Какие группы методов воздействия на инвестиционную деятельность использует государство в стране
Перейти к содержимому

Какие группы методов воздействия на инвестиционную деятельность использует государство в стране

  • автор:

1.2. Методы, формы и инструменты государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путём:

совершенствования системы налогов, механизма начисления

амортизации и использования амортизационных отчислений;

установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

принятия антимонопольных мер;

расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

развития финансового лизинга;

проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;

формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;

предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

проведение экспертизы инвестиционных проектов;

защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной

гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

защиту капитальных вложений.

Для более наглядного представления о формах государственного регулирования инвестиционной деятельности см. рисунок 1.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ. 3

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рисунок 2).

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

принятие государственных инвестиционных программ;

система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Рис. 2. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

2. К административным инструментам относятся:

применение системы санкций и ограничений;

разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

прямая (финансами, гарантиями);

косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

стимулирующий характер механизма изъятия;

инвестиционные и реинвестиционные скидки;

продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

доходные статьи бюджета;

расходные статьи бюджета;

специальные налоговые режимы;

дифференциация налоговых ставок;

освобождение от налогов;

экспортные и импортные пошлины и сборы;

дотации, субсидии, субвенции;

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

регулирование эмиссии общей денежной массы;

установление предельных ставок банковского ссудного процента;

операции на рынке ценных бумаг;

регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

рефинансирование коммерческих банков;

регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков.

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем:

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные способы (формы, методы, инструменты) различного характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

С целью эффективного управления инвестиционной деятельностью целесообразно разграничивать формы и методы государственного регулирования. В экономической литературе нет единого подхода к сущности и содержанию данных понятий.

Некоторые авторы, говоря о государственном регулировании инвестиционной деятельности вообще не разграничивают его на формы и методы. Так, Бабаева З.Ш. отмечает, что можно выделить прямое и косвенное (опосредованное) государственное регулирование инвестиционной сферы . Прямым является такое регулирование, при котором само государство становится субъектом инвестиционной деятельности. Косвенное регулирование заключается в создании таких условий, которые бы определяли поведение субъектов инвестиционной деятельности оптимальным для целей государственного регулирования образом.

Другие исследователи процесса государственного регулирования инвестиционной деятельности рассматривают его в рамках некоторых форм, без выделения конкретных методов. Щербина В.С. считает, что государственное регулирование инвестиционной деятельности сводится к следующим формам: управление государственными инвестициями; регулирование условий инвестиционной деятельности; контроль за осуществлением инвестиционной деятельности всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности 2 . Исаков И .Я. все формы государственного регулирования инвестиционной деятельности сводит к двум основным: экономические и правовые. Далее автор конкретизирует, что участие государства в регули- [1]

ровании инвестиционной деятельности выражается в следующих формах:

  • 1. Государство выступает в качестве системообразующего фактора, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, включая и реализацию реальных проектов.
  • 2. Государство само является субъектом инвестиционной деятельности, выделяя бюджетные средства на конкурсной основе непосредственным инвесторам.
  • 3. Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также объем и структуру государственных инвестиций .

Однако автор не уточняет, какие из перечисленных форм следует отнести к экономическим, а какие к правовым.

Также существует группа исследователей, которые вообще смешивают понятия «форма» и «метод» государственного регулирования. Например, Вахрин П.И., Нешитой А.С. отмечают: «государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

  • 1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
  • 2) посредством прямого управления государственными инвестициями;
  • 3) принятием государственных инвестиционных программ;
  • 4) посредством особого регулирования государственной деятельности;
  • 5) экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности» [2][3] .

Далее по тексту авторы пишут: «государство для выполнения своих функций организации регулирования инвестиционной деятельности использует как организационные методы, так и методы прямого воздействия на инвестиционную деятельность» [4] .

В такой формулировке вообще становится не понятным, что есть «форма» государственного регулирования инвестиций, а что «метод». Не ясно также, какое понятие более широкое, а какое более узкое.

Большинство авторов различают и формы и методы государственного регулирования инвестиций, однако определяют их конкретные проявления и не выявляют сущность понятий «форма» и «метод».

Так, Колесов П.Ф. четко формулирует, что государство регулирует инвестиционную деятельность с помощью двух групп методов: прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия регулируются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического развития. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три раздела: правовой, административный и экономический .

Однако автор относит экономические инструменты одновременно как к прямым, так и к косвенным методам регулирования и не дает указаний как их разграничивать.

Фархутдинов И.З. и Трапезников В.А. выделяют такие формы регулирования инвестиционной деятельности, как: правотворческая — деятельность государственных органов по созданию, изменению и прекращению правовых норм; правоприменительная — по реализации правовых норм; правоохранительная — по обеспечению правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина. Все методы регулирования сводятся к экономическим и административным методам; методам убеждения, принуждения, стимулирования; методам обязательных предписаний, рекомендаций; методам договорных отношений, имущественного воздействия, налоговых мер, финансового регулирования и т.д.

Определенную ясность в рассматриваемый вопрос вносит Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Так, в ст. 11 Закона указано: «Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы:

  • 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
  • 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Таким образом, Закон четко выделяет две формы государственного регулирования инвестиционной деятельности: косвенное и прямое [5]

регулирование. Косвенное осуществляется с помощью создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, а прямое — путем непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности. Каждая форма реализуется посредством определенных методов, указанных в Законе.

Из обзора различных источников следует заключить, что большинство авторов склонны рассматривать два направления реализации инвестиционной политики государства: прямое и косвенное регулирование. Действительно, государственное регулирование инвестиционной деятельности может быть реализовано непосредственно (прямо), если речь идет о распределении бюджетных средств, находящихся под контролем и в распоряжении органов государственной власти, и опосредованно (косвенно), когда нужно направить, путем создания соответствующих условий, внебюджетные инвестиции, которые органы власти не контролируют, но могут, с помощью особых мер, добиться их желаемого использования.

Недостатком рассмотренных точек зрения является то, что при таком подходе к пониманию сущности государственного регулирования инвестиционной сферы оно сводится только лишь к действиям органов государственного управления в распределении имеющихся инвестиционных ресурсов с целью максимально возможного достижения заранее установленных приоритетов. То есть деятельность государственных органов власти в сфере обоснования приоритетных направлений инвестирования авторы не относят к мероприятиям инвестиционной политики.

По нашему же мнению, вопрос о том, в каком направлении использовать инвестиции, является не менее важным и должен решаться в процессе формирования инвестиционной политики. В этой связи, большой интерес представляет исследование методов государственного воздействия на инвестиционный процесс, представленное в работе Орешина И.В. [6] Автор выделяет активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. По его мнению, использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Кроме этого, пассивные методы включают: обоснование перспектив социально-экономического развития страны; определение приоритетных направлений инвестирования, которым будет отдано предпочтение и оказана поддержка со стороны государства; разработку индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения, будем придерживаться следующих дефиниций. Метод регулирования — это способ воздействия на экономику для достижения поставленных целей, а форма регулирования — это основные направления деятельности государства в рамках определенных методов по регулированию экономики.

В таком контексте прямые и косвенные формы регулирования выступают разновидностями активных методов воздействия государства на инвестиционную сферу. А конкретные мероприятия по воздействию на инвестиционный процесс, которые многие авторы называют «методами», есть не что иное как инструменты этого воздействия. При таком подходе структура методов, форм и инструментов воздействия государства на инвестиционную сферу можно выразить в виде схемы, приведенной на рис. 3.1.

Государственное регулирование в форме прямого воздействия основано не на самостоятельном выборе экономических субъектов, а на предписаниях органов государственной власти. Косвенная форма предполагает создание таких условий хозяйствования, при которых экономические субъекты самостоятельно принимая экономические решения, тяготеют к таким вариантам поведения, которые соответствуют целям и задачам государства.

По степени воздействия на конечный результат прямое воздействие государства на инвестиционные процессы отражает большую степень эффективности из-за более оперативного достижения экономического результата. В то время как при косвенном воздействии неизбежным являются временные лаги между решениями органов государственной власти и реакцией субъектов рынка, которые не могут не отражаться на конечном результате.

Какие группы методов воздействия на инвестиционную деятельность использует государство в стране

инвестиция капитал денежный мультипликатор

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Под инвестиционной политикой понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:

выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;

обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

поддержка развития малого и среднего бизнеса;

поддержка развития экспортных производств;

обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики;

реализация программы жилищного строительства в стране и др.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без четкого механизма её реализации, который как правило, должен включать в себя:

выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций [9, стр.80].

Для регулирования инвестиционной политики применяют инвестиционные инструменты — методы воздействия на инвестиционную деятельность

В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов или инструментов (в дальнейшем эти понятия стоит рассматривать как тождественно равные), при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления.

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в рамках административной и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти.

Правовые инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.

К инструментам правового регулирования относятся:

разработка, принятие и издание нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;

заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);

принятие государственных программ;

система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся, как в чисто инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в большинстве иных законов, которые формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.

В связи с этим существующая система законодательства, влияющего на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества:

законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятельности. К ним относятся Конституция, Инвестиционный и Гражданский кодекс, другие законы и нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности;

законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность — налоговое, таможенное, земельное, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий и др.

Инструменты административного регулирования относятся к группе средств прямого регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:

регистрацию, лицензирование, квотирование;

применение системы санкций и ограничений;

разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

введение административных мер, что предусматривает изъятия ограничительного характера;

согласительно-разрешительные процедуры — применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения прав на осуществление капитальных вложений;

управление государственной собственностью.

Блок экономических инструментов (регуляторов) государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества. В него входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др.

К активно-структурным инструментам относятся:

Государственная поддержка, которая подразумевает непосредственно инструменты поддержки инвестиционной деятельности, а также инструменты государственного финансирования инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой и административной поддержки.

Государственная поддержка может осуществляться как в прямой, так и косвенной формах. Первая реализуется посредством финансов: предоставления средств бюджета развития; предоставления бюджетных ссуд; предоставления ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований; предоставления инвестиционных налоговых кредитов; возмещения из республиканского бюджета разницы процентных ставок по кредитам; предоставления отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями и организациями, производимые за счет государственных или муниципальных средств, активов, государственных гарантий.

Вторая предполагает применение квот, тарифов и пошлин (таможенных); льгот при уплате налогов и сборов; отдельных соглашений, затрагивающих будущие доходы государства.

Государственная поддержка реализуется также через механизмы изъятия стимулирующего характера и специального налогового режима, применение инвестиционных и реинвестиционных скидок, включение проектов в адресную инвестиционную и целевую программы, продажу или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого государственного имущества и (или) имущественных прав.

В качестве регулирующего инструмента инвестиционной политики в развитых странах выступает также государственный инвестиционный заказ.

При прямом проектном финансировании по сравнению с другими видами финансирования (акционерным и государственным) объектом инвестирования выступает непосредственно сам проект, который является способом обслуживания долговых обязательств.

Амортизационная политика. Ускоренная амортизация является так называемой «скрытой» инвестиционной льготой, расширяющей возможности организаций инвестировать часть прибыли в инвестиционные фонды. В 60-е годы именно таким способом было положено начало преобразованию инвестиционной деятельности: ускорилось списание стоимости основного капитала, которое привело к уменьшению основных сроков такого списания до 3-7 лет по активной и до 15-20 лет по пассивной частям фондов при нормативах физического износа в 2-5 раз больше.

Управление внешним «активным» и «пассивным» долгом — это процесс выработки стратегии управления задолженностью органов государственной власти, которая позволяет привлекать требуемый объем финансирования, выполнять целевые установки государственных органов власти в отношении степени риска и стоимости, а также решать другие важные задачи. Долговая политика при умелом ее применении представляет собой сильный инструмент государственного регулирования.

Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики) включают в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним из направлений, связанных с реализацией бюджетного процесса.

К инструментам бюджетно-налоговой политики относятся:

определение доходных и расходных статей бюджета (государственные закупки, трансфертные платежи);

дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды;

назначение и дифференциация налоговых ставок (норм налогообложения, т.е. величины налога, приходящейся на единицу объекта налогообложения), налоговые льготы (полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов налога);

экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы.

Дальнейшее стимулирование капиталонакопления и развития процессов инвестиционной деятельности, особенно проявившееся в последние годы, связано с прямым снижением налогов и различными формами налоговых кредитов и субсидий.

Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и накоплений, воздействуя тем самым на экономические процессы.

Денежно-кредитное управление осуществляется следующими инструментами:

прямой контроль за установлением уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента (политика процентной ставки);

регулирование минимальных резервных требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);

осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);

операции на рынке ценных бумаг (эмиссия облигаций и других ценных бумаг в обращение в рамках определенных нормативов);

регулирование эмиссии и общей денежной массы;

льготные займы [10, стр.84].

Таким образом можно сказать, что инвестиционная политика — это сложная система, которая включает в себя ряд понятий и составляющих, таких как инвестиции, инвестиционные инструменты, мультипликатор инвестиций и др.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. [1]. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом государственное регулирование осуществляется:

  • — в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • — прямым управлением государственными инвестициями;
  • — введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • — предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
  • — проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • — контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
  • — антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • — экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы [9].

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

  • 1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путём:
    • — совершенствования системы налогов, механизма начисления
    • — амортизации и использования амортизационных отчислений;
    • — установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
    • — защиты интересов инвесторов;
    • — предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
    • — расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
    • — создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
    • — принятия антимонопольных мер;
    • — расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
    • — развития финансового лизинга;
    • — проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
    • — создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов [1].
    • — разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;
    • — формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
    • — предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
    • — размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;
    • — проведение экспертизы инвестиционных проектов;
    • — защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;
    • — разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
    • — выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
    • — вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
    • — предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) [1].

    Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

    • — обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной
    • — деятельности;
    • — гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
    • — право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
    • — стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;
    • — защиту капитальных вложений [1].

    Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ [1].

    Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

    Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

    Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

    Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в следующем.

    • 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    • 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации [9].

    Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

    • — контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.
    • — экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу [9].

    Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

    • — установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
    • — защиты интересов инвесторов;
    • — предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
    • — расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
    • — прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
    • — разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
    • — размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.
    • — выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • — вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
    • — предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.
    • — проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики [9].

    Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *