В каком возрасте лучше отдать ребенка в школу: советы психологов
Сейчас многие родители задумываются, во сколько вести своего ребенка в школу. Кто-то считает, что лучше пораньше, в шесть лет, а кто-то придерживается мнения, что его наследнику стоит провести еще один год в детском саду и за это время лучше подготовиться к учебе.
Специалисты уверяют, что все дети разные: одни будут готовы к школе в шесть с половиной лет, а другим стоит начинать учебу позже – в семь или даже в восемь лет. Важно, чтобы ребенок был физиологически готов к этому.
РЕН ТВ пообщался с психологами, которые рассказали, в каком возрасте детей стоит отдавать в школу, как их подготовить к учебе и как родителям вести себя с детьми в это время.
Когда ребенка нужно отдавать в школу
Психолог Екатерина Кес отмечает, что у будущего первоклассника должно быть развито произвольное внимание, что он должен уметь сосредоточено выполнять какую-то работу, внимательно слушать, при этом не отвлекаться, не перебивать и не мешать другим. Прежде чем отправлять ребенка в школу, нужно обратить внимание на то, как он себя ведет, когда что-то рисует, пишет, лепит и сколько времени он может сосредотачиваться на этой деятельности.
Евгений Фомин – психолог, психиатр, психотерапевт, гипнотерапевт и кандидат медицинских наук – считает, что ребенка лучше отдавать в школу после семи лет, потому что к этому возрасту он ментально и когнитивно зрел для этого. Шестилетние дети тоже справляются с нагрузкой, но им все-таки сложнее. По мнению психолога, чаще всего родители преследуют какие-то свои амбиции, когда отдают ребенка в школу в шесть лет.
Психолог Елена Русинова призывает смотреть на физиологические особенности ребенка. Она советует до школы с ним не учиться писать и читать, а развивать логическое и образное мышление, тренировать память, учиться концентрировать внимание, объяснять ему какие-то закономерности.
Малыш должен уметь общаться с людьми, выстраивать границы. Если все это ребенок будет делать, то он может идти в школу и в шесть лет. Психолог отмечает, что нельзя детей насильно заставлять что-то делать.
«Чаще всего мальчикам лучше все-таки идти в школу позже, потому что они более активные. Бывает, что сорок минут сидеть за партой для них очень сложно. Они очень сильно устают, перенапрягаются, им не дают выплеснуть энергию, на перемене прыгать и бегать нельзя. То есть несколько часов ребенок находится в замкнутом пространстве, где нельзя проявлять никакой активности. Поэтому чем младше ребенок, тем для него это сложнее. Это вредит его физиологии, его здоровью и развитию личности», – считает Русинова.
Как понять, что ребенок готов к школе
Екатерина Кес советует позаниматься с будущим школьником. Например, попросить что-то срисовать, написать букву и попросить повторить. Также можно работать с картинками, кубиками, мозаиками – все это поможет понять, насколько ребенок готов к школе.
Он должен следовать правилам и понимать, что их нельзя нарушать. Ребенок должен понимать, что во время урока он не может ходить по классу, кричать, баловаться или уходить.
Для первоклассника также важна развитая мелкая моторика, а в этом ему могут помочь родители. Нужно чаще рисовать, штриховать, делать специальные упражнения. Родителям стоит поддерживать своего ребенка, хвалить его и говорить, что они гордятся наследником. По мнению психологов, не нужно кричать на детей, повышать голос и критиковать.
В таком случае у него будет мотивация делать еще лучше и больше. Он будет хотеть и дальше работать и развиваться.
Признаки готовности малыша к школе
Елена Русинова выделяет несколько критериев, которые помогут понять, готов ли ребенок к школе:
Первый – это усидчивость. Будущий школьник должен продолжительно заниматься одним делом примерно 20–30 минут и не отвлекаться, но при этом у него не должно быть перенапряжения.
Второй критерий – это психологическая и эмоциональная готовность. Ребенок должен понимать, как взаимодействуют взрослые и дети, у него должно быть уважение к страшим, понимание авторитета педагога.
И третий критерий – логическое мышление. Школьник должен называть свои имя и фамилию, знать, сколько ему лет, в каком городе он живет, как зовут маму и папу и т.д.
Как подготовить ребенка к школе
В первую очередь, говорят специалисты, малыша нужно морально подготовить к учебе.
«Говорить о школе. Говорить не только о том, что хорошего будет, но и какие трудности его могут там ожидать, чтобы он был к ним готов и знал, как с ними справляться. Например, ребенок должен знать, что могут быть конфликтные ситуации, могут быть предметы, которые будут даваться сложно. Но это не будет означать, что он глупый и хуже всех. Чтобы он мог вовремя попросить о помощи, не замыкался в себе и оставался открытым в своих переживаниях», – отмечает Фомин.
Также нужно объяснить ребенку, зачем ему вообще нужна школа. Важно, чтобы он понял, что это некий трамплин для взрослой жизни. Психологи советуют говорить, что школа дает возможность завести новых друзей, которые будут всю жизнь рядом, в этом месте можно научиться улаживать конфликты, получать базовую информацию для поступления в университет и для будущей работы.
Очень часто родители отказываются водить ребенка в детский сад, считая, что из-за этого у него может быть стресс. Однако, наоборот, после дома в школе ему будет трудно социализироваться.
В этот момент первоклассник понимает, что он не единственный и особенно любимый ребенок в обществе, и сталкивается с суровой реальностью. Поэтому психолог советует отдавать детей в сад или перед школой водить на подготовительные курсы, где он сможет социализироваться.
Должны ли родители помогать ребенку с домашним заданием
Евгений Фомин считает, что ребенок сам должен делать домашнюю работу. Нужно позволить ему допускать ошибки, не говорить, что у него что-то не получается, не сравнивать с другими, дать возможность ему самому выбирать.
«Задача в том, чтобы дать ему ответственность за и хорошие, и за плохие результаты», – говорит Евгений Фомин.
Когда родители делают работу вместо ребенка, то это уже их оценки. В таком случае у детей нет инициативы, они не берут ответственность на себя.
Елена Русинова придерживается такого же мнения. Она считает, что ребенка нужно мотивировать на самостоятельное выполнение домашнего задания, нужно, чтобы он сам нес ответственность за свое обучение.
Ведь большинство родителей допускают ошибки, когда следят за всем: собирают рюкзаки, напоминают об уроках. Такими действиями они, по мнению психолога, лишают своих детей мотивации учиться, потому что ребенок чувствует себя объектом для манипуляции, а не личностью. Лучше дать ему возможность быть самостоятельным, при этом говорить: «Теперь ты взрослый. У тебя все получится! Я в тебя верю!»
Таким образом родители создают атмосферу доверия и говорят, что если у ребенка что-то не получается, то они всегда будут рядом, поддержат, подскажут, но ответственность все равно лежит на ребенке.
Если этого не делать, то, как отмечает Русинова, в подростковом возрасте у него могут быть проблемы, потому что школьник так и не научился делать и решать все сам. Не научился организовывать себя, не приобрел важные навыки и знания. Психолог утверждает, что нельзя брать на себя ответственность вместо ребенка.
«Тем самым родители взращивают беспомощность, слабость и безынициативность в детях», – заключает Елена Русинова.
Шесть или семь: в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу
Лариса Морозова 13.12.2018 1 3.6k
XXI век отличается высоким темпом жизни, люди стремятся успеть как можно больше. И многие родители хотят, чтобы их ребёнок поскорее пошёл в школу. Если раньше в первый класс почти все дети приходили в 7 лет, то сегодня за партами оказывается и очень много шестилеток. Оправдано ли это? Как понять, когда малыша пора отдавать учиться, а когда лучше посидеть ещё годик в детском саду? И со скольки и до скольки лет детей по закону берут в первый класс?
Законодательные рамки возраста, с которого ребёнок может посещать школу
По российским законам, ребёнок имеет право начать посещать школу с 6 с половиной лет, но никак не позднее 8 лет. В отдельных случаях допускается и более раннее поступление в учебное заведение: родители для этого должны получить разрешение директора конкретной школы.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте
ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/67.html
Возможно, у кого-то возникнет вопрос: можно ли вообще не отдавать малыша в школу. На этот счёт в законодательстве также есть разъяснения. Ребёнок обязательно должен получить основное общее образование (то есть закончить 9 классов). И если восьмилетний малыш ещё не пошёл в первый класс, семьёй незамедлительно заинтересуются органы опеки: речь может дойти даже до лишения родительских прав.
Согласно российскому законодательству, дети имеют право поступить в первый класс с 6,5 до 8 лет
В отдельных случаях допускается домашнее образование (в основном, по медицинским показаниям). Кроме того, сегодня функционируют частные школы, которые непременно должны иметь соответствующую лицензию.
Видео: может ли ребёнок 6 лет 4 месяца пойти в школу (объясняет юрист)
Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет
Как показывает современная жизнь, малышей, которые родились летом, родители без особых колебаний отправляют за парту в 7 лет. «Осенние» же ребята чаще всего идут в школу в шестилетнем возрасте: взрослые мотивируют это тем, что их чаду совсем скоро исполнится семь, а идти в первый класс почти в восемь — это уже как-то поздно.
Больше всего сомнения одолевают родителей «зимних» малышей. С одной стороны, им кажется, что в школу ещё рановато, а с другой, не хочется терять лишний год в детском саду.
Одна моя однокурсница в своё время даже устроила опрос в социальных сетях на тему: отправлять ли ей дочь, родившуюся в декабре, в школу в 6 лет или подождать ещё год. В итоге шестилетняя девочка всё же стала первоклассницей.
«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шесть лет их отдают учиться только очень немногие родители. В основном, это обусловлено стремлением попасть к конкретному учителю (например, своей родственнице). Отдельная же категория взрослых — те, кто стремится уже в этом возрасте избавить мальчика от службы в армии.
Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама «огорошила» меня вопросом: «А вы разве не пойдёте в школу в 6 лет?». Она приняла решение отдать сына в первый класс раньше времени исключительно потому, что очень боится армии, куда, она уверена, её 18-летнее чадо заберут сразу же после окончания 11-го класса — буквально со школьного крыльца. Эта женщина искренне недоумевала, почему я не поступаю так же
Родителям детей, родившихся зимой, труднее всего сделать выбор
Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.
Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.
Определяющие факторы
Определяя готовность ребёнка в школе, родители не должны ориентироваться только на возраст. Учитывать нужно многие факторы, чтобы малыш чувствовал себя в роли ученика максимально комфортно. Причём, задумываться нужно хотя бы за полгода до потенциального похода в школу.
Интеллектуальное развитие
Для будущего школьника очень важным фактором, возможно, даже более важжным. чем то, сколько ему лет, является развитие интеллекта. Здесь можно выделить следующие примерные параметры:
- Развитое логическое мышление, способность понимать причинно-следственные связи, родовидовые отношения. В этом плане показательны будут настольные дидактические игры (типа «Подбери к каждой профессии её атрибуты» или парные картинки «Что было и что стало» и пр.), занятия с пазлами.
- Достаточно широкий кругозор. Хорошо, если малыш любознательный, интересуется устройством окружающего мира.
- Элементарные математические знания. Малыш должен уметь легко считать от 1 до 10 и обратно (хотя в программе подготовительной группы уже идёт счёт до 20), решать простейшие задачки, знать основные геометрические фигуры.
- Хорошая внятная речь, достаточный словарный запас (не менее 3500 слов). Все логопедические проблемы к школе должны быть устранены, начинать это нужно уже с 5 лет. Ребёнок должен уметь говорить полными предложениями, составлять небольшой рассказ по картине, по ряду сюжетных картинок, подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Развитая память, способность последовательно воспроизводить события. Ребёнок должен легко запоминать небольшие стишки, песенки, уметь пересказать сказку, короткий рассказ, просмотренный спектакль. При этом важна внимательность к деталям.
Фотогалерея: показатели интеллектуального развития будущего первоклассника
Для успешной учёбы в школе очень важно развитое логическое мышление Широкий кругозор и любознательность очень важны для будущего ученика Ребёнок должен иметь внятную речь, уметь составить небольшой рассказ по картине Большое значение имеет хорошая память, умение запоминать стихи, песни Будущий ученик должен уметь считтать хотя бы до 10 и обратно
Наряду с познавательным развитием ребёнок, готовящийся пойти в школу, должен обладать элементарными изобразительными навыками. Конечно же, не всем дан художественный талант, однако будущий первоклассник должен владеть кистью (уверенно рисовать тонкие и толстые линии), раскрашивать изображение, не выходя за контур. Кроме того, большое развитие имеет и развитие мелкой моторики: будущий ученик должен умело обращаться с ножницами, хорошо лепить.
Что касается умения читать, то многие учителя начальных классов говорят, что это вовсе не обязательно: иначе ребёнку может быть попросту неинтересно в первом классе.
Конечно, ребята, исправно посещающие детский сад, в норме должны обладать всеми указанными выше умениями и навыками. Однако есть малыши, которые туда не ходят: с ними занимаются дома. Здесь родители должны быть внимательны, не упуская ничего важного. Например, в классе с моим сыном учится мальчик, который никогда не посещал детский сад. Когда начались курсы подготовки к школе, он в целом показал хороший уровень интеллектуального развития, однако выяснилось, что ребёнок совершенно не умеет работать с ножницами. Учительница указала на эту проблему маме, и постепенно всё наладилось после домашних занятий.
Видео: что в себя включает интеллектуальная готовность ребёнка к школе
Степень зрелости психики, эмоциональный фон
Будущему первокласснику понадобятся определённые усилия, чтобы сохранять внимание и усидчивость весь учебный день в школе. И здесь уже важна психическая зрелость: умение владеть своим поведением, принимать взвешенные решения, быть собранным, терпеливым, самостоятельным. А далеко не все шестилетние дети уже способны это делать.
Конечно, в первом классе образовательный процесс выстроен так, чтобы облегчить вчерашним дошколятам нагрузки: обязательные физкультминутки во время урока, грамотное чередование предметов познавательной и физической направленности.
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут.
СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый)
www.kudagradusnik.ru
Но если ребёнок быстро истощается психически, гиперактивен либо слишком тревожный, то в 6 лет самоконтроль будет для него большой проблемой. Неизбежно возникнет психическая перегрузка, что уже чревато последующими нервными срывами и полной потерей интереса к учёбе.
Для успешной учёбы в школе важен не только интеллект, но и эмоциональная зрелость
Даже если шестилетний ребёнок очень смышлёный, интеллектуально развитый, но не готов идти в первый класс эмоционально, то от этой идеи лучше отказаться. Один год значит очень много в психическом развитии.
Видео: важность эмоциональной зрелости ребёнка к моменту поступления в школу (советы психолога)
Темперамент
На успешную адаптацию к школе влияет и темперамент. Он во многом определяет степень жизненной активности ребёнка, его поведение, отношение к окружающей действительности. Труднее всего учёба даётся холерикам и меланхоликам. Первые слишком гиперактивны, вспыльчивы, трудно контролируют своё поведение, не могут сосредоточиться на занятиях. Такие ребята склонны до последнего отстаивать своё мнение, в том числе с помощью драки. Вторые же чересчур ранимы, остро на всё реагируют, могут заплакать от замечания учителя или реплику одноклассника.
Флегматики слишком спокойны и медлительны, они часто не успевают выполнить задание, указания учителя доходят до них не сразу.
Указанным трём типам не стоит торопиться идти в школу в шестилетнем возрасте. Большая ошибка полагать, что школа сама утихомирит маленького холерика или «растормошит» флегматика. А вот тип, самый благоприятный для учёбы, – это сангвиник. Такие ребята общительны и любознательны, не ищут конфликтов, легко вписываются в коллектив.
У шестилетних холериков, флегматиков и меланхоликов могут возникнуть трудности с адаптацией в школе
Родители всегда могут определить темперамент своего ребёнка. Например, одному нужно всё время быть в движении, а другой может долгое время сидеть за столом и собирать пазлы. Один сразу плачет от шуток других детей на площадке, а другой не обращает на это внимания, способен сам посмеяться над собой.
Мотивация к учёбе
Перед тем как отправлять шестилетнего ребёнка в школу, нужно обязательно поинтересоваться, хочет ли он сам скорее сесть за парту, не возникают ли у него слишком грустные мысли из-за будущего расставания с детским садом. Замечательно, если малыш в свободное время охотно воспринимает предложение почитать книжку или решить простую задачку, если он всё время любит узнавать что-то новое (часто расспрашивает родителей об устройстве окружающих вещей). Школа как раз предоставит возможность удовлетворить все эти потребности.
Возникновение желания учиться во многом зависит от родителей, других близких людей, воспитателей в детском саду. Пробудить его помогают и внешние школьные атрибуты: красивый портфель, яркие канцтовары. Можно поставить в пример старшего брата или сестру, которые хорошо и с удовольствием учатся, рассказать ребёнку, что в школе он сможет найти много новых друзей.
Замечательно, если шестилетний ребёнок хочет поскорее стать учеником
Коммуникативные навыки и самостоятельность
Для начала успешной учёбы большое значение имеет и умение ребёнка общаться (как со сверстниками, так и со взрослыми), иметь адекватную самооценку. Важно, как сын или дочь заводит знакомства, насколько открывается людям. Если шестилетний малыш коммуникабельный, ему будет гораздо легче адаптироваться в новой обстановке. Застенчивому же будет труднее и в шесть, и в семь лет, поэтому родители обязательно должны работать в этом направлении (почаще приглашать в гости сверстников, создавать ребёнку ситуации успеха, воспользоваться помощью психолога).
Как показывает практика, у стеснительных детей возникают трудности с ответами у доски, особенно это касается устных предметов. Например, выразительное чтение стихотворения требует определённой раскрепощённости. А такие ребята от всеобщего внимания, наоборот, начинают ещё больше замыкаться в себе.
Коммуникативные качества также имеют значение при определении готовности идти в школу
Будет полезно вспомнить прошлый опыт адаптации своего чада, например, как ребёнок привыкал к детскому саду, осваивался среди ровесников в школе искусств или спортивной секции. Если же малыш редко посещает дошкольное учреждение, не ходит на дополнительные занятия, проводит всё время с родителями и бабушками, то есть вероятность, что в школе у него будут определённые проблемы.
С социализацией ребёнка тесно связан и вопрос его самостоятельности. Ведь в школе ему придётся самостоятельно быстро и аккуратно переодеваться (например, на физкультуру), содержать в порядке своё рабочее место. Если шестилетка к этому не приучен, то неизбежны будут насмешки более расторопных одноклассников, недовольство учителей.
Физическое развитие, состояние здоровья
Физическое развитие будущего ученика не менее важно, чем умственное. В школе на уроках физкультуры предполагается сдача определённых нормативов, и для ребёнка, который пошёл в школу на год раньше, они могут оказаться большой нагрузкой. Да и сам учебный процесс требует от школьника выносливости, хорошего здоровья.
Родители самостоятельно могут оценить примерно следующие параметры своего сына или дочери:
- Достаточно долго бегает и не устаёт.
- Хорошо кидает и ловит мяч руками.
- Способен какое-то время простоять на одной ноге (держит равновесие).
- Умеет прыгать в длину с места.
Кроме того, у шестилетнего ребёнка уже должна начаться смена молочных зубов. Но самое главное — это то, насколько часто малыш болеет простудными заболеваниями. Если это случается чаще, чем один раз в полтора-два месяца, то стоит повременить с поступлением в первый класс (даже при наличии хорошо развитого интеллекта). За этот лишний год хорошо лишний раз свозить своё чадо на море, вплотную заняться закаливанием, основательно пролечить хронические очаги инфекции.
Если детский сад можно «безболезненно» периодически пропускать, то в школе из-за этого уже могут возникнуть серьёзные проблемы с успеваемостью.
Если шестилетний ребёнок интеллектуально развит, но при этом часто болеет, поступление в школу лучше отложить на год
Поступление шестилетки в первый класс также стоит отложить, если у малыша в недавнем прошлом была травма головы или позвоночника, какие-то психические расстройства. Нужно обратить внимание и на работу желудка. Например, ребёнок склонен к поносам или запорам — в обоих случаях в школе может возникнуть дискомфорт на уроках. Проблему нужно обязательно решать.
Если малыш быстро устаёт, обязательно нуждается в дневном сне, ему лучше ещё годик побыть в детском саду. Ведь, многим ученикам начальных классов приходится посещать ещё и группу продлённого дня. Согласно СанПин, в первом классе там предусмотрен дневной сон и прогулка, но всё равно насыщенный событиями режим дня (уроки в школе требуют гораздо больших усилий, чем непосредственно образовательная деятельность в ДОУ) может не очень хорошо отразиться на здоровье шестилетки.
Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II — VIII классов, в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
…
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый) Приложение 6
www.kudagradusnik.ru
Если шестилетний ребёнок быстро устаёт, нуждается в дневном сне, то в школе ему будет трудно
Интересно, что доктор Е. О. Комаровский уделяет оценке физиологической готовности ребёнка в школе ключевое внимание. Обязательным является полное медицинское обследование будущего ученика. Однако педиатр считает, что в современных отечественных школах мало внимание уделяется физическим нагрузкам, спорту, прогулкам. Исходя из этого, лучше не спешить отправлять своё чадо за парту, а, если есть возможность, дополнительно укрепить лишний год его здоровье.
В каком возрасте дети идут в школу в Украине?
Дети в Украине идут в первый класс с шести лет. Допускается оставить ребёнка дома на год (после детского сада) и отправить ребёнка в школу только по достижении им семи лет.
Первый класс отличается от следующих тем, что шестилетним детям не ставят оценок. Домашние задания дают, но за них тоже оценок не ставят. В общем первый класс для детей получается как бы промежуточным между детским садом и школой.
На данный момент в первых классах полный разброд и шатание: кому-то только исполнилось 6, кому-то 7, кому-то даже 7,5 лет. Некоторые родители благодаря своим стараниям отдают детей в школу в неполные 6 лет, даже ноябрьские и декабрьские дети попадаются. По сути, у одноклассников разница в возрасте может быть полтора-два года. Это слишком много.
Вообще предполагается, что ребенок идет в школу в полные 6 лет, до семи, но некоторые родители отдают после семи, мотивируя это тем, что ребенок не готов или что им удобен садиковский режим. Потом гордятся, что их дети на фоне других более успешны. Я не осуждаю, просто констатирую факт.
Но считаю, что в идеале все детки должны быть одного возраста.
В этом году мой племянник пошел в первый класс в школу в Харькове. Ему летом только исполнилось шесть лет. В его же классе есть мальчик, которому уже исполнилось семь лет.
Можно сделать вывод, что особо ничего не изменилось, дети идут в таком же возрасте в школу, что и в моем детстве — т.е. достигшие 6 летнего возраста, а дальше на усмотрение родителей, хотят ли они отдавать в школу ребенка сейчас или подождать год.
По примеру своего племянника скажу, я была расстроена узнав, что его отдают в школу в этом году. Он еще совсем ребенок и не совсем понимает куда и зачем он пошел. Зачем лишать детей детства так рано, лучше подождать годик и отправить детë в 7 лет, уже с более окрепшей психикой и характером. Сейчас мне кажется его просто сломают там.
В каком возрасте идти в школу и какую систему предпочесть
По закону каждый ребенок имеет право на получение образования, когда достигает возраста шести лет и шести месяцев, если при этом отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья. Верхняя граница — 8 лет. Многие родители к первому сентября встают перед выбором: отдать ребенка в школу в шесть с половиной лет или подождать еще год и пойти после семи.
Стандарты возраста
К семи годам у детей совершенствуются многие навыки, которые начали развиваться в дошкольном возрасте. Это касается как физических характеристик, когда ребенок становится выносливее, может делать несколько дел одновременно, совершенствуется его центральная нервная система, улучшается моторика и координация движений, так и психических — проявляется логическое мышление, способности к произвольному вниманию и запоминанию. Дети учатся систематизировать, анализировать, сосредотачиваться на нужных, а не только интересных вещах.
Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир с помощью обучения. Фото: Sharomka/shutterstock.com
Главная особенность этого периода — смена ведущей деятельности. У дошкольников главный способ развития и познания — игра. К семи годам она все еще занимает важную часть жизни, сами игры становятся сложнее и многограннее. Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир с помощью обучения. Именно этот фактор — смена игровой деятельность на учебную — должен быть главным при принятии решения о том, когда отдавать ребенка в школу — в 6, 7 или 8 лет.
Чего опасаются родители
У родителей будущих первоклассников немало тревог: меняется жизнь не только ребенка, но и всей семьи. А вдруг малыш плохо готов в школе? А если он будет самым младшим/старшим? Вдруг он не подружится с учителем или не найдет друзей среди сверстников? Подобные страхи обоснованы. Даже если вы уже выбрали школу и пообщались с педагогом, первый учебный год — это неизвестность. Как с ней справиться? Главное — понять, в чем причина переживаний.
Волнуетесь, что у ребенка не сложатся отношения с педагогом и детьми? В ваших силах обсудить с ребенком его ожидания от школы, ребят, с которыми он там встретится, учителя. Обратите внимание на коммуникативные навыки ребенка — как он знакомится с детьми в парках, боится ли задавать вопросы, умеет ли рассказывать о себе.
Тревожитесь, что ребенок будет старше или младше остальных? Здесь снова помогут разговоры и наблюдение: в детском саду ребенку комфортно общаться с одногруппниками? А с незнакомыми детьми старше или младшего него он может найти общий язык?
Многие родители считают, что ориентироваться стоит не на возраст, а на готовность ребенка к школе. Фото: Yuganov Konstantin/shutterstock.com
Опрос, проведенный Учи.ру, показал, что большинство родителей — 83% — считают, что оптимальный возраст для первоклассника — 7 лет. По мнению респондентов, к семи годам ребенок уже наигрался, ему проще будет усваивать непростую школьную программу, находиться в школе в течение продолжительного времени. 13% респондентов считают, что в школу можно пойти в 6 лет, потому что «чем раньше, тем лучше». Многие родители ответили, что ориентироваться стоит не на возраст, а на готовность ребенка к школе. Что это означает? Разберемся далее.
Как понять, что ребенок готов к школе
Произвольное внимание
Способность удерживать внимание не на том, что интересно, а на том, на чем просит сосредоточиться педагог, — один из важнейших навыков подготовки к школе. Рассчитывать на то, что все 30 минут ребенок в первом классе будет сосредоточенно слушать учителя и запоминать всю нужную информацию, не стоит. Но если вы, занимаясь с ребенком дома, замечаете, что приходится постоянно удерживать его внимание, подумайте, как он будет справляться с поставленными задачами в классе? Ведь там, помимо непосредственного обучения, ему придется думать о том, какой учебник достать, где взять ручку, как ответить соседу по парте и не посмотреть в окно.
Задача учителя — увлекать детей, преподавать так, чтобы они меньше отвлекались. Но если у ребенка не развито произвольное внимание, педагог может не справиться, это плохо повлияет на успеваемость и адаптацию первоклассника. Хорошая новость: произвольное внимание можно тренировать. Делать это просто: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил, играйте в настолки, доставайте развивающие виммельбухи, (книги-иллюстрации, где надо искать маленькие детали), купите журналы, в которых надо найти отличия. Даже простая прогулка по лесу может стать способом потренировать произвольное внимание: попросите ребенка найти желтый цветок, потом — птичку с красной грудкой, а следом — пенек.
Тренируйте произвольное внимание: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил. Фото: fizkes/shutterstock.com
Умение общаться с другими взрослыми
Задать вопрос, обратиться за помощью, не побояться отпроситься в туалет на уроке или уточнить, если что-то осталось непонятным. До семи лет главные взрослые в жизни ребенка — родители. В школе же ему придется сталкиваться с самыми разными людьми — от охранника на входе до учителей и директора. Умение найти с ними общий язык и при этом донести свою точку зрения — еще один важный навык, на который стоит обратить внимание.
Умение общаться с детьми
В школе много детей. Не только одноклассники, с которыми тоже надо будет налаживать отношения, но и другие ребята, с которыми ваш ребенок может сталкиваться в раздевалке, на переменах, в столовой. Здесь важно, чтобы ребенок умел реагировать на происходящее в коллективе по-разному: отстаивать свою точку зрения и защищаться, соглашаться и отходить в сторону, делиться и поддерживать.
Эмоционально-волевая зрелость
В первом классе нет оценок, зато есть оценивание. Как со стороны учителя, так и со стороны детей. Важно, чтобы ребенок, если ему указали на ошибку, мог воспринять эту информацию правильно. Расстроиться и в дальнейшем попробовать исправить — это нормально, заплакать и накричать на учителя — нет. Умение владеть своими эмоциями — навык, напрямую определяющий школьную успешность. Как академическую, так и социальную. Без него ребенку будет не только сложно найти друзей, но и продемонстрировать все свои умения.
Физиологическая зрелость
Чем ребенок будет заниматься в школе? Учиться читать, писать, общаться со взрослыми и детьми. А еще он будет сидеть. Несколько часов подряд. Как к этому подготовиться? Лучшее, что вы можете сделать для пока еще неусидчивого ребенка, — отправить его бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах. То есть делать все, кроме статичного сидения за партой или перед экраном. Проще говоря — дайте ребенку напрыгаться и набегаться до школы, чтобы потом он мог просидеть пять уроков подряд, не ерзая и не скатываясь под парту от переутомления.
Лучшее, что можно сделать — отправить ребенка бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах. Фото: StrDr stock/shutterstock.com Самостоятельность и бытовые навыки
В школе ребенку не будут помогать застегивать куртку, завязывать шнурки, надевать кроссовки на физкультуру или разыскивать носки, которые остались в раздевалке. Теперь ребенок сам должен следить за своими вещами, самостоятельно готовиться к уроку, контролировать время, учиться следить за выполнением домашнего задания.
Принимая решение, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратите внимание на эти параметры. Чтение и счет — важные навыки, но они не являются ключевыми для освоения программы первого класса и не могут гарантировать легкую адаптацию.
Какую программу обучения выбрать
Помимо школы и учителя, вам придется выбирать и программу. Их сейчас больше десяти, основные — «Гармония» и «Школа России». Еще есть классы, которые работают по программе «Эффективная начальная школа». Дети проходят программу первого и второго класса за год по тем же учебникам, что в обычных классах и школах, но с более высокой нагрузкой.
Сложно назвать плюсы и минусы каждой программы, они индивидуальны для каждого ребенка. Многое также зависит от педагога:
- как он организует работу;
- поможет ли детям адаптироваться к высокому темпу;
- справится ли сам с такой нагрузкой.
Но если вы переживаете, что ребенок идет в школу на год позже (в 7,5 и старше), то программа 1-3 может помочь «уравнять» ребенка с ровесниками — в пятый класс он пойдет так же, как и сверстники. Но важно ориентироваться на готовность ребенка, его возможности — выдержит ли он ускоренный темп обучения.
При выборе программы обучения важно ориентироваться на готовность ребенка, его возможности. Фото: wavebreakmedia/shutterstock.com
Готовность ребенка к школе — это совокупность нескольких факторов. Задача родителей — внимательно присмотреться к будущему первокласснику и провести время перед школой с пользой. Как именно это сделать?
Принимать решение о возрасте, в котором ребенок пойдет школу, родители могут, опираясь на ряд факторов:
- произвольное внимание (умение сосредоточиться и выслушать учителя);
- умение общаться со взрослыми и детьми;
- самостоятельность и овладение бытовыми навыки;
- способность контролировать эмоции;
- физиологическая зрелость.
Важно смотреть на развитие каждого из этих навыков и помогать ребенку осваивать их до школы, иначе в первом классе он может столкнуться с рядом сложностей. Выбор программы обучения также зависит от ребенка, его способностей и готовности к обучению: кому-то может подойти «Эффективная начальная школа», кто-то сможет осваивать программу только в рамках подхода 1-4. Универсального ответа на вопрос, во сколько лет отдавать ребенка в школу, не существует. Наблюдайте за ребенком, поддерживайте его и вдохновляйте.