Что нужно сделать автономному учреждению чтобы закупать товары и услуги по закону no 44 фз
Перейти к содержимому

Что нужно сделать автономному учреждению чтобы закупать товары и услуги по закону no 44 фз

  • автор:

Что нужно сделать автономному учреждению чтобы закупать товары и услуги по закону no 44 фз

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Готовые решения. Вопросы применения ст. 15

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.05.2019 N 70-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.07.2024 в пп. «б» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 444-ФЗ). См. будущую редакцию.

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 29.06.2018 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 — 3 части 2 и подпунктах «а» — «в» пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.07.2024 в ч. 4.1 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 444-ФЗ). См. будущую редакцию.

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, определенные указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.06.2018 N 174-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 344-ФЗ, от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» осуществляет закупки в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

4.3. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на этот Фонд при осуществлении им закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

(часть 4.3 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 277-ФЗ)

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2018 N 174-ФЗ, от 01.04.2019 N 50-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 — 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Актуальные вопросы применения законодательства о закупках

Законодательство о закупках постоянно совершенствуется. В начале года мы рассказывали о масштабных изменениях для автономных организаций в части осуществления закупочной деятельности. После вступления их в силу (01.07.2018) Закон № 223-ФЗ еще корректировался. Кроме того, Минфин с начала 2018 года выпустил несколько писем, в которых изложил свою позицию по поводу применения законодательства в новой редакции. Об изменениях и поговорим в данной статье.

О положениях о закупке.

С 01.07.2018 действует ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя автономного учреждения, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить учреждения, для которых применение такого типового положения является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичные полномочия даны и органам исполнительной власти субъекта РФ, а также органам местного самоуправления.

В типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие автономные учреждения обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

Вместе с тем вне зависимости от того, были приняты типовые положения или нет, автономным учреждениям все равно придется скорректировать свои положения о закупке, поскольку с 01.07.2018 изменения в законодательстве существенные. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ) сделать это надо не позднее 01.01.2019.

Минфин в Письме от 25.06.2018 № 24-06-08/43650 пояснил:

положения о закупке, которые не соответствуют Закону № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), после 01.01.2019 считаются не размещенными в ЕИС;

закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения скорректированного положения о закупке, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Напомним, что до конца 2018 года автономные учреждения вправе осуществлять закупки по старым правилам. Но применение положения о закупке, в которое не внесены изменения, с 01.01.2019 приведет автономное учреждение к тому, что ему придется пользоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе­чения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

О закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании ч. 10 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется автономным учреждением на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р определены операторы электронных площадок, но сами площадки пока не действуют:

1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

3. АО «Российский аукционный дом».

5. АО «Электронные торговые системы».

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ».

7. ООО «РТС-тендер».

8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Датой начала функционирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании, подписываемого Минфином и ФАС. Пока таких соглашений не заключено, однако крайний срок, когда все заработает, – до 01.10.2018.

Отметим, что ранее для электронных закупок, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, список операторов не утверждался и закупки могли осуществляться на любой площадке, оказывающей данный вид услуг. Теперь и учреждения, руководствующиеся этим законом при проведении закупок в электронной форме, должны размещать заказ на названных выше площадках. Однако возможность проведения конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства может быть реализована после начала функционирования новых электронных площадок, не позднее 01.10.2018.

Особенности отдельных видов закупок.

Обратим внимание на то, что в Закон № 223-ФЗ были введены несколько статей, определяющих особенности осуществления отдельных видов закупок, в частности особенности объекта закупки.

1. Закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду). Распоряжением Правительства РФ от 18.07.2018 № 1489-р утвержден перечень товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ, не могут быть осуществлены без согласования с координационным органом эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду). Например, в этот перечень включены генераторы переменного тока, суда прогулочные и спортивные, вертолеты и самолеты.

Данные особенности распространяются на заказчиков – государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 %, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей принадлежит указанным юридическим лицам.

Порядок согласования закупок товаров из перечня, а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.08.2018 № 1000 (вступил в силу 07.09.2018).

Согласованию с координационным органом подлежат эксплуатационные характеристики товаров, под которыми понимают:

характеристики надежности и работоспособности товара;

условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе характеристики прочности, долговечности;

технические параметры, а также эксплуатационные расходы, связанные с поддержанием товара в необходимом заказчику состоянии.

До согласования с координационным органом заказчики не вправе включать в планы закупок товары из перечня и (или) осуществлять их закупки.

Для согласования закупки заказчики представляют в Минпромторг заявку и информацию о закупке, в которую входит информация о закупаемых товарах, включенных в перечни, и (или) закупках, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование таких товаров.

Заявка и информация о закупке представляются заказчиком в Минпромторг не позднее чем за 90 календарных дней до начала планируемого срока проведения закупки.

2. Закупки в целях создания произведения архитектуры, градо­строительства или садово-паркового искусства и на выполнение проектных или изыскательских работ.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон № 223-ФЗ были введены две новые статьи (вступили в силу 04.08.2018), нормы которых затрагивают условия договоров, заключаемых заказчиками (см. таблицу).

Статья 3.1-2 «Особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства»

При осуществлении закупки товаров, работ, услуг в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства или разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства договор должен содержать условия, согласно которым исключительное право использовать созданные в ходе выполнения договора произведения принадлежит заказчикам, от имени которых заключен договор.

Кроме того, в договор должно быть включено условие о праве заказчика на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения. При этом сам автор не вправе требовать от заказчика проектной документации предоставления ему права заключать договор на разработку такой документации без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 3.1-3 «Особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ»

Договор, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты названных работ принадлежат заказчикам, от имени которых заключен договор.

Результатом выполненной работы по договору, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, признаются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. Если в соответствии с ГрК РФ проведение экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий обязательно, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, считаются результатом выполненных работ по договору при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

Пару слов об отчетности.

На основании ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ с 01.07.2018 заказчики не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должны размещать в ЕИС сведения:

о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информации о которых нет в реестре договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ;

о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентных закупок, признанных несостоявшимися.

Никуда не делся отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Напомним, что его обязаны составлять заказчики, названные в п. 2 Положения об особенностях участия СМСП в закупках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Разместить такой отчет в ЕИС необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Кроме того, некоторые заказчики, реализующие инвестиционные проекты, которые включены в соответствующий реестр, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, должны направлять уполномоченному органу сведения об осуществлении закупок продукции машиностроения, включенной в перечни перспективных потребностей, необходимой для реализации инвестиционных проектов. Это правило касается заказчиков, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой, стоимость которых превышает 500 млн руб., при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

Форма, по которой подаются указанные сведения, утверждена Распоряжением Минэкономразвития РФ от 01.06.2016 № 116Р-АУ.

Подведем итог.

Теперь вы знаете об актуальных изменениях в Законе № 223-ФЗ. Дополнительно отметим, что в настоящее время подготовлено несколько законопроектов по внесению изменений в Закон № 223-ФЗ. Что-то уже внесено в Государственную думу для рассмотрения, что-то уже принято в первом чтении. Так, в законопроекте № 496774-7 предлагается дополнить перечень оснований для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Если закон примут, то в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора сведения о таком поставщике должны будут включаться в реестр.

Законопроект № 481626-7 предусматривает дополнение Закона № 223-ФЗ ст. 3.2, в которой определены правила установления и возврата обеспечения заявок и исполнения договоров. Кроме того, планируется ввести требования к банковской гарантии.

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 — 3 части 2 и подпунктах «а» — «в» пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, определенные указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

4.2. Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» осуществляет закупки в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

4.3. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на этот Фонд при осуществлении им закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 — 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Что такое прямые контракты по 44-ФЗ и когда можно их заключать

Прямые закупки по 44-ФЗ заключают с единственным поставщиком, конкурентные процедуры не проводят. На первый взгляд, это наиболее простые формы контрактов. На практике такие соглашения требуют соблюдения закрепленных законом условий, если их не соблюдать — сторон контракта накажут привлечением к административной ответственности.

Что такое прямой контракт

Закон закрепляет, что прямой контракт по 44-ФЗ — это сделка, которую заключают без торгов и аукционов. Его заключают с единственным поставщиком без конкурентных процедур. Это не означает, что сведения о прямой закупке нигде не нужно фиксировать и публиковать. В некоторых случаях прямую сделку проводят через ЭТП.

Доступна покупка небольших объемов напрямую у поставщика или через электронную площадку. Учитывайте годовой лимит: если он превышен, заключить прямой договор нельзя.

Такие прямые контракты в госзакупках регламентирует ст. 93 ФЗ № 44, эта норма обязательна для всех заказчиков.

Статья 93 закрепляет, до какой суммы можно заключать договор без торгов по 44-ФЗ:

  • 600 000 рублей — по п. 4.5 ч. 1;
  • 5 000 000 рублей — по ч. 12.

Для заказчика заключение контракта по 44-ФЗ не требует доказательств целесообразности выбора другого поставщика, стоимости сделки и иных условий. Данные по сделке не публикуют в ЕИС. Это упрощает процедуру заключения сделки.

Общую сумму договора указывают в плане-графике. Для удобства ведут реестр прямых контрактов, чтобы информация для финансового годового отчета была под рукой.

Существуют заказы малого объема, до 5 млн руб. Их проводят по ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44. Закупка требует соблюдения условий:

  • заказ размещают на ЭТП;
  • ограничен годовой объем госзакупок.

Вот до какой суммы прямой договор по 44-ФЗ разрешено заключать:

  • 2 млн руб. или 10% от годовой суммы (не более 50 млн);
  • 50 млн руб. или 50% от годовой суммы (не более 30 млн).
  • 100 млн руб. для госзакупок «с полки» — по ч. 12 ст. 93.

Чем отличаются прямые контракты по ВЭД от 44-ФЗ

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предполагает отличия по процедуре закупок. В рамках ВЭД прямая закупка по 44-ФЗ — это сделка, которую заключает отечественный импортер с организацией — изготовителем товара.

В таких отношениях необходимо уделять внимание таможенному оформлению грузов. Для контрактов ВЭД не требуется свидетельство для допуска к подписанию прямого договора для сторон.

Вместо контрактных норм такие договоры регламентируют таможенные.

Как заключить прямой контракт в «Березке»

Заказчики закупают товар у единственного поставщика с помощью площадок:

  • «Березка»;
  • электронные торговые площадки (ЭТП-торговля и пр.);
  • портал поставщиков;
  • региональные электронные магазины.

«Березку» используют для заключения:

  • договоров, заключенных в рамках пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44 (прямые договоры до 600 тысяч);
  • до 1,5 млн руб. — при закупке лекарств по решению врачебной комиссии (п. 28 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ).

Федеральные власти и казенные учреждения, подведомственные организации закупаются на этом ресурсе. Регионы вправе выбрать другой сервис, если нет прямого указания о применении ЕАТ. Силовиков освободили от работы на агрегаторе, они закупаются по прежним правилам.

Порядок заключения прямого контракта

Заказчики проводят закупки до 600 тысяч по 44-ФЗ в бюджетном учреждении, в иных организациях по ч. 4 п. 1 ст. 93 при годовом объеме закупок 2 млн руб. или 10% от СГОЗ и не более 50 млн руб.

В преамбулу включают положение о заключении сделки по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с последними изменениями на 2023 год, формулировку определяют стороны.

По пункту 5 ст. 93 договор заключают учреждения культуры:

  • заповедники;
  • музеи;
  • клубы;
  • цирки;
  • парки и пр.

Каждый прямой контракт не превышает 600 000 руб., а годовой лимит — 5 млн руб. или 50% от СГОЗ и не более 30 млн руб.

Сделки по ч. 12 ст. 93 заключают на торговых площадках. Для этого готовят извещение, проект контракта и обоснование цены. Документы направляют оператору ЭТП. Электронные процедуры, которые провели по этому основанию, не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе закупить по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контактной системе.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проводят закупки малого объема по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Инструкция КонсультантПлюс: как проходит закупка малого объема по 44-ФЗ

Ответственность сторон

Если превысить лимит, заказчику назначат штраф по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ — до 30 000 руб.

Чтобы не получить штраф, фиксируйте суммы закупок по контрактам малого объема.

Письмо Минфина № МШ/83177/22 от 06.09.2022 разъяснило, что закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 подлежат возврату, использование информационных систем — не исключение.

ФАС, по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93, не вправе привлечь заказчика или поставщика к ответственности, поскольку закупки у едпоставщика не входят в компетенцию антимонопольного органа.

Пример

Например, если закупаем ламинат по прямому контракту, делаем это на «Березке».

Прямая закупка по 44-ФЗ

Если заказчик обнаружит предложение с более выгодной ценой, то госконтракт заключают в обычном порядке. Составляют соглашение, в нем указывают объект закупки, стоимость и условия. После подписания внесите данные в реестр на ЕАТ, чтобы контролировать годовой лимит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *