Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Урок 39
§ 39. Профессиональный психологический отбор и его предназначение
Содержание урока
Профессиональный психологический отбор и его предназначение
Профессиональный психологический отбор и его предназначение
В Вооружённых Силах Российской Федерации профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности
При первоначальной постановке граждан на воинский учёт комиссия по постановке граждан на воинский учёт, кроме организации проведения медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учётным специальностям.
В военных комиссариатах профессиональный психологический отбор проводится нештатной группой профотбора.
В процессе первоначальной постановки граждан на воинский учёт группа профотбора по данным социально-психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет с учётом четырёх категорий профессиональную пригодность к обучению в военно-учебных заведениях или подготовке граждан по военно-учётным специальностям в государственных и общественных организациях.
Психологическое и психофизиологическое обследование проводятся с использованием универсального набора из семи психодиагностических тестов.
Заключения о профессиональной пригодности граждан докладываются комиссии по постановке граждан на воинский учёт для определения возможного их использования на военной службе.
В период от первоначальной постановки граждан на воинский учёт до вызова их на призывную комиссию группа профотбора:
• организует мероприятия по военно-профессиональной ориентации призывников;
• проводит предварительный отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения;
• подбирает кандидатов для подготовки по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.
К моменту вызова гражданина на призывную комиссию группа профотбора с учётом всех сведений о его индивидуально-психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной пригодности к военной службе с учётом требований по исполнению воинских обязанностей по семи классам сходных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технические и пр.), замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, формирует предложение для призывной комиссии о предназначении гражданина в тот или иной вид, род войск Вооружённых Сил Российской Федерации или войска, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации (другие войска).
Допризывники, занимающиеся в автоклубе ДОСААФ, — будущие военные водители
Следующая страница Выводы. Вопросы. Задания
Профессионально — психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет
Профессиональный психологический отбор — комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Профессионально — психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет»
Профессионально-психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет
Организация постановки и постановка граждан на воинский учёт регламентируется:
Федеральным законом от 28 марта 1998 г.
N 53-ФЗ «О воинской обязанности и
военной службе»
Постановлением Правительства РФ от
27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении
Положения о воинском учете»
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
Приказом Министра обороны РФ N 240 Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе»
Приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»
Профессиональный психологический отбор — комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности.
Мероприятия по профессиональному психологическому
отбору проводятся с использованием методов социально –
психологического изучения, психологического и
психофизиологического обследования .
Социально — психологическое изучение — оценка условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно — психическую устойчивость.
Социально — психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов : изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).
Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально — психологическое испытание (тестирование) проводится с использованием универсального набора из семи психодиагностических тестов, в том числе с использованием технических средств профотбора.
Психологическое и психофизиологическое обследование граждан проводится в целях определения у них уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе« граждане при постановке на воинский учет, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.
Врачи, по результатам медицинского
освидетельствования дают заключение
о годности гражданина к военной службе
по следующим категориям:
А — годен к военной службе; Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями; В — ограниченно годен к военной службе; Г — временно не годен к военной службе; Д — не годен к военной службе
С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, подразделяются на классы сходных воинских должностей:
- командные
- операторские
- связи и наблюдения
- водительские
- специального назначения
- технологические
1. Командные воинские должности
Для того чтобы успешно исполнять
обязанности на командных должностях,
человек должен выработать у себя ряд
необходимых качеств.
Надо иметь хорошую, разностороннюю
физическую подготовку. Обладать
ясной и разборчивой речью, уметь
кратко и логично обоснованно излагать
свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу.
Развитые организаторские и (организаторские), познавательные
(интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в
сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность.
Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения.
Кроме того, командир должен воспитывать у себя
ряд психологических качеств: • способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров; • умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата; • упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач; • умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.
2. Операторские воинские должности
В зависимости от содержания и характера
операторских обязанностей различают
несколько видов должностей операторов:
- операторы-технологи
- операторы-диспетчеры
- операторы- исследователи и др.
Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств :
- развитая оперативная и долговременная память;
- способность к длительной концентрации внимания;
- умение выделить в информации главное;
- точность и быстрота зрительного и слухового восприятия;
- хорошая координация движений;
- эмоциональная устойчивость;
- аккуратность и ответственность;
- точный глазомер;
- быстрота мышления;
- умение выделить в информации главное.
3. Воинские должности связи и наблюдения
Связь — основное средство управления
войсками и оружием.
Деятельность связистов сопряжена
со значительными физическими и
эмоциональными нагрузками,
которые могут неизмеримо возрастать
особенно в условиях информационной войны.
Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения необходимы следующие профессионально важные качества :
- острый слух и зрение;
- точность (сенсорные) слухового (зрительного) восприятия;
- устойчивость внимания; развитая оперативная память;
- правильная дикция и разборчивый почерк;
- хорошее владение русским языком;
- подвижность кистей и пальцев рук;
- развитое чувство ритма;
- выносливость нервной системы.
4. Водительские воинские должности
Все они должны обладать
следующими качествами:
умение водить самодвижущуюся
военную технику днем и ночью,
в любое время года, в различных
погодных условиях и в боевой
обстановке; соблюдение
установленных правил движения;
своевременное проведение технического
обслуживания, осмотра,
ремонта и регулировки
материальной части;
уверенно управлять
и контролировать
ее работу в условиях
быстроменяющейся
Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым.
В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства.
Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой:
- нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- подвижность нервной системы;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.
5. Воинские должности специального назначения
Это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками. В оины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.
Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь:
— крепкое здоровье;
— отличную физическую подготовку;
высокие морально-боевые качества:
— мужество, самоотверженность,
— чувство ответственности;
— коллективизма, войскового товарищества.
Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.
6. Технические воинские должности
Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Специалисты технических специальностей должны уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и эксплуатации.
Они должны знать основы механики,
квантовой физики, электроники, оптики,
уметь читать чертежи, разбираться в
показаниях приборов; знать
конструктивные особенности обслуживаемой техники.
Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств : развитой оперативной памятью, развитым наглядно — действенным и наглядно — образным мышлением, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техническими устройствами.
7. Прочие воинские должности
К военнослужащим, проходящим службу на этих должностях, не предъявляется каких-либо специфических требований, но все они должны обладать такими профессионально важными качествами , как:
- смелость,
- решительность,
- мужество,
- самообладание.
Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер. Военнослужащий должен ещё обладать способностью работать в коллективе.
Умение жить бесконфликтно –
это одно из важных
требований воинской деятельности,
относящееся к любым
воинским должностям.
Военная служба всегда была для человека испытанием его духовных и физических сил, это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни.
Проведение такого исследования не только позволяет дифференцировать призывников по их психологическим особенностям, но и доказывает необходимость и важность индивидуального подхода к ним, как при выполнении текущих задач, так и при необходимости решения спорных вопросов и разрешения каких-либо нестандартных ситуаций.
Учёт этих особенностей и формирование подразделений с их учётом является важным фактором, обеспечивающим психологическую комфортность службы, как рядового, так и командного состава, положительную динамику в сознании призывников и отношении общества к военной службе, т.е. в конечном итоге способствующим более эффективному решению задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в целом.
С какой целью проводят профессиональный психологический отбор?
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,460
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Какие вопросы задает психиатр в военкомате?
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору в военкомате для большинства призывников покрыты завесой тайны. Люди часто не имеют ни малейшего представления о том, каким образом они проводятся, и на что влияет этот результат. В нашей статье мы подробно расскажем о психологическом отборе и его роли в ходе призыва граждан на военную службу.
Цель проведения психологических тестов в военкомате
Профессиональный психологический отбор (профотбор) — это одно из обязательных для призывника мероприятий наряду с медосвидетельствованием. Их совокупные результаты представляются на заседание призывной комиссии для вынесения итогового решения в отношении призыва гражданина на службу в армию.
Основная цель медкомиссии — выявление или исключение заболеваний у призывника, препятствующих прохождению военной службы. Задачей профотбора является определение уровня развития профессиональных и личностных качеств у юноши, на основе которых он может быть направлен в тот или иной род войск.
Вооруженные силы насчитывают огромный спектр воинских формирований: от частей специального назначения, морской пехоты, воздушно-десантных войск до батальонов снабжения и материально-технического обеспечения. Критерии отбора в каждый из них могут существенно различаться от более строгих до минимально допустимых. Профессиональный отбор в военкомате предназначен именно для того, чтобы рационально распределить людской ресурс, отталкиваясь от индивидуальных способностей каждого военнообязанного.
Как проходит осмотр психиатра в военкомате?
Следует отметить, что врач-психиатр не принимает непосредственного участия в профотборе, он может лишь оценить часть результатов, указывающих на возможное психическое расстройство. Оценивать вероятность таких отклонений он будет уже в рамках медицинского освидетельствования.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводит отдельный штатный специалист , работающий в военкомате, для которого данная деятельность является основной должностной обязанностью.
Указанный специалист использует методы социально-психологического изучения и психологического обследования.
Что спрашивает психиатр в военкомате
Наиболее частые методики, используемые специалистами в рамках профотбора — это личная беседа с кандидатом и психологические тесты. Они направлены на выявление профессионально важных качеств и факторов риска.
Позитивно характеризующими качествами являются:
- ориентированность на прохождение военной службы;
- способность познавать окружающий мир;
- личностные особенности призывника;
- уровень устойчивости нервной системы;
- уровень девиантного поведения.
Среди факторов риска выявляют :
- чрезмерное употребление алкоголя или наркотических веществ;
- употребление психоактивных веществ без рецепта от врача или участие в их незаконном обороте;
- участие в запрещенных на территории РФ организациях (например,террористических или экстремистских);
- деятельность, связанная с участием в незаконном обороте оружия;
- связь с иностранными спецслужбами;
- контакты с членами организованных преступных группировок;
- способность к разглашению конфиденциальной (служебной) информации;
- участие в коррупционных схемах.
Какие тесты пишут в военкомате во время призыва?
Разработкой методических материалов для проведения профотбора занимаются подразделения научно-исследовательских организаций Министерства обороны.
Полный список методик, которыми обеспечиваются военные комиссариаты, не содержится в открытом доступе. Исходя из общих источников, можно составить примерный перечень, включающий в себя:
- S-тест (направлен на исследование внимания и производительности);
- шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла (позволяет построить личностный портрет тестируемого);
- МИОМ-2 (методика изучения особенностей мышления) (вербально-логическое, счетно-математическое, пространственное, мнемическое);
- МЛО (многоуровневый личностный опросник) Адаптивность-1 (отражает способность адаптироваться к внешним условиям);
- арифметический счет;
- установление закономерности.
В ходе тестирования одни и те же вопросы, будучи слегка измененными, могут повторяться несколько раз.
Будьте внимательны: если дать на них разные ответы, результаты покажут высокий процент лжи, что повлияет на итоговую категорию.
Определение психологом общих способностей призывника
По результатам профотбора призывнику определят категорию профессиональной психологической пригодности и вынесут одно из заключений:
- рекомендуется в первую очередь — первая категория.
Это означает, что кандидат, получивший ее, в короткие сроки способен овладеть военными-учетными специальностями, без затруднений осваивать программу военной подготовки, а также образцово выполнять обязанности, предусмотренные его воинской должностью, в том числе и в сложных условиях. В отношении этой категории не выявляется никаких факторов риска;
- рекомендуется — вторая категория.
В отношении данной категории также не выявляется факторов риска. Юноши, получившие получившие ее, способны к обучению и выполнению своих обязанностей на уровне «хорошо»;
- рекомендуется условно — третья категория.
Условно рекомендованные кандидаты с трудом смогут овладеть военной специальностью. Они проходят обучение и выполняют служебные задачи на оценку «удовлетворительно». В усложненных условиях не могут гарантировать успешного исполнения своих обязанностей.
Несмотря на более низкий уровень развития, чем у первых двух категорий, в отношении них также не должно быть выявлено факторов риска.
Эта категория военнослужащих допускается к профессиональной деятельности только в случае, если среди первых двух категорий ощущается кадровый недостаток;
- не рекомендуется — четвертая категория.
Данная категория лиц характеризуется самым низким уровнем развития профессиональных качеств, что не позволяет им овладеть минимальным набором знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных задач. В отношении них могут быть выявлены различные факторы риска.
Многие считают, что наличие 4-й категории даст им основание для освобождения от призыва на военную службу. В связи с этим они стараются испортить результаты профотбора, имитируя наличие психического расстройства.
Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд, и одним заваленным тестом ситуация не ограничится.
Сама по себе категория пригодности не служит препятствием для призыва на службу в армию. Однако в случае выявления в рамках профотбора лиц, имеющих склонности к психическим отклонениям, их результаты могут быть переданы на медицинское освидетельствование психиатру.
Врач-психиатр по результатам медосвидетельствования может вынести заключение о необходимости обследования для подтверждения или опровержения заболевания. Впоследствии призывник будет направлен в психоневрологический диспансер (ПНД) на стационарное обследование (без возможности уйти домой) сроком до нескольких недель.
В случае если вас безосновательно направляют на обследование в ПНД, вы вправе обжаловать данное решение призывной комиссии.
Наши юристы помогут вам не допустить подобных ситуаций, а также законными способами предотвратить помещение в психиатрическую больницу на обследование здорового человека. Если у вас возникли сложности по вопросам прохождения призывной комиссии, обратитесь к нашим специалистам. Заполните форму на сайте, и мы перезвоним вам и проведем бесплатную консультацию.