Законность и ее принципы
Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.
Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.
- Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
- Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство.
Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.
- Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
- Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах.
- Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
- Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам.
В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.
Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.
Гарантии законности
В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.
Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.
Выделяют общие и специальные гарантии.
К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.
Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.
Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.
К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.
Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.
Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.
Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.
Цель, суть и значение законности
Законность – это господство законов во всей общественной жизни, то есть это правовой режим, который позволяет регулировать необходимые предписания, которые должны быть осуществлены всеми имеющимися участниками принятых правовых отношений. Иными словами, законность – это определенный процесс соблюдения субъектов права подзаконных актов и определенных законов.
Сущность самой законности заключена в точном и неуклонном соблюдении, применении и исполнении законов и всех подзаконных актов, которые действуют на территории одного государства, его субъектах, и распространяется на всех граждан страны.
В содержании законности можно выделить всего два основных элемента:
- Наличие конкретных законов.
- Реализацию конкретных законов.
Но тут, же стоит отметить, что законы сами по себе не входят в содержание этой самой законности. Законы в этом случае являются всего лишь нормативной основой законности. Кроме того, законы должны в обязательном порядке иметь некий правовой характер, то есть иметь возможность выражать конкретные интересы общественности, а не выражать интересы государства и его представителей.
Принципы и суть законности
Принцип законности – это своего рода принципиальное положение правовой жизни конкретного общества, которое выражает свои определенные законности. К основным принципам законности можно отнести следующие критерии: всеобщность законности, единство законности, верховенство закона, связь законности с культурными ценностями общества и контроль за процессами реализации этого самого закона.
Все, что связано с правовыми аспектами государственной и общественной жизнью, в обязательном порядке подвергается юридической структуре. Стоит говорить и о том, что законность со своими целями и принципами имеет некие юридические требования:
- Справедливое наказание за конкретную ситуацию, которая является неисполнением норм права.
- Законодательное наказание, то есть его конституционная направленность. Здесь речь идет о закреплении верховенства основ закона, а также о способах охраны этого самого закона.
- Законодательные основы, которые закрепляют за определенными гражданами возможность на процесс отстаивания определенных прав и их конституционное закрепление.
- Возложение на определенные контролирующие органы соответствующих функций с возможностями пресечения каких-то нарушений.
Значение законности
Значение установленной законности состоит в том, что само по себе законность может приводить к деспотизму определенной государственной власти, а также к процессам, которые связаны с охраной личности от произвола. Кроме того, значение законности также оберегает общество от насилия, а государство от возможной анархии.
Важно понимать, что отсутствие законности в общественной и государственной жизни приводит к широкому административному произволу, а также всеобщей беззаконности. Важно также понимать, что отказ от принципов законности может повлечь за собой рост коррупции и преступности, которая перейдет в самые различные формы деградации целого общества.
Важным понятие в теме законности также является единство той самой законности. Это своего рода понимание, а также применение определенных нормативных актов, которые есть на территории всей страны. Иными словами, законность не может быть территориальной, она распространяется по всей стране.
Верховенство законности также вступает в процессе использования законов. Абсолютно все законы имеют юридическую силу и являются своеобразными регуляторами общественной жизни.
Понятие и принципы законности.
Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица, но и граждане и их общественные формирования. Иными словами, все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам даже через суд. Объектом законности является поведение (сознание/воля, поступок) юридически обязанных лиц.
Принципы законности
Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.
1.Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону);
2.Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);
3.Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);
4.Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);
5.Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
6.Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
7.Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);
8.Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).
Формы законности
Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.
Верховенство основного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).
Неукоснительное соблюдение законов, других нормативно-правовых актов и судебных решений всеми членами общества, государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь (принцип верховенства закона в правовом государстве).
Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.
Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.
Определение законности. Законность и правопорядок.
Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Содержание (определение) законности
Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь — требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.
Понимаемая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами — путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.
Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства.
Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.
Законность нельзя отождествлять с деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком. Правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Это основанная на законности система регулируемых правом общественных отношений. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.
В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений.
Нормативной предпосылкой правопорядка являются нормы права -первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.
Структура правопорядка — это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок, отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяют не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что он складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов.
Правопорядок — составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний связан не только с правом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.). Исходя из положений общей теории права, под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе
Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом. Основными чертами правопорядка являются:
-господство закона в области отношений, регулируемых правом;
-полное и своевременное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;
-строгая общественная дисциплина;
-обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав;
-безусловное утверждение фундаментальных прав и свобод человека;
-четкая и эффективная работа всех юридических органов, прежде всего правосудия;
-неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение.
СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок — результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок — это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.
Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующее:
— нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
-укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
-конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.
Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности и правопорядка, следует выделить следующие.
1. Факторы, относящиеся к личности. Прежде всего это уровень правового сознания (правовые знания, стереотипы правового поведения, правовые навыки и умения). При этом важно знание не права вообще, а правовых принципов и тех норм, с которыми данное лицо сталкивается постоянно в жизни ив работе. Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не просто уважение к ним, а солидарность с ними, внутреннее согласие, принятие их.
Огромную роль играет нравственное сознание. Именно на его основе формируется отношение к правовым ценностям и осуществляется выбор соответствующего варианта поведения. Немаловажное значение имеют и такие качества личности, как уровень общей культуры, политического сознания, психологические качества личности — интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
2. Факторы внешней среды. Это прежде всего экономика в целом и данного региона. Именно экономические условия определяют, как живет, воспитывается, формируется каждый человек, какими качествами он будет обладать. От экономической обстановки зависят и уровень законодательства,I* состояние организации и деятельности государственных органов, в том числе и правоохранительных, т.е. все остальные элементы системы факторов, определяющие состояние законности.
Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.
Гарантии законности и правопорядка
Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Общие гарантии законности и правопорядка
Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:
Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.
Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.
Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.
Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).
Специальные гарантии законности и правопорядка
Специальные гарантии законности и правопорядка — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности и правопорядка.
Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту). Это может быть дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство также должно отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за милицией). Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Адвокатура также играет немаловажную роль в укреплении законности.
Важнейшее значение для состояния законности и правопорядка имеет качество законодательства: его соответствие реальным условиям жизни; правильность определения потребности в правовом регулировании; законность нормативных актов, их соответствие нормам морали; ясность, четкость, доступность правовых норм и т.п. В деле обеспечения законности велика роль правоприменения, такая организация деятельности соответствующих органов, которая обеспечивала бы обоснованность, законность, целесообразность и справедливость всех правоприменительных актов.
Понятие и содержание принципа законности Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье автором раскрывается понятие и содержание принципа законности . Рассматриваются материально-правовые и процессуальные аспекты законности в современном праве.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долгопят А. О.
Текст научной работы на тему «Понятие и содержание принципа законности»
12.2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ
Долгопят А.О., соискатель
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В статье автором раскрывается понятие и содержание принципа законности. Рассматриваются материально-правовые и процессуальные аспекты законности в современном праве.
Ключевые слова: принцип законности
Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей.
Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат пишут, что законность — это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений1.
Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве»2.
Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие как «определенное состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства»3.
Наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности, получил тот момент, что законность неотделима от общеобязательности права. Главное здесь — требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения правомерного поведения всех их участников.
Термины «законность» и «принцип законности» нередко употребляют как синонимы. Серьезных возражений это не вызывает. В то же время, как правильно подчеркивает А.Т. Боннер, «понятие законности шире понятия «принцип законности».
1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С. 389.
2 Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 523.
3 Шинд В.И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник научн. трудов. М., 1994. С. 27
Далее автор указывает, что принцип или идея законности входит в качестве одного из составных компонентов в более широкое понятие законности4.
От общего понятия законности, от общеправового принципа законности следует отличать процессуальный принцип законности, который в судопроизводстве имеет свои самостоятельные правовые гарантии и, следовательно, может рассматриваться как принцип отрасли права.
Поскольку, принцип законности включает в себя требование точного исполнения закона, то следует учитывать, что одним изданием закона нельзя обеспечить необходимый правопорядок. Важно не только создать хороший закон, всесторонне учитывающий потребности общественного развития в той или иной области отношений, но и обеспечить правильное применение этого закона на практике, точное исполнение его всеми обязанными лицами.
Понятие принцип (рппарит) имеет латинское происхождение и означает «первоначало» «исходное руководящее положение». Как правило, принципами той или иной процессуальной отрасли права называют основополагающие правовые идеи, пронизывающие все процессуальные нормы и институты, определяющие такое построение процесса, который обеспечивал бы вынесение законных и обоснованных судебных решений5.
Юридическая наука изучает и определяет понятие «принципы» с различных позиций, большинство авторов под принципом понимают основные руководящие положения, теоретические идеи, отражаемые или закрепляемые правом. Впервые сформулировал понятие правового принципа С.Н. Братусь. Он представлял принцип как ведущее начало, а также закон общества6. Л.С. Явич полагал, что принципы являются идеологической категорией и «представляют собой исходные отправные теоретические положения того или иного вида человеческой деятельности, служат важным организующим и направляющим началом, обеспечивающим достижение определенных целей»7. О.А. Красавчиков, определил принципы в качестве руководящего начала, руководящей идеи, которая выражает сущность всей правовой системы8.
Каждая из вышеперечисленных точек зрения в отдельности не является полной, однако в совокупности они позволяют нам, прежде всего, расширить представление о понятии «правовые принципы» и увидеть, что они определяют и направляют
4 Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 8.
5 См., например, определение принципов арбитражного процессуального права, приведенное в учебнике «Арбитражный процесс» под ред. М.К. Треушникова, и др.
6 Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 135.
7 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 8 — 9.
8 Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права.
Избранные труды. В 2-х т. М., 2005.
развитие права, обеспечивают целенаправленное регулирование административной производства на всех его стадиях.
Таким образом, принципы — это основание системы норм того или иного права, исходные положения процессуальных законов.
Административная ответственность, как и любой другой правовой институт, основывается на определенной системе принципов, анализ которых очень важен для уяснения сущности административного производства, поскольку они представляют систему руководящих, основополагающих положений, участвующих в построении правовых отношений в сфере административного производства.
Осуществление функций и целей административного производства в деятельности субъектов административного права может быть достигнуто лишь при условии строгого соблюдения тех основополагающих идей или принципов, которыми должны руководствоваться все звенья государственного аппарата, должностные лица, юридические и физические лица при осуществлении своей деятельности.
Принципы, как и любые нормы, закрепляются в определенных формах (источниках). При этом в силу важности этих начал основные принципы установлены в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»9, а также они находят отражение в соответствующих процессуальных кодексах и иных актах. Так, по мнению многих юристов-правоведов, велико влияние АПК РФ и ГПК РФ на формирование принципов административного судопроизводства и с этим трудно не согласиться.
В теории процессуального права классификация принципов, то есть деление их состава на отдельные группы, осуществляется по такому основанию, как объект регулирования. По этому признаку весь состав принципов процессуальных отраслей права традиционно разделяется на две группы: организационные принципы и функциональные принципы. Однако традиционно особое место среди них принадлежит принципу законности.
Законность — такое состояние жизни общества, при котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, а принятые в установленном порядке нормы права уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами.
Принцип законности — конституционный. Он закреплен в статье 15 Конституции Российской Федерации и означает, что применение норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. При этом принцип законности, провозглашенный Конституцией
9 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 7
Российской Федерации, одновременно является общеправовым, межотраслевым и отраслевым принципом права.
Отношение к определению и значению данного принципа, его месту в праве и среди процессуальных принципов со стороны различных ученых и в разное время было и остается неоднозначным10.
Точки зрения по принципу законности настолько разнятся, что крайние из них можно назвать полярными11. Однако большинство из них, как представляется, обоснованно придают принципу законности в административном производстве особое значение.
Такое отношение к столь важному принципу только подчеркивает повышенную степень актуальности данного вопроса как в целом в праве, так и в процессуальных науках. Отступление от принципа законности в административном производстве в целом и в частности, может повлечь серьезные (порой непоправимые) последствия для любого участника производства.
Принцип законности обладает неповторимым проявлением и при осуществлении правосудия как строго обусловленной правовой деятельности. Процессуальные действия в отличие от прочего правомерного поведения могут и должны совершаться исключительно в правовой форме. Он означает, что судебные акты, акты органов исполнительной власти, а также все процессуальные их действия также как и действия всех участников административного производства должны соответствовать нормам материального и процессуального права.
Материально-правовой аспект принципа законности состоит в том, что суд и любой орган исполнительной власти, осуществляющий административное производство должен разрешать правовые споры в точном соответствии с действующими на территории России нормами материального законодательства, содействовать укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере административной и иной деятельности субъектов административного права.
Процессуальный аспект принципа законности заключается в том, что судебные органы и органы исполнительной власти, осуществляющие админи-
10 См., например: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Изд- во «Юридическая литература», 1976. С. 70; Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 523; Юркевич Н.Г. Сущность гражданского процесса // Промышленно-торговое право. 1999. N 8 — 9; Фурсов Д.А. Предмет, система и основные принципы арбитражного процессуального права. М., 2000. С. 329; Кирвель И.Ю. Стороны в гражданском и хозяйственном процессе // Промышленно-торговое право. 2003. N 4; Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов // Законность. 2004. N 4.
11 Кашина М.Е. Принцип законности в третейском разбирательстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 1. С.
стративное производство должны строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные акты, исполнять их. Сюда же входят требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила административного производства. Оба названных аспекта имеют относительную независимость. Одновременно они неразрывно связаны между собой. «Нарушение или несоблюдение процессуальных норм нередко ведет к неправильной квалификации спорных материальноправовых отношений, порождает ошибки в применении норм материального права»12.
Реализация принципа законности в административном процессе обеспечивается системой процессуальных гарантий, которые, в свою очередь, составляют содержание других принципов административного производства. И в частности, следующими принципами: — независимость судей при осуществлении правосудия; — равенство сторон перед законом и судом; — состязательность и равноправие сторон; — диспозитивность, гласность, непосредственность и т.д.
Соблюдение законности в административном производстве обеспечивается и предусмотренными законом неблагоприятными последствиями, наступающими в случае нарушения судом, и другими участниками процесса норм процессуального права. Поэтому, принцип законности правомерно выражается в самостоятельной норме (в общем виде) и в совокупности норм.
Принцип законности означает, что при рассмотрении и разрешении арбитражным судом отнесенных к его ведению споров должна строго соблюдаться установленная арбитражным законодательством процессуальная форма деятельности, то есть порядок определения лиц, участвующих в деле, возбуждения процесса, извещения и вызовов участников процесса, подготовки дела к судебному разбирательству, ведения дела, обжалования решения или определения, а также исполнения решения суда. Несмотря на то, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, хотя и не содержит специальной статьи, посвященной рассматриваемому принципу, он присущ гражданскому процессу и находит отражение во многих его статьях. Определяя задачи гражданского судопроизводства, законодатель в статье 2 ГПК устанавливает, что гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Бесспорно, что конституированный принцип законности должен занимать особое место и в административном производстве.
12 Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 19 — 20.
К сожалению, реальное соблюдение законности при осуществлении административно-
юрисдикционной деятельности далеко от идеала. Характерен показатель удовлетворения жалоб на постановления о наложении административных наказаний, рассматриваемых судами. Последние, ежегодно удовлетворяют около 60 процентов таких жалоб.
Поэтому законность является одним из существенных факторов укрепления правопорядка, гарантией обеспечения законных прав лиц, привлекаемых к административной ответственности13.
В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит емкую формулу принципа законности: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом»14.
Таким образом, принцип законности является одним из основных принципов административного производства и находит свое отражение, как в нормах материального административного права, так и в процессуальных нормах.
13 Шергин А.П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // СЗ РФ -2002.- № 1. Ст. 1.