Как часто проводится периодическая оценка эффективности системы управления охраной труда
Перейти к содержимому

Как часто проводится периодическая оценка эффективности системы управления охраной труда

  • автор:

Для чего, в каком порядке и с какой периодичностью проводится специальная оценка условий труда (СУОТ)? Каковы права и обязанности работника и работодателя в связи с СОУТ?

оналайн инспекция

– Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится с целью идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценки уровня их воздействия на работника. По результатам СОУТ устанавливаются классы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) и подклассы условий труда на рабочих местах. СОУТ проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организациях или у индивидуальных предпринимателей, за исключением надомников и дистанционных работников.

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия в составе представителей работодателя, в том числе специалиста по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель – лично индивидуальный предприниматель или руководитель организации.

Сами работы по СОУТ проводится специализированной организацией, с которой работодатель обязан заключить соответствующий договор. Представители этой организации в состав комиссии не включаются.

Комиссия до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. На эти аналогичные места будут распространяться результаты СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Эксперт организации, проводящей СОУТ, производит идентификацию (выявление) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах. Результаты идентификации утверждаются комиссией.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальную государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета специализированной организации о проведении СОУТ.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений фактических значений этих вредных и (или) опасных производственных факторов, которые осуществляются специализированной организацией, проводящей СОУТ.

По результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, которые оформляются протоколами, экспертом организации, проводящей СОУТ, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами ОСУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности, отпуске, командировке и междувахтового отдыха работника.

Также работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчете размещает на своем сайте (при его наличии) сводные данные о результатах СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Работодатель обязан обеспечить проведение плановой СОУТ не реже одного раза в 5 лет.

Внеплановая СОУТ должна быть обеспечена работодателем в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;
  • изменение технологического процесса, состава применяемых материалов, сырья, средств индивидуальной и коллективной защиты, замена оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.

Работодатель обязан:

  • предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения;
  • не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
  • ознакомить в письменной форме работника с результатами СОУТ и давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения на его рабочем месте;
  • реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ.

Работник при проведении СОУТ на своем рабочем месте вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ, обращаться к работодателю и организации (ее эксперту), проводящей СОУТ, за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ;
  • обжаловать результаты СОУТ.

Работник обязан ознакомиться с результатами СОУТ на его рабочем месте.

При несогласии работника с результатами СОУТ, при невыполнении работодателем своих обязательств в связи с СОУТ работник вправе обратиться с жалобой в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) или в суд.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Статья 4 Закона № 426-ФЗ определяет, что работодатель обязан:

  • предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
  • не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  • ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Согласно статье 5 Закона № 426-ФЗ работник вправе:

  • присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также – эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Статья 17 Закона № 426-ФЗ определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Согласно статье 9 Закона № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Статья 10 Закона № 426-ФЗ определяет, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно статье 11 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Статья 12 Закона № 426-ФЗ устанавливает, что исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Согласно статье 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Как часто проводится периодическая оценка эффективности системы управления охраной труда

60. Работодателю рекомендуется определить:

а) объект контроля, включая:

1) соблюдение законодательных и иных требований;

2) виды работ и производственные процессы, связанные с идентифицированными опасностями;

3) степень достижения целей в области охраны труда;

б) методы контроля показателей;

в) критерии оценки показателей в области охраны труда;

г) виды контроля.

61. Работодателю рекомендуется обеспечить создание, применение и поддержание в работоспособном состоянии системы контроля, измерения, анализа и оценки показателей функционирования СУОТ и своей деятельности в области охраны труда.

62. Работодателю рекомендуется разработать порядок контроля и оценки результативности функционирования СУОТ, в том числе:

а) оценки соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению;

б) получения информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда;

в) получения данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ.

63. Работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности, примерный перечень которых приведен в приложении N 2 и не является исчерпывающим для организации (может быть расширен по решению работодателя); выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований);

в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.

64. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления работодатель вправе реализовать многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.

65. Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию.

66. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, работодателю рекомендуется оценивать следующие показатели:

а) достижение поставленных целей в области охраны труда;

б) способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;

в) эффективность действий, намеченных работодателем (руководителем организации) на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

г) необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;

д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;

ж) полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.

67. Работодателю рекомендуется фиксировать и сохранять соответствующую информацию по результатам контроля функционирования СУОТ, а также реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, содержащую результаты контроля, измерений, анализа и оценки показателей деятельности.

68. Примерный перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется, но не ограничивается, следующими данными:

— абсолютные показатели — время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества;

— относительные показатели — план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами;

— качественные показатели — актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ.

69. Результаты контроля рекомендуется использовать работодателю (руководителю организации) для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации, изменению, совершенствованию.

Сроки проведения СУОТ: как часто пересматривать систему?

сроки проведения СУОТ

Уточним сразу: если Вас больше беспокоят сроки проведения СОУТ (специальной оценки условий труда), то об этом речь пойдёт в другой нашей статье. Сегодня же мы затронем не менее важную тему: каковы сроки проведения СУОТ (системы управления охраной труда), или, иначе говоря, как часто должна пересматриваться система. Проблема в том, что ни Трудовой Кодекс, ни Типовое положение (ни даже ГОСТ) не дают прямого ответа на данный вопрос. Давайте разберёмся вместе.

Сроки проведения СУОТ с точки зрения Закона

Прежде всего, определимся: под сроками проведения СУОТ мы будем понимать частоту пересмотра системы управления охраной труда (СУОТ): аудит её процедур и положений и внутренний контроль эффективности всей системы. С этой целью каждая система управления охраной труда содержит процедуру «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур», результатом которой является акт о выявлении несоответствий по СУОТ. Однако если порядок проведения такой процедуры ясно описан и в Типовом положении о СУОТ, и в соответствующем ГОСТ, то про сроки проведения СУОТ речи нигде не идёт. Например, Типовое положение о СУОТ утверждает, что:

С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий, обеспечивающих оценку соответствия состояния условий и охрану труда, получение информации для определения результативности и эффективности процедур, а так же получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

Более точную информацию мы находим в ГОСТ («ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»):

Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.

Таким образом, согласно нормативно правовой и нормативно-технической документации, частота периодических анализов эффективности системы (сроки проведения СУОТ) зависят от величины предприятия и особенностей его деятельности. Иначе говоря, остаются на усмотрение работодателя.

Сроки проведения СУОТ с точки зрения работодателя

Однако проще жизнь руководителя этот вывод не делает, если не сказать наоборот. Сомнений добавляет мысль о том, что система управления охраной труда – локальный документ, срок которого ничем не определён и пересматривается по мере необходимости. Впрочем, иногда такая необходимость оказывается, более, чем очевидной. Помните, мы с Вами говорили о причинах внепланового пересмотра инструкций по охране труда? Наступление несчастного случая, смена технологического оборудования, реструктуризация компании, введение новых рабочих (вместе с изменением штатного расписания) – однозначный повод для пересмотра Вашей СУОТ. Но какими установить регулярные сроки проведения СУОТ? Позвольте предложить Вам наш подход.

Составьте свое положение о СУОТ!

Сроки проведения СУОТ с точки зрения сертификации

Скорее всего, Вам известно, что система управления охраной труда, как и система менеджмента качества, подлежит добровольной сертификации. Соответствие системы стандарту OHSAS 18001 определяется органом по сертификации и в случае положительного решения удостоверяется сертификатом, срок действия которого – 1 календарный год. Наш подход к определению сроков проведения СУОТ как раз и заключается в сравнении частоты проверок СУОТ органами по сертификации и внутренним аудитом системы.

Безусловно, эти процедуры не идентичны, однако обе содержат пункт «определение соответствия стандартам». Основываясь на этом и принимая во внимание необходимость проведение внутреннего аудита системы в зависимости от специфики деятельности предприятия, мы рекомендуем пересматривать СУОТ не реже, чем 1 раз в 12 месяцев.

Подведём итоги. Сроки проведения СУОТ строго не определены ни нормативно-правовыми актами, ни нормативно-технической документацией, и остаются на усмотрение работодателя. Знания и опыт в области охраны труда позволяют логически определить случаи внепланового пересмотра СУОТ, а регулярные сроки проведения СУОТ взаимоувязать со сроками её сертификации.

Система Управления Охраной Труда: банальное выполнение требований законодательства или инструмент повышения эффективности?

Система Управления Охраной Труда: банальное выполнение требований законодательства или инструмент повышения эффективности?

Статья 212 трудового кодекса Российской Федерации гласит о том, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда [1] , а в марте 2019 года издан Приказ № 77, в котором говорится об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, применяемых государственными инспекторами при осуществлении проверок [2] . При этом, за невыполнение требований законодательства работодателя ждет не маленький штраф.

Но не всем работодателям и специалистам в области охраны труда до конца ясно, что это за «фрукт» такой СУОТ и с чем его «едят». Зачем государственные органы навязывают выполнение лишней, ненужной работы и так непомерно загруженным специалистам по охране труда и к какому итоговому результату приведет выстраивание этой сложной и непонятной системы?

Вопросов возникает достаточно много: для чего необходимо внедрять СУОТ в организации, в чем заключается ее истинная сущность и как правильно выстроить результативную систему? Именно в этом и попробуем разобраться в данной статье.

Система управления охраной труда

Для начала определим, что представляет собой Система Управления Охраной Труда. В ГОСТ 12.0.230-2007 приведено следующее определение: «Система управления охраной труда – это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей» [3] . Довольно простое, но в тоже время достаточно ёмкое определение, ведь элементов в системе управления множество.

Для того, чтобы упорядочить деятельность, связать между собой все элементы и обеспечить их взаимодействие, необходимо грамотно выстроить систему управления.

СУОТ, как и любая система менеджмента, представляет собой замкнутый цикл, состоящий из этапов планирования, выполнения, контроля, анализа и оценки, разработки мероприятий по улучшению.

Первый этап. Планирование

Планирование включает в себя разработку Политики и Целей в области охраны труда, Процедур, необходимых для функционирования СУОТ, а также мероприятий, направленных на выполнение требований в области охраны труда и достижение показателей, установленных в Целях.

Политика – это основные намерения и направления деятельности организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, сформулированные высшим руководством и оформленные документально.

Цели – то, чего организация стремиться достичь в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.

Цели разрабатываются на основании Политики организации по правилу SMART: должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, мотивирующими на результат и ограниченными во времени. Для каждой установленной цели должны быть определены количественные или качественные показатели, а также сроки достижения.

На основании установленных Целей разрабатываются мероприятия, направленные на их достижение. За выполнение каждого мероприятия в организации должен быть назначен ответственный.

Процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, могут быть представлены в виде инструкций, методик, положений и т.д. В процедурах описывается порядок выполнения деятельности, устанавливаются требования к ее осуществлению и определяются ответственные лица, с указанием их обязанностей и полномочий.

Политика и Цели организации в области охраны труда, процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, порядок планирования мероприятий в области охраны труда, контроля осуществления деятельности, проведения анализа функционирования СУОТ, планирования улучшений, реагирования на аварии и несчастные случаи, а также управления документами СУОТ, должны быть определены в «Положении о системе управления охраной труда». Наличие в организации «Положения о СУОТ» является обязательным требованием законодательства. Структура положения и требования к его разделам определены в Приказе Минтруда России от 19.08.2016 N 438н [4] .

Второй этап. Выполнение

Выполнение требований процедур и запланированных мероприятий является обязательным условием функционирования СУОТ и достижения установленных Целей. На данном этапе немаловажную роль играет уровень компетентности персонала в области охраны труда, знание и понимание требований по охране труда, пожарной и промышленной безопасности. Для этого необходимо проводить периодические инструктажи и обучение сотрудников с последующей проверкой знаний.

Третий этап. Контроль, анализ и оценка

Контроль соблюдения сотрудниками установленных требований при выполнении работ, осуществляется посредством проведения внутренних и внешних проверок. Осуществление проверок является всего лишь инструментом сбора информации о соответствии или несоответствии деятельности установленным требованиям для последующего анализа, оценки и поиска путей улучшения.

Анализ и оценка проводятся для того, чтобы убедиться в результативности и эффективности функционирования СУОТ. Анализ и оценка СУОТ должны проводиться высшим руководством по всем показателям деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Анализ функционирования СУОТ должен учитывать степень достижения установленных целей и результативность выполненных мероприятий, результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда [3].

Четвертый этап. Улучшение

На основании проведенного анализа и оценки СУОТ разрабатываются действия по ее постоянному улучшению, с целью внесения необходимых изменений в деятельность по функционированию СУОТ. На данном этапе цикл не завершается, а вновь переходит на этап планирования, но уже с учетом разработанных мероприятий по улучшению.

Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда

Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по созданию и внедрению СУОТ, на плечи рядовых сотрудников, ответственных за охрану труда или это общее дело всех структурных подразделений организации? СУОТ является частью общей системы менеджмента предприятия. Вопросы безопасности при выполнении работ зависят от многих факторов: уровня знаний и опыта сотрудников, состояния технологического оборудования, инфраструктуры, используемых в работе сырья и материалов, факторов производственной среды. Таким образом создание безопасных условий труда является обшей задачей и ответственностью всех сотрудников предприятия от высшего руководства до конкретных исполнителей. Высшее руководство берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий труда своих сотрудников, утверждает Политику, устанавливает конкретные Цели с измеримыми показателями и проводит анализ функционирования СУОТ. Руководители структурных подразделений должны контролировать выполнение подчиненным персоналом требований охраны труда. Ответственные лица определенных сфер деятельности, в рамках возлагаемых на них обязанностей, должны обеспечивать реализацию мероприятий по обеспечению безопасных условий выполнения работ. Персонал структурных подразделений должен понимать необходимость соблюдения установленных требований к безопасности и вносить свой вклад в достижение целей организации.

Создание и правильная организация СУОТ является достаточно трудоёмким процессом, требующим участия всех сотрудников организации. Для того, чтобы выстроить наиболее результативную и эффективную систему управления, необходимо максимально оптимизировать все входящие в неё процессы.


В век компьютеризации и автоматизации существует множество способов оптимизации любой области деятельности. Охрана здоровья и обеспечение безопасности труда не исключение. Одним из наиболее эффективных инструментов автоматизации деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является применение программного продукта «Охрана труда».

Программа позволяет разрабатывать Положение о СУОТ по установленному шаблону, Политику в области охраны труда, фиксировать Цели организации с установленными показателями, размещать и хранить необходимые процедуры в документообороте, а также формировать матрицу ответственности и различные виды отчетов, необходимых для анализа функционирования СУОТ.

Шаг 1. Формирование Политики и Целей в области охраны труда

Политику в области охраны труда можно создать по установленному шаблону и разместить в документообороте. Сформировать Цели с установленными показателями и их значениями, указать ответственных лиц и сроки достижения Целей, возможно в документе «Установка Целей».

документ Установка целей СУОТ

По мере реализации Целей имеется возможность отображать факт по показателям и проводить оценку достижения Целей.

Шаг 2. Распределение ответственности

Программа позволяет распределить обязанности по предприятию и назначить ответственных лиц.

Назначение ответственных лиц и коммисий

Распределив ответственность, обязанности и полномочия можно сформировать Матрицу ответственности.

Матрица ответственности в программе

Шаг 3. Разработка Положения о системе управления охраной труда

Для того, чтобы создать Положение о СУОТ, необходимо указать в табличной части документа процедуры, используемые в рамках СУОТ, включая Политику, Цели и распределение ответственности.

Положение о СУОТ

Автоматизировать деятельность нужно вовсе не для того, чтобы программа все сделала за специалиста, который занимается работой в той или иной области, а для того, чтобы помочь сэкономить время, затрачиваемое на подготовку множества необходимых документов и формирование аналитической отчетности, облегчить ведение учета и осуществление контроля за сроками выполнения задач. Ведь с помощью программного продукта все это можно сделать достаточно быстро. А при выполнении такой трудоёмкой работы, как создание и поддержание функционирования СУОТ, автоматизация процессов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда является ещё более актуальной.

Для чего необходимо внедрять систему управления охраны труда?

Внедрение СУОТ позволяет правильно организовать деятельность и сделать ее результативной. Долгое время все действия по достижению каких-либо результатов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сводились лишь к осуществлению контроля соблюдения установленных требований и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений. Но нельзя только за счет проведения проверок исключить травматизм или предотвратить профзаболевания. Должен быть создан целый комплекс мероприятий, в котором контроль соблюдения требований является лишь одним из его элементов.

Можно проводить бесконечное множество проверок выполнения требований, но, если не анализировать причины возникающих несоответствий и не разрабатывать мероприятия по их устранению, не устанавливать цели по улучшению и не достигать их показателей, это не приведет к желаемому результату.

Необходимо уйти от функций администрирования, которые направлены на тотальный контроль соблюдения требований, и внедрить механизм, позволяющий комплексно управлять деятельностью, как единой системой взаимодействующих элементов, и постоянно улучшать ее показатели.

Безусловно, поддерживать идеологию о соблюдении правил безопасной работы, которой должен проникнуться каждый сотрудник, и обеспечивать функционирование СУОТ в организации должен работодатель. Ведь именно за ним остается выбор: «прикрываться бумажками» при проверках, осуществляемыми государственными надзорными органами, или в действительности повышать эффективность и результативность деятельности в области охраны здоровья сотрудников и обеспечения безопасности труда!

Андреюк ЕленаАндреюк Елена

Методист по программным продуктам

Список источников.

1. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ).
2. Приказ от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
3. ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
4. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (Зарегистрировано в Минюсте России13.10.2016 N 44037).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *