Сколько ступеней включает в себя общее образование в рф ответ на тест
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Система образования Российской Федерации: ступени в системе обучения
Ступени образования в России создают единую систему обучения и воспитания. К ней относятся различные программы и направления, учебные заведения, требования и стандарты, которые закреплены на законодательной основе.
На протяжении всей жизни гражданин Российской Федерации имеет право на обучение. Для грамотного распоряжения этой возможностью, следует знать особенности элементов образовательной структуры.
Содержание:
Уровни образования в Российской Федерации
Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» образование подразделяется на общее, профессиональное, высшее и дополнительное. Подробно опишем каждый уровень.
Общее
В России система общего образования включает в себя следующие ступени:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Ступень начального образования в России подразумевает обучение в первых трех или четырех классах. Отдать ребенка в школу, лицей или гимназию можно с 6,5 до 8 лет. Запись в общеобразовательную организацию осуществляется по месту жительства. Однако родители имеют право отправить своих детей в любую другую школу, даже если последние не закреплены на ее территории.
Окончив начальную школу, ученики переходят к программе основного общего образования. В России школьники в конце 9-го класса сдают основной государственный экзамен и проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). По итогам пройденных испытаний выпускники могут продолжить обучение в 10-11 классе или поступить в среднее профессиональное учреждение. В случае получения неудовлетворительных результатов ОГЭ по двум дисциплинам, учащиеся пересдают экзамен с 1-го сентября текущего года.
Допуск к среднему общему образованию становится возможен, если ученик успешно прошел аттестацию за 9 класс. Выпускники старшей школы также проходят ГИА и сдают единый государственный экзамен по трем предметам (один обязательный, два на выбор). С учетом результатов ЕГЭ, итоговой аттестации и с наличием индивидуальных достижений происходит поступление в высшие учебные заведения России или заведения профессионального образования.
Профессиональное
Полный перечень профессий и специальностей представлен в Приказе Минпросвещения РФ №208.
Программа профессионального образования направлена на подготовку специалистов, квалифицированных рабочих и служащих среднего звена. Обучение проводят колледжи, техникумы, лицеи, училища и другие организации.
Для поступления в профессиональное учреждение необходимо предоставить документ об окончании 9 или 11 класса. Длительность обучения зависит от предыдущего образования абитуриента. Если поступающий идет в колледж после 9, то в образовательную программу включены стандарты 10-11 классов и получаемой специальности. Соответственно, учеба длится дольше.
Поступление в профессиональные организации осуществляется с учетом среднего балла аттестата. Если абитуриент поступает в техникум после получения основного общего образования, прием и обучение проходят на бюджетной основе.
Среднее специальное образование подтверждается дипломом, который учитывается при подаче документов на направления бакалавриата и специалитета.
Высшее
В России установлена система из трех ступеней высшего образования. Обучение осуществляется по программам:
- бакалавриата;
- специалитета или магистратуры;
- подготовки кадров высшей квалификации.
Гражданин РФ имеет право на бесплатное получение одного высшего образования в ВУЗах, где есть бюджетные места.
Для быстрого ознакомления с ключевыми элементами можно посмотреть таблицу с видами и ступенями обучения в России на сайте ГосУслуг.
Бакалавриат
Бакалавриат — первая ступень обучения в институте, которая предполагает фундаментальную подготовку по выбранному направлению. Приемная комиссия ВУЗов России учитывает наличие документа о среднем общем образовании и результатов ЕГЭ или диплома о среднем профессиональном образовании. Срок обучения составляет 4 года. По итогам выпускной квалификационной работы вчерашнему студенту присваивается степень Академического или Прикладного бакалавра. Диплом об окончании позволяет продолжить обучение в магистратуре или работать по профессии.
Выпускников, окончивших бакалавриат, берут 75% работодателей. В основном компании предусматривают собственную систему повышения квалификации и стажировки сотрудников.
Специалитет
Поступить на программы специалитета можно после школы или колледжа. Специалитет, в отличие от бакалавриата, занимается подготовкой студентов к практической деятельности в той отрасли, по которой совершалось обучение. Эта ступень высшего образования подразумевают учебу длительностью не менее 5 лет. В конце обучения студенты сдают экзамены и получают диплом специалиста, где указана присвоенная квалификация. В дальнейшем выпускники поступают на программы магистратуры и аспирантуры или начинают профессиональную деятельность.
Магистратура
Окончив программу бакалавриата или специалитета, студенты могут поступить в магистратуру. Данная ступень позволяет углубить знания в выбранной сфере и приступить к научно-исследовательской работе. Длительность обучения составляет не менее двух лет. По итогам выпускной работы, а именно магистерской диссертации, вчерашним студентам вручается диплом и присваивается степень «Магистр». Выпускникам магистратуры разрешено продолжить обучение в аспирантуре или начать работу по профессии.
Подготовка кадров высшей квалификации
В России подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по направлениям аспирантуры, интернатуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Аспирантура — это ступень подготовки ученых и педагогов. В обучение входят образовательная часть, преподавательская, практическая и научно-исследовательская деятельность. В качестве выпускной работы аспиранты защищают диссертацию по выбранному направлению и теме. По окончании учебы вручается диплом о квалификации «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». Выпускнику присваивается степень кандидата наук, которая подтверждает статус ученого.
Интернатура является последипломной формой обучения для тех, кто закончил медицинский вуз. Учеба, длительностью в один год, представляет собой практику под руководством старших сотрудников в медучреждении. Окончив интернатуру, выпускники получают право на профессиональную деятельность.
Ассистентура-стажировка подразумевает послевузовскую подготовку работников высшей квалификации в области искусств, культуры и творчества. Данная форма обучения доступна для магистров и выпускников специалитета. Ступень ассистентуры нацелена на выработку и оттачивание творческих навыков и умений. Учебный план составляется для каждого стажера его руководителем. Формат выпускной работы зависит от рода специализации. Это может быть выступление, концерт, фильм или выставка.
Перечень программ по подготовке кадров высшей квалификации по направлениям ассистентуры представлен здесь.
В этом ролике дан обзор ступеней высшего профессионального образования России:
Возможные формы обучения
Ознакомившись со ступенями образования в России, перейдём к возможным форматам обучения и заведениям, которые организовывают процесс образовательной подготовки.
Школа
В статье 17 Федерального закона №273 «Об образовании в РФ» говорится, что на территории страны осуществляются две формы образовательного процесса:
- в учреждениях, реализующих образовательную деятельность;
- вне учреждений, реализующих образовательную деятельность.
Возможные организации обязательного образования в России:
- школа;
- лицей;
- гимназия.
Определение слова школа применяется для всех учреждений обязательного или дополнительного образования. К последним относятся художественные, спортивные, музыкальные школы. Учебные заведения бывают государственными, частными, со специализированным уклоном и в виде пансиона.
В России и странах СНГ лицеями называют бывшие профессионально-технические училища. В наше время лицеи осуществляют более детальную общеобразовательную программу по предметам технического или естественно-научного направления. Некоторые из них прикреплены к университетам и обеспечивают своих учеников подготовкой к поступлению в ВУЗ.
Техникум, колледж
Ступень среднего профессионального образования в России означает обучение в колледже, техникуме, училище или лицее. Рассмотрим, в чем заключается разница между первыми двумя заведениями.
В современной системе образования Российской Федерации колледж является фактически синонимом к слову «техникум». Но, как правило, колледж предоставляет более углубленную подготовку по выбранной специальности, из-за чего длительность обучения может продлиться до 4 лет. Учеба организуется в очной, заочной и очно-заочной форме. Образовательный процесс схож с университетским, он подразумевает наличие семинаров, лекций, сессии и разделение года на семестры. Выпускники с высокой вероятностью смогут продолжить профессиональное обучение в высшем учебном заведении России.
В России в образовательной программе колледжа больше внимания уделяется теоретическому материалу, чем практическим навыкам.
Учебные планы техникумов выстроены так, что упор делается на практическую составляющую профессий. Учащихся готовят к специализации узкого профиля и рабочим специальностям. Срок обучения в техникумах составляет не более 3 лет. Пройдя данную ступень, выпускник может быстрее приступить к трудовой деятельности.
Самая высокая ступень образования организуется высшими учебными заведениями. В России выделяют следующие виды:
- федеральные университеты;
- университеты (государственные, негосударственные и национально-исследовательские);
- академии;
- институты;
- военные училища.
Университеты обладают самым высоким статусом среди всех учебных организаций. Они состоят из нескольких факультетов или институтов. Некоторые крупные университет организуют филиалы в других городах и вмещают в себя отдельные здания и корпуса.
В академии, как и в университете, ведется активная научно-исследовательская деятельность. Отличие заключается в том, что первая выбирает одну сферу обучения и делит на несколько направлений и специлизаций. Например, в России существуют академии МВД, искусств, сельского хозяйства, медицинские и т.д. Спектр изучаемых специальностей в университете намного шире.
Институт — это профильная высшая учебная организация. По возможностям институты стоят на ступени ниже других ВУЗов, поэтому зачастую они входят в состав университета, наравне с факультетами. Обучение в институтах более прикладное и узкоспециализированное.
При соблюдении требований и стандартов академии и институты преобразуются в университеты. Все три из перечисленных заведений имеют очное и заочное отделение.
Законодательство
В этом разделе разберем, какие организации контролируют ступени образования России и какие требования к образовательным учреждениям закреплены на законодательном уровне.
Требования и стандарты
Учебный процесс любой ступени образования реализуется по особым требованиям. Для этого в России были введены Федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС — это система требований, которые являются обязательными при обучении в организациях дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования. Совокупность стандартов применяется только в том случае, если учреждение имеет государственную аккредитацию.
Стандарты обучения служат для обеспечения единства образовательных ступеней России. Благодаря общим критериям ведения учебного процесса, жители маленьких поселений учатся по одной программе с другими городами.
ФГОС ориентирован на соблюдение трех видов требований:
- требования к общей для все образовательных программ структуре;
- требования к условиям реализации;
- требования к результатам освоения.
Государственные стандарты России применяются по отношению и к частным учреждениям образовательных ступеней.
Надзор и контроль
Структура образовательных ступеней включает в себя органы местного, муниципального и государственного управления, контролирующие работу учебных заведений России.
В России с 2018 года по настоящее время руководством в сфере образования занимаются Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. Сокращенно – Минобрнауки. Первая организация отвечает за ступени общего и среднего профессионального образования, вторая – за ступени высшего. В 2012 году Государственной думой был принят Закон «Об образовании в РФ» №273.
Ознакомление со схемой образовательного процесса в России необходимо на каждой ступени обучения. Изучая правила, гражданин РФ будет знать о своих правах в данной области. Он может сам решить, в какой форме и на каком уровне будет происходить обучение.
Нормативно-правовой блок
тест на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые документы по организации горячего питания
Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой.
Нормативно-правовые документы по организации горячего питания
Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой.
Презентация Нормативно правовое обеспечение воспитательного процесса
1.Нормативно-правовая база воспитания. . Целеполагание в воспитательном процессе .
Аттестация педагогов.Нормативно-правовое обеспечение
Новое в нормативно-правовой базе по аттестации педагогических кадров. Материалы получены на курсах повышения квалификации.
Нормативно-правовая база для классных руководителей
Нормативная база, которую необходимо использовать классному руководителю для своей работы.
Нормативно — правовой блок
Данный материал содержит ответы на вопросы нормативно — правового блока для аттестации работников школы.
Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах
В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ.
Общее образование
Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.
Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным, но не обязательным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов.
Стандарты качества среднего образования
В отличие от высшего образования, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ — разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет. В России цикл обучения короче — всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое — всего 4.
Образование — стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования.