Кто такой юрист?
Многие ли из нас понимают, что такое - «юрист»? Откуда появилась такая профессия? Зачем она нужна? В этой и следующей статье я расскажу об истории понятий юрист и юриспруденция, а также поразмышляю о том, какова цель существования юристов на этой Земле.
Само слово юрист произошло от латинского jus - право. Juris prudentia - это знание о праве. Корни юриспруденции лежат в Древнем Риме. Считается, что именно там зародилась юриспруденция. Первыми юристами были понтифики - жрецы. Они собирали и хранили знания о праве, прецедентах, давали юридические советы. Но в то время право было неписаным. Его источниками были сложившиеся обычаи, а посвященными в право людьми были служители религии и более того, патриции, - коренные жители Рима, высший свет. И только после того, как к праву были допущены плебеи (незнатные жители, простолюдины), а главный понтифик стал давать консультации публично всем желающим, юриспруденция получила мощный толчок и стала развиваться как светское (то есть отделенное от религии) знание. Это 3 век до нашей эры.
Тогда уровень юридической техники и вообще нормативно-правовой базы достиг такого уровня, что каждый считал необходимым быть сведущим в вопросах права. В первую очередь, для того, чтобы правильно заключать юридические сделки, составлять иски. То есть, было стремление к знанию и развитию частного права. Именно за гражданское право благодарят римских юристов. К юристам обращались за помощью при заключении сделок, при наличии каких-либо правовых сомнений, для составления исков и получения советов о том, как вести дело в суде. Кстати, тогда юристы в качестве представителей в судах практически не выступали. В это время юристы - это, в первую очередь, практики.
Затем произошел еще один скачок в развитии юриспруденции в Риме. Римские императоры стали возводить в особый ранг самых опытных юристов. Их мнение становится обязательным для судьи по конкретному рассматриваемому им делу. Мнение таких юристов стало оказывать огромное влияние на практику правоприменения, когда суд рассматривал схожие дела. Вот здесь и стала возникать юридическая наука. Было написано значительное количество комментариев практики, сборников, кратких систематических учебников, монографических исследований. Но «конек» их по-прежнему был в практике.
Вскоре Римская империя приходит в упадок, а вместе с ней - и юриспруденция. В итоге до наших дней дошло не так уж много трудов римских юристов. Тем не менее, именно они легли в основу права и юридической науке в Европе.
«Истинная сфера римского юриста - в анализе правовых норм и в определении юридической природы конкретных правоотношений» (Покровский И. А.).
Статьи по теме:





Август 21st, 2007 at 20:16
Очень познавательно, с нетерпением жду второй части
Август 22nd, 2007 at 8:21
Совершенно не согласен с теорией римского происхождения юриспруденции (Вы, Ольга, кстати,пишете не столько о юриспруденции,сколько о юстиции). Сами римляне получили свои законы из законов XII таблиц, то есть от куда более культурных греков. А в китае законодательство и правовые учения существовали на пару тысячелетий раньше, чем вообще возник Рим.
Уже у греков же существовало членение между богами по функциям: Темис (Фемида) - богиня правосудия (атрибут - повязка на глазах, титанида), Дике - богиня правды и справедливости (атрибут - весы, созвездие Девы и созведие Весов, дочь Темис и Зевса), Эвномия - богиня благозакония (дочь Темис и Зевса), Немезис (Немезида) - богиня мщения (атрибут - мечь, эриния).
То есть отсюда явно видно, что уже греки задолго до римлян обладали космическим представлением о структуре права и правоотношений. Римляне, надо отметить, вообще были малотворческим народом. Они, главным образом, неплохо заимствовали у других.
Даже т.н. «римское право» в его систематическом понимании нами есть не право Западного Рима,а право Константинополя (Кодекс Юстиниана), то есть Восточного Рима (иными словами, не римлян, не италийцев, не латинян, а опять-таки ГРЕКОВ!).
Август 22nd, 2007 at 20:45
В том-то и прелесть…а может, и наоборот, разочарование…что сколько существует юристов-столько и мнений по одному и тому же вопросу. Историков это тоже касается
Август 22nd, 2007 at 21:23
Всё верно, все слова на месте: и «мнение» и… «прелесть».
Август 24th, 2007 at 15:42
Вы не против, если я вашу статью возьму к себе в реферат?
Август 31st, 2007 at 0:18
Кирилл, я не против. Только ссылку не забудьте поставить в списке литературы
Декабрь 19th, 2007 at 23:33
Очень хорошая статья хотя, конечно с некоторыми аспектами я в корне не согласен. Хотя основная мысль верна юриспруденцией мы обязаны римлянам. Конечно можно много спорить о Законах 12 таблиц, и других древних сводах законов. Но! Именно при существование Римской империи юриспруденция приобрела осмысленный, упорядоченный вид. Кстати, грубо говоря, на сегодняшний день юриспруденция не так радикально изменилась со времен Рим. Империи.
Январь 8th, 2008 at 22:13
А Вы, собственно, какую юриспруденцию имеете в виду? Если континентальную, то, простите, она имеет, конечно отношение к римской Империи, но только не к Западной, а к… Восточной. Её корень - кодекс Юстиниана. А вот англо-американская - там другая песня - вот настоящие наследжники именно Западного Рима.
Кроме того, нельзя утверждать, что “осмысленно” относились к законам именно начиная с Рима. никуда не денешь: Китай, Корё, Грецию, Египет (в оба царства и оба Египта), всю Месопотанмию, Элам, Шумер, Персию… Израиль, между прочим, наконец.
Утверждение, что систематическое изучение права началось с Рима, сильно напоминает мне утверждение, что мир появился с рождения моих родителей, так как непосредственное происходдения я имею от них.
Февраль 19th, 2008 at 19:49
а кто именно такой юрист? Человек, знающий права?
Февраль 19th, 2008 at 20:21
Нюше:
юрист - специалист в области изучения правовой действительности и применении знаний о закономерностях в оной.
Июль 29th, 2008 at 19:01
Понравилась статья. Обязательно буду ждать продолжения. Данная тема безусловно интересна всем.
Сентябрь 26th, 2008 at 18:54
статья в общем не плохая.буду ждать продолжения=)
Ноябрь 19th, 2008 at 14:35
как раз сейчас это изучаем.
Январь 22nd, 2009 at 17:03
У меня друг на юриста учится, могу сказать точно, что это нужная професиссия, сам хотел пойти на юриста, но денег не хватило: учёба нынче дорого стоит
Февраль 10th, 2009 at 2:35
А на картинке один из первых юристов? а ваще статья неплохая
Март 9th, 2009 at 23:16
Очень хорошая статья хотя, конечно с некоторыми аспектами я в корне не согласен. Хотя основная мысль верна юриспруденцией мы обязаны римлянам. Конечно можно много спорить о Законах 12 таблиц, и других древних сводах законов. Но! Именно при существование Римской империи юриспруденция приобрела осмысленный, упорядоченный вид. Кстати, грубо говоря, на сегодняшний день юриспруденция не так радикально изменилась со времен Рим. Империи.
Март 9th, 2009 at 23:17
Нюше:
юрист - специалист в области изучения правовой действительности и применении знаний о закономерностях в оной.
Март 9th, 2009 at 23:18
У меня друг на юриста учится, могу сказать точно, что это нужная професиссия, сама хотела пойти на юриста, но денег не хватило: учёба нынче дорого стоит
Март 15th, 2009 at 23:30
Юрист - это профессия не менее значимая, чем например тот же шахтёр, ведь без юриста не может быть решен ни один спор и конфликт
Апрель 1st, 2009 at 0:09
Нюше:
юрист - специалист в области изучения правовой действительности и применении знаний о закономерностях в оной.
Апрель 10th, 2009 at 19:41
В том-то и прелесть…а может, и наоборот, разочарование…что сколько существует юристов-столько и мнений по одному и тому же вопросу. Историков это тоже касается
Апрель 16th, 2009 at 23:12
Нюше:
юрист - специалист в области изучения правовой действительности и применении знаний о закономерностях в оной
Май 20th, 2009 at 11:03
Даже т.н. «римское право» в его систематическом понимании нами есть не право Западного Рима,а право Константинополя (Кодекс Юстиниана)
Май 20th, 2009 at 11:04
Юрист - это профессия не менее значимая, чем например тот же шахтёр, ведь без юриста не может быть решен ни один спор и конфликт
Июнь 6th, 2009 at 2:44
Огромное спасибо! Адски помогла ваша информация!!!)))))))))))
Август 25th, 2009 at 22:12
Именно при существование Римской империи юриспруденция приобрела осмысленный, упорядоченный вид
Сентябрь 1st, 2009 at 23:57
И вас с праздником - ДНЕМ Знаний!) А у меня детишка в 1 класс пошла :))
Белый фартучек, банты, букет - просто загляденье
Октябрь 19th, 2009 at 13:31
Очень интересная и позновательная статья.Я её возьму для творчиских работ по труду.Снетерпением буду ждать продолжения потому что сама в будущем хочу стать юристом!!!)))
Ноябрь 10th, 2009 at 10:57
Ваще хрень полная…люди, как вы это читать можете?…если б не проект по ОПД ни за что в жизни б сюда не зашла…ппц…
Декабрь 21st, 2009 at 19:04
Прикона)))))))))))))))))
Декабрь 21st, 2009 at 19:04
Фуууууууууууууууууууууууууу
Февраль 19th, 2010 at 16:36
наконецто я узнал кто я по профессии )
Февраль 24th, 2010 at 15:59
pidaraz
lohi ebani