Что не относится к стоимостным критериям оценки заявок на участие в конкурсе
Перейти к содержимому

Что не относится к стоимостным критериям оценки заявок на участие в конкурсе

  • автор:

Что не относится к стоимостным критериям оценки заявок на участие в конкурсе

Статья 32. Оценка заявок участников закупки и критерии этой оценки

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 32

1. Для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 311-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, предусмотренных частью 16 статьи 34 настоящего Федерального закона, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, вправе использовать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

1) литературных произведений;

2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

3) хореографических произведений и пантомимы;

4) музыкальных произведений с текстом или без текста;

5) аудиовизуальных произведений;

6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

10) производных произведений;

11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

8. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Правила оценки заявок

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Критерии оценки

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

– квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

– стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил (далее – стоимость жизненного цикла);

– предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

– квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Напомним, что ранее оценка заявок осуществлялась с использованием следующих критериев (п. 2 Правил № 722):

а) цена контракта;

– цена контракта за единицу товара, работы, услуги, которая включает в себя:

– цену единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков – если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа;

– цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию;

– цену единицы услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги;

б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

г) расходы на эксплуатацию товара;

д) расходы на техническое обслуживание товара;

е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Обратите внимание

Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом о контрактной системе (п. 2 Правил оценки заявок).

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.

Кроме того, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Как мы уже отмечали выше, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе, – «стоимость жизненного цикла».

Кроме того, следует учитывать, что использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. При этом, оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ – по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».

В соответствии с п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» обязан установить опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом значимость данного показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Исключением из данного требования являются случаи, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 14 Правил оценки заявок итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки

Как мы уже отмечали, в качестве стоимостных критериев могут выступать: «цена контракта», «стоимость жизненного цикла», а также «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБi), определяется по формуле:

а) в случае если Цmin > 0,

ЦБi = Цmin / Цix 100, где:

Цi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если Цmin ,

ЦБi = (Цmax- Цi) / Цix 100, где:

Цmax – максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Оценка заявок (предложений) по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.

Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» (ЦЭБi), определяется по формуле:

ЦЭБi = ЦЭmin / ЦЭix 100,где:

ЦЭmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

ЦЭi – предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.

В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ», оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Обратите внимание

Сумма величин значимости стоимостных критериев при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. В случае если при заключении таких контрактов критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не используется, величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев (ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе).

Необходимо отметить, что положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

– драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

– хореографических произведений и пантомимы;

– музыкальных произведений с текстом или без текста;

– произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

– произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

– фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

– составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

В силу п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с п. 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям «качество товаров (качество работ, качество услуг)» и «соответствие экологическим нормам», а также в случаях, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 – 24 Правил оценки заявок.

Согласно п. 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

– качество товаров (качество работ, качество услуг);

– функциональные, потребительские свойства товара;

– соответствие экологическим нормам.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть (п. 27 Правил оценки заявок):

– квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

– опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

– обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

– обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

– деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по указанному нестоимостному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик.

В силу п. 29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

– финансовых ресурсов для исполнения контракта;

– на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

– опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

– необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, например, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В данных случаях такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Курс повышения квалификации «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ»

Полное погружение в вопросы закупок с тестами и практикой: вы научитесь искать выгодные закупки, пользоваться тендерными площадками, составлять заявки на участие и готовить пакет документов.

После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 72 часа и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Станьте специалистом, который поможет бизнесу заработать больше! Записаться

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.

Критерии оценки открытого конкурса 44-ФЗ

вопросы

Открытый конкурс — один из способов определения поставщика по 44-ФЗ. Этот способ предполагает выбор победителя не только по наименьшей цене контракта, но и по ряду других критериев. Соответственно, победителем в конкурсе становится тот, кто предложил наилучшие условия. В этой статье мы подробно расскажем об открытом конкурсе, критериях оценки предложений поставщиков, а также приведём примеры оценок конкурсных заявок.

Что такое открытый конкурс

Открытый конкурс по 44-ФЗ — это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. В этом случае на выбор победителя влияет не только самое низкое предложение цены, но и другие факторы. Квалификация и опыт поставщика, качественные, функциональные и экологические качества товара, условия жизненного цикла товара — всё это критерии, по которым заказчик выбирает исполнителя контракта. Критерии, по которым оценивается участник и порядок оценки указаны в приложении к извещению «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Другими словами, чтобы участник стал победителем, он должен выполнить три требования.

  1. Заявка должна полностью соответствовать всем условиям, указанным в документации к закупке.
  2. Заявка должна полностью соответствовать всем нормам, указанным в законе о контрактной системе.
  3. Участник должен предложить лучшие условия исполнения контракта.

Заявка участника состоит из трёх частей: информации об условиях контракта, сведениях о поставщике и информации о цене.

Как проводят открытый конкурс

Заказчик указывает в закупочной документации не менее двух критериев, по которым он выбирает исполнителя. При этом цена контракта обязательно должна присутствовать в этом списке. Указывается и их процентное соотношение и значимость.

Пример: влияние цены контракта может составлять 20%, влияние квалификации поставщика — 30%, влияние качества товара — 50%.

Информация о закупке размещается в ЕИС (Единая информационная система) и к ней имеет доступ неограниченный круг лиц. Соответственно, заявку может оставить любой поставщик.

15 дней — такой минимальный срок размещения информации об открытом электронном конкурсе в ЕИС. Заказчик может внести изменения в извещение о закупке не позднее чем за один рабочий день до срока окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок продлевают ещё минимум на 10 дней.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Заказчик обязан оформить порядок рассмотрения и оценки заявок по форме, утверждённой Постановлением № 2604, которая состоит из трёх разделов:

  • в первом разделе указываются данные о заказчике;
  • во втором – критерии и их значимость, а также формула или шкала расчёта;
  • в третьем – описание применения критериев и показателей оценки.

Окончание приёма заявок

После окончания срока приёма заявок на участие в электронном конкурсе комиссия рассматривает и оценивает поступившие заявки в установленные законом сроки. Заказчик формирует и направляет оператору площадки протоколы рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок. После получения протокола оценки вторых частей заявок оператор направляет заказчику третьи части и члены комиссии осуществляют оценку ценовых предложений и выбор победителя.

Решение о заключении контракта с тем или иным участником оформляется протоколом подведения итогов. Контракт с победителем заказчик заключает по правилам, установленным статьёй 51 Закона №44-ФЗ.

Виды критериев оценки

Все виды критериев можно разделить на две большие категории: стоимостные и нестоимостные. Как понятно из названия, к первой категории относятся критерии, так или иначе, связанные с финансами. Вторая категория вмещает в себя все остальные параметры.

Порядок оценки установлен в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 №2604. Заказчик выбирает как минимум два критерия, по которым он будет оценивать поставщиков. Один из этих критериев обязательно должен быть ценой контракта.

Стоимостные

К стоимостным критериям оценок относят:

  • цену контракта или сумму цен единиц товара, работы, услуги;
  • расходы.

Нестоимостные

К нестоимостным критериям оценок относят:

  • характеристику объекта закупки;
  • квалификацию участников закупки.

Как оцениваются конкурсные заявки

Для оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ заказчик использует 100-балльную систему. По каждому критерию отдельно заказчик выставляет оценку, которая и влияет на дальнейший выбор победителя.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Приложением №2 к Положению, утверждённому Постановлением №2604.

Оценка по стоимостным критериям

Для оценки по стоимостным критериям комиссия по осуществлению закупок применяет в зависимости от ситуации одну из трёх формул, указанных в Постановлении №2604.

Если цена всех предложений больше нуля,

Цi — предложение участника закупки о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги;

Цл — наилучшее ценовое предложение из всех заявок.

Участник № 1 предложил 1 000 000 рублей – это лучшая цена.

Участник № 2 предложил 1 500 000 рублей.

Участник № 3 предложил 1 250 000 рублей.

Расчёты в этом случае будут следующими:

Заявка № 1. Получает 100%

Заявка № 2. 100 — (1 500 000 — 1 000 000) / 1 000 000 × 100 = 50%

Заявка № 3. (1 250 000 — 1 000 000 / 1 000 000) × 100 = 75%

По стоимостному критерию побеждает заявка первого участника, но в расчёт нужно брать и другие критерии.

Если кто-то из участников предложил цену контракта, равную нулю или ниже, в этой ситуации заявки участников, предложивших цену выше и ниже нуля будут оценивать по разным формулам.

Для тех, кто предложил цену выше нуля, применяется:

Цнач — начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта.

Заявку с ценой ноль и ниже оценивают по формуле:

Оценка по нестоимостным критериям

В отношении нестоимостных критериев оценки применяются детализирующие показатели, раскрывающие их содержание и учитывающие особенности оценки закупаемых ТРУ.

В отношении каждого детализирующего показателя устанавливается его значимость. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов.

 детализирующего показателя

Постановлением №2604 установлены предельные величины в зависимости от объекта закупки.

Для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» предусмотрено применение формул, установленных Постановлением №2604. Также Постановлением №2604 установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Критерии оценки заявок от участников заказчиком в 2023 году. Значимость критериев.

Первого апреля произошли очередные изменения в федеральном законе «О контрактной системе» №44-ФЗ. Предлагаем ознакомиться с обновленным текстом статьи № 32, которая определяет порядок оценки заявок участников закупки и критерии этой оценки.

Критерии оценки заявок

  1. цену сделки, сумму цен единиц ТРУ;
  2. расходы на эксплуатацию и ремонт объекта закупки;
  3. прочие качественные, функциональные и экологические характеристики закупаемого товара, работы или услуги;
  4. наличие у контрагента необходимой квалификации. Сюда относится наличие финансовых ресурсов, производственных мощностей, опыта работы или аналогичной поставки – любых критериев, затрагивающих деловую репутацию.

Ранее существовала строгая градация, согласно которой критерии следовало разделять на стоимостные и не стоимостные. Сегодня же это разделение упразднено и для оценки заявок определены лишь 4 критерия, указанные выше. Они закреплены в ст. 32 44-ФЗ .

Все критерии кроме первого при необходимости могут быть детализированы. Уточненным критериям присваиваются показатели оценки, которые в сумме определяют «вес» более общего (родительского) критерия. Например, функциональные и экологические критерии могут делиться на более точные, однако вес критерия «характеристики», включающего в себя все функциональные и экологические и прочие качественные критерии в сумме с критерием «квалификация» для большинства товаров должен быть не более 30%, а для большинства работ и услуг – не более 40%. О пропорции между четырьмя основными видами критериев мы подробно расскажем ниже, а пока стоит уточнить, что критерии оценки заявок, их «вес» заказчик указывает в приложении к извещению о закупке. Если заказчик по какой-то причине этого не сделал, но при отборе участников ссылается на несоответствие заявки критериям, это считается нарушением.

Важно!

Использовать критерии оценки заявок можно только, если они были опубликованы, и участники имели возможность с ними ознакомиться.

Минимальное количество критериев, которое допускается использовать заказчику

При создании тендера заказчик имеет право указать критерии к заявке. Критериев должно быть не менее двух, один из которых обязан быть связан с ценой контракта.

«Вес» критериев

Значимость (по другому «вес») четырех вышеуказанных критериев различна, их сумма равна 100%, но в пропорциональном отношении относительно друг друга может варьироваться. Процентная шкала, в пределах которой заказчик вправе указывать значимость критериев, содержится в Постановлении Правительства № 2604.

На сегодняшний день каждому из четырех критериев определили предельные величины (в процентах). Поступившие заявки рассматриваются закупочной комиссией, каждой присваиваются баллы, исходя из критериев оценки, определенных заказчиком. Значение баллов рассчитывается по формулам из ПП № 2604

Критерий номер один: «цена».

100 баллов присваивается участнику, предложившему лучшую цену. Баллы для других контрагентов по критерию цена рассчитываются согласно формуле:

Разброс цен, предложенных участниками торгов бывает значительный. Так, если лучшее ценовое предложение в два и более раза меньше цены, предложенной ближайшим конкурентом, то ему присваивается 100 баллов. Все остальные участники по критерию «цена» получают ноль баллов. Это правило придумано, чтобы исключить отрицательные значения при расчете баллов согласно формуле.

Критерий номер два: «расходы»

Этот критерий затрагивает издержки заказчика, связанные с непредвиденными обстоятельствами, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации. Критерий не используется при закупке услуг.

Расчет показателей для этого критерия представляет определенную сложность. Желание заказчика «перестраховаться» и указать в документации к закупке критерий по расходам понятно, но дать оценку предоставленным участникам предложениям на основе этого показателя весьма проблематично. Поставщик может написать «привлекательные» цифры, а когда заказчик столкнется с трудностями при эксплуатации, уйти от ответственности.

Для расчета баллов по данному критерию используют формулу:

Важно!

В ситуации, когда видов расходов несколько, расчет производится для каждого детализирующего критерия по этой же формуле.

Критерий номер три: «характеристики»

Характеристики бывают качественные, экологические и функциональные. Заказчик обязан их конкретизировать и установить пропорциональное соотношение между разработанными требованиями. Например, заказчик указывает все три группы критериев, детализирует экологические, выделяя в этой категории 4 подкритерия, в остальных по два. При этом он вправе указать, что за соответствующие всем 4 экологическим критериям участник в категории «характеристики» получит 20 баллов, а остальные 80 волен распределить между функциональными и экологическими.

Формулы, по которым стоит рассчитывать баллы для критерия «характеристики», содержатся в Постановление Правительства № 2604:

Если количественных характеристик прописать невозможно, то используют все два значения: 100 баллов – как наличие или отсутствие необходимого признака, 0 баллов – отсутствие или наличие этого же признака. Желаемая характеристика (отсутствие или наличие) определяется заказчиком, в зависимости от его требований и распределяются баллы или их отсутствие

Критерий номер четыре: «квалификация»

В этот показатель входит все, что связано с наличием у участника должной квалификации. Сюда относятся финансовые и производственные ресурсы, опыт и прочие репутационные критерии.

Эти показатели также требуют конкретики и детализации. Например, опыт оценивают по следующим показателям:

  1. общая стоимость закрытых сделок;
  2. количество выполненных контрактов;
  3. максимальная стоимость закрытой сделки.

Указывая критерий «квалификация» и апеллируя к опыту предыдущих сделок участника, заказчик обязан описать предмет договоров и другие уточняющие документы, прописать отсутствие задолженностей и неуплаченных неустоек.

При этом заказчик не имеет права как-то ограничивать допуск сверх законных предписаний, касающихся подтверждения опыта.

Деловая репутация обязана быть подтверждена с помощью сертификата, который выдают независимые центры стандартизации. В сертификате указывается индекс деловой репутации. Сама процедура получения сертификата носит добровольный характер, и получение его – выбор участника закупки. Однако, если заказчик обозначил подобный критерий в закупочной документации, то участник не имеющий сертификата получает ноль баллов, тогда как владеющий сертификатом контрагент получает конкурентное преимущество.

Подкритерий квалификации, предъявляемый к сотрудникам организации поставщика, также может быть включен заказчиком в сопроводительную документацию. Последний обязан детализировать его. В качестве подтверждающих документов участники предъявляют записи из трудовой книжки своих сотрудников и сертификаты, указывающие на интересующую заказчика квалификацию.

Баллы в этом случае считаются по формулам, не отличающимся от формул при расчете критерия «характеристики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *