Какой тюнинг запрещен в россии
Перейти к содержимому

Какой тюнинг запрещен в россии

  • автор:

Тюнинг авто по закону: что можно сделать в автомобиле, а что запрещено

Есть водители, которые любят переделывать свои автомобили. И если у одних владельцев тюнинг авто получается незначительным, то другие производят основательную модернизацию подвески, двигателя или кузова.

Закон о тюнинге автомобилей разрешает не все доработки. В этом материале разберем, что можно и нельзя менять в конструкции машины и что ожидает за незаконный тюнинг.

КАКОЙ ТЮНИНГ МОЖНО СДЕЛАТЬ

Под тюнингом автомобилей понимают усовершенствование, доработку и внесение изменений в авто относительно заводских параметров.

Закон не запрещает тюнинг авто. Штрафуют не за сам факт внесения изменений в автомобиль, а за несоблюдение условий при использовании автотранспортного средства (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).

Прежде чем начать переделки в автомобиле, стоит внимательно изучить технические регламенты, к примеру, Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Здесь четко прописано, какой тюнинг авто разрешен в России и не требует легализации, а какой запрещен.

Согласно данному документу, проходить проверку на безопасность не придется, если детали предназначены или совместимы с моделью авто.

Замена деталей по мере износа также не попадает под доработки. Если осуществляется замена рулевой тяги на точно такую же или на деталь с идентичными параметрами, то в этом случае регистрация не потребуется.

Также можно дооборудовать автомобиль элементами, которые предусмотрены производителем. Это должно быть отражено в документах об эксплуатации авто, а также в бумагах к оборудованию.

К примеру, если в комплектацию вашей машины не входят противотуманные фары, но они предусмотрены производителем, то можно самостоятельно дооснастить ими свой автомобиль, установив их в строго предназначенные посадочные места и крепления. Поставить можно только те фары, которые изготавливаются для данной модели машины.

КАКОЙ ТЮНИНГ ЗАПРЕЩЕН В РОССИИ

Запрещенным считается тюнинг, негативно влияющий на безопасность авто. Такие доработки перечислены в Приложении 9 техрегламента Таможенного союза:

• установка мотора с параметрами, отличными от заводских;
• перевод авто на газ;
• доработки тормозной системы;
• поднятие или опускание подвески;
• усовершенствование кузова: установка порогов, нестандартного бампера, подкрылков;
• установка ксеноновых фар взамен галогеновых;
• свет: подсветка днища, нестандартная подсветка номера и т. п.,
• внедорожный автотюнинг: установка фаркопов, лебедок, силовых бамперов, колес большого диаметра;
• тюнинг салона.

Такие изменения нужно проверять на соблюдение требованиям безопасности и регистрировать в ГИБДД.
Подобные процедуры также проводятся в случаях:

• переоборудования машин для управлениями лицами с ограниченными возможностями;
• переоснащения авто под машину скорой медицинской помощи;
• установки лебедок, гидроподъемников, дополнительных топливных баков на грузовые авто.

Если оснастка не ухудшает безопасность авто, в документах проставляются соответствующие отметки.

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ ТС: 7 ШАГОВ

Чтобы легализовать тюнинг машины, нужно выполнить 7 шагов.

Шаг 1. Пройти предварительную экспертизу

Если вы затюнинговали автомобиль или только собираетесь сделать это, нужно получить заключение экспертов. Экспертиза проводится в аккредитованной испытательной лаборатории, входящей в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Главная среди них – Центр технической экспертизы ФГУП «НАМИ».

Чтобы проект приняли к оценке, нужно заполнить заявление, приложив к нему документы на авто, общегражданский паспорт, подробное описание изменений в конструкции ТС, чертежи, расчеты и прочую техническую документацию.

После рассмотрения проекта лаборатория выдаст один из обоснованных вариантов заключения:

• отказ, если изменения признаю небезопасными;
• возврат проекта на доработку с рекомендациями экспертов;
• предварительное одобрение.

Предварительное заключение технической экспертизы попадает в единый электронный реестр и привязывается к номеру VIN.

Шаг 2. Получить разрешение ГИБДД

Чтобы получить разрешение от ГИБДД, нужно подать заявление о доработке автомобиля. Проще всего это сделать через портал Госуслуги. К заявлению прикладываются копия паспорта, СТС, ПТС и предварительное заключение экспертизы.

В срок до трех дней сотрудники автоинспекции проверят бумаги, историю авто и выдадут решение. Если машина находится под запретом на регистрацию, в оформлении изменений в конструкцию откажут. Проверить наличие ограничений можно через сервис «Автокод».

Шаг 3. Внести изменения в конструкцию авто

Тюнинг авто можно сделать как на СТО, так и самостоятельно. Главное – получить и сохранить сертификаты соответствия на каждую деталь, акт выполненных работ и заявление-декларацию, где будут указаны все изменения, внесенные в конструкцию машины.

После внесения изменений в конструкцию в отчете будет отображаться эта информация.

Посмотреть пример отчета «Автокода» можно по ссылке.

Шаг 4. Проверить безопасность авто

Нужно снова обратиться в испытательную лабораторию для оценки результатов переделок и получить протокол проверки безопасности конструкции ТС. Без этого документа внести изменения в ПТС невозможно.

Шаг 5. Пройти техосмотр

Для прохождения техосмотра нужно предъявить разрешение от ГИБДД и протокол проверки безопасности от лаборатории. По завершении осмотра специалисты выдадут диагностическую карту, на обратной стороне которой будут указаны доработки в автомобиле.

Шаг 6. Получить свидетельство о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (СКТС)

Для получения СКТС нужно обратиться в тот же отдел ГИБДД, который выдал разрешение. Обязательно нужно привезти автомобиль для осмотра и предъявить пакет документов, состоящий из:

• заявления-декларации производителя работ;
• протокола проверки безопасности;
• диагностической карты;
• разрешения на переоборудование.

Перед визитом понадобится оплатить пошлину за выдачу свидетельства. Сейчас она составляет 800 рублей, а в 2023 году увеличится до 1 500 рублей.

Шаг 7. Переоформить документы на авто

Внести изменения в ПТС и СТС нужно в десятидневный срок. Для этого понадобится стандартный набор бумаг, СКТС и квитанция об оплате госпошлины.

КАКОЙ ШТРАФ ЗА ТЮНИНГ АВТОМОБИЛЯ

При первичном выявлении не разрешенного уполномоченными органами тюнинга авто выписывают штраф в размере 500 рублей и постановление на повторный техосмотр (ч. 1 ст. 12.5 КоАП). Если в течение 10 дней с момента получения штрафа за тюнинг авто не устранить недочеты, регистрация авто автоматически приостановится. Управление ТС без регистрации грозит штрафом от 500 до 800 рублей, в случае повторного выявления – 5 000 рублей или лишением прав на срок до трех месяцев.

Более серьезные штрафы можно получить за размещение знака «Инвалид» или установку цветографической схемы легкового такси – 5 000 рублей. Установка передних фар с огнями красного цвета, мигалок и звуковых сигналов, цветографических схем оперативных служб карается лишением водительских прав на срок от 4 до 18 месяцев в соответствии со статьей правонарушения (ст. 12.5 КоАП).

Названы запрещенные в РФ виды автотюнинга

В России все изменения и доработки в автомобиле, которые отличаются от заводских характеристик, должны быть зарегистрированы в ГИБДД. Кроме того, существует тюнинг, который полностью запрещен, рассказал «Известиям» 26 мая генеральный директор Larte Design, резидент технопарка «Сколково» Дмитрий Полунин.

«В России запрещен тюнинг, который приводит к нарушению экологических стандартов и стандартов безопасности. Например, изменение конструкции выхлопной системы, которая исключает фильтрующие элементы, сажевый фильтр и т.п. (для извлечения иного звука выхлопа)», — рассказал Полунин.

Также, по его словам, запрещается устанавливать мигающую светотехнику, которая напоминает проблесковые маячки специального транспорта.

«Под это требование подпадают и пульсирующие стоп-сигналы, ставшие модным аксессуаром в 2020–2021 годах. Нельзя также пользоваться многотональными звуковыми сигналами, похожими на сирены, даже если речь идет о детских игрушках и портативных колонках», — добавил эксперт.

Он также рассказал, что нельзя устанавливать сиденья в грузовом отсеке без получения разрешения на перевозку пассажиров. Запрещено тонировать фары нельзя тонировать, причем любой пленкой, даже с минимальным затемнением.

Кроме того, запрещенным тюнингом автомобиля считается самостоятельная замена ламп. Как отметил Полунин, разрешается устанавливать только фары в сборе и только сертифицированные модели.

Еще одним запретом, по его словам, является установка фаркопа (тягово-сцепного устройства) на автомобили, характеристики которых не предусматривают буксировку прицепов.

Полунин также рассказал, нужно ли узаконивать установку багажника на крыше.

«В России регистрация багажника на крыше не требуется, если он установлен на автомобиле временно и не превышает допустимые размеры. Однако если багажник на крыше используется постоянно или имеет габаритные размеры, превышающие установленные нормы, то его необходимо зарегистрировать в ГИБДД», — объяснил он.

В декабре 2022 года специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» и ГК «Автодом» рассказали, что за тюнинг без регистрации в ГИБДД грозит штраф от 500 до 800 рублей. А если в течение 10 дней автомобилист не оплатит штраф, он увеличится до 5 тыс. рублей. Кроме того, машина с незарегистрированным тюнингом будет снята с учета и не пройдет техосмотр.

Россиянам напомнили, какой тюнинг автомобилей запрещён

Эксперт напомнил, какой тюнинг автомобилей запрещён в России. Согласно российскому законодательству, любые доработки автомобиля считаются внесением изменений в конструкцию и подлежат обязательной регистрации в ГИБДД. Однако есть несколько видом тюнинга, которые на территории нашей страны находятся под тотальным запретов. Об этом сообщил глава компании Larte Design Дмитрий Полунин.

«В России запрещен тюнинг, который приводит к нарушению экологических стандартов и стандартов безопасности. Например, изменение конструкции выхлопной системы, которая исключает фильтрующие элементы, сажевый фильтр и т.п. (для извлечения иного звука выхлопа)», — пояснил Полунин.

Помимо этого, россиянам запрещено устанавливать на свои транспортные средства светотехнику с режимом мигания, которая может быть похожа на проблесковые маячки спецтранспорта. Под эту категорию, в частности, попадает не только головная оптика, но также пульсирующие стоп-сигналы. Запрет касается, в том числе, и многотональных звуковых сигналов, которые похожи на сирены.

Запрету подлежит любая тонировка фар, а также установка сидений в грузовом отсеке без получения соответствующего разрешения. Монтаж фаркопа, к слову, также может оказаться вне закона, если в ОТТС на модель не предусмотрена буксировка прицепа.

Зато россиянам разрешили ставить на крышу багажники и боксы.

«В России регистрация багажника на крыше не требуется, если он установлен на автомобиле временно и не превышает допустимые размеры. Однако если багажник на крыше используется постоянно или имеет габаритные размеры, превышающие установленные нормы, то его необходимо зарегистрировать в ГИБДД», — резюмировал эксперт.

За незаконный тюнинг водителям грозит штраф от 500 до 800 рублей. Помимо этого, гаишники выписывают предписание устранить причину остановки в 10-дневный срок. Если этого не сделать, то нарушителю грозит штраф в размере 5000 рублей, а регистрация его транспортного средства будет аннулирована.

Что нельзя устанавливать на машину: колпаки, дефлекторы и многое другое

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Летом инспекторы ГИБДД чаще проводят рейды по проверке запрещенного и неузаконенного тюнинга — например, тонировки. А с ужесточением правил прохождения техосмотра даже минимальные изменения оказываются проблемой для получения диагностической карты: эксперты на станциях проводят испытания со всей строгостью, опасаясь проверок и штрафов со стороны МВД, рассказали Autonews.ru участники отрасли.

Все требования к изменениям в автомобилях прописаны в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств. Однако на некоторые изменения инспекторы закрывают глаза, а ряд даже допустимых изменения не регистрируют. Разбираемся, какой тюнинг можно проводить самостоятельно, а какой — запрещен.

Нестандартные бамперы: запрещены

Бамперы нестандартной формы нельзя устанавливать на автомобили. Дело в том, что некоторые конструкции могут оказаться гораздо опаснее для окружающих, чем заводские, объяснил в беседе с Autonews.ru генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко. По его словам, у некоторых бамперов могут быть острые края, которыми легко зацепить и травмировать пешеходов. Поэтому для таких изменений обязательно получение разрешения в ГИБДД.

Фото: Shutterstock

Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

«Если водители хотят поставить на свои внедорожники силовые металлические бамперы, то с ними при регистрации в ГИБДД возникают настоящие проблемы, — предупредил Пархоменко. — Прямого запрета на их установку и регистрацию не существует. Но срабатывают негласные правила: в ГИБДД почему-то просто боятся выдавать разрешения на такие изменения и не хотят их регистрировать».

По словам эксперта, в некоторых регионах сложностей с регистрацией силовых бамперов нет — например, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Камчатке. «В таких суровых регионах усиленный внедорожник — это вовсе не способ покрасоваться. Плохие дороги, сопки и автомобили с такими бамперами и лебедками — жизненная необходимость. И там такие изменения в ГИБДД регистрируют. А вот в других регионах, например, в Краснодарском крае аналогичные улучшения узаконить трудно», — добавиол

Эксперт аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко считает, что в России нет единого подхода к тюнингу бамперов: в лабораториях разрешение получить можно, а в ГИБДД изменения не зарегистрируют.

Колеса увеличенного размера: запрещены

Самостоятельно устанавливать на автомобиль колеса большего или меньшего диаметра, чем рекомендует производитель, запрещено. Любой инспектор ГИБДД расценит этот тюнинг как нарушение. Дело в том, что под каждую модель автокомпании составляют перечень допустимых размеров шин, отклоняться от которого нельзя: такие изменения необходимо регистрировать. Поэтому сначала также придется обращаться в испытательную лабораторию и в ГИБДД.

Как объяснил эксперт, замена колес на колеса большего диаметра влияет на эффективность тормозной динамики, которая может снизиться. «Чтобы узаконить такое решение и гарантировать его безопасность, нужно высчитывать, как работает тормозная система, испытывать автомобиль на тормозном стенде, — объяснил Пархоменко. — Может нарушаться поперечная устойчивость автомобиля, если заменить шины рекомендованного производителем диаметра на больший или меньший вариант».

Также эксперт предупредил: если поставить слишком большие колеса, могут сбиться показания спидометра. Чтобы эти данные были точными, нужно проводить корректировку спидометра: показания скорости движения должны соответствовать установленным ООН правилам. В некоторых случаях в испытательных лабораториях все-таки можно получить положительное решение на проведение таких работ.

Проставки: запрещены

Иногда водители устанавливают проставки, которые увеличивают вылет диска наружу: за счет этого колеса выпирают из арок. Делается это ради визуального эффекта. Помимо этого, увеличивается поперечная устойчивость, однако одновременно падает управляемость.

«Это изменение тоже требует проверки. На самом деле оно опасно — в плохую погоду из-под таких колес летит грязь и забрызгивает окна: такое в принципе недопустимо. Но фактически у инспекторов ГИБДД нет инструментов, чтобы быстро это выявить. Визуально это можно заподозрить, потому что колеса выпирают за арки. Оперативно это проверить не получится, и я предполагаю, что инспекторы ГИБДД просто не связываются с такими автомобилями», — поделился мнением Пархоменко.

Эксперты предупреждают: если поставить слишком большие колеса, могут сбиться показания спидометра.

Необычные колпаки на колеса: запрещено

По правилам внесения изменений в конструкцию, даже автомобильные колпаки, которые крепят на диски, должны быть стандартными. Любое отклонение сейчас требует регистрации.

«Если формально подойти к проверке такого автомобиля, то, конечно, необычные колпаки — тоже нарушение, — признал Пархоменко. — Посмотрите, как часто можно встретить на дороге эти отлетевшие аксессуары. Но на моей практике, конечно, никто этим не занимался, и на это не обращают внимания сами инспекторы ГИБДД. К счастью, еще существуют грани разумного».

Дефлекторы на окнах: запрещено

Дефлекторы — это небольшие конструкции на боковых окнах, которые позволяют немного опустить стекло и при этом в салон не будет попадать дождь. Такую защиту обычно устанавливают курящие в салонах водители.

«Это тоже требует регистрации, но на моей практике их никто не регистрирует. Дефлекторы делают из поликарбоната, он нетравмоопасен. Вот оргстекло ставить нельзя. Хотя техосмотр по закону с такими доработками пройти нельзя. В реальной же жизни все будет зависеть от компетентности и взглядов эксперта-диагноста, — отметил Пархоменко. — Сейчас многие опасаются жесткого контроля со стороны МВД и стали подходить к проверкам формально. Если стоит что-то лишнее, то техосмотр пройти не получится. Доходит до того, что требуют снять видеорегистратор с лобового стекла, потому что он мешает обзору».

Спойлеры: запрещено

Такие спортивные элементы автомобилисты устанавливают для украшения своих машин. Как уточнил Пархоменко, никакого эффекта прижимной силы ждать от таких аксессуаров не стоит: скорости на обычных дорогах слишком низкие и устройство не сработает.

«Спойлеры ставят обычно на багажники, и по правилам их нужно регистрировать», — предупредил эксперт.

Никакого эффекта прижимной силы ждать от таких аксессуаров не стоит.

Затемняющие полосы сверху лобового стекла: разрешены только штатные

Наклеивать в верхней части лобового стекла затемняющую полосу в принципе запрещено, предупредил Пархоменко. По его словам, допустимы только заводские варианты с затемнением по верхнему краю стекла.

«Ничего дополнительного клеить на стекла в принципе нельзя. Ведь стекла испытывают в соответствии с требованиями к безопасности, которые разработаны ООН. Лобовое стекло делается из триплекса. То есть при столкновении оно покрывается трещинами, но держит форму, — пояснил эксперт. — А если водитель что-то наклеивает сверху, меняется свойство стекла. Как оно поведет себя при ДТП, неизвестно. Поэтому допустимый выход только один. Это заводское стекло, в которое уже интегрировано это затемнение. То есть не наклейка, а именно затемнение стекла, которое испытано и сертифицировано».

Тонировка боковых стекол: разрешено, но не всех

Лобовое и передние боковые стекла должны пропускать не менее 70% света. Тонировка передних боковых стекол и ветрового стекла запрещена. Штраф установлен минимальный — 500 рублей.

При этом эксперт Пархоменко говорит, что тонировать стекла пленкой просто небезопасно. «Многие тонируют боковые стекла. Но они спроектированы так, что при ударе должны рассыпаться на мелкие неострые кусочки. Если оклеить такое стекло пленкой, мы уже не будем знать, как поведет себя такое стекло, какие у него теперь свойства. И, к примеру, если машина падает в воду, обычное стекло можно выбить, а получится такое с пленкой или нет — большой вопрос, и этого точно никто знать не может».

При формальном подходе оклейка стекол пленкой считается внесением изменений в конструкцию.

Шторки: разрешены только заводские

Установка снимающихся незаводских шторок подпадает под такой же запрет, как и тонировка пленкой. Иногда производители предлагают такие устройства опционально — такие заводские варианты допустимы.

«Приехав на жаркий пляж, незаводские шторки можно поставить для защиты салона от солнца, но потом их нужно снять», — посоветовал Пархоменко.

Чип-тюнинг: запрещен

В некоторых случаях можно с соблюдением законодательных норм увеличить мощность двигателей. «Есть двигатели мощностью до 249 л.с., а иногда аналогичные модели с таким же двигателем получают другой блок управления, и в итоге становятся более мощными, — пояснил Пархоменко. — Увеличить мощность мотора в таких модификациях можно официальным методом. Прямого запрета на это нет. А вот чип-тюнинг полностью незаконен. Дело в том, что после таких работ экологичность двигателя уже не проверить. В теории этого не изучить, а на практике это слишком дорого».

Что будет за езду с незаконным тюнингом

Как рассказали в ГИБДД, эксплуатация тюнингованного транспорта без соответствующего разрешения запрещена. Нарушителям грозит наказание по ч.1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена». Она предусматривает штраф 500 рублей или предупреждение.

Пойманному на таком нарушении водителю эксперты вручат требование о недопущении административного правонарушения. Этот документ прекращает возможность эксплуатировать автомобиль до устранения нарушений. На это дается 10 дней, по истечению которых собственник должен приехать в МРЭО ГИБДД МВД России по месту регистрации и продемонстрировать проделанную работу. Если этого не произойдет, регистрация аннулируется, а автомобиль выставят в розыск. Документы на автомобиль изымут инспекторы ГИБДД при первой же встрече.

«Закон сейчас написан так, что даже зимние шины по такой логике нужно регистрировать, они же не указаны в одобрении типа. Конечно, хотелось бы, чтобы законодательство смягчили до такого уровня, чтобы его можно было исполнять», — подытожил Пархоменко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *