Как стать учителем без педагогического образования
Перейти к содержимому

Как стать учителем без педагогического образования

  • автор:

Можно ли работать учителем без педагогического образования

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

Получая услуги, нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

  • Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
  • В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
  • Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

Обязательно ли учителю педагогическое образование?

Достаточно ли для работы учителем хорошо знать свой предмет и уметь ладить с детьми? Давайте разберемся, для каких профессий необходимо получение педагогического образования, нужно ли оно учителю, воспитателю и педагогу допобразования?

Есть ли обязательное педагогическое образование для учителей?

В соответствии с Профстандартом педагога учитель должен иметь образование, которое соответствует одному из трех требований:

  • высшее или среднее педагогическое образование;
  • высшее образование (ВО) или среднее профессиональное образование(СПО) в области преподаваемого предмета;
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО) в сфере педагогики на базе любого СПО или ВО.

Образование школьного учителя должно соответствовать области преподаваемого предмета.

Например, специалист, закончивший исторический факультет, может преподавать историю в школе и без педагогического образования. Но оно полезно для работы с детьми, потому что дает знания и навыки, которые помогают найти подход к ученикам.

Должен ли воспитатель иметь педагогическое образование?

Требования к образованию воспитателя также регламентируются Профстандартом педагога.

Воспитатель должен получить образование в сфере педагогики в вузе или колледже. Если образование непрофильное, то необходимо ДПО по направлению «Образование и педагогика».

Информация о квалификации младшего и старшего воспитателя содержится в Едином квалификационно справочнике (ЕКС) ЕКС:

    должен получить образование в сфере педагогики в вузе. должен окончить колледж. Другой вариант — окончить 11 классов и пройти профессиональную подготовку в сфере педагогики.

Нужно ли педагогическое образование педагогу дополнительного образования?

Педагоги дополнительного образования ведут кружки и секции в школах, центрах развития, творческих мастерских, детских лагерях. Нужно ли педагогическое образование для ведения кружка?

Если педагог помогает детям в освоении дополнительной общеобразовательной программы, он должен пройти подготовку в соответствии с Профстандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых, согласно которому нужно получить:

  • высшее или среднее педагогическое образование
  • ВО или СПО по профилю работы кружка или секции (при необходимости получить ДПО в области образования и педагогики).

Что дает педагогическое образование?

Обучение на педагога поможет работать с детьми с учетом их особенностей, психологии, подведения.

Педагогическое образование позволяет:

  • выстраивать доверительные отношения с детьми и родителями;
  • разбираться в особенностях развития ребенка в зависимости от его возраста;
  • владеть различными методиками преподавания:
  • изучить современные направления обучения.

Высшее педагогическое образование дает право занимать руководящую должность в образовательных организациях.

Можно поступить в вуз после 11 класса, предварительно сдав ЕГЭ и пройдя по конкурсу. Учеба в университете займет 4-5 лет.

Если вы не готовы к ЕГЭ, поступайте в педагогический колледж.

За 3-4 года вы получите максимальный набор знаний и умений в сфере педагогики. Сможете начать работать.

Это идеальный вариант для тех, кто любит детей и хочет получить диплом педагога и начать работать как можно быстрее.

Обычно в колледж принимают по конкурсу аттестатов, по некоторым специальностям проводятся вступительные испытания.

После колледжа можно поступить в вуз, который принимает абитуриентов по диплому о среднем профессиональном образовании без результатов ЕГЭ.

Если вы хотите работать с детьми и ищите, куда поступить легко и быстро, изучите условия обучения в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК).

НСПК — дистанционное обучение и два диплома!

В НСПК экзамены предусмотрены только по трем направлениям специальности «Педагогика дополнительного образования». В остальных случаях для зачисления достаточно аттестата за 9/11 класс.

Преимущества обучения в НСПК:

Для обучения нужен только компьютер и интернет. Доступ к материалам — круглосуточный. Преподаватели и кураторы поддерживают вас на протяжении всего учебного процесса.

Как проходит дистанционной обучение, читайте на сайте .

В НСПК вы получите не только среднее педагогическое образование, но и бесплатно дополнительную квалификацию по программе профпереподготовки.

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования?

Можно ли устроиться в школу без педагогического образования

Далеко не каждый человек находит свое профессиональное призвание сразу после школы, и идет учиться той специальности, по которой впоследствии будет работать всю свою жизнь. Иногда обстоятельства складываются таким образом, что работу приходится менять – причем зачастую весьма радикально. И если работа на некоторых должностях не требует от работника особых знаний и специализированного образования, то в некоторых областях наличие высшего образования по специальности является обязательным условием для трудоустройства. В новой статье ответим на вопрос о том, можно ли устроиться в школу без педагогического образования, и какова вероятность того, что в приеме на работу такому соискателю просто откажут.

Как стать педагогом: законодательные требования

Согласно ст. 331 ТК РФ, стать педагогом можно при условии соответствия образовательному цензу, установленному законодательством РФ.

В соответствии с общим правилом, установленным ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 № 273, заниматься педагогической деятельностью могут лица, отвечающие следующим требованиям:

Квалификационные характеристики педагогического работника предусматривают:

Согласно положениям профстандарта, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н, к образованию лица, занимающего должность учителя, предъявляются следующие требования – у него должно быть высшее или среднее профессиональное образование:

  • по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», или
  • в области, соответствующей преподаваемому предмету, или
  • по направлению деятельности в образовательном учреждении.

Например, учителем английского языка может работать человек, у которого есть высшее образование по специальности «Перевод и переводоведение», а учителем физкультуры – человек, получивший образование по специальности «Физическая культура и спорт». Человек, который закончил медфак, может преподавать школьникам химию или биологию. При этом специалист может работать учителем в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе – никаких территориальных ограничений на этот счет законодательство не содержит.

Кроме того, ст. 46 ФЗ № 273 установлены дополнительные условия, определяющие случаи, в которых работать педагогом может человек, не имеющий законченного образования:

  1. Заниматься педагогической деятельностью по программам общего образования могут студенты педагогических ВУЗов, успешно окончившие не менее 3 курсов обучения.
  2. Обучать детей по программам дополнительного образования могут лица, которые получают высшее образование в сфере, соответствующей профилю обучения, при условии, что они успешно закончили не менее 2 курсов обучения.

Вам также будет интересно:

Уровень образования соискателя подтверждается документами государственного образца: аттестатом, дипломом, свидетельством о профессиональной переподготовке и прочими документами.

Итоговое решение о том, может человек работать в школе или нет, принимает директор учебного заведения. В ходе проведения собеседования он оценивает не только образование соискателя, но и его личностные характеристики, навыки общения с детьми и опыт практической работы.

Что делать педагогам без специального образования, но с большим педагогическим стажем?

Что делать педагогам без специального образования, но с большим педагогическим стажем

Требования, предъявляемые к уровню образования педагогов, действуют с 1 сентября 2013 года – именно тогда вступил в силу действующий Закон об образовании. До указанной даты единых требований, предъявляемых к уровню образования и квалификации учителей, в законе не было.

Именно поэтому в 2018 году Конституционный Суд указал на недопустимость увольнения учителей, не имеющих специального образования, и принятых на работу до вступления в силу Закона об образовании, при условии, что они успешно осуществляют педагогическую деятельность и проходят все необходимые аттестации (см. Постановление КС РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Кому нельзя работать учителем?

Законодатель выделяет отдельные категории соискателей, которым в трудоустройстве на должность учителя будет отказано даже в том случае, если у них есть профильное педагогическое или иное образование, позволяющее преподавать детям определенный предмет. В соответствии с положениями ст. 331 ТК РФ , а также с требованиями профстандарта, утв. Приказом № 544н , к педагогической деятельности не допускаются лица:

Что делать, если специального образования нет, а работать учителем хочется?

Стать учителем можно одним из следующих способов:

  1. Получить педагогическое или другое образование в общем порядке (если нет профильного высшего образования, позволяющего преподавать тот или иной предмет).
  2. Получить второе высшее образование или закончить магистратуру по педагогической (или нужной профильной) специальности – это можно сделать, если одно высшее образование уже есть.
  3. Пройти профессиональную переподготовку – если педагогическое образование уже есть, но его направление отличается от той сферы, в которой предстоит работать.

Обучаться можно очно, заочно и даже дистанционно – способ обучения на итоговый диплом не влияет: главное, чтобы у выбранного учреждения была лицензия на оказание образовательных услуг. Продолжительность обучения зависит от выбранной формы посещения занятий, а также от наличия базового образования – получить второе образование на базе первого можно быстрее, чем базовое образование, которое получают сразу после окончания школы.

Вам также будет интересно:

Как пойти работать в школу без педагогического образования?

Работа в школе не всегда требует наличия педагогического образования – в любом образовательном учреждении есть должности, не связанные с педагогической деятельностью.

Устроиться на работу можно секретарем, бухгалтером, медсестрой, электриком и так далее – для каждой из этих должностей будут установлены свои требования к уровню образования, квалификации и наличию практического опыта работы.

Итоги

Итак, лицо, не имеющее педагогического образования, может преподавать в школе в том случае, если у него есть образование (среднее или высшее), соответствующее преподаваемому им предмету. Если специального образования нет, человек может пройти профессиональную переподготовку или получить дополнительное образование. Если соискатель относится к любой из категорий граждан, которым запрещено работать педагогом, в школу его не примут даже в том случае, если уровень его образования будет соответствовать всем законодательным требованиям.

Как стать учителем без педагогического образования

Несмотря на некоторые недостатки, профессия учителя обладает множеством преимуществ: высокий спрос на рынке труда, возможность передавать знания, гибкий рабочий график для родителей.

Сейчас стандарты для преподавателей высоки как никогда. Для большинства педагогических должностей требуется соответствующее образование. Но есть несколько путей, которые помогут стать учителем без педагогического образования.

Можно ли работать учителем без педагогического образования

Да, можно. В некоторых случаях человек может преподавать определенные предметы, уже имея высшее образование. Физик-ядерщик может устроиться в школу или другое заведение и преподавать физику, историк – историю и обществознание, инженер-программист – информатику.

Однако такая закономерность работает не со всеми профессиями. Бухгалтерам, юристам, менеджерам придется проходить курсы профессиональной переподготовки или получать второе высшее образование.

Обязательно ли педагогическое образование для работы

Обычно для работы учителем требуется педагогическое образование. Оно помогает преподавателям понимать основы педагогики и психологии, а также эффективно взаимодействовать с учениками. Педагогическое образование включает практику, стажировки, которые помогают получить практический опыт работы в классе.

Для получения квалификации учителя, в некоторых регионах есть альтернативные пути, такие как курсы, второе высшее или профессиональная переподготовка. Важно, чтобы претендент на должность учителя обладал знаниями и пониманием основ предмета.

Как стать учителем

Люди, желающие преподавать, могут пойти разными путями, чтобы достичь цели. Вот некоторые распространенные шаги:

  1. Получение педагогического образования. Если к моменту поступления человек уже знает, что он хочет стать учителем, то получить степень бакалавра вполне реально. Требования степени бакалавра варьируются от региона и школы. Например, в средних школах предпочитают, чтобы их учителя имели диплом конкретной предметной области, а не общего образования.
  2. Получение лицензии на преподавательскую деятельность. Вместо получения педагогического образования можно пройти сертификацию или получить лицензию, позволяющую преподавать. Сертификация включает курсы, тренинги, практику. Но такие сертификаты должны подтверждаются раз в 3 года.
  3. Специализированные программы. Некоторые области, такие как искусство, спорт или техническое образование, могут предлагать специализированные программы, помогающие стать учителем по этим предметам.

Колледж

Если человек определился с будущей профессией, то он может поступить в колледж, которые предлагает программу по подготовке учителей. Требования для поступления различны, но чаще всего нужно иметь законченное основное (9 классов) или среднее (11 классов) общее образование. В колледже изучают педагогические науки, методики преподавания и получают практический опыт в обучении детей.

Законченный колледж разрешает преподавать только в младших и средних классах. Чтобы работать со старшеклассниками, требуется закончить ВУЗ.

Если абитуриент желает получить специализированное образование, то стоит поступать в ВУЗ. В университете можно выбрать понравившуюся специализацию, например, педагогика, психология и другие научные дисциплины. Студенту будет предоставлена возможность глубже изучить педагогическую теорию, провести практику, получить необходимые навыки. Также после окончания ВУЗа разрешено преподавать не только в школе, но и в колледже или университете.

Профпереподготовка

Профессиональная переподготовка – эффективный способ быстрого трудоустройства. Минимальное время курса – 250 академических часов. При постоянных занятиях программу можно завершить за 2-3 месяца.

Но укороченные курсы рекомендуются тем, кто уже имел опыт преподавания. Остальным стоит рассмотреть углубленные программы, обучение на которых займет не больше двух лет.

Важно: при выборе места профпереподготовки обратите внимание на наличие диплома или лицензии, которая позволит преподавать в школе.

Центры профессионально переподготовки предлагают несколько форм обучения:

  • Очная;
  • Заочная;
  • Очно-заочная (смешанная);
  • Дистанционная.

Кто не может работать в школе

Конкретные требования и ограничения различаются исходя из региона страны. Но есть общие условия работы в школе, которые соблюдаются везде. В школе не имеют права преподавать:

  • Люди с судимостью;
  • Люди, признанные недееспособными;
  • Люди с психологическими отклонениями.

Преподавание – благородная профессия. Педагоги оказывают влияние на жизнь других людей и влияют на развитие общества в таких областях, как научные исследования, искусство.

Можно ли стать учителем без педагогического образования?

работа учителем без педагогического образования

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Кто не имеет права работать в школе

В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:

  • Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Недееспособные.
  • Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.

Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии с профстандартом (доступен по ссылке).

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования.

В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно.

И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно.

Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации.

Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место.

Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы.

Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Кто не имеет права работать в школе

В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:

  • Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Недееспособные.
  • Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.

Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры.

К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение.

В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах

8 июня 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон, который даёт возможность студентам старших курсов, учащимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. Соответствующие поправки внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

Пресс-служба Минпросвещения России

Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.

«Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду.

Я сам был педагогом и скажу, что, когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием, это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической.

И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом, – это действительно помогает, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.

– Прежде всего, здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов».

Законодательные изменения нашли живой отклик в университетской среде.

«Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов.

Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования – это как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса.

Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки.

Мы делаем всё и посредством наших стандартов, и посредством нашей внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми, и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране», – рассказал ректор МПГУ Алексей Лубков.

«Это правильные и давно ожидаемые поправки. Во-первых, работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники, обладающие практическим опытом, у работодателей в приоритете. Во-вторых, право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения.

Кроме того, для нас важно, чтобы студенты работали по своей будущей специальности, а не занимались деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. В-третьих, безусловно, очень важно дать возможность студентам легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования.

Очень часто в образовательных организациях небольшая нагрузка, которая не устраивает опытного педагога, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учёбе. Приход студентов на подработку в организации образования, конечно, позволит смягчить кадровые проблемы отрасли.

Но главное – привнесёт в школы энергию молодых специалистов, которые только недавно окунулись в новые технологии образовательного процесса и постоянно общаются, консультируются с преподавателями в высшей школе.

Такое взаимодействие позволит построить мостик оперативной трансляции актуальной профессиональной информации из стен вузов в образовательные организации страны», – отметил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.

По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.

Ульянова Игоря Петрищева, появление студентов даст позитивный опыт и самим школам: «Важно, что этим наша система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной «цифровой» волне.

Уверен, что и педагогическим вузам придётся учитывать новые возможности при реализации своих образовательных программ. Эти программы, с одной стороны, должны носить практико-ориентированный характер, а с другой – учитывать индивидуальные запросы студента, работающего в конкретной школе».

«Новый закон легализировал уже существующую в разных вариантах практику, которая была жизненно необходима. Есть основания полагать, что принятие законопроекта позволит восполнить в школах кадровые запросы. Студенты, в свою очередь, получат возможность раннего входа в профессию и возможность в период учёбы искать оплачиваемую работу по своему профилю.

Кроме того, ещё во время обучения будущие педагоги смогут оценить правильность профессионального выбора. Также очевидно, что допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах.

Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.

2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Образование, позволяющее работать воспитателем детского сада

В письме Минпросвещения России от 28.03.

2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *