как с согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность Счетной палаты. Уголовное дело против них может быть возбуждено только Председателем Следственного Комитета РФ.

Инспекторы Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты. Финансируется Счетная палата РФ за счет средств федерального бюджета.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Палаты Федерального Собрания досрочно могут освободить от должности только в нескольких случаях:

1. нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

2. личного заявления об отставке;

3. признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4. достижения ими возраста 65 лет.

Основные вопросы функционирования, организации, ведения дел и осуществления финансового контроля определены в Регламенте Счетной палаты, утвержденным ее Коллегией, а именно: 1)внутренние вопросы деятельности Счётной Палаты Российской Федерации; 2)распределение обязанностей между аудиторами Счётной Палаты и содержание возглавляемых ими направлений деятельности Счётной Палаты РФ; 3)функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной Палаты; 4)порядок ведения дел;5 )порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной или иной деятельности .

Регламент определяет должностные обязанности Заместителя Председателя и содержание контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной деятельностей и многие другие вопросы.

Контрольно-ревизионная деятельность представляет собой совокупность полномочий по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, за состоянием внутреннего и внешнего долгов России, контроль за банковской системой в предусмотренной сфере, контроль за кредитными ресурсами, а также определение эффективности использования государственной собственности, оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и на все виды юридических лиц в РФ, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

В полномочия служебных обязанностей инспекторов Счетной палаты входят такие права как беспрепятственное посещение органов государственной власти, предприятии, учреждения, независимо от форм собственности, воинские части, опечатывать кассы, проводить ревизию и проверку и по их итогам составлять отчет. При обнаружении нарушений инспекторы вправе изъять необходимые документы.

Руководители проверяемых объектов обязаны содействовать инспекторам Счетной палаты по выполнению работ по делопроизводству, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов. Все требования согласно Закону о Счетной палате обязательные и неукоснительно должны исполняться всеми проверяемыми объектам независимо от форм собственности и подотчетности.

Важно отметить, что правам инспекторов Счетной палаты корреспондируют их обязанности хранить Государственную или иную охраняемую законом тайну, а также нести ответственность за достоверность информации проводимых проверок и ревизий, предоставляемых государственным органам или передаваемых гласности.

Если же проверка выявила нарушения, наносящие ущерб государству, то Счетная палата выдает предписание администрации органа, учреждения и т.п. Предписание является обязательным и подписывается Председателем счетной палаты или его Заместителем. Если оно исполняет ненадлежащим образом, то Счетная палата вправе с согласованием Государственной Думой приостановить все банковские операции организации. Если же нарушения влекут уголовную ответственность, то соответствующие материалы Счетной палатой передаются в правоохранительные органы.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания РФ.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу законопроектов, международных договоров и проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ //ФЗ № 145 от 31.07.1998 г// п. 12 ст. 145.), а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Также Счетная палата исследует нарушения и ошибки в бюджетной политике и на это основе составляются предложения по совершенствованию законодательства, которые отправляются в Государственную Думу РФ.

Информационная деятельность предполагает реализацию принципа гласности, открытости в осуществлении деятельности Счетной палаты, информирование СМИ о текущих мероприятиях.

Данный принцип реализуется в форме официального сайта Счетной палаты РФ, в котором можно найти любую информацию касательно Счетной палаты. Еще на сайте есть раздел «Общественная деятельность». Там можно непосредственно выразить свою гражданскую позицию, а именно написать электронное письмо, задать интересующий вопрос, предварительно ознакомившись с нормативными актами Счетной палаты, а также посмотреть ответы на ранее задававшиеся вопросы граждан. Также на сайте публикуется официальный журнал Счетной палаты – «Бюллетень Счетной палаты», выпускаемый с 1997 года. На сайте даже присутствует личная информация Председателя Счетной палаты: биография, публикации, а также сведения о доходах лиц, замещающих государственные должности в Счетной палате РФ.

Итак, в своей работе я достиг поставленной цели — рассмотрел принципы формирования и порядок деятельности Счетной палаты РФ, а также пришел к следующему выводу: что от эффективного финансового контроля зависит экономическая независимость Российской Федерации, рациональное использование исполнитель-ными органами власти федеральных денежных средств и имущества, законности и эффективности всей финансовой системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *