Сколько зарабатывают юристы
Юридическое образование считается популярным, престижным и дорогим. 28% респондентов считают юриспруденцию самой желанной работой для своих детей, сообщает Коммерсант по данным опроса ВЦИОМ. Правда среди самих абитуриентов популярность этой профессии падает. Престижность обеспечивается возможностью больших заработков и тем, что работа юриста считается высоко интеллектуальной. Дороговизна юридического образования – это уже следствие первых двух факторов. Российские ВУЗы до сих пор устанавливают стоимость образования исходя из популярности профессии.
Но оправдываются ли ожидания выпускников юридических вузов и факультетов после получения дипломов? Действительно ли юристы много получают?
Сайт Headhunter.ru недавно опубликовал рейтинг вакансий от 2000$ за июнь 2007 года. Юриспруденции нет в первой семерке. Больше всего открытых позиций с заработной платой от 2000$ указали работодатели из сферы информационных технологий. На втором месте – продажи, на третьем – бухгалтерия и финансы предприятия. Юристы только на 10 месте. В июне было размещено только 303 вакансии от 2000$ в юридической сфере.
Однако такие абсолютные показатели еще ни о чем не свидетельствуют. Для большей объективности необходимо сравнить, сколько процентов от общего количества размещенных за июнь вакансий составляют вакансии от 2000$ в юридической сфере и в сфере информационных технологий. На Headhunter.ru в июне было размещено около 10000 предложений в сфере информационных технологий, и только около 1500 предложений для юристов. В результате получается, что среди юристов процент вакансий для высокооплачиваемых специалистов больше или как минимум равен проценту в сфере информационных технологий: 19% против 17% соответственно (все цифры приведены округленно). Следовательно, исходя из такой интерпретации уже нельзя сказать, что среди программистов и прочих IT-специалистов намного больше получающих зарплату от 2000$, чем среди юристов.
Тем не менее, и мой анализ недостаточно объективен. Сайт Headhunter.ru пользуется особой популярностью среди IT-специалистов. Вакансии в сфере юриспруденции здесь слабо представлены. И работодатели, и соискатели-юристы скорее будут обращаться к другим сайтам – вроде lawfirm.ru, job.ru. И вот здесь уже можно найти огромное количество вакансий от 100$.
Зачастую работу начинают искать, еще обучаясь на 3, 4, 5 курсе. Зарплата студентов, устроившихся более менее по специальности юриспруденция не превышает 500$ в месяц за полный рабочий день (я не знаю ни одного случая, когда студент получал бы больше, если, конечно, ему не помогли устроиться на работу родители, друзья и так далее). Круг обязанностей очень широк. Кто-то занимается ксерокопированием, сканированием, отвозит документы в налоговую инспекцию, подшивает судебные дела. Иногда помощники юристов и стажеры изучают судебную практику, пишут запросы, ищут информацию, составляют «рыбу» договоров. Часто слышу о переработках (то есть работе за пределами рабочего времени), ненормированном рабочем дне.
А для того чтобы получать от 1000$ нужно иметь опыт работы от одного года (иногда даже требуют от трех лет), быть в возрасте от 22-23 лет, знать хорошо английский язык, быть продвинутым пользователем ПК. Очень приветствуется знание второго иностранного языка. А если разобраться – что такое 1000$ в Москве? По данным Росстата, в Москве в апреле 2007 года доход на душу населения составлял 33746 рублей. Для сравнения:
| Субъект РФ | Доход, руб. |
| Ямало-Ненецкий АО | 29070 |
| Ханты-Мансийский АО-Югра | 23059 |
| Тюменская область | 19571 |
| Чукотский АО | 19273 |
| Сахалинская область | 17957 |
| Республика Коми | 15591 |
| г. Санкт-Петербург | 15262 |
Чем объяснить такую ситуацию? Одно из главных объяснений, наверно, - это превышение спроса над предложением. Количество соискателей сильно превышает возможности работодателей. Другая причина – это невысокий уровень квалифицированности и профессионализма юристов, в особенности выпускников. Работодатели знают, что они всегда смогут найти рабочую силу за 200-300$ в месяц.
Статьи по теме:
Не забудьте подписаться на bLAWg.ru ![]()





Июль 20th, 2007 at 12:58
А почему обычным студентам нужно платить больше? Юристы как правило обслуживают бизнес, но не участвуют в основной деятельности. Поэтому и получается, что люди, которые действительно зарабатывают для компании деньги ценятся выше тех, кто обеспечивает им комфортную работу.
С другой стороны большие компании в принципе не платят больших денег при старте, людям, которые ничего из себя не представляют (нет опыта, своих проектов).
Июль 22nd, 2007 at 21:56
Не спорю, студенты действительно всегда получают меньше денег, чем любой другой человек в компании
речь не о том. Студенты с других специальностей (особенно IT, технари и т.д.) могут больше получать, чем юристы, работая по своей специальности еще студентом
Июль 27th, 2007 at 22:53
полагаю что “технари” могут создавать то что компания может продать конечному потребителю.
Июль 28th, 2007 at 19:50
Согласна. Но, с другой стороны, юристы предоставляют услуги. А услуги всегда дороже стоят, чем производство какого-то материального предмета. Правда, сфера IT - это и услуга, и продукт в одном лице.
Август 1st, 2007 at 11:35
Причин несколько, думаю.
С одной стороны выпускнику юр.фака для того, чтобы стать ценным юристом, необходимо еще очень немало времени проработать и набраться практического опыта. Диплом сам по себе редко означает хорошего юриста-практика. В IT, как мне кажется со стороны, ситуация несколько иная. Там даже не выпустившиеся студенты уже многое могут делать (по крайней мере для среднестатистического работодателя).
Высококлассные же юристы (а такими становятся после № лет практики) почти всегда хорошо зарабатывают и достаточно обеспечены.
Я не стану сейчас возражать тем, кто говорит, что юристы не создают продукта на продажу. Люди, утверждающие это, очень плохо осознают важность юриспруденции, а затевать споры мне как-то не хочется.
Но проблема, действительно существующая, это тот правовой нигилизм и пренебрежение правом, которое до сих пор существует на всем пост-советском пространестве. Взять, к примеру, другую крайность - США, где люди каждый свой самый мелкий шаг сверяют с юристами. Там юристы очень много получают и очень обеспечены и даже порой богаты. Естественно, все относительно и там. Но тенденция примерно такова.
Август 1st, 2007 at 22:31
Я ничуть не умаляю важность юриспруденции. Не зря ведь говорят, что самые “страшные” профессии - это юрист и врач. Знания юриста и врача зачастую спасают жизнь человека (как в прямом, так и в фигуральном смысле).
Правовой нигилизм действительно расстраивает…очень часто слышу: а зачем идти в суд, это долго, нудно, и все равно закончится одним - деньгами…
Август 3rd, 2007 at 8:26
[…] я получила комментарий на статью о заработках юристов, который навел меня на […]
Август 16th, 2007 at 23:39
Господа, не знаю - кто и сколько и кому чего может произвести и продать, но… Если бы не группа юристов в 1993-1998 годах, то, просто поверьте, экспорт Украины в таких серьёзных позициях как ферросплавы и металлопрокат сократился бы как минимум на 30% (МИНИМУМ!). Всего это было 6 юристов. Теперь скажите: какой инженер, рабочий или кто ещё может обеспечивать подобную эффективность?
Август 17th, 2007 at 8:42
Марк Болдырев, ок мы можем приводить много исключений, но в общей то своей массе ситуация как я описал выше.
А насчет эффективности, то из вашего сообщения получается по 5% на юриста. Я думаю такой прирост может легко дать менеджер среднего звена если его грамотно мотивировать.
Август 17th, 2007 at 9:00
1. А отчего это Вы решили, что ситуация такова, ка ВЫ её описали (в общей массе)? Только потому что именно Вы её описали?
2. Интересный у вас подсчёт? Из него следует, что по мере роста семьи — рождаемость на человека падает, даже если новый член семьи рождается у мамы с папой ежегодно. Причём, чем чаще рождается, тем ниже рождаемость.
Вы вообще собразили - что на что поделили? А 5% прироста экспорта в масштабах страны на ЧЕЛОВЕКА (на Украине живёт 50 миллионов человек), это знаете ли… менеджер среднего звена. Ага!
Очень прошу, не надо пытаться меня вот так дёшево разводить, хорошо? Don’t insult my brains, please!
Август 17th, 2007 at 11:33
Расчёт Сергея Пономаренко «30%:6=5%» — замечателен.
Предлагаю в связи с этим замечательный бизнес-проект (стоит дорого!) — как охлаждать пиво до температуры близкой к нулю Цельсия без затрат электроэнергии летом.
Этапы:
Покупаете N бутылок пива при температуре T>0
Делите Т на N
При увеличении N дробь T/N стремится к нулю
Наслаждаетесь пивом в количестве N’>>N при температуре сколь угодно близкой к нулю
2. .
3. .
Браво, г-н Сергей Пономаренко! Ваши вычисления навели меня на эту воистину гениальную мысль. Вы — настоящий инженер. Теперь я буду страшно богат. Готов поделиться с Вами прибылью. При том, однако, условии, что убытки тоже несём вместе.
Abgemacht?
Октябрь 6th, 2007 at 14:36
О чем тут это? Может быть я живу в другом мире? Я бы с удовольствием взял на работу квалифицированного юриста и платил бы ему 5-6 тыс. долларов, да только где их взять? Приходят какие-то люди, которые работали по 3-5 лет, просят денег немеренно, а на вопрос о том, кто ведет реестр акционеров, отвечают, что налоговая инспекция. О чем можно с ними говорить? И студенты тоже разные бывают. Если от него только название, что студент, если он овощь, который посадили на грядку юрфака, и он не может составить доверенность, то чем его занять? Копировать документы, подшивать дела, дозваниваться до суда, ездить в инспекцию? Зачем для этого нужен юрист? У меня курьеры этим занимаются, и им платят как-раз по 500 - 700 долларов. А зачем платить больше человеку, который делает не больше, чем курьеры? Только потому, что он учится и когда-нибудь получит диплом? Да что мне его диплом? Если он без диплома будет хорошо работать, я ему буду хорошо платить, а если он даже с дипломом не может отличить договор подряда от договора оказания услуг, то перебирать ему вечно бумажки за 500 долларов в месяц.
На самом деле, на рынке очень мало юристов, которым стоит платить больше полутора тысяч в месяц, и очень большой спрос на таких людей.
Октябрь 7th, 2007 at 23:05
Сергей Леонидович, я приводила в статье средние показатели. Спрос на действительно хороших юристов, Вы правы, велик. Но это в любой отрасли. Везде нужны специалисты, а не люди с корочками. IT-шников, я знаю, расхватывают еще на 3 курсе, особо не разбираясь, хороший он специалист или нет - научат сами. Про юристов такое не скажешь.
А насчет курьеров - часто сами работодатели превращают помощников юристов, младших юристов в курьеры. Особо, кстати, не вникая, можно ли его чему-нибудь научить.
Лично мое мнение - все зависит от человека. Захочет - будет получать 5-6 тыс. у.е, захочет пассивно - будет получать 500-700 у.е., выполняя функции курьера.
Октябрь 11th, 2007 at 6:54
С моей точки зрения, в России сложилась довольно интересная ситуация: с одной стороны, в стране огромное количество выпускников юр факультетов, странствующих в поисках работы за “мизер”, с другой - есть определенная группа специалистов (среди них встречаются и те, чей стаж работы не превышат 5 лет), чьи доходы от проф деятельности достигают 1 млн у.е. в год, а то и больше. Одним словом, богатые и бедные. Как мне кажется, как и в большинстве случаев, спрос пораждает предложение: на сегодняшний день, оснавная задача юриста (как это не печально) состоит в том, чтобы сыграть роль брокера, такого связующего звена между судьей (или администрацией) и клиентом. Соответственно, те, кто смог развить отношенческую сторону дела, сегодня преуспевают. Также, могут расчитывать на высокие доходы специалисты, работающие на западные, или организованные по западному образцу, юр фирмы. В данном случае, требования уже совсем другие. Но, западными зарплатами не напасешься на всех выпускников. Отсюда - результат. Боль! того, очень большая погрешность российских Вузов состоит в их сосредоточенности на преподавании теории права, даже, скорее, на зазубривании отдельных норм права, которые постоянно эволюционируют во времени. При этом, полностью отсутствует обучение практического подхода к делу. В результате, выпускник-отличник самого престижного российского юр фака сможет вам по памяти воспроизвести чуть ли не любую статью из ГК, но, столкнувшись с самым простым заданием, а ля составление иска - … пропасть, ступор и тп. Одним словом, товарищи, надо менять образовательный подход. В большинстве стран западной Европы учат непосредственно юридическому мышлению, применению норм на практике, разрешая на экзаменах использовать источники права. Простое выучивание статей законов не приводит ни к чему хорошему. Я лично, боюсь, что в нашей стране ничего не изменится до тех пор, пока роль адвоката не будет сводится, прежде всего, к налаживанию “дружественныж” отношений с “компетентными” органами. А вот когда это произойдет? Когда РФ станет полноценной демократией? Не хочу делать никаких прогнозов, но, опасаюсь, что Сорокин в “Дне опричника” уже все предсказал
Январь 8th, 2008 at 20:01
Вопрос на самом деле упирается в то, что под словом “юрист” понимается кто угодно: от юриста-конструктора до юриста-техника.
Слава Богу, уже, кажется, догадались не говорить абстрактно о “врачах”, но отчего же мы всё время забываем, что специальностей у юристов - море, и образование прокурора, скажем, совершенно не равно образованию адвоката или следователя, и уж тем более - конструктора.
Профессия судьи практически исключает конструирование (именно исключает!), а профессия “адвоката” (это не слишком точное наименование, дело не в членстве в коллегии, конечно!) напротив - совершенно обязательно подразумевает.
Сказать сейчас “юрист” это всё равно, что сказать: “инженер” и начать обсуждать заработок некоего абстрактного, “среднебольничного” инженера.
В то время как Королёв - инженер, и Петя Хануриков - инженер, и Леонардо да Винчи - инженер…
Может как-то определиться с категориями. Чтоб не так уж “в среднем” всё было?
Февраль 28th, 2008 at 10:15
Прочитала все комментарии. Я вижу, что собрались здесь опытные и образованные люди.
Я собираюсь поступать на юр.фак. хочу стать первоклассным юристом (прокурором, судьей, адвакатом). Точнее, хочу много зарабатывать. Это я к тому, что хочу поинтересоваться у Вас, как у знающих все тонкости этого не легкого пути. Как же добиться успеха если даже красный диплом не имеет большого значения? Может нужна хватка, природный талант, который есть далеко не у всех?
Февраль 28th, 2008 at 12:19
Екатерина. Хотите, скажу вам одну вещь (я в зал судебного заседания, правда, как свидетель, впервые вошёл, когда мне было 20, а теперь мне 50)? Если Вы думаете, что профессия юриста (кстати, определитесь - прокурор, следователь, судья, адвокат, законодательный советник, учёный - это совершенно различные области действия), не самая денежная и, уж точно - не самая лёгкая. Настоящий юрист не работает даже, а служит, а служение подразумевает всеотдачу даже в условиях голода и изнуряющей бедности. Не желаю этого никому и не считаю, что юрист должен жить подаянием и питаться объедками, но пожизненная готовность такого рода именно у юриста (как и у врача и у педагога) должна быть.
Есть три вещи, составляющие именно служение: лечить, учить, судить. Иначе лучше заняться чем угодно, но не юриспруденцией и не юстицией.
Май 16th, 2008 at 13:47
Насчет вопроса Катерины-конечно нужна и хватка и талант..и вообщем то ситуация в России уже меняется в лучшую сторону в отношении юристов..есть что защищать-(собственность)и что самое главное в России появился и окреп так важный для частного юриста средний класс..с которого в принципе и живут частные юристы..всего перепечатывать со своего сайта не буду,просто зайдите почитайте-http://klamat-wordpress.com
Сентябрь 3rd, 2008 at 15:25
Вот именно с этой статьи начинаю читать этот блог. Плюс 1 подписчик
Сентябрь 20th, 2008 at 18:19
уважаемый Марк, к сожалению не могу назвать вас по имени и отчеству, у Вас есть свой блог? очень хочется почитать ваши мысли и рассуждения не только по вопросу правового нигилизма. если да, напишите адрес.
Сентябрь 30th, 2008 at 18:44
Помогите пожайлуста мне выбрать професию!!! Моя мечта с детства стать юристом но меня уверяют что юрист это сложная работа и малооплачиваемая, я хочу чтобы вы помогли выбрать мне професию или рассказать о професии юриста!!!
Октябрь 25th, 2008 at 10:16
Яна, кто вам сказал, что юрист-малооплачиваемая профессия? Я еще с детсва определилась с дальнейшим выбором этоф профессии, и все меня поддержали. Я считаю что это самая инттересная и увлекательная работа. Так что не сомневайтесь в выборе. Хорошие юристы нужны стране!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Октябрь 27th, 2008 at 0:23
Think about it… Are you playing with my strong sensation A joke for you! Did you hear about the new restaurant that opened in India? It’s a New Delhicatessen.
Декабрь 18th, 2008 at 21:05
Декабрь 21st, 2008 at 5:15
Декабрь 24th, 2008 at 5:16
Декабрь 24th, 2008 at 22:58
Апрель 12th, 2009 at 3:29
Интересная идея. Только вот интересно сколько время на это потрачено?
Сентябрь 26th, 2009 at 0:08
Привет, произошла у меня в настоящее время неприятность, дверь деревянная была и развалилась. Вызвал бригаду ремонтников с фирмы интерьер
Пришли мастера, поставили металлическую дверь, длительное время перфоратором действовали, сделали. Ушли, я утром выхожу, дверь открываю и у меня выпадает целый бетонный блок сообща с дверью. Вызвал мастеров, заявили, что это моя вина, что я слишком толстый и не нужно было висеть на двери и ушли. Я ведь ничего не делал, а ремонт теперь капитальный делать. Что в таких случаях делать, подскажите.
Октябрь 13th, 2009 at 23:17
Алена
Стране сейчас нужны инженеры, строители, квалифицированные рабочие в сфере IT, в общем технари. А юристов как собак нерезаных.
У нас в стране каждый ДЕСЯТЫЙ студент учится на юриста. Не многовато ли?
Ноябрь 20th, 2009 at 0:28
Да, сейчас с этой профессией сложновато устроиться на работу. Про очень большую зарплату слышал, но такие люди очень опытные и с двумя высшими образованиями. У нас многие студенты, которые закончили СГА, у них специализации нет, так как все обучение строиться по Западной системе (Бакалавр и т.д.) не могут устроиться на работу, потому-что без опыта. А где его взять? После обучения даже с красным дипломом юристы не нужны, это по крайней мере у нас в городе. Большинство работает не по специальности.
Ноябрь 30th, 2009 at 21:21
Люди я в замешательстве, хотела идти на юриста, говорят переизбыток, хочу идти на социолога, говорят не востребованная профессия, что же делать????
Январь 8th, 2010 at 6:20
супер у вас бложик получается
Январь 15th, 2010 at 23:45
Здравствуйте, сейчас я учусь в 11 классе, вскоре мне предстоит сделать выбор профессии, возможно самый значимый выбор в жизни. Длительное время размышляя и анализируя разные виды деятельности, я принял решение стать Юристом. Многие говорят: «юристов переизбыток, найти работу будет очень сложно», к тому же я изъявляю желание работать судьёй. Размышляя над этой проблемой я пришёл к выводу: Юрист, как и Врач – это люди, в руках которых находятся судьбы людей. Чтобы стать хорошим Юристом , курс ВУЗовского обучения не достаточен. Юрист всю свою жизнь должен самосовершенствоваться, иными словами посвятить её данному делу. Но прежде всего работа должна доставлять удовольствие, как сказал Максим Горький “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый возвышается до творчества”. Многие студенты живут по принципу «от сессии до сессии живут студенты весело» , такие же из них получаются специалисты. Естественно их никто не хочет брать на работу.
Меня интересует:
1) с чего мне начать?(как на данный момент стать «на путь истинный»)
2)Какие книги нужно прочесть, чтобы выработать юридическое мышление?
3) Что требуется уметь при приёме на работу? 4)Чтобы иметь достойный заработок, мне нужно иметь 5 лет стажа?
5)Как стать судьёй, или занять хорошее место в частной организации(рекомендации) 6) Может ли юрист получивший Российское образование работать за рубежом?
P.S.
С нетерпением жду ваших ответов и советов:)
Февраль 13th, 2010 at 11:36
А в чем смысл добавлять свой блог на Фид бернер? Траф это увеличит или еще что? (извините: за оффтоп)
Апрель 14th, 2010 at 17:43
класс
Май 12th, 2010 at 21:31
Здравствуйте еще раз!так как здесь в основном юристы, ответе мне на вопрос пожалуйста! Когда должен получить так скажем “выходное “пособие ребенок сирота. По достижению им 18 летнего возраста или по окончании учебного заведения? Еще мне сказали, что если сирота получает высшее образование, то это пособие ему не положено. положено только при получении средне и средне-специального образования! Я считаю, что это не
правильно и это не так!
Май 17th, 2010 at 23:54
“Сергей Леонидович Пишет:
Октябрь 6th, 2007 at 14:36
О чем тут это? Может быть я живу в другом мире? Я бы с удовольствием взял на работу квалифицированного юриста и платил бы ему 5-6 тыс. долларов, да только где их взять? Приходят какие-то люди, которые работали по 3-5 лет, просят денег немеренно, а на вопрос о том, кто ведет реестр акционеров, отвечают, что налоговая инспекция. О чем можно с ними говорить? ”
Вот таких Сергеев Леонидовичей среди работодателей и немерено, которым нужен робот а не человек, которые не хотят дать шанс человеку возможно с хорошим потенциалом раскрыться, которые не готовы обучить его. А где юристу только, что выпустившемуся из института опыт набирать? Что будет знать этот человек, если на работе его используют как курьера или просто физическую силу, не ставят перед ним задач, чтобы он сам находил на них решения и рос в профессиональном смысле?
Таким Сергеям Леонидовичам и подавай всё готовенькое, а так не бывает, учить надо юристов на практике. А практику кто готов давать? Никто.
Вы Сергей Леонидович, тоже написали слово “немеренно” с ошибкой. О чём с вами вообще можно говорить? А-а-а ?
Август 21st, 2010 at 20:29
Здравствуйте!Посоветуйте пожалуйста!Мечтаю стать юристом, но знакомые говорят, что юристов сейчас очень много!И что юристы мало зарабатывают!Вот не знаю, что делать!Уже через год нужно куда-нибудь поступать!Скажите, сколько зарабатывают юристы? И что лучше, послушать знакомых или следовать мечте?
Август 21st, 2010 at 21:21
Кристина
Юристов сейчас действительно много. Мой отец, ездивший недавно в командировку, рассказывал, что юристы чуть ли не дворниками работают. Для этой работы нужен серьёзный опыт-тогда и зарплата будет нормальной(от 50 тыс. руб. больше).
Проблема не только в их количестве, но и в уровне их подготовки. Если смело решили стать юристом-поступайте в хороший ВУЗ. Однако это не просто-конкурс сейчас очень большой, нужны очень хорошие баллы(от 250, без олимпиад очень сложно).
Мой Вам совет-идите на тех. специальности-не прогадаете! Сейчас там ведь так мало девушек ))