Переход на электронные летные свидетельства для пилотов пока не удался
С 1 марта Росавиация обязала выдавать летные свидетельства пилотам, бортпроводникам и техническим специалистам в электронной форме через «Госуслуги». Но никто из них такие свидетельства пока так и не получил. Без летного свидетельства работать пилоту запрещено
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС —>
Обновлено в 16:32
Российские пилоты, бортпроводники и специалисты по обслуживанию самолетов уже около месяца не могут получить новые квалификационные свидетельства, без которых они не могут работать. Как пишет РБК, дело в том, что с 1 марта Росавиация обязала выдавать свидетельства в электронной форме через «Госуслуги». Раньше их выдавали в бумажном виде. Но до сих пор ни один сотрудник гражданской авиации не получил документы через портал — им приходят отказы в предоставлении услуги.
В авиакомпаниях подтверждают наличие проблемы. Говорят, что это может привести к срыву плана полетов. Ситуация усложняется тем, что впереди — летний сезон отпусков.
Без летных свидетельств пилоты не имеют права не только продолжать летать, но даже подходить к самолету, говорит пилот небольшой российской авиакомпании Владимир:
«Я пилотское менял еще в прошлом году. Сейчас в основном замена летного свидетельства происходит, когда заканчивается уровень английского языка. У современного пилотского свидетельства, если, допустим, человек закончил наше летное учебное заведение, так и когда он идет на работу, ему задают проверки, и тогда он получает либо коммерческое летное свидетельство, либо линейное. Но линейное — это уже со стажем идет, и идет замена этого пилотского летного свидетельства. Также оно меняется, когда, допустим, ты вступаешь со второго пилота на должность командира. Проходишь программу ввода и тебе надо поменять летное свидетельство, чтобы быть командиром. В таких случаях меняется, а остальные проверки не подлежат замене пилотского свидетельства. Нет пилотского, значит не допустят к полетам. Сейчас я созванивался с начальником штаба, он сказал, что даже наша авиакомпания, два пилота которой прошли подготовку к вводу в командиры, не могут получить пилотное. Они подали заявку на «Госуслуги», но так как это схема неотработанная, они не могут получить летное свидетельство, чтобы быть командиром воздушного судна. И не имеют права летать вторыми пилотами, так как не прошли ввод. Это получается замкнутый круг, люди просто остаются на земле, они не могут сейчас работать ни в качестве второго, ни в качестве командира. Пока они не получат пилотское, они не имеют права даже подходить к самолету, то есть летать они не смогут».
Получить квалификационное свидетельство в Росавиации было сложно и до реформы о цифровом виде этого документа, говорит частный пилот из Санкт-Петербурга Михаил:
«Я работаю инженером в гражданской сфере, я не связан с авиацией. Хотел стать частным пилотом, получить свидетельство и начать летать. Пока не получается. Без свидетельства нормальные организации не дадут летать самостоятельно. Я из Санкт-Петербурга, в течение 2021-2022 года проходил обучение на частного пилота в другом городе. После того как получил диплом об окончании и все документы на руки, приехал обратно в Санкт-Петербург, попытался подать, это было в октябре месяце первый раз, документы в Росавиацию и позвонил им, чтобы записаться на прием и подать документы, на что они мне сказали, что у них нет бланков свидетельств авиационного персонала. И соответственно, они не могли даже принять документы для того, чтобы начать оформление, и сказали перезвонить. Я им перезванивал в течение октября, ноября, декабря три или четыре раза, все это время не было бланков. Потом появилось уже условие на «Госуслугах», об этом я узнал, когда я вновь решил уже в марте обратиться и получить свидетельство. Позвонил, говорю: как у вас там, бланки появились? Они говорят: бланки появились, только теперь проблема с системой, потому что перешли на выдачу через «Госуслуги». И теперь я не могу получить свидетельство. Я удивляюсь, как люди, для которых свидетельство может играть существенную роль в их трудовой деятельности, выкарабкиваются из данной ситуации. На мою деятельность это не влияет».
В Росавиации и Минтрансе признают наличие проблемы. Там уже проводят «мероприятия» и пытаются оперативно ее решить. В частности, предлагается перенести реформу по переходу на электронные свидетельства на следующий март, пишет РБК. Но, когда конкретно это произойдет и в какие сроки начнут снова выдавать бумажные свидетельства — неизвестно.
О порядке выдачи свидетельств авиационного персонала
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2023 № 695 внесены изменения в порядок выдачи свидетельств авиационного персонала.
Заявление на выдачу свидетельства может быть подано как посредством личного обращения заявителя в Росавиацию, либо направления заказным почтовым отправлением, либо с использованием Единого портала государственных услуг.
Росавиация на основании решения о выдаче свидетельства или внесения изменений в него оформляет свидетельство авиационного персонала на бумажном носителе — на бланках свидетельства, соответствующих требованиям к защищенной полиграфической продукции уровня «Б».
Росавиация выдает свидетельство заявителю лично, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу, указанному в заявлении. В случае направления заявлений с использованием Единого портала государственных услуг Росавиация уведомляет заявителя решении в отношении свидетельства авиационного персонала посредством размещения информации в личном кабинете заявителя.
<Письмо> Росавиации от 03.11.2020 N Исх-44579/01 <О порядке подготовки членов летных экипажей>
В соответствии с Решением, принятым 02.02.2017 на летно-технической конференции, и с целью выработки единого порядка подготовки членов летных экипажей на воздушные суда (далее — ВС) отечественного и иностранного производства, для подготовки на которые отсутствуют тренажерные устройства имитации полета (далее — ТУИП) или ТУИП не допущены уполномоченным органом к выполнению проверки для получения квалификационной отметки о типе ВС, установить следующий порядок подготовки кандидатов на получение квалификационной отметки о типе ВС.
К кандидатам для получения квалификационной отметки о типе ВС относятся: обладатели свидетельства авиационного персонала гражданской авиации; члены летных экипажей ВС других видов авиации, имеющие профессиональное образование (обладатели квалификационных свидетельств государственной авиации) и прошедшие обучение по утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации программе подготовки членов летных экипажей других видов авиации для допуска к подготовке на ВС гражданской авиации в образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее — АУЦ), имеющих сертификат АУЦ (далее — кандидаты).
Программа подготовки кандидатов разрабатывается АУЦ в соответствии с требованиями пункта 4 раздела II Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 (далее — ФАП-399), и предусматривает прохождение этапов теоретической подготовки и тренажерной подготовки (при наличии ТУИП). После успешного освоения программы подготовки АУЦ выдает лицам, успешно прошедшим программу подготовки, документ, подтверждающий прохождение обучения на тип ВС, который без прохождения подготовки по программе эксплуатанта не дает право на внесение квалификационной отметки о типе ВС в свидетельство специалиста авиационного персонала.
В соответствии с требованиями пункта 5.85 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее — ФАП-128), подготовка и проверка навыков управления ВС и эксплуатации систем для получения квалификационной отметки о типе ВС выполняется на воздушном судне по программе эксплуатанта.
Программа подготовки членов летных экипажей для получения квалификационной отметки о типе ВС разрабатывается эксплуатантом в соответствии с требованиями пункта 4 раздела II ФАП-399 и должна включать этап летной подготовки, предусматривающий проведение наземной подготовки, подготовки в кабине ВС на земле в соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 5.84 ФАП-128 (при отсутствии ТУИП), летной подготовки на ВС, не предусматривающей нахождение на борту лиц, за исключением членов летного экипажа, включающей тренировку по выполнению нормальных процедур выполнения полетов и проверку навыков (умений) управления ВС в полете (не менее часа).
Члены летных экипажей ВС других видов авиации, претендующие на получение свидетельства с квалификационной отметкой о типе ВС, проходят подготовку в АУЦ по программе периодической подготовки на тип ВС, на котором ранее выполняли функции членов летного экипажа других видов авиации.
Летная подготовка кандидатов осуществляется в соответствии с пунктом 2.10 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, на основании специального письменного разрешения, выдаваемого территориальными органами Росавиации.
Специальное разрешение территориального органа Росавиации должно содержать ФИО, текст разрешения для выполнения функций члена экипажа ВС и срок действия разрешения (не более 30 календарных дней).
Разрешение подписывается должностным лицом территориального органа Росавиации (не ниже заместителя руководителя) и заверяется печатью.
После прохождения кандидатами летной подготовки эксплуатант установленным порядком направляет в орган по выдаче свидетельств заявление с соответствующим комплектом документов.
Специальное разрешение, выданное территориальным органом Росавиации, сдается в орган его выдавший.
ТЛГ Росавиации от 14.02.2017 N 140930 и ТЛГ Росавиации от 12.01.2018 N 120910 считать утратившими силу.
Прошу Вас довести вышеизложенную информацию до АУЦ и эксплуатантов, осуществляющих деятельность на подконтрольной МТУ Росавиации территории.
Возможность оформить разрешения Росавиации появилась на портале госуслуг
Выдачу разрешительных документов в электронный вид перевели первые три ведомства, и теперь на госуслугах доступны следующие новые сервисы: учет беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 килограммов (Росавиация); регистрация средств массовой информации (Роскомнадзор); выдача лицензий и других разрешительных документов на экспорт и импорт отдельных видов товаров (Минпромторг России), сообщает Минцифры.
Минцифры уточняет, что по указанным услугам поступает более 35 тысяч обращений в год.
«Мы существенно упростили процесс получения разрешений как на стороне заявителя, так и на стороне ведомства. По нашей оценке, в результате этой работы удастся сократить до 70 тысяч ежегодных личных визитов в органы власти», – приводятся в сообщении слова замглавы Минцифры России Дмитрия Огуряева.
По словам заместителя руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, поставить беспилотное воздушное судно на учет стало проще и быстрее: пользователь тратит на заполнение электронной формы менее 30 минут.
Минцифры напоминает, что в феврале 2020 года правительство РФ утвердило план перехода 15 федеральных органов власти на выдачу разрешений в электронном виде. План включает в себя 47 разрешений, наиболее востребованных гражданами и представителями бизнеса, и рассчитан до конца 2021 года.