Что такое законодательство о налогах и сборах?
Я обнаружила, что в моем bLAWg.ru в разделе Аналитика есть рубрика о налоговом законодательстве, но я до сих пор не написала, что это такое, и почему так важно говорить о таком вроде бы теоретическом вопросе.
Во-первых, сразу оговорюсь, термин налоговое законодательство Налоговый кодекс не содержит. Это понятие в таком виде дошло до нас из законов 90-х годов. Его по-прежнему используют журналисты. Легальный термин, то есть термин, закрепленный законом, — это законодательство о налогах и сборах. Стоит отметить, что Налоговый кодекс в этом плане оказался достаточно четким — он разграничил понятия «законодательство о налогах и сборах», «законодательство о налогах и сборах Российской Федерации» и другие звучащие подобным образом термины. НК РФ также указал, что конкретно входит в понятие «законодательство о налогах и сборах».
И вот это уже совсем не теоретический вопрос. Если какой-то акт относится к законодательству о налогах и сборах, этот акт может регулировать отношения, указанные в статье 2 НК РФ, то есть применяться, например, к мерам налогового контроля. Автоматически право на проверку получают налоговые органы, если то или иное отношение относится к налоговым. А проверка, проводимая налоговиками, — это гораздо более серьезное мероприятие по своим возможным последствиям, чем многие другие проверки, осуществляемые иными органами.
Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ, к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации (обращаю внимание — к федеральному законодательству) относится Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. В этой формулировке самый большой вопрос возникает, когда мы пытаемся расшифровать, а что означает фраза «принятые в соответствии с ним…». Есть два варианта трактовки. Первый: в законодательство о налогах и сборах РФ входят НК РФ и только те законы, которые были приняты по прямому указанию Кодекса. Вариант второй: в законодательство о налогах и сборах РФ входят НК РФ и любые законы, которые затрагивают каким-либо образом налоговые отношения и не противоречат НК РФ.
По словам тех, кто был непосредственным свидетелем принятия первой части Налогового кодекса, законодатель хотел сильно ограничить круг законодательства о налогах и сборах и включить в него только те законы, которые приняты по указанию НК РФ. Однако судебная практика пошла по пути расширительного толкования. В 2001 году Пленум Высшего арбитражного суда (постановление № 5) указал, что формулировка «федеральные законы, принятые в соответствии с Налоговым кодексом» не предполагает, что эти законы должны быть непосредственно указаны в самом тексте Кодекса. А между тем, рассматриваемое дело было очень важным — оно касалось налоговых льгот. И суд указал, что суды должны применять нормы о налоговых льготах независимо от того, в каком акте они содержатся.
Вот так и получилось, что в состав законодательства о налогах и сборах могут попасть любые акты. Главное требование для них — не должны противоречить НК РФ.
Статьи по теме:

Сентябрь 14th, 2007 at 14:14
Пленум ВАС РФ прав в том смысле, что расширять толкование можно только в сторон расширения прав людей. А вот в сторону расширения полномочий властных органов — нет. Люди действуют В ПРЕДЕЛАХ закона, а власть — НА СНОВАНИИ закона. Так что для налоговых льгот толкование ВАС РФ проходит, а вот для налоговых проверок — нет
Сентябрь 29th, 2008 at 20:45
да согласен на все сто, с Марком Болдыревым…
Ноябрь 18th, 2008 at 15:15
интересная статья, вот только мало информации по теме.
Февраль 7th, 2009 at 18:08
Согласен с товарищем kerrnel- все слишком размыто, конкретики никакой.
Апрель 3rd, 2009 at 03:49
Ответ гораздо проще — это зло!
Апрель 4th, 2009 at 14:06
Так что для налоговых льгот толкование ВАС РФ проходит, а вот для налоговых проверок — нет
Апрель 7th, 2009 at 13:47
Законодатель просто хочет сильно ограничить круг законодательства о налогах и сборах и включить в него только те законы, которые приняты по указанию НК РФ.
Апрель 9th, 2009 at 22:17
Пленум ВАС РФ прав в том смысле, что расширять толкование можно только в сторон расширения прав людей. А вот в сторону расширения полномочий властных органов — нет. Люди действуют В ПРЕДЕЛАХ закона, а власть — НА СНОВАНИИ закона. Так что для налоговых льгот толкование ВАС РФ проходит, а вот для налоговых проверок — нет
Апрель 15th, 2009 at 20:19
Спасибо что дали разобраться в ньюансах.
Апрель 17th, 2009 at 03:40
А обойти его никак ?
Апрель 21st, 2009 at 19:28
Так что для налоговых льгот толкование ВАС РФ проходит, а вот для налоговых проверок — нет
Апрель 27th, 2009 at 16:50
Марианна, в одну сторону работает толкование, а что поделать, такая система.
Май 6th, 2009 at 03:54
система далеко не идеально, надо поправлять это дело.
Май 7th, 2009 at 03:39
Налоговый кодекс в последнее время был неслабо модифицирован.
Май 8th, 2009 at 20:57
вот балин, лучшеб не знал даже
Май 15th, 2009 at 03:27
«затрагивают каким-либо образом налоговые отношения и не противоречат НК РФ.»
Как раз таки противоречат.
Май 24th, 2009 at 04:10
Ужас один, лучше б его не было совсем.
Май 24th, 2009 at 11:41
Занятно. Иногда такое бывает, что хоть стой хоть падай.
Май 31st, 2009 at 13:05
Надо у знакомого юриста проконсультироваться по этим вопросам.
Июнь 6th, 2009 at 04:33
Статья не актуальна, пора бы обновить уже.
Июнь 9th, 2009 at 15:34
Ух…но я что-то все равно ничего не поняла:))))))))
Июнь 17th, 2009 at 17:47
Это никогда не поймёшь..смертному человеку это не дано.
Июнь 21st, 2009 at 03:14
Балин, да я, оказывается, закон нарушаю.
Июнь 25th, 2009 at 02:20
Вот вот, что-то мне страшно стало, надо валерьянки выпить
Июнь 29th, 2009 at 08:14
Восстановление данных, восстановление информации
Июнь 29th, 2009 at 08:19
Изготовление веб сайтов
Июнь 29th, 2009 at 08:23
Каталог статей, разместить статью бесплатно
Июнь 30th, 2009 at 17:02
MP3 мелодии тут.
Июль 5th, 2009 at 19:00
[...] налоговыми органами в законодательстве о налогах и сборах отнюдь не закреплено им взимать [...]
Август 11th, 2009 at 13:46
Спасибо полезная статья
Август 12th, 2009 at 18:04
Проверка, проводимая налоговиками, — это гораздо более серьезное мероприятие по своим возможным последствиям, чем многие другие проверки, осуществляемые иными органами.
Август 15th, 2009 at 13:03
Заметил такую тенденцию, что в блогах появилось много не адекватных комментариев, не могу понять, это что кто то спамит так? А зачем, чтоб падлу комуто сделать))) Имхо глупо…
Сентябрь 10th, 2009 at 14:06
Мне сайт очень понравился, — хорошо пишите. Побольше б таких сайтов.
Сентябрь 21st, 2009 at 23:59
Судя по нарушениям меня должны надолго упрятать
Сентябрь 25th, 2009 at 21:29
XXX-Vip Video — бесплатное порно онлайн
Октябрь 15th, 2009 at 13:26
[...] на историю, как в течение последних 15-16 лет в налоговое законодательство постепенно включались процессуальные нормы. В начале [...]
Октябрь 29th, 2009 at 01:17
смотреть онлайн скачать на высокой скорости
Декабрь 5th, 2009 at 15:11
Присоединяюсь к большинству высказавшихся. Кстати Вы на блогоиндекс проверяли текст?
Январь 11th, 2010 at 00:43
Nice piece of text I must say. Is it oke for me to make a translation in Dutch with a obvious link to this article?
Ноябрь 11th, 2010 at 13:54
Удивительный дизайн !
Декабрь 4th, 2010 at 03:12
А я считаю, что всетаки это вероятно и очень будто подмечено! И таких мелочей позволительно накопать тысячу.
Декабрь 5th, 2010 at 01:18
Добросердечный число всем посетителям этого прекрасного блога. Хочу внести и свой вклад в целую историю положительных отзывов.
Декабрь 5th, 2010 at 01:34
Что-то не вижу форму обратной связи иначе другие координаты администрации блога.
Декабрь 13th, 2010 at 04:21
А я считаю, который все это правильно и с ювелирной точностью подмечено! И таких мелочей дозволительно накопать тыщу.
Февраль 2nd, 2011 at 16:35
[...] налоговыми органами в законодательстве о налогах и сборах не закреплено право взимать налоги [...]
Февраль 2nd, 2011 at 16:37
[...] на историю, как в течение последних 15-16 лет в налоговое законодательство постепенно включались процессуальные нормы. В начале [...]
Июль 16th, 2011 at 11:55
доступро,понятно-спасибо….